Планирование по музыке на тему Музыка и литература, Музыка и изобразительное искусство

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


5 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Количество часов в год – 35

Количество часов в неделю – 1



Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, рекомендованной Министерством образования науки РФ (М.: Просвещение, 2011) в соответствии с ФГОС 2 поколения

Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом, включающим: учебник, творческую тетрадь, фонохрестоматию музыкального материала, методические пособия и вспомогательную литературу

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них примерное распределение учебных часов

Цель программы: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры

Задачи:

- развитие музыкальности, музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка, музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов, о воздействии музыки на человека, о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира, музыкального вкуса учащихся,

потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и

музыкальному самообразованию, слушательской и исполнительской культуры учащихся

При отборе и выстраивании музыкального материала в программе учитывается его ориентация: на развитие личностного отношения учащихся к музыкальному искусству и их эмоциональной отзывчивости, последовательное расширение музыкально-слухового фонда знакомой музыки, включение в репертуар музыки различных направлений, стилей и школ

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций школьника

Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Поэтому в содержание рабочей программы для 5 класса введен региональный компонент в следующих темах: «Вокальная музыка», «Вторая жизнь песни». «Живительный родник творчества». При этом учтено, что этот учебный материал не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесен к элементам дополнительного (необязательного) содержания

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в программу не внесено изменений

Сроки реализации рабочей программы: 2016-2017 учебный год

Общая характеристика учебного предмета и место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с Базисным учебным планом в 5 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю).

Распределение часов по четвертям

Класс I четверть II четверть III четверть IV четверть

5а 9ч 7ч 10ч 9ч

5б 9ч 7ч 10ч 9ч

Рабочая программа по музыке для 5 класса предполагает определённую специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействие музыки с предметами: «Изобразительное искусство», «Литература», «Основы религиозной культуры и светской этики».

Изучение музыки как вида искусства в 5 классе направлено на достижение следующей цели: формирование основ духовно – нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как к важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино

Результаты освоения учебного предмета «Музыка» 5 класс

В программе сформулированы основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу учебного года

Личностные результаты

• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе

• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок

• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия

• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.

• развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека

• формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ

• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры

• формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

• умение принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия

• прогнозирование содержания произведения по его названию и жанру, предвосхищение композиторского решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

• мобилизация сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему

• умение выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями

• постановка учебной цели, формулировка задач, исходя из целей учебных задач

• осуществление и поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах

• умение действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий

Познавательные УУД:

• умение к логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств

• применение методов наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач

• обсуждение проблемных вопросов, рефлексирование в ходе творческого сотрудничества, сравнение результаты своей деятельности с результатами других учащихся, понимание причины успеха/неуспеха учебной деятельности

• понимание различия отражения жизни в научных и художественных текстах, адекватное восприятие художественных произведений, осознание многозначности содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения, выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения

• осуществление поиска оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей

• использование разных типов моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделирование различных отношений между объектами, преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью

• умение пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета

• умение реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением

• удовлетворение потребности в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области

Коммуникативные УУД:

• понимание сходства и различия разговорной и музыкальной речи

• слушание собеседника и умение вести диалог

• участие в коллективном обсуждении, принятие различных точек зрения на одну и ту же проблему, изложение своего мнения и аргументирование своей точки зрения

• понимание композиционныех особенностей устной (разговорной, музыкальной) речи и учет их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях

• использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач

• опосредованное вступление в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи

• приобретение опыта общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности

• совершенствование своих коммуникативных умений и навыков, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи

• создание музыкальных произведений на поэтические тексты и публичное исполнение их сольно или при поддержке одноклассников

Предметные результаты

• первоначальное представление о роли музыки в жизни человека в его духовно-нравственном развитии, о ценности музыкальных традиций народа

• формирование основы музыкальной культуры, художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности

• представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества

• активное творческое восприятие музыки различных жанров, форм, стилей

• слышание музыкальной речи как выражение чувств и мыслей человека, различие в ней выразительных и изобразительных интонаций, характерных черт музыкальной речи разных композиторов

• ориентирование в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края)

• наблюдение за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения, понимание причинно-следственных связей развития музыкальных образов и их взаимодействия

• моделирование музыкальных характеристик героев, прогнозирование хода развития событий «музыкальной истории»

• использование графической записи для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности

• воплощение художественно-образного содержания, интонационно-мелодических особенностей народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах)

• выражение своего отношения к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности

• планирование и участие в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений, в пластическом интонировании, творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности

• ориентирование в нотном письме при исполнении простых мелодий

• организация культурного досуга, самостоятельной музыкально-творческой деятельности, музицирование и использование ИКТ в музыкальном творчестве

• оказание помощи в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий

• представление широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, сбор музыкальных коллекций (фонотека, видеотека)

Содержание программы

Раскрывается в учебных темах каждого полугодия. Тема первого полугодия «Музыка и литература» развивается через раскрытие таких важных тем важных тем, как определение интонационного сходства и различия музыки и литературы, выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров

Тема второго полугодия «Музыка и изобразительное искусство» строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, интонационно представлять (слышать) художественные образы

Содержание уроков музыки в 5 классе последовательно развивает идеи начальной школы и направлено на расширение художественного кругозора учащихся, тем самым углубляя восприятие, познание музыки. Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира

Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Поэтому в содержание рабочей программы для 5 класса введен региональный компонент в следующих темах: «Вокальная музыка», «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества». При этом учтено, что этот учебный материал не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесен к элементам дополнительного (необязательного) содержания

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей

2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии

3. Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию

4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений

5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус

6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (дирижирование и режиссура) создает условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его содержания и формы

7. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений

8. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района и др.

Виды музыкальной деятельности

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т. д.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

Методы музыкального образования

• метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки

• метод эмоциональной драматургии

• метод интонационно-стилевого постижения музыки

• метод художественного контекста

• метод создания «композиций»

• метод перспективы и ретроспективы

• метод игры

Формы организации учебного процесса

• групповые, коллективные, классные и внеклассные

Виды организации учебной деятельности

• экскурсия, путешествие, выставка

Виды контроля

• вводный, текущий, итоговый

• фронтальный, комбинированный, устный

Формы (приемы) контроля

• самостоятельная работа, работа по карточке, тест, анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты



Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой тетради

Тема 1 полугодия: “Музыка и литература” (17 часов)

Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это, прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, – песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.

Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды. Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы

Тема 2 полугодия: “Музыка и изобразительное искусство” (18 часов)

Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура – застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов

Содержание тем учебного предмета «Музыка» 5 класс

Урок 1. Что роднит музыку с литературой (1ч)

Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства. Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Поэма, былина, сказка. Песня, романс. Роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства. Значение слов в песне. Вокализ. Сходство выразительных средств живописи и музыки: плавные изгибы линий рисунка, перекличка светотени в картине и ладовой окраски в музыке. Интонационно- образная, жанровая, стилевая основы музыки в картинах и мелодиях, музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими искусствами. Интонация как носитель смысла в музыке

Урок 2. Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей… (1ч)

Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки.Образ Отчизны, отношение к родной земле, значение культуры своего народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов в вокальной музыке. Песня – верный спутник человека

Урок 3. Вокальная музыка. Песня русская в березах, песня русская в хлебах (1ч)

Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки). Знакомство с различными жанрами русской народной песни: формирование необходимых вокально-хоровых навыков. Особенности песенных жанров. Календарные песни. Разнохарактерные песенные Жанры: трудовые, обрядовые, величальные, торжественные, хвалебные, шуточные, сатирические, игровые, хороводные, лирические песни. Песни – заклички. Взаимосвязь музыкальных, литературных и художественных образов. По содержанию песни делятся на: лирические, сатирические, героические и патриотические. По социальной направленности – на обрядовые, бытовые, колыбельные, о животных и др. Занимаясь хозяйством или собираясь на охоту, изготовляя предметы народного промысла или качая колыбель, лесные ненцы сопровождают свои дела поэтическим языком души, размышляя о счастье, о дружбе, о жизни, выражая пожелания, чтобы сбылись мечты и надежды. Песни в исполнении лесных ненцев – это мотивированная, монологическая внутренняя речь. Впервые услышав эту песню-речь, трудно назвать ее песней. Песней становится только лучший вариант, полюбившийся народу и исполняемый для всех. Выполняя множество трудовых операций, автор песни старается рассказать о том, как это было ему трудно и тяжело, как приходилось побеждать себя, бороться, чтобы содержать свою семью, воспитать детей. В песнях лесных ненцев условно можно выделить следующие тематические виды: личные, лирические, песни о женщине, колыбельные песни, песни колорита печального, песни о животных, песни-думы, увеселительные или «застольные» («хмельные») песни, эпические песни, песни об огне, песни об олене, песни-кивы, «богатырские» песни и др.

Урок 4. Вокальная музыка. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно (1ч)

Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс. Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе. Возможность возрождения песни в новом жанре – романс

Урок 5. Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит Кикимора…» (1ч)

Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки. Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки: симфонической сюитой и симфонической миниатюрой. Вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников (русских народных сказаний, сказок разных народов и др.). Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры

Урок 6. Фольклор в музыке русских композиторов. «Что за прелесть эти сказки» (1 ч)

Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира, их ярко выраженная национальная самобытность

Урок 7. Жанры инструментальной и вокальной музыки.(1ч)

Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы. «Мелодией одной звучат печаль и радость…», «Песнь моя летит с мольбою». Представление о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); знакомство с вокальной баркаролой. Выяснение своеобразия и выразительности песни без слов и романса – инструментальной и вокальной баркаролы. Представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений. Превращение песен в симфонические мелодии

Урок 8. Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества (1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование. Представление о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки: симфония, концерт, опера, кантата. Современные интерпретации классической музыки. Смысл высказывания М.И. Глинки: “Создает музыку народ, а мы, художники только ее аранжируем”. Раскрытие терминов и осмысление понятий: интерпретация, обработка, трактовка

Урок 9. Всю жизнь мою несу Родину в душе…»Перезвоны» (1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы

Сопоставление образного содержания музыки, выявление контраста как основной прием развития произведения в целом. Определение средств музыкальной выразительности. Перезвоны. Звучащие картины. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов, а также ее национальному своеобразию. Музыка. Природа родной страны, судьба человека… Вдохновение композиторов, поэтов, писателей, их размышления о смысле жизни, о красоте родной земли, о душевной красоте человека и талантливых людях, которыми может по праву гордиться Отечество

Урок 10. Всю жизнь свою несу Родину в душе. «Скажи, откуда ты приходишь, красота?»

Осознать значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф.Шопена, В. Моцарта

Урок 11. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт» (1ч)

Романтизм в западноевропейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд. Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф.Шопен. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя характеры, ситуации, события. Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф. Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной

Урок 12. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь» (1ч)

Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен). Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – В.А. Моцарт и Ф. Шопен. Реквием. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя, характеры, ситуации, события. Произведения В.Моцарта открывают бесконечное многообразие чувств, полны многогранных реальных характеров

Урок 13. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера (1ч)

Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору. Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы – (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижёр, оркестр)

Урок 14. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет (1ч)

Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы

На основе имеющегося музыкально-слухового опыта учащихся продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов. Балет-искусство синтетическое. В нем воедино переплетены различные виды искусства: литература, инструментально-симфоническая музыка, хореография, (танцоры-солисты, кордебалет- массовые сцены), драматическое и изобразительное искусство (театральное действие, костюмы, декорации)

Урок 15. Музыка в театре, кино и на телевидении (1ч)

Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении. Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Музыка неотъемлемая часть произведений киноискусства, которое существует на основе синтеза литературы, театра, изобразительного искусства и музыки. Киномузыка – одно из важнейших средств создания экранного образа реального события, которое специально инсценируется или воссоздается средствами мультипликации. Динамика развития кинообраза, быстрая смена действия в кино, короткое дыхание кинематографических фраз, свободное владение пространством и временем получили отражение и в музыке к фильмам

Урок 16. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл (1ч)

Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл. Особенности мюзикла, его истоки. Знакомство с мюзиклом “Кошки” Э.-Л. Уэббера, в основе либретто которого лежат стихи Т. Элиота. Жанры внутри самого мюзикла близки оперным номерам. Как и в опере, здесь сочетаются пение и танец, но в отличие от оперы все действующие лица, исполняя вокальные номера, постоянно находятся в движении

Урок 17. Обобщение изученного по разделу: “Музыка и литература”

Урок 18. Что роднит музыку с изобразительным искусством. (1ч)

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические). Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи

Урок 19. Небесное и земное в звуках и красках. (1ч)

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве

Урок 20. Звать через прошлое к настоящему. (1ч)

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические, эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Сопоставить произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный мир, переживания своих героев

Урок 21. Звать через прошлое к настоящему. (1ч)

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико-эпические) и особенности их драматургического развития. Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве

Урок 22. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч)

Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого. Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов – романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность

Урок23. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч)

Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого. Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет

Урок 24. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыки . Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей

Урок 25. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)

Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры

Урок 26. Волшебная палочка дирижера. (1ч)

Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер

Урок 27. Образы борьбы и победы в искусстве. (1 час) Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии. Образный строй в знаменитой симфонии мировой музыкальной культуры – Симфонии №5 Л. Бетховена. Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития

Урок 28. Застывшая музыка. (1ч)

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония). Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка

Урок 29. Полифония в музыке и живописи. (1ч)

Музыка И. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония). Творчество И.С.Баха. Его полифоническая музыка (органная музыка). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга

Урок 30. Музыка на мольберте. (1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante

Урок 31. Импрессионизм в музыке и живописи. (1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси. Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных композиторов. Искусство прошлого и настоящего всегда раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всём её многообразии. Главное стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают

Урок 32. О подвигах, о доблести и славе... (1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов – драматические, героические. Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины Музыкальный жанр – Реквием

Урок 33. В каждой мимолетности вижу я мир… (1ч)

Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном – инструментальной музыке. Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия

Урок 34. Мир композитора (1ч)

Обобщение представлений о стилевом сходстве и различии произведений русских и зарубежных композиторов

Урок 35. С веком наравне (1ч)

Обобщающий урок учебного года. Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства. Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки

Учебно-тематический план предмета «Музыка» 5 класс

№ урока Тема урока Количество часов

Тема 1 полугодия: «Музыка и литература» (17 часов)

1 Что роднит музыку с литературой? 1

2-4 Вокальная музыка 3

5-6 Фольклор в музыке русских композиторов 2

7 Жанры инструментальной и вокальной музыки 1

8 Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества 1

9 «Всю жизнь мою несу родину в душе...». «Перезвоны» 1

10 «Всю жизнь мою несу родину в душе...». «Скажи, откуда ты приходишь, красота?» 1

11-12 Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт». «Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь» 2

13 Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная мозаика 1

14 Второе путешествие в музыкальный театр. Балет 1

15 Музыка в театре, кино, на телевидении 1

16-17 Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл 2

Тема 2 полугодия: «Музыка и изобразительное искусство»

18 Что роднит музыку с изобразительным искусством? 1

19 «Небесное и земное» в звуках и красках. «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь...» 1

20-21 Звать через прошлое к настоящему. «Александр Невский» 2

22-23 Музыкальная живопись и живописная музыка 2

24 Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве 1

25 Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Звуки скрипки так дивно звучали...» 1

26 Волшебная палочка дирижёра. «Дирижёры мира» 1

27 Образы борьбы и победы в искусстве 1

28 Застывшая музыка 1

29 Полифония в музыке и живописи 1

30 Импрессионизм в музыке и живописи 1

31 «О доблестях, о подвигах, о славе... 1

32 «В каждой мимолётности вижу я миры...» 1

33 Мир композитора 1

34 С веком наравне 1

35 Обобщающий урок учебного года 1

Итого: 35 часов

Перечень музыкального материала (I полугодие)

Родина. Н. Хрисаниди, слова В. Катанова.

Красно солнышко. П. Аедоницкий, слова И. Шаферана.

Родная земля. Я. Дубравин, слова Е. Руженцева.

Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.

Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

Во поле береза стояла; Я на камушке сижу; Заплети-ся9 плетень; Уж ты, поле мое;

Не одна-то ли во поле дороженька; Ах ты, ноченька и др., русские народные песни.

Симфония № 4 (фрагмент финала). П. Чайковский.

Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.

Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева.

Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева.

Осенней песенки слова. В. Серебренников, слова В. Степанова.

Песенка о словах. С. Старобинский, слова В. Вайнина.

Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова.

Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова.

Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагменты). А. Лядов.

Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Вокализ. С. Рахманинов.

Вокализ. Ф. Абт.

Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пуш кина «Метель» (фрагмент).

Г. Свиридов.

Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.

Песня венецианского гондольера (№ 6). Из

фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон.

Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

Баркарола. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод A.Плещеева.

Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого

хора, гобоя и ударных (фрагменты). B.Гаврилин.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П. Чайковский.

Веснянка, украинская народная песня.

Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.

Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина.

Снег. Из вокального цикла «Земля». М. Славкин, слова Э. Фарджен, перевод

М. Бородицкой и Г. Кружкова.

Зима. Ц. Кюи, слова Е. Баратынского.

Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта».

В.-А. Моцарт.

Маленькая ночная серенада (рондо). В.-А. Моцарт.

Dona nobis pacem. Канон. В.-А. Моцарт.

Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.

Dignare. Г. Гендель.

Садко. Опера-былина (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

«Сказка о царе Салтане...» Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.

Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский.

Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.

Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова

О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского

Дуэт лисы Алисы и кота Базилио. Из музыки к сказке «Буратино». Музыка и стихи

Б. Окуджавы.

Сэрj возьмите Алису с собой. Из музыки к сказке «Алиса в Стране чудес». Слова и музыка

В. Высоцкого.

Хлопай в такт! Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.

Песенка о песенке. Музыка и слова А. Куклина.

Птица-музыка. В. Синенко, слова М. Пляцковского.

Перечень литературных произведений

Из Гёте. М. Лермонтов.

Деревня. Стихотворение в прозе. И. Тургенев.

Кикимора. Народное сказание из «Сказаний русского народа», записанных И. Сахаровым.

Венецианская ночь. И. Козлов.

Осыпаются листья в садах... И. Бунин.

Скучная картина... А. Плещеев.

Осень и грусть на всей земле... М. Чюрленис.

Листопад. И. Бунин.

О музыкальном творчестве. Л. Кассиль.

Война колоколов. Дж. Родари.

Снег идет. Б. Пастернак.

Слово о Мастере (о Г. Свиридове). В. Астафьев.

Горсть земли. А. Граши.

Вальс. Л. Озеров.

Тайна запечного сверчка. Г. Цыферов.

Моцарт и Сальери. Из «Маленьких трагедий» (фрагменты). А. Пушкин.

Руслан и Людмила. Поэма в стихах (фрагменты). А. Пушкин.

Былина о Садко. Из русского народного фольклора.

Щелкунчик. Э.-Т.-А. Гофман.

Миф об Орфее. Из «Мифов и легенд Древней Греции».

Музыкант-чародей. Белорусская сказка.

Перечень произведений изобразительного искусства

Натюрморт с попугаем и нотным листом. Г. Теплов. Книги и часы. Неизвестный художник. На Валааме. П. Джогин.Осенняя песнь. В. Борисов-Мусатов.

Стога. Сумерки; Вечер. Золотой плес; Над вечным покоем. И. Левитан.

Золотая осень. И. Остроухов.

Осень. А. Головин.

Полдень. К. Петров-Водкин.

Итальянский пейзаж. А. Мордвинов.

Ожидание. К. Васильев.

Полдень. В окрестностях Москвы. И. Шишкин.

Осенний сельский праздник. Б. Кустодиев.

Дворик в Санкт-Петербурге. М. Добужинский.

Песня без слов. Дж. Г. Баррабл.

Вальсирующая пара. В. Гаузе.

Моцарт и Сальери. В. Фаворский.

Садко. И. Репин.

Садко. Палех. В. Смирнов.

Иллюстрация к былине «Садко». В. Кукулиев.

Садко и Морской царь. Книжная иллюстрация. В. Лукьянец.

Садко. Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане...» А. Пушкина. И. Билибин.

Волхова. М. Врубель.

Новгородский торг. А. Васнецов.

Песнь Волжского челна. В. Кандинский.

Иллюстрация к сказке «Снегурочка». В. Кукулиев.

Перечень музыкального материала (II полугодие)

Знаменный распев.

Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов.

Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». П. Чайковский.

Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.

Любовь святая. Из музыки к драме А. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Г. Свиридов.

Аве, Мария. Дж. Каччини.

Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева.

Аве, Мария. И.-С. Бах — Ш. Гуно.

Ледовое побоище (№ 5). Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев.

Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелли).

Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева.

Форель. Ф. Шуберт, слова Л. Шубарта, русский текст В. Костомарова.

Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов.

Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов.

Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов.

Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты).

В. Кикта.

Ария. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». И.-С. Бах.

Чакона. Для скрипки соло (ре минор). И.-С. Бах.

Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и

современные интерпретации).

Concerto grosso. Для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и

струнных (фрагмент). А. Шнитке.

Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С. Рахманинов.

Вариации на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский.

Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.

Маленькая прелюдия и фуга для органа. И.-С. Бах.

Прелюдии для фортепиано. М. Чюрленис.

Море. Симфоническая поэма (фрагменты). М. Чюрленис.

Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты». К. Дебюсси.

Звуки и запахи реют в вечернем воздухе. Девушка с волосами цвета льна. Прелюдии.

К. Дебюсси.

Кукольный кекуок. Из фортепианной сюиты «Детский уголок». К. Дебюсси.

Мимолетности № 1, 7, 10 для фортепиано. С. Прокофьев.

Наши дети. Хор из «Реквиема». Д. Кабалевский, слова Р. Рождественского.

Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

Картинки с выставки. Сюита. М. Мусоргский (классические современные интерпритации).

Рисунок. А. Куклин, слова С. Михалкова.

Семь моих цветных карандашей. В. Серебренников, слова В. Степанова.

Маленький кузнечик. В. Щукин, слова С. Козлова.

Парус алый. А. Пахмутова, слова Н. Добронравова.

Тишина. Е. Адлер, слова Е. Руженцева.

Музыка. Г. Струве, слова И. Исаковой

Перечень произведений изобразительного искусства

Чувство звука. Я. Брейгель.

Сиверко. И. Остроухов.

Покров Пресвятой Богородицы. Икона.

Троица. А. Рублев.

Сикстинская мадонна. Рафаэль.

Богородица Донская. Ф. Грек.

Святой князь Александр Невский. Икона.

Александр Невский. М. Нестеров.

Александр Невский. Триптих: «Северная баллада», «Александр Невский»,

«Старинный сказ». П. Корин.

Весенний этюд; Весна; Цветущие вишни; Дама в кресле; Водоем. В. Борисов-Мусатов.

Пейзаж. Д. Бурлюк.

Бурный ветер. А. Рылов.

Формула весны. П. Филонов.

Весна. Большая вода. И. Левитан.

Фрески собора Святой Софии в Киеве.

Портрет Н. Паганини. Э. Делакруа.

Н. Паганини. С. Коненков.

Антракт. Р. Дюфи.

Ника Самофракийская.

Восставший раб. Микеланджело.

Свобода, ведущая народ. Э. Делакруа.

Скрипка. Р. Дюфи.

Скрипка. И. Пуни.

Скрипка. К. Петров-Водкин.

Скрипка. Е. Рояк.

Симфония (скрипка). М. Меньков.

Оркестр. Л. Мууга.

Три музыканта. П. Пикассо.

Православные храмы и их внутреннее убранство.

Готические соборы и их внутреннее убранство.

Фуга. Триптих; Сотворение мира; Сказка. Путешествие королевны. Триптих;

Зима; Соната моря. Триптих. М. Чюрленис.

Впечатление. Восход солнца. К. Моне.

Руанский собор в полдень. К. Моне.

Морской пейзаж. Э. Мане.

Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин. В. Кандинский.

Композиция. Казаки. В. Кандинский.

Реквием. Цикл гравюр. С. Красаускас.

Вечно живые. Цикл гравюр С. Красаускас.

Перечень литературных произведений

Мадонна Рафаэля. А. К.Толстой.

Островок. К. Бальмонт.

Весенние воды. Ф. Тютчев.

Мне в душу повеяло жизнью и волей... А. Майков.

По дороге зимней, скучной... А. Пушкин.

Слезы. Ф. Тютчев.

И мощный звон промчался над землею... А. Хомяков.

Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова. Н. Бажанова.

Звуки пели, дрожали так звонко... А. К. Толстой.

Струна. К. Паустовский.

Не соловей – то скрипка пела... А. Блок.

Березовая роща. В. Семернин.

Под орган душа тоскует... И. Бунин.

Я не знаю мудрости, годной для других... К. Бальмонт.

Реквием. Р. Рождественский.

Не привыкайте к чудесам... В. Шефнер.

Для реализации программного содержания используется учебно-методический материал:

Сергеева, Г. П. Музыка. 5 класс. Творческая тетрадь [Текст]: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2010.

Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс [Ноты]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / сост. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2010.

Музыка. Фонохрестоматия. 5 класс [Электронный ресурс] / сост. Г. П. Сергеева. Е. Д. Критская. - М. : Просвещение, 2010. - 1 электрон.-опт. диск (CD-ROM).

Сергеева, Г. П. Уроки музыки. 5-6 классы [Текст]: пособие для учителя / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2010.

Литература

Методические пособия для учителя:

Смолина, Е. А. Современный урок музыки [Текст]: творческие приёмы и задания / Е. А. Смолина. - Ярославль: Академия развития, 2007.

Музыка в 4-7 классах [Текст]: метод, пособие / под ред. Э. Б. Абдуллина. - М.: Просвещение, 1988.

Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] / Л. Г. Дмитриева, 11. М. Черноиваненко. - М.: Академия, 2000.

Теория и методика музыкального образования детей [Текст] / под ред. Л. В. Школяр. - М. : Флинта, Наука, 1998.

Безбородова, Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях [Текст] / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. М.: Академия, 2002.

Халазбурь, П. Теория и методика музыкального воспитания [Текст] / П. Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст]: метод, пособие с электронным приложением /Л. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.

Планируемые результаты

Выпускник 5 класса научится:

• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству

• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов

• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования

• раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей, высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке

• понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности

• осуществлять исследовательскую деятельность художественно – эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.

• разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи…)

• определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох

• применять информационно – коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска

информации в образовательном пространстве, сети Интернет

Выпускник 5 класса получит возможность научиться:

• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству

• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов

• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования

• раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей, высказывать суждение об основной идее и

форме ее воплощения в музыке

• понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения

в разных видах музыкальной деятельности

• осуществлять исследовательскую деятельность художественно – эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том

числе связанных с музицированием, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и

конкурсов, фестивалей и др.

• разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией,

• называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения

( театры оперы и балета, концертные залы, музеи…)

• определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох

• применять информационно – коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска

информации в образовательном пространстве сети Интернет

Интернет – ресурсы

1.http://www.uchportal.ru/

2.http://nsportal.ru/

3.http://meta-music.ru/

4.http://iso-muzika.ucoz.ru/

5.http://musicteach.ucoz.ru/

Тематическое планирование по музыке 5 класс



Дата № урока Тема урока Тип урока/цель, содержание урока Характеристика основных видов деятельности обучающихся Планируемые результаты: Л-личностные

М- метапредметные, П-предметные Формы организации учебно-познавательной деятельности

Методы обучения Основные средства обучения, ЭОР Термины Вид контроля Домашнее задание

Раздел 1. Музыка и литература

1.Что роднит музыку с литературой

Выявлять многосторонние связи музыки и литературы. Проявлять эмоциональную отзывчивость. Личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Л: смыслообразование, Р: целеполагание, саморегуляция слушать и вступать в диалог, П: общеучебные, К: умение слушать и вступать в диалог. Словесный, наглядный, работа с учебником. Иллюстрации. Интонация, сюжеты, темы, образы искусства. Самостоятельная работа с учебником, слушание музыки, хоровое пение. Учебник стр.6-9

2.Вокальная музыка

Россия, Россия, нет слова красивей. Воспитывать любовь и уважение к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, развивать слушательскую и исполнительскую культуру. Углубить уровень понимания многообразного взаимодействия музыки с природой

Л.: смыслообразование. Р: контроль, коррекция, саморегуляция, П: общеучебные, логические

К: умение слушать и вступать в диалог. Словесный, наглядный, работа с учебником. Иллюстрации.

Романс, дуэт, музыкальная форма. Слушание музыки, хоровое исполнение, размышление

о сходствах и различиях песни. Учебник стр.10-11

3. Вокальная музыка

Песня русская в березах, песня русская в хлебах… Воспитывать любовь и уважение к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, развивать слушательскую и иполнительскую культуру. Углубить уровень понимания многообразного взаимодействия музыки с природой. Л: смыслообразование, Р: целеполагание, саморегуляция, умение слушать и вступать в диалог, П: общеучебные, К: умение слушать и вступать в диалог. Словесный, наглядный, работа с учебником. Интернет – ресурсы №3,4. Песня, вокализ, инструментальная песня. Слушание музыки, хоровое исполнение. Учебник стр.12-15

4.Вокальная музыка. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…

Развивать слушательскую и иполнительскую культуру. Проявлять эмоциональную отзывчивость. Личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Л: самоопределение, Р: контроль, коррекция, саморегуляция, П: логические, К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. Словесный, наглядный, работа с учебником. Иллюстрации. Кантата, оратория, опера. Слушание, музыки, хоровое исполнение. Учебник стр. 16, 17

5.Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит Кикимора…»

Выявлять особенности языка народной музыки. Проявлять эмоциональную отзывчивость

Л: смыслообразование, Р: целеполагание, саморегуляция слушать и вступать в диалог,

П: общеучебные, К: умение слушать и вступать в диалог. Словесный, наглядный, работа с учебником. Иллюстрации, интернет – ресурсы №6. Музыкальная миниатюра. Слушание, музыки, хоровое исполнение. Учебник стр. 18, 19

6.Жанры инструментальной и вокальной музыки

«Мелодией одной звучат печаль и радость…» «Песнь моя летит с мольбою”. Выявлять возможность возрождения песни в новом жанре. Находить ассоциативные связи между

художественными образами музыки и других видов искусства. Л.: смыслообразование,

Р: контроль, коррекция, саморегуляция, П: общеучебные, логические, К: умение слушать и вступать в диалог. Словесный, наглядный. Иллюстрации. Баркарола, симфония. Слушание музыки, хоровое исполнение. Учебник стр. 22-27

7. Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества

Выявлять взаимодействие слова и мелодии. Формировать интерес к истории возникновения песни – основного источника музыки. Л: самоопределение, Р: контроль, коррекция, саморегуляция, П: логические, К: умение слушать и вступать в диалог. Словесный, частично – поисковый. Интерн ет-ресурсы №1,2. Сюжеты, темы, образы искусства. Слушание музыки, хоровое исполнение. Учебник стр.28, 29

8. Всю жизнь мою несу родину в душе... «Перезвоны». «Звучащие картины»

Выявлять взаимодействие музыки и речи. Проявлять эмоциональную отзывчивость. Личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Л: самоопределение, Р: контроль, коррекция, саморегуляция, П: логические, К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. Словесный, наглядный. Иллюстрации, интернет – рксурсы №2. Музыка русская и зарубежная, старинная и современная. Слушание музыки, хоровое исполнение. Учебник стр.30-33

9. Всю жизнь мою несу родину в душе... «Скажи, откуда ты приходишь, красота?»

Выявлять взаимодействие музыки и речи. Проявлять эмоциональную отзывчивость. Личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Л: самоопределение, Р: контроль, коррекция, саморегуляция, П: логические, К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. Словесный, наглядный. Иллюстрации. Специфика средств художественной выразительности. Интонационно – образный анализ музыкальных произведений. Учебник стр. 34, 35

10. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт». Углубить представления обучающихся об истоках и вершине музыки. Проявлять эмоциональную отзывчивость. Личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Л: смыслообразование, Р: целеполагание, саморегуляция, П: общеучебные ,К: умение слушать и вступать в диалог Работа с учебником, словесный, наглядный. Интернет – ресурсы №3,4, портреты поэтов, писателей, композитора. Симфония. Интонационно – образный анализ музыкальных произведений. Учебник стр. 36-43

11. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!»

Углубить представления обучающихся об истоках и вершине музыки. Проявлять эмоциональную отзывчивость. Личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Л: смыслообразование, Р: контроль, коррекция, саморегуляция, П: общеучебные, логические, К: умение слушать и вступать в диалог. Работа с учебником, наглядный. Интернет – ресурсы №3,4, портреты поэтов, писателей, композитора. Симфония, реквием. Интонационно – образный анализ музыкальных произведений. Учебник стр. 44-47

12. Первое путешествие в музыкальный театр.Опера. Оперная мозаика. Н.Римский – Корсаков: «Садко». Познакомить с жанром оперы, историей создания жанра оперы. Определять специфику деятельности композитора, характерные признаки музыки и литературы. Л: самоопределение, Р: контроль, коррекция, саморегуляция, П: логические, К: умение слушать и вступать в диалог. Работа с учебником, наглядный, словесный. Интернет – ресурсы №1, портрет композитора. Опера, увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль. Слушание музыки, хоровое исполнение. Учебник стр. 48-57

13. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

Познакомить с жанром оперы, историей создания жанра балета. Определять специфику деятельности композитора, характерные признаки музыки и литературы. Л: самоопределение, Р: контроль, коррекция, саморегуляция, П: логические, К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. Работа с учебником, наглядный, словесный. Интернет – ресурсы №1, портрет композитора. Балет, либретто. Слушание музыки, хоровое исполнение. Учебник стр. 58-63

14. Музыка в театре, кино, на телевидении

Углубить представления обучающихся о роли музыки в театре, кино, на телевидении. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы. Л: самоопределение, Р: контроль, коррекция, саморегуляция, П: логические, К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. Работа с учебником, словесный, наглядный. Интернет – ресурсы №5. Красота и выразительность в музыке. Слушание, хоровое исполнение. Учебник стр. 64-67

15,16.Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

Познакомить с жанром мюзикла. Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства. Л: самоопределение, Р: контроль, коррекция, саморегуляция, П: логические, К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. Работа с учебником, словесный, наглядный. Интернет – ресурсы №5. Мюзикл. Слушание, хоровое исполнение. Учебник стр. 68-75

Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство

17. Что роднит музыку с изобразительным искусством

Показать взаимодействие музыки и изобразительного искусства. Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира. Л: самоопределение, Р: контроль, коррекция, саморегуляция, П: логические, К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. Работа с учебником, словесный, наглядный, частично – поисковый. Иллюстрации. Образное восприятие мира. Слушание, хоровое исполнение. Учебник стр. 76-79

18. Небесное и земное в звуках и красках. «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…»

Углубить представления обучающихся о разных эпохах в музыке и изобразительном искусстве. Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира. Л: самоопределение, Р: контроль, коррекция, саморегуляция, П: логические, К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. Работа с учебником, словесный, наглядный, частично – поисковый. Иллюстрации. Жизненное содержание. Слушание, хоровое исполнение. Учебник стр.80-89

19. Звать через прошлое к настоящему. «Александр Невский». «За отчий дом за русский край»

Познакомить с историческими событиями в музыке. Определять специфику деятельности композитора, его характерные особенности. Л: смыслообразование, Р: целеполагание, саморегуляция, П: общеучебные, К: умение слушать и вступать в диалог. Работа с учебником, словесный, наглядный. Иллюстрации . Кантата, сюжет, действие картины. Слушание, хоровое исполнение. Учебник стр. 90-97

20. Звать через прошлое к настоящему. «Ледовое побоище». «После побоища»

Познакомиться историческими событиями в музыке. Определять специфику деятельности композитора, его характерные особенности. Л: смыслообразование, Р: контроль, коррекция, саморегуляция, П: общеучебные, логические, К: умение слушать и вступать в диалог. Работа с учебником, словесный, наглядный. Иллюстрации. Кантата, сюжет, действие картины. Слушание, хоровое исполнение. Учебник стр.98, 99

21.Музыкальная живопись и живописная музыка. «Мои помыслы – краски, мои краски – напевы…»

Сопоставить произведения живописи и музыки. Исследовать интонационно – образную природу музыкального искусства. Л: самоопределение, Р: контроль, коррекция, саморегуляция, П: логические, К: умение слушать и вступать в диалог. Работа с учебником, словесный, наглядный. Иллюстрации, интернет – ресурсы №1. Рельеф, фон, контраст в музыке. Слушание, хоровое исполнение. Учебник стр. 100, 103

22. Музыкальная живопись и живописная музыка. «Фореллен – квинтет». Дыхание русской песенности

Сопоставить произведения живописи и музыки. Исследовать интонационно – образную природу музыкального искусства. Л: самоопределение, Р: контроль, коррекция, саморегуляция,

П: логические, К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. Работа с учебником, словесный, наглядный. Иллюстрации, интернет – ресурсы №1. Музыкальная краска, колорит, оттенок, холодные и теплые тембры, светлые и сумрачные тона. Слушание, хоровое исполнение. Учебник стр. 104-107

23. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Познакомить с видами колокольных звонов. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. Л: самоопределение, Р: контроль, коррекция, саморегуляция, П: логические, К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. Работа с учебником, словесный, частично – поисковый, наглядный. Интернет – ресурсы №4,иллюстрации. Виды колокольных звонов. Слушание, хоровое исполнение. Учебник стр.108-111

24. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Звуки скрипки так дивно звучали…»

Углубить восприятие обучающихся музыкальных портретных характеристик; показать, как музыка изображает душевный мир, переживания героев. Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки. Л: самоопределение, Р: контроль, коррекция, саморегуляция, П: логические, К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. Работа с учебником, словесный, наглядный. Иллюстрации. Музыкальный язык, музыкальный портрет. Слушание, хоровое исполнение. Учебник стр. 112-117

25. Волшебная палочка дирижера. «Дирижеры мира»

Познакомить с ролью дирижера в прочтении музыкального сочинения, со значением музыки в создании образов. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Л: самоопределение, Р: контроль, коррекция, саморегуляция, П: логические, К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. Работа с учебником, в группах, словесный, наглядный. Интернет –ресурсы №4, иллюстрации. Дирижеры мира, группы инструментов симфонического оркестра. Слушание, хоровое исполнение. Учебник стр. 118-121

26. Образы борьбы и победы в искусстве

Показать роль дирижера в прочтении музыкального сочинения, значение музыки в создании образов. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Л: самоопределение, Р: контроль, коррекция, саморегуляция, П: логические, К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. Работа с учебником, в группах, словесный, наглядный. Интернет – ресурсы№4, иллюстрации. Симфония, главные темы, финал. Эскиз, этюд, набросок, зарисовка. Слушание, хоровое исполнение. Учебник стр. 122-125

27. Застывшая музыка.

Познакомить с архитектурой. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Л: смыслообразование, Р: целеполагание, саморегуляция, П: общеучебные, К: умение слушать и вступать в диалог. Работа с учебником, словесный, наглядный. Иллюстрации. Архитектура. Слушание, хоровое исполнение. Учебник стр.126-131

28. Полифония в музыке и живописи

Познакомить с полифонией. Определять специфику деятельности композитора. Л: смыслообразование, Р: контроль, коррекция, саморегуляция, П: общеучебные, логические, К: умение слушать и вступать в диалог. Интернет – ресурсы №5,6, портрет композитора. Работа с учебником, словесный, наглядный. Органная музыка. Слушание, хоровое исполнение. Учебник стр. 132, 133

29. Музыка на мольберте

Познакомить с творческими мастерскими композиторов, художников. Осуществлять поиск музыкально – образовательной информации в сети Интернет. Л: самоопределение, Р: контроль, коррекция, саморегуляция, П: логические, К: умение слушать и вступать в диалог. Словесный, наглядный. Иллюстрации. Композиция, форма, цветовая гамма, звуковая палитра. Слушание, хоровое исполнение. Учебник стр. 134-139

30. Импрессионизм в музыке и живописи

Познакомить с комбинациями звуковых красок. Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки. Л: самоопределение, Р: контроль, коррекция, саморегуляция, П: логические, К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. Работа с учебником, словесный, наглядный. Интернет – ресурсы №5. Импрессионизм, прелюдия, сюита. Слушание, хоровое исполнение. Учебник стр. 140-143

31. О подвигах, о доблести, о славе

Познакомить с темой защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства. Л: самоопределение, Р: контроль, коррекция, саморегуляция, П: логические, К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. Работа с учебником, в группах, словесный, наглядный. Иллюстрации. Интернет – ресурсы №3. Слушание, хоровое исполнение. Учебник стр.144-147

32. В каждой мимолетности вижу я миры

Углубить представления обучающихся о многокрасочном колорите музыкальной картины. Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства. Л: самоопределение, Р: контроль, коррекция, саморегуляция, П: логические, К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. Работа с учебником, словесный, наглядный. Интернет – ресурсы №2. Интерпретация. Слушание, хоровое исполнение. Учебник стр. 148-151

33. Мир композитора

Познакомить с различными формами музицирования и освоения содержания музыкальных образов. Определять взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, театра, кино…). Л: самоопределение, Р: контроль, коррекция, саморегуляция, П: логические, К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. Работа с учебником, словесный, наглядный. Портреты композиторов, интернет – ресурсы № 4,5. Музицирование, формы музицирования. Слушание, хоровое исполнение. Учебник стр. 152-155

34. С веком наравне

Познакомить с различными формами музицирования и освоения содержания музыкальных образов. Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства. Л: самоопределение, Р: контроль, коррекция, саморегуляция, П: логические, К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. Работа с учебником, словесный, наглядный. Интернет – ресурсы № 2,4. Язык искусства. Слушание, хоровое исполнение. Учебник стр. 156, 157

35. Обобщение пройденного

Закрепить и обобщить полученные знания по теме «Музыка и изобразительное искусство». Анализировать и обобщить многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Л: самоопределение, Р: контроль, коррекция, саморегуляция, П: логические, К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. Работа с учебником, словесный, наглядный. Интернет – ресурсы № 1,4,5, иллюстрации. Основные темы раздела. Слушание, хоровое исполнение. Конспект в тетради