Донотный период обучения в системе музыкального воспитания детей
Детей надо любить всем сердцем,
Каждый школьный урок
должен быть осмыслен педагогом,
как подарок детям.
Каждое общение ребенка со своим педагогом
должно вселять в него радость и оптимизм.
Ш. Амонашвили
В настоящее время существуют различные педагогические направления и школы. О школах, приемах, методах ведется много дискуссий. По этому поводу гениальный пианист И. Гофман сказал: « Никакое правило или совет, данные одному, не могут подойти никому другому, если эти правила и советы не пройдут сквозь сито его собственного ума и не подвергнуться при этом таким изменениям, которые сделают их пригодными для данного случая.
Баян – инструмент достаточно сложный в начальный период обучения. Учащемуся приходится овладевать двумя различными клавиатурами в условиях отсутствия зрительного контакта с ними, затрачивать значительные физические усилия для извлечения звука при управлении мехом, уметь читать ноты параллельно в двух ключах, решать различные координационно – двигательные задачи.
Самый главный вопрос, стоящий перед педагогом, как сделать так, чтобы учеба была в радость, как оградить ребенка от отрицательных эмоций, неудач и легко преодолеть барьеры начального периода, как сохранить светящимися глаза?
В основу обучающей методики должна быть положена система развивающего обучения, дидактический принцип доступности – от простого к сложному, ежеурочное обновление заданий, отказ от непомерно длительных сроков работы над произведением, развитие инициативы и самостоятельности учащегося. Каждый урок служит маленьким звеном большой цепочки знаний, требует от педагога довольно объемной подготовительной работы. Все эти усилия окупаются сторицей: через некоторое время мы получаем ученика со сформировавшееся мотивацией обучения , приходящего на урок, как на праздник.
Донотный период в среднем длиться до середины первой четверти. Задачи донотного периода: дать не только необходимые теоретические сведения и привить первоначальные игровые навыки, подав их в интересной, доступной для ребенка форме, но и сформировать самое главное – увлеченность музыкой, интерес к занятиям, желание трудиться.
Предполагается следующее содержание работы в донотный период: изучение теоретического материала, в том числе и нот, усвоение основ посадки, постановку рук через игру по слуху правой, левой и двумя руками, слушание музыки, работу с магнитофоном, игру в ансамбле с педагогом.
Урок специальности не должен дублировать урок сольфеджио. Ученику приходиться запоминать много новых слов, определений, понятий, поэтому следует давать минимум элементарных сведений, необходимых для занятий в данный момент. Объем теоретических знаний достаточно обширен: объяснение новых тем, показ на инструменте, использование дидактических игр. Параллельно ученик запоминает местоположение нот, устно «читает» их с листа, выполняет письменные задания, работает по музыкальным прописям. Лучше запомнить теоретический материал поможет чтение стихов(поначалу в исполнении педагога, а затем и ребенка). Работая с учеником над умением находить нужные интонации, выделять главные по смыслу слова, определять темп, настроение, педагог развивает эмоциональную сферу ребенка, подготавливает его к прочувствованному исполнению музыкальных произведений.
Играя по слуху одной( правой) рукой, учащийся осваивает простейшие песенки. В первых мелодиях каждая клавиша вводится в качестве новой темы. Игра на инструменте и одновременное пропевание мелодий со словами способствует развитию координации между голосом и внутренним слухом.
Левая клавиатура в донотный период осваивается через игру упражнений по слуху.
Самый трудный в координационном плане этап соединения партий обеих рук осуществляется также при игре по слуху.
В донотный период используется штрих нон легато. Применение его наиболее целесообразно для формирования свободного исполнительского аппарата. Применение его наиболее целесообразно для формирования свободного исполнительского аппарата.
Игра в ансамбле должна входить в структуру каждого урока. Одна пьеса изучается в течение нескольких занятий, меняются только темповые и динамические задачи. Заучивание своей партии не обязательно для ученика. Совместное музицирование способствует развитию более устойчивого чувства ритма, обогащает гармонический слух, подпитывает ученика музыкальной энергетикой педагога. Учитель и ученик во время игры - одно целое, это сближает их, благотворно сказывается на взаимоотношениях.
Применение технических средств обучения в век компьютеризации – это насущная необходимость. Каждый учащийся приносит диск (кассету), которая подписывается и хранится в классе. Непосредственно на уроке записывается вся «музыкальная биография» ученика- стихи, первые песенки, исполняемые им по слуху. Подобный вид деятельности стимулирует учащихся, побуждает к более серьезной домашней подготовке. Эта форма работы поднимает качественный уровень обучения на более высокую ступень.
Многие неудачи ребенка в донотный период учитель должен расценивать не как лень, а как неумение работать над встретившимися трудностями, ученик «не волшебник, он только учится» и потому имеет право на ошибку. Не забывать о перерывах в работе. Под запретом должно быть слово «плохо», лучше заменить его на «не совсем удачно». Помнить, что на фоне отрицательных эмоций условные связи не формируются.
Несмотря на подготовку и продумывание каждого конкретного урока, работа с детьми – это зачастую в значительной степени импровизация. Она может быть успешной только тогда, когда педагог опирается на глубокое знание детской психологии. Но самое главное качество наставника – вера в достижении хороших и отличных результатов в развитии своих наставников. И если происходит совместное слияние творческих устремлений учителя и ученика, то занятия музыкой способны в огромной степени повлиять на нравственное и духовное развитие ребенка.
3