ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Урока музыки по программе «Перспектива»
Тема урока: Опера К.В. Глюка «Орфей и Эвридика».
Учитель: Кирпа С.О.
Волгоград,
2016г.
Технологическая карта урока музыки по программе «Перспектива»
Ф.И.О. учителя: Кирпа Светлана Олеговна
Класс: 3 «А»
Дата: 31.03.2016г.
Предмет: музыка
Место и роль урока в изучаемой теме: урок усвоения новых знаний
Цель урока: познакомить с содержанием и музыкой оперы К. Глюка «Орфей и Эвридика».
Задачи урока:
Образовательная: познакомить обучающихся с творчеством К. В. Глюка;
Развивающая: способствовать развитию умения слушать музыку и отвечать на вопросы по музыке, выявлять связь музыки и литературы.
Воспитательная: воспитывать культуру общения, общечеловеческие ценности: доброта, любовь к природе, интерес к музыке.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и формы обучения: беседа; фронтальная.
Дидактические средства:
для учителя – презентация, конспект урока, текст песни.
для обучающегося – тетрадь
Ход урока
Название этапа,
цель
Содержание этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Форма
работы
Результат
1
Мотивация к учебной деятельности.
Цель: мотивация к предстоящей работе
Подготовка к учебной деятельности
Здравствуйте, ребята!
Настраиваются на предстоящую работу.
Фронтальная
Формирование УУД:
(Р) волевая саморегуляция
2
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Сегодня мы продолжаем изучение нового раздела, который называется «В музыкальном театре». (Слайд 1) В рамках изучения этого раздела мы будем говорить о музыке, которая звучит на театральной сцене. Это музыка оперы, балета, мюзикла.
- Вспомните, чем отличаются эти музыкально-театральные жанры и ответьте на вопросы:
- Музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют это…? (Слайд 2)
- Музыкальный спектакль, в котором действующие лица танцуют это…?
- Музыкальный спектакль развлекательного характера это…?
- На прошлом уроке мы начали разговор о такой музыке не примере творчества, какого русского композитора?
- О какой опере Михаила Глинки мы говорили? (Слайд 3)
- В основе этой оперы лежит литературной произведение. Какое?
- Именно это литературное произведение легло в основу оперного ЛИБРЕТТО.
- Вспомните, что такое ЛИБРЕТТО?
- ЛИБРЕТТО представляет собой литературно-драматическую основу оперы. (Слайд 4)
- Основным источником ЛИБРЕТТО являются народная поэзия, легенды, сказки и профессиональная художественная литература.
- опера
- балет
- мюзикл
- Михаила Глинки
- «Руслан и Людмила»
Поэма А. Пушкина «Руслан и Людмила»
Фронтальная
Формирование УУД:
(К) задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания
(П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.
3.
Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
Создать условия для определение темы урока
Определение темы урока.
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним оперным произведением, в основе которого лежит сюжет древнегреческого мифа.
- А кто мне скажет, что такое миф? (Слайд 5)
- Вам знакома история о певце Орфее?
- Искусство Орфея обладало волшебной силой. Звуки его золотой лиры растрогали даже Бога подземного царства Аида. И он разрешил Эвридике, жене Орфея, умершей от укуса змеи, вернуться на землю… Но при одном условии – Орфей должен идти вперёд и не оглядываться на жену, чтобы ни случилось.
Не смог выполнить Орфей условие Аида, и превратилась Эвридика в Тень, а сам певец – в каменное изваяние.
Однако Боги сохранили сладкозвучную лиру Орфея и вознесли на небо. Призывным светом сияет среди ночных звёзд яркое созвездие Лиры.
- Так как будет называться тема нашего урока? (Слайд 6)
- Правильно сегодня мы познакомимся с оперой немецкого композитора 18 века Кристофа Виллибальда Глюка «Орфей и Эвридика». (Слайд 7)
- Древнее народное сказание
о легендарных героях, богах, о явлениях природы. Недостоверный рассказ,
выдумка.
Отвечают.
- Опера «Орфей и Эвридика»
Формирование УУД:
(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.
4.
Реализация построенного проекта.
Цели:
1. знакомство с новыми словами.
2. уметь выявлять ритм, настроение, голос арии и музыки
3. отработка навыков пения
Вступительное слово учителя.
СЛУШАНИЕ: «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка
Беседа по прослушанной аудиозаписи.
СЛУШАНИЕ: «Хор Фурий» из оперы «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка
- Ребята, а кто мне скажет, что такое Лира? (Слайд 8)
- Какая замечательная история. Античный сюжет о преданной любви Орфея и Эвридики - один из самых распространенных в опере. До Глюка он был использован в произведениях разных авторов.
Глюк трактовал и воплотил его по-новому. Опера положила начало «оперной реформе» Глюка, направленной на достижение органичного слияния музыки и драмы и подчинение музыкального развития драматическому (т.е. музыка не просто иллюстрирует происходящее на сцене. Музыка рождает действие).
- Первая постановка оперы была осуществлена в городе Вена («Бургтеатр») 5 октября 1762 года. Либретто этой редакции оперы было написано на итальянском языке.
В 1774 году К. Глюк вносит изменения в свою оперу, и она выходит на сцену во второй редакции с либретто на французском языке в королевской академии музыки (Париж).
- В опере К. Глюка 4 действующих лица:
ОРФЕЙ, певец;
ЭВРИДИКА, его жена;
АМУР, бог любви;
БЛАЖЕННАЯ ТЕНЬ. (Слайд 9)
- На протяжении 3 действий развивается мифический сюжет оперы. Вот уже 250 лет эта опера ставится на разных театральных сценических площадках. Художники декораторы, художники по костюмам ищут новые решения образов героев оперы. (Слайды 10, 11)
- Неизменным остаётся лишь одно – это…? Как вы думаете, что?
- Сейчас мы прослушаем мелодию, которая в опере сопровождает поиски Эвридики Орфеем в подземном царстве. Этой мелодии уже 250 лет, но её и сегодня часто исполняют по радио, телевидению и в концертных залах. (Слайд 12)
- Какие чувства вызывает у вас эта музыка?
- Чьи образы она передаёт?
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним образом из этой оперы. Это хор фурий – злых ведьм мрачного царства Аида. (Слайд 13)
- Какие чувства вызывает у вас эта музыка?
- Какой характер она передаёт?
- Какими вы представляете себе Фурий?
- Образы Орфея и Эвридики и Фурий одинаковые по характеру?
Если они разные, противоположные по характеру, значит они контрастны.
- Какими средствами выразительности композитор передаёт контрастные образы оперы?
- С [link] . Корпус округлой или четырёхугольной формы соединён с перекладиной (поперечной штангой) двумя ручками. Струны одинаковой длины натянуты между корпусом и перекладиной.
Фронтальная
Формирование УУД:
(Р) преобразовывать практическую задачу в познавательную;
(П) узнавать, называть и определять сюжет балета и оперы.
(К) задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания
(Л) развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности
5.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1. уметь находить главную мысль рассказа
2. умение анализировать свою деятельность на уроке
- Пришло время подвести итог нашего урока. Сегодня мы продолжали разговор о музыкальном театре на примере творчества немецкого композитора.
- Вспомните его имя?
Именно он написал оперу на известнейший мифологический сюжет.
- Как называлась эта опера?
- С какими музыкальными образами этой оперы мы познакомились сегодня?
- Какие из них вам запомнились больше всего? Почему?
Молодцы! Давайте завершим наш урок песней «Чудо – сказки» Е. Филипповой на слова Ю. Полухина.
(Приложение 1)
- Кристоф Виллибальд Глюк.
- «Орфей и Эвридика»
Фронтальная
Формирование УУД:
(Л) самооценка на основе критерия успешности;
адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;
(К) выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.