Пояснительная записка
Многочисленные исследования показали, что около 25-30% детей пришедших в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе количество здоровых детей уменьшается в 4 раза, увеличивается число детей с нарушением зрения, с нервно-психическими расстройствами, с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
При всей многогранности подходов к сбережению и укреплению здоровья школьников на первое место выходит всё же фактор двигательной активности. И музыкально-ритмическое воспитание в этом смысле оказывается одним из стержневых видов деятельности, поскольку по своей природе является синтетическим, объединяющим музыку, движение и слово. Доказано, что занятия движениями под музыку для детей имеет особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов. Организация работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей младшего школьного возраста многогранна и объёмна.
Ритмика – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, её характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого её восприятия и понимания. Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал её в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально-ритмического воспитания – в её гуманном характере.
Программа спецкурс «Ритмика» разработана для учителей музыки, физической культуры, для преподавателей ритмики и хореографии.
Основная направленность программы оздоровительная, её содержание нацелено на укрепление здоровья личности, создание условий для самореализации.
Актуальность данной программы вызвана необходимостью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, его результативности за счёт комплексного использования двигательных упражнений. Занятия ритмикой положительно влияют на умственное развитие детей. Так же создают благоприятные условия для развития творческого воображения школьников. Бесспорно их воздействие на формирование произвольного внимания, развитие памяти. Программа, включает упражнения и мероприятия, несущие в себе здоровьесберегающую направленность.
Новизна данной программы связана с использованием на каждом занятии инновационных приемов и методов обучения: ритмопластика, логоритмика, корригирующие игры, коррекционные подвижные и пальчиковые игры, креативная гимнастика, хореографические этюды с предметами и без предметов, элементы музицирования, пластико-речевой театр, пантомима, ритмодекламация.
Цель программы:
- развитие творческий способностей детей через эмоциональное восприятие музыки и укрепление психического и физического здоровья детей.
Задачи:
- укрепление и сохранение здоровья детей младшего школьного возраста;
- развития эстетического вкуса, художественно-творческих способностей;
- воспитание организованной, гармонически развитой личности.
Программа «Ритмика» рассчитана на четыре учебных года, одно занятие в неделю. Возраст участников 7-10 лет (1-4 классы).
2. Примерный учебно-тематический план
1-2 классы
урока
Дата
Название темы
Кол-во часов
1
Путешествие в страну «Ритмика».
Игропластика.
1
2
Учимся слушать музыку. Характер.
Логоритмика.
1
3
Танцевальная азбука. Исходные позиции.
Ритмопластика.
1
4-5
Танцевально-ритмическая гимнастика.
Креативная гимнастика.
2
6
Музыкально-ритмические игры.
Пантомима.
1
7-8
Танец «Осенний вальс».
Пластико-речевой театр.
2
9
Релаксация.
Йога.
1
10-11
Учимся слушать музыку. Темп и ритм.
Ритмодекламация.
2
12
Танцевальная азбука. Позиции рук и ног.
Ритмопластика.
1
13
Музыкально-ритмические игры.
Творческие этюды.
1
14-15
Танец «Снегопад».
Креативная гимнастика.
1
16
Релаксация.
Пальчиковая гимнастика.
1
17
Учимся слушать музыку.
Сюжетно-ролевые игры.
1
18-19
Танцевальная азбука. Корригирующая гимнастика.
3
20-21
Музыкально-ритмические игры.
Стретчинг.
2
22-23
Тренировочный танец «Стирка».
Эвритмия.
2
24
Релаксация.
Игровой массаж.
1
25-26
Слушаем музыку. Динамика.
Логоритмика.
2
27-29
Танцевальная азбука. Повороты. Игропластика.
3
30-31
Танец «Полька».
Корригирующие игры.
2
32
Релаксация.
Дыхательная гимнастика.
1
33
Урок-смотр знаний.
1
ИТОГО
33(34)
3-4 классы
урока
Дата
Название темы
Кол-во часов
1
Вводное занятие. Беседа о технике безопасности на уроке, при выполнении упражнений и танцев.
1
2
Слушание музыки. Оркестровка в музыке.
Игропластика.
1
3-4
Танцевальная азбука. Элементы народного танца.
Логоритмика.
2
5-6
Музыкально-ритмические игры.
Креативная гимнастика.
2
7-8
Танец «Вару-Вару». Ритмопластика.
2
9
Релаксация.
Игровой массаж и дыхательная гимнастика.
1
10
Слушание музыки. Средства музыкальной выразительности.
Пантомима.
1
11-12
Танцевальная азбука. Элементы народного танца.
Хореографические этюды.
2
13
Танцевально-ритмическая гимнастика.
Корригирующие игры.
1
14-15
Танец «Русский хоровод».
Эвритмия.
2
16
Релаксация.
Йога. Дыхательная гимнастика.
1
17
Слушание музыки.
Музыкально-ритмические игры.
1
18-20
Танцевальная азбука. Бытовой танец.
Игропластика.
3
21-22
Музыкально-ритмические игры.
Стретчинг.
2
23-25
Танец «Полонез».
Пластико-речевой театр.
3
26
Релаксация.
Игровой массаж.
1
27
Слушание музыки. Сюжетно-ролевые игры.
1
28-29
Танец «Морячка».
Ритмодекламация.
2
30-31
Музыкально-ритмические игры.
Креативная гимнастика.
2
32
Индивидуальное творчество «Весенний лес».
Творческие этюды.
1
33
Релаксация. Игровой массаж.
1
34
Урок-смотр знаний.
1
ИТОГО
34
3. Содержание программы
Раздел 1.. Слушание музыки и музыкальная грамота. Главная цель раздела - научить ребёнка слушать и слышать музыку, эмоционально откликаться на нее. Изучение языка музыки начинается с прослушивания музыкального произведения. С детьми разбираются характер музыки, темп, ритм, динамические оттенки, оркестровка. Затем дети самостоятельно придумывают, как можно выразить ту или иную часть музыки в движении. Раздел 2. Танцевальная азбука содержит изучение основных позиций рук и ног, экзерсис у станка, классического, народного и бального танца. Включенные в раздел упражнения способствуют развитию и укреплению мышц, исправлению физических недостатков, в осанке вырабатывают умения владеть своим телом, совершенствуют двигательные навыки, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения.
Раздел 3. Музыкально-ритмические игры развивают у детей образное восприятие музыки. Форма игры создает условия для раскрытия эмоционального мира каждого ребенка и усвоения им необходимых знаний, понятий, формирования навыков в обстановке эмоционального комфорта. В процессе игры создаются условия для общения детей в паре, в группе, проявляются личностные качества. Раздел 4. Танцевальный репертуар включает народные и бальные танцы. При работе над танцевальным репертуаром важным моментом является развитие танцевальной выразительности.
Раздел 5. Релаксация. Этот раздел включает в себя несколько подразделов:
- «Йога» – это тренировка тела и духа. Йога – древняя система оздоровления и укрепления тела, а также обретения душевного покоя и равновесия. Она помогает достичь легкости, бодрости, энергичности, улучшает работу всех органов и систем организма, повышает тонус, стабилизирует пищеварение, дарит прекрасное самочувствие и настроение, проясняет ум.
- «Пальчиковая гимнастика "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.
- «Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Игровой массаж обладает не только лечебным действием, проводить его можно и с профилактической и гигиенической целью.
- «Дыхательная гимнастика» была разработана педагогом – вокалистом А.Н. Стрельниковой. Эта гимнастика не только восстанавливает певцам дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом. Восстанавливает нарушенное носовое дыхание, улучшает дренажную функцию бронхов, положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани
- «Стретчинг» – это система естественных статических растяжек мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, способствующая укреплению позвоночника и позволяющая предотвратить нарушения осанки и исправить ее. Так же растяжка способствует развитию гибкости, раскрепощенности и уверенности в себе.
- «Ритмопластика» предполагает общеразвивающие упражнения, упражнения на гибкость, коррекционные упражнения, упражнения под музыку резкой сменой темпа, самостоятельное составление несложных ритмических композиций. - «Логоритмика» - это ритмо-речевые фонематические упражнения, способствующие развитию и коррекции речи и фонематического слуха ребенка, формированию артикуляционного аппарата, правильному интонированию и акцентированию, совершенствованию свободной речи, активному общению со сверстниками и педагогом.
- «Ритмодекламация» – чтение стихов на фоне ритмического или музыкального сопровождения.
4. Основные требования к знаниям и умениям учащихся
1 класс: Личностные результаты
Наличие эмоционально-ценностного отношения к музыке и движению. Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности.
Метапредметные результаты
Наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Учащиеся должны уметь: готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно; под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение; ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу; соотносить темп движений с темпом музыкального произведения; выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя; задавать вопросы, работать в парах, коллективе.
2 класс: Личностные результаты
Развитие мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих танцевальных способностей; навыков творческой установки.
Метапредметные результаты
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Самовыражение ребенка в движении, танце.
Учащиеся должны уметь: понимать и принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения; организованно строиться; соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе.
3 класс: Личностные результаты
Развитие самооценки, включая осознание своих возможностей, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех, проявить себя в период обучения как яркую индивидуальность, создать сценический образ.
Метапредметные результаты
Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении танцевальных движений.
Учащиеся должны уметь: умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой; передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки.
4 класс: Личностные результаты
Знание моральных норм и развитие морально-этических суждений; способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы. Развитие чувство коллективизма, потребности и готовности к эстетической творческой деятельности; эстетического вкуса, высоких нравственных качеств.
Метапредметные результаты
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели.
Учащиеся должны уметь: правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка; сочинять и импровизировать; работать самостоятельно и в группах.
5. Методическое и техническое обеспечение программы
Принцип доступности и индивидуальности, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим — определение посильных для него заданий. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий. Практически это достигается правильным распределением материала на занятиях.
Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок. Обязательным условием успешного обучения также является чередование нагрузок с отдыхом. Переход к новым, более сложным упражнениям должен происходить постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков и адаптации организма к нагрузкам.
Принцип систематичности — один из ведущих. Имеются в виду непрерывность и регулярность занятий. В противном случае наблюдается снижение уже достигнутого уровня умелости.
Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. Для успешного достижения цели ребенку необходимо ясно представлять, что и как нужно выполнить и почему именно так, а не иначе.
Игровой метод самый важный. При обучении детей движениям обязательно нужно использовать игровые приемы, способствующие эмоционально-образному уточнению представлений о характере движений. Игра всегда вызывает у ребят веселое настроение.
Импровизационный метод. На занятиях ритмикой нужно учить ребёнка импровизации, то есть свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка.
Метод показа. Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте. Ребята сразу видят художественное воплощение образа, что будит воображение. В некоторых случаях, особенно в начале работы, руководитель может выполнять упражнения вместе с детьми, чтобы увлечь их и усилить эмоционально-двигательный ответ на музыку.
6. Список литературы
1. Лифиц И. Франио Г., Методическое пособие по ритмике. М: Просвещение,1987г.
2. Коренева Т.Ф., Музыкально-ритмические движения. М: Владос, 2001г.
3. Мухина А.Я., Речедвигательная ритмика. М: Аст ,2009г.
4. Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова, Музыкальная ритмика. М: Глобус,2009г.
5. Дубровская С.В., Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой. М: РИПОЛ классик, 2009г.
6. Буренина А. И.Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М: 2000г.
7. Железнова Е., Игровая гимнастика – Упражнения с музыкальным сопровождением, 2005 Формат: MP3
8. Бокатов А. Сергеев С., Детская йога. М: Ника-центр, 2004г.
9. Лазаренко О.И., Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. АЙРИС – ПРЕСС, 2011г.
10. Жучкова Л.Г.. Гармония души и тела, 2008г. Формат: МР3
11. Освальд К., Баско С., Стретчинг для всех. Простые упражнения на растяжку.
М: Эксмо, 2004г.
12. Программа «Ритмика и танец» [link]
9