Статья на тему : Реализация ФГОС. Урок музыки в рамках системно-деятельностного подхода

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


«Реализация ФГОС в рамках предметной области «Искусство»»

«Урок музыки в рамках системно-деятельностного подхода в обучении»

Методист ДПО СЦРО

Волкова Л.И.

Современная сфера образования переживает период перехода от обучения, ориентированного, прежде всего, на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации и сохраняющий в процессе деятельности целостность гражданского общества и правового государства.

Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

  • Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897.

  • ФГОС - это требования реализации основной образовательной программы основного общего образования .

В новом Стандарте сформулированы требования к современному учителю: во-первых, это профессионал, который

  • демонстрирует универсальные и предметные способы действий

  • инициирует действия учащихся

  • консультирует и корректирует их действия

  • находит способы включения в работу каждого ученика

  • создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Во-вторых, это учитель, применяющий  развивающие технологии.

В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

Изучение предметной области «Искусство» в соответствии с требованиями ФГОС должно обеспечить:

  • Осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

  • развитие эстетического вкуса, художественного мышления учащихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой;

  • развитие индивидуальных творческих способностей учащихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

  • формирование интереса  и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России,  сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.

Музыка

При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем.

Основа Стандарта нового поколения – системно - деятельностный подход, основной результат применения которого - это развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий. Системно - деятельностный подход нацелен на развитие личности,  формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок,  необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно - деятельностного подхода.

Система дидактических принципов

1) Принцип деятельности  заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности  означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности  предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса  заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности  предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности  предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому подбору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества  означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.

     Для построения урока в рамках ФГОС  важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

      Психологическую основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности.

В чём же сущность деятельностного подхода?         

Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».

Технология данного метода  предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых обучающиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.

 Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

        Реализация технологии системно - деятельностного подхода  предполагает соблюдение системы дидактических принципов, один из которых - принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися  собственного опыта творческой деятельности. Развитие и использование творческих способностей ребенка способствует его более эффективному развитию и обучению.

Современная система образования ориентирована на активизацию творческих качеств обучающимися,  которые активно формируются на занятиях эстетического цикла, в ходе изучения которых у детей развивается способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях между людьми.

По своей уникальной возможности вызывать в человеке творческую активность,  искусство занимает первое место среди всех многообразных элементов, составляющих систему воспитания человека. Урок музыки, как процесс познания искусства, играет особую роль, поскольку творчество является его стержнем и влияет на развитие соответствующих способностей обучающихся. Музыкальные занятия дают возможность наиболее полно раскрыть основные психологические качества обучающихся (мышление, воображение, память, интеллектуальную гибкость и т.д.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость,  умение через музыкальное искусство познать глубину душевных переживаний).

Именно поэтому в современной системе образования проблема развития творческих способностей детей на уроках музыки является достаточно актуальной.  Одним  из главных условий развития творческих способностей детей является систематичность и последовательность, возможная индивидуализация обучения в рамках всего класса, а также использование поисковых ситуаций на уроке, которые реализуются в тесном взаимодействии учителя и учеников. Содержание каждого компонента музыкального образования и воспитания на уроке должно взаимодополнять друг друга и находиться в единстве с содержанием других компонентов.

У Уроки эстетического цикла, и музыка в частности, имеют большое воздействие на пподсознание (на эмоциональном уровне). Средства музыкальной выразительности ккомплексно воспитывают ребят: и на уровне сознания, и на уровне эмоций и чувств. Пподбор соответствующего репертуара (отечественных, зарубежных композиторов, ообразцов народной музыки), воспитывает в ребенке любовь к родным местам, к ллюдям, чувство гордости за историю страны, ее лучших представителей, ооптимистическая вера в свои силы и в светлое будущее страны и своего народа.

        Использование деятельностного подхода в обучении младших школьников решает главную задачу  – достижение оптимального общего развития каждого обучающегося  при сохранении здоровья.

       В основе деятельностного подхода к обучению рекомендуются разнообразные приемы и методы, «включающие» школьников в совместную работу - решение задач и заданий практического характера, разгадывание ребусов, загадок, игры, уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки- выставки …

      Для развития креативности  школьников была разработана система творческих заданий, включающая три блока. Главной целью этих заданий является  развитие таких творческих навыков ребенка, которые бы привели к свободному оперированию музыкальными знаниями, а также способствовали активному, уверенному, увлеченному музицированию в самых различных формах.

Так, первый блок заданий - «Музыкальная разминка» - направлен на развитие умений интегрировать, то есть связывать воедино, ассоциировать, классифицировать и обобщать информацию о музыкальном произведении, о жизни композитора и т.д.,  логически мыслить и выделять главное:

  1. «Письмо». Напишите письмо композитору-автору произведения. Опишите в нём свои впечатления от прослушанной музыки.

  2.  «Создай свой сюжет». Придумайте новый сюжет к  уже известной вам музыке.

Второй блок заданий - «Путешествие в мир звуков» - способствует развитию внимания и памяти обучающихся, умению прислушаться к себе, к окружающему миру, умению «слушать» и «слышать» музыку:

  1. «Нарисуй музыку». Представьте, что музыка передает какое-либо состояние природы (осень). Изобразите красками пейзаж именно в том состоянии, которое  передалось музыкой. Какие цвета подойдут для грустной музыки?  (Холодные, неяркие) Для жизнерадостной? (Яркие и теплые).

  2. «Цветная гамма». После прослушивания  и   исполнения музыки подберите и составьте из красок цветовую гамму-колорит. Нарисуйте этими красками радугу  или орнамент, соответствующий характеру музыки. 

  3. «Я - поэт». Подберите или  сочините сами  небольшое стихотворение (четверостишие) на прослушанную музыку.

  4.  «Я – композитор». Сочините музыку к  предложенным рисункам.

     При выполнении заданий этого блока  дети учатся  обращать внимание на оттенки своего настроения, передавать целые комплексы чувств и эмоций, вызванных жизненными обстоятельствами, музыкальными произведениями, услышанными на уроке, или другими факторами, то есть делятся более глубокими внутренними переживаниями.

Для того, чтобы обучающиеся наиболее тонко смогли прочувствовать образы музыкального произведения, был  использован  метод пластического интонирования. Такая работа позволила детям не только воплотить музыкальные образы, но увидеть и почувствовать, как в процессе развития музыки меняется характер пластического жеста.

Третий блок заданий - «Творческий марафон» - развивал умственную гибкость обучающиеся, их поисковую и вербальную активность через умение переключаться с одного вида деятельности на другой; умение выразить в вербальной форме логику развития своей мысли; умение мобилизовать в нужный момент свое внимание и память. В ходе выполнения этого задания обучающимся предлагалось построить взаимосвязи между словом, жестом и чувством, такие задания позволяли активно развивать ассоциативное мышление. В него были включены задания на тембровое, ритмическое, пластическое, мелодическое и вербальное фантазирование:

1.«В гостях у сказки». Задание выполняется группами обучающихся. Сочините сказку к музыке. Придумайте  главного героя, название сказки, последовательность событий.

2. «Музыкальный театр». Задание выполняется группами обучающихся. С помощью движений, пантомимы изобразите персонажей музыкального произведения.

3. «Я - артист». Послушайте  музыкальную пьесу.  Продумайте костюм, грим, движения. С помощью пластического интонирования, танцевальной импровизации изобразите персонажей.

Таким образом, основными условиями эффективного развития творческих способностей детей являются:

- систематичность и последовательность;

- возможная индивидуализация обучения в рамках всего класса;

- использование системно-деятельностого подхода, поисковых ситуаций на уроке, которые реализуются в тесном взаимодействии учителя и учеников.

Исходя из вышеперечисленного следует, что реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестает быть единственным носителем знаний, а будет «выполнять роль» проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать обучающимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать «готовое».  Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации:

1.      Использование дифференцированных заданий.

2.      Включение в образовательный процесс ИКТ.

3.      Использование метода проектов.

 

 

 

 

 



















[link]