Пояснительная записка
Данная программа подготовительного курса «Школа раннего развития детей 6-летнего возраста» исходит из тех же целей, что и существующая сейчас программа школьного курса предмета «Музыка», которую она и призвана дополнить. Программа тесно связана с основной программой в соответствии с концепцией Д.Б. Кабалевского, реализуемая на основании учебно-методического комплекса «Подготовительного курса для детей 6-летнего возраста».
Цель музыкального воспитания школьников сегодня - «…ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить музыку во всем богатстве ее форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть их духовной культуры» (Д.Б. Кабалевский).
Целью подготовительного курса является развитие детей старшего дошкольного возраста, позволяющее им в дальнейшем успешно освоить программу начальной школы.
Цели курса делятся на воспитательные и образовательные. К числу воспитательных целей относятся:
- воспитание и формирование эстетического вкуса будущих первоклассников как условия приобщения к музыкальной культуре;
- воспитание посредством музыки нравственных качеств личности.
В процессе работы со старшими дошкольниками решаются следующие задачи:
- обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
- развить умение и навыки, необходимые для занятий в начальной школе;
- укрепить здоровье детей, готовящихся к обучению в школе.
Основные принципы работы педагога при подготовке детей к школе:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей старших дошкольников;
- уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- систематичность и последовательность занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий.
Главное назначение подготовительного курса состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли и чувства, раскрыть их творческие способности.
На этапе подготовки к школе решаются и педагогические задачи:
- формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия;
- формирование осознанного отношения к музыке;
- формирование деятельно-практического отношения к музыке в процессе ее исполнения.
Авторская программа включает в себя уроки музыки в разделе «Искусство и культура» в контексте подготовительного курса программы «Преемственность» (подготовка к школе), составитель Н.А. Федосова. Занятия рассчитаны на определенный период в работе с дошкольниками, охватывающий 16 учебных недель, рассчитанных на 1 учебный час в неделю.
Структура курса определяется его целями и задачами, а также методическими принципами. Программа может корректироваться на основе специфики изучения в том или ином регионе. Предполагается, что после завершения курса, старшие дошкольники овладевают первоначальными навыками и умениями, которые способствуют дальнейшему эстетическому и творческому развитию детей.
Методические рекомендации по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста в рамках программы «Школа раннего развития».
Авторский подход к методике музыкального образования
Занятия музыкой – мощное средство эстетического и нравственного воспитания школьников. Работа с учащимися начальных классов, как правило, требует от учителя музыки большой самоотдачи. Ведь в этом возрасте дети обладают особой чувствительностью и эмоциональностью, поэтому и художественное обучение для них оказывается более воспринимаемым, чем в старших классах.
Особенности преподавания в начальной школе любой дисциплины, в том числе и художественной, всегда соотносятся с возрастом учащихся. Большинство детей 6 – 10 лет обладают музыкальными задатками, они с интересом воспринимают разные виды музыкальной деятельности, любят петь, импровизировать и двигаться под музыку.
Вместе с тем, дети этого возраста ещё не способны долго удерживать внимание при прослушивании больших музыкальных произведений. Для них характерна быстрая утомляемость, поэтому на уроках музыки с детьми дошкольного возраста педагог обязан применять специальные приемы, способствующие переключению внимания детей на разные виды музыкальной деятельности. Например, обогащать музыкальные впечатления детей примерами их окружающей жизни, прослушивание музыки сопровождать звуками шумового оркестра, исполнение добавлять сюжетной жестикуляцией. Такое разнообразие позволяет сконцентрировать внимание детей и не даст угаснуть интересу к музыкальному искусству.
Поскольку дети дошкольного возраста испытывают потребность в игре, то игровые элементы можно и должно применять на музыкальных занятиях.
Музыкальное воспитание детей – важное звено общей системы воспитания, и оно, прежде всего, обращено к духовному миру человека. Педагог своим мастерством может воздействовать на душу ребенка, его чувства: умение сопереживать, сочувствовать, сострадать, которые воспитываются в процессе восприятия эмоционально – образного содержания музыкальных произведений.
Задачи, которые стоят перед каждым учителем музыки,- введение детей в мир музыки, приобщение к искусству и в связи с этим расширение их духовной сферы, воспитание чувств – требуют от учителя творческого подхода. А воспитательный эффект музыкальных занятий во многом зависит от того, как отобран и организован музыкальный материал: произведения великих классиков, народный фольклор и музыка современных композиторов. Таким образом, музыкальные занятия для дошкольников построены так, чтобы музыкальные произведения концентрировались вокруг тем, каждая из которых объединяет несколько занятий. Все темы детям доступны и интересны.
Тема I (2 часа) «Встречи с героями музыкальных сказок».
Тема II (2 часа) «Музыкальное путешествие в сказочный лес. Времена года».
Тема III (2 часа) «В мире звуков. Музыкальные инструменты. Чудеса в музыкальном театре».
Тема IV (2часа) «Музыкальное путешествие в сказочный лес. Зимушка – зима».
Тема V (4 часа) «Музыкальные картинки»: «Музыкальный карнавал животных», «Что мы Родиной зовем?» «Музыка о друзьях».
Тема VI (2 часа) «Шутка и сказка в музыке».
Тема VII (2 часа) «Музыкальное путешествие в сказочный лес. Весна. Лето».
Планирование подготовительного курса приближено к мироощущению младшего школьника, занятия вводят ребенка в мир музыкального искусства при помощи игры, импровизации. Ребенок, словно сам участник сказочного действа: то он отправляется вместе с героями сказок в необычные приключения, то с помощью воображаемого путешествия становится одним из сказочных героев, сопереживает и радуется происходящему. Ему становятся близки и понятны музыкальные образы, связанные с родным домом, удивительным миром природы и животных.
Подобное общение создаёт атмосферу доверия, творческого контакта педагога с детьми, взаимной заинтересованности всем тем, что составляет содержание музыкального занятия.
Такое объединение музыкального материала по темам не исключает, а предполагает возврат и предварительное включение в уроки тех произведений, которые непосредственно связаны в планировании сразу с несколькими темами. Таким образом, достигается возможность повторения и закрепление ранее изученного материала. Руководствуясь данным принципом, мы опираемся на концепцию построения программы Д.Б. Кабалевского.
Дети раннего школьного возраста более восприимчивы и чувствительны. Для них образное представление музыкального произведения происходит через особый внутренний мир чувств ребенка. И зачастую, дети реальное видят в сказочном, и наоборот. Поэтому на занятиях должно быть привлечение ярких поэтических строк, фрагменты художественных произведений и сказок, отвечающих темам музыкальных занятий. Безусловно, данная методика помогает детям обобщать свои жизненные наблюдения, сравнивать, анализировать и глубже прочувствовать настроение и характер музыкальных произведений, которые они слушают или исполняют.
Дети 6-7 летнего возраста испытывают потребность в игре, и предлагаемая методика широко использует игровую деятельность. В игре ребенок как бы перевоплощается. Ребенок, словно сам участник музыкального действа. Его творческие проявления в виде пения, движения становятся способом выражения чувств, поскольку он ощущает себя в роли действующего персонажа. Но даже посредством игры, педагог осуществляет конкретные педагогические задачи: обучает и воспитывает посредством восприятия музыки.
Психология природы восприятия младшего школьника такова, что он не может длительное время задерживать своё внимание на какой – либо деятельности. Поэтому на занятии необходима смена и переключение разных видов музыкальной деятельности. С этой целью используется такая структура занятий, при которой ребята постоянно испытывают интерес к происходящему игровому действию и незаметно для себя, в сюжет игры включаются разнообразные творческие задания. Дети учатся петь небольшие песенки, слушать и воспроизводить по слуху песни, слушают музыку и сопровождают её игрой на детских музыкальных инструментах (ударных, шумовых), учатся двигаться под музыку, занимаются ритмической и певческой импровизацией.
Данное разнообразие форм музыкальной работы позволяет своевременно переключить внимание детей, снизить их утомление путем умелого поддержания интереса к той или иной музыкальной деятельности.
Вокальная работа на уроке
Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей. Практически каждый ребенок обладает природными голосовыми и слуховыми данными, которые педагог может с успехом развивать. Пение – наиболее доступный и знакомый детям вид музицирования. Поэтому вокально-хоровая работа начинается с доказательства детям о том, что их голос – это самый замечательный, удивительный, самый неповторимый музыкальный инструмент. В данной работе применимы следующие формы:
- звукоподражание голосам интонации речи (крик, убаюкивание, радость, горе, печаль);
- подражание глоссам птиц и животных (имитация);
- омузыкаливание пословиц, поговорок, загадок;
- поиск интонаций для характеристики образного смысла слов и выражений (дождик капает, котёнок мяукает, грустный дождик, кукушка хвастается и т.д.);
-озвучивание ситуаций в рамках творческих заданий типа «Весёлое путешествие», «Жизнь большого города», «Музыка и краски леса».
Большинство детей любит петь, однако не у всех это получается достаточно хорошо. Одним из важнейших условий воспитания навыков пения являются, соблюдение правил певческой установки: прямое без напряжения, положение корпуса и головы, расправленные плечи, лёгкий прогиб позвоночника в области поясницы, свободно опущенные вниз руки. Певческое дыхание требует выработки навыков бесшумного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни. Брать дыхание учим бесшумно, через нос, при этом плечи свободны, не поднимаются. На начальной стадии обучения пению, учитель обращает внимание на то, чтобы дети дышали спокойно, бесшумно, чтобы умели распределять выдох до конца слова или небольшой фразы. Воспитывая певческую культуру, учитель всё время заботиться о том, чтобы дети пели звонко, светло, лёгким, мягким, напевным звуком.
Важное значение для развития ладовых звуковысотных и музыкально-слуховых представлений детей имеют следующие моменты:
1.Постепенность и последовательность освоения ладовых интонаций и ритма, начиная с наиболее простых.
2.Расширение звукового диапазона голоса ребёнка.
3.Опора на интонации музыкального народного фольклора.
4.Использование в обучении наглядности.
Эти способности активно развиваются в процессе пения. Ребёнок поёт ладовые интонации на той высоте, которая ему удобна. Можно на данном этапе обучения использовать пение по полутонам вверх и вниз. Дети учатся интонировать наиболее устойчивые V-III ступени, при помощи которых дети в игровой манере подражают голосам птиц, звукам природы (перезвон колокольчиков в песенке «Дили – дон», капли дождя в прибаутке «Дождик», пение своих имён в музыкальной игре «Как тебя зовут?»).
С начала обучению детей пению перед ребёнком ставится задача чувствовать в музыке движение метрических долей как в маршевой, так и в танцевальной музыке. Дети учатся воспринимать отдельные ритмические сочетания.
Практика показывает, что наибольший интерес у младшего школьника вызывают вокальные сочинения шуточного характера, игровые песни, импровизации - инсценировки народных песен, и, как правило, дети стремятся выразить содержание вокального сочинения путём театрализации, использование игровых моментов на уроке. Общие черты игровых песен: доступность содержания, его связь с театрализацией, движением; удобные для движения ритмическое строение мелодии, несложные напевы. Содержание песен способствует проявлению творческого подхода, они не только поют, но и «играют» песню.
Особое место в вокальной работе уделяется знакомству с народным фольклором: это и колыбельные песни, календарные, песни народов мира, песни – прибаутки и заклички.
В песенный репертуар включены сочинения сказочного и шуточного содержания; песни о природе и жизни детей.
Песни сказочного содержания: «Теремок» русская народная песня, «Слон и скрипочка» В. Кикты, «Как львёнок и черепаха пели песенку»Г.Гладкова, «Пёстрый колпачок» Г.Струве, цикл песен Б. Савельева из м\ф про кота Леопольда», детские попевки «Вот так дом», «Бабушкин козлик».
Песни-шутки «Весёлая дудочка» М. Красева, «Весёлый музыкант» А.Филиппенко, «Весёлая песенка» Г. Струве.
Песни о родном доме, о детях и их жизни: «Песенка друзей» Г.Гладкова, «Что мы Родиной зовём» Г. Струве, «Подарок маме» В. Соснина, «Самая хорошая» В. Иванникова, «Чему учат в школе», «Песенка про папу» В. Шаинского.
Песни о природе: «Урожай собирай» А. Филиппенко, «Зимняя песенка» М.Красева, «Берёзка» Е.Тиличеевой, «Осень» М.Красева.
Весь детский певческий репертуар подобран с учётом возрастных способностей детей 6-7 лет. Диапазон песен чаще всего с простой, но выразительной мелодией, с выразительно – изобразительным аккомпанементом. Музыкальный материал даёт возможность для использования метода сравнения средств музыкальной выразительности в разнохарактерных песнях разных жанров.
О слушании музыки
«Активное восприятие музыки – основа музыкального воспитания в целом, всех его звеньев. Только тогда музыка может выполнять эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по - настоящему слышать и размышлять о ней…», писал Д.Б. Кабалевский. Основу слушания составляет музыкальное восприятие. Занимаясь музыкой, слушая вокальные и инструментальные произведения, ребёнок накапливает свои музыкальные впечатления, обогащает восприятие разнохарактерными интонациями. Педагогу важно на начальном этапе обучения заинтересовать детей музыкой, найти нужные слова о музыкальном произведении, чтобы процесс слушания, исполнения, импровизации не разочаровал детей, оправдал их ожидания и принёс ребёнку эстетическое удовольствие.
Современного ребёнка окружает богатый мир звуков с раннего детства. Он слушает музыку доступную его пониманию, интересную по образности и тематике. Вот почему весь процесс музыкального воспитания, и, в частности, слушание музыки должны быть ясно целенаправленными. Достижение основной задачи – воспитание интереса, любви, потребности в общении с искусством – возможно только в том случае, если дети приобретают необходимые навыки восприятия музыки.
Процесс восприятия музыки зависит от различных факторов: индивидуальных способностей ребёнка – слушателя, его общего и музыкального развития, жизненного опыта, интересов, склонностей, от социального окружения, а также от методов и приёмов, используемых педагогом для активизации музыкального восприятия. Созданию благоприятной атмосферы заинтересованности способствует:
- определенная пауза, которую делает педагог после окончания предыдущего фрагмента занятия;
- смена тона речи в соответствии с характером звучащего затем произведения;
- вступительное слово учителя, которое должно заинтересовать ребят последующим процессом слушания музыки и в то же время быть не на столько продолжительным и увлекательным, чтобы предварительный рассказ показался ребятам более интересным, чем само слушание музыки;
- формулировка вопроса, требующая внимания детей в течение всего звучания произведения.
Доступная, выразительная беседа о музыке должна включать в себя рассказ о музыке, её исполнение на музыкальном инструменте, ответы на вопросы детей. К основным принципам содержания и построения беседы можно отнести:
- проблемный характер;
- постоянная обращённость к слушателю с вопросами;
- предоставление слушателю возможности высказывания о прослушанном произведении;
- эмоциональная атмосфера беседы и построение ее по принципу эмоционально-образных контрастов;
Важно учить ребят коллективно размышлять о прослушанной музыке, учитывая возможность общения в формировании отношения к музыке.
При знакомстве с музыкальными произведениями следует обращать особое внимание на личность композитора как творца. Поэтому занятие строится так, чтобы дети смогли побывать в творческой лаборатории композитора, и представить себе как он сочинял, какие важные темы он затронул, в какую эпоху он жил.
Активным методом позволяющим развивать творчество ребёнка при слушании музыки является совместное музицирование (игра в оркестре, в ансамбле, пение в хоре, музыкальные постановки). Совместное музицирование решает многие психологические проблемы и проблемы общения: застенчивый ребёнок, участвуя в таком музыкальном действии, может почувствовать себя в центре жизни, сможет воплотить свои фантазии.
Одним из интересных приемов развивающих творческое восприятие и мышление, является сочинение музыкальных сказок, соответствующих по тематике музыкального произведения по слушанию. Так, например, послушав произведение Н. Жиганова «Сказка», можно предложить детям сочинить свою небольшую сказку и озвучить её с помощью детских музыкальных инструментов.
Знакомство с тремя основными жанрами музыки – песней, танцем, маршем составляет основу содержания музыкальных занятий с шестилетними детьми. Ребята учатся слушать особенности каждого жанра музыки. Маршевая музыка представлена несколькими произведениями: игрушечный, сказочный «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П.И. Чайковского; маршевый эпизод из симфонической сказки «Петя и волк» – тема Пети С.С.Прокофьева; озорной детский «Марш» С.С. Прокофьева; жизнерадостная песня-марш «Вместе весело шагать» В.Я.Шаинского.
В содержание занятий включены вокальные сочинения различные по эмоционально – образному восприятию. Таковы «Песня жаворонка» из «Детского альбома» П.Чайковского, «Колыбельная» Г.Гладкова, «Тема весеннего произрастания» из балета «Весна священная» И. Стравинского «Май, милый май, скоро ты настанешь!» из фортепианного цикла « Альбом для юношества», К.Дебюсси «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты», «Зима. Весна" П.Чайковского.
Танцевальная музыка представлена народными песнями - плясками: «Камаринская», «Во поле берёза стояла», «Теремок», «Ах вы, сени», вариации на тему русской народной песни «Светит месяц», «Коробейники».
Также представлены танцы М. Глинки «Полька», П. Чайковского «Неаполитанский танец» и «Вальс снежных хлопьев»; Д.Шостаковича «Вальс – шутка», С.Рахманинова «Итальянская полька», А. Лядова Музыкальная табакерка «Вальс-шутка, М.Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» из фортепианного цикла «Картинки с выставки».
Слушая различные произведения, ребята учатся сравнивать и сопоставлять музыку разных композиторов. Целесообразно и сопоставление одной и той же мелодии разными инструментами, например, русской народной песни «Камаринская» в исполнении на балалайке и пьесы П.Чайковского «Камаринская» на фортепиано. Можно сравнить «Вальс – шутку» Д.Шостаковича в исполнении на флейте и на фортепиано.
Слушая музыку, дети учатся различать музыкальные инструменты, понимать тембровую окраску голоса инструмента: фортепиано, скрипки, балалайки, трубы, барабана, флейты, оркестра русских народных инструментов. Умение слышать и различать звучание инструментов свидетельствует о том, что дети умеют внимательно вслушиваться в музыку. Этому помогают и опережающие задания педагога: узнать мелодию или определить музыкальный инструмент, ее исполняющий.
В разделе слушания музыки представлены инструментальные сюжетные пьесы. Произведения П.И. Чайковского из «Детского альбома» помогут юным слушателям в формировании художественно – образного мышления, расширению эмоциональной сферы, формированию эстетического восприятия и культуры слушания. Таковы «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Баба Яга», «Песня жаворонка; фрагменты из фортепианного цикла «Времена года»: «На тройке» (Ноябрь), «Подснежник» (Апрель); «Первая утрата» Р.Шумана, «Попрыгунья» Г.Свиридова; «Петухи и куры», «Слоны», «Ослы» из «Карнавала животных» К.Сен-Санса.
Музыка этих пьес яркая, выразительная, с элементами изобразительности, характерным ритмом, интонацией. В процессе слушания музыки наиболее ярко раскрываются средства музыкальной выразительности. Дети учатся понимать и осознавать различные средства музыкальной выразительности: динамики (Баба Яга), регистра (Песня жаворонка); знакомятся с динамическими оттенками: форте, пиано – усилением или ослаблением звучания, сравнивают характер мелодии в пьесах одного и того же композитора «Зима» и «Весна» П.Чайковского.
В процессе слушания музыки педагог предлагает учащимся поучаствовать в метроритмическом сопровождении произведений с несложным аккомпанементом. Ритмическое сопровождение разного характера, например, при слушании «Марша деревянных солдатиков» или «Итальянской польки» С. Рахманинова, помогает детям осознать, что в пьесах соответственно несколько частей – две или три.
В ритмических сопровождениях используются детские ударные инструменты: ложки, треугольник, бубен, звоночки, трещотки, румба, кастаньеты и другие инструменты, которые смогут сделать сами дети.
Сопровождая музыку ритмически, дети углубляют свои представления о том, что музыка выражает и что она изображает.
Дети знакомятся с музыкой русских композиторов М. Глинки, П. Чайковского, С.Прокофьева, А.Лядова, М.Мусоргского, Д. Шостаковича; музыка зарубежных композиторов представлена Р.Шуманом и К.Сен-Сансом. Даются краткие сведения о жизни и творчестве выдающихся композиторов.
Таким образом, использование активных методов и приемов в процессе слушания музыки, способствует углубленному восприятию музыкальных произведений. Дает возможность педагогу заинтересовать детей музыкой, найти нужные слова о музыкальном произведении, чтобы процесс слушания был направлен на развитие творческого потенциала личности ребенка и, безусловно, принес ему эстетическое удовольствие.
Творческие задания. Импровизация
Практика показывает, что введение импровизации в занятия музыкой обеспечивает не только большую заинтересованность детей творчеством, но и благоприятно влияет на музыкальное развитие ребенка. Музыкальная импровизация используется для творческого развития ребёнка, для углубления и закрепления представлений, знаний о музыке. Момент импровизации на уроке существует не сам по себе, является продолжением творческого поиска в процессе восприятия музыки. Это способствует развитию воображения ребёнка, накапливается музыкально-слуховой опыт.
Песни, исполняемые детьми, сопровождаются импровизированными движениями. Но практика показывает, что дети, увлекаясь выполнением движений, перестают петь или поют невыразительно. Поэтому следует детей в классе делить на группы: одни поют, другие выполняют ритмические движения. При этом роли могут быть взаимозаменяемыми. Игровые движения к песне подбираются на основе ее содержания. Дети с удовольствием импровизируют движения к таким песням как «Веселый музыкант», «Вот какие чудеса» А.Филиппенко, «Веселая дудочка» М.Красева, «Уж как шла лиса» русская народная песня.
Импровизация становится выражением чувств ребенка тогда, когда он ощущает себя на месте действующего лица, от которого он выступает. Участвуя, например, в театрализации по русской народной сказке «Медведь и девочка», дети играют свои роли, изображая в движениях озорную девочку и косолапого мишку. А в русской народной сказке «Теремок»: мышку-норушку, лягушку-квакушку и других героев сказки. В движениях ярко и непосредственно проявляется эмоциональное состояние детей. Чувство ритма у детей развито неплохо, в отличие от мелодического слуха. Поэтому в музыкальные занятия включаются ритмические игры-импровизации.
Ритмическая импровизация может проходить с помощью ударных инструментов. Например, звучание колокольчика для сопровождения пьесы П.Чайковского «На тройке». Легкие постукивания ложками или кастаньетами в сопровождении «Итальянской польки» С. Рахманинова.
На занятиях возможны ритмические импровизации народных песен, песен-игр. Импровизирование мелодий на тексты песен можно рассматривать как своеобразный путь развития музыкального слуха детей на основе речевой и музыкальной интонации.
В процессе слушания музыки, пения и импровизации на каждом уроке дети приобретают конкретные навыки восприятия и исполнения музыки; творческие задания во всех видах музыкальной работы с детьми развивают их музыкально-творческие способности, самостоятельность. Включение в урок детского импровизационного творчества обеспечивают многогранный подход к воспитательно-образовательному музыкальному процессу. Музыка развивает ребенка, формирует его способности, влияет на развитие личностных качеств.
Национальный компонент образования
Стратегической линией современного образования является использование национально-культурных особенностей региона в образовательном процессе. Регионализация является условием и средством решения культурно-воспитательных и духовно-нравственных задач. Именно школа формирует ту уникальную среду, в которой на важных этапах развития человека происходит становление мировоззрения, нравственных качеств личности.
В.Сухомлинский писал: «Культура воспитательного процесса в школе во многом определяется тем, насколько насыщена школьная жизнь духом музыки». Зачастую школьники на уроках музыки более осведомлены о музыкальной культуре других народов, нежели той местности, которая именуется «Малая Родина». Следовательно, родное искусство не осознается ими как часть целостной культуры. Региональный компонент в системе школьного образования позволяет приобщить подрастающее поколение к истокам своей малой Родины, открыть ее историю, выявить связь с современностью. Любовь к своему народу, родному краю, как известно, воспитывается посредством передачи знаний о собственной национальной истории, культуре, обычаях и традициях предков.
В современных условиях работы на уроке учителю предоставлена возможность варьирования музыкального репертуара с постепенным введением в программу национальной культуры нашего края. Художественным материалом для этих размышлений послужил опыт включения в урок произведений татарских композиторов, музыки народного фольклора. У детей уже есть собственный опыт общения с музыкой, основанной на традициях своего народа. Музыка звучит в повседневной жизни, на концертах, по телевидению и радио, и ребенок соприкасается с ней. Поэтому очень важно обогатить жизненный опыт маленького слушателя новой, доступной для него информацией. В начальный период обучения перед учителем стоит важная задача: привить любовь и уважение к национальной культуре и музыке, воспитывать любовь и уважение к музыке других народов. Как уже отмечалось ранее, дети младшего возраста склонны к фантазиям, они, словно живут в мире сказок. Именно, с помощью знакомства с удивительным миром музыки посредством нехитрой сказки, мы развиваем у детей чувство ассоциативного мышления и воображения: «В некотором царстве, в некотором государстве…» С этих слов начинаются многие сказки. Сказок великое множество. За что мы любим сказки? За то, что они интересные, в них всегда есть волшебство. В сказках отражается мечта человека, вера в чудеса, и мы ценим их за то, что каждая сказка учит чему-то. Сегодня мы с вами будем слушать сказку, сказка эта не простая, а музыкальная, и в ней нет слов. Понять нам ее помогут музыкальные волшебники, то есть средства музыкальной выразительности. Мы послушаем пьесу татарского композитора Назиба Жиганова, которая так и называется «Сказка».
Исполняется фрагмент мелодии. Она манит нас своей таинственной силой. Звучание мелодии в высоком регистре дает ощущение мечтательности, проникновенности и нежности. Таким образом, создается музыкальный образ произведения: мы словно слышим голос бабушки, ее дыхание, интонации ее плавной речи.
Каждый композитор высказывается по-своему, поэтому мир чувств и образов бесконечно разнообразен. Учителю важно не только раскрыть содержание музыкального произведения посредством средств музыкальной выразительности, но и помочь детям почувствовать себя участниками музыкального действа: «Сейчас я вам расскажу сказку, да не простую, а музыкальную».
В содержание музыкальных занятий можно включить несложную музыку по восприятию, доступную пониманию младшего школьника. Это могут быть и вокальные сочинения, и музыка инструментальная. Выше изложенная методика работы в разделе слушания музыки используется при работе и знакомстве с музыкой родного края.
Примерный перечень произведений по национальному компоненту:
вокальные сочинения представлены как композиторские, так и народные, с ярким мелодическим рисунком, несложным текстом, например: татарская народная песня «Кария-Закария», Ф.Ахметова «Часы» Д. Файзи «Весна пришла»; пьесы в разделе слушания «Медвежонок», «Забавный котенок» А. Шарафеева, фрагменты из балета «Шурале» Ф. Яруллина, «Сказка» Н. Жиганова.
Музыкальный репертуар составлен с учетом возрастных особенностей, возможностей и интересов старших дошкольников. В процессе восприятия, пения и импровизации ребенок активно участвует в творческом процессе. Музыка развивает ребенка, формирует его способности, влияет на развитие личности.
Школа раннего развития
Содержание подготовительного курса
Тема I «Встречи с героями музыкальных сказок» (2 часа)
Музыкальный материал
Слушание музыки:
«Колыбельная» Г.Гладкова;
«Бременские музыканты» (фрагменты) Г.Гладкова;
«Марш деревянных солдатиков», «Баба Яга» из «Детского альбома» П.И. Чайковского;
«Сказка» Н.Жиганова.
Пение:
Детская песенка «Дили-дон»;
«Веселый музыкант» музыка А.Филиппенко, слова Т.Волгиной;
«Уж как шла лиса» русская народная песня;
«Баю, баю, бай» русская народная песня;
«Пестрый колпачок» музыка Г.Струве, слова Н.Соловьевой.
Импровизация:
Мелодическая сказка «Медведь и девочка»;
Ритмическая «Марш деревянных солдатиков»;
Дать название музыкальной пьесе «Баба Яга» П.Чайковского.
Тема II « Музыкальное путешествие в сказочный лес. Времена года»
(2 часа)
Музыкальный материал
Слушание музыки:
Фортепианные пьесы П.И. Чайковского «Зима. Весна»;
«Песня жаворонка» (Март) из фортепианного цикла «Времена года» из П.Чайковского,
«Святки» (декабрь) из фортепианного цикла «Времена года» – фрагмент;
«Скворушка прощается» Т. Попатенко;
«Баба Яга» (повторение) П.Чайковского.
Пение:
«Осень» музыка М.Красева, слова М.Ивенсен;
«Урожай собирай» музыка А.Филиппенко;
«Вот так дом» детская песенка;
«Вот какие чудеса» музыка А.Филиппенко, слова Н.Беренгоф;
Импровизация:
Ритмическая «Осень»;
Мелодическая «Первая капля»;
Ритмическая игра «Белый снег»;
Дать название музыкальной пьесе Г.Свиридова «Грустная песня».
Тема III «В мире звуков. Музыкальные инструменты. Чудеса в музыкальном театре» (2 часа)
Музыкальный материал
Слушание музыки:
«Камаринская» русская народная песня, обработка П.Чайковского;
«Неаполитанский танец» П.Чайковского;
«Итальянская полька» С.Рахманинова;
Музыкально-литературная композиция «Чудеса в симфоническом оркестре» (фрагменты). Знакомимся с группами инструментов симфонического оркестра;
Повторение «Марш деревянных солдатиков» П.Чайковского.
Тема Пети, птички из симфонической сказки «Петя и волк» С.Прокофьева.
Пение:
«Слон и скрипочка» музыка В.Кикты;
«Веселая дудочка» музыка М.Красева, слова Н.Френкель;
«Песенка друзей» Г.Гладкова;
«Уж как шла лиса» (повторение)
Импровизация:
Ритмическая «Камаринская»;
Двигательная «Итальянская полька» (использование шумовых инструментов).
Тема IV «Музыкальное путешествие в сказочный лес. Зимушка - зима» (2 часа)
Музыкальный материал
Слушание музыки:
«Зима», «На тройке» (Ноябрь) П.Чайковского;
«Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.Чайковского;
«Зимняя песенка» музыка М.Красева, слова С.Вышеславцевой.
Пение:
«Пестрый колпачок» музыка Г.Струве (повторение);
«Песенка про Деда Мороза» музыка О.Юдахиной;
«Елочка» музыка М.Красева;
«Вот так дом» (повторение).
Импровизация:
Двигательная «Вальс снежных хлопьев»;
Мелодическая (стихотворение «Зима»).
Тема V «Музыкальные картинки»:
1.«Музыкальный карнавал животных» (2 часа)
2.«Что мы Родиной зовем?» «Музыка о друзьях»(2 часа)
Музыкальный материал
Слушание музыки:
«Карнавал животных» («Петухи и куры», «Ослы», «Слоны») К. Сен-Санса;
«Вальс-шутка» Музыкальная табакерка А.Лядова;
«Балет невылупившихся птенцов» из фортепианного цикла «Картинки с выставки М.Мусоргского.
«Первая утрата» Р.Шумана;
«Болезнь куклы» П.Чайковского
«Бабушка и внучек» П.Чайковского
Пение:
«Два кота» польская народная песня;
«Как львенок и черепаха пели песенку» Г.Гладкова;
«Неприятность эту мы переживем» музыка Б.Савельева, слова А.Хайта;
«Слон и скрипочка» В.Кикты (повторение).
«К нам гости пришли» музыка А.Александрова;
«Каравай» русская народная песня;
«Песня друзей» Г.Гладкова (повторение).
«Подарок маме» (повторение)
«Песенка про папу» В.Шаинского
Импровизация:
Ритмическая, двигательная (сказка «Теремок»);
Ритмическая «Музыкальный разговор».
Двигательная «Каравай».
Тема VI (2 часа) «Шутка и сказка в музыке».
Музыкальный материал
Слушание музыки:
«Вальс-шутка» Д.Шостаковича;
«Танец молодого бегемота» Д. Кабалевского;
«Карнавал животных» К.Сен-Санса (повторение);
«Музыкальная табакерка» А.Лядова (повторение).
«Клоуны» Д. Кабалевского
Пение:
«Неприятность эту мы переживем» Б.Савельева (повторение);
«Ну и кот!» музыка, слова;
«Небылица» русская народная песня.
«Песенка друзей» Г.Гладкова (повторение).
Импровизация:
Дать название музыкальной пьесе «Клоуны» и «Танец молодого бегемота» Д.Кабалевского;
Ритмическая «Небылица».
Тема VII (2 часа) «Музыкальное путешествие в сказочный лес. Весна. Лето»
Музыкальный материал
Слушание музыки:
«Песня жаворонка» П.Чайковского (повторение);
«Подснежник» П.Чайковского;
«Веснянка» украинская народная песня.
Пение:
«Веснянка» (Стало ясно солнышко) украинская народная песня;
«Весна пришла» Д. Файзи, русский текст
«Тучка» русская народная песня;
«Вместе весело шагать» В.Шаинского;
«Песня о волшебном цветке» Ю.Чичкова.
Импровизация:
Двигательная «Во поле береза стояла»;
Мелодическая «Весна пришла» (игра на шумовых инструментах).
Календарно-тематическое планирование по музыке
для детей, обучающихся по программе «Школа раннего развития»,
количество часов по учебному плану всего – 16 (продолжительность обучения 4 месяца), в неделю 1 час
план составлен на основе учебных стандартов школ России, Государственного стандарта основного общего образования.
Концепция Д.Б.Кабалевского, реализуемая на основании учебно-методического комплекса «Музыка».
Слушание музыки: «Колыбельная» Г.Гладкова;
«Бременские музыканты» (фрагменты) Г.Гладкова;
«Марш деревянных солдатиков», «Баба Яга» из «Детского альбома» П.И. Чайковского;
«Сказка» Н.Жиганова.
Пение:
Детская песенка «Дили-дон»;
«Веселый музыкант» музыка А.Филиппенко, слова Т.Волгиной;
«Уж как шла лиса» русская народная песня;
«Баю, баю, бай» русская
народная песня; «Пестрый колпачок» музыка Г.Струве, слова Н.Соловьевой.
Импровизация:
Мелодическая сказка «Медведь и девочка»;
Ритмическая «Марш деревянных солдатиков»;
Дать название музыкальной пьесе «Баба Яга» П.Чайковского.
Уметь понимать разницу между разговорной речью и пением; понимать дирижерские жесты (начало исполнения, внимание, окончание фраз); научить петь спокойным напевным звуком, мягко, нежно. Чувствовать движение ритмических долей в маршевой музыке; различать звучание тембровой окраски различных музыкальных инструментов: фортепиано, скрипки. Чувствовать усиление и ослабление звучания – динамики звучания.
2.
Музыкальное путешествие в сказочный лес. Времена года.
2
Слушание музыки:
Фортепианные пьесы П.И. Чайковского «Зима. Весна»;
«Песня жаворонка» П.Чайковского,
«Святки» (декабрь) из цикла «Времена года» – фрагмент;
«Скворушка прощается» Т. Попатенко;
«Баба Яга» (повторение) П.Чайковского;
«Полька» М.И. Глинки.
Пение:
«Осень» музыка М.Красева, слова М.Ивенсен;
«Урожай собирай» музыка А.Филиппенко;
«Вот так дом» детская песенка;
«Вот какие чудеса» музыка А.Филиппенко, слова Н.Беренгоф;
Импровизация:
Ритмическая «Осень»;
Мелодическая «Первая капля»;
Ритмическая игра «Белый снег»;
Дать название музыкальной пьесе Г.Свиридова «Грустная песня».
Развитие Вокально-хоровых навыков: уметь петь гласные звуки («а», «о», «у»),
уметь петь хором; чувствовать ощущение движения метрических долей в танцевальной музыке; слышать сильные и слабые доли в несложных мелодических рисунках. Различать разнохарактерные произведения – части музыкальных пьес.
№
Тема
Кол-во часов
Музыкальный материал
Прогнозируемый результат
3.
В мире звуков. Музыкальные инструменты. Чудеса в музыкальном театре.
2
Слушание музыки:
«Камаринская» русская народная песня, обработка П.Чайковского;
«Неаполитанский танец» П.Чайковского;
«Итальянская полька» С.Рахманинова;
Музыкально-литературная композиция «Чудеса в симфоническом оркестре» (фрагменты). Знакомимся с группами инструментов симфонического оркестра;
Повторение «Марш деревянных солдатиков» П.Чайковского.
Тема Пети, птички из симфонической сказки «Петя и волк» С.Прокофьева.
Пение:
«Слон и скрипочка» музыка В.Кикты;
«Веселая дудочка» музыка М.Красева, слова Н.Френкель;
«Песенка друзей» Г.Гладкова;
«Уж как шла лиса» (повторение)
Импровизация:
Ритмическая «Камаринская»;
Двигательная «Итальянская полька» (использование шумовых инструментов).
Дальнейшее развитие музыкально – слуховых представлений и навыков: уметь петь на ровном дыхании, пение мягкое, напевное. Уметь различать динамические оттенки (громко, тихо). Различать в песне куплетную форму и песня с припевом. Усвоить ритмические мотивы (сильные и слабые доли в музыкальной пьесе). Уметь различать тембровое звучание музыкальных инструментов по группам симфонического оркестра. Уметь определять темы героев сказки и назвать инструменты исполняющие их.
№
Тема
Кол-во часов
Музыкальный материал
Прогнозируемый результат
4.
Музыкальное путешествие в сказочный лес. Зимушка-зима
2
Слушание музыки:
«Зима», «На тройке» (Ноябрь) П.Чайковского;
«Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.Чайковского;
«Зимняя песенка» музыка М.Красева, слова С.Вышеславцевой.
«Зима» Р.Яхин.
Пение:
«Пестрый колпачок» музыка Г.Струве (повторение);
«Песенка про Деда Мороза» музыка О.Юдахиной;
«Елочка» музыка М.Красева;
«Вот так дом» (повторение).
Импровизация:
Двигательная «Вальс снежных хлопьев»;
Мелодическая (стихотворение «Зима»).
Уметь правильно формировать гласные звуки при пении; дыхание сохранять ровным до конца фразы, мягкое, точное окончание фраз. Уметь сравнивать музыкальные выразительные средства в музыке: темп и динамику в танцевальной музыке. Повторять ритмические мотивы (ритмические сопровождения песен и пьес).
5.
№
«Музыкальные картинки»:
1.Музыкальный карнавал животных»
2.Что мы Родиной зовем? Музыка о друзьях.
Тема
4
Кол-во часов
Слушание музыки:
«Карнавал животных» («Петухи и куры», «Ослы», «Слоны») К. Сен-Санса;
«Вальс-шутка» Музыкальная табакерка А.Лядова;
«Балет невылупившихся птенцов» из фортепианного цикла «Картинки с выставки М.Мусоргского.
«Первая утрата» Р.Шумана;
«Болезнь куклы» П.Чайковского
«Бабушка и внучек» П.Чайковского
«Что мы Родиной зовем» Г.Струве
Пение:
«Как львенок и черепаха пели песенку» Г.Гладкова;
«Неприятность эту мы переживем» музыка Б.Савельева, слова А.Хайта;
«Слон и скрипочка» В.Кикты (повторение).
«Песенка про папу» В. Шаинского «Каравай» русская народная песня;
«Песня друзей» Г.Гладкова «Подарок маме» (повторение)
Импровизация:
Ритмическая, двигательная (сказка «Теремок»); Ритмическая «Музыкальный разговор».
Двигательная «Каравай».
Музыкальный материал
Закрепление полученных знаний, навыков, умений, ритмических мотивов. Уметь различать и сравнивать музыкальные выразительные средства музыки в разнохарактерных пьесах: темп, динамику. Уметь определять характерный ритм танцевальной музыки: вальса, польки. Уметь определять тембровую окраску пьесы, характерной по звучанию к изобразительной интонации (отгадать каких зверей или животных изображает музыка, например, в «Карнавале животных»). Определять музыкально-выразительные средства, передающие тот или иной музыкальный образ.
Прогнозируемый результат
6.
Шутка и сказка в музыке.
2
Слушание музыки:
«Вальс-шутка» Д.Шостаковича;
«Танец молодого бегемота» Д. Кабалевского;
«Карнавал животных» К.Сен-Санса (повторение);
«Музыкальная табакерка» А.Лядова (повторение).
«Клоуны» Д. Кабалевского
Пение:
«Неприятность эту мы переживем» Б.Савельева (повторение);
«Ну и кот!» музыка, слова;
«Небылица» русская народная песня.
«Песенка друзей» Г.Гладкова (повторение).
Импровизация:
Дать название музыкальной пьесе «Клоуны» и «Танец молодого бегемота» Д.Кабалевского;
Ритмическая «Небылица».
Различать тембровое звучание инструментов (флейты в «Вальсе-шутке»); уметь определять характерный ритм танцевальной музыки, музыки шуточного характера. Выявить роль шутки в песенной и инструментальной музыке, уметь их сравнивать.
№
Тема
Кол-во часов
Музыкальный материал
Прогнозируемый результат
1
2
3
4
5
Музыкальное путешествие в сказочный лес. Весна. Лето.
2
Слушание музыки:
«Песня жаворонка» П.Чайковского (повторение);
«Подснежник» П.Чайковского;
«Веснянка» украинская народная песня.
Пение:
«Веснянка» (Стало ясно солнышко) украинская народная песня;
«Весна пришла» Д. Файзи, русский текст
«Тучка» русская народная песня;
«Вместе весело шагать» В.Шаинского;
«Песня о волшебном цветке» Ю.Чичкова.
Импровизация:
Двигательная «Во поле береза стояла»;
Мелодическая «Весна пришла» (игра на шумовых инструментах).
Уметь узнавать знакомые попевки по ритмической записи. Различать темп и динамику пьесах с выразительно-изобразительными элементами («Песня жаворонка»). Уметь петь хором, с солистами. Закрепление ранее полученных знаний и представлений о музыке.
Утвердиться во мнении, что музыка - это таинство, которое нам еще предстоит открывать для себя день за днем.
Содержание музыкальных занятий
Тема I. Встречи с героями музыкальных сказок.
Открыть удивительный мир музыкальных звуков детям младшего возраста поможет сказка. На занятиях музыкой сказки необычные, потому что их герои говорят на музыкальном языке – умеют петь и играть на музыкальных инструментах. Но, прежде, чем мы познакомимся с первой сказкой – разучим небольшую песенку, она не простая, а волшебная. С помощью ее мы попадем с вами в любую музыкальную сказку. Послушайте, как звенят колокольчики: это звуки песенки извещают о том, что сказка уже начинается.
Перед начало музыкального занятия дети поют небольшую песенку «Дили-дон», она как волшебный ключик, с помощью которого открывается сказка. Именно с этой попевки дети учатся петь и слушать друг друга. Исполнение должно быть спокойным, негромким, настраивающим на слушание музыкальной сказки.
Дети слушают первую сказку (сокращенный текст и отдельные музыкальные фрагменты «Бременские музыканты» музыка Г.Гладкова по сказке Гримм).
Главная задача в том, чтобы дети получили удовольствие от чудесной сказки и прекрасной выразительной музыки. Они могут во время слушания подпевать героям сказки, двигаться под музыку, изображая персонажей сказки.
Героями музыкальных сказок бывают и люди, и животные. Дети разучивают несложную интонационную песню «Веселый музыкант» А.Филиппенко. Следует уделить внимание поработать над распеванием гласного звука на два слова: ти-ли-ли. Можно инсценировать песню: петь с движением, изображающими игру на скрипочке, балалайке, барабане.
Сказки детям рассказывают на ночь и поют колыбельные песни. Мы послушаем музыку без слов, но она такая нежная, мягкая, словно голос мамы напевает эту мелодию. Она так и называется «Колыбельная», написал ее Г. Гладков. Учитель предлагает детям послушать фрагменты «Колыбельной» в стихах:
Баюшки-баю, песенку спою
Про заморский край, если будешь пай.
Расскажу и сказочку про звезду алмазочку,
Про улиточку рогатую и белочку хвостатую,
Ты же засыпай, баюшки-бай-бай.
Первый урок можно закончить русской народной песней «Баю – бай».
(детям предлагается игра-импровизация «Поиграем в музыкантов»). Спеть свою песенку, прохлопать ее ритм: Ты же засыпай, баюшки бай- бай!
Первый урок можно закончить русской народной песней «Баю – бай».
Начиная следующее занятие, учитель предлагает детям исполнить песенку «Дили – дон» так же как и на прошлом уроке, но уже изменяя длительность нот, на длинные звуки легкое звучание колокольчика. Песенка открывает для вас новую сказку Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Затем мы послушаем музыку, которая близка по характеру к этой сказочной истории.
Дети слушают фрагмент сказки. Прозвучала сказка, а теперь прозвучит сказочный необычный марш. Это «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского. Небольшой рассказ об этом композиторе дети услышат после слушания марша.
После прослушивания, учим детей определять, сколько частей в марше? (три). Чем они отличаются? (вторая часть звучит тревожнее).
Есть ли одинаковые части? Можно предложить детям исполнить ритмическое сопровождение к маршу (похлопывание, выстукивание шагов носками ног). Также следует обратить внимание на смену динамики звучания: звук усиливается, когда солдатики рядом, они торжественно шагают на площади; звук затихает к концу пьесы – солдатики ушли.
П.И.Чайковский – великий русский композитор. Он жил более ста лет назад, но его музыку знают и любят во всем мире. Он сочинял музыку для взрослых и детей. Композитор любил детей, часто приезжал в дом своей сестры навестить племянников; а в качестве подарков для них сочинял музыку, в которой рассказывал о деревянных солдатиках, о том, как заболела кукла, о веселой игре в лошадки, о злой Бабе – Яге.
Послушаем еще одну пьесу из «Детского альбома» П.Чайковского «Баба – Яга». Обратить внимание на разнообразие динамики звучания: вначале негромко, в середине громко, а затем музыка постепенно затихает и в конце звучит совсем тихо. Баба – Яга – сказочный персонаж. Она неожиданно появилась и исчезла. Это музыкальный пример сказочного образа.
Ребята вспоминают песню «Веселый музыкант», а затем слушают и разучивают песню «Пестрый колпачок» Г.Струве. Это тоже песня сказочного содержания. Она – веселая, задорная, игривая. Ее можно сопровождать импровизацией ( ритмические движения, показ изобразительных моментов).
Русская народная песня – прибаутка «Уж как шла лиса» разучивается с инсценированием: изображаем «шаг лисички», «как она читает», «сидит на пенечке». Приходим к выводу, что песня необычного сказочного содержания, шутливого, веселого характера.
В конце занятия исполнить на фортепиано фрагмент инструментального сочинения «Сказка» татарского композитора Назиба Жиганова (беседа по слушанию приведена в методических рекомендациях к программе). Итак, слушаем сказку…
Тема II. Музыкальное путешествие в сказочный лес. Времена года.
Какой океан звуков окружает нас! Пение птиц, шум ветра, шорох дождя. Все это звуковые явления природы музыка может изобразить, а мы, слушатели, представить. Мы отправляемся в сказочное музыкальное путешествие. В начале занятия разучим небольшую попевку «Вот так дом». Пение по устойчивым звукам лада поможет детям научиться петь основное трезвучие лада.
Путешествие по сказочному лесу поможет совершить музыка композитора П.Чайковского. На различных музыкальных примерах, на музыкальных картинах природы показать, что музыка может изображать и выражать (настроение, характер). Используя изобразительные и выразительные возможности музыки, композиторы умело характеризуют и передают любые природные явления, создавая тем самым своеобразные картины.
На уроке звучат пьесы «Зима» П.Чайковского:
Все в снегу – дома, деревья,
Не узнать родной деревни.
Вместо малого бугра
За ночь выросла гора.
«Весна» П.Чайковского:
Весна приходит постепенно Уж по ночам не те морозы
В полях неслышно тает снег. И вот уже летит скворец,
Побег из ледяного плена В свой домик на стволе березы,-
Готовят тайно воды рек. Пришла весна, зиме конец!
При слушании «Песни Жаворонка» П.Чайковского обратить внимание на выразительность музыкальных красок: словно хор птичьих голосов звучит мелодия пьесы. Композитор рисует приход весны удивительно ярко, словно восклицает: «Будет весна!» Дать сравнительную характеристику пьес.
Повторяется русская народная прибаутка «Уж как шла лиса»; пьеса «Баба Яга». Дать детям задание: придумать сказку, как Баба яга оказалась в весеннем лесу и что она там делала?
Дети слушают песню Т. Попатенко «Скворушка прощается» и участвуют в ее исполнении. Определяют характер музыки (задумчивый, напевный, грустный).
Под песню М.Красева «Осень» дети передают в своих движениях как бы летящие на ветру, а затем падающие на землю листья. При желании песня разучивается. На уроке предлагается импровизация «Песенки дождя» О.Юдахиной (на слова «кап», «кап» - игра на музыкальном треугольнике).
Дети, словно побывали в гостях у леса, лесных жителей. Осень принесла им дары, а людям – урожай. Разучивается песня А.Филиппенко «Урожай собирай».
В заключение занятия предложить послушать «Колыбельную» Г.Гладкова и вспомнить музыку природы, звучащей на уроках.
Тема III. В мире звуков. Музыкальные инструменты. Чудеса в музыкальном театре.
Тематическое планирование занятий основано на восприятии несложных музыкальных произведений, доступных возрасту дошкольников. Начинается первое знакомство с музыкальными инструментами. Целесообразно использовать на занятиях музыкальную сказку «Путешествие в симфонический оркестр». Учитель знакомит с тембровым звучанием различных инструментов, соотнося их к группам симфонического оркестра. Слушают фрагменты произведений, например, «Неаполитанский танец» П.Чайковского (звучание трубы), разучивают песню «Веселая дудочка» М.Красева, слушают и участвуют в исполнении песни «слон и скрипочка» В.Кикты. В музыкальный материал уроков включены «Итальянская полька» С. Рахманинова и русская народная песня «Камаринская» (ритмическая импровизация) в обработке для фортепиано П.Чайковским. Занятия предусматривают повторение и возврат к пройденному материалу.
В заключение темы вспомним, с какими музыкальными инструментами познакомились. В их исполнении мы слушали русские народные песни и пляски, музыку из «Детского альбома» Чайковского.
Тема IV. Музыкальное путешествие в сказочный лес. Зимушка-зима
На занятии вспомним детскую песню П.Чайковского «Зима» на слова А.Плещеева. Беседу построить вокруг следующих вопросов:
-что мы видим зимой за окнами?
-что ждет зимой детей?
Итак, мы отправляемся в зимний красивый лес в гости к Деду Морозу. Но сначала вспомним песню «Пестрый колпачок» Г.Струве. Учитель рассказывает детям о зимних праздниках, о том, что на Руси издавна любили кататься на лошадях, на тройках. Лошадей украшали лентами, на которых подвешивали колокольчики – бубенцы:
Тройка мчится, тройка скачет,
Вьется пыль из – под копыт,
Колокольчик звонко плачет
И хохочет, и визжит.
Представим, что мы едем на тройках лошадей в сказочный лес под музыку П.Чайковского, которая так и называется «Ноябрь» (На тройке). Дети сопровождают слушание музыки игрой на колокольчиках. Тройка остановилась возле необычного домика. Войдем в него и споем песенку «Вот так дом». Но вот кто-то стучится к нам в дверь: Добрый и веселый Дедушка Мороз!
Разучивается песня «Про Деда Мороза» О.Юдахиной. А за окном плавно опускаются на землю белые, пушистые снежинки. Слушаем «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.Чайковского.
В заключение урока предложить ребятам вспомнить песню «Елочка» М.Красева и послушать фортепианную пьесу «Зима» Р.Яхина.
Белый снег, пушистый, И под утро снегом
В воздухе кружится Поле забелело,
И на землю тихо Точно пеленою
Падает, ложится. Все его одело.
Тема V. «Музыкальные картинки»:
1.Музыкальный карнавал животных»
2.Что мы Родиной зовем? Музыка о друзьях.
Музыкальный репертуар занятий вокруг пьес, близких и понятных детям в виду их изобразительного характера. Дети учатся импровизировать, изображать, подражать голосам птиц и животных, слышать их в музыке. Объявить тему детям «Карнавал животных», объяснить, что карнавал – это веселое народное гуляние с праздничным шествием, в котором участвуют герои сказок, цирковые артисты. В нашем музыкальном карнавале будут участвовать разные птицы, звери, с которыми вас познакомит музыка.
Немного пофантазируем. Жил в Африке Львенок. Вышел он однажды погулять и встретил Большую Черепаху. Черепаха лежала на солнышке и пела себе под нос веселую песенку. Львенку она очень понравилась, он подошел ближе, лег на песок и начал подпевать. Черепаха и львенок запели вместе.
Разучиваем песню «Как львенок и Черепаха пели песенку» музыка Г.Гладкова.
На уроке детям предлагается игровая импровизация сказка «Теремок». Исполняется учителем и детьми, которые поют за своего героя придуманные ими мелодии. (Песенка Мухи, Лягушки, Комара, Мышки)
Исполнение-импровизация сменяются слушанием музыки. Знакомимся с французским композитором, написавшим несколько пьес под названием «Карнавал животных». На уроке звучат три его пьесы: «Ослы», «Слоны», «Петухи и куры». Все эти пьесы исполняет оркестр. Композитор поручил отдельным инструментам изобразить животных и птиц. Ребята прослушивают музыку и определяют название каждой их них.
На уроке вспомним свой «музыкальный карнавал», который уже знаем: «Слон и скрипочка», «Веселая дудочка», «Песенка друзей», «Веселый музыкант».
Проводится игра – импровизация: дать название музыкальным пьесам «Вальс-шутка» и «Танец молодого бегемота». Как дополнительный материал послушаем фрагменты из «Музыкальной табакерки» А.Лядова и «Картинки с выставки» М.Мусоргского – «Балет невылупившихся птенцов».
Что мы Родиной зовем? Тему начать с беседы о счастье в родном доме, о любящих близких. И счастлив тот, у кого есть родной дом, своя семья. Можно предложить послушать фрагменты рассказа «Капля жизни» И.Тургенева. Слушание песни Г.Струве «Что мы Родиной зовем?»
Ребята исполняют песню о маме «Подарок маме». Яркая, живая мелодия, выразительный интонационный припев.
Детям предстоит послушать два произведения П.Чайковского «Болезнь куклы» и песню «Бабушка и внучек». Обратить внимание на особенности мелодии и изобразительность пьес. Мелодия первой словно наполнена «вздохами больной куклы». Целесообразно прослушать пьесу Р.Шумана «Первая утрата».
Музыкальный материал уроков может варьироваться, дополняться произведениями из тематического планирования. Рекомендуется учитывать наиболее понравившуюся детям музыку.
Тема VI. Шутка и сказка в музыке.
Тема предусматривает повторение ранее изученного музыкального материала по усмотрению учителя. И дети, и взрослые любят веселую шутку, юмор. Писатели и поэты пишут забавные рассказы и стихи. Народная мудрость хранит множество шуток, небылиц. Небылица – это то, чего на самом деле быть не может. Разучиваем шуточную русскую народную песенку «Небылица».
На уроке целесообразно вспомнить шутливую музыку из сборника «Танцы кукол» «Вальс - шутка» Д.Шостаковича. Характер музыки легкий, изящный, танцевальный, но несколько неуклюжий. Частое повторение одного и того же звука подчеркивает необычность этого кукольного танца.
Предлагаем выполнить задание: дать название музыкальной пьесе «Клоуны» Д.Кабалевского (слушание пьесы). Прослушать «Танец молодого бегемота».
Исполняется песня Б.Савельева «Неприятность эту мы переживем».
Повторение на уроке «Песня друзей» Г.Гладкова.
Тема VII. Музыкальное путешествие в сказочный лес. Весна. Лето
Начнем урок с прослушивания песни Чайковского «Весна». Рассказать детям об этом времени года, настроив на дальнейшее восприятие музыки. Наступает весна и ее приходом все в природе оживает. По – весеннему радостно щебечут птицы, ярко и тепло светит солнышко, тает снег, появляются первые проталинки.
Весну называют утром года. Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в ее краски. Прослушивание пьесы «Весна», разбор частей произведения (первая и третья – звучат радостно, светло, напевно; вторая - более спокойная).
На проталинке в лесу притаился маленький, несмелый подснежник, но он так тянется к солнышку, словно хочет ему понравиться. Звучит пьеса Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года». Путешествие в весеннем лесу продолжается и уже звучит веселая песня В.Шаинского «Вместе весело шагать». Дети слушают музыку и на припев отхлопывают «шаги» – доли. Поприветствуем приход весны песней «Веснянка». В песне поется о весеннем солнышке и земле, о птицах и цветах.
Выплыло на небе красное солнышко и стало рассыпать повсюду свои золотые лучи – будить землю.
Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпрыгнул из гнездышка, поднялся высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе!»
К.Д. Ушинский «Утренние лучи»
Слушание фортепианной пьесы П.Чайковского «Песня жаворонка».
По желанию, дети участвуют в исполнении песни Д.Файзи «Весна пришла», на припев - ритмическая импровизация (хлопки или постукивание на музыкальном треугольнике: Динь-динь).
Слушание и участие в исполнении волшебной песенки Ю.Чичкова «Песня о волшебном цветке».
Закрепление ранее полученных знаний и представлений о музыке.
Утвердиться во мнении, что музыка - это таинство, которое нам еще предстоит открывать для себя день за днем.
Заключительные уроки могут быть составлены из произведений, которые особенно понравились детям.
Литература для учителя
1.Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студентов муз. факультетов педвузов. – М.: издательский центр «Академия», 2002.
2.Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М., Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.
3.Рачина Б.С. Учебно- методическое пособие «Путешествие в страну музыки». – СПб.: ГУПМ. – 1997.
4. Русская природа. Музыкальные беседы для детей младшего возраста. 2-е изд. Л., 1974.
5.Творческие портреты композиторов. Справочник. М., - 1990.
6.Чайковский П.И. О музыке, о жизни, о себе. – Л., 1976.
7.Сто великих композиторов. Автор – составитель Д.К. Самин. – М.: Вече, 2001.
8. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.3. Музыка. Театр. Кино. Гл. ред. В.А. Володин. – М.: Аванте+, 2001.
9.Энциклопедический словарь юного музыканта. Сост. В.В. Медушевский, О.О. Очаковская. – М.: Педагогика, 1985.
10. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Музыка – М., 1999.
Список аудиокассет и пластинок
1. Бременские музыканты. Музыка Г.Гладкова по сказке братьев Гримм.
2.Времена года П.И.Чайковского.
3.Карнавал животных К. Сен – Санса в исполнении симфонического оркестра.
4.Вальс – шутка Д.Шостаковича в исполнении на флейте и в сопровождении фортепиано.
5.Обработки русских народных песен.
6. Уроки Госпожи Мелодии. Выпуск 1,2.
7. Щелкунчик. Балет – сказка. П.И.Чайковский