Определение понятия метра, ритма и темпа

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


6 класс


Тема: Диалог метра и ритма. Темп.


Цель: Определить понятия метра и ритма и темпа


Задачи: Дать определения метра и ритма и темпа. Научить их «узнавать», определять, различать.




В музыке звуки организованы во времени. В связи с этим речь идет о двух терминах, довольно близких по применению, но имеющих все же большое различие. Это ритм и метр, с которыми мы уже встретились на предыдущем уроке. Повторим на всякий случай:


Ритм - чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов (ударений).


То есть, некий "рисунок" или "узор", который разворачивается во времени.


Сравним это с понятием "метра". Метр означает пульсацию, которая всегда есть в музыке.


Ритм - это рисунок, а метр - это координатная сетка.


Ритм записывается нотами, а метр считается на "раз-два" или "раз-два-три" и т.д.


Метр — система организации музыкального ритма.


Для измерения метра есть специальный прибор в виде четырехгранной пирамиды с маятником – он называется метроном Метцеля (его изобрёл немецкий музыкант Метцель)


Щелчки метронома называются долями.

Из долей складывается каждый такт произведения.

Количество долей в такте может быть разным, а первая доля такта называется сильной долей, т.к. она самая сильная по ударению.

Т.е. такт – это промежуток между двумя соседними сильными долями.


А то ударение, которое мы делаем на сильной доле при исполнении музыки, называется акцентом.


Доли, не имеющие ударений, называются слабыми долями.


Равномерное чередование сильных и слабых долей времени называется и метром - тот же смысл, но другими словами.


Доля метра может быть выражена различной длительностью: целыми, половинными, восьмыми или шестнадцатыми длительностями.


Метр, в котором акценты (сильные доли) повторяются равномерно через одну долю, называется двухдольным.


Метр, в котором акценты повторяются равномерно через две доли, называется трехдольным.



Самые частые метры: 2/4, 3/4 , 4/4, 6/8



ТЕМП


От лат. Tempus - время


Музыкальный темп - скорость музыкального процесса; скорость смены долей


Темпы подразделяются на три основные группы: медленные, умеренные и быстрые. Для определения темпов применяются, главным образом, итальянские обозначения.


Основными музыкальными темпами (в порядке возрастания) являются:


- ларго (очень медленно и широко);

- адажио (медленно, спокойно);

- анданте (в темпе спокойного шага);

- модерато (умеренно, сдержанно);

- аллегретто (довольно оживленно);

- аллегро (быстро);

- виваче (быстро, живо);

- престо (очень быстро).



Темп в музыке является одним из средств выразительности.

От того, какой темп в данном музыкальном произведении, зависит его характер: весёлые, радостные произведения обычно имеют быстрый темп, а грустные, печальные – наоборот, медленный.


Но так бывает не всегда – иногда медленный темп означает торжественность момента, в том числе и радостного, таковы бывают марши, они изображают движение большой массы людей, охваченных общим чувством, чаще всего бодрым. Например, Триумфальный марш из оперы "Аида" Дж.Верди.

И наоборот – быстрый темп не всегда означает веселье, иногда композитор использует его, чтобы выразить бурные чувства, которыми могут быть и не радостными: отчаяние, ужас, страдание и т.п.

Потому что люди по-разному переживают отрицательные эмоции: одни как бы замирают, а другие, наоборот, мечутся, в зависимости от темперамента.

Например, соната си-бемоль минор С. Рахманинова или финал 17-й сонаты Л. Бетховена.



Послушаем


  • "Весну" А.Вивальди

  • Менуэт Л.Боккерини

  • Адажио Т.Альбинони

  • Финал 17-й сонаты Л.Бетховена