5 класс «Музыка» Тематическое планирование.
п/п Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования
к уровню подготовки
обучающихся
Вид контроля, измерители
Элементы дополнительного содержания
Домашнее задание
Дата
план
факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Музыка и литература
1
Музыка и литература.
Что роднит музыку с литературой.
1
Вводный урок формирова -ния новых знаний.
Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Во все времена музыка училась у поэзии (фразы, предложения, восклицания, вздохи). Взаимовязь музыки и литературы.
Осознание этнической принадлежности и культурной идентич - ности на основе осознания «Я» как гражданина России.
Знать:
что роднит музыку
с литературой;
о том, что литература
дает жизнь огромной
области музыкального
искусства.
Уметь:
выявлять связи музыки и литературы;
приводить примеры различных музыкаль -ных жанров
Слушание музыки. Устный контроль. Интонационно-образный анализ музыки.
Хоровое пение.
«Гимн России» муз
А. Александрова
Сл. С. Михалкова.
Жанр:
юмореска,
экспромт.
Выучить наизусть текст
«Гимн РФ».
2
Вокальная
музыка.
«Россия, Россия нет слова красивей…».
3
Урок закрепления новых знаний.
Песня - самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества. Песня - душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложилипесню?
Романс – лирическое стихотворение, положенное на музыку.
Знать: каковы отличия музыкальной речи от речи литературной. Уметь:
называть основные
жанры русских народ
ных песен;
определять значение
песни в жизни общества;
отличать романс от
песни, роль сопровож -
дения в исполнении ро -
манса и песни.
Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки
Хоровое пение: «Гимн России» муз
А. Александрова
слова С. Михалкова.
Жанры народных песен: исторические, лирические, служивые, игровые, частушки, обрядовые.
Запись названий известных народных песен, люби мых в семье.
3
«Песня русская в берёзах песня русская в хлебах…».
3
Урок повторитель –но - обобщающий.
Песня – самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества. Песня – душа народа. Как сложили песню?
Романс – лирическое стихотворение, положенное на музыку.
Роль песни в жизни человека. Жанры русских народных песен: лирические, игровые, колыбель -ные, трудовые, протяжные, хороводные.
Знать:
каковы отличия музыкальной речи от речи литературной. Уметь:
называть основные
жанры русских народ
ных песен;
определять значение
песни в жизни общества;
отличать романс от
песни, роль сопровож -
дения в исполнении ро -
манса и песни.
Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки
Хоровое пение:
«Малиновый звон» слова А. Поперечного
Музыка А. Морозова.
Жанры народных песен: исторические, лирические, служивые, игровые, частушки, обрядовые.
Запись названий известных народных песен.
4
«Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…».
3
Урок обучения умениям и навыкам.
Песня – самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества. Песня – душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложили песню?
Камерная музыка – музыка предназначенная для небольшого количества слушателей и исполнителей.
Воплощение образа природы в произве -дениях искусства (музыке, литературе и живописи.
Знать: каковы отличия музыкальной речи от речи литературной. Уметь:
называть основные
жанры русских народ
ных песен;
определять значение
песни в жизни общества;
отличать романс от
песни, роль сопровож -
дения в исполнении ро -
манса и песни.
Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки.
Хоровое пение:
«Моя Россия» Г. Струве.
Жанры народных песен: исторические, лирические, служивые, игровые, частушки, обрядовые.
Проект:
«Народная песня - душа
народа!»
5
Фольклор в
музыке русских композиторов.
«Стучит, гремит кикимора».
2
Урок закрепления новых знаний.
Связи музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе различных лите ратурных источников.
Знакомство с образцами произведений программной инструментальной музыки.
Знать: понятие программная музыка.
Уметь: анализировать
составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;
проводить интонаци –онно - образный анализ музыкального произ -ведения; объяснять как приемы развития музы-ки могут раскрывать образы сочинений.
Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль.
Хоровое пение:
«Моя Россия» музыка Г. Струве
слова
Жанр концерт.
Нарисовать Шахерезаду
или сочинить сказку которую могла бы рассказывать Шахерезада султану.
6
«Что за прелесть эти сказки…».
2
Урок комплексного применения знаний.
Знакомство с образцами произведений программной инструментальной музыки созданных на основе русских народных сказаний.
Связи музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников.
Знать:
понятие программная музыка.
Уметь: анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад; слушать и размышлять о зна-комом музыкальном произведении, выска-зывать суждение об основной идее, о сред -ствах и формах её воп –лощении сравнения различных исполни -тельских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия.
Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль.
Хоровое пение:
«Моя Россия» Г. Струве.
Сообщения учащихся (рефераты).
Рисунок героя из народной сказки «Кикимора», запомнившегося больше всего. Сочинение небольшой сказки в восточном стиле
7
Жанры инстру ментальной и вокальной музыки.
«Мелодией одной звучат печаль и радость».
1
Урок усвоения новых знаний.
Вокальная и инструментальная музыка. Особенности жанра. Жанровое многообразие: вокализ, песни без слов, вокальная и инструментальная баркарола.
Общие черты у романсов М. Глинки и Ф. Шуберта.
Специфика деятельности композитора, поэта, писателя.
Знать: понятия: вокальная, инструментальная музыка.
Уметь: называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки.
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Хоровое пение:
«Добрые сказки»
музыка и слова А. Ермолова.
Основоположники профессиональной композиторской музыки.
Подготовка к самостоятельной работе.
8
Песнь моя летит с мольбою…».
2
Урок сообщения и усвоения
новых знаний.
Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Связи между композиторским и народным музыкальным искус ством. Взаимосвязь музыкального и и литературного искусства через общность жпнров.
Знать: основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества. Уметь: определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством.
Устный и письменный контроль (заполнение таблицы), исполнительский контроль (игра на музыкальных инструментах).
Хоровое пение:
«Добрые сказки»
музыка и слова А. Ермолова.
Жанр
Оперетта.
Заучить музыкаль -ные определения
9
Вторая жизнь песни.
Живительный родник творчества.
Обощение материала
1 четверть.
2
Урок обобщения и систематизации знаний.
Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Связи между композиторским и народным музыкальным искусством.
Знать: основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества. Уметь: определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством.
Устный и письменный контроль (заполнение таблицы), исполнительский контроль (игра на музыкальных инструментах). Хоровое пение:
«Во сне».
Использование народных песен в творчестве компо зиторов.
Синкопа.
Заучить музыкаль -ные определения
10
«Всю жизнь мою несу родину в душе…» «Перезвоны» Звучащие картины. «Скажи,
откуда ты приходишь красота?»
1
Урок ознакомления с новым материалом.
Колокольный звон в музыке. Представлен -
ние о синтезе искусств: музыки, живописи,литературы. Колокольность и песенность – свойства русской музыки.
Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов.
Знать: значение колокольного звона в жизни человека; ассоциативные связи между художествен -ными образами музыки и других видов искусства.
Уметь: выявлять родственные средства выразительности музыки и живописи.
Интонационно-образный анализ музыкального и художественного ряда. Хоровое пение: «Во сне».
Беседа по теме занятия.
Альт.
Альтерация.
Творческая тетрадь, с. 26-33. Подбор произведений, близких по настроению музыке и картинам.
11
Писатели и поэ- ты о музыке и музыкантах. Слово о мастере. Гармо- монии задум-чивый поэт. «Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь…».
«Был он весь окутан тайной -Чёрный гость».
3
Урок обучения умениям и навыкам.
Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; национальное своеобразие музыки в творчестве русского (Г. В. Свиридов) и западноевропейских (Ф. Шопен, В. Моцарт) композиторов.
Знать:
что благодаря музыке
появились многие про
изведения литературы;
основные события
из жизни и творчества
композиторов.
Уметь:
выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью.
Хоровое пение: музыка и слова Ж. Колмагоровой
«Мама».
Беседа. Интона-ционно-образное сопоставление музыки и литера -турных произве - дений.
Основоположники профессиональной композиторской музыки.
Реквием.
Повтор изученных музыкаль -ных терми-нов.
12
Первое путе -
шествие в Муз. театр. Опера. Оперная мозаика. Опера - былина «Садко». Звучащие картины. «Поклон вам гости имени –тые, гости заморские.
3
Комбиниро -ванный урок.
Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; нацио нальное своеобразие музыки в творчестве русского (Г. В. Свиридов) и западноевропейских (Ф. Шопен, В. Моцарт) композиторов.
Синтез искусств в балетном жанре.
Знать:
что благодаря музыке
появились многие про
изведения литературы;
основные события
из жизни и творчества
композиторов.
Уметь:
наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выра-зительности разных ви -дов искусств в созда-нии единого образа.
Хоровое пение:
музыка и слова Ж. Колмагоровой
«Мама».
Беседа. Интонационно-образное сопоставление музыки и литературных произведений.
Жанр опера.
Бельканто.
Проект «Романс в творчестве М. Глинка».
13
Второе путе -
шествие в Музыкальный театр. Балет. Балетная мозаика. Балет – сказка «Щелкунчик».
3
Урок применения знаний и умений.
История развития балетного искусства. Основные понятия жанра. В основе балета – литературное произведение. Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик». Лучшие отечественные танцоры и хореографы.
Знать:
историю развития ба -
летного искусства;
понятия: балет, солист,
танцор, кордебалет.
Уметь:
анализировать
составляющие средства
музыкальной вырази -
тельности.
Хоровое пение:
«Русская зима»
сл. М. Пляцковс -
кого музыка
В. Шаинского Беседа.
Устный контроль. Интонационно-образный анализ фрагментов из балета.
Жанр балет.
Найти сведения о известных балеринах.
14
Музыка в театре, кино, на телевидении.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний.
Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении.
Взаимосвязь с жизнью музыкального искусства с литературным сценарием и музыкальным фильмом.
Уметь: определять значение литературы и музыки в синтетических видах искусства.
Уметь: творчески интерпретировать содержание музыкального произве -дения в пении, музыкально –ритмичес-ком движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.
Слушание музыки. Хоровое пение: «Русская зима»
сл. М. Пляцковс -
кого, музыка
В. Шаинского
Беседа по теме занятия.
Значение слов: ансамбль, антракт,
баритон, бас.
Повтор изученных музыкаль-ных терми-нов.
15
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.
1
Урок проверки и коррекции знаний и умений.
Расширение представлений о жанре мюзикла. История возникновения жанра. Основные его отличия от оперы (театр «легкого» стиля). Наиболее известные мюзиклы.
Знать:
особенности жанра –мюзикл;
историю возникнове -
ния мюзикла;
чем мюзикл отличает
ся от оперы?
Уметь:
называть наиболее известные мюзиклы.
Интонационно-образный анализ
фрагментов из оперы
Хоровое пение
Музыка на новогоднем празднике
Жанр мюзикл, хорал, этюд,
квартет.
Сообщение о истории
происхож -дения мюзикла.
16
Мир композитора. Обобщение материала
2 четверть.
1
Урок обобщения и систематизации знаний.
Обобщение знаний и представлений о музыкальных жанрах.
Значение музыки в многогранном мире композитора.
Выявление многосторонних связей музыки, ИЗО искусства и литературы.
Знать: что роднит му- зыку, литературу и изоб- разительное искусство.
Уметь: выявлять общие
черты в средствах
выразительности этих
трех искусств; сравни -
вать общность образов в музыке, живописи, ли-тературе, размышлять о знакомом музыкальном произведении.
Устный контроль. Интонационно-образный и жанрово – стилевой анализ
Музыкальных произведений.
Хоровое пение:
Повтор песенного репертуара.
Музыкаль -ные термины:
тембр; диапазон.
Учебник
Стр. 72 – 73.
17
Музыка и изобразительное искусство.
Что роднит музыку с изобразитель-ным искусством.
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Связь музыки и изобразительного искусства. Общее в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства.
Знать:
что роднит музыку и изобразительное искусство.
Уметь: выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства.
Слушание музыки. Устный контроль.
Хоровое пение:
«Рождественская песня»
Слова: Игорь Шевчук, музыка: Евгения Зарицкая.
Жанр.
Рацея.
Заучить записанные определения:
Жанр, рацея.
18
Небесное и зем-
ное в звуках и красках. «Три вечные струны
Молитва, песнь, любовь».
«Любить. Молиться. Петь Святое назначение…»
«В минуты музыки печальной…»
« Есть сила благодатная в созвучье слов живых».
1
Комбиниро -ванный урок.
Отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства.
Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.
Знать:
интонационно-образную природу духовной музыки, ее жанровое и стилевое многообразие.
Уметь:
эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности:
Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение:
«Мой Кавказ» слова и музыка Фатима Эркенова.
Жанр
а капелла.
Музыкаль -ный пейзаж.
Учебник стр. 80- 90.
19
Звать через прошлое к настоящему.
Александр Невский «За русский дом, за
русский край».
Ледовое побоище.
После побоища.
1
Урок ознакомления с новым материалом.
Более глубокое изучение кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»: сопоставление героических образов музыки с образами изобразительного искусства.
Познакомить с жиз -нью и подвигами князя Александра Невского и показать, как его образ отражён в музыке и ИЗО ис –кусстве. Сопоставить
образ Александра Невского в музыке и изобразительном искусстве через триптих П. Корина и кантату С. Прокофьева.
Знать:
богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особен -ности их драматурги - ческого развития (контраст). Жанр вокальной музыки - кантата.
Уметь:
выявлять общие чер -
ты в художественных
и музыкальных образах;
определять на слух
основные части кантаты
сопоставлять героико - эпические образы музыки с образами изобразительного искусства;
Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение:
«Мой Кавказ» слова и музыка Фатима Эркенова.
Певческий
голос – меццо – сопрано.
Самостоя -тельно написать либретто к
кантате «Александр Невский».
20
Музыкальная живопись и живописная музыка «Ты расскрой мне природа объя-тия». «Мои помыслы – краски, мои краски – напе-вы. И это всё -весенних дней приметы». Фореллен - квинтет. Дыха-ние русской пе-сенности.
1
Урок комплексного применения знаний.
Общность музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Значение жанра пейзаж в русском искусстве. Выражение любви к родной земле средствами искусства. Образы русской при -роды в песне, светской музыке, молитве, жи -вописи, литературе.
Музыкальные краски в произведениях композиторов - романтиков.
Знать:
выразительные возмож-жности музыки и ее изобразительности, общее и различное в русском и западно - европейском искусстве, различных стилевых направлений. Знать выдающихся русских и зарубежных компози -торов: С. Рахманинов, Ф. Шуберт (творчество)
Уметь:
сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного компо –зитора.
Слушание музыки.
Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений. Устный контроль.
Хоровое пение:
«Мой Кавказ» слова и музыка Фатима Эркенова.
Музыкаль -ный ансамбль:
квинтет.
Слад – шоу
По тексту песни «Мой Кавказ».
21
Колокольность в музыке и ИЗО. Весть святого тор -жества. «Древний храм златой вершиной блещет ярко…».
1
Урок изучения нового.
В основе профессиональной музыки лежат народные истоки.
Представление жизненных прообразов и народ-ные истоки музыки - на примере произве -дений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека.
Знать:
место и значение колокольных звонов в жизни человека.
колокольность - важный элемент национального мировосприятия. колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Народные истоки русской профессио -нальной музыки.
Уметь:
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.
Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки.
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений. Устный контроль.
Хоровое пение: «Моя армия» сл.
И. Резник муз. Э. Ханка.
Тропарь.
Вертеп.
Учебник стр. 108 – 111.
22
Портрет в музыке и изобразительном искусстве.
«Звуки скрипки так дивно звучали».
2
Урок формирова -ния и усвоения знаний.
Выразительные возможности скрипки, ее создатели и исполнители. Музыка и живопись. Портрет Н. Паганини в музыке и изобразительном искусстве. Интонация как носитель смысла в музыке.
Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор – исполнитель - слушатель». Выразительные возможности скрипки.
Знать:
об истории создания скрипки, ее мастерах-изготовителях и исполнителях;
Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор -
исполнитель - слушатель».
Уметь:
сопоставлять скрипич -
ную музыку с живо -
писью;
анализировать, сравни -
вать произведения.
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Хоровое пение:
«Моя армия» сл.
И. Резник муз. Э. Ханка.
Музыкаль – жанр: сюита.
Музыкаль – ный портрет.
Составить музыкаль – ный портрет
любимого композитора.
23
«Неукротимым духом своим, он побеждал зло».
2
Урок проверки и оценки знаний.
Постижение музыкального образа через сравнение различных интерпретаций произведения. Сопоставление произ-ведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, портрет Н. Паганини в музыке и изобразительном искусстве.
Скрипичные мастера. Великие скрипачи.
Знать:
жанровое и стилевое многообразие
музыкального искусства
специфику его выразительных средств и музыкального языка.
Уметь:
выявлять общее и выразительных возможностях музыки и живописи; анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.
Слушание музыки.
Интонациионно-образный анализ музыкальных и художественных произведений.
Хоровое пение:
«Моя армия» сл.
И. Резник муз. Э. Ханка.
Жанр: каприс.
Реферат:
«Жизнь и творчество Н. Паганини.
24
Волшебная палочка дирижёра. Дирижёры мира.
1
Урок сообщения и усвоения
новых знаний.
Симфонический оркестр. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки оркестром. Группы инструментов оркестра, их выразительная роль. Расширение представления о видах музыкально – испол - нительского искус-ства; известные дирижеры мира. управление музыкальным коллективом в про - цессе разучивания
и публичного исполнения музыкального произведения.
Знать:
понятия: оркестр, ди -
рижер;
состав групп инстру -
ментов симфонического оркестра;
имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки.
Уметь:
передавать свои музыкальные впечатления в устной форме; размышлять о музыкальном произведении; проявлять навыки вокально – хоровой работы.
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль
Хоровое пение:
«Мама без ума люблю, я»
слова и музыка
Ж. Колмагоровой.
Певческий голос:
Контральто.
Учебник стр. 118 – 119.
25
Образы борьбы и победы в искусстве.
«О, душа моя, ныне – Бетховен с тобой».
1
Урок изучения нового материала.
Особенности трактовки драматической
музыки на примере образцов
симфонии.
Особенности симфонического
развития «Симфонии № 5» Л.
Бетховена. Эскиз. Этюд. Набросок.
Зарисовка.
Знать:
Знать композиторов
музыкальных произведений и художников написавших картины;
названия картин и музыкальных произведений.
Уметь:
делать предположения о том, что предстоит услышать (образный строй);
проводить интонационно - образный анализ музыки.
Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение:
«Мама без ума люблю, я»
слова и музыка
Ж. Колмагоровой.
Симфония №5.
Слайд шоу: «Музыкаль -ное твор -чество Л. Бетховена».
26
«Земли решается судьба. Оркестр Бетховена играет…»
Обобщение материала
3 четверти.
1
Урок обобщения и систематизации знаний.
Расширение понятий о симфонической музыке Л. Бетховена. Группы и виды инструментов оркестра, их выразительная роль. Обобщение свя - зей музыки, литерату –ры и изобразительного искусства.
Знать:
понятия: симфонический оркестр, состав групп инстру -
ментов симфонического оркестра.
Уметь: определять музыкальные произведения по слуху.
Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение:
повтор песенного репертуара четверти.
Письменный контроль (карточки).
Хоровой концерт.
Составить глоссарий музыкаль -ных терминов.
27
Застывшая музыка.
Содружество муз в храме.
1
Комбиниро –ванный урок.
Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Архитектура – застывшая музыка. Содержание музыки и произведений ИЗО ис- кусства в драматиза - ции, инсценировании, пластике и свободном дирижировании.
Знать:
принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства; отличия католической
и православной музы -
кальной культуры;
понятие а капелла.
Уметь:
сопоставлять
музыку и памятники архитектуры.
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль.
Хоровое пение:
«Мама без ума люблю, я»
слова и музыка
Ж. Колмагоровой.
Жанр: рондо.
Учебник, стр.
126 – 131.
Выучить наизусть записи в тетради.
28
Полифония в музыке и живописи.
«В музыке Баха слышатся мелодии космоса…».
1
Урок сообщения и усвоения
новых знаний.
Продолжение знакомства с творчеством И. С. Баха. Освоение понятий полифония, фуга.
Преобразующее взаимодействие музыки и живописи.
Любимый инструмент Баха – орган.
Знать:
понятия: орган, поли -
фония, фуга;
основные события
из жизни и творчества
И. С. Баха.
Уметь:
проводить интонацион –но - образный анализ музыки.
Слушание музыки. Рассматривание иллюстраций. Интонационно -образный анализ. Хоровое пение:
«Апрель» музыка и слова А. Ермолаева
Жанр: полифония, фуга.
Реферат:
«Возвышен-ное и неземное в творчестве И. С. Баха».
29
Музыка на мольберте. Композитор – художник.
«Я полечу в далёкие миры, край вечной красоты…».
Звучащие картины.
«Вселенная представляется
Мне большой симфонией…».
1
Урок изучения нового материала.
Знакомство с творчеством литовского художника и композитора М. К. Чюрлениса. Расширение представлений о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства и литературы.
Медиатор (плектр) -тонкая пластинка которой цепляют струны при игре на струнных щипковых инструментах.
Знать:
что роднит музыку и изобразительное искусство.
Уметь:
выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразитель -ного искусства.
Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение:
«Апрель» музыка и слова А. Ермолаева
Медиатор (плектр).
Выучить наизусть песню «Моя Россия – моя страна»
слова и музыка
С. Паради.
30
Импрессио- низм в музыке и живописи. «Музыка ближе всего к природе…».
«Звуки и запахи реют в вечернем воздухе…».
1
Урок изучения нового материала.
Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность в музыке и живописи.
Взаимодействие с различными видами искусства и жизнью.
Знать понятия:
импрессионизм, интерпретация, джаз Уметь:
выявлять жанровое и
стилевое многообразие музыкального искусства.
Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение:
«Моя Россия – моя страна»
слова и музыка
С. Паради.
Рассматривание иллюстраций (репродукций картин).
Музыкаль -ное направ-ление:
Импрессио - низм.
Музыкаль -ные термины:
Многого - лосье.
Исследова-тельский проект:
«Импрес -сионизм в
Музыке и живописи».
31
«О подвигах, о доблести, о славе…».
«О, тех кто уже не придёт никогда, помните!»
Звучащме картины.
1
Урок изучения нового материала.
Тема защиты Родины в произведениях различных видов искусства. Продолжение знакомства с жанром реквием. Воплощение
музыкального искусства своего народа и разных народов мира через классическое и современное наследие
Стилевое многообра-зие музыки 20 века. Богатство музыкаль -ных образов - драма-тические, героические. Тема защиты Родины в различных видах искусства. Сопоставление художественных произведений.
Знать:
понятие реквием;
ценности жизни во всех её проявлениях; историю России, её героического прошлого.
Уметь:
проводить интонацион –но - образный анализ музыки;
понимать о взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов.
Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение:
«Моя Россия – моя страна»
слова и музыка
С. Паради.
Музыкаль – ные термины:
модуляция.
Учебник стр.
146 - 149.
Запись муз. терминов в глоссарий.
32
«В каждой мимолётности
вижу я миры».
С. Прокофьев:
«музыка и молодость в расцвете…».
Музыкальная живопись М. П.
Мусоргского.
1
Урок изучения нового материала.
Образный мир произведений С. С. Прокофьева и М. П. Мусоргского.
Знакомство с циклом
фортепианных мини -атюр С. Прокофьева
и фортепианной сюи -той М. Мусоргского.
Своеобразие и органичность их творчества.
Знать:
понятие интерпретация;
о своеобразие музы -кальных образов в творчестве русских композиторов. Прокофьева и М. Мусоргског
Уметь:
выявлять общие черты в средствах выразитель - ности музыки и изобразительного искусства; эмоционально воспринимать музыку
как живое образное искусство во взаимодействии с жизнью.
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение:
«День Победы» музыка
Д. Тухманова
слова
В. Харитонова.
Жанр: ноктюрн.
Подготовка к тестирова -нию.
33
Мир композитора.
1
Урок контрольного
учёта и оцен –ка знаний, умений и навков, зачёт; практикум.
Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных композиторов.
Музыкальное содержание как художественно - образное
отражение действи -тельности.
Знать:
что роднит музыку, литературу и изоб- разительное искусство. Уметь: выявлять общие
черты в средствах
выразительности этих
трех искусств;
находить ассоциатив -ные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.
Устный контроль
Хоровое пение:
«День Победы» музыка
Д. Тухманова
слова
В. Харитонова.
Музыкаль – ные термины:
партитура.
Проект
«Мир композито -ра».
34
С веком на равне.
Обобщение материала за
4 четверть.
1
Обобщение и систематиза -ция, практи -кум.
Урок-концерт.
Общечеловеческая значимость настоящего искусства. Вечные темы искусства. Образы Матери, Родины, красоты природы, красоты подвига в искусстве разных народов.
Защита проектов.
Знать:
основные принципы развития музыки;
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений разных жанров;
Уметь:
приводить примеры;
выявлять общее и различие музыкального и изобразительного искусства.
Слушание музыки.
Хоровое пение:
Устный контроль
Музыка:
кантата,
симфония;
реквием;
сюита;
соната;
фуга.
Изобрази -тельное искусство:
Портрет;
Пейзаж;
Батальная картина;
Икона;
Храм.
Фреска
Орнамент
Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний.
35
Резервный урок.
1