ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
ФИО (полностью) Авилкина Виктория Владимировна
-
Место работы
МБОУ Ш №173 Михеева Е О
-
Должность
учитель
-
Предмет
музыка
-
Класс
5 класс
-
Тема и номер урока в теме
Тема полугодия: «Музыка и литература» Урок №14.
-
Базовый учебник
Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г.
8.Цель урока: Сформировать представление у учащихся о балете, как о жанре музыкально-литературного искусства.
9. Задачи:
-личностные
Самоопределение: научить слушать и понимать музыку балета, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;
Смыслообразование: повысить мотивацию собственных знаний;
Ценностная и морально-этическая ориентация: осознание учащимися для чего им необходимо получить знания по данной теме.
-метапредметные
Регулятивные: уметь управлять своими знаниями в новой ситуации
Коммуникативные: уметь работать в малых группах, выражать свою позицию.
Познавательные: выяснить какую роль играет литература в музыке.
-предметные
произведения;
образное содержание;
желание слушать ее и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкусы, нравственные качества личности.
Тип урока -урок «открытия» нового знания
Формы работы учащихся: групповая, коллективная , индивидуальная
Методы: ролевая игра
Общенаучные: обобщения, сравнительный.
Педагогические: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, эмоционального воздействия, перспективный, т.к. данная тема в 5 классе является первоосновой для соответствующих тем в 7 классе
Необходимое техническое оборудование мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, музыкальный инструмент.
Музыкальный материал:
Марш из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
Вальс из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского.
Вступление из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского.
Темы Феи Сирени и Феи Карабос из балета «Спящая красавица»
П.И. Чайковского.
Наглядный материал:
Мультимедийная презентация;
Видеофрагменты балетов;
Карточки с эмблемами профессий ;
Карточки музыкальных инструментов симфонического оркестра;
Таблица «Особенности музыкально-сценического спектакля»;
Листы для рефлексии.(синквейна)
Либретто балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского;
Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
1
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Прослушивание Марш из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
Вопросы к уч.ся: самостоятельное это произведение или является фрагментом? как оно называется? Какие средства выразительности использовал композитор в развитии образов?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, опираясь на уже полученные знания и формулируют тему урока.
2-3
2
Этап актуализации и пробного учебного действия
Виртуальное путешествие в музыкальный театр, знакомство с театрами. Видеопоказ театров. Когда и где возник балет? (Просмотр видеоряда с комментариями учителя)
приложение №1
Учащиеся смотрят презентацию.
Дети выбирают театр для посещения.
5
3
Этап выявления места и причины затруднения
Показ фрагмента из балета.
Для постановки балета нужны те же профессии, что и в опере.
Вспомните, кто нужен для постановки музыкального спектакля?
(показ презентации)
Работа в группах.Тем,кто отвечает правильно, раздаются карточки с эмблемой, названной учеником театральной профессии). Остальные карточки с эмблемами раздаются учителем, формирующим группы с учётом индивидуальных интересов и способностей учеников.
5
4
Этап построения проекта выхода из затруднений
В каждом музыкальном спектакле есть текст. Как он называется? На столе перед собой вы видите либретто балета «Спящая красавица».
Уч.ся отвечают на ряд вопросов: как в театре надо себя вести?
место, где располагается оркестр называется?...что такое либретто?
(ученики читают либретто)
Художники рисуют афишу спектакля (работа с интерактивной доской).
5
5
Этап реализации построенного проекта
А теперь приступаем к постановке спектакля.
(Прослушивание Вступления к балету, определение состава музыкальных инструментов оркестра, затем – музыкально-пластическая импровизация под музыку вступления. Остальные ученики после прослушивания определяют, какие музыкальные инструменты были изображены.
Музыканты, расположившись в оркестровой яме, начинают репетировать вступление к балету. Занавес ещё закрыт
И вновь – работа художников. Рисуем декорации, подбираем костюмы артистов.
(Работа с интерактивной доской).
6-7
6
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Наконец-то на нашей сцене появились артисты балета!
Музыкально-пластическая импровизация под музыку:
1.Фея Сирени и Фея Карабос. Остальные ученики отгадывают, кого изображают «артисты».
Знакома ли нам эта музыка? (Да) В каком музыкальном фрагменте балета мы её слышали? (Во Вступлении).
Музыкально-пластическая импровизация : принцесса Аврора и принц Дезире.
Знакома ли нам эта музыка? (Да) Как называется этот танец? (Вальс).
Наш спектакль закончен. Аплодисменты всем участникам!
6-7
7
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Чтобы понять, в чём сходство и различие оперы и балета, составим таблицу, в которой выделим характерные черты музыкальных спектаклей - оперы и балета.
симфони- ческий
либретто
5
8
Этап включения в систему знаний и повторения
Синквейн Балет
(составляется учениками совместно с учителем):
5
9
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Домашнее задание (разноуровневое) учебник стр 58-63;
составить кроссворд на тему БАЛЕТ;
По творческой тетради выполнить задания на стр. 42-43;
Нарисовать афишу балета(форма представления материала на выбор учащихся)
Домашнее задание комментируется и даются пояснения.
2
Приложение №1
Комментарии учителя. Искусство балета появилось в Европе благодаря королевским балам. Например, в Италии придворные танцы под руководством специальных учителей-танцмейстеров напоминали театральное действие. Первый балетный спектакль был поставлен более четырёхсот лет назад во Франции. В старину на сцене танцы сменялись пением и чтением стихов. Особенно популярны были бале-
ты-маскарады и балеты на рыцарские и фантастические темы.
Почти триста лет назад балет пришёл из Европы в Россию. Сначала это были
придворные спектакли, поставленные иностранными хореографами. Музыке в них
не придавалось особого значения. Она считалась только аккомпаниментом к тан-
цам. П. Чайковский первым из русских композиторов сочинил музыку специально
для балета. Это было «Лебединое озеро». Благодаря Чайковскому балетная музыка
стала классическим искусством наряду с оперной и симфонической. С тех пор
русский балет получил мировую известность и славу.
После балета «Лебединое озеро» П. Чайковский создал балет «Спящая красавица».
Его-то мы и поставим сейчас собственными силами. Попробуем?
Приложение №2 Использование ЭОР.
1. [link] Российский образовательный портал. Коллекция музыки и МХК