ТЕМА: «ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ХОРУ»
Цель:
формирование духовной культуры учащихся средствами хорового исполнения произведений различной тематической направленности.
Задачи:
1.Эмоциональное воспитание – развитие эмоционально-личностного переживания искусства через активное приобщение учащихся к вокальной музыке различных жанров.
2.Осознанное восприятие (обучение) – развитие музыкального мышления учащихся через постижение интонационного своеобразия, классических произведений и современной массовой детской песни. Определение понятий: вокал, хоровое и сольное исполнение, динамическая нюансировка, виды мелодии (кантилена, речитатив) и их роль в создании музыкально-художественного образа произведения, жанры вокальной музыки.
3.Деятельно-практическое развитие - развитие вокально-хоровой культуры учащихся (сценическая культура, певческая культура, звуковедение, дикция, работа над фразой, унисон, кантилена, рок-речитатив, фольклорное пение с подголоском, элементы ритмики, релаксация); развитие ассоциативного мышления учащихся в постижении образной сферы произведений; развитие умения самостоятельно добывать знания из различных музыкально-художественных источников; культуры многоуровневого творческого мышления.
Принципы:
1.единство воспитания. обучения и развития;
2.связь музыки с жизнью;
3.увлеченность;
4.активность, осознанность и самостоятельность творческой деятельности на уроке и вне его;
5.тематическое построение урока.
Формы работы:
коллективная (хоровое исполнение), работа в группах (работа с ансамблем в двухголосии), индивидуальная (викторина, загадки, вопросы)
^ Методы работы:
перцептивные (направленные на восприятие)
словесный (рассказ и пояснения учителя);
наглядный (подготовка печатного материала по хоровому репертуару);
практический (вокально-хоровая работа);
гностические (знания усваиваюися в процессе размышления)
викторина;
сравнение;
обобщение;
анализ;
управленческие (знания усваиваются под руководством учителя или вне его):
мотивация – создание мотивов поощрения и успеха;
метод музыкально-художественного построения урока;
метод историзма;
контролирующие:
устный опрос,
проявление знаний в процессе музицирования.
^ Тип урока: урок обобщения.
Жанр урока: урок-концерт.
Оборудование:
фортепиано, блокфлейты, барабан.
Музыкальный материал:
1. Норвежская народная песня «Камертон»
2. «Дровосек»
3 « Слабости это позор»
3.Франс Губберт « Ночь тиха»
4.Ж.Бизе «Хор мальчишек» из оперы «Кармен»
5. М. Славкин «Почему сороконожки опоздали на урок»
6. Е. Казановский « Сказка о глупом мышонке»
^ ХОД УРОКА:.
^ 2. Хоровой урок – концерт.
Концерт у нас сегодня в школе,
Поет наш хор, я в этом хоре.
У всех детей нарядный вид,
Зал в нетерпении гудит.
Вот мама с папою сидят,
Глаза их радостно блестят,
Я им киваю головой,
Я так горжусь сейчас собой.
Все замерли, и хор запел.
Вдруг зал исчез, он улетел,
Остались только голоса.
Бывают в жизни чудеса!
ХОРОВОЕ ПЕНИЕ - древнейшее проявление музыкальной культуры.
К идеям эстетического воспитания, в частности, средствами певческого искусства, обращались философы, педагоги, музыканты всех времен. Задача, которую они ставили перед собой – как с помощью искусства воспитать чувства человека, сделать благородными его помыслы и деяния.
В античные времена отношение к музыке было как к занятию, не уступающему по важности медицине. Например, Аристоксен (около 354-300 г. до н.э.) говорил, что «тело очищает врачевание, а душу – музыка, как искусство пения со словом». Участвовать в хоре в те времена считалось священным долгом.
В средние века всё определялось догмами церкви, но, отвергая античные идеалы, церковь все же не отрицала чудотворности воздействия хорового искусства. Иоанн Златоуст (350 г. н.э.) писал об устремленности слуха к благозвучию, которое настолько велико, что, увлекшись мелодией, человек с радостью откажется от еды, питья и сна.
В эпоху Возрождения говорится о всестороннем развитии личности. В некоторых школах обучению пению придается большое значение. Детское исполнительское творчество поднимается на новую ступень – пение в храмах. Например, даже И.С. Бах (1685-1750 г.) сочинял и разучивал со школьным хором собственные кантаты (когда работал кантором церкви Св. Фомы).
В XIX же веке господствующей формой бытования хоровой музыки становится её концертное исполнение. Характерной чертой является приобщение детей к высокой профессиональной культуре пения. Продолжают свою деятельность школы, консерватории, колледжи.
В России одно из ранних упоминаний о детском пении относится к 1621 г., где мальчики наряду с мужчинами пели в храмах.
Хоровая музыка принадлежит к наиболее демократичным видам искусства.
Большая сила воздействия на широкий круг слушателей определил её значительную роль в жизни общества.
Представление хора.
Викторина - музыкальные загадки.
Загадки разминки:
1. На листочке, на страничке –
то ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке
и щебечут песенки. (Ноты)
2.Проверяют звук и тон
инструментом… (Камертон)
3.Я стою на трех ногах,
Ноги в черных сапогах.
Зубы белые, педаль,
А зовут меня - … (Рояль)
Загадки по спецпредмету:
1.Слово книжное «вокал»
Как бы проще ты назвал? (Пение)
2.Он на сцене выступает,
В хоре песню начинает,
Исполняет весь куплет,
Хор припев поет в ответ. (Солист)
4.В нем так много музыкантов,
Виртуозов и талантов.
Пропоют любой мотив.
Как зовется коллектив? (Хор)
^ Хоровые упражнения:
Календарные песни
« Мы катаем снежный ком»
« То не вьюги, не метели»
« Как на горке снег..»
«Как на тоненький ледок»
«Вьюга»
Разминка: на развитие артикуляционного аппарата:
« Алфавит»
« Лягушата»
« Рыбки»
« Лошадка»
Скороговорки :
« Веники»
« Боронила борона»
Распевки:
« Камертон»
«Дровосек»
« Слабости это позор»
^ Исполнение хорового репертуара
Рождественская песня «Тихая ночь, дивная ночь»
На стене старой школы в австрийском городке Арндорф и сейчас висит мемориальная доска. Надпись повествует, что в этих стенах два человека – учитель Франц Груббер и священник Йозеф Мор в едином порыве написали прекрасный гимн «Тихая ночь, дивная ночь…», получив вдохновение от Творца миров. Этому бессмертному произведению в 2018 году исполнится 200 лет. И многим будет интересна история его создания.
«Тихая ночь» очень быстро распространилась по городам Австрии и Германии. Имена её авторов оставались неизвестными (сами они не искали себе славы). Празднуя Рождество в 1853-м году, прусский король Фридрих Вильгельм IV был потрясён, услышав «Тихую ночь». Придворный концертмейстер получил приказ разыскать авторов этой песни. А как это было сделать? Груббер и Мор не были знаменитыми. Йозеф к тому времени умер нищим, не прожив и 60 лет. А Франца Груббера могли бы долго ещё искать, если бы не один случай. Хор Зальцбурга накануне Рождества в 1854 году репетировал «Тихую ночь». Один из хористов по имени Феликс Груббер пел её иначе, не так как все. И вовсе не так, как учил регент хора. Получив замечание, он вежливо ответил: «Я пою так, как меня научил отец. А отец знает лучше всех, как правильно петь. Ведь он сам сочинил эту песню». К счастью, регент хора знал концертмейстера прусского короля и ему был известен приказ… Таким образом, Франц Груббер остаток своих дней прожил в достатке и почёте.
ПОБЕДОНОСНОЕ ШЕСТВИЕ ВДОХНОВЕННОГО РОЖДЕСТВЕНСКОГО ПСАЛМА Ещё в 1839 году ансамбль «Тирольские певцы» семьи Рейнеров исполнил этот удивительный Рождественский гимн в Америке во время своего концертного турне. Он имел грандиозный успех, поэтому сразу же сделали перевод на английский, и «Тихая ночь» с тех пор стала звучать повсеместно. В своё время было опубликовано интересное свидетельство Генриха Харрера – австрийского альпиниста, путешествовавшего по Тибету. Он решил в Лхасе устроить Рождественский праздник. И был просто потрясён, когда ученики британских школ вместе с ним запели «Тихую ночь». Ночь тиха, ночь свята… Сей дивный рождественский гимн звучит на всех континентах. Его исполняют огромные хоры, небольшие группы и отдельные вокалисты. Проникновенные слова рождественской Благой вести, вместе с небесной мелодией, завоёвывают сердца людей. Вдохновенному псалму уготована долгая жизнь – вслушайтесь в него
« Ночь тиха..» исполняет сводный хор 4-х классов.
Опера «Кармен» - вершина творчества Бизе – одна из самых популярных опер. Начало работы над оперой относится к 1874 году. Сюжет заимствован из третей главы новеллы «Кармен» писателя Проспера Мериме (1803-1870), написанной в 1845 году.
Премьера «Кармен» состоялась в Парижском театре комической оперы 3 апреля 1875 года и успеха не имела. В наше время эта опера входит в репертуар почти всех оперных трупп и исполняется на большинстве языках.
Хор мальчишек Происходит смена караула, во время которой группа уличных мальчишек изображает из себя солдат Перед хором мальчишек есть вступление. Сначала это призывные возгласы трубы. Затем тема хора проходит у флейты, в высоком регистре, в штрихе staccato, динамика ppp с последующим crescendo до ff перед вступлением хора. В динамике хора преобладают f и ff, а в оркестре p и pp. Такой динамический дисбаланс связан с детским голосом. Если хор поёт с оркестром, то хору выписывается несколько более громкая динамика, нежели оркестру, а здесь не просто хор, а детский хор.
« Хор мальчишек» из оперы « Кармен»
Михаил Славкин – российский композитор , автор большого количества детских песен. Руководитель детского хорового коллектива «Преображение». Песня « Почему сороконожки опоздали на урок» входит в сборник песни и хоры Михаила Славкина.
Песня « Почему сороконожки опоздали на урок»
28 октября отмечается Всемирный день мультфильмов , учрежденный в 2002 году Международной ассоциацией Анимационного кино. В этот день в 1892 году французский художник и изобретатель Эмиль Рено продемонстрировал публике «святящиеся пантомимы»- движущиеся изображения , которые можно считать прообразом мультфильмов.
Как и все советские мультфильмы, легендарная история о глупом мышонке несёт поучительный характер, Создан мультик «Сказка о глупом мышонке» в далёком 1940 году по стихотворению С.Я. Маршака знаменитым режиссёром Михаилом Цехановским, на работах которого выросло целое поколение советских ребятишек. Мама-мышка убаюкивает своего глупого мышонка, нежно напевая ему колыбельную. Но сынок капризничает, видите ли, голосок родной мамы для него слишком тонок, и ему срочно нужна нянька. Потакая любимому мышонку, мышка бежит звать в няньки утку. Нет, голос утки ребёнку тоже нехорош, потому что крякает она слишком громко. Кваканье грубой жабы показалось мышонку скучным, лошадь странно ржала, курица противно кудахтала, зубастая щука вообще ни звука не могла произнести. И наконец в няньки позвали ласковую кошечку. Мяуканье последней няньки очень пришлось по душе малышу. Только вот утром ним кошки, ни мышонка не видать. Кто же всё-таки глупее – мышонок или его мама?
Музыкальная картинка « Сказка о глупом мышонке». На известные стихи Самуил Маршака написана композитором Евгением Казановским в 1986 году в городе Риге. Ее первым исполнителем стал в том же году Детский хор Ленинградского телевидения и радио под управлением Станислава Грибкова.
«Сказка о глупом мышонке» исполняет сводный хор 4-х классов. Солисты:
Ваня Геймур
Настя Бондарева
Настя Пшеничная
Яна Опря
Вика Тимарина
Урок хора
4-х классов
«Похвальное слово хору»
Подготовила учитель музыки и хора высшей категории
Прутова И.Г.
Школы- гимназии вальдорфской ориентации
г. Уральска
Уральск 2016г.