Доклад Развитие навыков музыкально ритмических движении в ДОО

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Конференция

« Развитие навыков музыкально-ритмических движении в ДОО»



Музыкальная деятельность является важнейшей составляющей эстетического воспитания и играет особую роль во всестороннем , в том числе познавательном развитии дошкольника. Она отражает многие жизненные процессы, которые обогащают представление детей об обществе , о природе, быте и традициях своего и других народов. В процессе организации музыкальной деятельности взрослый поддерживает даже незначительные творческие проявления ребёнка , активизирующие его восприятие , воображение , придающие деятельности поисковый характер( а поиск всегда требует умственной активности).

Современные дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. В основном музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим), слышат и наши дети. Её шаманские ритмы, сверхвысокие частоты, невыносимая громкость, «попадают» в область подсознания, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние особенно детей, разрушая его душу, интеллект, личность ребёнка.
Родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы максимально оградить детей от такой музыки, дать им возможность узнать и полюбить другую, настоящую музыку.
Основы музыкальной культуры дошкольника закладываются прежде всего на музыкальных занятиях в детском саду. Именно здесь он может приобщиться к искусству, от которого, по словам Гёте, «расходятся пути по всем направлениям». Годы жизни детей в дошкольном возрасте , когда они особенно чутки ко всему окружающему, решающие в их музыкальном и эстетическом развитии. Упущение этого периода невосполнимо.

Поэтому огромная ответственность лежит на музыкального руководителя ибо именно с раннего детства нужно развивать детей в правильном направлении, воспитывать музыкальный вкус, эмоциональную отзывчивость, лучшие человеческие качества - доброта, чувство сострадания. Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности в наибольшей же степени - в процессе восприятия музыки и музыкально-ритмических движений.
        

Музыкально-ритмические движения - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

         Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз. Перед ритмикой он прежде всего ставил задачу развития музыкальных способностей, a также пластичности и выразительности движений. Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально-ритмического воспитания - в ее гуманном характере. Э.Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях, вместе c тем считал, что музыка является первоосновой. Синтез музыки и движений конкретизирует игровой образ. C одной стороны, музыкальный образ способствует более точному и эмоциональному исполнению движений, c другой – движения поясняют музыку, основные средства выразительности.

Такие сложные явления, как метроритм, регистр, музыкальная форма, которые трудно объяснить детям словами, дошкольники воспринимают не только ухом, но и в передоваемых ими движениях разных , это увеличивает музыкальное переживание, делает его более осознанным, и доходчивым, не сухое теоретическое ничего не дающее детям объяснение.



Я выделила следующие особенности музыкального искусство который ребёнок может воспринять благодаря музыкально-ритмическим движениям











- жанр музыки (танцевальная, маршевая, колыбельная и т.д.);

  • - характер музыки (напевная, радостная, печальная и пр.);

  • - средства музыкальной выразительностив первую очередь ритм и метр.

  • - музыкальную форму (2- и 3-частная).

Так в своей работе я использую игры ( пример на слайде) на определения регистра(старш.- подготов.гр) цель которой определить высокий , средний и низкий регистр и динамические изменения, « Весёлые и грустные ножки» ( младш.,сред. Гр.) уель которой определить громкое(f) и тихое (р ) звучание мелодии.

 Таким образом, восприятие музыки - активный слухо-двигательный процесс. Через движение ребёнок ярче и эмоциональней воспринимает музыку, чувствует смену её настроения, закрепляет знания o средствах музыкальной выразительности, понимает и ощущает её, развивает эмоции, интересы, вкусы, т.е. приобщается к музыкальной культуре, обогащается его духовный мир. И главное развивает интерес в целом к музыке через разние движения в основе которых игра.



Что означает современный подход к развитию эмоционально-образного восприятия ребенка через выразительное движение?
        

На мой взгляд, важнейшим компонентом данного педагогического процесса является понимание и принятие индивидуальных особенностей и интереса ребёнка. В центре процесса должна находиться личность ребенка в воспитательной среде, гарантирующей переход к гуманистической модели педагогических технологий на основе личностно-ориентированного воспитания, что получило яркое отражение в авторской программе педагога новатора А.И. Буренина « Ритмическая мозайка», где автор интегрирует различные задачи , направленные на развитие художественно –творческих основ личности дошкольника- психологическое раскрепощение каждого ребенка, которое возможно при условии уверенности его в своих силах, освоении собственного тела как выразительного «инструмента». В программе благотворно соединены движение и музыка.

Именно по этому выбрана мной данная программа которую я использую в своей работе.
       

Безусловно, развитие музыкальности, умения творчески выразить свое восприятие музыки в движениях также являются важными задачами ритмического воспитания, но «акцент» внимания педагога концентрируется не столько на результате, сколько на процессе обучения. Хорошее самочувствие ребёнка, приподнятое настроение, отсутствие боязни казаться неуклюжим, неловким - основные условия, необходимые для полноценного развития детей.



В своих занятиях я очень эффективно использую метод моделирования музыкального языка, который позволяет показать и почувствовать ребёнку, в доступном для него виде , особенности музыкальной деятельности . Без использования моделирования процесс начального усвоения детьми музыкального языка очень затруднён потому, что нет осознанного восприятия.

Используемый на занятиях метод моделирования (двигательный- графический)- это механизм обучения . При разучивании танца воспитатель выкладывает модели – символы для обозначении последовательности движения. По показу одной из карточек дети используют соответствующее движения. Такая форма работы очень увлекательна и доступна детям. Ведь восточная мудрость гласит:

Слышал – забыл,

Видишь – запомнил,

Сделал – понял.