Урок в 5 классе
Тема: Романса трепетные звуки.
Цели: Показать возможности вокального жанра – романса на примере произведения М.И.Глинки «Жаворонок»; доказать, что в звучании композиторы используют «живописные» приемы, позволяющие более точно представить музыкальные образы; развивать вокальное мастерство учеников.
Музыкальный материал: М.Глинка, Н.Кукольник. Романс «Жаворонок»;
Я.Френкель, Р.Рождественский. Песня «Погоня» из к\ф «Приключения неуловимых мстителей».
Х о д у р о к а
Как щедро льются эти звуки
Из необъятной вышины,
Я к ним протягиваю руки –
Ладони музыкой полны.
Запрет на миг, и снова льется
Живая звонкая струя,
И солнце ласково смеется
И дышит ласково земля.
Завидуя самозабвенью
Неутомимого певца,
Я у него учусь уменью
И петь, и радовать сердца…
Н.Оленин
I. Введение.
Учитель читает эпиграф урока, а затем задает вопрос:
- О ком идет речь?
О птице, возвещающей о приходе весны, о жаворонке.
(Зачитать отрывок из повести А.Гайдара «Судьба барабанщика»:
«И я опять вспоминаю: отец и я. Он поет:
«Между небом и землей
Жаворонок вьется…»)
На уроке пойдет речь о романсе М.И.Глинки «Жаворонок», написанного на слова Н.Кукольника.
II. Работа над новой темой.
З а д а н и е.: прочитайте стихи Н.Кукольника.
Между небом и землей песня раздается,
Неисходною струей громче, громче льется.
Не видать певца полей, где поет так громко
Над подруженькой своей жаворонок звонкий.
Ветер песенку поет, а кому не знает.
Та, кому она поймет, от кого узнает.
Лейся песенка моя, песнь надежды сладкой.
Кто-то вспомнит про меня и вздохнет украдкой.
Определите настроение стихотворения. Если бы вы были композиторами, какие средства музыкальной выразительности использовали, чтобы подчеркнуть настроение?
Музыка была выразительной или изобразительной?
Изобразительность звучала бы у голоса или инструмента?
* Произведение для голоса с сопровождением, в котором огромное значение имеет текст, и сопровождение имеет определенную роль, называется романсом.
Это слово испанское. В средневековой Испании слово обозначало светскую песню на романском, то есть на испанском языке.
1. С л у ш а н и е и а н а л и з произведения М.Глинки «Жаворонок»
Сейчас я наиграю мелодию.
На какое произведение – народное или композиторское - оно больше похоже?
В каком ладу написана мелодия?
Как вы думаете, ее лучше исполнять со словами или без слов?
Послушайте романс М.Глинки «Жаворонок». Обратите внимание, какой живой и выразительной стала мелодия.
З в у ч и т «Жаворонок» М Глинки.
Вы заметили, как выразительно-изобразительные интонации мелодии и аккомпанемента помогают словам песни рисовать звуковую картину природы.
2. Р а з у ч и в а н и е «Жаворонка» М.Глинки
Учитель обращает внимание учащихся на фразировку, распевание слогов, динамические оттенки. Проходит вокально-певческая работа над произведением.
Вопрос: Можно ли сделать вывод, что без знаменитого романса Глинки повесть у писателя А.Гайдара не состоялась?
Повесть или вообще бы не была написана, или получилась бы с другим содержанием.
В нашей жизни мы часто встречаемся с киноискусством, которое, как и литература, не может подчас обойтись без музыки.
Не так давно мы разучили «Песню гардемаринов» В.Лебедева, а сегодня прозвучит песня Я.Френкеля «Погоня» из к\ф «Приключения неуловимых мстителей».
З в у ч и т песня «Погоня» Я.Френкеля.
3. Р а з у ч и в а н и е «Погони» Я.Френкеля
При разучивании следует обращать внимание на характер звуковедения, изобразительные моменты в аккомпанементе, на точно выдержанный темп.
Можно провести сравнительный анализ песен В.Лебедева и Я.Френкеля.
- Что у них общего и что их различает?
- Как используются «изобразительные эффекты» в аккомпанементе?
- Какие музыкальные образы рисуются в этих сочинениях?
(Желательно использование кинофрагментов для более яркой демонстрации музыкальных произведений).
III. Итог урока.
В ы в о д . Без музыки многие литературные произведения не родились на свет или обеднели, потеряли выразительность и оригинальность.
Домашнее задание:
Прочитать повесть А.Гайдара «Судьба барабанщика», выучить текст песни
Я.Френкеля «Погоня».