Литературно-музыкальная композиция Эллада-колыбель моя

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Джебарики-Хаинская Средняя Общеобразовательная школа.





ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

«Эллада-колыбель моя»





Составила: Кузнецова Светлана Ивановна, учитель музыки, МХК и истории

(высшая квалификационная категория)











п.Джебарики-хая

2016г



Оглавление

  1. Введение…………………………………………………………………………стр. 2-3

  2. Содержание……………………………………………………………………стр. 4-8

  3. Вывод………………………………………………………………………………стр. 9






















Введение

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

«Эллада-колыбель моя»

Цель:

Развитие творческих способностей детей по мировой художественной культуре и музыке через театрализованную деятельность, как способ углубленного изучения темы на внеклассном мероприятии.

Задачи:

1) Создание условий для более глубокого осмысления детьми истории и художественной культуры античного мира (на примере культуры Греции).

2) Развитие навыков художественного и музыкального изложения мифологического сюжета, как литературного произведения Древней Греции (хореографическая постановка танца).

3) Развитие познавательного интереса у ребят через восприятие мифов древней Греции, изучение национальных народных игр, народного танца, его истории, чтение эпоса Гомера («Илиада. Одиссея»).

4) Воспитание эстетического вкуса через представление образа той эпохи посредством костюмов и причесок.

5) Привитие любви к театру, музыке и танцам.

6) Развитие творческих способностей у детей посредством игры на сцене, выразительного чтения, театрализованного исполнения ролей, танцевального исполнения.

7) Привитие коммуникативного общения (игра по ролям, «общение» в танце).

8) Выработка театральных, ораторских и танцевальных способностей.

Актуальность темы:

1) Выявление творческих возможностей детей в процессе всей подготовки и проведения мероприятий. На уроках по теме «Культура античного мира Древней Греции» дети знакомятся с культурой и истории Древней Греции, изучают их посредством учебной и наглядной литературы, а в ходе подготовки и проведения таких внеклассных мероприятий они входят в образ героя той или иной эпохи, вместе с ним эмоционально переживают дух того времени, представляют образно как жили, одевались, отдыхали, играли их герои. Учатся представлять духовный мир греков через театр. Известно, что театр как искусство, берет начало в Древней Греции, а через театр того времени греки воплощали свою жизнь, свою религию.

2) Познание народной культуры в процессе подготовки формирует интерес у детей к играм, музыке, народным танцам греческого народа (ребята с увлечением играли в игры, а наиболее понравившуюся представляли в мероприятии).

3) Познание и развитие хореографических способностей. (Прежде чем приступить к разучиванию танца, я дала детям задание самостоятельно изучить историю танца сиртаки, как со временем изменился танец, его осмысление. И каково было их удивление, когда они узнали, что в древности это был танец мясников, который танцевали мужчины грубо по-мужски, а в наше время его танцуют и женщины, причем очень грациозно, легко. Они с увлечением слушали музыку и вживались в нее.)

4) Формирование познавательного интереса к поэзии Гомера.

В ходе работы дети глубоко входили в мир того времени, ощущали себя греками (метод «погружения в эпоху»). В процессе подготовки внеклассного мероприятия, который является итогом изучения раздела истории культуры Древней Греции формируется понятие искусства Древней Греции, его художественно-стилистических особенностей. Мероприятие носит обобщающий характер - итог всей темы, итог самостоятельного глубинного осмысления учащимися культуры Древней Греции. Важно отметить, что это мероприятие еще несет в себе значимость, как ознакомление зрителей с мифологией и культурой эпохи Античного мира через театр. Важность этого мероприятия – изучение культуры через творческое восприятие.











Содержание внеклассного мероприятия

Действующие лица и исполнители:

Зевс - верховный Бог, громовержец, суровый на вид.

Аполлон - красивый юноша, в душе ретроград.

Полигимния - муза священных, гимнов немного скучного вида.

Клио - муза истории сама серьезность со свитком в руках.

Каллиопа - муза эпической поэзии, строгая, с толстой книгой.

Эвтерпа - муза лирической поэзии, мечтатель нового вида.

Эрато - муза любовных песен, мечтательная, с букетом в руках.

Мельпомена - муза трагедии, мрачная с трагической маской.

Терпсихора - муза танцев, стройная, высокая.

Урания - муза астрономии в рука астрономический прибор.

Талия - муза комедии, шустренькая с веселой маской.

Наглядности или оформление:

В глубине сцены стоит трон, на котором будет сидеть Зевс. Несколько колонн - декорации античной эпохи, создающие видимость эпохи. Все персонажи одеты в туники, на ногах сандалии.




Действие


(Звучит музыка, появляется Аполлон и девять муз)


Аполлон: О, музы милые, скажите откуда столько дев и юношей прекрасных? Иль собрались они для песен сладких? А может быть хотят историю услышать об искусстве, Эллады мастеров творения?

Эвтерпа: О, прекрасный Аполлон! Что можем рассказать мы о стране, в которой все искусство зарождалось? Кому доверишь ты рассказ?

Аполлон (обращаясь к музам): О, музы! Пригласил я вас сейчас для песен сладких, для того, чтоб в хороводе кружиться нам под звук кифары, прекрасные творения показать искусных мастеров Эллады! Призвал на совет вас, музы. Кто свой рассказ начнет о солнечной Элладе? Быть может, Клио, ты начнешь историю свою?

Клио: Я, Клио, одна из девяти муз - дочерей Зевса. Ко мне, музе истории, правители относятся с почтением, а недалекие стараются не замечать меня. Горе и страх народам, которые не извлекают уроков из истории. Моя страна- прекрасная Эллада! Я расскажу вам всем о ней.

Аполлон: Так начинай рассказ скорей!

Клио: Рассказ мой долгий может быть, но не хочу вас утомить. А посему я буду краткой.


(Звучит музыка, свет направляется в глубину сцены)


Клио: Олимп - самая высокая гора во всей Элладе. Склоны её покрыты лесами. На вершине Олимпа лежит вечный снег. Она окутала густым облаком. Там в вышине - золотые чертоги бессмертных богов. На высоком троне сидит Зевс - Бог всех богов.

Зевс: Я, Зевс, царь богов и моей сильнейший из богов, я - громовержец Зевс! Владычество над миром я поделил со своими братьями: Аидом - владыкой царства мертвых, и Посейдоном -морским владыкой.

Клио: Мы, музы, дочери Зевса, подвластны самому прекрасному Аполлону, покровителя искусства.

Зевс: Чем, Аполлон, сейчас ты меня удивишь?

Аполлон: А что хотел бы ты увидеть, великий Зевс?

Зевс: Я вижу Клио повествует всем о солнечной Элладе. Рассказ её о таинствах искусства. Хочу, чтоб музы дополнили её рассказ. Пусть каждая из них представит всем себя.

Аполлон: История не знает тайн. Пусть Клио продолжает свой рассказ. И ты, Великий Зевс, увидишь сам всех дочерей своих. Всех муз искусства. Пожалуй, можно продолжать.

Каллиопа: Я, Каллиопа, муза эпической поэзии. Эллада славилась поэтами! Среди них самый великий был Гомер. Я воплощу словами то, что так давно написано пером Гомера.


(Читает фрагмент из поэмы Гомера «Илиада. Одиссея»)


«…Уши товарищам воском тогда заклеил я; меня же плотной веревкой они по рукам и ногам привязывали. К мачте так крепко, что было нельзя мне ничем шевельнуться темная влага, но в расстоянье, в каком призывающий голос бывает внятен, сирены увидели мимо плывущий корабль наш. С берегом он их поравнялся, они звонко заголосили, запели: «К нам, Одиссей подойди сладко пением сирен насладись!» ».

Мельпомена: Я, Мельпомена, муза трагедии. Что может сравниться с трагедией Эсхила «Эвмениды» иль с творчеством Еврипида. Но я не буду вас трагедией всех омрачать, и думаю, что лучше помолчать.

Полигимния: Я, Полигимния, муза священных гимнов!

Урания: Я, Урания, муза астрономии. С небесным глобусам в руках я мчусь по лазурному небу, подвластны мне звезды и небесные светила.

Зевс: Сегодня о серьезном мне не хотелось говорить.

Аполлон: Великий Зевс, пришёл черед комедии на сцену входить.

Талия: Я, Талия, муза комедии. Народ Эллады любил комедию, а значит и меня. Но я комедию разыгрывать не стану, а лучше с вами поиграю. Ведь все вы знаете игра нам заменяет смех. Ну, кто из вас согласен мне помочь в игре?

Аполлон: Я помогу и поиграю. Скорее Талия, игру всем объясни я начинаю.

Талия: Игре этой тысячи лет, в Элладе её знает каждый грек. И называется она «Чет или нечет». Участников быть может двое, а может больше. Я покажу лишь для двоих. Ты, Аполлон, вставай напротив. У каждого из нас по 10 штук бобов (возможно и 15, но времени на это не хватит). Бобы мы держим в правой руке.


Идет описание греческой народной игры «Чет или нечет»


Держа бобы, каждый должен незаметно перекрасть бобы из одной руки в другую и показать зажатый кулак, спросив: «Чет или не чет?» Второй игрок отвечает «Чет!». Спрятавший бобы раскрывает руку, и они вместе считают бобы. Если количество нечетно, спрятавший бобы говорит: «Дай один, чтобы был чет». Если другой игравший отвечает правильно, он получает 1 боб. Затем роли меняются. Это продолжается пока у одного из игроков не кончается бобы. Выигрывает тот, кто соберет все бобы.


Играют с Аполлоном


Зевс: Игра пришлась мне по душе. Продолжи, Клио свой рассказ.

Клио: Вот Полигимния, а рядом с ней беседу завели Эрато и Эвтерпа. Все спорят, кто из них главный или мудрей, а, впрочем, сами о себе они расскажут.

Эрато: Я Эрато, муза любовной поэзии. Я главная на моем языке объясняются влюбленные. На мои стихи слагаются и песни, и поэмы о любви.

Эвтерпа: А я, Эвтерпа, покровительница лирической поэзии. Ведь лирика звучит прекрасно, в ней описание всего живого на земле.

Мы, музы,

Высоки духом, благородны,

И в мыслях ясны и свободны,

И в чувствах светлы и чисты.

Так тонки, чувственны, глубоки,

Мы все поэзии полны,

Как девушки в наш век прекрасны…

Зевс: Остановитесь! Спор ваш неуместен ведь обе вы всегда нужны и равно для людей важны. Ну, Аполлон, сознайся что еще таишь ты от меня!

Аполлон: Уйми свой гнев, Великий Зевс! Пришла пора на сцену девятой музе выходить и место танцу уступить.

Терпсихора: Я, Терпсихора, муза танцев. Светлый сияющий хоровод движется в зале богов. Танец «Сиртаки» в прошлом Хассапикос называли, что означало «Танец мясников». Искусство танца поистине прекрасно, в нем раскрывается наша душа. Станцуем древний танец Хассапикос. Пусть музыкой наполнятся наши сердца.


(Исполняется танец «Сиртаки»)


Клио: История Эллады бесконечна и мне не рассказать ее вам до конца. Скажу лишь на прощанье: Эллада- древняя страна. Она как колыбель искусства миру отдана! И воцарились на Олимпе мир и тишина, когда под звук кифары мы, музы, закружились в хороводе. Так пусть же хоровод искусств как Огонь Олимпа горит в сердцах всех людей на Земле!


(Выходят Зевс и Аполлон, а между ними Клио они держат огонь. На фоне музыки заканчивается композиция)



Вывод

Результатом внеклассного мероприятия «Эллада-колыбель искусства» является диалог античности и современного российского школьника, проявленный в самоактуализированном знании, посредством его воплощения через творческих процесс. Самое главное, как показал опыт проведения литературно- музыкального мини-спектакля, изучение античной культуры проходит успешно тогда, когда для школьника и учителя тема изучения становится личностной актуализацией знания, дети и учитель становится единомышленниками возникает процесс сотворчества. Этому в значительной мире способствует создание проблемной ситуации, т.е. такие педагогические условия, когда учащийся оказывается перед необходимостью найти новое, неизвестное, и найти именно в результате работы творческой. Это помогает ему ощутить себя не просто учеником способным воспринимать информацию, а творческой личностью, способной постигать все новое самому, перевоплощаться в героев той эпохи, но с позиции современника. Быть одновременно и учеником, и актером, и мифологическим героем.

Хочется сказать, что ни один предмет в отличии от Мировой художественной культуры не объединяет в себя столько межпредметных связей, столько интеграций, как история, литература, география, музыка, изобразительное искусство, хореография и др. Поистине через этот предмет мы познаем мир, его бытие и духовность. И сегодня познание мира школьником через уроки и внеклассную работу обогащает его духовный мир и знания, развивая его творческую деятельность, как способ проявить свою индивидуальность. Поэтому внеклассное мероприятие «Эллада - колыбель искусства» актуально как итог познания школьником Античного мира, его культуры и воплощение ребенком своих творческих способностей. Происходит формирование ребенка, как творческой личности, проявление его индивидуальных способностей в танце, театральной деятельности, воспитание эстетического вкуса, понимания культуры того времени.