Водопьянова Т.М.
Урок музыки в 5 классе
Музыкальная живопись и живописная музыка
Портрет В. Борисова - Мусатова
Виктор Борисов-Мусатов родился 2 апреля 1870 года в Саратове. В результате травмы он с детства стал инвалидом. Но несчастье не отняло у ребенка ни любви к жизни, ни энергии. Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком. Этому способствовала безграничная родительская любовь. Мальчик любил мечтать, побродить в одиночестве, увлекся рисованием.
Борисов-Мусатов в детстве
Художника не интересовали психологические черты или подробности пейзажа, ему важно дать почувствовать, что жизнь среди природы, в усадьбах столь же прекрасна, сколь и быстротечна. Плавные, «музыкальные» ритмы картин вновь и вновь воспроизводят излюбленные темы Борисова-Мусатова: это уголки парка и женские фигуры (сестра и жена художника), которые кажутся образами человеческих душ, блуждающих в потустороннем царстве сна.
Борисов-Мусатов «Гобелен»
В 1899 г. Борисов-Мусатов пишет "программное" стихотворение в прозе:
…Спокойствие душу объемлет,
И я никуда не иду.
А я сижу дома и задаю концерты
себе одному.
В них вместо звуков — все краски,
А инструменты — кружева, и шёлк,
и цветы.
Я импровизирую на фоне фантазии,
А романтизм —
мой всесильный капельмейстер,
И мне кажется иногда, что я на каком-то
необитаемом острове.
И действительность
как будто не существует,
Мечты мои всегда впереди.
Они мне создают целые симфонии,
Тоска меня мучит, музыкальная тоска
по палитре, быть может.
И я никуда не иду,
Спокойствие душу объемлет…
Борисов – Мусатов «Гармония»
Главной темой его лучших картин становится мотив сна или молчания, в тишине покоится дремлющая душа, начинает звучать внутренняя мелодия. Одна их самых известных и самых музыкальных картин Борисова-Мусатова «Водоем».
Борисов – Мусатов «На балконе»
«Водоем» он писал для своей возлюбленной Надежды Юрьевны Станюкович, и она его приобрела. Ее похвала, вырвавшийся из ее груди восторг при виде картины «Водоем» были сильнее, чем какие-либо статьи критиков.
« Дама в голубом»
Сочные, «активные» краски, оригинальная композиция: круглый водоем — и две женщины, беседующие на берегу, но в водоеме ярко отражаются голубизна неба и белые облака. Вода написана с более высокой точки, а дамы — с более низкой. Синее платье гармонирует с голубизной неба, а белые облака — с белой кружевной накидкой дамы, стоящей боком. Синее и белое небо опрокинулось в пруд. Две женские фигуры в позах, исполненных покоя, умиротворения. Густой синий бархат платья перекликается с цветом неба и длинным синеватым барьером, окаймляющим водоем. В солнечном спокойствии «Водоема» дрожит легкая грусть. Художник как бы хочет задержать подольше это мгновение – внутреннее слияние человека с природой.
Борисов-Мусатов «Водоем».
[link]
Звучит III часть «Лунной сонаты» Л. Бетховена
Он захотел создать картину, посвященную памяти своего друга, — «Реквием» На этой картине изображены дамы в старинных туалетах, медленно проходящие перед дворцом. В центре группы, несколько особняком, — женщина в платье, которое выделяется своей белизной даже среди светлых прозрачных одеяний остальных. Она резким движением оборачивается назад, нарушая плавный ритм шествия, приковывая к себе взгляд зрителя. Этот прекрасный, светлый и печальный женский образ присутствует здесь как воспоминание о безвременно ушедшей навеки. Он вызывает не только чувство скорби и нежности, но и философские размышления о жизни. Все продумано и гармонично: теплые тона — желтоватые и розовые ритмично чередуются с холодными — голубыми и синими. Ни в одной из его работ еще не выражались с такой силой самые сокровенные чувства: страстная жажда прекрасного в жизни и связанные с этим скорбь и надежда..
«Реквием» Борисова-Мусатова
Окружающая действительность, события личной жизни художника — все, казалось, стремилось отнять у него веру в возможность осуществления идеалов высоких и светлых.
А он все-таки верил. И в этом проявлялась его большая душевная стойкость «Реквием» не был вполне закончен. Так же как «Реквием» Моцарта, он стал реквиемом самому художнику. Эта картина – лебединая песнь, его самое совершенное и высокое творение
Автопортрет Борисова - Мусатова
Звучит « Элегия» С.Рахмантнова
«Он умер, оставив нам тихие образы, и над его величавыми созданиями тихо несётся время… но они остаются. У времени и у них одно общее — вечность», — написал в своей книге, вышедшей на следующий год после смерти художника, его верный друг Владимир Станюкович. В этих словах угадывается одно из потаённых стремлений Борисова-Мусатова: остановить время, сделать прекрасное прошлое длящимся вечно.
« Куст орешника» Борисова - Мусатова
…Кто-то дверь незакрытой оставил,
И задержанный, жалобный стон
Неоплаканной тихой печали
Замер глухо у старых колонн…
Борисов – Мусатов «Призраки» 1903