Технологическая карта занятия с приложением на тему Особенности драматургии сценической музыки на примере оперы Кармен Ж. Бизе -7 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Технологическая карта урока музыки в 7 классе. Автор-составитель: Куксина А. В. ,учитель музыки МБОУ «СОШ №17» г. Усть-Илимск


Рассмотреть понятие «драматургия» на примере сценического произведения – оперы Ж.Бизе «Кармен». Воспитывать уважительное отношение детей к классической музыке, способствовать формированию нравственных качеств человека.

Тип занятия

Изучение новой темы

Жанр занятия

Творческий портрет композитора.

Вид занятия

Мастерская по построению знаний

Продолжительность

1 час с последующим углублением темы на следующих урока.

Формы работы

Индивидуальная, групповая, коллективная.

Методы обучения

По источнику знаний: словесные, наглядные, практические; по характеру познават. деятельности: частично-поисковый.

Методы воспитания

убеждение, приучение и общественное мнение.

Методы стимулирования

поощрение и одобрение, метод соучастия и импровизации.

Оборудование

• мультимедийное оборудование, презентация;

• аудио диск с музыкальными произведениями;

• раздаточный материал: информационный текст о создании оперы; фото-распечатки, листы бумаги формата А-4 для составление ментальных карт.

Музыкальные произведения

Аудио фрагменты из оперы «Кармен» Ж. Бизе: увертюра к опере, ария Кармен «Хабанера», ариозо (с цветком») Хосе, куплеты Эскамильо «Тореодор», современные обработки данных фрагментов. Видео фрагменты оперы: ария Кармен, куплеты Эскамильо, цыганская песня.

Планируемые образовательные результаты урока

Понятия и термины.

Сценическая музыка, драма, реалистическая опера, песня, мелодия, увертюра, ария, ариоза, хабанера, музыкальный образ, композитор, средства муз. выразительности.

Предметные знания и умения, которыми овладеют уч-ся на занятии.

Научатся: раскрывать особенность взаимодействия образов драматического музыкального произведения,

понимать и использовать в своём лексиконе музыкальную терминологию;

определять особенности жанра музыкально-сценического спектакля – опера, знать имя автора;

отличать тембровую окраску певческих голосов

анализировать муз. произведения, понимая значимость выразительных средств музыки в передачи образа.

Получат возможность: соприкоснуться с творчеством великого французского композитора,

воспринимать и анализировать разноплановую информацию через изучение распечаток, слушание музыки, просмотр видео.

Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока

Познавательные УУД:

уметь работать с информацией, определяя главную мысль, идею, суть;

испытывать интерес к изучению новой информации для решения поставленных задач и поисковых ситуаций;

проводить логические умозаключения, синтез, анализ и обобщение информации через написание сенквейна.

Регулятивные УУД:

определять цель, выстраивать задачи для её достижения;

участвовать в обсуждении темы,

уметь оценивать и анализировать результат своего труда и деятельности других;

организовывать свое рабочее место для выполнения работы.

Коммуникативные УУД:

умение осуществлять сотрудничество группе, с целью решения общей задачи.

Личностные УУД:

повышение уровня учебной мотивации к изучению предмета;

формирование личной фонотеки;

эмоционально воспринимать музыку, анализировать и выражать своё отношение;

Структура занятия

1.Организационный момент.

2 Индуктор – озвучивание и обсуждение темы мастерской.

3. Выражение ассоциаций, связанных с темой занятия.

4. Изучение нового материала через знакомство и анализ информации в виде распечаток (групповая работа).

5. Слушание и анализ музыкальных фрагментов с целью раскрытия внутреннего образа героев произведения.

6. Сравнение предполагаемой информации с образцом в форме просмотра видео фрагментов.

7. Работа по составлению ментальной карты для отработки изучаемого материала.

8. Сравнительный анализ музыкальных фрагментов в современной обработке с первоисточником.

9. Выражение собственного отношения к произведению через создание сенквеина (индивид. работа)

10. Рефлексия: продолжить фразу: «Сегодня на мастерской мне было как - ……».

11. Домашнее задание.

Ход занятия.

Индивидуальное изучение и обсуждение печатной информации в группе, соотнесение её с вопросом из списка вопросов, подготовка ответа на этот вопрос.

Вопросы:1.Автор произведения и всё о нём (текст 1).

2. Премьера оперы (текст 2).

3.Значени оперы для композитора и музыкального искусства (текст2).

4.Отношение публики к произведению (текст 2,3).

5.Идея произведения (текст 4).

6.Сюжет оперы (текст 5).

7.Главные герои оперы (текст 5)

8. Драматургия произведения (сопоставление фактов и общий вывод по итогу работы над произведением).

Социализация

Организация межгруппового взаимодействия, анализ деятельность детей. Пояснение по ходу работы.

Межгрупповое взаимодействие ребят по обмену изученной информации: знакомство с жанром, идеей, сюжетом, первоисточником, автором, названием, главными героями произведения. Заполнение пунктов ментальной карты.

Социоконструкция

С помощью презентации дать определение «увертюра». Звуковое оркестровое воспроизведение вступления к опере - увертюры (аудиозапись). Нацеливание ребят на слушание музыки и на определение общего её настроения.

Слушание увертюры. Высказывание своих ощущений и полученных от музыки эмоций.

Самоактуализация

Создание условий для свободного общения.

Высказывание своих чувств, эмоций и ощущений, полученных от музыки. Заполнение ментальной карты. Коллективная работа.

Социоконструкция

Самоактуализация

Нацеливание ребят на знакомство с главной героиней оперы - Кармен. Дополнить объяснение ребятами понятия «ария» как сольного номера оперы, характеризующая главного героя. Прежде чем дать послушать её арию «Хабанера», раздать распечатки текста арии.

Объяснение понятия «Ария». Слушание музыки – «Хабанера» - ария Кармен (у любви как у пташки крылья), определение своих ощущений от её звучания (индивидуальная работа). Составление образа Кармен через анализ текста арии (о любви, чувствах) и разбор музыкальной темы, позволяющей представить внешний и внутренний облик героини. Заполнение информации в карте (героиня влюбчивая, красивая, энергичная…). Коллективная форма работы.

Социоконструкция

Самоактуализация

Социализация

Демонстрация видеофрагмента. Объяснение понятия «Хабанера» после разбора образа. (Хабанера – кубинский народный танец с медленными четкими движениями импровизационного характера, распространившийся в Испании и Латинской Америке), «меццо-сопрано» - разновидность женского голоса. Обращение детей на то, где находится героиня и каково её окружение (тюрьма, солдат-надсмотрщик). Пояснения по сюжету и развитию действий новеллы и оперы.

Знакомство детей с оперной певицей современности Еленой Образцовой (7.07.1939-12.01.2015) и окраской звучания голоса меццо-сопрано (средний женский голос). Расширение информации о героине Кармен через просмотр видеофрагмента оперы. Дополнение синонимов в ментальной карте по характеристике героини (страстная, хитрая, коварная, свободная, своенравная, резкая…). Коллективное обсуждение информации.

2-й час занятия

Индуктор

Проигрывание темы Кармен на инструменте. Настрой обучающихся на дальнейшее изучение темы.

Определение звучащей темы и произведения. Разучивание арии Кармен. Постановка дальнейших задач занятия - продолжение работы по опере, обзор образов Хосе и Эскамильо с опорой на изобразительность музыки.

Социоконструкция

Самоактуализация

Социализация

Аудио воспроизведение ариозо (с цветком) Хосе. Определение «ариозо» (маленькая ария с речитативом). Объяснение понятия тенор как высокого муж. Голоса.

Слушание ариозо Хосе. Анализ музыки и определение по ней внутреннего эмоционального состояния персонажа оперы. Знакомство с разновидностью мужского голоса – тенором (высокий мужской голос) Индивидуальное и коллективное заполнение карты.

Социоконструкция

Самоактуализация

Социализация

Аудио воспроизведение куплетов Эскамильо «Тореодор», марш. Объяснение понятия баритон (разновидность мужского голоса – средний). Раздача текстов куплетов героя.

Определение характера героя Эскамильо через лушание и анализ музыки и текста куплетов Эскамильо «Тореодор», марша. Высказывание собственных ощущений. Знакомство с окраской звучания мужского голоса – баритона. Заполнение карты.

Промежуточная рефлексия

Подведение детей к логическому умозаключению и обобщению изученной информации. Обращение внимания детей на драматургию оперы.

Логические мыслительные операции по формулированию выводов и определения основной драматургии произведения, понимание отвержения произведения одной категорией слушателей и признания другой частью публики. Завершение работы по заполнению ментальной карты. Определение драматургии оперы (основана на контрастном сопоставлении полной драматизма и роковой обреченности любовной драмы и ярких, праздничных сцен народной жизни. Это противопоставление развивается на протяжении всего произведения, начиная с увертюры и вплоть до кульминационной заключительной сцены. Одна из реалистических опер, отражающая реальность жизни).

Социоконструкция

Самоактуализация

Социализация

Воспроизведение аудио фрагментов в современных обработках.

Слушание муз. фрагментов в современных обработках. Сравнение их с образцом. Высказывание своего отношения.

Письменная рефлексия по теме

Наблюдение за деятельностью ребят. Слушание вариантов ответов, поощрение, одобрение.

Письменная рефлексия по выражению своего отношения к изученному произведения в составлении сенквейна. Озвучивание желающих своих творческих текстов.

Самоактуализация

Озвучить высказывания видных людей о личной оценки произведения «Кармен». Петр Ильич Чайковский писал: «Опера Бизе — шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире…». «Жизнь доведена в музыке Бизе до ослепительного сверкания» - А. В.Луначарский. По мнению режиссера оперных постановок Малера в опере «Кармен» нет ни одной лишней ноты».

Слушание и сравнение своих вариантов отношения к опере, выраженных в сенквейне, с высказываниями видных деятелей.

Разрыв мастерской

Обращение к ребятам с просьбой поднять руки тех, кто сегодня на занятии узнал для себя нечто новое и интересное. Анализ ответов.

Осознание детьми внутреннего противоречия между имеющимися первоначальными знаниями о произведении и приобретёнными в ходе различных видов деятельности в рамках мастерской.

Устная рефлексия по проведению мастерской

Обобщение и одобрение деятельности всех участников мастерской. Высказывание своего ощущения от общей работы «Мне с вами было очень легко и интересно работать. Желаю всем дальнейших успехов в изучении музыкального искусства»

Продолжить фразу «Сегодня на мастерской мне работалось или было…(интересно, познавательно, скучно,...»

На последующих уроках.

1.Представление домашнего задания.

3.В качестве повторения теоретического материала прошлого занятия о произведении «Кармен» - Ж.Бизе определить задание в подгруппы по составлению ментальной карты и представлению её другим группам.

2. Знакомство с Кармен – сюитой (балет) Р. Щедрина, сумевшего творчески и бережно сохра-нить индивидуальность бессмертной музыки, выя-вить и ещё более усилить заложенный в нём тан-цевальность, трагические контрасты, приблизив его тем самым к проблемам нашего времени. Здесь свободному духу Кармен противостоит общество «масок» - людей, лишённых индивидуальности.

1.Подготовка презентации по опере «Кармен».

2.Осознание важности оперы Ж. Бизе для современного времени.

Приложение 1. Изучения информации

1.Опера «Кармен» – кульминация творчества французского композитора Жоржа Бизе (1838-1875) и одна из вершин всей оперной музыки. Эта опера стала последним произведением Бизе: ее премьера состоялась в 1875 году, а ровно через три месяца композитора не стало. Его преждевременная смерть была ускорена непредсказуемыми грандиозными событиями, развернувшимися вокруг оперы. События оперы разворачиваются в Испании, где Жорж Бизе ни разу не бывал, но прим это, создал самую испанскую французскую оперу, ставшую классикой испанской музыки.



2.После премьеры опера «Кармен» Жоржа Бизе не была принята Парижским обществом. Почтенная публика нашла сюжет оперы неприличным, вульгарным и безобразным. Благодаря буре, вызванной печатными изданиями в СМИ того времени, не рекомендуемые к просмотру оперу, её посетили множество людей хотя бы из любопытства. Лучшей рекламы невозможно было и придумать. Она стала иметь большой успех в странах восточной Европы и в России. А Петр Ильич Чайковский назвал эту оперу Шедевром, буквально напророчив ей всеобщую любовь. 



3.Самое важное в опере «Кармен» Жоржа Бизе, состоит в том, что она не была просто оперой для буржуазии. Взятые сцены из жизни простых людей сделали её по настоящему любимой народом. В ней все понятно и так близко и в то же время не лишено романтики. Идея оперы заключается в утверждении права человека на свободу чувств. В «Кармен» сталкиваются два разных жизненных уклада, два мировоззрения, две психологии, «несовместимость» которых закономерно приводит к трагическому исходу.



4.Сюжет оперы «Кармен» Жоржа Бизе заимствован из-за заключительной главы одноименной новеллы Проспера Мериме, точнее, содержащей рассказ Хосе о его жизненной драме – неразделённой любви к цыганке Кармен. Поступки и образ жизни девушки задевают и меняют судьбы тех, кто оказывается с ней рядом. Свободолюбивая и отрицающая законы, пренебрегающая чувствами и просьбами Хосе, она сотрудничает с контрабандистами и кокетничает с Эскамильо. Тогда Хосе убивает свою любимую, чтобы она не досталась никому.



Закрепление знаний через алгоритм анализа текста.

Вопросы для анализа текста записать на доске заранее, но озвучить после чтения:

1.Название, жанр и автор произведения.(текст 1)

2.Премьера оперы (текст 1)

3.Значение этой оперы в жизни композитора и для мирового музыкального искусства (текст 1).

4.Причина скандала вокруг оперы (текст 2).

5.Отношение народа к опере «Кармен» (текст 2, 3).

6. Важный момент оперы (текст 3)

7. Идея произведения (текст 3).

8.Сюжет оперы (текст 4).

9. Драматизм оперы – вывод из прослушивания музыкальных фрагментов.