Развитие у дошкольников чувства ритма средствами логоритмики
С каждым годом увеличивается количество детей с речевыми расстройствами и нарушениями в восприятии ритмической структуры речи. Дети с такими нарушениями отстают от здоровых по показателям ловкости и быстроты. У них плохо сформирована система управления движениями, поэтому страдает точность, ритмичность и техника их выполнения. Эти дети малоэмоциональны и неуверенны в себе, застенчивы и замкнуты, что сказывается на выразительности и пластичности их исполнительской деятельности.
Для устранения этих недостатков требуется комплексное воздействие логопедов и музыкальных руководителей.
Внедрение здоровьесберегающих педагогических технологий, решающих задачи музыкального воспитания в сочетании с решением коррекционных задач, является в наше время актуальным.
Музыка является не только важным средством развития ребенка, получения знаний в области музыкального искусства, умений в музыкально-творческой деятельности, но и средством психотерапевтического, психологического воздействия, в процессе которого она выполняет коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции. Такой комплексный подход дает возможность более широко использовать музыкальное искусство в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами. Важно организовывать не только групповую, но и индивидуальную форму работы с проблемными детьми, ставить и решать как коррекционно-развивающие, так и психотерапевтические задачи по созданию новых мотивов, установок, закреплению их в реальной действительности, осуществлять коррекцию эмоциональных, коммуникативно-рефлексивных отклонений в развитии с помощью музыки.
В своей работе я решила адаптировать модель логоритмики к традиционной программе музыкального воспитания дошкольников.
Почему – ритмика?
Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Ритм выступает как универсальная космическая категория. Чувство ритма в своей основе имеет активную природу, всегда сопровождается моторными реакциями. Большинство вариантов нарушений в развитии детей сопровождаются нарушением ритмических процессов, происходящих в организме. И нормализация ритмической организации движений приводит к точности функционирования всех процессов и гармонизации в работе организма.
Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, а также его речевую функцию. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
Логоритмика – это система музыкально – двигательных, речедвигательных, заданий и упражнений, она основана на использовании связи слова, музыки и движения.
Логоритмика способствует развитию и коррекции двигательной сферы детей с нарушением речи и содействует устранению речевого нарушения, что в итоге помогает социальной реабилитации детей.
Особенности логоритмики:
В двигательные задания включается речевой материал.
Музыка не просто сопровождает движение, а является руководящим началом, она имеет решающее значение для выработки спокойной и плавной речи.
Этот метод стремится растормозить перенапряжённый мышечный тонус детей.
Речь ребёнка формируется постепенно, к 5-ти годам ребенок должен чётко произносить все звуки, и справляться с несложнымиритмическими структурами речи. Музыка, используемая в логоритмических заданиях, является могучим средством, корректирующим недостатки ритмического развития.
Синхронизация речи и движения – основной приём коррекции темпо-ритмической стороны речи у детей различными речевыми нарушениями.
В. М. Бехтерев подчеркивал, что движения способствуют выявлению ритмических рефлексов, приспосабливают организм ребенка к определенным раздражителям (слуховым, зрительным), устанавливают равновесие в деятельности нервной системы ребенка, успокаивают слишком возбужденных детей и активизируют заторможенных.
Логоритмика является одним из видов «кинезитерапии» (терапия движением). Кинезитерапия в системе помощи детям с проблемами может проводиться в различных формах: коррекционная ритмика, танцетерапия, хореотерапия, психогимнастика, ритмопластика (15, с. 104).
Вводить элементы логоритмики в музыкальные занятия можно, начиная со среднего дошкольного возраста. Мною был использовандифференцированный подход к средствам логоритмики. Я выбрала конкретные задания и упражнения, развивающие чувство ритма, так как осознание выразительного значения музыкального ритма имеет больший развивающий эффект.
Как строится логопедическое занятие?
Каждое логоритмическое занятие имеет сюжетный характер. Ярко, эмоционально, в атмосфере праздника дети учатся многим интересным вещам.
В программе логоритмического занятия:
• Нормализация темпа и ритма речи.
• Развитие речевой моторики для правильного произношения звуков.
• Развитие слухового внимания.
• Развитие фонематического слуха (очень важный критерий для успешного обучения ребенка в школе).
• Развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики.
• Развитие пространственной организации движений (как профилактики возникновения оптической дисграфии при обучении в школе).
• Развитие физиологического дыхания и фонационного дыхания.
• Увеличение словарного запаса, устранение речевых аграмматизмов.
• Воспитание выразительности и грации движений, умения перевоплощаться.
Взяв за основу модель педагогических технологий доктора педагогических наук А.Г Гогоберидзе (7,с.203), я составила собственный проект, содержащий комплексный подход к развитию у дошкольников чувства ритма средствами логоритмики.
Содержание проекта:
Цель и задачи.
Краткое теоретическое обоснование.
Принципы и условия реализации проекта.
Диагностика, проводимая в конце каждого этапа, методы диагностики.
Так же критерии оценки и результаты диагностики.
Цель: Развитие чувства ритма средствами логоритмики у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
Воспитание у ребёнка интереса к миру музыки, элементарному музыкальному анализу.
Развитие у детей музыкально – ритмического слуха.
Формировать основы музыкальной грамоты.
Обогащение музыкального опыта детей.
Активизация эмоциональных реакций детей на музыку.
Развитие у детей старшего дошкольного возраста исполнительских умений и творческих способностей в музыкальной деятельности.
Краткое теоретическое обоснование.
1. Современная жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным воспитанием в детском саду. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: слабое физическое здоровье, неблагополучие внутри семей и дефицит общения со взрослыми, экологические катастрофы, чрезмерное загрязнение города вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое.
2.. Музыка является могучим средством в решении коррекционных, воспитательных, развивающих задач. Организация последовательной, систематической работы на музыкальных занятиях в детском саду над решением задач музыкального воспитания в сочетании с решением коррекционных, является в наше время актуальной проблемой.
3. По определению Б. М. Теплова, структура музыкальных способностей включает ладовое чувство, слуховые представления и музыкально — ритмическое чувство. Эти три частные способности и образуют стержень музыкальности, т. е. способности воспринимать смысловое содержание музыки (23, с.86).
4. Музыкально – педагогические исследования чувства ритма показали, что у детей с общим недоразвитием речи возникают значительные затруднения при выполнении даже простых ритмических заданий. Ритм помогает педагогу быстро найти контакт с детьми музыкально малоразвитыми и соединить слово, музыку и движение в специальных комплексных упражнениях.
5. Речь – не врожденная способность, она формируется постепенно, а недостатки речевого развития корректируются. К 4,5 – 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков, поэтому вводить элементы логоритмики, развивающие такой важный компонент музыкальной структуры, как чувство ритма, в занятия можно начиная со среднего дошкольного возраста (11, с.12).
6. Дифференцированное использование в детском саду элементов логоритмики, её приёмов и методов развивает у детей с нарушением речи музыкально – ритмический слух, а также формирует осознанное отношение к воспринимаемой музыке.
7. Развитие у детей старшего дошкольного возраста чувства ритма может быть обеспечено при выполнении нескольких педагогических условий:
учёт музыкальных предпочтений и вкусов ребенка;
использование системы специально подобранных музыкально-игровых заданий для развития чувства ритма;
организация музыкально — обогащенной среды в детском саду и дома для самостоятельной музыкальной деятельности детей.
Принципы реализации проекта:
Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.
Обогащение музыкально — сенсорного опыта будет способствовать всестороннему развитию детей.
Принцип доступности обучения.
При работе с детьми учитывают особенности их развития. Музыкально – ритмический материал отбирают исходя из реальных возможностей детей. Занятия строят таким образом, чтобы дети не чувствовали перегрузок.
Принцип систематичности и последовательности.
Он предполагает построение системы занятий, позволяющее достичь наиболее оптимальных развивающих результатов.
Принцип связи обучения с жизнью и практикой.
Весь накопленный музыкально – ритмический опыт может быть использован детьми в других видах деятельности (игровой, учебной, художественной).
5. Принцип педагогической поддержки.
Помогает взаимодействию с детьми в процессе развития у них чувства ритма и обретения и обогащения музыкального опыта. Призывает педагога к чуткому и деликатному сотрудничеству, к оказанию своевременной помощи в затруднительных для ребенка ситуациях (7, с.206).
Условия реализации проекта:
Педагогическая технология реализуется: в ходе совместной деятельности педагога и музыкального руководителя.
Место и время реализации технологии: режимные моменты, занятия; музыкально-обогащенная среда группы для самостоятельной деятельности детей, музыкальные занятия и индивидуальная работа музыкального руководителя.
Средства логоритмики:
— вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях);
— упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
— упражнения, регулирующие мышечный тонус;
— упражнения, активизирующие внимание;
— счетные упражнения;
— речевые упражнения без музыкального сопровождения;
— упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра;
— упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
— ритмические упражнения;
— пение;
— игра на музыкальных инструментах;
— музыкальная самостоятельная деятельность;
— игровая деятельность;
— упражнения для развития творческой инициативы;
— заключительные упражнения.
Услышать музыку, двигаться под неё в такт, да ещё и произносить нужные слова под неё, на первый взгляд сложная для ребёнка задача, реализуется легко. Все упражнения преподносятся детям в игровой форме, значит у них появляется интерес выполнить задание как можно лучше.
Я убедилась, что доступность логоритмики, увлекательная игровая форма, интересный по содержанию музыкально — речевой материал создают на занятии положительный эмоциональный настрой и стимулируют потребность детей в общении, развивая не только основные музыкально-ритмические навыки, но и корректируя нарушения общей моторики и речевого недоразвития детей.
Ожидаемые результаты
Дети.
Положительная динамика в развитии чувства ритма. Появление способности к восприятию и воспроизведению темпа следования звуков, отношений акцентированных и неакцентированных звуков, лежащих в основе музыкального метра. Усвоение эталонов тактового метра от двудольного к четырёх -, затем трёхдольному метру. Появление способности к восприятию и воспроизведению отношений длительности звуков и пауз, лежащих в основе ритмического рисунка. К показателям развитости чувства ритма относятся выразительность движений, их соответствие характеру и ритму музыки.
Использование музыкально — ритмического материала в свободной самостоятельной деятельности.
Родители:
Повышение интереса к музыкальной деятельности детей у родителей. Интерес и осознание важности проблемы развития музыкально – ритмического слуха ребенка.
Педагоги:
Понимание необходимости сотрудничества в решении общих задач музыкального развития детей. Возникновение интереса к проблеме музыкального воспитания детей. Творческий подход к проектированию музыкально — обогащенной развивающей среды.
Музыкальный руководитель:
Планирование и реализация работы с детьми по развитию чувства музыкального ритма посредством логоритмики. Помощь педагогу в подборе музыкального репертуара для организации режимных моментов и проведения занятий.
Заключение
Данный проект можно определять и использовать как технологию реализации последовательного развёртывания педагогической деятельности, направленной на достижение целей образования и развития личности детей. Доказано, что дифференцированное использование на музыкальных занятиях в детском саду элементов логоритмики, развивает у дошкольников музыкально – ритмический слух, обеспечивает формирование двигательной сферы в целом, а также повышает эффективность коррекционного воздействия на восприятие ими ритмической структуры речи.