Водопьянова Т.М.
Урок искусства в 8 классе
Великий дар творчества: радость и красота созидания.
«Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо...
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки, -
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь».
Анна Ахматова - фото
Александр Сергеевич Пушкин поэму «Моцарт и Сальери» начинает с монолога Сальери, в котором тот подробно рассказывает, как с детства он нашел путь к творчеству, как научился сочинять, познал вкус успеха:
«Труден первый шаг
И скучен первый путь. Преодолел
Я ранние невзгоды. Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию. Тогда
Уже дерзнул, в науке искушенный,
Предаться неге творческой мечты.
Я стал творить; но в тишине, но в тайне,
Не смея помышлять еще о славе.
Нередко, просидев в безмолвной келье
Два, три дня, позабыв и сон и пищу,
Вкусив восторг и слез вдохновенья,
Я жег мой труд и холодно смотрел,
Как мысль моя и звуки, мной рожденны,
Пылая, с легким дымом исчезали».
Сальери – кадр фильма «Моцарт и Сальери»
Видимая легкость, с какой сочинял Моцарт, его детская простота и полное отсутствие честолюбия, не давали покоя маэстро, «гений и злодейство» не всегда не совместны. Но двести лет музыку Сальери никто не играл.
Моцарт - кадр фильма «Моцарт и Сальери»
Всегда оставаться неудовлетворенным - в этом один из секретов творческой личности. И хотя судьбы многих великих на первый ряд трагичны, никто из них, наверное, не пожелал бы себе другого. Гойя и Бетховен, Мусоргский и Ван Гог заплатили страданиями и болью за бессмертие своего творчества.
«Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, Природой побеждённый,
Однако образ, им запечатлённый,
Веками будет согревать сердца.
Я тысячами душ живу в сердцах
Всех любящих, и, значит, я не прах,
И смертное меня не тронет тленье».
Читаем в сонете Микеланджело.
Ван Гог – автопортрет с отрезанным ухом
О том, что все – таки радость необходима для творчества, считал норвежский композитор Эдвард Григ. Немецкий драматург Бертольд Брехт считал, что все виды искусства служат величайшему из искусств – искусству жить на Земле. А американский художник XX века Рокуэлл Кент о высшей цели, которой может служить искусство, говорит: «Способствовать тому, чтобы люди глубже понимали жизнь и больше её любили».
Рокуэлл Кент «Гора Равноденствия. Зима»
Ему близок по взглядам французский писатель, автор романа о Бетховене, Ромен Роллан: «Радость, бешенство радости - солнце, озаряющее все, что есть, и все, что будет, - божественная радость творчества! Все радости жизни в творчестве!».
Ромен Роллан - фото
«Творчество — это движущая сила, которая поддерживает в нас жизнь», считал
Николай Рерих — художник, философ, путешественник.
Николай Рерих « Агни Йога»
Пробуйте творить, и вы поймете как это занимательно, легко и просто! Каждый способен творить красоту, которая спасет этот мир! Когда приходит вдохновенье
Оно как капельки росы.
Как ранним утром озаренье
Вдруг промелькнёт, как луч грозы.
Тогда приходит пониманье
Того, что мы живём не зря.
Оно стирает расстояния
Вновь унося нас на планету «Земля».
Красота спасет мир - иллюстрация