«Профессиональная культура учителя музыки"
Остапенко Л.Г.
учитель музыки школы-лицея №1 г.Костаная
Проблема профессиональной культуры педагога-музыканта предполагает комплексный подход к раскрытию сущности и слагаемых данного феномена. Определение содержания категории “профессиональной культуры учителя музыки” возможно путем раскрытия содержания основных понятий и их производных, образующих вкупе с основной категорией своего рода “категориальное дерево”.
Согласно концепции М.С.Кагана, сущность культуры следует понимать как определенную форму сосредоточения духовной энергии человечества в единстве с совокупностью идеально-практических способов и результатов освоения и преобразования мира.
Основой и центральным звеном культуры является структура культуротворческой деятельности, так как культура в первую очередь, – это созидание системы ценностей, творчество нового, обновление и увеличение разнообразия мира. Стабилизирующим фактором культуры выступает культурная традиция. Благодаря ей происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, и каждое новое поколение может актуализировать этот опыт, опираясь в своей репродуктивной и творческой деятельности на созданное предшествующими поколениями. Таким образом, задача человека заключается в творении культуры, взращивании, возделывании, охране природы, космоса от разрушения, не только увеличении разнообразия и сложности мира, но и упорядочении его.
На уровне личностного социально-ролевого проявления одной из слагаемых культуры выступает профессиональная культура, включающая в себя, по утверждению А.М.Трудкова, многоуровневый комплекс, слагаемыми которого выступают:
Система ценностей, определяющая общественную и индивидуальную значимость средств, результатов и последствий профессиональной деятельности.
Целеполагание, характеризующее уровень представлений личности о нормах в сфере профессиональной жизнедеятельности.
Система средств и методов профессиональной деятельности, включающая в себя научный понятийный аппарат и знание нормативного использования профессиональных технологий и мыслительных операций с целью преобразования проблемных ситуаций.
Информационно-операциональные ресурсы профессиональной культуры, наработанные предыдущей практикой.
Объекты профессиональной деятельности, состояние которых требует определенных нормативных изменений.
Термин “профессиональная культура учителя” зачастую используется в качестве синонима таких понятий, как “педагогическая культура учителя”, “педагогическая компетентность учителя”. Профессиональная культура учителя включает такие составляющие, как общая культура, педагогическая культура, этическая культура, эстетическая культура, философская культура и т.д. Профессиональная культура учителя соединяет в себе элементы формального (следование определенным нормам, инструкциям, наработанным приемам) и неформального (творчество, индивидуальность, импровизацию) плана. Чаще всего данные элементы характеризуются взаимосвязанностью и органичным переходом друг в друга. Однако, как утверждал П.К.Энгельмейер, “хороший воспитатель тем и отличается от ремесленника, что, тогда как последний руководствуется только стереотипными приемами, первый вживается в индивидуальные особенности воспитанника и к ним прилаживает свой идеал доброго гражданина”.
Способность разбираться в личности и поведении своих учениках, адекватно откликаться на их поступки, выбирать адекватную систему методов обучения и воспитания, наилучшим образом отвечающих индивидуальным особенностям детей, – показатель высокой профессиональной культуры учителя, его педагогического искусства. В свою очередь, последнее выступает в качестве совершенного владения учителем всей совокупностью знаний, умений и навыков, соединенного с профессиональной увлеченностью, развитым педагогическим мышлением и интуицией, нравственно-эстетическим отношением к жизни, глубокой убежденностью и твердой волей.
Категорией меньшей общности по отношению к понятию “профессиональная культура учителя” выступает категория “профессиональная культура учителя музыки”. Ее специфика выражается в ее направленности на созидание и утверждение ценностей музыкальной культуры, развитие личностной музыкальной культуры школьника, возрастание ее духовной свободы и культурного богатства. Одновременно, являясь подсистемой более объемных систем, она включает все сущностные характеристики таких феноменов, как общая культура, педагогическая культура, профессиональная культура, музыкальная культура, культура личности и т.д.
Учитель музыки как носитель высокой художественной культуры становится созидателем музыкального искусства, которое призвано играть значительную роль в формировании духовной культуры детей. Хороший педагог-музыкант, по мнению Д.Б.Кабалевского, всегда сделает искусство своим помощником в раскрытии необъятных духовных сил учащихся.
Все музыкально-воспитательные программы, все новаторские идеи реализуются через творческую деятельность учителя музыки. Именно поэтому его профессиональная культура как представителя самого изящного вида искусств во многом определяет содержание духовной жизни учащихся.
Таким образом, профессиональная культура учителя музыки, окрашенная общекультурными, общепедагогическими и искусствоведческими аспектами, слагается из следующих доминирующих компонентов:
богатый духовный мир личности учителя, способного вбирать в себя эстетическое, познавательное и воспитательное воздействие музыкального искусства:
любовь и профессиональный интерес к явлениям музыкального искусства на основе личностно-ценностных убеждений;
концептуально-целостное видение сущности, природы и закономерностей музыкального искусства;
творческая увлеченность музыкально-педагогической профессией;
активная самообразовательная познавательно-художественная деятельность в области музыкально-педагогической науки.
Сущностные характеристики профессиональной культуры учителя музыки следует рассмотреть через призму ее основных структурных подсистем. В их качестве могут выступать социально-мировоззренческая, методологическая, психологическая, коммуникативная и музыкально-эстетическая подсистемы профессиональной культуры учителя музыки.
1.Социальный аспект требований к учителю музыки отражается в его готовности осуществлять активную деятельность с учетом социально-объективной ситуации и в соответствии с личной моральной позицией и осознанной ответственностью. Школе необходим учитель, не только высокопрофессионально подготовленный, но воплощающий идеал в своей личности.
Сложность профессии учителя определяется как высокими требованиями общества, так и огромными затратами умственной, психической, душевной энергии, на реализацию которой указывал Я.А.Коменский: «Учителями должны быть люди… честные, деятельные и трудолюбивые; не только для вида, но и на самом деле они должны быть живыми образцами добродетелей, которые они должны привить другим».
2.Понятие “учитель-исследователь” в педагогике употребляется как характеристика высшего уровня профессиональной культуры личности человека, занятого педагогической практикой. Мотивация к поиску, детерминирующая интерес к профессиональной деятельности, присуща творческой личности педагога.
Е.В.Бережнова определяет в качестве главных признаков методологической культуры учителя: навыки проектирования педагогического процесса; умение осознавать, формулировать и творчески решать задачи; способность к осуществлению методической рефлексии; потребность в научных педагогических знаниях.
Таким образом, методологическая культура учителя музыки есть творческая самореализация его личности в процессе проектирования музыкально-педагогической деятельности и собственного профессионального уровня.
3.Высокий уровень профессиональной культуры учителя музыки немыслим без адекватного уровня развития ее психологического компонента. Это обусловлено значением психологии как теоретического и практического фундамента общей и музыкальной педагогики и частных методик преподавания.
Совершенная психологическая культура учителя музыки является важнейшим созидательным фактором воздействия на духовный мир подрастающего поколения.
4.Профессионально-педагогическое взаимодействие должно обладать взаимообогащающим и взаиморазвивающим характером и являться развивающим диалогом. Отсюда вытекает необходимость наличия у учителя музыки высокой коммуникативной культуры, которая является профессионально-личностным свойством личности, обеспечивающим продуктивность педагогического взаимодействия.
5.Музыкально-эстетической культура учителя музыки как составная часть его общей духовной и профессиональной культуры, отражает способность педагога воспринимать и творить мир музыки не только по законам технологии музыкального искусства, но и в соответствии с нормами эстетического отношения. Эстетический аспект профессиональной культуры учителя музыки проявляется в реальном музыкально-педагогическом процессе в гармонии целей и средств, композиционной стройности и завершенности, пропорциональности педагогических влияний, в эмоционально-чувственных моментах их ритмической организации.
Способность учителя музыки выстраивать свою творческую профессиональную деятельность по законам добра, гармонии и гуманистической личностно ориентированной педагогики является важнейшей способностью, формирующейся на основе слияния творческих и специальных способностей личности. Реализация педагогом-музыкантом духовных, культурологических, нравственно-эстетических и художественных ценностей музыкального искусства является главным показателем высокопрофессиональной культуры личности, свидетельством возрастания ее духовности и культурного богатства.
Список литературы
Абдуллин Э.Б. Методологическая культура педагога-музыканта: Учебное пособие. – М., 2002.
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.. 1996.
Ангеловски К. Учителя и инновации. – М., 1991.
Бережнова Е.В. Формирование методологической культуры учителя // Педагогика. – 1996. - № 4.