Рассмотрено Утверждаю:
на педагогическом Директор МАОУ СОШ №62
совете школы __________/Очаковская Л.Я../
Протокол №___ Приказ №_____
от _____20_____г. от ______20___г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №62»
.Рабочая программа
по музыке
7 класс
2016-2017 учебный год
Программу составила:
учитель музыки высшей категории
Бруснева Анна Николаевна
Краснодар
2015 год
Пояснительная записка
Программа составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ;
Программа МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №62»;
Программы Музыка 5 – 7 классы Авторы программы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская – Москва: «Просвещение» 2013.
Предмет «Музыка» в основной школе базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.
Содержание курса соответствует целям основного общего образования и предметной области «Искусство», куда входит предмет «Музыка», и базируется на положениях «Концепции духовно-нравственного развития, воспитания гражданина России».
Цель преподавания музыкального искусства в основной школе - развитие творческих сил подростка, которые сделали бы успешным и плодотворным процесс формирования его музыкальной культуры как части всей его духовной культуры.
Для этого необходимо решение таких задач, как:
- развитие у подростков способности к эстетическому освоению мира и оценке музыкальных произведений по законам гармонии и красоты;
- воспитание художественного мышления, постигающего жизненные и музыкальные явления во всей их сложности и совокупности противоречий;
- освоение музыки в союзе с другими видами искусства, понимание сущности их взаимодействия в восприятии целостной картины мира;
- изучение музыки как вида искусства в многообразии форм и жанров, усвоение особенностей музыкального языка, способов исполнительства;
- знание лучшего, что создано в отечественной и зарубежной классике, в творчестве современных композиторов, народной музыке; -развитие художественных умений и навыков, слушательской и исполнительской культуры учащихся, их творческой индивидуальности, проявляющихся в хоровом и сольном пении, импровизации на музыкальных инструментах, выражении музыкального образа через образ живописный, танцевальный, поэтический.
Если в 5-м классе обучающиеся изучали «Связь музыки с литературой и изобразительным искусством», в 6-м - «Образы вокальной и инструментальной, камерной и симфонической музыки», то в 7-м классе они знакомятся с особенностями драматургии сценической музыки: опер, балетов, драматических спектаклей и с особенностями драматургии камерной и симфонической музыки.
Методологическим основанием программ предметной линии учебников Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской служат современные научные исследования, в которых отражаются идеи познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программах является введение обучающегося в мир музыки через интонации, воспитание чувства любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур, обеспечивающих осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознания ребенка.
Основными методическими принципами программ по музыке в основной школе являются:
Введение региональных, национальных и этнокультурных особенностей в изучение предмета «Музыка» является сегодня весьма важной задачей и осуществляется в условиях воспитания интереса к историческому прошлому родного края, его культурной и музыкальной жизни. Изучение музыкальной культуры народов Краснодарского края в 7-м классе происходит по двум направлениям:
изучение народной музыкальной культуры, музыкального фольклора, отражающего историю народов Кубани, их традиций, систему их духовных ценностей;
изучение творческого наследия композиторов Краснодарского края.
Краснодарский край - один из многонациональных полиэтнических территорий, на которой проживают люди, говорящие на различных языках, исповедующие разные религии, придерживающиеся определенных обычаев, традиций. Культура Краснодарского края имеет вековые традиции. Ее богатство составляет песенное, танцевальное, инструментальное и художественное наследие, осознание и осмысление которого являются важнейшей задачей современного художественно-эстетического образования, формирующего гражданскую позицию учащихся, патриотизм. Идея патриотического воспитания в современном обществе как никогда актуальна, так как содержит гуманистический, общечеловеческий смысл. В этой связи в решении задач патриотического, художественно-эстетического и творческого развития подрастающего поколения исключительную роль приобретает изучение музыкального наследия региона, что очень ярко отражено в тематическом планировании преподавательской деятельности.
Введение региональных, национальных и этнокультурных особенностей в процесс обучения через различные предметные дисциплины поможет шире использовать музыкально- художественное наследие региона, что, несомненно, будет способствовать воспитанию у детей любви к своему краю, нравственности, эстетического самосознания.
Для изучения регионального музыкального творчества учителю музыки необходим музыкальный фольклор, произведения композиторов Кубани, где учащиеся будут знакомиться с особенностями жанров народной и профессиональной музыки, музыкальной речи, структурой произведений, использованием фольклора в сочинениях кубанских композиторов.
Включение региональных, национальных и этнокультурных особенностей в школьное образование в полиэтничном обществе имеет большое значение. Всестороннее изучение в образовательных учреждениях истории региона, культуры народов республики, традиций, эпоса, фольклора, песенной и танцевальной культуры, искусства пародов, дающих знания о своей родословной, и использование народной педагогики формируют у обучающихся чувство «малой Родины», культуру межнационального общения, духовное обновление семейного и школьного образования и воспитания.
Как известно, понятия «этнос» и «нация» часто используются синонимично; в то же время в научной традиции нация толкуется как более широкое явление сравнительно с этносом. Поэтому национальная картина мира вбирает в себя этническую, что позволяет нам использовать выражение «национальная картина мира» как обобщающее. Воплощаясь в произведениях национального искусства, она приобретает статус национальной художественной картины мира, аккумулирующей систему мирообразных этнокультурных представлений нации/этноса. Их ядром служат образы-ценности традиционной этнокультуры.
Освоение региональных, национальных и этнокультурных особенностей при изучении музыки - это приобщение обучающихся к национальной картине мира на основе искусства, прежде всего музыки народов, населяющих регион. Роль музыкально-эстетического воспитания и обучения в освоении культурных ценностей разных народов огромна. Искусство - это интегративный код этноса, и содержание предмета «Музыка» в школе подразумевает первоочередное внедрение региональных, национальных и этнокультурных особенностей в учебный процесс.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:
-приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
-воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
-развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
-освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
-овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).
Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования , в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознание ребенка.
Основными методическими принципами программы являются: принцип увлеченности; принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя; принцип «тождества и контраста», сходства и различия; принцип интонационности; принцип диалога культур. В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.
Тема года: Особенности драматургии сценической, камерной и симфонической музыки
Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (17 ч)
Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. Жанров разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений.
Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки(18 ч)
Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.
Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных произведений.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный план МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №62» отводит на изучение предмета «Музыка»
Класс – 7
Количество часов в неделю – 1 ч.
Количество часов в год – 35ч. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 15% для реализации региональных, национальных и этнокультурных особенностей в соответствии с ФГОС.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Искусство, как культура в целом, предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С. Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств ( в том числе и музыкального искусства) – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти – важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся.
Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.
Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Процесс освоения учебного предмета «Музыка» в основной школе в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей обеспечивает определенные результаты и направлен на достижение обучающимися универсальных учебных действий: личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, изложенных в ФГОС.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
компетентность в решении проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на ступени образования и отражают:
сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Ожидаемые результаты освоения учебного предмета в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей
по предмету «Музыка» 7 класс
Музыка как вид искусства
Выпускник научится:
• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;
• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;
• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
• самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия
Выпускник научится:
• раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;
• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
• осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.
Выпускник получит возможность научиться:
• заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;
• воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.
Музыка в современном мире: традиции и инновации
Выпускник научится:
• ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
• определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.);
• применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве Интернета.
Выпускник получит возможность научиться:
• высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
• структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.
Перечень музыкального материала I полугодия:
Кармен. Опера (фрагменты). Ж. Бизе.
Кармен-сюита. Балет (фрагменты). Ж. Бизе — Р. Щедрин.
Высокая месса си минор (фрагменты). И.-С. Бах.
Всенощное бдение (фрагменты). С. Рахманинов.
Иисус Христос — суперзвезда. Рок-опера (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.
Гоголь-сюита. Музыка к спектаклю «Ревизская сказка» по мотивам произведений Н. Гоголя. А. Шнитке.
Родина моя. Д. Тухманов, слова Р. Рождественского.
Дом, где наше детство остается. Ю. Чичков, слова М. Пляцковского.
Дорога добра. Из телевизионного фильма «Приключения маленького Мука». М. Минков, слова Ю. Энтина.
Небо в глазах. С. Смирнов, слова В. Смирнова.
Рассвет-чародей. В. Шаинский, слова М. Пляцковского.
Только так. Слова и музыка Г. Васильева и А. Иващенко.
Синие сугробы. Слова и музыка А. Якушевой.
Ночная дорога. С. Никитин, слова Ю. Визбора.
Исполнение желаний. Слова и музыка А. Дольского.
Тишь.ы «Гоголь-сюиты». «Музыканты — извечные маги».Слова и музыка А. Загота.
Наполним музыкой сердца. Слова и музыка Ю. Визбора.
Спасибо, музыка. Из кинофильма «Мы из джаза». М. Минков, слова Д. Иванова.
Песенка на память -М. Минков, слова П. Синявского.
Образцы музыкального фольклора разных регионов мира(аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.)
Перечень музыкального материала II полугодия:
Этюды по каприсам Н. Паганини. Ф. Лист.
Чакона. Из Партиты № 2 ре минор. И.-С. Бах - Ф. Бузони.
Лесной царь. Ф. Шуберт — Ф. Лнст. «Кончерто гроссо»
Сюита в старинном cmиле для скрипки м фортепиано
A. Шнитке.
Соната № 8 («Патетическая»). Л. Бетховен.
Соната 2 С. Прокофьев.
Соната № 11. В.-А. Моцарт.
Симфония № 103. Й. Гайдн.
Симфония № 40. В.-А. Моцарт.
Симфония № 1 {«Классическая»). С. Прокофьев.
Симфония № 5. Л. Бетховен.
Симфония № 8 {«Неоконченная»). Ф. Шуберт.
Симфония № 5. П. Чайковский.
Симфония № 1.B. Калинников.
Симфония № 7. Д. Шостакович.
Празднества. Из симфонического цикла «Ноктюрны».К. Дебюсси.
Концерт для скрипки с оркестром. А. Хачатурян.
«Рапсодия в стиле блюз». Дж. Гершвин.
Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.).
Россия, Россия. Ю. Чичков, слова Ю. Разумовского.
Журавли. Я. Френкель, слова Р. Гамзатова.
Сыновья уходят в бой. Слова и музыка В. Высоцкого.
День Победы. Д. Тухманов, слова В. Харитонова.
Вот солдаты идут. К. Молчанов, слова М. Львовского.
До свидания, мальчики. Слова и музыка Б. Окуджавы.
Баллада о солдате. В. Соловьев-Седой, слова М. Матусовского.
Фантастика-романтика. Слова и музыка Ю. Кима.
За туманом; Маленький гном. Слова и музыка А. Кукина.
Следы. Слова и музыка В. Егорова.
Весеннее танго. Слова и музыка В. Миляева.
Я бы сказал тебе. Слова и музыка В. Вихарева
Содержание программы предмета «Музыка» 7 класс (35 ч)
Тема 1 полугодия: « Особенности драматургии сценической музыки » 17 часов.
Музыка как искусство процессуальное – интонационно-временное, для того чтобы быть воспринятой. Требует тех или иных точек опоры. В так называемой чистой музыке (камерной, симфонической (они даются в виде соотношения музыкально-тематического материала. А в сценических произведениях (опере, балете и др.) намечаются последовательным развёртыванием сюжета, слов (поэтических идей).
Первое полугодие посвящено выявлению музыкальной драматургии сценической музыки. Вниманию учащихся предлагаются оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки, «Князь Игорь» А.П.Бородина в сопоставлении с современным прочтением «Слова о полку Игореве» в балете Б.И.Тищенко; «Порги и Бесс» Дж.Гершвина, «Кармен» Ж.Бизе в сопоставлении с современной трактовкой музыки в балете «Кармен-сюита» Р.К.Щедрина, а также рок-опера «Иисус Христос –суперзвезда» Э.-Л.Уэббера и музыка к драматическим спектаклям.
Каждое из предлагаемых произведений является новацией в музыкальном искусстве своего времени. Учащиеся должны понять, что эта музыка, к которой надо идти, в отличие от так называемой массовой культуры, которая окружает нас сегодня и которая сама идёт к нам.
Урок 1. Классика и современность. (1ч) Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни.
Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный).
Урок 2-3. В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин- новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля .(2ч)
Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.
Урок 4-5. «Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария Князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны». (2ч)
Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории.
Урок 6-7. «В музыкальном театре. Балет. Балет Б.И.Тищенко «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва. (2ч)
Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Значение синтеза различных искусств в балете.
Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».
Урок 8 . РНиЭО Героические образы народов, населяющих регион (1ч)
Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера. Развивать ассоциативно-образное мышление учащихся, актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение интонационного тезауруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства.
Урок 9- 10. В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля .(2 ч)
Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).
Урок 11-12. «Опера Ж.Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо ».(2 ч)
Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.
Урок 13. «Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора ».(1ч)
Раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; выяснение вопроса о современности, затронутой в музыке темы любви и свободы. Сопоставление фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете. Драматургическая кульминация балета, проблема типов музыкальной драматургии.
Урок 14. « Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости».
Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».(1ч)
Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.
Урок 15 . РНиЭО Образы скорби и печали. (1ч)
Урок16. «Рок - опера Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. Главные образы. (1ч)
Знакомство с фрагментами рок-оперы Э.-Л.Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы; драматургия развития и музыкальный язык основных образов рок-оперы. Приёмы драматургического развития в опере (повтор, контраст, вариационность).Средства драматургического развития музыкальных образов.
Урок 17 . «Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» .«Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты. Музыканты – извечные маги…». (1ч)
Изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли в сценическом действии; выявление контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление знаний о взаимодействии
музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных героев спектакля или его сюжетных линий.
Тема II полугодия: Мир образов камерной и симфонической музыки - 18 часов
Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки
Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.
Урок 18-19. «Музыкальная драматургия – развитие музыки». Два направления музыкальной культуры: духовная и светская музыка. (2ч)
Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.
Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки.
Урок 20. «Камерная инструментальная музыка. Этюд ,транскрипция». (1ч)
Особенности развития музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма); знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф.Листа и Ф. Бузони;
Понятие «транскрипция», «интерпретация» .выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции; осмысление черт музыки эпохи романтизма.
Урок 21. РНиЭО Особенности духовной музыки кубанцев и ее исполнения.
Урок 22 – 23. «Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке». (2ч)
Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты стиля композиторов; «полистилистика».
Урок 24. «Соната. Л.В.Бетховен»Соната №8»,В.А.Моцарт «Соната №11», С.С.Прокофьев «Соната №2».(1ч)
Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»;особенности сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: Л.ван Бетховена, В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева.
Урок 24 - 25 «Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й.Гайдна. Симфония №40 В.-А.Моцарта».(2ч)
Знакомство с шедеврами русской музыки, понимание формы «сонатное аллегро»
на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках; расширение представлений учащихся об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.
Урок 26 - 29. Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло литавр)Й.Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта.Симфония №1( «Классическая») С.Прокофьева.Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича».- (4ч)
Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения. Черты стиля, особенности симфонизма композиторов. Ощутить современность художественных произведений, посвящённых судьбоносным событиям истории страны понять способы создания художественного образа и драматургию его развёртывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей симфонии; сравнить с драматургией музыкально-сценических произведений (оперой Бородина и балетом Тищенко, созданными на основе «Слова о полку Игореве»).
Урок 30.РНиЭО Драматургия музыкальных сюит композиторов Краснодарского края (1ч)
Урок 31. «Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси». (1ч)
Закрепление представлений учащихся о стиле «импрессионизма»; актуализировать музыкально-слуховые представления о музыке К.Дебюсси; анализ приёмов драматургического развития в симфонической картине «Празднества», сравнить музыкальный язык «Празднеств» с другими сочинениями на тему праздника.
Урок 32. «Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна». (1ч)
Вспомнить знакомые концерты (инструментальные и хоровые), определить их образный строй; дать информацию об истории создания жанра концерта; определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерта для скрипки и фортепиано» А.Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности развития образов.
Урок 33. «Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина».(1ч)
Закрепить представления о жанре рапсодии, симфоджазе, приёмах драматургического развития на примере сочинения Дж.Гершвина.
Урок 34 - РНиЭО Выразительные возможности фольклора в современной культуре народов Кубани. (1ч)
Урок35. «Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит!». (1ч).
Систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить представления учащихся о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре; познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции. Презентации исследовательских проектов учащихся. Обобщение фактических знаний учащихся, применение и приобретение новых знаний путём самообразования.
Учебно-тематический план
п/п
Разделы и темы
Кол-во часов
Особенности драматургии сценической музыки.
17
1
Классика и современность
1
2
В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля.
2
3
4
Опера «Князь Игорь. Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны.
2
5
6
В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва.
1
7
8
РНиЭО Героические образы народов, населяющих регион
1
9
В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля .
2
10
11
Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо.
2
12
13
Балет «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора.
1
14
Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени».
1
15
Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные темы. Главные образы.
1
16
РНиЭО Образы скорби и печали.
1
17
Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». Гоголь-сюита. Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образ «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги».
2
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.
18
18
Музыкальная драматургия - развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.
2
19
20
Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция
2
21
22
Циклические формы инструментальной музыки.
Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А.Шнитке.
1
23
РНиЭО Особенности духовной музыки кубанцев и ее исполнения.
1
24
Соната. Соната №8 («Патетическая») Л.Бетховен, Соната №2С Прокофьева.Соната №11 В.-А.Моцарта.
2
25
26
Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло литавр)Й.Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта.Симфония №1( «Классическая») С.Прокофьева.Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича.
4
27
28
29
30
РНиЭО Драматургия музыкальных сюит композиторов Краснодарского края
1
31
Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси.
1
32
Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.
1
33
РНиЭО Выразительные возможности фольклора в современной культуре народов Краснодарского края.
1
34
Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок- опер.
«Пусть музыка звучит!» Проверочная работа по темам года.
2
35
35
Разделы, темы, основное содержание
Основные виды деятельности обучающихся
VII класс (35 ч)
Особенности драматургии сценической музыки (17 ч)
Классика и современность.
В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. «Судьба человеческая — судьба народная». «Родина моя! Русская земля».
Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны.
В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. «Стон Русской земли». «Первая битва с половцами». «Плач Ярославны». «Молитва».
Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов. В музыкальном театре. «Мой нароа— авкрвиавиви—»-«Порги и Бесс». Первая американская ваинивнвш :ctrr<i. Ite-витие традиций оперного спектактя.
Раскрываются следующие содержательные линии: Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов.
Обобщение материала I четверти.
Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореадора.
Сюжеты и образы духовной музыки. «Высокая месса». «От страдания к радости». «Всенощное бдение». Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени».
Рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда». Вечные темы. Главные образы.
Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образ
Раскрываются следующие содержательные линии: Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.
РНиЭО Героические образы народов, населяющих регион. Образы скорби и печали.
Обобщение материала I-II четвертей.
Определять роль музыки в жизни человека.
Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель).
Эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки. Обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора.
Выявлять особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей.
Выявлять (распознавать) особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной выразительности.
Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации.
Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений.
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.
Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации.
Использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования.
Решать творческие задачи.
Участвовать в исследовательских проектах.
Выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства.
Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.
Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в справочной литературе и Интернете в рамках изучаемой темы.
Самостоятельно исследовать творческие биографии композиторов, исполнителей, исполнительских коллективов.
Собирать коллекции классических произведений.
Проявлять творческую инициативу в подготовке и проведении музыкальных конкурсов, фестивалей в классе, школе и т.п.
Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования.
Заниматься музыкально-просветительской деятельностью с младшими школьниками, сверстниками, родителями, жителями микрорайона.
Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в процессе освоения содержания музыкальных произведении
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (18 ч)
Музыкальная драматургия — развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.
Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция.
Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто гроссо» А. Шнитке. «Сюита в старинном стиле» А. Шнитке. Соната. Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната № 2 С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта.
Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр» Й. Гайдна. Симфония № 40 В.-А. Моцарта. Симфония № 1 «Классическая» С. Прокофьева. Симфония № 5 Л. Бетховена. Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония № 1 В. Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П. Чайковского. Симфония № 7 («Ленинградская») Д. Шостаковича.
Симфоническая картина. «Празднества» К. Дебюсси.
Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина.
Музыка народов мира.
Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Исследовательский проект (вне сетки часов). Пусть музыка звучит!
Раскрываются следующие содержательные линии: Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.
Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.
Темы исследовательских проектов: «Жизнь дает для песни образы и звуки...». Музыкальная культура родного края. Классика на мобильных телефонах. Музыкальный театр: прошлое и настоящее. Камерная музыка: стили, жанры, исполнители. Музыка народов мира: красота и гармония.
РНиЭО Особенности духовной музыки кубанцев и ее исполнения. Драматургия музыкальных сюит композиторов Краснодарского края. Выразительные возможности фольклора в современной культуре народов Кубани.
Обобщение материала III и IV четвертей.
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи.
Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.).
Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Называть крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи).
Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров.
Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.
Размышлять о модификации жанров в современной музыке.
Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Самостоятельно исследовать творческую биографию одного из популярных исполнителей, музыкальных коллективов и т.п.
Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.
Импровизировать в одном из современных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение.
Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов.
Самостоятельно исследовать жанровое многообразие популярной музыки.
Определять специфику современной популярной отечественной и зарубежной музыки, высказывать собственное мнение о ее художественной ценности.
Осуществлять проектную деятельность.
Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др.
Использовать различные формы музицирования и творческих заданий для освоения содержания музыкальных произведений.
Защищать творческие исследовательские проекты
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
Для учащихся:
1. Музыка 7 класс учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., М.:Просвещение, 2014.
Для учителя:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010г.)
2. Сборник рабочих программ «Музыка. Искусство 5-9 классы» Предметная линия учебников Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой –М.: Просвещение, 2013.
3. Музыка 7 класс учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., М.:Просвещение, 2014.
4. Комплекс уроков по музыке CD диск.
5. Методические рекомендации по учебным предметам в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей в соответствии с ФГОС. Майкоп ООО «Качество», 2013
Оценочные материалы
1. Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5-7 классы, авт. Е. Д. Критская, Л.А.Алексеева, М.: Просвещение, 2013
Технические средства обучения
1.Музыкальный центр
2.Телевизор
3.Компьютер
5.Экран
6.Мультимедиа проектор
7.Микрофоны
Цифровые и электронные образовательные ресурсы
1.Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».
2.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.
3.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.
4.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.
5.CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс».
6.Интернет
Календарно-тематический план Приложение 1
Тема урока
Кол-во часов
Универсальные учебные действия
Характеристика деятельности учащихся
Домашнее задание
Дата
план
факт
Раздел 1 «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки» ( 16 часов)
I четверть (9ч)
1
Классика и современность. Инструктаж по технике безопасности
1
Л: уважительно относиться к «Серьезной» и «Легкой» музыке.
Р: самостоятельно определять стиль музыки.
П: ориентироваться в муз. терминах.
К: знать новые версии и интерпретации муз. классических произведений.
Знать нити связывающие музыку прошлого с современностью.
Стр.6-7
вопросы
2
В музыкальном театре. Опера
1
Л: научиться понимать оперное искусство.
Р: самостоятельно определять эмоциональный строй и музыкальный язык главных героев в опере.
П: знать жанры оперы
( эпические, лирические, комические, драматические, сказочные, исторические, героические, бытовые).
К: знать значение оркестровых эпизодов.
Четко определять тесную связь различных жанров искусств в опере.
Стр. 8-11 вопросы
3
Новая эпоха в русском музыкальном искусстве.
Опера М.Глинки «Иван Сусанин»
1
Л: уважать патриотические чувства русского народа.
Р: самостоятельно определять интонационную выразительность музыки хора «Славься!».
П: четко определять кульминационную сцену оперы.
К: знать составные части оперы. ( интродукция и эпилог)
Знать, как драматургия оперы помогает раскрыть патриотические чувства народа.
Стр. 12-17, вопросы
4
Русская эпическая опера.
А.Бородин «Князь Игорь»
1
Л:. вдумчиво относиться к опере и сопоставлять исторические события происходившие в России.
Р: самостоятельно определять интонационную выразительность музыки хора «Славься!».
П: четко определять кульминационную сцену оперы.
К: знать составные части оперы. ( интродукция и эпилог)
Знать, как при помощи музыки можно передать восточный колорит и национальную культуру других народов.
Стр. 18-25, вопросы
5
В музыкальном театре. Балет.
1
Л: научиться понимать сложные внутренние взаимоотношение действующих лиц, выраженные в танце.
Р: самостоятельно определять вид и тип танца: классический, характерный, кордебалет, пантомима.
П:четко знать музыкальные термины.
К: знать роль музыки в балете.
Знать и понимать главную идею балета, выраженную при помощи танца и пантомимы.
Стр.26-20 вопросы
6
Балет Б.Тищенко «Ярославна»
1
Л: уважать исторические корни России.
Р: самостоятельно определять главные темы героев.
П: сопоставлять плач-песню и плач-причитание.
К:понимать пластику движений эмоционального состояния героев.
Знать роль хора в балета «Ярославна».
( драматическая роль -поясняющий текст от автора)
Стр.30-35 вопросы
7
РНиЭО Героические образы народов, населяющих регион
1
Л: уважать патриотические чувства народов, населяющих регион
Р: самостоятельно определять героическую тему в музыке.
П: отвечать на вопросы учителя.
К: уметь объяснять слова: «О поколении судят по героям»
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.
Стр.36-39, конспект в тетради
8
В музыкальном театре.
Дж. Гершвин «Порги и Бесс».
1
Л уважительно относится к музыкальному творчеству американского народа.
Р: самостоятельно определять средства музыкальной выразительности отрицательных персонажей.
П: отличать негритянский фольклор от джазовой стилистики Гершвина.
К: уметь определять сферу музыкального творчества Гершвина.
Знать главные принципы музыкальной сценической драматургии. ( контраст)
Стр.40-47 вопросы
9
Опера Ж.Бизе «Кармен»
1
Л: прочитать новеллу П. Мериме «Кармен»
Р: самостоятельно определять танцевальность, маршевость и песенность в раскрытии образов героев.
П: определять кульминационный момент оперы.
К: определять жанровые особенности тем главных героев.
Знать либретто оперы, её построение, драматизм и сюжет ( литер. произведение)
Стр. 48-53 вопросы
IIчетверть (7ч)
10
Новое прочтение оперы Бизе»
Р.Щедрин «Кармен-сюита
1
Л: расширять музыкальный кругозор в области балетного искусства.
Р: самостоятельно определять приемы оркестровки, используемые Щедриным, чтобы усилить национальный характер музыки.
П: отвечать на вопросы учителя.
К: находить «цитаты» оперы Бизе в балете Щедрина «Кармен-сюита»
Знать, что слияние средств выразительности помогает взглянуть на классическое произведение по новому.
Стр.54-61 вопросы
11
«Сюжеты и образы духовной музыки»
1
Л: расширять свои познания в области духовной музыки.
Р: самостоятельно уметь находить жанровый контраст в произведениях.
П: отличать полифонию от аккордового звучания.
К:знать почему, «Всенощное бдение» Рахманинова и «Высокая месса» Баха являются вершинами духовной культуры.
Знать, что духовная музыка объединяет прошлое, настоящее и будущее.
Стр.62-69 вопросы
12
Э.Л.Уэббер рок-опера «Иисус Христос -суперзвезда»
1
Л: расширять музыкальный кругозор.
Р: самостоятельно
Отличать музыкальный язык рок-оперы от традиционной классической.
П: знать отличия музыки эпилога от увертюры.
К: спеть главную мелодию «Осанна»
Знать основные мелодические линии.
Стр.70-73
вопросы
13
Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта»
1
Л: образно воспринимать музыкальные зарисовки.
Р: самостоятельно выявлять жанровые основы сюиты.
П: отличать пейзажные зарисовки от образов героев.
К: творческое задание.
Уметь сравнивать муз. образы разных жанров в одноименном произведении.
Стр. 74-75 вопросы
14
«Альфред Шнитке «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»
1
Л: вдумчиво перечитать произведения Гоголя.
Р: самостоятельно определять особенности мелодических линий персонажей.
П: знать о каких проблемах заставляла задумываться музыка Шнитке
К: какие муз. жанры раскрывают скрытый смысл художественного образа.
Знать новое прочтение произведения Гоголя «Страшная сказка о правде жизни»
Стр. 76-79 вопросы
15
РНиЭО Образы скорби и печали.
1
Л: уважать патриотические чувства народов, населяющих регион
Р: самостоятельно определять образы скорби и печали в музыке.
П: отвечать на вопросы учителя.
К: музыкально-творческое задание
Уметь сравнивать муз. образы разных жанров в одноименном произведении
Конспект в тетради
16
Музыканты - извечные маги.
1
Л: видеть общее и различное в современной музыке и в музыке прошлого.
Р: самостоятельно отличать певческую культуру России от современных ритмов.
П: различать приемы раскрытия образов современности от прошлого.
К: музыкально-творческое задание.
Знать многообразие стилей и направлений современной музыки и певческой культуры прошлого
Стр. 80-81 вопросы
Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки
III четверть (10ч)
17
Музыкальная драматургия -развитие музыки
1
Л: любить русские народные песни
Р: самостоятельно различать повтор мелодии с секвенцией.
П: знать, что вносит в создание муз. образа каноническое исполнение произведения.
К: знать, для чего используется варьирование в муз. произведениях.
Знать способы музыкальной разработки драматическо-симфонического жанра.
Стр. 84-87
вопросы
18
Два направления музыкальной культуры. «Духовная» и «Светская» музыка
1
Л: ценить музыкальное искусство прошлого.
Р: самостоятельно узнавать шедевры камерной музыки .
П: отвечать на вопросы учителя.
К: творческое задание.
Знать камерные жанры и вокально- инструментальные миниатюры.
Стр.88-91 вопросы
19
Камерная инструментальная музыка. Этюд
1
Л: уважительно относиться к камерной музыке
Р: самостоятельно узнавать шедевры камерной музыки.
П: знать и представлять содержательность камерных музыкальных произведений.
К: Творческое задание.
Знать жанры камерной инструментальной музыки.
Стр. 92-97 вопросы
20
Циклические формы инструментальной музыки. А.Шнитке
1
Л: расширять музыкальный кругозор.
Р: знать особенности музыки Шнитке.
( свободное совмещение прошлого и настоящего)
П: уметь отличать главные темы музыки Шнитке.
К: творческое задание.
Знать, какие музыкальные произведения относятся к циклическим формам музыки.
Стр.98-101 вопросы
21
РНиЭО Особенности духовной музыки кубанцев и ее исполнения.
1
Л: совершенствовать умения и навыки самообразования
Р: самостоятельно узнавать духовную музыку адыгов
П: отвечать на вопросы учителя.
К: творческое задание
Знать, какие музыкальные произведения относятся к духовной музыке кубанцев.
Конспект в тетради
22
Л.Бетховен
«Соната № 8»
( «Патетическая»)
1
Л: интересоваться музыкой и жизнью Бетховена.
Р: определять главные части сонаты.
П: знать принципы варьирования
К: определять главные и побочные темы сонаты.
Знать признаки построения сонатной формы.
Стр.102-105 вопросы
23
С.Прокофьев
«Соната № 2» -
В.Моцарт
«Соната № 11»
1
Л: восхищаться творчеством Моцарта и Прокофьева.
Р: самостоятельно уметь объяснять, для чего композитор отступает от классической формы построения сонаты.
П: уметь следить за развитием темы в вариациях.
К:знать музыкальные термины.
Уметь сравнивать сонаты Прокофьева и Моцарта.
Стр.106-109, вопросы
24
Симфоническая музыка
1
Л: заниматься самообразованием: читать книги о известных композиторах.
Р: знать роль контраста в симфонии.
П: знать муз. термины.
К: творческое задание.
Хорошо разбираться в особенностях симфонии.
Стр.110-113, вопросы
25
В.А.Моцарт
«Симфония № 40»
1
Л: самостоятельно читать книги о жизни и творчестве Моцарта.
Р: самостоятельно узнавать главную и побочную темы симфонии.
П: знать особенности построения главной партии.
К: с каким худ. произведением сравнивают «Симфонию № 40» Моцарта - ( с «Джокондой»)
Знать сюжетные линии всех частей симфонии.
Стр.114-117, вопросы
26
С.Прокофьев
«Симфония № 1»
(«Классическая»)
1
Л: вдумчиво относиться к творчеству Прокофьева.
Р: самостоятельно объяснять, почему симфония названа «классической»
П: определять музыкальный почерк Прокофьева.
К: какие части симфонии построены в сонатной форме.
Знать главные линии, динамические оттенки, акценты симфонии.
Стр. 118-119 вопросы
IV четверть (9ч)
27
Л.В.Бетховен «Симфония №5»
Л:читать о жизни и деятельности Бетховена самостоятельно.
Р: самостоятельно определять темы главных идей симфонии:
«Через борьбу - к победе, от мрака - к свету, через тернии - к звездам»
П:отвечать на вопросы учителя.
К: какое завещание сделал Бетховен потомкам.
Знать почему музыка Бетховена актуальна в наши дни.
Стр. 120-123 вопросы
28
Ф.Шуберт
«Симфония № 8»
(«Неоконченная»)
В.Калинников
«Симфония № 1»
Л: вдумчиво относиться к творчеству Шуберта.
Р: самостоятельно понимать, как выражают своё отношение к жизни композиторы.
П: как в симфонии передается «жизнь чувств»
К:какие инструменты озвучивают главные темы в симфониях.
Знать о происхождении понятий роман- в литературе, романс- в музыке.
Стр. 124-129 вопросы
29
П.Чайковский «Симфония № 5»
Д.Шостакович
«Симфония № 7»
(«Ленинградская»)
Л: помнить подвиг русского народа в ВОВ.
Р: самостоятельно знать какую роль в симфонии играет мерный рокот походного барабана.
П: объяснить, почему
«Симфония № 7» -это поэма о борьбе и победе.
К: знать мелодику главных тем.
Знать, почему Чайковский назвал «Симфонию № 5» - «Раздумья о смысле жизни»
Знать, почему «Симфония № 7» называется «Ленинградской»
Стр. 130-135 вопросы
30
РНиЭО Драматургия музыкальных сюит композиторов Краснодарского края.
Л: уважать патриотические чувства народов, населяющих регион
П: отвечать на вопросы учителя.
К: творческое задание
Уметь сравнивать музыкальные произведения разных жанров
Конспект в тетради
31
Симфоническая картина К.Дебюсси
«Празднества»
Л: уважать творчество зарубежных композиторов.
Р: самостоятельно определять основные темы
«Празднеств»
П: уметь сравнивать муз. язык с художественным языком картины.
К: творческое задание.
Знать понятие симфоническая картина.
Стр. 136-137 вопросы
32
Инструментальный концерт.
А.Хачатурян
«Концерт для скрипки с оркестром»
Л: уважать творчество народов мира.
Р: самостоятельно отличать программную от непрограммной музыки
П:уметь определять народные песенно-танцевальные мелодии в «Концерте»
К: с помощью чего достигается кульминация в «Концерте» (перекличка оркестра и скрипки)
На основе музыки «Концерта» уметь различать принципы развития музыки
Стр. 138-149 вопросы
33
Итоговый тест
Л: соотносить поступок с моральной нормой.
Р: умение систематизировать, информацию
П: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, муз-ритме движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.
К: находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.
Знать народные муз. инструменты, и хиты мюзиклов и рок – опер.
Стр. 144-149
34
РНиЭО Выразительные возможности фольклора в современной культуре народов Краснодарского края
Л: расширять музыкальный кругозор.
Р: самостоятельно определять национальный колорит народной музыки.
П: знать поп муз. хиты.
К: слушать муз. обработки и электронную музыку.
Знать звучание народных муз. инструментов
Конспект в тетради
35
Защита творческих проектов
Л: расширять музыкальный кругозор.
Р: самостоятельно защищать разработанный проект.
П: расширять свой музыкальный кругозор.
К: творческое задание.
Знать правила составления и разработки исследовательского проекта.
Приложение 2
Контрольно-измерительные материалы (7 класс)
Тестирование по МУЗЫКЕ для 7 класса.
1. Чем обычно открываются оперы?
а) интродукция
б) пролог
в) увертюра
2. Напишите название первой детской бурятской оперы и её автора?
а) «Тугая тетива Зээр-Далая» В.Усовича
б) «Чедесный клад» Б.Ямпилов
в) «Энхэ-Булат-Батор» М.Фролов
3. Кому принадлежит данная монограмма?
[pic] а) И.С.Бах
б) Д.Д.Шостакович
в) А.П.Бородин
4. Это слово в переводе с итальянского означает «певуче».
а) Sostenuto
б) Cantabile
в) Dolce
5. Музыкальная форма, в которой основная тема повторяется не менее трёх раз, а между её произведениями даются контрастные по характеру эпизоды.
а) Трёхчастная
б) Вариации
в) Рондо
6. Итальянский мастер, создавший в начале XVIII века музыкальный инструмент фортепиано.
а) Антонио Страдивари
б) Бартоломео Кристофори
в) Гвидо Аретинский
7. Какой инструмент изображён на рисунке?
[pic]
а) Тромбон
б) Валторна
в) Труба
8. Какая из этих сюит написана Н.А. Римским-Корсаковым?
а) «Картинки с выставки»
б) «Шехеразада»
в) «Соловей»
9. Кому из этих композиторов В.Маяковский подарил свою поэму «Война и мир» с надписью «Председателю земного шара от секции музыки»?
[pic] [pic] [pic]
а) А.Скрябин б) Д.Шостакович в) С.Прокофьев
10. Автор симфонического произведения «Кикимора»
а) Н. Римский-Корсаков
б) С.Рахманинов
в) А.Лядов
11. Автор музыки Гимна России
а) В.Соловьёв-Седой
б) А.Александров
в) Б.Новиков
12. Какой их этих музыкальных инструментов получил название по имени его создателя?
[pic] [pic] [pic]
а) Саксофон б) Вибрафон в) Ксилофон
13. Звучанием этого инструмента начинается одна из указанных симфоний. Благодаря этому она получила своё название.
[pic]
а) Й.Гайдн. Симфония № 103
б) Л.Бетховен. Симфония № 5
в) В.Моцарт. Симфония № 40
14. Этот город является родиной Людвига ванн Бетховена.
а) Зальцбург
б) Вена
в) Бонн
15. Автор симфонического произведения «Колхозная сюита»
[pic] [pic] [pic]
а) Б.Ямпилов б) Д.Аюшеев в) Ж.Батуев
16. Эта опера имеет необычную историю создания. Композитор её писал в течении
18 лет, но так и не успел завершить своё произведение.
а) М.Мусоргский. «Борис Годунов»
б) А.Бородин. «Князь Игорь»
в) П.Чайковский. «Евгений Онегин»
17. На рисунке изображена челеста В каком из данных произведений звучит этот инструмент?
[pic] а) Н.Римский –Корсаков. «Шехеразада» -
тема Шехеразады
б) П.Чайковский. «Щелкунчик» -
танец феи драже
в) М.Глинка. «Руслан и Людмила» -
марш Черномора
18. Сольный номер из оперы:
[pic]
а) Песня Варлаама М.Мусоргского
б) Песня Вани М.Глинка
в) Песня Галицкого А.Бародина
19. Годы жизни П.И. Чайковского:
а) 1804-1857
б) 1840-1893
в) 1844-1908
20. Тема из балета С.Прокофьева «Ромео и Джульетта»:
[pic]
а) «Джульетта-девочка»
б) «Танец рыцарей»
в) Тема вражды
21. В соавторстве с каким русским композитором Б.Ямпилов создал балет «Красавица Ангара»?
а) Л. Книппером
б) Б. Майзелем
в) П. Берлинским
22. Музыкальная форма, имеющая буквенное выражение
б) рондо
в) вариации
23. Какой персонаж оперы Глинки имеет следующий «набор» средств музыкальной выразительности: целотоновая гамма, увеличенные трезвучия, мощные октавные унисоны оркестрового tutti, дополнительный духовой оркестр, отсутствие вокальной партии?
а) Фарлаф
б) Черномор
в) Руслан
24. Сколько лет прожил И.С.Бах прожил в XVIII веке?
а) 3 года
б) 50 лет
в) 30 лет
25. Французский композитор, автор Большой зоологической фантазии «Карнавал животных»:
а) М.Равель
б) К.Дебюсси
в) К.Сен-Санс
26. О каком композиторе идёт речь: «…родился 17 сентября 1910 года в улусе Нуган Тункинского аймака Бурятии. Самой почётной обязанностью его была игра на биш-хуре…»
а) Д.Аюшеев
б) Ж.Батуев
в) Б.Ямпилов
27. Образы гномов, троллей, кобольдов нашли яркое воплощение в творчестве норвежского композитора:
а) Ф.Шопена
б) Э.Грига
в) Ф.Листа
28. Какой инструмент изображён на рисунке?
[pic]
а) Иочин
б) Хур
в) Морин-Хур
29. Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» Ф.Шуберта открывается песней…
а) «Шарманщик»
б) «В путь»
в) «Форель»
30. О каком композиторе сказано: «Вечный солнечный свет в музыке»?
а) Й. Гайдн
б) В.А. Моцарт
в) И.С. Бах
1. А
Б
В
2.
А
Б
В
3.
А
Б
В
4.
А
Б
В
5.
А
Б
В
6.
А
Б
В
7.
А
Б
В
8.
А
Б
В
9.
А
Б
В
10.
А
Б
В
11.
А
Б
В
12.
А
Б
В
13.
А
Б
В
14.
А
Б
В
15.
А
Б
В
16.
А
Б
В
17.
А
Б
В
18.
А
Б
В
19.
А
Б
В
20.
А
Б
В
21.
А
Б
В
22.
А
Б
В
23.
А
Б
В
24.
А
Б
В
25.
А
Б
В
26.
А
Б
В
27.
А
Б
В
28.
А
Б
В
29.
А
Б
В
30.
А
Б
В
Ответы к тестам по музыке