Рабочая программа по внеурочной деятельности

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Приложение к основной образовательной программе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОе учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 г. Сальск






Рабочая программа по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления

«М А Л Ы Ш О К»

Возраст обучающихся -_7 - 15 лет_

Сроки реализации программы -1 год







Костина Татьяна Николаевна

учитель музыки














Сальск

2014-2015 год


Пояснительная записка


Актуальность программы

Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.

С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка. Ведь дети находят возможность для творческого самовыражения через сольное и хоровое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.

Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа "Малышок", направленная на духовное развитие обучающихся.

В России уделяется огромное внимание развитию эстетического образования детей и подростков.Программа "Малышок" разработана для 2-х классов в рамках государственных стандартов общего образования,утвержденной постановлением правительства. Данная программа расчитана на 68 часов в год.

Цель и задачи программы

Цель: формирование певческих навыков , приобщение детей к певческому искусству, способствующему развитию творческой фантазии.


Задачи:

  1. привить любовь к вокальному искусству и научить правильно исполнять вокальные произведения.

  2. расширить знания ребят об истории Родины, её певческой культуре, воспитать и привить любовь и уважение к духовному наследию, к певческим традициям;

  3. научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека;

  4. научить 2-х-голосному исполнению песен, обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе;

  5. развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений;

  6. сформировать эмоциональную отзывчивость, привить основы художественного вкуса;

  7. создать атмосферу радости, значимости, увлечённости, успешности каждого члена хорового коллектива.


Отличительные особенности дополнительной образовательной программы


- позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Хоровое пение»;

- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп;

- включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой;

- применение речевых игр и упражнений, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами);

- использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;

- знакомство с национальными особенностями музыкального колорита родного края,

- песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности общеобразовательной школы.

Формы работы

Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

Практические занятия,где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

Занятие-постановка, репетиция- отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.

Педагогическая целесообразность программы

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Хоровое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью хорового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в хоре - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности.

Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания). Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.


Принципы педагогического процесса:


-принцип единства художественного и технического развития пения;

- принцип гармонического воспитания личности;

- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;

- принцип успешности;

- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

- принцип творческого развития;

- принцип доступности;

- принцип ориентации на особенности и способности ребенка;

- принцип индивидуального подхода;

- принцип практической направленности.




Методы контроля и управления образовательным процессом:

- наблюдение педагога в ходе занятий,

- анализ подготовки и участия воспитанников в школьных мероприятиях,

- оценка зрителей, членов жюри

- анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах.


Каждое занятие строится по схеме:

настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);

дыхательная гимнастика;

речевые упражнения;

распевание;

пение вокализов;

работа над произведением;

анализ занятия.

Формы проверки

Формами проверки работы педагога по реализации данной программы являются:

- открытые занятия,

- сольные выступления,

- хоровые конкурсы,

- полугодовые и годовые отчетные концерты.

В конце каждой четверти проводятся контрольные концерты, интегрированные уроки, музыкально-литературные композиции.

По окончании первого и второго полугодия проводятся хоровые концерты - хоровые собрания, на которых каждый хор исполняет 10 - 20 произведений русских и зарубежных композиторов, народные песни. Хоровые коллективы выступают на праздничных концертах, участвуют в конкурсах.

Ожидаемые результаты обучения

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам


знать/понимать:

строение артикуляционного аппарата;

особенности и возможности певческого голоса;

гигиену певческого голоса;

понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

уметь:

правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

петь короткие фразы на одном дыхании;

в подвижных песнях делать быстрый вдох;

петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

петь легким звуком, без напряжения;

на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное

звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.


Возраст обучающихся

Дополнительная образовательная программа «Малышок» направлена на обучающихся 1 классов (возраст обучающихся – 7 лет)

Срок реализации дополнительной образовательной программы - 1 год.





Режим работы
Программа рассчитана на 1 год занятий ( 68 час.), 2 час. в неделю.Согласно годовому календарному учебному графику МБОУ СОШ №5 на 2014-20145учебный год, утвержденному приказом МБОУ СОШ №5 от 30.08.2014г. №269 и согласованному с управлением образованияСальского района, продолжительность учебного года в 1-х классах-34 недель. По учебномуплану школы на проведение кружка " Малышок" отведено 68 часов в год (2 часа в неделю).В связи с тем, что государственные праздники 4 ноября, 1 мая выпадают вторник и пятницу,когда согласно школьному плану предусмотренно проведение занятия,фактически в 1-в- и в 1-а- будет проведено 66 часов.Программа будет выполнена в полном объеме за счет уплотнения материала по теме «Народная песня»

Сведения о количестве часов на 2014-2015 учебный год


План образовательного учреждения


Утверждённый годовой календарный учебный график на 2014-2015 учебный год

Потеря времени

Причины потери времени

2 часа в неделю –

68час.

2 часа


Праздничные дни

4.11 ; 1.05


Учебно-тематический план


Раздел




Темы

дополнительной образовательной программы

Виды занятий




практика

теория

1-3

Пение как вид музыкальной деятельности

Вокально-певческая установка.

2 час.

1

4-9


Певческая установка в различных ситуациях сценического действия.

5час.

1

10-15


Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

5час.

1

1-8

Совершенствование вокальных навыков

Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.

8час.


9-12


Вокальные упражнения.

4 час.


13-16


Артикуляционный аппарат.

4час.


17-20


Речевые игры и упражнения

4час.


21-27


Дыхание, опора дыхания.

6 час.

1

1-6

Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.

Народная песня (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента).

6 час.


7-


Произведения композиторов-классиков.

6 час.


13-18


Произведения современных отечественных композиторов.

6час.


19-24


Произведения западноевропейских композиторов-классиков.

5 час.


01.03.15

Элементы хореографии

Танцевальные движения

1 час.



ИТОГО

68час.

64

4

























Календарно- тематический план для 1"А"класса


Дата

проведения


Пение как вид музыкальной деятельности

15 ч.


1

Вокально-певческая установка.

3

5.09

5.09

12.09

2

Певческая установка в различных ситуациях сценического действия.

6

12.09

19.09

19.09

26.09

26.09

3.10

3

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

6

3.10

10.10

10.10

17.10

17.10

24.10


Совершенствование вокальных навыков

26 ч.


1

Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.

8час.

24.10

31.10

31.10

14.11

14.11

21.11

21.11

28.11

2

Вокальные упражнения.

4 час.

28.11

5.12

5.12

12.12

3

Артикуляционный аппарат.

4час.

12.12

19.12

19.12

26.12

4

Речевые игры и упражнения

3час.

26.12

16.01

16.01


5

Дыхание, опора дыхания.

7 час.

23.01

23.01

30.01

30.01

6.02

6.02

20.02


1

Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.

23 час.


1

Народная песня (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента).

6 час.

20.02

27.02

27.02

6.03

6.03

2

Произведения композиторов-классиков.

6 час.

13.03

13.03

20.03

20.03

3.04


3

Произведения современных отечественных композиторов.

6час.

3.04

10.04

10.04

17.04

17.04

24.04

4

Произведения западноевропейских композиторов-классиков.

5 час.

24.04

8.05

8.05



Элементы хореографии

6ч



1

Танцевальные движения

6ч

15.05

15.05

22.05

22.05

29.05

29.05

Итого


68 ч




















Календарно- тематический план для 1 "Б"класса


Дата

проведения


Пение как вид музыкальной деятельности

15 ч.


1

Вокально-певческая установка.

3

5.09

5.09

12.09

2

Певческая установка в различных ситуациях сценического действия.

6

12.09

19.09

19.09

26.09

26.09

3.10

3

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

6

3.10.

10.10

10.10

24.10


Совершенствование вокальных навыков

26 ч.


1

Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.

8час.

24.10

31.11

31.11

14.11

14.11

21.11

21.11

28.11

2

Вокальные упражнения.

4 час.

28.11

5.12

5.12

12.12

3

Артикуляционный аппарат.

4час.

12.12

19.12

19.12

26.12

4

Речевые игры и упражнения

3час.

26.12

16.01

1601


5

Дыхание, опора дыхания.

7 час.

23.01

23.01

30.01

30.01

6.02

6.02

20.02



Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.

21 час.


1

Народная песня (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента).

6 час.

20.02

27.02

27.02

6.03

6.03

13.03


2

Произведения композиторов-классиков.

6 час.

13.03

20.03

20.03

3.04

3.04

10.04


3

Произведения современных отечественных композиторов.

6час.

10.04

17.04

17.04

24.04

24.04

8.05

4

Произведения западноевропейских композиторов-классиков.

3 час.

8.05

15.05

15.05




Элементы хореографии

2ч



1

Танцевальные движения

2ч

22.05

22.05


Итого


64


















Календарно-тематический план для 1-»В»





Дата

проведения


Пение как вид музыкальной деятельности

15 ч.


1

Вокально-певческая установка.

3

6.09

6.09

13.09

2

Певческая установка в различных ситуациях сценического действия.

6

13.09

20.09

20.09

27.09

27.09

4.10

3

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

6

4.10

11.10

11.10

18.10

18.10

25.10


Совершенствование вокальных навыков

26 ч.


1

Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.

8час.

25.10

1.11

1.11

15.11

15.11

22.11

22.11

29.11

2

Вокальные упражнения.

4 час.

29.11

6.12

6.12

13.12

3

Артикуляционный аппарат.

4час.

13.12

20.12

20.12

27.12

4

Речевые игры и упражнения

3час.

27.12

17.01

17.01


5

Дыхание, опора дыхания.

7 час.

24.01

24.01

31.01

31.01

7.02

7.02

21.02



Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.

21час.


1

Народная песня (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента).

6 час.

21.02..

28.02

28.02

7.03

7.03

14.03

2

Произведения композиторов-классиков.

6 час.

14.03

21.03

21.03

4.04

4.04

11.04

3

Произведения современных отечественных композиторов.

6час.

11.04

18.04

18.04

25.04

25.04

2.05


4

Произведения западноевропейских композиторов-классиков.

3 час.

2.05

16.05

16.05




Элементы хореографии

2ч



1

Танцевальные движения

2ч

23.05

23.05

Итого


64






Содержание программы

Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.

1.1. навыки певческой установки. Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой установки. Пение в положении «сидя» и «стоя». Положение ног и рук при пении. Контроль за певческой установкой в процессе пения.

1.2. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. Певческая установка и пластические движения: правила и соотношение. Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя». Максимальное сохранение певческой установки при хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой.

1.3 Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».

Тема II. Совершенствование вокальных навыков.

2.1. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Работа над чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента (фортепиано, баян, аккордеон, гитара). Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием. Специальные приёмы работы над навыками мелодического и гармонического строя при пении.

2.2. Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков у учащихся. Концентрический и фонетический метод обучения пению в процессе закрепления певческих навыков у учащихся. Работа по усилению резонирования звука при условии исключения форсирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Упражнения второго уровня 70:@5?;5=85 ?52G5A:8E =02K:>2 C 45B59: 9 0B0:8 72C:0; звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону их «округления»; свободное движение артикуляционного аппарата; естественного входа и постепенного удлинения выдоха – в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица.

2.3. Развитие артикуляционного аппарата. Формирование гласных и согласных звуков в пении и речи. Закрепление навыка резонирования звука. Скороговорки в пении и речи – их соотношение. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой при условии свободы движений артикуляционных органов. Формирование высокой и низкой певческой форманты.

2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа).

Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.

2.5. Укрепление дыхательных функций в пении. Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием звука.

Тема III. Работа над певческим репертуаром.

3.1. Работа с народной песней (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента). Работа над чистотой интонации и певческими навыками в народной песне. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста (в речи и пении). Исполнение народной песни в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Народная песня в сопровождении музыкальных инструментов (фортепиано, аккордеон.).

3.2. Работа с произведениями композиторов-классиков. Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Работа над выразительностью поэтического текста, певческими навыками. Работа над выразительностью исполнения классических произведений на основе учёта их психологического подтекста.

3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.

3.4. Работа над произведениями западноевропейских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей (Р. Шуман, Ф. Шуберт, Л. Бетховен и др.). Жанры произведений композиторов-классиков: песня, вокальная миниатюра, баллада. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д. Исполнение произведений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Пение соло и в ансамбле.

Тема IV. Элементы хореографии Разучивание движений для передачи образа песни.

Примерный репертуар

  1. (Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)

  2. «Альбом» сл. и муз. Алексей Воинов

  3. «Балалайка» Татьяна Морозова

  4. «Весна» сл. и муз. Алексей Воинов

  5. «Каникулы» Евгений и Валерий Шмаковы

  6. «Мамочка» В.Канищев, А.Афлятунова

  7. «Мир детям» сл. и муз. Жанна Колмогорова

  8. «Мой щенок» сл. и муз.Илья и Елена Челиковы

  9. «Наша с тобой земля» сл. и муз Юрий Верижников

  10. «Новый год» Ал. Ермолов

  11. «Облака» Шаинский В., сл.Пляцковского М.

  12. «Письмо папе» сл.В. Яхонтова, муз.Ю.Юнкерова

  13. «Планета детства» сл. и муз Вячеслава Цветкова

  14. «Рождественская песенка»

  15. «Семь нот» сл. и муз Юрий Верижников

  16. «Серебристые снежинки» сл. и муз. Андрей Варламов

  17. «Учительский вальс» муз. Е. Рыбкина


Материально-техническое обеспечение

1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).

2. Фортепиано

3. DVD -плеер

4. проектор, экран

5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

6. Зеркало.

7. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).

8. Нотный материал, подборка репертуара

9.Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

10. Записи выступлений, концертов.


Список литературы для учителя

  1. Апраскина О. А. «Методика музыкального воспитания в школе». М. 1983г.

  2. Бернстайн Л. Мир джаза. – М., 1983.

  3. Вендрова Т.Е. «Воспитание музыкой» М. «Просвещение», 1991

  4. «Вокальное и психологическое здоровье певца и влияние эмоционального состояния исполнителя на исполнительское мастерство» Авторская методика постановка и развитие диапазона певческого голоса./Н.Г. Юренева-Княжинская. М:.2008г..

  5. Далецкий О. Н. «О пении»

  6. Далецкий О. Н. «Обучение эстрадных певцов»

  7. Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». – М. 1968.

  8. Жарова Л.М. «Начальный этап обучения хоровому пению»

  9. Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. 2-е издание М. 1977г.

  10. Кампус Э. О мюзикле. – М., 1983.

  11. Климов А. «Основы русского народного танца» М. 1981г.

  12. Коллиер Дж.Л. Становление джаза. –М., 1984.

  13. Кудрявцева Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2006

  14. Луканин А., Перепелкина А. «Вокальные упражнения на уроках пения в общеобразовательной школе» - М. 1964.

  15. М. А. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей. М. 1997г.

  16. Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей» - М.-Л. 1967.

  17. Мархасев Л. В легком жанре. – Л., 1984.

  18. Менабени А.Г. «Методика обучения сольному пению». – М. «Просвещение», 1987

  19. Методика обучения сольному пению: Учеб. пособие для студентов. М.: Айрис-пресс,2007г.—95 с:

  20. Музыкальное образование в школе. Учебное пособие для студентов. муз.фак. и отд. высш.и средн. пед. учеб. заведений./ Л.В.Школяр.,М.: Изд.центр«Акадкмия»2007 г.

  21. Павлищева О.П. «Высокая позиция звука»

  22. Павлищева О.П. «Практическое овладение певческим дыханием»

  23. Пекерская Е. М. «Вокальный букварь». М. 1996г

  24. Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды – М.: Айрис-пресс,2007г.-176с.(Методика)

  25. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды – М. Айрис-пресс,2007г.-176с.(Методика)

  26. Садников В.И. «Орфоэпия в пении». – М. «Просвещение», 1958.

  27. Сарждент У. Джаз: генезис. Музыкальный язык. Эстетика. – М., 1987.

  28. Стрельникова А.Н. Дыхательная гимнастика /электронная книга.

  29. Струве Г.А. «Школьный хор» М. «Просвещение», 1981

  30. Троицкий А. Рок-панорама. – 1986.

  31. Уварова Е. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы. – М., 1983.

Список литературы для детей:

  1. Аркадьев П. Четверо из Ливерпуля. – Клуб и самодеятельность, 1980.

  2. Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь копмозиторов. – Л.: Музыка, 1987.

  3. Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.1.– М.: Музыка, 1978.

  4. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: Сов.композитор, 1986.

  5. Сохор А. О массовой музыке. – Л., 1980.

  6. Троицкий А. Феномен «диско». – 1977.

  7. Штейнпресс Б.С., Ямпольский И.М. Энциклопедический словарь. – М.: Советская