Доклад на тему Принципы работы концертмейстера в современных условиях

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...









методический доклад


на тему






«Принципы работы концертмейстера

в современных условиях, как важная

составляющая процесса реализации

личностно-ориентированной модели обучения

в классе вокала»











Винницкая Оксана Николаевна,

МКУДО «ДМШ №2» г.Тайшета,

преподаватель, концертмейстер











2014

Принципы работы концертмейстера в современных условиях, как

важная составляющая процесса реализации

личностно-ориентированной модели обучения в классе вокала

Винницкая Оксана Николаевна,

МКУДО «ДМШ №2» г.Тайшет,

преподаватель, концертмейстер

Введение

Концертмейстер - пианист-аккомпаниатор, помогающий солисту или коллективу музыкантов в их основной деятельности. Можно с уверенностью сказать, что это самая распространённая профессия среди пианистов. Участие концертмейстера является неотъемлемой частью учебного процесса вокальных исполнителей, солистов, ансамблей, хора в ДМШ или ДШИ. Широко распространён ошибочный стереотип - «концертмейстер - это человек на вторых ролях». На самом деле, по поводу второстепенности данной профессии можно спорить. Далеко не всегда концертмейстер играет «под солистом», в большинстве случаев участие в музыкальном ансамбле равноправно, а иногда концертмейстер берёт на себя функцию дирижёра. Зачастую роль концертмейстера сводится не только к игре по нотам, но и к разучиванию партий, созданию образа, интерпретации, контролю над качеством исполнения и т.п. Помимо того, концертмейстер должен быть хорошим педагогом, психологом, организатором.

Обязательные требования к профессионализму концертмейстера класса вокала: наличие музыкальной одаренности, владение навыками игры в ансамбле, артистизм, фантазия, развитые образные слуховые представления, эрудированность в вопросах музыкальных стилей, музыкальной формы, скорость реакции, гибкость, дирижерское начало, знание основ искусства вокального исполнительства, понимание исполнительской специфики солиста. Концертмейстер должен, помимо музыкальной чуткости, обладать ясным мышлением, крепкими нервами и хорошей интуицией. Умение импровизировать и подбирать по слуху поможет разнообразить уроки первоклашек. Даже игра гамм может превратиться в удовольствие.

Рассмотрим подробнее работу концертмейстера в классе вокала.

Выделим четыре основных компонента в работе концертмейстера:

  1. Работа концертмейстера с педагогом и учеником (на уроке)

  2. Работа концертмейстера с учеником

  3. Работа концертмейстера с педагогом

  4. Самостоятельная работа концертмейстера

Компонент первый. Педагог - ученик - концертмейстер. Педагог выполняет активную функцию, ведёт урок, концертмейстер вникает в творческий замысел коллеги, параллельно выгрываясь в текст, отмечая важнейшие опорные точки композиции. Одна из важнейших составляющих

начального этапа освоения произведения для концертмейстера - помочь ученику разучить его партию. Поэтому вначале пианисту придётся совмещать подыгрывание партии с собственно партией солиста. Необходимо помнить, что голос вокалиста - инструмент с нефиксированным интонационным строем, поэтому помощь рояля (по возможности хорошо настроенного) здесь очень велика.

Необходимо с первых занятий создавать атмосферу взаимного доверия с учеником. На репетиции к концерту задача концертмейстера совместно с педагогом - отстроить звуковой баланс в том помещении, где состоится мероприятие.

Педагог и концертмейстер должны грамотно выстраивать цель каждого урока, в зависимости от возраста ребенка, степени его одаренности, накопленного опыта, необходимо ставить заведомо выполнимые задачи, развивая обучающегося планомерно, тем самым программируя на успех.

Компонент второй. Концертмейстер - ученик. Иногда

концертмейстеру по ряду причин приходится оставаться с обучающимся или ансамблем один на один. Работа пианиста отнюдь не должна сводиться к многократному повторению произведения. Концертмейстер берёт на себя активную, педагогическую, роль в подобной ситуации. Вместе с обучающимися проучиваем текст, трудные места, находим общие точки соприкосновения, выстраиваем агогику, отождествляем штрихи, выверяем темпы (на более поздних этапах работы). Если это разбор, помогаем выучить партию, делая акцент на ритмическую чёткость и интонационную точность.

В течение учебного года приходится работать с обучающимися разного возраста и уровня подготовки. С учениками младших классов прослушиваем, стучим ритм, пропеваем голосом. С учениками старших классов, которые уже накопили достаточный слуховой опыт, можно поработать над стилистикой и осознанным созиданием художественного образа.

В работе с ансамблем также следует учитывать возраст и разноуровневую подготовку. Пианист в силу наличия своих сугубо пианистических знаний не всегда может указать обучающемуся на специфические ошибки вокалиста - это работа педагога. Но он вполне в состоянии помочь ученику провести первую часть урока - распеть вокального исполнителя в начале занятия, исправить интонационные и ритмические ошибки, подсказать мелизматику, объяснить её особенности на примере данного произведения, если потребуется, рассказать об эпохе и истории создания данного произведения, дать обзорное представление о композиторе.

Отработка сценической синхронности действий.

Ансамбль - это единый организм. Проученная, слаженная игра ансамбля воспринимается слушателем как нечто неразделимое. Мы должны и внешне помочь этой целостности. Хорошо, хотя и не обязательно, если ансамбль (в т.ч. концертмейстер) будет одет в схожую по стилю и цвету одежду. Также очень важны выход на сцену и уход, выстроенность,

одновременный поклон до и после выступления. Внешние атрибуты производят хорошее впечатление при условии качественного исполнения.

Отработка совместного начала при отсутствии вступления, как показывает практика, в первые два года обучения - камень преткновения для многих детей. Наша, концертмейстерская, задача: давать ауфтакт (кивок головы, короткий вдох, жест, движение корпуса, даже мимика - здесь может работать что угодно, лишь бы ученик понимал вас в буквальном смысле с полувздоха) и научить давать ауфтакт - коротким лёгким поднятием головы или легким кивком. В работе с детским коллективом ориентируемся на первый голос - концертмейстера ансамбля. По его знаку концертмейстер кладёт руки на клавиатуру.

В процессе индивидуальной работы концертмейстер с ансамблем может проучить отдельно с каждой группой их партию, подыгрывая ее на рояле отдельно или вместе с аккомпанементом. Роль концертмейстера в большом коллективе - объединяющая, дирижёрская, на пианисте лежит огромная ответственность за темп, движение, агогику, за образ и общую целостность произведения.

Компонент третий. Концертмейстер - педагог. Педагог с
концертмейстером всегда найдут время для совместной работы.
Это
методическая работа совместное создание рабочих,

экспериментальных программ, планирование открытых

уроков; инновационная деятельность - поиски нового, актуального репертуара, в том числе издаваемого современными композиторами, создание интересных, ярких переложений и, как следствие, ярких концертных номеров. Совместное чтение с листа найденных композиций, обсуждение и планирование предстоящей концертной деятельности обучающихся. Приветствуется совместная концертная деятельность коллег, участие в профессиональных конкурсах. Это обоюдно обогащает музыкантов, повышает их исполнительский и общекультурный уровень, учит взаимному доверию и создаёт заражающую творческую атмосферу в процессе занятий с детьми.

Компонент четвёртый. Концертмейстер. Концертмейстер должен постоянно совершенствовать свой исполнительский уровень. Без этого попросту трудно и неинтересно работать.

«Плохой пианист никогда не сможет стать хорошим аккомпаниатором, впрочем, и не всякий хороший пианист достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьёт в себе чуткость к партнеру» ( [link] .