Исскуство музыкальной импровизации насчитывает длинную историю. В европейской профессиональной музыке она получила распространение ещё в средние века, а расцвет её связан с эпохой Возрождения. В те времена, когда нотная запись была ещё не достаточно совершенной, воплощение композиторского замысла во многом зависело от таланта и импровизаторского мастерства музыканта - исполнителя. С годами нотная запись совершенствовалась, но искусство импровизации продолжало развиваться. В концертах, по традиции, музыкант должен был импровизировать на популярные темы, предложенные публикой. Мелодии разрабатывались и превращались на глазах у слушателей в вариации и фантазии. Из истории мы знаем, как покоряли публику своими импровизациями Бетховен, Шуберт, Паганини, Лист, Шопен…
В веке понятие импровизация, главным образом, ассоциируется с джазом, но интерес к этому искусству начинает постепенно возрождаться. Здесь речь пойдет о приобщении к импровизации учеников детских музыкальных школ, основное предназначение которых воспитание будущих любителей музыки, чтобы они, окончив музыкальную школу, могли использовать свои знания в повседневной жизни более широко. Поэтому, если наряду с традиционной программой дети научатся транспозиции, подбору по слуху и импровизации, то обучение станет значительно эффективней.
В первый класс детской музыкальной школы приходят дети семи - восьми лет, с разной подготовкой. Если ученик уже знаком с устройством клавиатуры, знает название звуков и их нотное изображение, то с такими учениками начинаем разучивать маленькие песенки (со словами) сперва по нотам, потом - на память. (Петушок, Зайчик, Василёк.)
В процессе разучивания песенки ставится одновременно несколько задач : организация аппарата, правильное звукоизвлечение , правильная аппликатура, точность ритмического воспроизведения. Переход к импровизации происходит, постепенно усложняясь по мере усложнения пианистических навыков, по определенной системе.
Когда ученик хорошо освоит предложенную песенку, ему необходимо научиться подбирать ее по слуху от любого звука, но обязательно с пением. Дело в том, что транспозиция, подбор по слуху и ипровизация взаимосвязаны между собой, исключить какой либо элемент не возможно. Подбор по слуху подобного типа можно одновременно считать и транспозицией.
Допустим, малыш хорошо освоил столь распространенную песенку, как «Василек». Если мы попросим его придумать на теже слова придумать какую- либо другую мелодию, то он поначалу растеряется. Возник естественный психологический барьер: все новое кажется чрезвычайно трудным. Прежде всего, ребенок пугается вида огромной клавиатуры и не в состоянии представить себе, какие же клавиши следует нажать что бы получился какой то другой «Василек». Да и вообще, разве «Василек» может быть другим, если он такой, какой он есть?
Попробуем сделать так, чтобы на смену растерянности пришла заинтересованность, а затем и раскованность. Для этого просим ученика сыграть и спеть «Василек» на любом одном звуке. Такой «Василек» ему, конечно, не понравится. Тогда предложим ему сыграть мелодию на любых двух звуков. Однообразно! Теперь пробуем взять три разных звука.
С тремя звуками чуть лучше! Дальше пробуем сыграть «Василек» наоборот, не сверху вниз, а снизу вверх. Следующий этап вариации. Видоизменения «Василька».
Все эти вариации показывает учитель, а ученик пробует, но редко получается удачно сразу; но с помощью подсказки учителя постепенно можно добиться неплохого результата. Теперь можно придумать совершенно новую мелодию «Василька», но уже из 5-6 звуков. Может показаться скучным и даже смешным такая слишком продолжительная возня с такой примитивной песенкой, как «Василек». Но вариационные из 4 звуков, двигающихся постепенно, без скачков в мелодии, наиболее доступны для начинающего импровизатора. И именно многочисленные вариационные комбинации с одной и той же мелодией могут послужить толчком к развитию музыкального мышления, творческой инициативы. На первых парах работа над импровизацией неразрывно связано с текстом. Дело в том, что в начальных классах с ритмом у детей возникает немало сложностей – им еще трудно разобраться в соотношении длительностей.
Работа вместе со стихотворным текстом помогает наладить ритмическое восприятие, ведь слова, связанные с размером стихотворной строфы, создают уже готовые ритмические формулы, которые легко могут сочетаться с мелодией, диктуя ей тот или иной ритмический рисунок. Для импровизации же ритмическая структура имеет особенно важное значение, т. к. ритм является главным элементом в организации музыкальной формы.
Следующий этап работы – это импровизация мелодии на двустишья и четверостишья. Например: очень чёткое по ритму, короткое четверостишье из стихотворения Чуковского: ехали медведи
на велосипеде ,
а за ними кот
задом наперёд.
Сначала ученик прохлопывает это четверостишье:
Хорошо запоминаем ритм. Потом пробуем играть на 2х,3х,4х и т.д. нотах. Учитель предлагает свои варианты и объясняет.
Ученик:
Учитель:
Далее знакомство с гаммой (с названием ступеней) и интервалами, хроматической и целотонной гаммой. Ученик должен усвоить одно очень важное правило: мелодия должна получаться не прямой, как канавка, а извилистой, как ручеёк. Для этого надо умело вести движение мелодии то вверх, то вниз. После скачка вниз, наоборот, постепенно подняться вверх.
Конечно же возможны варианты и исключения: два скачка подряд, некоторое «топтание» на одном уровне и т. д., если скачки небольшие (например на терцию или на кварту), то они не требуют особой осторожности. Бывают мелодии с плавным поступенным движением.
Далее игра в октаву двумя руками придуманных мелодий на четверостишья. Затем в терцию и, наконец, в сексту, и в разных регистрах (песню поют: волк, Дюймовочка и т. д.)
Следующий этап - мелодии на разные тексты с разными стихотворными размерами. Детям надо объяснить, что любое стихотворение таит в себе различные ритмические варианты. Например такое стихотворение: Мы в поле идём на зелёный простор
Здесь вышит цветами нарядный ковёр.
Самая простая ритмическая схема
Пробуем играть на неё мелодию. Дальше ищем более сложные ритмические варианты
с синкопой
с распевами на одном слоге:
Дальше игра двумя руками, но левая рука берёт разные интервалы, но не на каждый звук мелодии, а только там где захочется исполнителю.
Можно поиграть в игру «вопрос - ответ». Учитель задаёт «мелодический» вопрос на такие слова: «Что за вой? Что за рёв? То ни стадо ли коров?» Ученик придумывает музыкальный ответ на слова: «Нет , то не коровушка, это Таня – рёвушка» Можно пользоваться разными регистрами. Например: « волк»- спрашивает Красную шапочку в большой октаве, а та отвечает ему во второй октаве
Прежде чем перейти к импровизации мелодий с аккордовым сопровождением, занимаемся изучением аккордовой системы. (Тесное и широкое расположение, удвоения названия и обозначения аккордов, функции аккордов). Она осваивается постепенно, в течении длительного времени. Начинать нужно с трезвучий (мажор и минор, увеличенные и уменьшённые аккорды). Строим трезвучия на всех ступенях гаммы мажора и минора, играем сначала всё подряд с первой ступени, потом пробуем не по порядку. Можно вернуться опять к чётно - ритмическим двустишиям. Например: «Наша Оля по полу первый раз затопала» И сыграть аккорды к данному тексту с разными вариантами, записать аккорды и сыграть в них только верхний звук - из них сложилась мелодия. Теперь можно взять четыре разных трезвучия и записать их половинными длительностями, например: и попросить ученика подобрать мелодию к трезвучиям ( самую примитивную) тоже из четырёх звуков, то есть по одному звуку к каждому трезвучию. Ученику можно подсказать, что лучше, когда звуки мелодии входят в состав аккорда.
Дальше разнообразить ритм:
Можно менять мелодию не меняя аккордов:
Дальше изучается обращение аккордов, а так же функциональные особенности аккордов. Главные и побочные трезвучия.
Схема:
На схеме видно, что каждое трезвучие главных ступеней (первой, пятой, четвёртой) образует три функциональные группы: тоническую, доминантовую и субдоминантовую. Побочные трезвучия, связанные с главными трезвучиями двумя общими звуками, могут (в зависимости от обстоятельств) приобретать смысл тоники, доминанты или субдоминанты.
Далее изучаем правила соединения аккордов. Существует два вида соединения аккордов: мелодическое и гармоническое. Гармоническое соединение возможно только в том случае, когда у аккордов есть общие звуки. При соединении они остаются на месте, а остальные переходят на ближайшее расстояние, например:
В мелодическом соединении – звуки данного аккорда переходят в последующий плавным движением на ближайшее расстояние. Нежелательны параллельные квинты. На данном этапе занятий дети могут усваивать только самые простые элементы гармонии, и, по возможности, использовать их в своих импровизациях.
В ладотональностях кроме главных ступеней ( ) и побочных могут существовать ещё доминанты к каждой из названных ступеней (исключая ст. в мажоре и ст. в миноре). Все эти доминанты называются побочными, поскольку они не характеризуют тональность, попадая в неё как бы случайно. Ведь с помощью побочных доминант мы либо на миг оказываемся в другой тональности, либо задерживаемся в ней на продолжительное время. Строятся побочные доминанты от последнего звука трезвучия, к которому они подбираются, то есть от его квинты. Обозначаются они так: Д , Д , и т. д. Д --двойная доминанта, обозначается ДД
Изучение септаккордов и их обращений, а также их разрешения.
Знакомство с периодом, разделение его на два предложения. Учитель играет первую часть периода, ученик его продолжение. В данном случае большую роль играет чёткий, ясный ритм, поскольку он-то как раз и является самым главным элементом в построении формы. Можно импровизировать в четыре руки. Даётся несложная аккордовая схема с указанием ступеней, по которой мы будем импровизировать, например: вальс (можно польку)
предложение
предложение
Мелодия играется в верхнем регистре в октаву, а аккомпанемент в нижнем регистре. Порядок аккордов необходимо запомнить обоим партнёрам. Тот, кто будет играть мелодию, должен брать те звуки, которые входят в состав данного аккорда.
Как скоро эта задача будет освоена в мелодии можно пользоваться и не аккордовыми звуками.
Далее: Освоение параллельных тональностей и одноимённых мажора и минора и использование их в импровизациях. Теперь следует разговор о форме импровизации. Первая часть представляет собой период, а вторая- может быть либо в форме периода, либо образует похожее на него музыкальное построение, либо совсем не похожа на неё. ч. может точно повторять или с некоторыми изменениями. В то же время даётся понятие фактуры - способа изложения музыкальной ткани, в данном случае аккомпанемента. До сих пор было просто сопровождение мелодии аккордами а теперь, в зависимости от характера импровизации, будем находить для аккордов различные формы изложения.
Подводя итоги выше сказанного, ещё раз говорим о том, что чем раньше ребёнок познакомиться с элементами импровизации на уроках фортепиано, тем интересней и занимательней будет проходить его обучение на инструменте.