«Музыкальная живопись и живописная музыка» (на примере творчества М. К.Чюрлёниса)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Открытый урок

Тема:  «Музыкальная живопись и живописная музыка»

(на примере творчества М. Чюрлёниса)


Цель: Формирование представления об особенностях творчества М.К.Чюрлёниса.



Задачи урока:

        • формирование и развитие представлений о тесной взаимосвязи различных видов искусства (музыки и живописи);

        • развитие внимания, воображения и мышления через восприятие и анализ творчества художника - композитора;

        • познакомить уч-ся с основными принципами  творчества М. Чюрлёниса;

        • сформировать понимание и уважение к синтезу искусств;

        • формировать навыки сопоставления картин изобразительного искусства, поэзии и музыкальных произведений. Понимать выразительные возможности музыки и ее изобразительности;

        • расширить кругозор детей.


Планируемые результаты обучения:



Личностные: учащиеся познакомятся со «звучащими» картинами М.К.Чюрлёниса, с его музыкальными произведениями.



Предметные: учащиеся смогут сопоставлять образное содержание музыкального произведения и произведения изобразительного искусства, выявлять общие черты, определять средства выразительности, подчеркивающие характер музыкального произведения; размышлять о музыкальном произведении и произведении живописи, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения.



Метапредметные: учащиеся смогут находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Тип урока: комбинированный.

 Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.



Ход урока:

1.     Оргмомент, приветствие.

2.    Актуализация: На прошлом уроке мы начали знакомиться с видами колокольных звонов. Какие виды звонов вы знаете? Что такое набат?, А благовест?, перезвон?

После ответов учащимся предлагается найти в предложенном видеоряде общие черты: храмы на фоне природы. Как мы называем такую живопись? Звучащей. А какой звон, на ваш взгляд , предположительно мы можем услышать? А почему?

2.1.    Ответы детей.

НАЧАЛО ПРЕЗЕНТАЦИИ- ЖИВОПИСНАЯ МУЗЫКА

3. Вступительное слово.

Новый материал

3.1.         

На протяжении многих лет люди пытались объединить несколько видов искусств в одно целое. Примером этого синтеза являются оперные театры, храмы и, конечно, люди, объединившие в себе таланты к музыке, живописи, поэзии. Сегодня мы познакомимся с человеком, который открыл новый континент, но не на Земле, а в искусстве. Посмотрите, пожалуйста, внимательно на экран. Знакомо ли вам что-то из увиденного или услышанного?

(видеоряд картин М.К.Чюрлёниса под его музыку). –фильм « Начало»

Ответы детей:

Автор этих картин , да и музыки тоже - Микалоюс Константинос Чюрлёнис (1875-1911).

Необычность его творчества состоит в том, что он стремился сделать свою музыку живописной, а своими картинами вызвать у зрителей ощущение звучащей музыки.

Сегодня на уроке мы попробуем выяснить на уроке кто же он больше: художник или композитор?

3.2.  Краткая  биография. –ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Творческая жизнь Чюрлёниса

очень коротка. Первые картины он нарисовал в 1903 году, а последние – в 1909 году. Семь лет от школы рисования до картин, которые сейчас считаются шедеврами. 400 картин.

Восприятие. Чюрлёнис. Менуэт с видеорядом картин Чюрлёниса.

3.3.        

Чюрлёнис подарил человечеству живописные сонаты, хотя соната – это музыкальное произведение, обычно глубокие, значительные по содержанию, состоящие из 3 частей.

3.4.         Восприятие. Сл. № 8-10. Перед нами живописная «Соната моря».

Три её части, составляющие триптих, имеют музыкальные названия:

«Аллегро», «Анданте», «Финал». (Расшифровка терминов)

На трёх живописных полотнах запечатлены различные состояния морской стихии. В живописи Чюрлёниса море является организующим началом пространства: морская поверхность, морской горизонт, морская глубина связывается со многими другими элементами содержания. При этом море несёт в себе значение одного из Чюрлёнивских миров, в которых возникает и заканчивается жизнь.

Сл. № 8. На первом плавно вздымающиеся и опускающиеся волны с белой чайкой на их фонеМеня удивляло, почему капельки желтые. Сами литовцы говорят: «Знаете, балтийское побережье – это янтарное побережье, это от янтаря».

Сл. № 9. На втором – застывшая, прозрачная глубина морских вод с кораблём (утонувшим ли ???). Из глубины к морской поверхности строится эта композиция. Прежде всего и ближе всего воспринимается рука с корабликом – рука поддерживающая, предлагающая, оберегающая, - знак доверия и покоя. Печаль светится двумя светильниками, горящими на поверхности и одновременно уходящих под воду, на дно.

На дне – один из построенных Чюрлёнисом городов. Перекликаясь со светом наверху, в городских строениях горят квадратики окон – деталь, грусть того, что кануло в бездну вод. Общее построение композиции как ряда волнообразных горизонталей, тёмных и светлых живописных слоёв наводит на мысль о «регистрах» морского органа и его полифоническом звучании.

 

Сл. № 10. На третьем – бушующие валы, которые вот-вот  поглотят хрупкие судёнышки. Большая волна развернута как пасть гигантская какого-то чудища. Это своего рода вызов, волны словно окаменели, пена застыла, и получился новый художественный эффект: вот сейчас обрушится эта тяжелая лавина камня на человека, не пенные когти, а тяжелые, грубые, гигантские куски застывшей лавы.

·        Какова цветовая гамма картин «Сонаты моря»? (контраст различных тонов одного цвета)

·        Какова их композиция? (трёхмерное пространство)

·        Какова одна из основных тем искусства Чюрлёниса? (Море – как тема, образ и символ, как звуковой и изобразительный материал играет особую роль в творчестве)

·        Какие эмоциональные состояния вызывает музыка «Моря»?

·        Какими оркестровыми красками рисует композитор такие разные состояния морской стихии? (чередование звучания отдельных инструментов и всего оркестра - tutti)

·        Определение профессии М Чюрлёниса кто же он: художник или композитор?  - он одновременно и художник музыки, и музыкант живописи.

5.     Вывод. Сл. № 12. Искусство  всегда раскрывает перед слушателями, зрителями, читателями жизнь во всём её многообразии. Главное – стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают.

Любой счастливой мысли появленье

И дерзость строк, пришедших неспроста, -

Всё возникало с чувства удивленья,

Всё начиналось с чистого листа.

У пульта, за роялем, на арене,

Над глиной, на подмостках, у холста –

Да что искусство – мира сотворенье –

Всё начиналось с чистого листа. М. Матусовский



Применение нового учебного материала:

  1. М.К. Чюрлёнис-представитель польской музыки.

  2. Чюрлёнис-основоположник литовской симфонической музыки.

  3. Чюрлёнис писал картины только маслом и темперой.

  4. В своём творчестве Чюрлёнис обращался только к духовным музыкальным жанрам.

  5. Чюрлёнис сочинял произведения крупной формы-сонаты и симфонии, а также циклические произведения.

  6. Чюрлёнис писал музыку, не имея профессионального музыкального образования.

  7. Чюрлёнис получил музыкальное образование вначале в Варшаве (музыкальный институт), затем в Лейпциге – Консерватория.

5.Присвоение нового знания: Учитель: Представьте себе, что вы- не только слушатель музыки, но имеете непосредственное отношение к музыке как профессионал (Музыкальный оформитель, звукорежиссёр, устроитель выставки). На основе полученных сегодня знаний составьте список произведений, фрагменты из которых вам нужно будет использовать в Вашем предполагаемом фильме или выставке. Объясните свой выбор.



6. Подведение итогов урока. Творческое д/з.