Конспект урока по музыке на тему Пиковая Дама (4 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж»







Конспект урока по музыкальному воспитанию,

проведенного в МБОУ СОШ №5, в 4 классе

студенткой 412 группы специальности

«Преподавание в начальных классах»

Зеленковой Е.С.







Тема: П.И.Чайковский. Опера «Пиковая дама»









Методист: Королева Н.А. ______________

Учитель: Савина Е.С. ________________

Методист подгруппы практикантов:

Шимина Е.В. _________________

Оценка: ________________________






2015 – 2016 уч.год

Тема: П.И.Чайковский. Опера «Пиковая дама»

Тип урока: Открытие новых знаний

Цели урока: познакомить учащихся с композитором П.И.Чайковским; раскрыть понятие: опера; раскрыть своеобразие образов и взаимодействие в лирико – драматической опере.

Образовательные ресурсы:

  • УМК «Гармония»

  • М.С.Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И. Нехаева. Программа. Музыка.

  • М.С.Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И. Нехаева. Учебник. Музыка.

  • Презентация

  • Видео

Планируемые результаты:

Личностные: эмоциональное и осмысленное восприятие художественного произведения; понимание жизненных обстоятельств, чувств других людей и сопереживание им;

Метапредметные:

Регулятивные: взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности; ставить исполнительские задачи и решать их; корректировать результаты своей исполнительской деятельности;

Познавательные: моделировать содержание художественного произведения; расширять представление об образном содержании диалогов и полилогов в музыке; распознавать содержание художественного произведения, представленное в неявном виде; ориентироваться в графической записи музыкальных тем; сопоставлять контрастные образы одного произведения; сопоставлять разные точки зрения на одно явление;

Коммуникативные: расширять опыт вербального и невербального общения; высказывать свою точку зрения и обосновывать её.

I.Орг.момент













II.Актуализация опорных знаний




III.Введение новых знаний




























































































































































IV. Итог урока

(Рефлексия)

Вкл. музыка

Я скажу слова: «Добрый день...» и назову кого - то из вас. Те, кого я назову, ответят в знак приветствия всем участникам урока и гостям. Добрый день всем девочкам и мальчикам! Добрый день тем, кто сегодня проснулся с хорошим настроением! ... Добрый день всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! ... Добрый день всем, кто любит конфеты! ... Добрый день всем, кто хочет узнать, что то новое!


- Ребята, а кто из вас был в театре?

- Какие бывают театры?


- А чем музыкальный театр отличается от драматического?


- Музыкальный театр – это мир волшебства, мир удивительных историй, мир в котором живет музыка. Вот в этот удивительный мир мы и отправимся путешествовать сегодня.

- Какие спектакли мы можем увидеть в музыкальном театре?

- Чем балетный спектакль отличается от оперного?

- Верно!

- Сейчас мы с вами отправимся в путь – в музыкальный театр, театр оперы.

- Вы наверное уже знаете, что во многих больших городах России есть театр оперы

- В Москве, например, это известный во всем мире Большой театр. Он был основан в 1826 году. Самые лучшие музыканты, певцы, танцоры, режиссеры, художники участвуют в постановке опер.

(слайд )

- Что нужно для того, чтобы попасть на спектакль?

- Билеты в Большой театр лежат у вас на партах, в конце урока на которых вы напишите свое впечатление об уроке

- Итак, мы в театре

- Для начала я вам расскажу про великого русского композитора Петра Ильича Чайковского и оперу «Пиковая дама», с которой вы познакомитесь сегодня

- Также мы с вами посмотрим увертюру к опере «Пиковая дама»

- Петр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 года, в Воткинске, в семье директора Воткинского завода. Впечатлительный ребенок чутко постигал окружающие его природу и быт: с детства на всю жизнь он проникся глубокой привязанностью к родине, впитал в себя народны песни. В семье родителей любили музыку, мать хорошо пела, играла на фортепиано, в доме нередко проводились музыкальные вечера. Способности к музыке проявились у Чайковского рано: в пять лет он начал играть на фортепиано, а в восемь лет читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления. В десятилетнем возрасте Чайковский был оторвал от семьи: родители отдали его в учебное заведение – в училище правоведения в Петербург. Он окончил училище в 1862 году. После окончания училища Петр Ильич стал титулярным советником и работал в Министерстве юстиции. Однако музыкальная муза не давала – таки ему спать спокойно, и в 1862 году он поступил в консерваторию. Окончив блестяще Петербургскую консерваторию в 1865 году, Чайковский с 1866 года жил в Москве и преподавал теорию музыки в Московской консерватории. Жизнь Петра в дальнейшем – это его творчество. Музыка не была для него барским развлечением на досуге. Как только он отдался композиторскому творчеству, оно стало для него делом жизни. Он стал первым из русских композиторов, который еще при жизни добился мировой славы. Умер композитор 6 ноября 1893 года в Петербурге, где его и похоронили (в 53 года).

Петр Ильич Чайковский – автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трех балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний, четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», более 100 романсов представляют собой чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.

- Опера «Пиковая дама»- П.И.Чайковского написана в 3-х действиях, 7 картинах, либретто П.И. Чайковского по мотивам одноименной повести А.С. Пушкина. Опера написана во Флоренции, ранней весной 1890 года, первая постановка – 7 (19) декабря 1890 года в Мариинском театре в Петербурге. (Приложение )

- Знакомство с оперой мы начнем со вступления

- Какое значение обычно отводит композитор вступлению к опере?





- Интродукция – вступительный раздел крупного музыкального произведения.

(вкл. увертюра к опере)

- Как вы думаете, о чем будет эта история? Это будет лирическое, драматическое или эпическое произведение?


- Почему вы думаете, что конец будет печальным?

- Сколько контрастных тем – образов можно выделить в интродукции?

- Как звучит первая тема?



- Сколько в теме элементов?





- В начале темы череда этих интонаций образует поступательное движение вниз, чтобы показать силы зла, рока, фатума, тревогу, напряженность, предчувствие чего – то неприятного. В завершении этой темы в интродукции интонация «вздоха» расширяется, ее повторение звучит выше и более напряженно, в результате линия нисходящего движения «уходит», а в характере интонации увеличивается тоска, отчаяние.

- Какой образ рисует вторая тема?


- Третья тема развивает две предыдущие или противопоставлена им?

- С какими образами из произведений Чайсковского ассоциируется эта тема?



- Интродукцию композитор построил на трех темах: первая тема – рассказ, вторая – тема судьбы, зла, рока, третья – тема любви.

- Можно предположить, что в произведении будет торжествовать любовь?



- Как вы думает, встретятся ли эти темы в опере?

- На других уроках музыки вы познакомитесь с оперой, и убедитесь, правильно ли мы поняли смысл этих тем.


- Вот и подошел к концу наше посещение Большого театра оперы и балета. Я думаю, что вы когда – нибудь посетите его в Москве и расскажите о своих впечатлениях своим близким.

- А сейчас возьмите, пожалуйста, билеты и напишите на них впечатление об уроке.

Эмоционально настраиваются на урок













Поднимают руки

- Кукольный, драматический, музыкальный, ТЮЗ

- Драматический – проза, а музыкальный – опера и балет








- Оперы и балеты


- В опере артисты поют, а в балете танцуют














- Билеты












































































- Вступление знакомит с главными героями произведения, передает его краткое содержание, настраивает слушателей на последующее восприятие, намечает основную идею оперы.







- Это будет драматическое произведение, может быть даже с печальным концом.

- Слышится присутствие злых сил


- Три образа

- Первая тема звучит как начало повествования, она спокойна, задумчива, нетороплива, как бы «вспоминает что - то»

- В теме два элемента. Первый – «зачин» строгий, сдержанный, характеризует рассказчика. Здесь четкий пульсирующий ритм, сигнальные интонации.

- Второй элемент – интонация «Вздоха».












- Тема звучит агрессивно, напряженно, враждебно. Это образ злой силы, рока


- Противопоставлена им


- С добрыми, нежными, лирическими образами: Фея Сирени, «Мама», «Сладкая греза»







- По интродукции сказать трудно, в ней нет торжества любви, но нет и траурной мелодии


- Да, встретятся










Пишут впечатление об уроке на билетах




Личностные: эмоциональное и осмысленное восприятие художественного произведения;






















Регулятивные: взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности;







Личностные: понимание жизненных обстоятельств, чувств других людей и сопереживание им;

















Познавательные: моделировать содержание художественного произведения;






Коммуникативные: расширять опыт вербального и невербального общения;














Познавательные: распознавать содержание художественного произведения, представленное в неявном виде;











Познавательные: сопоставлять контрастные образы одного произведения;


Регулятивные: корректировать результаты своей исполнительской деятельности;














Познавательные: расширять представление об образном содержании диалогов и полилогов в музыке;















Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и обосновывать её;







Регулятивные: взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности;












Познавательные: ориентироваться в графической записи музыкальных тем










Регулятивные: ставить исполнительские задачи и решать их;





Познавательные: сопоставлять разные точки зрения на одно явление;