Государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области
для обучающихся воспитанников с ограничениями возможностей развития
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная Екатеринбургская
школа-интернат № 13»
Согласованно Зам. директора по УВР
___________________ О.В. Демина
«________»____________ 2016 года
Утверждено
Директор
______________ Т.В.Щербакова
«_______» ____________2016 года
Рабочая программа
Предмет: Музыкально-ритмические занятия
Учитель: Смолкина Марина Владимировна
Класс: 1 доп.«Б», 1 доп. «В»
Рассмотрено на заседании МО:
Протокол №_________
От «____»__________
Руководитель МО
________________
2015- 2016 уч. год
г. Екатеринбург
Предмет: МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа подготовлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для слабослышащих, позднооглохших и кохлеарноимплантированных обучающихся, адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабослышащих, позднооглохших и кохлеарноимплантированных обучающихся ГКОУСО «ЕШИ №13», а также учитывает результаты диагностики слухоречевого развития учащихся.
Данная программа имеет коррекционную и образовательную направленность.
Музыкально-ритмические занятия являются одним из важных специальных (коррекционных) предметов в системе образовательно –коррекционной работы с СС и КИ обучающимися, направленной на их всестороннее развитие, наиболее полноценную социальную адаптацию и интеграцию в обществе.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Музыкально - ритмические занятия способствуют личностному развитию
обучающихся, приобщению к музыкальной культуре (народному ипрофессиональному музыкальному творчеству), формированию более целостной картины мира, воспитанию патриотических чувств, толерантных взаимоотношений, расширению кругозора, активизации познавательных возможностей, реализации творческого потенциала, желания и умений участвовать в художественной деятельности, связанной с музыкой. Это имеет важное значение для приобщения СС и КИ детей к социуму, их интеграции в обществе.
В процессе музыкально - ритмических занятий решаются важные и сложные коррекционно - развивающие задачи: коррекция и развитие двигательной сферы (формирование правильных, координированных и ритмичных движений, хорошей осанки и др.); развитие слухового восприятия (от базовых сенсорных способностей, выработки условной двигательной реакции на музыкальное звучание, овладение детьми различением, опознаванием и распознаванием на слух резко отличающихся по звучанию элементов музыки до восприятия фрагментов из крупных музыкальных произведений, определение обучающимися (самостоятельно и с помощью учителя) характера музыки и доступных средств музыкальной выразительности, включая звуковысотные, темпоритмические, динамические и тембровые отношения), а также развитие слухозрительного и слухового восприятия устной речи, ее произносительной стороны (автоматизация произносительных навыков с использованием фонетической ритмики). На занятиях активизируется речевое развитие детей, навыки речевого поведения, устной коммуникации в связи с участием в разных видах музыкально-ритмической деятельности. Важное значениепридается развитию эмоционально-волевой и познавательной сфер. Тем самым музыкально-ритмические занятия способствуют всестороннему развитию обучающихся, наиболее полноценному формированию личности.
Цель и задачи изучения предмета.
Цель: создание условий для развития навыка восприятия музыки и речи на слух в естественных условиях на оптимальном расстоянии, а также для развития устной речи учащихся, выполняющей функцию общения.
Образовательные задачи:
Формировать навык распознавания громкой и тихой, веселой и грустной музыки через слушание музыкальных произведений и знакомство с соответствующими иллюстраций;
Различать музыкальные звуки через слушание музыкальных фрагментов;
Различать песню, танец, марш в процессе движений под музыку и выполнения соответствующих заданий по карточкам.
Расширять словарный запас учащихся, пополнять его новой лексикой;
Совершенствовать произношение учащихся в процессе декламации попевок и песен;
Развивать эмоциональную составляющую способностей учащихся в процессе ритмических движений;
развивать двигательные способности учащихся в процессе ритмических упражнений.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать слуховое восприятие через восприятие речевого материала урока и через слушание музыкальных произведений;
Развивать внимание в процессе выполнения ритмических и танцевальных упражнений;
Учить отвечать на вопросы в беседе о музыке.
Воспитательные задачи:
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью через формирование правильной осанки, через выполнение различных общеразвивающих и танцевальных упражнений;
Воспитывать аккуратное и бережное отношение к музыкальным инструментам;
Воспитыватьслуховое вниманиек речи учителя и товарищей.
Особенности контингента учащихся
1 Д «Б» класс.
1 группа:Банных С., Силич А., Саранина А. – слышат и быстро реагируют на задания, двигательно активны, речь недостаточно внятная, речевой словарь очень ограничен.
2 группа:Векилов Т., Лукина П. –используют в речи отдельные слова и простую аграмматичную фразу, речь недостаточно внятная, отзываются не сразу, трудности с пониманием обращенной речи, моторика нарушена
3 группа:Дергачев К. –говорит плохо, обращенную речь не понимает, произвольное внимание нарушено, двигательно расторможен.
Слух:КИ - Банных С., Векилов Т., Лукина П., Силич А., СС – Саранина А. (3-4 ст. туг.), Дергачёв К. (3-4 ст. туг.)
Моторика: норма – Банных С.,Силич А., Саранина А., ниже нормы – Векилов Т., Дергачёв К., Лукина П.
Музыкальное восприятие: Банных С., Силич А., Саранина А.- есть интерес и эмоциональная отзывчивость при игре на музыкальных инструментах, быстро и правильно реагируют на начало и конец музыкального звучания, на смену динамики в музыке (громко, тихо), у Силич. А. выявляется хорошее чувство музыкального ритма при игре на барабане, дети слышат и могут угадать звучание того или иного музыкального инструмента и могут сыграть на барабане с динамическими оттенками, отличают высокие и низкие звуки, двигаются под музыку нормально, моторика в норме; Векилов Т., Лукина П. - есть интерес при игре на музыкальных инструментах, Векилов Т. –на начало и окончание музыки реагирует плохо, все действия производит только после того, как увидит действия товарищей, произвольно манипулирует при движении под музыку, чаще всего ускоряет темп, музыкальные тембры не различает, моторика нарушена, ниже нормы; Лукина П. – отличает высокие и низкие звуки, есть эмоциональная отзывчивость на музыку в процессе игр, моторика нарушена, ниже нормы; Дергачев К. – нет реакции на начало и окончание музыкального звучания, на смену динамики в музыке, на музыкальных инструментах играет небрежно и ускоряет темп, музыкальные тембры не различает, моторика нарушена ниже нормы.
1 Д «В» класс.
1 группа: Золотина Е., Иванова А., Перевалов Д. –не сразу понимают инструкцию учителя, говорят плохо, словарный запас очень ограничен.
2 группа:Родионова А. – речь невнятная, отзывается не сразу, обращенную речь не понимает.
3 группа:Лобанов А. –очень трудно дается выполнение заданий, сложно сосредоточить внимание, рассеянный, почти не говорит, невнимательный, не может сосредоточиться на выполнении заданий.
Слух:все дети КИ, слышат музыку на расстоянии – 6 м - Золотина Е, Лобанов, А., Перевалов Д., до 6 м. – Родионова А., до 4 м. – Иванова А.
Моторика: норма – Перевалов Д., Родионова А., ниже нормы – Золотина Е., Иванова А., Лобанов А.
Музыкальное восприятие:Перевалов Д. – очень внимательно слушает музыку, быстро реагирует на начало и окончание музыкального звучания, может сыграть на барабане с динамическими оттенками (громко и тихо), отличает тембры (высокий, средний, низкий), улавливает звук фортепиано и может голосом в точности повторить его, проявляет интерес к игре на музыкальных инструментах; Лобанов А. – не сразу, но реагирует на начало и конец музыкального звучания, нет интереса к игре на музыкальных инструментах и к другим играм, не реагирует ни на динамические изменения в музыке, ни на высоту музыкального звучания, только по показу; Золотина Е., Родионова А., Иванова А. – проявляют живой интерес к музыке, реагируют на начало и окончание музыкального звучания, могут сыграть на барабане громко и тихо по просьбе учителя, не отличают высокие и низкие звуки, в музыкальных играх участвуют охотно.
Место специального (коррекционного) предмета в учебном плане.
Согласно учебному плану музыкально-ритмические занятия проводятся в подготовительном классе2часа в неделю, 66 часов в год.
Результаты освоения содержания специального (коррекционного) предмета.
Личностные результатыосвоения программы отражают:
Эстетическое воспитание обучающихся, формирование более целостной картины мира за счет приобщения к музыкальной культуре;
преодоление отчуждения от общества слышащих, воспитание установки на активную интеграцию в мир слышащего большинства;
овладение начальными умениями адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире на основе педагогически организуемых профилактики и преодоления таких видов депривации слабослышащего ребенка, как слухоречевая, коммуникативная, информационно-культурная, социальная;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; в том числе в мире музыки и танца, труднодоступных для слабослышащих детей; преодоление обедненности эмоционально – эстетического опыта; освоение речевых средств выражения эстетических оценок и суждений;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Метапредметные результаты освоения программы отражают:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности в вербальной форме, поиска средств осуществления учебной деятельности и их оречевления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
определение с помощью педагога общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять при педагогической поддержке взаимный контроль в совместной деятельности, с помощью педагога адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
умение понимать вербальные инструкции и действовать в соответствии с ними.
Предметные результатыосвоенияучебного предмета отражают:
сформированность эмоционального восприятия музыки (в исполнении учителя, в аудиозаписи и видеозаписи), умений в словесной форме определять характер, жанр, доступные средства музыкальной выразительности в прослушиваемых произведениях классической и современной музыки;
понимание выразительной и изобразительной функций музыки;
знание названий прослушиваемых произведений, фамилий композиторов,
названия музыкальных инструментов;
эмоциональное, выразительное, правильное и ритмичное исполнение под музыку несложных композиций народных, современных и бальных танцев, овладение элементами музыкально – пластической импровизации;
эмоциональная, выразительная декламация песен под музыку в ансамблепод аккомпанемент и управление учителя при передаче в достаточно
внятной речи (при реализации произносительных возможностей) темпоритмической структуры мелодии, характера звуковедения, динамических оттенков;
эмоциональное, выразительное и ритмичное исполнение на
элементарных музыкальных инструментах в ансамбле сопровождения к
музыкальной пьесе или песне, исполняемой учителем;
в различных видах внеурочной художественной деятельности, в том числе совместной со слышащими сверстниками,реализация сформированных умений.
Условия эффективности выполнения программы.
Основные виды деятельности обучающихся на музыкально -ритмических занятиях.
Восприятие музыки.
Над проблемой развития у учащихся музыкального восприятия работали многие исследователи: О.А. Апраксина, В.К. Белобородова, Л.С. Выготский, Л.Г. Дмитриева, Д.Б. Кабалевский, Е.В. Назайкинский, П.М. Якобсон, Н.Г. Тагильцева, Е.Н. Федорович, сурдолог Е.З. Яхнина. Е.З. Яхнина пишет, что «формирование восприятия музыки уС/С детей предполагает обучение внимательному слушанию музыкальных произведений, элементарному их анализу, узнаванию неоднократно прослушанных музыкальных пьес. Работа строится на развивающихся у детей возможностях слухового восприятия элементов музыки при целенаправленном формировании восприятия характера музыкальных пьес».
Формирование восприятия музыки у СС и КИ школьников осуществляется на основе сохранных анализаторов и развивающегося слухового восприятия (т. е. на полисенсорной основе) с обязательным введением упражнений, проводимых только на слух при постоянном использовании средств электроакустической коррекции.Обучение восприятию музыки является составной частью других видов деятельности - музыкально-ритмических движений, игры на элементарных инструментах, декламаций песен под музыку.
Дети учатся слушать музыку в исполнении учителя и аудиозаписи, с помощью ритмических движенийопределять характер музыки, доступные средства музыкальной выразительности.
Для данного вида деятельности используются такие методы, как:
словесный метод – беседа (при знакомстве детей с новым музыкальным произведением);
наглядно слуховой метод (при исполнении знакомых фрагментов музыкальных произведений данного композитора);
метод размышления о музыке(Д.Б. Кабалевский), при котором учащиеся, решая поставленную учителем задачу, используют имеющиеся знания;
учителем должна быть чётко сформулирована задача, совместно с учителем учащиеся решают задачу, а вывод делают сами учащиеся по возможности.
Также при прослушивании музыкальных произведений обязательно используются репродукции картин художников, другие иллюстрации, презентации, с помощью которых ребёнок легче воспринимает музыкальный материал. При выявлении средств музыкальной выразительности используются разнообразные знаковые карточки, по которым ребёнок легко сможет сравнить и определить, как звучала музыка (громко или тихо, весело или грустно и т.д.)
Для подготовительного класса особенно необходимо использование как можно большего количества наглядных средств и разнообразных танцевальных движений, поэтому при повторном прослушивании музыкального произведения, чтобы понять, насколько хорошо дети понимают учителя, дети под музыкальное звучание идут в колонне (музыка медленная) или бегут (музыка быстрая) в зависимости от темпа исполняемого музыкального произведения.
Музыкально – ритмические движения.
Изучением движений и созданием системы развития двигательной сферы у с/с и КИ детей занимались:Э.Н. Абилова, Р.Д. Бабенкова, Н.Г. Байкина, А.О. Костанян, Г.В. Трофимова, З.И. Пунина, Е.В. Хохрякова, Ж.И. Шиф.
У СС и КИ детей целенаправленно развиваются двигательные навыки, формируется хорошая осанка. Они учатся эмоционально, выразительно правильно и ритмично выполнять под музыку основные движения (ходьба, бег, хлопки, прыжки и др.), танцевальные и гимнастические упражнения, исполнять элементы танца и пляски, несложные композиции народных танцев. Важное значение придается развитию музыкально – пластической импровизации.
Для данного вида деятельности используются 2основных метода:
Целостности - несложные по координации движения осваиваются целостно, по показу учителя, их необходимо выполнять «зеркально»;
Расчленённости - более трудные упражнения разучиваются отдельно, без музыки, каждый элемент отрабатывается отдельно, при этом учитель стоит спиной к детям, а лицом к зеркалу.
Также используются словесный, наглядный, практический методы: показ учителя, просмотр видеоролика и различных иллюстраций по теме танца, просмотр исполнения танца другим творческим коллективом.
При разучивании элементов танца необходимо прохлопать ритмический рисунок, потопать, сыграть ритмический рисунок на музыкальных инструментах.
Важным является также одновременное выполнение комплексов упражнений педагогом и детьми. Педагог, таким образом, не только демонстрирует образец исполнения, показывает пример артистичности и эмоциональности, но и способствует непрерывной организации движений.
Смена музыкального материала также необходима для переключения внимания детей и во избежание их переутомления.
Декламация песен под музыку.
Методы вокальной работы с детьми (Л.Б. Дмитриев, И.К. Назаренко, Г.П. Стулова):
Для более качественной работы по данному виду деятельности необходимо:
учить детей правильно и глубоко дышать так, чтобы рёбра раздвигались, а диафрагма очень активно работала, при вдохе – поднималась вверх, при выдохе –опускалась вниз; используются дыхательные упражнения (на отработку диафрагмального дыхания) (И. Козлянинова);
учить детей чёткой артикуляции, а именно – губы должны быть расслаблены, зубы разжаты, нижняя челюсть опускается вниз, язык активно работает; используются разнообразные артикуляционные упражнения («Заборчик», «Чашечка» и т.д.) (Э. Чарели);
дать детям прослушать песню, которую предстоит разучить, в оригинальном исполнении (с соблюдением всех авторских пометок: в плане темпа, ритма, громкости и т.д., но, с учётом специфики наших детей, допускается исполнение в более медленном темпе и с более упрощённым текстом );
обязательно почти на каждое слово текста подобрать иллюстрацию, чтобы детям было легче понимать значение слов;
к декламации песни необходимо приступать с распевания детей (это могут быть небольшие попевки 2-3 ноты, исполняются на гласные или на слоги), внимание уделяется протяжности гласных звуков и чёткости произношения согласных звуков;
трудные слова (звуки, слоги) необходимо отрабатывать отдельно при помощи фонетической ритмики;
обязательно для подготовительных классов использовать разнообразные музыкальные, подвижные и артикуляционные игры, в которых отрабатываются сложные для речи и для понимания слова песни;
обязательно находить разнообразные варианты для разучивания песни, во избежание переутомления детей, например, мелодию песни включать в другие виды музыкальной деятельности (хлопать ритм, сыграть ритм на треугольнике или бубне, показать в движениях и т.д.) ;
с отработанной и выученной песней желательно выступить на школьном концерте для того, чтобы стимулировать и активизировать работу детей и в качестве поощрения;
песенный репертуар подбирается по принципу доступности, то есть он не должен быть сложным по музыкальной интонации (без больших интервальных скачков), по темпу (не слишком быстрое), по диапазону (си-малой октавы - до-ре второй октавы).
Обучение декламации песен под музыку направлено на совершенствование произносительных навыков школьников, развитие у них способности проникновения в эмоциональное содержание песни, выразительного коллективного ее исполнения,. Дети обучаются эмоциональной, выразительной и внятной декламации песен в ансамбле под музыкальное сопровождение и управление учителя или аудиозаписи, точному воспроизведению ритмического рисунка мелодии, ее темпа, динамических оттенков, характера звуковедения (плавно, отрывисто), соответствующей манере исполнения (легко, болеетвердо и др.).
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.
Над проблемой инструментального музицирования работали такие исследователи, как: Э.Б. Абдуллин, Т.Н. Девятова, Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко.
Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах направлено на развитие у глухих, СС и КИ детей восприятия музыки, умений исполнять на бубне, барабане, маракасах, треугольниках, тарелках и др. ритмический аккомпанемент к музыкальной пьесе или песне (ведущую партию исполняет учитель на фортепьяно или ученики на треугольнике, бубне и др).
В данном виде деятельности важно, чтобы ребёнок по показу учителя сначала совместно, а затем самостоятельно сумел в точности передать ритмический рисунок на музыкальном инструменте.
Для того, чтобы коллективное исполнение стало качественным, необходимо сначала с каждым ребёнком отдельно сыграть на том или ином инструменте, затем сыграть отдельно с каждой группой инструментов, а только потом соединять все группы в один дружный коллектив.
Самое главное – внимание и слуховой контроль, без которых музыкальный оркестр существовать не может.
При выборе музыкального материала обращается внимание на его доступность и удобство для совместного исполнения. Доступный материал – значит в умеренном темпе, с несложным ритмическим рисунком, желательно ровным ритмом.
Используются основные методы: наглядный метод (показ учителем) и метод практической деятельности (дети исполняют музыку на музыкальных инструментах).
Инсценирование (драматизация).
Эту проблему исследовала Т.В. Надолинская «Игры-драматизации на уроках музыки в начальной школе».
На музыкально-ритмических занятиях используются театрализованные формы музыкально–творческой деятельности: музыкальные игры, инсценирование песен, игры – - драматизации, инсценирование фрагментов музыкальных сказок. Дети учатся выражать образное содержание музыкально – художественных произведений с помощью средств выразительности различных искусств, прежде всего, с помощью музыкально–пластической и речевой деятельности.
Через игру ребенок не только распознает эмоциональное состояние персонажа по мимике, жесту, интонации, но и передает с помощью выразительных средств разнообразные эмоции. В процессе освоения театрализованных игр у ребенка обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи, расширяется ее интонационный диапазон. Содержание игр, необычность сюжета, возможность «спрятаться» за маску, костюм, театрализованную куклу позволяют ребенку решить многие проблемные ситуации.
Театрализованные игры являются средством сохранения эмоционального здоровья ребенка и предупреждения эмоциональных расстройств. Но это возможно лишь при наличии активного интереса детей к играм, поэтому важно, чтобы игры были разнообразными, а содержание – увлекательным.
Музыкальный репертуар должен подбираться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, обладать художественными достоинствами, быть разнообразным и интересным по содержанию. При подборе репертуара важно учитывать эмоциональный опыт детей, их способность сопереживать чувствам, которые выражены в музыкальном произведении.
Музыкальные сказки: «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Колобок» и т.д.
Основные методы: наглядный (учитель показывает) и метод практической деятельности (дети играют роли разных героев).
Восприятие и воспроизведение устной речи (автоматизация произносительных
навыков с использованием фонетической ритмики и музыки).
Труды по фонетической ритмике разрабатывались авторами Т.М. Власовой и А.Н. Пфафенродт.
В данном виде деятельности важно развивать слухозрительное и слуховое восприятия речи, закреплять навыки внятного, выразительного, достаточно естественного ее воспроизведения при реализации произносительных возможностей. Ведется работа по развитию речевого дыхания, голоса, закреплению звукового состава речи, восприятия на слух и воспроизведения элементов ритмико – интонационной структуры речи, воспроизведения слов и фраз, коротких диалогов преимущественно разговорного характера. Закрепление первичных произносительных умений целенаправленно осуществляется на музыкально- ритмических занятиях.
Суть этого вида деятельности в том, что различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). Это один из главных видов деятельности по формированию произношения и играет существенную роль в коррекции речи с/с и КИ детей и в развитии у них естественных движений.
Дети с учителем стоят по кругу. Учитель показывает различные дыхательные упражнения, отдельно упражнения на гласные, на слоги, стихи с движениями рук и корпуса и т.д. Если упражнение сложное или нужно проверить память ребёнка, то опрашивается каждый ученик в отдельности. Если у ребёнка возникают затруднения, учитель помогает, повторяют и закрепляют упражнение несколько раз.
Метод – наглядный (по показу учителя) и практической деятельности (дети сами выполняют упражнения).
Мониторинг результатов обучения.
Текущий контроль овладения различными видами деятельности, связанными с музыкой, осуществляется на каждом занятии, периодический контроль – в конце триместра.
Проверки, включаемые в периодический контроль, направлены на изучение достижения детьми запланированных личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. При проверке достигнутых результатов обучения и их оценке учитываются овладение всеми видами деятельности, связанными с музыкой: восприятием музыки, музыкально – ритмическими движениями, декламацией песен, игрой на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Задания соответствуют планируемым результатам обучения с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика. Проверки по овладению различными видами деятельности, связанными с музыкой, проводятся на музыкально – ритмических занятиях фронтально, малыми группами или индивидуально.
В отчетах учителей музыкально – ритмических занятий на основе данных текущего учета, проводимого на каждом занятии, анализируются и результаты работы по разделу «Автоматизация произносительных навыков (с использованием фонетической ритмики и музыки).
Анализ достижений учениками планируемых результатов обучения включается в отчеты учителей музыкально – ритмических занятий, предоставляемых администрации образовательной организации каждый триместр.
Учитель музыкально – ритмических занятий участвует в ежегодном составлении характеристики слухоречевого развития каждого обучающегося, составляемой совместно с учителем индивидуальных занятий и фронтальных занятиях по развитию восприятия неречевых звучаний и технике речи.
Контрольно-измерительные мероприятия
17 октября – проверочная работа «Викторина по слушанию музыки. Определение регистра (высоты) звучания». По звучанию музыкального фрагмента нужно определить, какое животное «говорит» и поднять соответствующую карточку.
18 ноября – Игра «Покажи и скажи» - самостоятельно показать отдельные слова при помощи фонетической ритмики.
27 января – Инсценировка музыкальной сказки «Волк и семеро козлят» - показать характеры героев в движениях.
11 февраля – проверочная работа «Танец по показу. Построения, движения руками, повороты». Правильно исполнить элементарные движения под музыку (проверка координации движений у детей, знание правой и левой сторон).
30 марта – контрольный урок, на котором дети показывают оркестр музыкальных инструментов на музыку «Добрый жук» и исполняют любую песню.
12 мая – проверочная работа: «Викторина по слушанию музыки» узнать по звучанию, что звучит: песня или танец, и поднять соответствующую карточку, затем исполнить самостоятельно каждому ребенку. Работа проводится индивидуально, с помощью учителя.
Критерии оценки по предмету
1. Речь внятная – ученик не имеет дефектов произношения. Ребёнок слышит всё, о чём говорят на уроке.
2. Речь достаточно внятная – ученик имеет отдельные дефекты произношения, которые не затрудняют понимание смысла высказывания. Слух достаточно хороший, но ребёнок некоторые звуки слышит неверно и иногда нужно повторить вопрос.
3. Речь ближе к достаточно внятной – ученик имеет большое количество дефектов в произношении; смысл высказывания понятен не в полном объеме. Ребёнок слышит информацию не в полном объёме.
4. Речь недостаточно внятная – смысл высказывания не понятен, но понятны отдельные предложения. Слышит только отдельные предложения.
5. Речь маловнятная – понятны только отдельные слова. Слышит только отдельные слова.
6. Речь невнятная – не понятны даже отдельные слова. Не слышит даже отдельных слов.
Уровни обученности слуховому восприятию фраз и текста:
Оптимальный (100%-80%) – правильно воспринимает слухоречевой материал –выполняет инструкции, понимает и отвечает на вопросы; воспринимает музыкальный материал с первого предъявления.
Средний (79%-70%)– воспринимает слухоречевой материал с незначительными ошибками в плане содержания; воспринимает музыкальный материал со второго предъявления.
Допустимый(69%-50%) – воспринимает слухоречевой материал с частыми ошибками; воспринимает музыку с развернутой помощью педагога.
Критический (менее 50%) – не воспринимает слухоречевой материал, задания не выполняет; основное содержание не воспринимает даже с развернутой помощью учителя.
Календарно-тематическое планирование (отдельный документ)
Результаты выполнения рабочей программы
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
1)Внимательно слушать музыку;
2)определять начало и конец музыки, характер музыки по звучанию музыкального произведения;
3)Отличать песню от танца, танец от марша и уметь показывать в движениях самостоятельно;
4) Становиться в шеренгу друг за другом по росту и уметь маршировать под музыку;
5)Декламировать элементарные песенки и попевки;
6)Играть на элементарных детских музыкальных инструментах в нужном ритме и темпе несложные музыкальные фрагменты;
7)Произносить гласные и согласные звуки с соответствующими движениями рук и туловища;
Учащиеся получат возможность научиться:
8)Выполнять физические упражнения на коврах по показу учителя;
9)Совмещать движение и слово в двигательно-речевых играх и упражнениях;
10)Танцевать в хороводе и одновременно и четко выполнять движения под музыку.
Метапредметные результаты:
Учащиеся научатся:
Регулятивные:
1)Понимать и удерживать учебную задачу;
2) Контролировать собственные действия, этапы выполнения работы
Познавательные:
1)Понимать и выполнять задания, находить нужную карточку для ответа;
Коммуникативные:
Ответить на вопрос учителя или обсудить работу товарищей на уроке
Учащиеся получат возможность научиться:
1)Выполнять действия по заданному известному алгоритму;
2)Работать с карточками
Личностные результаты:
У учащихся будет сформировано:
1)Желание хорошо работать на уроке, стараться выполнять все задания;
2) Понимание необходимости быть внимательным к речи учителя и товарищей на уроке, отвечать на вопросы полным предложением
Учащиеся получат возможность научиться:
1)соблюдать правила поведения на уроке.
2)дифференцировать речевые и музыкальные звуки;
3)определять характер несложных фортепианных пьес (о птичке, о дождике, о медведе; веселая, грустная музыка);
4)определять (при воспроизведении на слух) высоту, интенсивность и длительность звучания;
5)воспринимать на слух и воспроизводить несложные ритмические рисунки на шумовых инструментах, музыкальных игрушках отхлопыванием и т.п.;
6)воспринимать на слух с индивидуальными аппаратами и' без них речевой материал урока;
7)понижать и повышать голос, усиливать или ослаблять его при произнесении ряда слогов, гласных в сочетании с движениями и без них;
8)воспринимать на слух и воспроизводить ритм рядов слогов, двух-трехсложных слов, коротких стихотворных текстов;
9)внятно произносить весь речевой материал урока, соблюдая его ритмическую и звуковую структуру; правильно произносить гласные Звуки (а, о, у, э, и, ы), дифтонги (я, ё, ю, е); согласные звуки (п, т, к, ф, с, в, б, д, г, з, м, н, л, р);
10)слитно (на одном выдохе) произносить ряд слогов (до 12-15), слов, коротких фраз;
11)соблюдать нормальный темп при произнесении речевого материала;
12)произносить речевой материал урока голосом разговорной громкости.
Материально-техническое обеспечение
Демонстрационно-раздаточный материал
Сюжетные картинки, карточки по темам программы. Различные картонные и бумажные атрибуты для игр: картонные рули, бумажные осенние листья. Карточки с характеристикой средств музыкальной выразительности (громко-тихо, весело-грустно, быстро-медленно и т.д.).
Учебно-методическое обеспечение
1)Власова Т.М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду. Практикум по работе со слабослышащими детьми. – М.: Учебная литература, 1997.
2) Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях практическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: КОРОНА принт, 2009.
3) Ригина Г.С. Уроки музыки в начальных классах: Из опыта работы в 1 и 2 классах. / Под ред. Л.В. Занкова. - М.: Просвещение, 1979.
4) Яхнина Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушение слуха: учебное пособие. Москва: Владос, 2003.