Конспект урока по предмету «МУЗЫКА»
по теме: «Музыкальный стиль – камертон эпохи. В.А. Моцарт».
(в классе фортепиано по предмету изучения музыкальной литературы)
(может использоваться в 8 классе общеобразовательной школы по предмету «Музыка»)
ДД(Ю)Т Богородицка Тульской области
программы педагога дополнительного образования:
Савкиной Аллы Николаевны.
Этапы урока:
Организационный момент: ознакомление с новой современной детской песней (слушание) «Летающий мальчик».
Повторение пройденного раннее: уточнение стиля музыки- фрагмента во вступлении песни и соотнесение этого материала с известным учащимся фрагментом музыки И.С.Баха в «Органной токкате и фуге ре минор, BWV565». Ответы учащихся.
Мотивация: постановка проблемы – вопроса: анализ нового музыкального материала, содержания, идеи песни «Летающий мальчик» и соотнесение этого с образом В.А.Моцарта в истории классической музыки.
Изучение нового материала:
4.1. Название темы урока: «Музыкальный стиль – камертон эпохи. В.А. Моцарт».
4.2. Презентация по теме урока.
4.3.Слушание музыки: Адажио фа - # минор из Концерта №23 ля мажор для фортепиано с оркестром В.А.Моцарта. (Существует переложение для двух фортепиано).
*Постановка проблемы – вопроса: анализ содержания музыки, уточнение стилевых особенностей данной музыки, определение идеи, заложенной композитом в развитие музыкальных тем.
4.4.Ответы и выводы учащихся.
4.5.Выводы – дополнение учителя к ответам детей: данное произведение В.А.Моцарта уже выходит за рамки классицизма, по содержанию – это «краткая биография» гения, идея - «прощальное письмо» композитора нам.
Домашнее задание.
Цель урока: Ознакомление с новым музыкальным материалом: современной детской песней «Летающий мальчик» и «Адажио» из Концерта №23 для фортепиано с оркестром В.А. Моцарта, установление смысловой связи в контексте «образ гения». Уточнение стилевых особенностей музыки Моцарта.
Задачи образовательные:
Расширение музыкального и культурного кругозора.
Развитие активного образного мышления и слуха на основе аналитико-синтетической деятельности.
Уточнение основных понятий: стиль, венская классика, концерт как жанр музыки, вклад В.А.Моцарта в музыкальное искусство прошлого.
Задачи воспитательные:
Активизация познавательной деятельности.
Развитие интеллектуальных способностей посредством активного слушания классической музыки.
Обогащение эстетической культуры.
План – ход урока:
1. Организационный момент: ознакомление с новой современной детской песней «Летающий мальчик».
2. Вопросы учащимся:
- Чем понравилась новая песня, есть ли что-то знакомое в новом музыкальном материале, идея песни «Летающий мальчик»?
Ответы учащихся:
- Красивая музыка с глубоким смыслом о чудо-ребёнке, во вступлении песни мы слышали фрагмент из «Органной токатты и фуги» И.С.Баха, идея – «летающий мальчик» несёт людям свет.
3. Итак, это обобщённый образ ГЕНИЯ. Назовите имена «летающих мальчиков» в науке и искусстве?
Ответы учащихся:
- Имена в науке и искусстве: Ньютон, Циолковский, Королёв, Толстой, Пушкин, Репин, Шишкин, Айвазовский, Бах, Рахманинов, Чайковский и многие другие.
Учитель:
- Сегодня вы поймёте, что образ композитора Вольфганга Амадея Моцарта в истории музыки - это образ «летающего мальчика».
4. Учитель:
- Сегодня мы познакомимся с произведением самого выдающегося композитора и яркого представителя венской классической школы эпохи классицизма – с «Адажио» из Концерта №23 Вольфганга Амадея Моцарта и уточним основные характеристики его творчества и стиля, коснувшись и его биографии.
4.1. Тема урока: «Музыкальный стиль – камертон эпохи. В.А. Моцарт».
4.2. Внимание, ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Учитель:
- Итак, В. Моцарт – представитель венской классической школы (наряду с его предшественником - И.Гайдном и последователем - Л.Бетховеном). Давайте уточним, что основной формой инструментальной музыки тогда был сонатно-симфонический цикл. Это крупная форма произведения, в произведении строгие пропорции, всё подчинено одной цели, динамика яркая. Всё это характерно для классического стиля в музыке. Классицизм (образцовый) – стиль и направление в искусстве XVII – начала XIX в. Упорядоченность, гармония, внутреннее единство целого и его частей, строгие пропорции – все эти качества отличают творения видных представителей классицизма.
Все эти черты мы слышим и в музыке Моцарта.
Классики переосмыслили и заставили зазвучать по - новому все музыкальные жанры и формы. Произведениям присуща целеустремлённость: в них отчётливо различаются конечная цель музыкального движения, его итог. Все части произведения находятся в строгом равновесии. Итак, СТИЛЬ в музыке - это совокупность приёмов и признаков, характеризующих музыкальное искусство определённого времени и направления или индивидуальная манера композитора в отношении идейного содержания и художественной формы.
4.3. Особенное развитие в творчестве Моцарта приобрёл жанр инструментального концерта, вы знаете, что это состязание одного или нескольких инструментов и всего оркестра (здесь, у Моцарта, контраст существует не только между частями концерта, но и между самими музыкальными темами – мелодиями главной и побочной партий внутри частей). Вы уже знаете, что Адажио (ADAGIO) – это обычно вторая (третья) часть крупной формы классического произведения.
Обратимся к музыкальному произведению – «Адажио» из Концерта №23 для фортепиано с оркестром В.А.Моцарта, внимательно (активно) слушаем его и отвечаем на вопросы:
– можно ли говорить об одном настроении?
– сколько музыкальных тем слышим в произведении, контрастны ли они, каким образом они развиваются, есть ли повторы, что в заключении?
– как композитор выразил основную идею?
4.4. Ответы учащихся:
- В произведении не было единого настроения, оно менялось, динамика тоже разная, темы контрастны и их две, где вторая на время как бы перерождается в совсем иную, затем темы повторяются по одному разу. Идея этого «Адажио» – это воспоминания самого композитора о детстве и юности.
4.5. Учитель:
- Да, вероятно, вы правы, однако, я бы добавила к тому же, что «воспоминания» эти идут как бы со стороны, я думаю, что это взгляд души человека на свою жизнь сверху. Я, например, вижу здесь «подчерк» «летающего мальчика»…
Дополнения учителя к выводам учащихся по пройденному материалу:
- Необычные сложные и утонченные сопоставления гармоний и ладов, тональностей, яркая красочность оркестровой звучности и удивительная красота и контраст мелодий основных партий, свободная трактовка в развитии тем-образов – это уже признаки другого стиля в музыке: романтизма. Для этого стиля характерно было – показать тонкий внутренний мир человека, его душевные переживания, часто противоречивые (быстрая смена настроения, динамики, характера музыки.)
Романтизм – идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII -1-й половины XIX в. Чуткое, тонкое и глубокое выражение внутреннего мира человека, его душевные переживания – главное завоевания романтической музыки. С этим мы будем знакомиться на следующих уроках.
Каждый музыкальный стиль имеет характерные черты.
В заключении:
- Вот так гениальный композитор, Вольфганг Амадей Моцарт, «шагнул» в следующее столетие – эпоху расцвета романтизма в музыке. Такие «шаги», измеряемые столетиями, могут принадлежать «летающим» личностям…на то он и ГЕНИЙ.
5. Домашнее задание: выучить слова песни «Летающий мальчик».
ИКТ: Фото для презентации взяты из Интернета, взяты личные фотографии автора данного материала, использован материал учебника “Музыка” авт.Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, материал учебника «Музыкальная литература зарубежных стран» авт. В.Н. Владимиров.
На уроке использована собственная авторская презентация по теме.
Приложение к конспекту урока по теме:
презентация, музыкальные файлы в формате mp-3.
Данный материал подготовлен учителем музыки А.Н.Савкиной как Электронный Образовательный Ресурс по курсу преподавания предмета – Музыка, 8 класс, в общеобразовательной школе, 2014г.
К уроку: фото для презентации взяты из интернет ресурсов, использован материал учебника “Музыка” авт.Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.