Рабочая программа 2 класс Усачева

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новоселковская средняя школа

Арзамасского муниципального района


«Согласовано»


Заместитель директора по УВР

__________Т.А. Баржина

«____»____________20 __ г.

«Утверждаю»


Директор_______________Е.Б.Коришева


Приказ №________от«____»_______20__г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке

2 класс


_________1________34_____


кол-во часов в неделю, в год


Учитель: Кабанова Марина Владимировна

первая квалификационная категория.



Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка:,1-4 кл/ Усачева В.О


Учебник Музыка:, 2 кл, Усачева В.О

Москва: Вентана-Графф, 2012.

2015 – 2016 учебный год

Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование к учебному курсу по музыке для 2 класса разработано применительно к учебной программе «Музыка» в рамках образовательной системы обучения «УМК «Начальная школа XXI века», изданной в 2009 году, автором которой является Усачева В.О., на основе Примерной программы основного общего образования. Базовый уровень. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: «Музыкальное искусство» 2 класс, автор Усачева В.О.–М.: Вентана-Графф, 2012. В соответствии с Учебным планом на освоение программного материала выделяется 35 часов (из расчета 1 учебного часа в неделю).

Целью уроков музыки является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.

Основу программы составляют русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка. При отборе музыкального материала учитывался принцип «независимости» той или иной музыки для данного возраста.

При планировании учитывалась основная идея содержания второго года обучения — «как живет музыка». Здесь можно выделить две содержательные линии.

Первая включает содержание, раскрывающее идею - музыка есть живой организм: она рождается, видоизменяется, вступает во взаимоотношения с жизнью и другими видами искусства. И все эти свойства живого присутствуют в любом произведении. Не увлекаясь прямым отождествлением законов музыки и жизни, учитель подводит детей к пониманию того, что музыка рождается из интонации как своей родовой основы и живет только в развитии и определенных формах.



Вторая содержательная линия продолжает проблематику 1 класса, но на новом содержательном уровне — рассматривается взаимосвязь явлений музыки и жизни, их диалектичность и сложность.

Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса.

К концу обучения во 2 классе учащиеся должны:

проявлять устойчивый интерес к музыке и готовность «исследовать» композиторский замысел в процессе восприятия интонационного богатства музыкального произведения;

приобретать навыки слушательской культуры.

Решать учебные и практические задачи:

определять жанровые признаки;

характеризовать интонации по эмоционально-образному строю — лирические, драматические, трагические, комические, возвышенные, героические и др.;

называть запомнившиеся формы музыки;

определять автора и название музыкального произведения по характерным интонациям (например, Бетховен -Пятая симфония, Григ — «Пер Гюнт», Чайковский — Четвертая симфония) и напеть, продирижировать главные мотивы, мелодии;

делиться своими впечатлениями о музыке и выражать их в рисунках, игре на инструментах, пением, танцевальным движением;

проявлять готовность к самостоятельным творческим пробам (поиск своей музыкальной интонации к поэтическому тексту, образной ситуации, к характеристике персонажа, создание элементарного аккомпанемента и пр.).

Содержание тем курса.



Содержание темы:

1. Всеобщее в жизни и в музыке -8 ч

Всеобщие для музыки языковые сферы (жанры) — песенность, танцевальность, маршевость как состояния природы, человека, искусства. Взаимодействие явлений в жизни и в музыке, переход от обыденного к художественному. Ра­скрытие в музыке внутреннего мира человека.



2. Музыка — искусство интонируемого смысла -10 ч

Интонация как феномен человеческой речи и музыки, как их смысловая единица. Интонация — «звукокомилекс», выступающий как единство содержания и формы. Исполнительская интонация (прочтение и воплощение авторского интонационного замысла).



3. «Тема» и «развитие» — жизнь художественного образа -10 ч

Одно из основных понятий музыки: «тема» — единство жизненного содержания и его интонационного воплощения.

«Развитие» как отражение сложности жизни, богатства человеческих чувств, как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста, сходства и различия.



4. Развитие как становление художественной формы-7 ч

Форма (построение) музыки как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания. Исторически сложившиеся музыкальные формы — двухчастная, трехчастная, рондо, вариации.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Тема урока


Элементы содержания

Музыкальный материал

Планируемый результат обучения

1

2

3

5

6

7

I четверть (9 часов)


«Как можно услышать музыку»




Введение в проблему рождения музыки. Помочь учащимся задуматься: почему человек запел, заиграл на инструментах, затанцевал, взял в руки кисть?

Р.М.Глиэр «Концерт для голоса с оркестром» (1ч.), «Заплетися, плетень» р. н. п., И.-С.Бах «Прелюдия до-мажор».

Знать специфику музыки как вида искусства.


«Что значит «слышать музыку»?


Помочь ребятам понять, что «слышать музыку» - это значит внимать, открывать, погружаться, прикасаться, переживать, следить, различать, познавать и т.д.

Б.Окуджава «Музыкант», романс Ф.Шуберта «К музыке», песня Г.А. Cтруве «Музыка».

Уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.

Знать истоки музыкального искусства.


Колыбельная песня.

Колыбельность – начало познания музыки и жизни. Выявить жанровое начало (песня) как способ передачи состояния человека.

Колыбельные: «Ай, баю-бай…», «Ходит сон по лавочке»; П.И.Чайковский, сл. А.Майкова «Колыбельная», В.Усачева «Зыбка поскрипывает…»

Знать основные жанры народной и профессиональной музыки.

Уметь эмоционально образно воспринимать музыкальные произведения.


Родные корни: родная речь, родной музыкальный язык – интонирование и озвучивание народных загадок, cкороговорок, закличек.


Развитие образно-игрового видения, слушание поэтических строк народного творчества в процессе исполнения.

Загадки, скороговорки, заклички.

«Щетина у чушки, чешуя у щучки». Сл. народные, муз. В. Усачовой.

Знать истоки происхождения музыки.

Уметь различать звуки по высоте.


Родные корни. Родная речь, родной музыкальный язык – интонирование и озвучивание народных загадок, скороговорок, закличек, хороводов, прибауток.


Хороводы, заклички, прибаутки.

«Арина грибы мариновала»

Муз. В. Усачевой.

«По-за городу гуляет»

Знать истоки

происхождения песни.

Уметь слышать ритм в песне.


В мире сказочных мелодий русских композиторов.


Введение учащихся в сферу народного, композиторского музицирования с целью воссоздать сам музыкально – созидательный процесс.

А. Лядов «Кикимора», «Музыкальная табакерка», Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой «Пестрый колпачок».

Знать сферу народного и композиторского музицирования.

Уметь выявлять жанровое начало (песни, танца, марша).


Играем в сказку.


Развитие образно – игрового восприятия музыки.

Музыкально-ритмическая игра «Дед и репка» муз. В. Яновской.

Знать специфику музыки.

Уметь образно воспринимать, определять своё отношение к музыкальным явлениям действительности.


Музыкальные краски осени.


Помочь ребятам вслушаться, вглядеться в музыку осени; обобщить музыкально-жизненные впечатления детей.

А.Филиппенко «Урожай собирай»; «Осень» П.Чайковского, (сл.А.Плещеева); «Песенка об осеннем солнышке) В.Николаева (сл. И.Сусидко); «Эхо» Е.Поплянова (сл. Н.Пикулевой).

Знать многообразие музыкальных образов и способов их развития.

Уметь выразительно исполнять песни.


Звучащий образ Родины


Познакомить с символами нашей Родины.

П.И.Чайковский «Симфония №4» (финал); «Во поле березонька стояла» (русская народная песня); В.Баснер «С чего начинается Родина»; муз. А.Александрова, сл.С.Михалкова «Гимн России».

Знать Гимн России, как символ нашей Родины.

Уметь выразительно исполнять народные песни.

II четверть (7 часов)


Былина, былинность как художественное явление.


Проникновение в понятие «музыкально – поэтическое» через прикосновение к жанру былины.

«Про Добрыню», «О Вольге и Микуле»; М.Глинка «Первая песня Баяна».

Знать «музыкально-поэтический» жанр былина.

Уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.


«…Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой ».


Дать ребятам почувствовать себя причастными к своей национальной культуре, истории через синтез музыки, слова и исторических событий.

Фрагменты из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила»: первая песня Баяна, ария Людмилы из 1 действия, ария Руслана из II действия, марш Черномора.

Знать основные жанры народной и профессиональной музыки.

Уметь выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведение.

Детская жизнь, «подслушанная» и отраженная композиторами в своих произведениях.


Вслушаться в богатейшие интонации детского говора, подметить тончайшие нюансы человеческих чувств, воплотив в музыкально – интонационную форму свои детские ощущения.

Д.Кабалевский «Клоуны», М.П. Мусоргский «В углу», «С няней», «С куклой».

Знать выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Уметь передавать настроение музыки в пении и музыкально-пластическом движении. Ументь определять характер героев и их настроение.


Поход в музыкальный зоопарк.


Проникновение в суть характеров создаваемых персонажей, нахождение и выражение в них типического.

К.Сен-Санс «Карнавал животных» («Кукушка в глубине леса», «Королевский марш льва», «Упрямцы с длинными ушами», «Куры и петух»).

Осознание того, что музыка умеет изображать характеры животных и птиц.


Детская жизнь, «подслушанная» и отраженная композиторами в своих произведениях.


Показать жизнь ребенка, воссозданную языком музыкального искусства. Знакомство с распорядком дня детишек, которые жили в ХIХ веке.

П.И.Чайковский «Детский альбом».

Знать названия изученных произведений и их авторов. Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах).


И шелест к шороху спешит (бумажная симфония).


Развитие музыкальности детей и способности к импровизационному творчеству в совместном музицированнии

«Танец бабочек» в обр. Чо Гир-Сока, «Шуточка» В.Селиванова.

Знать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель».Уметь настроение музыки. Умение спеть, ощутить внутри себя, услышать и передать другим людям.


Что может музыка?


Помочь детям почувствовать безграничные возможности музыки в отображении внутреннего мира человека и окружающей его жизни.

П.И.Чайковский «Щелкунчик» (фрагменты: «Марш», «Галоп», «Вальс снежных хлопьев», «Танец феи Драже», «Китайский танец», «Вальс цветов»).

Знать названия изученных жанров музыки. Уметь определять и сравнивать характер музыкальных произведений.

III четверть (9 часов)


Зима в музыке.


Помочь детям почувствовать, что музыка способна «заморозить», «завьюжить», в ней можно услышать «холод и тепло».

А.Вивальди «Зима» (из цикла «Времена года»), Р.Шуман «Дед Мороз».

Знать выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Понимание того, что музыка умеет изображать картины природы.


Музыка и движение.


Показать способность музыки передавать движение.

Р.Шуман «Смелый наездник», муз. В.Калистратова, сл. В.Приходько «Пешком шагали мышки».

Знать многообразие музыкальных образов и способы их развития.


Где живут ноты.


Познакомить с нотами, нотным станом, звукорядом.

Муз. В.Герчик, сл.Н.Френкель «Нотный хоровод», муз. В. Дроцевич, сл. В.Сергеева «Семь подружек».

Знать ноты, темп (быстро-медленно), динамику (громко-тихо).


Музыка передаёт характер сказочных героев.


Показать способность музыки описывать характер сказочных героев.

В.Кикта «Баба Яга» (песенка-дразнилка), «Баба Яга», обработка М.Иорданского, «Деревянный поезд» из сборника Г.Ванагайте «Мы и игрушки».

Знать наиболее популярные в России музыкальные инструменты. Узнавать по изображениям рояль, пианино, скрипку, флейту, арфу. Народные инструменты: гармонь, баян, балалайка.


Музы не молчали.


Показать способность музыки воспевать силу и храбрость русских солдат.

«Вспомним, братцы , Русь и славу», «Славны были наши деды», «Соловьи» В.Соловьёв-Седой, «Богатырская симфония» А.Бородин (фрагмент ч.1).

Умение увидеть в музыке отважных, сильных богатырей.


Русские обряды – масленица.


Показать закономерное обновление жизни и природы, выражение этих состояний в музыке.

«Служил я хозяину», «Весна-красна, на чём пришла?», «Едет масленица», «Блины» - русские народные песни.

Знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Уметь исполнять народные песни.


Природа просыпается. Весна в музыке.


Показать способность музыки изображать просыпающуюся природу

Э.Григ «Весной», П.Чайковский «Песня жаворонка», «Ой, бежит ручьем вода» (украинская народная песня в обработке К.Волкова, русский текст Н. Френкель), З.Левина «Кап-кап».

Проявлять навыки вокально-хоровой деятельности. Умение вовремя начинать и заканчивать песни.


Музыка и стихи о маме.


Сопоставить поэзию и музыку В.Орлова, Г. Гладкова, М. Кажлаева и подвести детей к выводу: благодаря напевности, плавности поэту и композитору удалось передать слушателям и читателям чувство покоя, нежности.

Г.Гладков «Колыбельная», М.Кажлаев «Колыбельная» (из «Детского альбома»), Е.Соколова «Сегодня мамин день», муз. А.Филиппенко, ст. Т.Волгиной «Весенний вальс».

Услышать в музыке урока: тепло, нежность, ласку, доброту и чувство покоя.


Мелодии и краски пробуждающейся природы в жизни человека.


Показать обновление жизни и природы, выражение этих состояний в музыке.

Р.Шуман «Весёлый крестьянин», Э. Григ «Халлинг», муз. В.Николаева, сл. Н.Алпаровой «Песня ручья», муз. Я.Дубравина, ст. Е.Руженцева «Капли и море», муз. В. Усачёва, сл. Э.Мошковской «Жила-была работа».

Умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить текст при исполнении.

IV четверть (8 часов)


Как можно «услышать» музыку? В детском музыкальном театре (балет).


Способствовать осознанию учащимися, что для композитора сочинять музыку – это значит полноценно прожить жизнь.

C.С.Прокофьев «Гавот» (из «Классической симфонии»), «Танец Шутиных дочерей» (из «Сказки про шута, семерых шутов перешутившего»), «Девушки с лилиями» (из балета «Ромео и Джульетта»).

Умение создавать свою импровизацию на услышанную тему. Ярко представить все характеры, cобытия, танцевальные движения.


В детском музыкальном театре (опера).


Познакомить детей с оперой и правилами поведения в театре.

C.Прокофьев. Опера «Великан».

Усвоение правил поведения в оперном театре.


Легко ли стать музыкальным исполнителем ? (Симфония).


Помочь учащимся осознать, что музыка существует только в человеке благодаря его фантазии, способности слышать, чувствовать, оценивать.

И.Гайдн «Детская симфония» (ч.1), муз. И.Завалишина, сл. И.Андреевой «Музыкальная семья».

Усвоение знаний о том, что такое музыкальный театр, артисты, оркестр, дирижёр.


Русские народные инструменты.


Познакомить с тембрами народных инструментов (гармошка, баян, балалайка, бубен, рожок, ложки).

В.Агафонникова «Музыкальные загадки», муз. Г.Левкодимова, ст.Э.Костиной «Весёлые инструменты», «Саратовская гармоника», «Во кузнице» (трио рожечников), «Плясовые наигрыши» (береста, ложки, гусли, жалейка), «Пойду ль я, выйду ль я» (балалайка, баян).

Знать, что такое опера, балет, хор, солисты.


На концерте.


Познакомить с правилами поведения на концерте, жанром «концерт».

А.Шнитке «Rondo» (из Concerto grosso» №1), муз. В.Шаинского, сл. Э.Успенского «Голубой вагон».

Концерт, исполнитель. Правила поведения на концерте.


Музыкальная прогулка по выставке.


Способствовать формированию восприятия музыки как картины, изображенной при помощи определённых знаков.

М.Мусоргский «Картинки с выставки» (фрагменты «Богатырские ворота», «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках»), муз. Е.Тиличеевой, сл.А.Гангова «Догадайся, кто поёт».

Усвоение понятий музыкальность, мелодия.


Легко ли стать музыкантом?


Способствовать осознанию учащимися необходимости учиться быть музыкантом (композитором, исполнителем, слушателем).

И.Бах «Прелюдия и фуга До-мажор», муз. В.Дементьева, сл. И. Векшегоновой «Необычный концерт».

Главный критерий - артистизм


Что значит услышать музыку?


Обобщение темы года. Знать как можно услышать музыку и что это значит?

Ф.Шуберт «К музыке», Г.Струве «Музыка», сл. И.Исаковой, И.-С.Бах «Прелюдия До-мажор».

Музыка обогащает наши знания о мире и о человеке.