Рабочая программа по музыке для 3 класса

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


3 класс

Рабочая программа

Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной для 1-4 классов общеобразовательных учреждений (М. Просвещение, 2011г.). При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта, включающего: учебник, рабочую тетрадь, нотную хрестоматию и фонохрестоматию музыкального материала, методические пособия и вспомогательную литературу.

Рабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них примерное распределение учебных часов.

Цель данной программы соответствует цели массового музыкального образования и воспитания – формирование и развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.

При отборе и выстраивании музыкального материала в программе учитывается его ориентация: на развитие эмоциональной отзывчивости обучающихся на музыку и их личностного отношения к искусству; Последовательное и целенаправленное расширение музыкального слухового фонда знакомой обучающимся музыки, включение в репертуар музыки различных направлений, стилей и школ.

В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот её важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.

Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обущающихся учитель создает индивидуальную модель образования на основе государственного образовательного стандарта.


Место предмета в базисном учебном плане.

Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе начального общего образования в 3классе Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа в год (один раз в неделю).

Рабочая программа по музыке для 3 класса предполагает определенную специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействие музыки с предметами: «Литературное чтение», « Изобразительное искусство», «Русский язык», «Окружающий мир».

Структура документа.

Рабочая программа по музыке для 3 класса включает:

1. Титульный лист (название программы).

2. Пояснительная записка.

3. Учебно-тематический план

4. Список литературы.

Рабочая программа – индивидуальный инструмент учителя, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Учитель имеет возможность внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей образовательного учреждения и учащихся конкретного класса.

Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры. Воспитание деятельной, творческой памяти – важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности обучающихся. Одной из актуальных задач современного образования и воспитания Является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Мы живем на казачьей земле, где живы традиции наших предков, поэтому в содержание рабочей программы для 3 класса введен региональный (казачий) компонент в следующих темах: «Виват, Россия», («Наша слава – Русская Держава»), «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве». При этом учтено, что этот учебный материал не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесен к элементам дополнительно (необязательного) содержания.

Изучение музыки как вида искусства в 3 класса направлено на достижение следующих целей:

  • развитие музыкальности: музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  • освоение музыки и знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; О музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизью;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса обучающихся; потребности в самостоятельном общении с высоко-художественной музыкой и музыкальном самообразовании.

Изучение учебного предмета «Музыка» в 3 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения детей к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в 1-2 классах в процессе занятий музыкой. Особое значение в начальной школе придается развитию индивидуально-личностного отношения обучающихся к музыке, музыкального мышления, формированию представлений о музыке как виду искусства, раскрытию целостной музыкальной картины, воспитанию потребности в музыкальном самообразовании.

Задачи и направления музыкального образования обучающихся в 3 классе формулируются на основе закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей обучающихся:

  • привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;

  • научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

  • привить основы художественного вкуса;

  • научить видеть взаимосвязимежду музыкой и лругими видами искусства (в первую очередь с литературой и изобразительным искусством);

  • обучить основам музыкальной грамоты;

  • сформировать потребность общения с музыкой.

Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых является хоровое, ансамблевое и сольное пение, игра на детских музыкальных инструментах, а также музыкально-ритмические движения, различного рода импровизация и музыкально-драматическая театрализация

Помимо исполнительской деятельности, творческое начало обучающихся находит отражение в размышлениях о музыке, художественных импровизациях (сочинение текстов, стихов, рисунки на темы музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение обучающихся с высоко-художественной музыкой.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении обучающихся основных пластов музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействие с произведениями других видов искусства.

Формы организации учебного процесса:

- групповые коллективные, классные, внеклассные.


Виды организации учебной деятельности:

- экскурсия, путешествие, выставка.

Виды контроля:

- вводный, текущий, итоговый;

- фронтальный, комбинированный, устный.


Формы (приемы) контроля:

- самостоятельная работа, работа по карточке, тест, анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, устный опрос, музыкальные викторины, уроки-концерты.


Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Количество часов в год - 34.

Количество часов в неделю - 1

Количество часов в 1 четверти - 9;

Количество часов в 2 четверти - 7;

Количество часов в 3 четверти - 11;

Количество часов в 4 четверти - 7.

Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:

Критская Е.Д. Музыка 3 класс (Текст): учебник для общеобразовательных учреждений / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – М. Просвещение, 2011

Критская Е.Д. Музыка 3 класс (Текст): рабочая тетрадь: пособие для общеобразовательных учреждений / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – М. Просвещение, 2011.

Критская Е.Д. Уроки музыки 1-4 классы (Текст): пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – М. Просвещение, 2010.

Музыка. Фонохрестоматия 2 класс (Электронный ресурс) / составители/ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – М. Просвещение, 2010. - 1 электронно-оптический диск (CDROM).

Музыка. Хрестоматия музыкального материала 2 класс (Ноты): пособие для учителя / сост. Е.Д. Критская. – М. Просвещение, 2010.

Требования к уровню подготовки обучающихся по итогам 3 класса

Знать/понимать:

- основные жанры и стили музыкальных произведений;

- основные формы музыки и приемы музыкального развития;

- название и звучание музыкальных инструментов, входящих в группу струнных смычковых;

- особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных произведений;

- знать имена и фамилии выдающихся отечественных и зарубежных композиторов (В.А. Моцарт, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, М.И. Глинка, А.П. Бородин, С.С. Прокофьев);

- характерные особенности музыкального языка Чайковского, Мусоргского, Прокофьева, Свиридова, Моцарта, Бетховена, Грига;


уметь:

- высказывать свои размышления о музыке (определять её характер, основные интонации: восклицание, радость, жалость), устанавливать простейшие взаимосвязи с жизненными образами, явлениями;

- узнавать музыкальные произведения, изученные во 2 -3 классах (не менее трех);

- уметь выявлять характерные особенности русской музыки (народной и профессиональной), сопоставлять их с музыкой других народов и стран;

- ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и др.);

- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия – подголоски;.

- понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение. - .


Учебно–тематический план


Тема

Кол-во часов

Россия – Родина моя

1

Мелодия – душа музыки

1

2

Природа и музыка. Звучащие картины.

1

3

«Виват Россия!» «Наша слава – Русская Держава»

1

4

Кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский»

1

5

Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин»


День, полный событий

6

Образы природы в музыка. Утро.

1

7

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек

1

8

В детской. Игры и игрушки.

1

9

На прогулке. Вечер (обобщающий урок 1 четверти).

1

«О России петь что стремиться в храм…»*

10

Древнейшая песнь материнства «Радуйся, Мария!..» («Богородице Дево, радуйся…»)

1

11

Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве

1

12

Образ праздника в искусстве: Вербное воскресение. Вербочки.

1

13

Святые земли Русской


Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

14

«Настрою гусли на старинный лад…». Былина о Садко и морском царе.

1

15

Певцы русской старины. «Лель мой, Лель… ».

1

16

Народные традиции и обряды. Масленица. (обобщающий урок 2 четверти)

1

В музыкальном театре

17

Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила»

1

18

Опера К.Глюка «Орфей и Эвридика»

1

19

Опера Н.А. Римского - Корсакова «Снегурочка»

1

20

Океан – море синее. Опера Н.А. Римского - Корсакова «Садко».

1

21

Балет П.И. Чайковского «Спящая красавица» (либретто И Всеволожского и М, Петина).

1

22

В современных ритмах (мюзиклы).


В концертном зале

23

Музыкальное состязание.

1

24

Музыкальные инструменты – флейта и скрипка.

1

25

Сюита Э Грига «Пер гюнт»

1

26

Симфония «Героическая». Мир Л. ван Бетховена.


27

Мир Л. ван Бетховена. Звучание картины (обобщающий урок 3 четверти).


Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

28

Чудо-музыка. Ритмы джаза.

1

29

«Люблю я грусть твоих просторов».

1

30

Мир С.С. Прокофьева.

1

31

Певцы родной природы.

1

32

Прославим радость на Земле!

1

33

Радость к солнцу нас зовет (обобщающий урок)

1

34

Заключительный урок-концерт.

1

Итого


34


Литература

1, Методические пособия для учителя.

Музыка 1-4 классы (Текст): конспекты уроков, рекомендации, планирование (из опыта работы) / авт.-сост. Г.В. Стюхина . – Волгоград: Учитель, 2010.

Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий, 1-8 классы (Текст): методическое пособие с электронным приложением / Л.В. Золина. – М. : Глобус, 2008.

Затямина Т.А. Современный урок музыки (Текст) / Т.А. Затямина. – М. : М. Глобус, 2008.

Курушина Т.А. Музыка 1- 6 классы (Текст): Творческое развитие обучающихся. Конспекты уроков. / Т.А. Курушина. – Волгоград : Учитель, 2009.

Музыкальное образование в школе (Текст) / под ред. Л.В. Школяр - М., Академия 2001.


2. Дополнительная литература для учащихся.

Владимиров В.Н. Музыкальная литература (Текст) / В.Н. Владимиров, А. И. Лагутин. – М. Музыка, 1984.

Куберский И.Ю. Энциклопедия для юных музыкантов (Текст) / И.Ю. Куберский, Е.В. Минина. СПб. ТОО «Диамант» : ООО «Золотой век», 1996.

Музыка (Текст) Большой энциклопедический словарь / гл. редактор Г.В. Келдыш. – М. НИ «Большая Россий ская энциклопедия»,1998.

Финкельштейн Э.И.Музыка от А до Я (Текст) / Э.И. Финкельштейн. – СПб. Композитор, 1997.

Булучевский Ю.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся (Текст) / Ю.С. Булучевский, В.С. Фомин. – Л. Музыка, 1988.

Агапова И.А. Лучшие музыкальные игры для детей (Текст) / И.А. Агапова, М.А.Давыдова. – М. ООО «ИКТЦ «Лада», 2006. (Текст)


СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Печатные пособия.

  • Комплект портретов композиторов.

  • Демонстрационный материал «Музыкальные инструменты: комплект пособий для дошкольных учреждений и начальной школы» (Харьков, Ранок, 2007).


  1. Информационно-коммуникационные средства.

  • Антология русской симфонической музыки (8CD)

  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (8CD)

  • Большая энциклопедия России: искусство России (1CD)

  • Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки от Кирилла и Мефодия» (1CD)


  1. Интернеи-ресурсы.

Википедия. Свободная энциклопедия – режим доступа : http //ru. Wikipedia org/wiki

Классическая музыка. - http:// classic.chubrik/ru/

Музыкальный энциклопедический словарь.– http://www.music-dic/ru

Музыкальный словарь. - [link]


  1. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер, интерактивная доска, DVD, музыкальный центр.

5. Учебно-практическое оборудование: музыкальный инструмент; аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.



Тематическое планирование


урока

Тема урока

Кол-во

ча-сов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования

к уровню

подготовки

обучающихся

Вид

контроля,

измерители

Элементы

дополни

тельного

содержания

Домашнее

задание

Дата

п

ф

п

ф

п

ф

п

ф

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Россия – Родина моя

1

Мелодия -душа музыки

1

Расшире-ние и углубле-ние знаний.

Мелодия. Мелодическая линия. Песенность. Лирический образ симфонии. П.И. Чайковский. Симфония №4

Знать понятия: мелодия, мелодическая линия.

Слушание музыки.

Интонационно-обракзный анализ. Хоровое пение.


Мелодико-гармоничная основа музыкального произведения.

Заучить стихи о русской природе, созвучные музыке.









2

Природа и музыка.. Звучащие картины.

1

Изложе-ние новых знаний.

Интегрированный

Знакомство с жанром романс. Певец-солист. Мелодия и аккомпанемент. Отличительные черты романса и песни. Музыка и поэзия; звучащие картинв.

Знать понятия: романс; его отличие от песни.

Уметь приводить примеры романсов.

Слушание музыки.

Интонационно-обракзный анализ. Хоровое пение.


Средства музыкаль-

ной выразительности

(темп, тембр, динамика).

Подобрать иллюстрации на тему «Природа родного края.









3

«Виват, Россия!». («Наша слава – Русская Держава»)

1

Сообще-ние и усвоение новых знаний.

Знакомство с жанром кант. Эпоха Петра 1. Песенность. Маршевость. Интонации музыки и речи. Солдатская песня.

Знать понятия: кант, его историю и особенности

Слушание кантов.

Хоровое пение.


Основная тема песенного казачьего фольклора.

Нарисовать российский герб.









4

Кантата С.С. Прокофье-ва «Алек-сандр Невский»

1

Расшире-ние и углубле-нне знаний.

Углубление знакомства с кантатой. Подвиг народа. Вступление. Трехчастная форма.

Знать определение понятий: кантата; содержание кантаты «Александр Невский»; понятие трехчастная форма.

Слушание кантаты (вступление, фрагменты из 1 ч.).

Интонационно-обракзный анализ. Хоровое пение.


А.Невский – святой, почитаемый народом.

Подгото-вить сообщение о любимом былинном герое.









5

Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин»

1

Сообще-ние и усвоение новых знаний

Знакомство с содержанием и музыкой оперы. Хоровые сцены. Главный герой оперы, его музыкальные характеристики.

Знать понятие опера; содержание оперы «Иван Сусанин»

Слушание фрагментов из оперы.

Интонационно-обракзный анализ. Хоровое пение.


4 ноября – День народного единства.

Пересказ сюжета оперы.









День, полный событий

6

Образы природы в музыке. Утро.

1

Расшире-ние и углубле-ние знаний.

Музыка, связанная с душевным состоянием человека и отображающая образы природы.

Уметь проводить интонационно-обракзный анализ прослушанной музыки..

Слушание музыки.

Интонационно-обракзный анализ. Хоровое пение.


Пространчтвенные возможности в музыке. Симфонические картины.

Выполнитьрисунки к музыке на темы «Утро» и «Вечер».









7

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек..

1

Расшире-ние и углубле-ние знаний

Портрет в музыке. Выразительность и изобразительность в музыке.

Знать понятия: выразительность и изобразительность музыки.

Уметь: проводить интонационно-обракзный анализ прослушанной музыки.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.

Хоровое пение.

Музыкальная тема, динамика, тембр, лад, ритм, движение мелодии в музыкальном произведении.

Нарисовать портрет друга (подруги).









8

В детской. Игры и игрушки.

1

Расшире-ние и углубле-ние знаний.

Знакомство с пьесами вокакального цикла М.П. Мусоргского «Детская». Сравнение с пьесами П, И. Чайковского из «Детского альбома» и С.С. Прокофьева из «Детской музыки».

Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ прослушанных произведений; определять песенность,танцевальность и маршевость в музыке.

Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительныйанализ.


Стихи о детях, подбор слов, стихов к мелодии

Выполнить рисунок илиаппликацию любимой игрушки.









9

На прогулке Вечер.

1

Расшире-ние и углубле-ние знаний.

Разучивание песни «Заход Солнца» Э. Грига, «Вечерней песни» М. Мусоргского. Сравнение и анализ произведений. Характер звуковедения.

Знать: понятия: повторы главной темы, кульминация пьесы, заключение, развитие динамики музыкального произведения.

Интонационно-образный и сравнительныйанализ. Хоровое пение.

Минорный и мажорный лад.

Подобрать стизи на темы: «Вечер», «Утро».









«О России петь - что стремиться в храм …»

10

Древнейшая песнь материнства «Радуйся, Мария!..» («Богородице Дево, радуйся…»)

1

Интегри-рованный

Образ Богородицы в церковной музыке, стихах поэтов, картинах художников. Молитва, песнопение, картина, икона, поэзия

Знать произведения, в которых средствами выразительности воплощен образ матери.

Уметь проводить интонационно-образный анализ произведений искусства.

Слушание музыки. Образный анализ музыки, поэтических текстов, художественных полотен.

Хоровое пение.

Почитание Богородицы казаками. Отношение и уважение к матери в семье казака.

Подобрать стихи о маме, одно стихотворение выучить наизусть..









11

Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве

1

Расшире-ние и углубле-ние знаний.

Образ Владимирской Богоматери в иконах, церковной музыке.

Длительность звуков. Нота длинная и короткая.

Придумать ритмический рисунок знакомого музыкального произведения.









12

Образ праздника в искусстве: Вербное воскресение. Вербочки

1

Сообще-ние и усвоение новых знаний.

История праздника Вербное воскресенье. Образ праздника в музыке,песнях,изобразительном искусстве.

Знать историю праздника Вербное воскресенье

Уметь проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.

Хоровое пение.

Музыка православной церкви как часть художественной культуры России.

Выполнить аппликацию веточек вербы.









13

Святые земли Русской

1

Сообще-ние и усвоение новых знаний.

Святые земли Русской: княгиня Ольга и князь Владимир. Их «житие» и дела на благо России.

Знать имена, жизнь и дела русских святых – княгини Ольги и князя Владимира.

Слушание музыки. Сравнитель-ный анализ.

Хоровое пение.

Песенность в вокальном жанре.

Подгото-вить сообщение о духовной музыке.









«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

14

«Настрою гусли на старинный лад…». Былина о Садко и морском царе.

1

Сообще-ние и усвоение новых знаний

Знакомство с жанром былина. Певец-сказитель. Гусли Образы народных сказителей былин Баяна и Садко в операх русских композиторов. Былинный напев.

Знать: определение былины, её историю развития и содержатель-ный аспект; имена былинных сказителей.

Слушание и пение былины о Садко и Морском царе.

Развитие музыкального образа и изменение средств музыкальной выразительности в народной песне.

Выполнить апплика-цию «Гусли»









15

Певцы русской старины. «Лель мой, Лель… ».

1

Расшире-ние и углубле-ние знаний.

Оперы Н.А. Римского- Корсакова «Садко» и «Снегурочка». Главные мелодии песен Садко и Леля, их жанровая принадлежность.

Знать названия высоких и низких голосов певцов-исполнителей в опере: бас, баритон, тенор, сопрано, меццо-сопрано.

Уметь проводить сравнительный анализ музыки.

Слушание музыки.

Сравнитель-ный анализ.

Хоровое пение.

Особенности звучания оркестра русских народных инструментов

Подобрать иллюстра-ции русских художни-ков к теме урока. Запомнить фамилии.









16

Народные традиции и обряды. Масленица. (обобщающий урок 2 четверти)

1

Интегри-рованный Расшире-ние и углубление знаний.

Знакомство со сценами масленичного гуляния из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского- корсакова. Сопоставлении. Мелодии в народном стиле. Звучащие картины.


Знать содержание народного праздника Масленица.

Уметь:

проводить образный и сравнительный анализ музыки и картин русских художников.

Слушание музыки.

Образный и сравнитель-ный анализ.

Хоровое пение.

Значение музыки в народных обрядах и обычаях. Масленичные попевки и заклички.

Подгото-вить сообщение о народных подвижных играх.









В музыкальном театре

17

Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила»

1

Расшире-ние и углубление знаний..

Сцены из оперы. Характеристика главных героев. Увертюра к опере «Руслан и людмила».

Знать понятие ария, баритон, сопрано, бас, рондо, увертюра, опера

Уметь проводить интонационно-образный и сравнительныйанализ музыки.

Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительныйанализ музыки.

Хоровое пение.

Музыкальные образы в опере. Оперное либретто.

Пересказ сюжета оперы.









18

Опера К.Глюка «Орфей и Эвридика»

1

Сообще-ние и усвоение новых знаний.

Знакомство с содержанием и музыкой оперы К.Глюка «Орфей и Эвридика»

Жанры оперы.

Придуматьэскизы декораций и костюмов главных героев.









19

Опера Н.А. Римского - Корсакова «Снегурочка»

1

Расшире-ние и углубление знаний..

Сцены из оперы. Характеристика главных героев оперы «Снегурочка».

Знать понятия: опера, ария, сопрано, тенор, тембр: Состав и тембры инстументов симфонического оркестра.

Уметь проводить интонационно-образный анализ развития музыки.

Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительныйанализ.

Хоровое пение..

Особенности звучания симфонического оркестра.

Выполнить апплика-цию «Снегурочка»









20

Океан – море синее. Опера Н.А. Римского - Корсакова «Садко».

1

Расшире-ние и углубление знаний..

Знакомство с музыкой увертюры к опере. Зерно-интонация. Развитие музыки. Трехчастная форма.

Знать понятия: интонация, увертюра, трехчастная форма, опера.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.

Слушание увертюры к опере.

Интонационно-образный анализ.

Хоровое пение.

Оперные декорации. Роль театрального художника в создании оперного спектакля.

Выполнить рисунок по представлению картины моря.









21

Балет П.И. Чайковского «Спящая красавица» (либретто И Всеволожского и М, Петина).

1

Сообще-ние и усвоение новых знаний..

Вступление к балету. Темы-характеристики главных героев. Сцены из балета. Интонационно-образное развитие музыки в сцене бала.

Знать понятия: балет, интонация

Уметь проводить интонационно-образный анализ развития музыки.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.

Хоровое пение.

Особенности балетного спектакля. Составные части балета.

Придумать и нарисовать костюмы главных героев спектакля.









22

В современных ритмах (мюзиклы).

1

Сообще-ние и усвоение новых знаний.

Знакомство с жанром мюзикл. Мюзикл А.Рыбникова «Волк и семеро козлят». Особенности соднржания, музыкального языка, исполнения.

Знать понятия: мюзикл, содержание мюзикла

Уметь выразительно исполнять фрагменты из мюзиклов.

Слушание и хоровое пение фрагментов из мюзикла.

История возникновения мюзикла как жанра. Создатели и актеры мюзиклов.

Придумать инсценировку фрагмента по выбору мюзикла. «Волк и семеро козлят».









В концертном зале

23

Музыкальное состязание

1

Сообще-ние и усвоение новых знаний.

Знакомство с жанром инструментальный концерт. Мастерство исполнителей и композиторов.

Знать понятия: концерт, исполнитель,

слушатель, вариационное развитие.

оркестра.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение


Понятие интервала в музыке.

Анализ произведения (по выбору обучающихся).









24

Музыкальные инструменты – флейта и скрипка.

1

Расшире-ние и углубление знаний.

Выразительные возможности флейты и скрипки, история их появления. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнителию

Знать тембры флейты и скрипки.

Уметь:

- проводить интонационно-образный анализ музыки.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.

Хоровое пение.


Послушать концерт для флейты и скрипки с оркестром. Запомнить композито-ра.









25

Сюита Э Грига «Пер гюнт»

1

Сообще-ние и усвоение новых знаний.

Знакомство с сюитой Э Грига «Пер гюнт» Контрастные образы сюиты. Вариационное развитие. Песенность.Танцевальность. Маршевость.

Знать понятия:вариационное развитие, сюита, песенность, танцевальность, маршевость.

Уметь:

- проводить интонационно-образный анализ прослушанноймузыки.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.

Хоровое пение.

Роль исполнителя в трактовке музыкального произведения.

Послушать музыку в исполнении любимого музыканта.










26

Симфония «Героическая». Мир Л. ван Бетховена.

1

Сообще-ние и усвоение новых знаний.

Знакомство с музыкой «Героической симфонии» Л.ван Бетховена (фрагменты). Контрастные образы симфонии.

Знать понятия: симфония,дирижер, тема вариация Уметь проводить интонационно-образный анализ

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.

Хоровое пение.

Интонационное строение музыкального произведения.

Подгото-вить сообщение «Музыка Л.ван Бетховена»









27

Мир Л. ван Бетховена. Звучание картины (обобщающий урок 3 четверти).

1

Сообще-ние и усвоение новых знаний.

Темпы, сюжеты и образы музыки Л. ван Бетховена. Трагедия жизни.

Знать понятия: выразительность и изобразительность музыки, мелодия, аккомпане-мент, лад.

Уметь проводить интонационно-образный анализ

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.

Хоровое пение.

Неповторимость языка каждого композитора, его индивидуальный стиль.

Подобрать иллюстрации к изученным произведе-ниям Бетховена.









«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье …»

28

Чудо-музыка. Ритмы джаза.

1

Сообще-ние и усвоение новых знаний.

Джаз – музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители.

Знать понятия: импрвизация, ритм; особенности джазовой музыки.

Слушание музыки.

Хоровое пение.

Синкопированный ритм. Музыкальная гармония джаза.

Придумать импровизацию на тему любимой песни.









29

«Люб-лю я грусть твоих прос-торов».

1

Расшире-ние и углубление знаний.

Творчество Г.Свиридова «Запевки», «Снег идет», «Маленькая кантата».Музыкальное воплощение стихов И. Северянина, В. Пастернака.2анец. Марш. Композитор – исполнитель – слушатель. Творчество Д.Б. Кабалевского.

Знать понятия: партитура, динамическое развитие, гимнический характер мелодии.

Уметь проводить интонационно-образный анализ

Слушание музыки.

Хоровое пение.

Средства музыкальной выразительности(темп, тембр, лад)

Придумать пластическийэтюд-импровизациюна мелодию любимого произведе-ния.









30

Мир С.С. Прокофьева.

1

Повторение и обобще-ние знаний.

«Шкствие солнца» - фрагмент «Скифской сюиты» Прокофьева. Новаторство и индивидуальный стиль композитора.

Знать: особенности звучания духовых инструментов, сочетание тембров; «четверной» состав симфонического оркестра

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.


Средства музыкальной выразительности при создании музыкального пейзажа.










31

Певцы родной природы.

1

Повторение и обобщение знаний

Сходство и различие музыкальных образов, индивидуального стиля и музыкального языка Э.Грига и П.И. Чайковского

Знать понятия: кантата, хор, вокальная и инструментальная музыка; особенности музыкального языка разных композиторов

Слушание музыки. Анализ музыкальных особенностей языка каждого композитора

Вокализация мелодий. Песенная «волнообразность» - движение голоса вниз и вверх

Пропевать знакомые мелодии









32

Прославим радость на Земле!

1

Повторение и обобщение знаний

Музыка – источник вдохновения и радости. Нестареющая музыка великого Моцарта

Знать понятия: опера, симфония



Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.


Разнообразие музыкальных жанров










33

Радость к солнцу нас зовет

1

Повторение и обобщение знаний

Симфония №9 Л.Бетховена, финал. Ода «К радости» Ф. Шиллера. Идея свободы, братства, равенства

Знать понятия: симфония, составные части симфонии. Уметь находить в музыке светлые, радостные интонации, характеризовать средства выразительности

Слушание музыки. Хоровое пение

Воплощение поэтических произведений в музыке

Сольное исполнение любимого произведения









34

Заключительный урок-концерт

1

Урок - концерт

Сообщения о композиторах и музыкантах. Музицирование учащихся (пение, игра на инструментах, импровизация)


Слушание и выразительное исполнение музыки, вокальных произведений

Эмоциональная драматургия урока