УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
С углубленным изучением отдельных предметов.
Утверждена
на педагогическом совете
Протокол№ 1 от 28.082015
Директор МБОУ «СОШ№11»НМР.РТ
_________________________ А.Ю, Огородова
[link] »
4,5 КЛАСС.
Упражнения на «немом» звуке (губы сомкнуты, свободная челюсть)
Вокальные упражнения с поступенным движением в пределах квинты с ощущением опоры на дыхание.
Исполнение упражнений с разной динамикой и настроением. Поиск исполнительских красок.
Упражнения для поиска и ощущения головного и грудного регистра.
Выравнивание верхнего и нижнего регистров.
Восходящие и нисходящие упражнения с мелодическими скачками.
Мелодекламация. Осмысленное произношение слов. Взаимодействие со зрителями. Обращение к воображаемому предмету.
Фразировка.
Пение упражнений на различные виды атаки звука. Акцент.
Упражнения М. И. Глинки. №1 - №3
Вокально-джазовые упражнения В.Ровнер № 1, № 2, № 4
Работа с фонограммой и микрофоном.
Сценические движения.
Мелизмы: трель, форшлаг, триоль, тремоло, глиссандо.
Вокальные упражнения Льва Хайтовича
«Boy and Girl»
-
«Скажи»
-
«Ты уж нас прости»
Песенный репертуар
-
Муз. и сл. А. Арсентьевой
«Розовое облако»
-
Муз. А.Ципляускас, сл. А. Амирханян
«Эльфы»
М
Муз.Е.Лучникова, сл. Т.Графчикова
«Сестренка»
-
Муз.Е.Лучникова, сл. Т.Графчикова
«Гном»
-
Муз. и сл. Т.Кулиновой
«Песня мира»
-
Муз. А.Зацепина, сл. Ю. Энтина
«Волшебник – недоучка»
-
Муз. и сл. Ю.Привалова
«9 мая»
-
Муз. и сл. В.Тюльканова
«Одинокий саксофон»
-
Муз. П. Бюль – Бюль Оглы, сл. Р. Рождественского
«И снова солнцу улыбнусь»
М
Муз. А.Бабаджанян, сл. А.Вердян
«Улыбнись»
-
Муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина
«Песня о снежинке»
М
Муз. и сл. И.Орехова
«Маленький блюз»
-
Муз. А.Воинова, сл. Ю.Герасимова
«День рождения»
-
Муз. А.Ермолова, сл. В.Борисова
«Любимая школа»
-
Муз. и сл. А.Ермолова
«Я рисую этот мир»
М
Муз. и сл. А.Ермолова
«Любимый папа»
-
Наилә Фатыхова көе, Нурия Измайлова сүз.
«Гөлләр»
-
Муз. и сл. З.Минхажевой
«Минем Әтием – гармунчы»
6,7 КЛАСC
Разминка на дыхание А.Н. Стрельниковой:
«Ладошки».
«Обними себя».
«Кошечка».
«Насос».
«Маятник головой».
Вокальные упражнения с использованием staccato. Разминка на активное дыхание и работу диафрагмы А.Н. Стрельниковой.
Вокальные упражнения восходящей и нисходящей мелодии на legato, non legato, staccato, мягкой и твердой атакой. Скачки в пределах октавы.
Распевки – скороговорки.
Работа над вокализами: плавное звуковедение, внесение элементов художественного исполнения, стремление мелодии к кульминации.
Вокально-джазовые упражнения В.Ровнер № 8 - № 11
Филирование звука.
Подбор по слуху.
Работа на сцене с аппаратурой, микрофонами, фонограммами.
Пение a’cappella.
Пение a’cappella.
Подбор по слуху.
Работа на сцене с аппаратурой, микрофонами, фонограммами.
Вокально-джазовые упражнения В.Ровнер № 5- № 7
Взаимосвязь работы артикуляционного аппарата и гортани.
Упражнения с йотированными гласными.
Упражнения на «беглость» голоса.
Пение упражнений с затакта.
Выработка вибрации.
Упражнения М. И. Глинки. №4 - №6 (трелеобразно)
Распевки – скороговорки.
Вокализы
На основе татарских народных напевов. Тат.н.п. обр. Н.Нургаянова
«өммегөлсем»,
«Каз канаты»,
«Бер алманы бишкӘ бүлӘек»,
«Сандугач – күгӘрчен»
-
На основе татарских народных напевов.
Тат.н.п. обр. Н.Нургаянова
«Туган тел»,
«Ай, былбылым»,
«Дулкын».
-
-
Ф. Абт.
№ 1, № 2, № 4№ 3, № 5, № 6, № 8
-
Дж. Конконе
№ 2, № 3
Романсы
-
Муз. А.Варлаамова, сл. А.Фета
«На заре ты ее не буди»
-
Муз. А. Варлаамова, сл. М.Лермонтова
«Белеет парус одинокий»
-
Муз. и сл. В.Бакалейникова
«Темно – вишневая шаль»
-
Муз. М.Яруллина, сл. М.Джалиля
«Костяника»
-
Муз. Р.Яхина, сл. А.Ерикеева
«Йолдызлы кичлӘр»
-
Муз. Р.Яхина, сл. Р.Каримова
«Туган авылым»
Песенный репертуар
-
Муз. и сл. И.Черник
«Улетают сны»
-
Муз. Е.Лучникова, сл.Т.Графчикова
«Дожди»
-
Муз. О.Елисеевой, сл. Б. Осмословского
«Песня – это птица»
-
Муз. и сл. В. Цветкова
«Звездный календарь»
-
Муз.Е.Лучникова, сл.Т.Графчикова
«Белые лебеди»
-
Муз. и сл. Ж. Колмагоровой
«Саксофон»
-
Муз. А.Ермолова, сл. А.Бочковской
«Тайные сны»
-
Муз. и сл. В.Тюльканова
«Бабушка»
-
Муз. О. Юдахиной Сл. В.Степанова
«Отворите окна»
-
Муз. А.Зацепина, сл. Ю.Энтина
«Куда уходит детство»
-
Муз. М.Блантера, сл. М.Исаковского
«Катюша»
-
Муз. Г.Петербургского, сл. Я.Галицкого
«Синий платочек»
-
Муз. и сл. В.Резникова
«Улетай туча»
-
Муз. А.Островского сл. Л.Ошанина
«Пусть всегда будет солнце»
-
Муз. М. Дунаевского, сл. Н.Олева
«Ах, этот вечер»
-
Муз. Л.Риччи, М.Джексона, сл. М.Джексона
«Мы – это мир»
-
Муз. С.Ранда, сл.В.Редкозубов
«Птицы белые»
-
Муз. и сл.В.Кузнецовой
«Елмайган сүрәтен»
-
Муз. и сл. З.Минхажева
«Безнең туган як кына»
-
Муз. и сл. З.Минхажева
«Туган кӨнеҢ белен, Әнием!»
21.
Муз. А.Ермолова, сл. В.Борисова
«Где тебя найти»
22.
Муз. В.Головко, сл. Е.Туровой
«Мама»
-
Муз. и сл. С.Серина
«Свет звезды»
-
Муз. и сл. В.Тюльканова
«Как птицей стать»
-
Муз. и сл. Н.Будневой
«Моя Россия»
-
Муз. Е.Птичкина, сл. Р.Рождественского
«Эхо любви»
-
Муз. В.Мигули, сл. М.Агашиной
«Песня о солдате»
-
Муз. А.Журбина, сл. В.Аксенова, П.Пинявского
Тучи в голубом»
-
Муз. В.Широкова, сл. Т.Графчикова
«Птица»
-
Муз. Е.Лучникова, сл.Т.Графчикова
«Будешь солнцем моим»
-
Муз. А.Бабаджанян, сл. А.Вознесенского
«Верни мне музыку»
-
Муз. и сл. Долли Партон
«I will always love you» (из к/ф «Телохранитель»)
-
Муз. Дж.Хорнера, сл. У.Дженингса
«My heart will go on» (из к/ф «Титаник»)
-
Муз. Lara Fabian, сл.L.Fabian, Rick Allison
«Je taime»
-
Из репертуара Селены Гомес
«Love you Like»
-
Из репертуара Джейд Ивен
«It's my time»
-
Из репертуара Гузель Уразовой
"Оча курмэ"
-
Муз. Т.Халитова, сл. В.Борисова
«Соңлама»
-
Татарская народная песня
«Туган ил»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Разбор: пропевание мелодии песни на слоги с прохлопыванием ритма, вниманием на длительности, паузы, штрихи.
Наизусть: выучивание музыкальных отрезков, повторение их до закрепления в памяти.
Подбор: подбор на инструменте знакомых песен и мелодий в одноголосном изложении.
Транспонирование: игра несложных песен или попевок на инструменте от разных нот, в разных тональностях.
Чтение с листа: чтение с листа несложных попевок, песен, вокализов
Учебно – методическое обеспечение дисциплины
Рекомендуемая литература
1,2 класс:
Анисимова Г.И. Новые песенки для занятий в логопедическом детском саду. – СПб. : Каро, 2008. – 64с.
Дерягина Л.Б. Игры, чистоговорки, песенки, потешки. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 32 с.
Марченко Л. Лучшие детские песни о разном. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. – 100 с.
Песенки и песни /сост. Михаэль Ройтерштейн. – М.: Композитор , 2009. - 57 с.
Почемучка : песни для детей от 6 – ти и…./ сост. Юрий Эрикона. – М.: Композитор , 2008. - 44 с.
Развеселый разговор : музыкальные скороговорки для детей младшего и среднего школьного возраста. / сост. М. Погребинская. - М. : Музыка, 1994. - 95 с.
Образцова Т.Н. Музыкальные игры для детей. – М.: Лада, 2005. – 140 с.
3 класс:
Дерягина Л.Б. Игры, чистоговорки, песенки, потешки. – СПб.: Литера, 2009. – 32 с.
Здравствуй, праздник : обработки болгарских народных песен для детей./ сост. И. Арсеев. – М. : Композитор, 2008. – 40 с.
Образцова Т.Н. Музыкальные игры для детей. – М.: Лада, 2005. – 145 с.
Песенник. Розовый слон /сост. Такун Ф., Шершунов А. - М.: Современная музыка, 2002. – 120 с.
Образцова Т.Н. Музыкальные игры для детей. – М.: Лада, 2005. – 140 с.
4,5 класс:
Глинка М. И. Упражнения для усовершенствования голоса, методические пояснения к ним и вокализы-сольфеджио. – М. : Кифара, 1997. – 56с.
Крупа-Шушарина С. В. Музыка природы : песни для детей и юношества в сопровождении фортепиано. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 98 с.
Хайтович Л. Boy and Girl или Ковбойская любовь. – Нижний Новгород : ИГ, 2006 – 25с.
6,7класс:
Абт Ф. Школа пения / сост. Г. И. Тиц. – М. : Музыка, 2000. – 30 с.
Глинка М. И. Упражнения для усовершенствования голоса, методические пояснения к ним и вокализы-сольфеджио. – М. : Кифара, 1997. – 56 с.
Конконе, Дж. Вокализы для сопрано и меццо-сопрано. : соч. 9 – Санкт-Петербург : Композитор, 2006. – 112 с.
Нургаянова Н.Х. Вокализы на основе татарских народных напевов: методическое руководство. – Казань : КГПУ, 2003. – 22 с.
5Кинус Ю. Г. Из истории джазового исполнительства : учебное пособие для вузов. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. - 157 с.
6Конконе, Дж. Вокализы для сопрано и меццо-сопрано. : соч. 9 – Санкт-Петербург : Композитор, 2006. – 112 с.
7Нургаянова Н.Х. Вокализы на основе татарских народных напевов: методическое руководство. – Казань : КГПУ, 2003. – 22 с.
8The Beatles. Книга песен в переводах И.Полуяхтова. – М.: ИП Галина Е.Г., 2009. – 272 с.
Перечень учебно – методических материалов
Таблица «Строение голосового аппарата».
Тестовые задания к зачету по грамотности.
Компакт – диски (CD):
«Хлопайте в ладоши» Песни Ю. Верижникова.
«Новогодние пейзажи» Песни Ю. Верижникова.
Сборник песен для детей российских композиторов «С днем рождения».
Сборник песен для детей группы «Беби – шлягер».
«Новые детские песни» композитор К.Костин.
Сборник песен для детей «Минусовки и песни о профессиях».
«Девочка с планеты Земля» Детские песни и минусовые фонограммы к Дню Космонавтики и Дню Земли.
Сборник песен российских композиторов «Этот день. Альбом – Фреска».
Комплект новых песен. Автор песен В.Алексеев и подростковая студия «Аленушки».
«Лодочка, плыви» Композитор В.Ливанчук. Детские песни и минусовые фонограммы к ним.
«Мелодии планеты Детства» Песни В. Цветкова.
«Крылатые качели» Песни композитора Е. Крылатова.
«Ромашковые песенки» Песни Л. Раздобариной.
«Волшебный мир искусства» Песни А. Ермолова.
«Мы вместе – 2008» Песни А. Ермолова.
«Каждому по лучику» Песни А. Ермолова.
Глинка М. И. Упражнения для усовершенствования голоса, методические пояснения к ним и вокализы-сольфеджио. – М. : Кифара, 1997. – 56 с.
Гонтаренко Н.Б. Сольное пение : секреты вокального мастерства. - 5-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 184 с.
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М. : Музыка, 2004. – 368с.
Емельянов В.В. Развитие голоса. Координации и тренинг. – СПб. : Лань, 2007. – 192 с.
Казачков С.А. От урока к концерту. — Казань: Издательство Казанского университета, 1990. - 343 с.
Карагичева И.Э. Эстрадно - джазовое сольфеджио. Базовый курс. – М. : Музыка, 2010. – 84 с.
Клезович О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей. – Минск: Аверсэв, 2005.- 58с.
Кудряшов А.В. Радужные нотки. Песни для детей. – Ростов - на – Дону: Феникс, 2007. - 117 с.
Ламперти, Ф. Искусство пения. По классическим преданиям. Технические правила и советы ученикам и артистам. – Санкт-Петербург: Планета музыки, 2010. – 192 с.
Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке. Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. — М.: Владос, 2003. — 248 с.
Огороднов Д.Е. Музыкально – певческое воспитание детей в общеобразоватеной школе. – Киев : Музична Украина, 1988. – 164 с.
Педагогические технологии: Учебное пособие/ Авт.-сост. Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М. : Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004. – 26 с.
Полякова О.И., Клипп О.Я. Теоретические и методические основы вокальной и инструментальной эстрадой музыки. Учебное пособие. – М. : Прометей , 2004. – 94 с.
Риггс С. Как стать звездой. Аудиошкола для вокалистов. Техника пения в речевой позиции. – М.: Guitar College, 2005. – 104 с.
Романова Л.В. Школа эстрадного вокала: Учебное пособие. – СПб.: Лань, 2007. - 40 с.
Сахнова И.В. Постановка голоса и вокальный ансамбль: Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов–заочников, обучающихся по специальности 071301 «Музыкальное искусство эстрады». – М. : МГУКИ, 2007. - 24 с.
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М. : Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина, 1992. – 270 с.
Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. – М.: Метафора, 2011. – 128 с.
Материально – техническое обеспечение дисциплины.
Фортепиано, магнитофон, микрофоны, ноутбук, компьютер, метроном, CD – диски, наушники, колонки.
Содержание текущего, промежуточного и итогового контроля.
Критерии оценки:
1. На оценку «отлично» учащийся должен чисто интонировать, технически грамотно свободно и художественно-выразительно исполнять вокальные произведения, следя за фразировкой, хорошо знать учебный материал, четко и быстро выполнять требования учителя.
2. Оценка «хорошо» - свободное и выразительное исполнение вокального репертуара, но имеются отдельные стилистические неточности и эмоциональная закрепощенность.
3. Оценка «удовлетворительно» - выступление включает произведения, соответствующие программным требованиям, однако имеют место отдельные технические, интонационные, темпо-ритмические, текстовые неточности при эмоциональной закрепощенности. Слабо выражены вокальные данные, малохудожественное и недостаточно образное исполнение, нет твердого знания музыкальных терминов.
4. Неудовлетворительный балл ставится при невыполнении требований учителя.
ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ГРАММОТНОСТИ.
Второй,третий классы:
1. Выберите правильный ответ: влияет ли режим питания на звучание голоса?
- да;
- нет;
2. Выберите правильное положение корпуса поющего:
-стоять прямо, ноги на ширине плеч;
-ноги вместе, спина расслабленна.
3. Для чего нужны вокальные упражнения?
- подготовка голосового аппарата к пению;
- отработка танцевальных упражнений;
4. Укажите составные части артикуляционного аппарата:
-губы, зубы, язык, твердое небо, челюсть;
- уши, нос, брови, щеки, подбородок.
5. Выберите правильное определение легато (legato):
- плавно;
- медленно;
- громко;
-отрывисто.
6. Выберите правильное определение стаккато (staccato):
- плавно;
- громко;
- отрывисто.
7. Распределите динамические оттенки по силе звука:
- forte;
- piano;
- mezzo forte;
- mezzo piano;
8. При пении вдох надо брать…
- шумно;
- плечи опущены вниз
- глубоко.
9. Пауза – это…
- движение музыки;
- временная остановка мелодии;
- конец произведения.
Общие вопросы к зачету по грамотности 2,3 классы.
Резонатор. - придает слабому звуку силу, звучность, характерный тембр. Виды резонаторов - грудной, головной
Виды певческого дыхания – грудное, нижнереберное или брюшное (диафрагмичное), смешанное (грудобрюшное). Принято применять смешанное или нижнереберное дыхание, когда при глубоком вдохе раздвигаются нижние ребра, опускается диафрагма; плечи и верхняя часть груди неподвижны.
Укажите строение песни (вступление, проигрыш, куплет, запев, припев).
Adagio – Медленно, спокойно.
Allegro – скоро.
Диапазон - звуковой объем голоса от самого нижнего до самого верхнего звука.
Унисон - слитное звучание 2-х или более музыкальных звуков;
Многоголосие - несколько самостоятельных, но одновременно звучащих голосов.
Опора - устойчивость, звучность, глубина звука (пение на опоре).
Репертуар (фр. répertoire, - список) - количество произведений, исполняемых на концерте.
Четвертый,пятый классы:
Назовите определение термина Акапелла (а-capella)
Выберите жанры вокальной музыки:
- песня;
- ария;
- соната;
- романс;
- балет.
Как называются 3 выразительных средства музыки по первым буквам Д.М.Ш.? (Динамика, Мелодия, Штрих)
Выберите правильное определение «ансамбль»:
- исполнитель вокального произведения (песня, романс);
- группа исполнителей, выступающих совместно (дуэт, трио, квартет);
- музыкальный жанр.
Выберите определение «дирижер»:
- певец;
- руководитель хора, оркестра;
- композитор.
Петь нужно….
- напевно, мягко, легко.
- крикливо, напрягая голос.
- напевно, но напрягая голосовые связки.
Пение без слов – это…
- романс;
- вокализ;
- канон.
Выберите 3 определения, которые входят в характер музыки:
- высота;
- громкость;
- тембр;
- пиано;
- форте.
Отметьте динамические оттенки:
- форте;
- меццо пиано;
- крещендо;
- стаккато;
- диминуэндо;
- легато.
10. Укажите 3 составляющих компонента певческого дыхания:
- вдох;
- артикуляция;
- задержка;
- атака;
- диафрагма;
- выдох.
Общие вопросы к зачету по грамотности 4,5 классы.
1. Какие знаете правила охраны и гигиены голоса.
2. Интонирование - воспроизведение музыкального звука с звуковысотной точностью голосом.
3. Вокализ – (от лат. vocalis - гласный звук, звучащий, поющий), 1) пение на гласные звуки (упражнение); 2) произведение для голоса (без слов) и сопровождения.
4. Динамические оттенки - характеристика степени громкости исполнения музыки. (pp, p, mp, mf, f, ff, крещендо, диминуэндо).
5. Ансамбль – (единство, созвучие) камерное произведение для небольшого состава исполнителей: дуэт (2 участника), трио (3), квартет (4), квинтет (5), секстет (6), септет (7).
6. Примарный звук – это певческий звук, звучащий наиболее естественно,
самый удобный звук, не требующий физических усилий.
7. Канон — музыкальная форма, в которой один голос повторяет другой,
вступая позже него.
8. Кульминация — наивысшее напряжение в музыкальном произведении.
Шестой,седьмой классы:
Выберите два верных приема звуковой атаки:
- мягкая;
- бесшумная;
- твердая;
- нежная.
Канон – это…
- многоголосное произведение, в котором все голоса исполняют одну и ту же мелодию, вступая поочередно;
- многоголосие, основанное на сочетании мелодии с аккомпанементом или аккордовым сопровождением.
Укажите виды ансамблей:
- дуэт;
- соло;
- квартет;
- хор;
- квинтет.
Что необходимо делать при пении:
- петь на «опоре»;
- давить на голосовые связки;
- проговаривать слова.
Тембр голоса – это…
- скорость звука;
- сила звука;
- окраска звучания.
Что означает термин a-capella?
- пауза;
- петь громко;
- пение без сопровождения.
8. Что такое кантилена?
- стаккато;
- певучее звучание;
- пение без сопровождения.
Общие вопросы к зачету по грамотности 6,7 классы.
Бельканто – (итал. Bel Canto- красивое пение) – стиль пения, характеризуется плавностью перехода от звука к звуку непринуждённой красивой окраской звука.
Классификация певческих голосов:
сопрано- высокий женский (детский) голос;
альт- низкий женский (детский) голос;
тенор- высокий мужской голос;
баритон- средний мужской голос;
бас- низкий мужской голос.
Регистры в вокальном диапазоне - часть диапазона голоса, различается нижний (грудной), верхний (головной, фальцет), смешанный (микст).
Диапазон (от греч. - через все струны) - звуковой объем голоса (инструмента) от самого нижнего до самого верхнего звука.
Импровизация (от лат. improvisus - неожиданный, внезапный), создание художественного произведения в процессе его исполнения.
Бэк-вокал (англ. back - задний план, поддержка) - хоровой коллектив (трио, квартет), входящий в состав современных джаз-, рок- и поп-групп, сопровождающий пение солистов.
7.Кантилена – это:
- хоровое произведение;
- певучесть музыкального исполнения, певческого голоса;
- динамический оттенок.
8.Укажите из чего состоит музыкальная речь:
- звук, мелодия, динамика;
- размер, жанр, музыкальные ключи.
9.Как называется веселый короткий куплет в народной музыке?
- баллада;
- частушка;
- легенда.
10. Выберите 3 правильных ответа. Медленный темп:
- Largo
- Andantino
- Adagio
- Vivo
- Andante.
11.. Выберите 2 правильных ответа. Умеренный темп:
- Presto
- Andantino
- Lento
- Moderato
- Grave.
12.. Выберите 2 правильных ответа. Быстрый темп:
- Legato
- Allegro
- Presto
- Lento
- Andantino.
Назовите виды атаки звука. Атака- начало звука. Виды - мягкая, твердая.
Кантилена – непрерывно льющийся звук
Тембр голоса – окраска голоса
Певческий диапазон – расстояние от крайней нижней до крайней верхней ноты, которые можно исполнить голосом.
Известные вокальные направления - академический, эстрадный, джазовый, народный вокал.
Примарный звук – это певческий звук, звучащий наиболее естественно, самый удобный звук, не требующий физических усилий.
«Опора звука» - устойчивость, звучность, глубина звукоизвлечения
(опертый звук).
Резонатор — часть голосового аппарата, придающая слабому звуку силу, звучность, характерный тембр. Подразделяются на головной и грудной.
Артикуляция – способ исполнения голосом последовательности звуков. Определяется слитностью или расчлененностью произносимых звуков.
10) Регистры в вокальном диапазоне - часть диапазона голоса, различается нижний (грудной), верхний (головной, фальцет), смешанный (микст).
11) Бельканто – (итал. Bel Canto- красивое пение) – стиль пения, характеризуется плавностью перехода от звука к звуку непринуждённой красивой окраской звука.
12) Виды певческого дыхания – грудное, нижнереберное или брюшное (диафрагмичное), смешанное (грудобрюшное). Принято применять смешанное или нижнереберное дыхание, когда при глубоком вдохе раздвигаются нижние ребра, опускается диафрагма; плечи и верхняя часть груди неподвижны.
13) Классификация певческих голосов:
сопрано- высокий женский (детский) голос;
альт- низкий женский (детский) голос;
тенор- высокий мужской голос;
баритон- средний мужской голос;
бас- низский мужской голос.
14) Какие знаете правила охраны и гигиены голоса.
15) Назовите правила поведения на сцене.
Аранжировка (от фр. arranger — приводить в порядок, устраивать) — переложение музыкальной пьесы из одного рода исполнения в другой (например, народную песню в современную эстрадную).
Вибрация голоса – тремолирование, «качание» звука
18) Adagio – Медленно, спокойно.
19) Lento – медленно, протяжно.
20) Andante – Не спеша, спокойно.
21) Moderato – умеренно.
22) Andantino – оживленно.
23) Allegro – скоро.
24) Vivo – живо.
25) Presto – быстро.
Критерии оценки уровня знаний учащихся к зачету по граммостности:
1. На оценку «отлично» ребенок хорошо знает учебный материал и музыкальные термины, соответствующие каждому классу, четко и быстро выполняет требования учителя.
2. Оценка «хорошо» - имеются отдельные теоретические неточности и эмоциональная закрепощенность.
3. Оценка «удовлетворительно» ставится, если ученик допустил 3 и более ошибки при ответе теоретического материала.
4. Неудовлетворительный балл ставится, если ученик не знает теоретического материала и плохо выполняет требования учителя .
Приложение
Анализ вокального произведения для (6-10 лет)
1.Общие сведения о произведении и его авторах.
Авторы музыки и текста. Страна, в которой проживал композитор. Страна, в
которой проживал автор литературного текста.
2.Музыкально-теоретический анализ.
Жанр произведения: песня, романс, ария. Форма произведения: одночастная,
двухчастная, трехчастная, куплетная. Характеристика мелодии: плавная или
скачкообразная, веселая или грустная,
3.Исполнительский анализ.
Эмоционально - о чем это произведение.
Анализ вокального произведения для (11-17 лет)
1.Общие сведения о произведении и его авторах.
Авторы музыки и текста. Сведения о жизни и творчестве композитора: годы
жизни, общая характеристика творчества, основные произведения.
Краткие сведения об авторе текста: годы жизни, общая характеристика
творчества, основные произведения.
2. Музыкально-теоретический анализ.
Жанр произведения: песня, романс, ария.
Форма произведения: одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная.
Характеристика мелодии: плавная, скачкообразная, с хроматическими
ходами. Тональность. Размер.
3. Вокально – технический анализ.
Диапазон.
Особенности дыхания (моменты взятия вдоха).
Характер звуковедения: легато, стаккато, скороговорка, речитатив.
4. Исполнительский анализ.
Эмоционально - смысловое содержание произведения. Музыкально –
выразительные средства: темп, динамика, фразировка, кульминация.
Расшифровать все музыкальные термины.
Примеры скороговорок для работы над дикцией:
1.Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа.
2.От топота копыт пыль по полю летит.
3.Течет речка, печет печка.
4.По семеро в сани уселись сами.
5.У елки иголки колки.
23.Упражнения для развития голоса и техники 6-10 лет.
Речевые упражнения В. Емельянова.
1.«Страшная сказка» У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ, Ы, ЫЭ,ЫЭА,ЫЭАО.
2.«Вопрос –ответ».
У-ШУ? У-ШУ!; У-ШО? У-ШО!; У-ШЭ? У-ШЭ!; У-ШЫ? У-ШЫ!;
У-СУ? У-СУ!; У-СО? У-СО!; У-СЭ? У-СЫ!; У- СЫ? У-СЫ!;
У- ФУ? У-ФУ!; У-ФО? У-ФО!; У-ФЭ? У-ФЭ!; У-ФЫ? У-ФЫ!;
Дыхательные игры–упражнения для детей. А.С. Галанов
( 2-3 классы)
ПАСТУШОК ДУДИТ В РОЖОК
Цель: укрепление мышц лица, тренировка навыка правильного носового дыхания.
Ход игры. Воспитатель просит ребенка как можно громче подуть в дудочку, чтобы созвать всех коров. Необходимо вдохнуть воздух через нос и резко выдохнуть в рожок. Побеждает тот, кто продудит громче всех.
КОРОЛЬ ВЕТРОВ
Цель: тренировка навыка правильного носового дыхания, укрепление мышц лица.
Ход игры. Ведущий рассказывает: «Собрались как-то ветры с разных сторон света и решили выбрать самого сильного». Затем дети парами дуют парами на вертушку или на подвешенные шарики. Чья вертушка дольше вертится, а шарик – отлетит выше. Воздух вдыхается через нос и резко выдыхается через рот. Победителя сажают на «трон».
Цель: восстановление носового дыхания, формирование ритмичного выдоха и его углубления. Ход игры. Перед каждым ребенком стакан с водой и соломинка. Следует глубоко вдохнуть через нос и сделать глубокий длинный выдох в трубочку, чтобы получился долгий булькающий звук. Тот, у кого получилось «пробулькать» дольше всех, получает приз.
СОВУШКА – СОВА
Цель: развитие движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, улучшение функции дыхания.
Ход игры. Дети садятся полукругом перед ведущим. По сигналу «день» дети-«совы» медленно поворачивают головы влево и вправо. По сигналу «ночь» дети смотрят вперед и взмахивают руками. Опуская их вниз, протяжно, без напряжения произносят «у-у-Ф-ф-ф»
ШАРИК ЛОПНУЛ
Цель: восстановление носового дыхания, формирование углубленного дыхания.
Ход игры. Ведущий предлагает «надуть шарик». Дети должны надуть шар: широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот «ффф..», медленно соединяя ладони под шариком. По сигналу – шарик лопается. Из шарика выходит воздух: дети произносят звук «шшш..»
ЗАПАСЛИВЫЕ ХОМЯЧКИ.
Цель: тренировка носового дыхания.
Ход игры. Воспитатель рассказывает, что хомячки носят запасы в щечках. Затем предлагает перенести зерно через болото. Необходимо от стула до стула шагая по листам бумаги, преодолеть болото. Ребенок надувает щеки и переносит зерно по кочкам.
ЧЕЙ ШАРИК ДАЛЬШЕ?
Цель: укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыков правильного носового дыхания.
Ход игры. Дети разбиваются на пары. Каждому вручается теннисный шарик. На столе раскладывают ленту, на нее ставят шарики. Дети по команде должны вдохнуть воздух через нос и подуть на свой шарик. Побеждает тот, чей шарик за 3 попытки укатиться дальше.
КТО САМЫЙ ГРОМКИЙ?
Цель: тренировка носового дыхания.
Ход игры. Следует сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть вдохнуть правой ноздрей и произносить «ммм», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре. Затем с левой ноздрей.
ПЕРЫШКИ.
Цель: тренировка навыков правильного носового дыхания, укрепление мышц рта.
Ход игры. Между стульями натягивают веревки с привязанными пучками перышек на расстоянии 10см друг от друга. Дети располагаются на расстояНИИ 50 см. По сигналу, сделав глубокий вдох через нос, сильным выдохом сдувают одно перышко, а затем другие, делая перед каждым выдохом глубокий вдох через нос.
САМОЛЕТИК - САМОЛЕТ.
Цель: формирование дыхания, обучение более глубокому дыханию.
Ход игры. Ведущий читает стишок, а ребенок выполняет движения самостоятельно.
Самолетик-самолет (ребенок разводит руки в)
Отправляется в полет (стороны ладонями вверх)
Жу – жу – жу, (делает поворот вправо и)
Жу – жу – жу (выдох «ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опуская руки-пауза)
Я налево полечу, (поднимает голову – вдох)
Жу – жу – жу (делает поворот влево и)
Жу – жу – жу (выдох «ж-ж-ж»)
Постою и отдохну. (встает прямо и опускает руки – пауза)
МЫШКА И МИШКА.
Цель: формирование глубокого ритмичного вдоха и выдоха, развитие координации движений.
Ход игры.
У Мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки –вдох)
У мышки – очень (присесть, обхватив руками)
Маленький (колени, опустить голову – выдох с произношением звука «шшш»)
Мышка ходит в
Гости к Мишке, (ходьба по залу)
Он же к ней не попадет.
Упражнения по ритмодекламации /с семинара Т.А.Боровик/.
Солнце-онце.
Текст Л. Кудрявцевой.
Тонизирующая игра, поднимает настроение. Через тренинг сокращается процесс взаимосвязи мышления и действия (думаю ® делаю). Развивает реактивность и вариативность мышления, координацию движений, речь, память, чувство ритма. Сочетает пение (поется куплет) с ритмодекламацией (припев).
Солнце стало, я встаю,
Солнцу песенку пою.
Что мне делать со словами, удивленно развести руками
Ведь они поются сами.
Припев: Солнце, онце, инди-онце,
Инди -ом- ом- ом пом-понце
Солнце, онце, инди-онце,
Инди -ом- ом- ом пом-понце
Умываться я иду, имитировать ходьбу
Напеваю на ходу.
Что мне делать со словами, удивленно развести руками
Ведь они поются сами.
Припев: Паста, аста, инди-аста,
Инди-ом-ом-ом пам-паста.
Мыло, ыло, инди- ыло,
Инди- ом –ом –ом, пом-пыло.
За столом всегда молчу, нахмурить сердито брови
Потому что есть хочу. зачерпнуть ложкой «еду»
Что мне делать со словами, удивленно развести руками
Ведь они поются сами.
Припев: Лужа, ужа, инди - ужа,
Инди- ом-ом-ом пум - пужа
Солнце, онце, инди-онце,
Инди -ом- ом- ом пом-понце
Козлики.
Козлики, а козлики, какие вы?
- Рогатые, рогатые. Приставить «рожки» к голове
Котики, а котики, какие вы?
- Мохнатые, мохнатые. Погладить свои руки
Зайчики, а зайчики, какие вы?
- Ушастые, ушастые! Приставить раскрытые ладони к голове
Волчата, а волчата, какие вы?
- Зубастые, зубастые! Соединить кисти, постучать кончиками пальцев
Ёжики, а ёжики, какие вы?
- Колючие, колючие! Ладони в замочек, поднимать и опускать пальцы
Мячики, а мячики, какие вы?
- Прыгучие, прыгучие! Прыжки на месте
Девочки, а девочки, какие вы?
- Красивые, красивые! Пружинки с поворотом
Мальчики, а мальчики, какие вы?
- Сильные, мы сильные! Развести руки в стороны на уровне плеч и согнуть их
Данная модель может быть предложена детям младшего школьного возраста. Исполняется она как диалог между учителем и детьми. Модель развивает образно-ассоциативное мышление, координацию движений, эмоциональность, интонационную выразительность речи.
Мастер Класс
Вокал бывает академический, эстрадный, народный, джазовый рок-вокал, т.е. вокал многогранен. Разное звукообразование, разная позиция рта, но есть фундаментальные особенности вокала, особенности, на которых строится любой вокал. Главные азы – это дыхание, вы знаете, что голос – это наш музыкальный инструмент, такой же, как скрипка, флейта, гитара, голос тоже должен настраиваться, за голосом надо следить, голос надо беречь, что бы он звучал всегда хорошо и правильно.
И для начала поговорим с вами о певческом дыхании. А раз это мастер-класс, то мы будем заниматься вместе, чтоб вы могли чему-то научиться, чтобы что-то сами попробовали. Если мы с вами поем, то я предлагаю петь стоя. Когда организм наш весь находится в вертикальном положении, нет никакого дискомфорта, асимметрии. Поэтому я предлагаю вам всем сейчас встать. Руки опустите вдоль туловища, спина и плечи прямые, голова находится параллельно потолку. Представьте, что на голове лежит книга тяжелая, голову слегка приподнимите вперед, чтобы воображаемая книга не упала, и не преклоняла из стороны в сторону вашу голову. Подбородок приподнимите чуть повыше, чтоб трахея была свободна, звук свободно шел через нее. Руки свободны, вдоль туловища. Кто из вас знает, как правильно дышать? Дыхание бывает нескольких видов: ключичное, диафрагменное, грудное. Мы предпочитаем диафрагменное дыхание, воздух должны выдыхать в область диафрагмы. Ставим руки на пояс, находим ребра, поближе к спине, поднимаем руки выше сантиметров на 7-8 от талии. Своим указательным и большим пальцем вы должны нащупать ребра. Когда вы вдыхаете, вы должны воздух вдыхать именно сюда, в эту область легких. Когда вы дышите, диафрагма увеличивается в размерах, происходит такое выпячивание животика. Именно поэтому этот процесс своими пальчиками вы сейчас сможете ощутить. Плечи при этом не поднимаются, они опущены вниз, грудная клетка тоже не поднимается, все свободно. Вдыхаем через нос, а через рот выдыхаем. Попробуем? На 1,2 -вдох, на 3,4-выдох. Пробуем насколько раз . Все должно быть свободно, без напряжения. Во время занятий рекомендуется делать это упражнение перед зеркалом, чтобы контролировать процесс (плечи не поднимаются, грудь тоже на месте). Вдыхать будем так, будто нюхаем ароматный и красивый цветок. Чтоб насладиться этим ароматом, нужно вдохнуть как можно глубже. Можно закрыть глаза, представить себе этот чудесный цветок. При этом вздох должен быть такой (вдох через рот показать). При этом пальцы должны почувствовать, как раздвигаются ваши ребра. Если животик не выпячивается, ребра не раздвигаются, вы вдохнули не правильно. Еще раз вдох, можно сделать его громким. Чувствуем движение. Теперь делаем вдох, а выдох делаем такой, как будто гасим свечу. Представьте перед собой свечку(показать свечу рукой на уровне рта), и погасить ее надо не резко, а выдыхать надо медленно-медленно, равномерно-равномерно, как будто пытаетесь отклонить пламя свечи в сторону. Вдох – выдох. А теперь ровно, медленно, без толчков выдыхаем воздух на звук Ф, причем струю воздуха направляем на передние зубки, как будто вы цедите звук через зубы. Попробуем все вместе, у кого на сколько хватит дыхания, не старайтесь выдыхать быстро. Вдох-выдох. Может закружиться голова от излишнего кислорода. Между вдохом и выдохом происходит маленькая секундная задержка. Наш голосовой аппарат перестраивается. И эта задержка очень важна. Вдох, короткая задержка, будто закрыли дыхание, затем медленный выдох. Чувствуйте движение диафрагмы. Стоять надо на двух ногах, ни в коем случае ни на одной. Потому что происходит перекос, и мышцы уже работают не правильно. Когда вы поете, в первую очередь надо научиться стоять ровно. Ноги как будто приклеены к полу. Если вы поете сидя, то спина должна быть прямая. Нужно обязательно держать ровно туловище, грудную клетку. А теперь вдох и выдох на счет до 5. А сейчас выдох до 10. С шипящим звуком это делать легко. Чем равномернее вы научитесь распределять воздух, тем легче потом вам будет петь, потому что в произведениях есть большие музыкальные фразы. А теперь этот выдох мы с вами споем на слог МЭ. Мужчины (мальчики) поют на октаву ниже.
Вот мы с вами немножко научились дышать. Это первое такое упражнение, чтобы вы почувствовали, что должно происходить.
А теперь давайте научимся правильно управлять голосом. Когда мы поем вокал эстрадный, народный, академический, джазовый - вы должны правильно открывать рот. То есть позиция рта (показать открытый правильно рот на зевке) должна быть изначально правильной. В вокале принимают участие не только органы дыхания, челюсти, а так же язык, в каком-то отношении зубы, наш рот, как он открыт. Сейчас мы сделаем небольшие артикуляционные упражнения, чтоб вы почувствовали ротовые мышцы.
1 упражнение. Чувствуем свои губы. Его лучше делать перед зеркалом, хотя оно немного необычное, специфическое. Представьте, что ваши губы – бутон цветка, который сейчас будет распускаться. Губы разжимаются и рот раскрывается до максимума. Внизу ушной раковины поставьте пальчики, откройте рот, как будто зеваете. Почувствуйте, возле уха появляется ямочка. Челюсти раздвигаются, ямочка появляется. Вот такая ямочка должна быть, когда вы поете. Если вы правильно открываете рот, то позиция рта должна быть открыта минимум на два пальца (4 см). Пробуем. Я показываю открытие кистью (раскрывается кулак). Медленно раскрывают рот до максимума. Так несколько раз. Надо открыть рот максимально и подержать. Мышцы должны сработать. Рот устанет в таком положении, но это необходимо прочувствовать, чтоб мышцы заработали.
Еще раз открываем.
А теперь поработаем немножко губами. Губы свободны. Представьте, это ваш хоботок. Сначала губами тянемся к носу, погримасничали немножко. Теперь губы опускаем вниз. Теперь в сторону в одну, в другую, как можно дальше, прямо натягиваем. А теперь побыстрее. А теперь то, что вы делали губами, нужно сделать языком. Язык тоненький, кончик языка достает до носа, теперь до подбородка (активный кончик языка, язык не лопатой, а остренький), теперь тянем к уху в одну и в другую сторону. А теперь тек же движения языком , но побыстрее. Почувствуйте, как работают боковые мышцы. Теперь расслабили рот. Представьте, что вы полощите во рту. Пополощите рот воздухом. Хорошо поработали мышцы щек. А теперь сделайте укол языком в щеку сначала в одну, потом в другую и так несколько раз, а теперь быстрее.
А теперь поработаем над тремя позициями рта. МАЛЕНЬКАЯ(показ), СРЕДНЯЯ (показ), БОЛЬШАЯ (показ). На каждую позицию говорим слог МЭ, и замираем в таком положении, пока я не скажу все. (дирижерский жест окончания). Рукой показываю позицию. Двигать ничем нельзя. Отрывистое и короткое МЭ. Рот замер в положении малой позиции. Губы на полуулыбке. Держим, не закрываем рот. Сейчас возможность появляется почувствовать, что такое мышцы рта. Теперь МЭ в средней позиции рта. Держим. Усталость появляется, но двигать нельзя ни языком, ни губами. А теперь большая позиция (максимум открытый рот). Это для того, чтоб работали боковые мышцы рта. Позиция языка во время пения должна быть в форме лодочки. А теперь проработали правильную позицию певческую. За нижние зубы язык выходить не должен. А теперь представьте, что вы зевнули. Вот теперь у вас правильная певческая позиция. Это положение языка надо тренировать. Потому что язык не должен мешать прохождению звука, прохождению воздуха. Он должен иметь правильную позицию.
Чтобы правильно петь, необходимо хорошо проговаривать буквы, должна быть хорошая дикция. Прежде всего это упражнения со скороговорками.
ШЛА САША ПО ШОССЕ И СОСАЛА СУШКУ.
Все вместе в среднем темпе проговорили скороговорку. Язык активный. Говорить старайтесь на дыхании. А теперь 2 раза побыстрее. Рекомендуется подряд проговаривать до 5 раз.
И еще одна скороговорка.
ЦАПЛЯ ЧАХЛА, ЦАПЛЯ СОХЛА, ЦАПЛЯ СДОХЛА. Проговаривать несколько раз, постепенно ускоряя темп. Подряд 2 раза, 3,4,5.
Необходимо развивать язык, говорить скороговорки.
А теперь упражнение на дыхание и на опору звука. Руки на поясе между бедром и ребром. Попробуйте 2 раза кашлянуть. Чувствуете, как выталкиваются ваши пальцы. Это называется опора звука. Делаем правильный вдох на зевке. Вдох глубокий, чтоб аж похолодела задняя стенка гортани. А потом на выдохе говорим С,С,С(отрывисто) три раза. А теперь вдох, С,С,С,ХЭЙ(выкрикнуть). Повторить несколько раз. А теперь пропеть это упражнение на РЭ и потянуть ЭЙ , затем от ФА. Это упражнение делается на тех звуках, которые удобны для каждого индивидуально.
Надо отрабатывать гласные, чтоб гласные были красивыми, приближены друг к другу, чтоб голос был ровный и спокойный. Пели вы высокие, средние и низкие звуки в одинаковой свободной, ровной манере. Чтоб голос на всем диапазоне был ровным.
Петь правильно могут единицы, этому надо учиться много и кропотливо. Научить петь можно любого, но не за месяц и год. Должна быть система. Нужно все довести до автоматизма. Заниматься хотя бы 30 минут в день, чтоб довести все до автоматизма, уметь контролировать работу голосового аппарата и всего организма в целом.