Музыкальная драматургия
7 класс
Тип урока: Обобщающий урок - концерт.
Ход урока.
П.И .Чайковский 6 симфония- организация входа.
Учитель: Какая музыка звучала на входе?
Ученики: Звучала симфоническая музыка.
Учитель: Правильно, симфоническая. Симфония- это вершина музыкального творчества, по глубине и богатству содержания многие симфонии можно сравнить с драмой, трагедией, романом . И мы не случайно начали с такой музыки урок. Как вы думаете, по национальной окраске, эмоциональной приподнятости и взволнованности эта музыка могла быть написана каким композитором?
Уч-ся: Чайковским!
Учитель: Да, эту музыку мы с вами уже слушали в начале 6 класса. Это 1 часть 6 симфонии П.И.Чайковского, о которой композитор говорил: « В симфонию эту я вложил всю свою душу».Какие музыкальные образы мы слышим в этой музыке?
Уч-ся: Образ добра и образы зла, препятствующие этому добру.
Учитель: Какой музыкальный образ главенствует?
Уч-ся: Образ добра, он пытается вырваться, преодолеть зло. Образ добра главный.
Учитель:Совершенно верно. Чайковский в 1 части своей симфонии воспевает победу человеческого духа над жизненными трагедиями . Пойдя через переживания, драматические события, лирический образ торжественно поёт гимн величию человеческого духа.
Беседа-опрос о музыкальном образе.
Учитель: Композитор свои мысли и чувства передаёт при помощи музыкального образа. Давайте вспомним определение музыкального образа.
Уч-ся: Музыкальный образ- форма отражения действительности в музыке или субъективная картина объективного мира.
Учитель: А какими свойствами обладает музыкальный образ?
Уч-ся перечисляют свойства:
1. Единство субъективного и объективного.
2. Обобщённость.
3. Единство содержания и формы.
Учитель: А что такое драматургия музыкального образа?
Уч-ся : Драматургия- это развитие одного или взаимодействие нескольких образов в музыкальных произведениях.
Учитель: По каким направлениям строится музыкальная драматургия?
Уч-ся называют 3 типа направления музыкальной драматургии и приводят примеры из прослушанной на уроке музыки.
1 тип – сопоставление близких или контрастных тем.( Увертюра Глинки к опере «Руслан и Людмила», Огинский « Полонез».)
2 тип- столкновение противоречивых образов.
3 тип- конфликт контрастных образов, доходящих до трагедии.(Увертюры « Эгмонт» Бетховена, «Ромео и Джульетта» Чайковского).
Учитель: Скажите, ребята, а какая музыкальная форма очень ярко передаёт контраст, часто вырастающий до конфликта, образов добра и зла, жизни и смерти?
Уч-ся: Сонатная форма.
Учитель: Давайте сейчас с вами на уроке из пройденных произведений за 7 класс, выстроим сонатную форму. Определим, какие произведения будут у нас выступать в качестве основных тем.
Для наглядности весь музыкальный и поэтический материал выписывается на доске.
Вступление: «Убили парня» Р.Рождественского.
Главная тема: «Бухенвальдский набат» В.Мурадели 1,2 куплет.( Образ насилия, рождающего сопротивление).
Побочная тема: « Жаворонок» М.И.Глинки.(образ любви).
Разработка: 3 часть 6 симфонии П.И.Чайковского( образ жизни,полной преодолений, препятствий).
Зеркальная реприза: Побочная тема: « Жаворонок»М. Глинки- М.Балакирева.
Главная тема: « Бухенвальдский набат» В. Мурадели (3 куплет).
Кода: « Равнодушным» Р.Рождественского.
Обобщение: Мы с вами выстроили наши произведения таким образом, что подтвердили победу добра над злом. Исполняли вы все произведения эмоционально, искренне и я надеюсь прочувствовали на себе, как ярко обнаруживается развитие идеи на сонатной форме.