Рабочая программа по музыке для обучающихся 3 класса

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: Данная рабочая программа по музыке для обучающихся 2 класса разработана на основе ФГОС начального общего образования, авторской программы «Музыка. Начальная школа» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной. Программа содержит подробную пояснительную записку, тематическо...


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 303 с углублённым изучением немецкого языка и предметов художественно-эстетического цикла имени Фридриха Шиллера

Фрунзенского района Санкт – Петербурга
192241, Пражская улица, дом 36, литер А, тел 269-03-54



















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке для обучающихся 3 класса

(на 2015-2016 учебный год)














Составитель:

учитель высшей категории

Изотова Светлана Владимировна








Санкт-Петербург

Пояснительная записка


  1. Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:

1) Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373).

3) Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312);

4) Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253);

5) Учебный план ГБОУ СОШ № 303 имени Фридриха Шиллера;

6) Авторская программа «Музыка. Начальная школа» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной. М., Просвещение, 2010.

В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.

Содержание обучения ориентировано на стратегию целенаправленной организации и планомерного формирования музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию школьника. Предмет «Музыка», как и другие предметы начальной школы, развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

2. Целевая ориентация рабочей программы

Целью Образовательной программы ГБОУ СОШ №303 с углубленным изучением немецкого языка и предметов художественно-эстетического цикла имени Фридриха Шиллера является: создание условий для реализации личностно-ориентированного учебного процесса, обеспечивающего овладение обучающимися базовым уровнем образованности, формирование у обучающихся устойчивой мотивации к разнообразной интеллектуальной деятельности.

Задачи реализации образовательной программы ГБОУ СОШ №303:

        • Достижение личностных результатов обучающихся:

        • Готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

        • Сформированность мотивации к обучению и познанию;

        • Осмысление и принятие основных базовых ценностей.

        • Достижение метапредметных результатов обучающихся:

        • Освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

        • Достижение предметных результатов:

Освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.

Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.


Задачи музыкального образования младших школьников:

        • воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения обучающимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;

        • воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

        • развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

        • накопление тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.


3. Общая характеристика учебного предмета

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.

Программа разработана с учётом специфики данного предмета, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыка, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры – «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского. Это будет оказывать позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в рамках мировой художественной культуры. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражения факты истории, отношения человека к родному краю, его природе и труду людей, предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций, из устных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который дает возможность обучающимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связи с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского: это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Основными методическими принципами программы являются увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, тождество и контраст, интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации.

Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов) в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности обучающихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность обучающимся овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка вечные темы искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита отечества и другие запечатленные в художественных образах. Художественно-педагогическая идея позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку в соответствии с общечеловеческими ценностями, вести постоянный поиск ответа на вопрос «что есть истина, добро и красота в окружающем мире?».

Через опыт общения с музыкой как «искусством интонируемого смысла» (Б.В. Асафьев), с конкретным музыкальным произведением детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни; осваиваются основные сферы музыкального искусства, виды музыкальной деятельности (исполнение, сочинение, слушание), интонация как носитель образного смысла музыкального произведения, принципы развития музыка (повтор, вариационность, контраст), особенности формы музыкальных сочинений (одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная, рондо, вариации), жанры музыка (песня, танец, марш, сюита, опера, балет, симфония, инструментальный концерт, кантата, соната, оперетта, мюзикл и др.), основные средства музыкальной выразительности и своеобразия, специфика их преломления в музыкальной речи композитора в конкретном произведении.

Программа «Музыка» для начальной школы обеспечена учебно-методическими комплектами (авторы Е. Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина) для каждого класса. Учебно-методические комплекты включают учебник, рабочую тетрадь, хрестоматию и фонохрестоматию музыкального материала, пособие для учителей.

Цель, задачи и содержание данной программы отражают следующие методы музыкального обучения:

  • художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • интонационно-стилевого постижения музыки;

  • эмоциональной драматургии;

  • концентричности организации музыкального материала;

  • забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);

  • создание «композиций», (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);

  • игры;

  • художественного контекста (выхода за пределы музыки).

Межпредметные связи изучения предмета.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся.

Ценностные ориентиры содержания курса «Музыка»

Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию обучающихся: 

  • реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству;

  • становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Приобщение обучающихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и

социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.

Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие обучающихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения.

Содержание рабочей программы 3 класса представлено темами "Россия - Родина моя", "День, полный событий", "О России петь, что стремиться в храм", "Гори, гори ясно, чтобы не погасло!", "В музыкальном театре", "В концертном зале", "Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...", в которых раскрыты следующие содержательные линии: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».

Предмет музыка в 3 классе начальной школы имеет целью введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:

        • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

        • воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

        • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно - творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

        • освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

        • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Основными видами учебной деятельности школьников

для реализации поставленных задач являются:

        • Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.

        • Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведении. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

        • Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

        • Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально- пластических композиций. Танцевальные импровизации.

        • Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.


4. Место учебного предмета в учебном плане

Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в I–IV классах в объеме не менее 135 часов (33 часа в I классе, по 34 часа – во II–IV классах)


5. Специфика группы

Рабочая программа составлена с учётом особенностей обучающихся 3 ____класса:

___________ обученности, _______________обучаемость, __________уровень реализации учебного потенциала, _________уровень сформированности учебной деятельности и направлена на формирование универсальной учебной деятельности и повышение уровня реализации учебного потенциала за счет применения разнообразных педагогических методов и технологий: технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса; технологии проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся; информационно-коммуникационных технологии, здоровьесберегающих технологий.

Представляется целесообразным уделить больше внимания развитию вокально-хоровых навыков и коллективным формам деятельности (музыкально-пластическое движение, драматизация)

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.


6. Информация об используемом УМК.

Учебно-методический комплекс «Перспектива» - это система учебников для начальной школы, которая включает в себя завершенные предметные линии.

УМК "Перспектива" выпускается в издательстве «Просвещение» с 2006 года, ежегодно пополняясь новыми учебниками. В УМК «Перспектива» входят линии учебников по следующим предметам: «Обучение грамоте», «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология», «Изобразительное искусство», «Музыка».

Комплекс создавался параллельно с разработкой ФГОС начального общего образования, требования которого нашли свое теоретическое и практическое воплощение в учебниках УМК «Перспектива».

Концептуальная основа УМК отражает современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного российского образования. УМК «Перспектива» создавался в стенах Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ, который возглавляет заведующий кафедрой психологии личности МГУ, академик А.Г. Асмолов. Под его руководством разрабатывались теоретические и методические материалы, являющиеся системообразующими компонентами ФГОС и ориентированные на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий. Авторами УМК «Перспектива» и, одновременно, разработчиками ФГОС, выступают такие известные ученые–педагоги и методисты, как Л.Ф. Климанова, В.Г.Дорофеев, М.Ю. Новицкая, А.А. Плешаков, С.Г.Макеева, Н.И.Роговцева и др.

Методологической основой нового комплекса является системно-деятельностный подход. В этой связи в учебниках УМК «Перспектива» задания, направленные на включение детей в деятельность.

УМК обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Особое место в УМК «Перспектива» уделяется формированию духовно-нравственных ценностей, знакомству с культурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаями народов, населяющих нашу родину. В учебники включены задания для самостоятельной, парной и групповой работы, проектной деятельности, а также материалы, которые можно использовать во внеклассной и внешкольной работе.

Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Именно поэтому планируемые результаты ФГОС определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. В этой связи все программы УМК «Перспектива» ориентированы на планируемые результаты начального общего образования и являются инструментом для их достижения.


7. В соответствии с Базисным учебным планом в 3 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю), из них 4 обобщающих урока.

В рабочей программе учтено углубленное изучение предмета, которое предусматривает детальное рассмотрение изучаемого материала (средств музыкальной выразительности, нотной грамоты, музыкальных инструментов, развитие вокальных навыков), опираясь на личностно-ориентированный подход за счет деления класса на группы.

Постижение музыкального искусства обучающимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности обучающихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.


8. Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются групповая, коллективная работа с обучающимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.

Формы организации учебного процесса:

  • групповые, коллективные, классные и внеклассные.

Виды организации учебной деятельности:

  • экскурсия, путешествие, выставка, конкурс, викторина.

Технологии, используемые в образовательном процессе:

  • Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

  • Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

  • Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления класса на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.

  • Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала

  • Информационно-коммуникационные технологии.

  • Здоровьесберегающие технологии: использование кабинета музыки, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН, использование различных наглядных средств, средств ТСО, мультимедиа-комплексов, компьютера в соответствии с требованиями САНПиН, активное внедрение оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствие условий в классе для проведения таких форм работы, особенно для дыхательных упражнений, наблюдение за посадкой обучающихся; чередование поз в соответствии с видом работы.

  • Технология обучения как учебного исследования

  • Технология обучения в сотрудничестве

  • Метод проектов


9. Виды и формы входящего, промежуточного, итогового контроля

Виды контроля:

  • вводный, текущий, итоговый

  • фронтальный, комбинированный, устный

Формы (приемы) контроля:

  • наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся 3 класса начальной школы в форме самостоятельной работы, итоговых тестов и обобщающих уроков-концертов в конце каждой четверти, и в форме заключительного урока-концерта в конце учебного года.

В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежат опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству, знания и умения, проявляющиеся в различных видах музыкально-творческой деятельности.


10. Данная программа полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.


11. Формирование универсальных учебных действий.

1. Формирование личностных УУД.

Предмет «Музыка» прежде всего, способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание музыки как средство общения между людьми. В нем раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностносмысловые ориентации обучающихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

Виды заданий:

  1. высказывание своего отношения к музыкальному произведению с аргументацией;

  2. анализ характеров музыкальных героев на основе личного восприятия произведения.

2. Формирование регулятивных УУД.

Система заданий и вопросов по музыке, ориентированная на формирование действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки процесса и результатов учебных действий, направлена на развитие регулятивных УУД.

Виды заданий:

  1. выполнять учебные действия в качестве слушателя

  2. выполнять учебные действия в качестве композитора;

  3. ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

  4. использовать установленные правила в контроле способа решения.

3. Формирование познавательных УУД.

В области развития общепознавательных действий изучение музыки будет способствовать формированию замещения и моделирования.

Виды заданий:

  1. поиск и выделение необходимой информации;

  2. формулировать учебную задачу;

  3. ориентация в способах решения задачи.

4.Формирование коммуникативных УУД.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

Виды заданий:

  1. подготовка устных рассказов в паре или группе (о музыкальных героях, о личных впечатлениях, об услышанном);

  2. инсценирование и драматизация;

  3. рисуем музыку;

  4. участие в диалоге.

  5. хоровое пение (работа в группе).

Формирование УУД отражено в таблице


Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

        • укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

        • наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

        • формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

        • приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

        • развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

        • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

        • развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

Метапредметные результаты:

        • наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

        • ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макро-социума (группы, класса, школы, города, региона и др.);

        • овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

        • применение знаково-символических и речевых средств  для решения коммуникативных и познавательных задач;

        • готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

        • планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;

        • участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;

        • умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Предметные результаты:

        • развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к
          музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

        • развитое художественное восприятие, умение оценивать
          произведения разных видов искусств, размышлять о музыке
          как способе выражения духовных переживаний человека;

        • общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

        • представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;

        • использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

        • готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

        • участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.


Требования к уровню подготовки обучающихся

3 класс

        • обогащение первоначальных представлений обучающихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка русских и зарубежных композиторов;

        • накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);

        • выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;

        • совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель – слушатель;

        • развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений концертного исполнения;

        • освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах детского музицирования;

        • развитие ассоциативно-образного мышления обучающихся и творческих способностей; умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.

Творчески изучая музыкальное искусство,

к концу 3 класса обучающиеся должны уметь:

        • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

        • воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

        • проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;

        • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

        • эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

        • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

        • передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;

        • охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

        • продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

        • определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

        • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

        • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

        • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

Особенности содержания и структуры УМК

Начальные классы

(1-4)

«Перспектива»

Москва «Просвещение». 2006

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для обучающихся 3 кл.нач.шк. – М.: Просвещение, 2013;


Методика работы с учебниками «Музыка».1-4 классы. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 2004.

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 3 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;

Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка». 3 класс. (аудиокассеты); CD


Выпуск этого комплекта осуществляется издательством «Просвещение с 1998 года. Концептуальная основа УМК отражает современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного российского образования. Методологической основой нового комплекса является системно-деятельностный подход.

УМК обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей.

В учебниках и рабочих тетрадях проблемные вопросы и задания нацеливают обучающихся на самостоятельную работу в классе и дома, исполнение песен и основных тем сочинений крупных жанров, дирижирование, музыкальные игры.

Основные понятия и музыкальные термины (общие и частные) вводятся на страницах учебников и тетрадей, постепенно обучающиеся начинают овладевать ими и использовать в своей музыкальной деятельности.

Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Именно поэтому планируемые результаты ФГОС определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.






































Тематическое планирование (34 часа)

п/п

Тема урока

Кол-во

часов



1 четверть

9 ч.



Тема раздела: «Россия – Родина моя»

5 ч.

Мелодия - душа музыки.

1

Природа и музыка (романс). Звучащие картины.

1

«Виват, Россия!» (кант). «Наша слава – русская держава».

1

Кантата «Александр Невский».

1

Опера «Иван Сусанин»

1



Тема раздела: «День, полный событий»

4 ч.

Утро

1

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

1

«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.

1

Обобщающий урок

1



II четверть

7 ч.



Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм»

3 ч.

Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!»

1

Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!»

1

Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.

1



Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

4 ч.

«Настрою гусли на старинный лад» (былины). Былина о Садко и Морском царе.

1

Певцы русской старины (Баян. Садко).

«Лель, мой Лель…»

2

Обобщающий урок.

1



III четверть

10 ч.



Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

1 ч.

Звучащие картины. «Прощание с Масленицей».

1



Тема раздела: «В музыкальном театре»

5 ч.

Опера «Руслан и Людмила».

1

Опера «Орфей и Эвридика»

1

Опера «Снегурочка». «Океан – море синее».

1

Балет «Спящая красавица».

1

В современных ритмах (мюзиклы).

1



Тема раздела: «В концертном зале »

4 ч.

Музыкальное состязание (концерт).

1

Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.

1

Музыкальные инструменты (скрипка).

1

Обобщающий урок.

1



IV четверть

8 ч.



Тема раздела: «В концертном зале »

2 ч.

Сюита «Пер Гюнт».

1

«Героическая» (симфония). Мир Бетховена.

1



Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

6 ч.

«Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки.

1

«Люблю я грусть твоих просторов». Мир Прокофьева.

1

Певцы родной природы (Э.Григ, П.Чайковский).

1

Прославим радость на земле.

1

«Радость к солнцу нас зовет».

1

Обобщающий урок. Заключительный урок – концерт.

1



Итого:

34



Содержание программного материала


Тема раздела: «Россия – Родина моя» (5 ч.)


Урок 1. Мелодия - душа музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки – ее души.

Урок 2. Природа и музыка (романс). Звучащие картины. Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.

Урок 3.. «Виват, Россия!»(кант). «Наша слава – русская держава». Знакомство обучающихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.

Урок 4. Кантата «Александр Невский». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.

Урок 5. Опера «Иван Сусанин». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин».


Тема раздела: «День, полный событий» (4 ч.)


Урок 6. Утро. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П.Чайковского «Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро».

Урок 7. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.

Урок 8. «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П.Мусоргского.

Урок 9. Обобщающий урок . Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников. Накопление обучающимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского, Э.Грига, М.Мусоргского).

Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (3 ч.)


Урок 10. Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!» Введение обучающихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

Урок 11. Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!» Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

Урок 12. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской.


Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)


Урок 13. «Настрою гусли на старинный лад» (былины). Былина о Садко и Морском царе. Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Жанр былины.

Урок 14-15. Певцы русской старины (Баян. Садко). «Лель, мой Лель…» Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).

Урок 16. Обобщающий. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений третьеклассников.


Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1 ч.)


Урок 17. Звучащие картины. «Прощание с Масленицей». Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н.Римского-Корсакова.


Тема раздела: «В музыкальном театре» (5 ч.)


Урок 18. Опера «Руслан и Людмила». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М.Глинки «Руслан и Людмила».

Урок 19. Опера «Орфей и Эвридика». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К.Глюка «Орфей и Эвридика».

Урок 20. Опера «Снегурочка». «Океан – море синее». Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан – море синее».

Урок 21. Балет «Спящая красавица». Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И.Чайковского «Спящая красавица». Контраст.

Урок 22. В современных ритмах (мюзиклы). Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки.




Тема раздела: «В концертном зале » (6 ч.)


Урок 23. Музыкальное состязание (концерт). Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта.

Урок 24. Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности флейты.

Урок 25. Музыкальные инструменты (скрипка). Музыкальные инструменты. Выразительные возможности скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.

Урок 26. Обобщающий урок. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников.

Урок 27. Сюита «Пер Гюнт». Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».

Урок 28. «Героическая» (симфония). Мир Бетховена. Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Контрастные образы симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.


Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 ч.)


Урок 29. «Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель. Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости.

Урок 30. «Люблю я грусть твоих просторов». Мир Прокофьева. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского.

Урок 31. Певцы родной природы (Э.Григ, П.Чайковский). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.

Выразительность и изобразительность в музыке. Сходство и различие музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского.

Урок 32. Прославим радость на земле. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Композитор – исполнитель – слушатель.

Урок 33. «Радость к солнцу нас зовет». Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыка – источник вдохновения и радости.

Урок 34. Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок – концерт. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.

Поурочно-тематическое планирование уроков музыки на 2015-2016 уч.г. в 3 классе

Дата


Тема урока

Элементы содержания

Практика

Формы контроля

ИКТ-поддержка

Планируемые результаты обучения

Предметные

УУД:

регулятивные, познавательные, коммуникативные

Личностные

I четверть (9 часов)

Раздел 1: «Россия – Родина моя»(5ч.)

  1. 1

  1. 1


Мелодия - душа музыки

Интонационно-образная природа музыкального искусства.

- П.Чайковский

«Симфония №4»

2часть.

- «Моя Россия» Г.Струве.

Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке.

Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование и др.).

Петь мелодии с ориентаций на нотную запись.

Выполнять творческие задания из рабочей

тетради.

Устный опрос

Фоно

хрестоматия

Презентация

Выявлять мелодичность и песенность в музыке.









Р: Самостоятельно выражать своё эмоциональное отношение к искусству.

П: различать звучание муз.инструментов, использованных в мелодиях

К: Интонационно исполнять сочинения разных жанров.

Уважительно относится к творчеству русских композиторов.









  1. 2


Природа и музыка (романс).

Звучащие картины.

Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная;

- «Жаворонок» М.Глинка;

«Благословляю вас, леса» П.Чайковский, «Романс» Г.Свиридов

Устный опрос

Фоно

хрестоматия

Презентация

Выявлять настроения и чувства человека выраженные в музыке.








Р:Самостоятельно выражать эмоциональное отношение к муз. произведениям.

П: Различать аккомпанемент мелодии.

К: Выполнить творческое задание.


Ценить образы природы выраженные в музыке и в живописи.


  1. 3


«Виват, Россия!»

(кант).

«Наша слава – русская держава».

Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.

-«Радуйся, Росско земле»;

- Солдатские песни.

Понимать названия изученных жанров (кант), смысл понятий: песенность, маршевость. эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении, игре или пластике;

Устный опрос

Фоно

хрестоматия

Презентация

Различать русские народные песни и канты, и современные героические песни.

Р: Самостоятельно определять сходство и различие между кантами и РНП.

П: Различать песни защитников Отечества в разных жанрах музыки.

К: Исполнение старинных кантов и песен.

Интонационно осмысленно исполнять песни о героических событиях.



Кантата «Александр Невский»

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата.

- «Александр Невский» С.Прокофьев

Понимать названия изученных произведений и их авторов; названия изученных жанров и форм музыки (кант, кантата)

узнавать изученные произведения, называть их авторов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; продемонстрировать знания о различных видах музыки,

Устный опрос


С.Прокофьев

Фильм - кантата

«Александр Невский»

Фоно

хрестоматия

Презентация

Расширить понятия музыкальных образов Защитников Отечества.





Р: Самостоятельно различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная.

П: Определять выразительные возможности различных муз.образов.

К: выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

Уважать свою Родину и её Защитников.


Опера «Иван Сусанин»

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.

- Сцены из оперы

«Иван Сусанин» М.Глинка

Разбираться в названиях изученных произведений и их авторов, названиях изученных жанров и форм музыки (опера), смысл понятий: хоровая сцена, певец, солист, ария.


Устный опрос


Фоно

хрестоматия

Видео

фрагмент оперы

Презентация

Уметь определять по жанрам музыки героические образы Защитников Отечества.

Р:Знать песни о героических событиях истории Отечества.

П: Познать выразительность музыкальной и поэтической речи.

К: Исполнение фрагментов из оперы.

Гордиться Защитниками Отечества.


Раздел 2: «День, полный событий» ( 4ч.)


  1. 4


Утро

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность.

«Утренняя молитва» П.Чайковский.

«Утро» Э.Григ.


Понимать смысл понятий: песенность, развитие.

Эмоционально откликнуться на произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей.

Устный опрос

Видеоряд

Фоно

хрестоматия

Презентация


Различать в музыке душевное состояние человека, его чувства и мысли.









Р: Самостоятельно определять музыкальные впечатления ребенка « с утра до вечера»

П: самостоятельно проследить и сравнить музыкальный язык композиторов.

К: Исполнение главных мелодий произведений.

Различать формы композиции и особенности муз. языка Чайковского и Грига.





  1. 5


Портрет в музыке.

В каждой интонации спрятан человек.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.

Портрет в музыке.

- С.Прокофьев «Петя и волк»;

- «Болтунья» С.Прокофьев.

б. «Золушка»;

«Джульетта – девочка»

Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения.

Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении.

Устный опрос

Фоно

хрестоматия

Видеоряд

Презентация

Различать в музыке, что в каждой интонации спрятан человек.




Р: Самостоятельно распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки.

П: Понимать художественно-образное содержание муз.произведения.

К: самостоятельно раскрывать средства музыкально-образного воплощения персонажей.

Находить общность интонаций в музыке, живописи и поэзии.

  1. 6


«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.

Выразительность и изобразительность в музыке.

- «С няней» М.Мусоргский;

- «С куклой», «Тюильрийский сад» М.Мусоргский.

- П.Чайковский «Болезнь куклы», «Новая кукла».

- «Колыбельная песня» П.Чайковский.

Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения.

Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении.

Устный опрос

Фоно

хрестоматия

Видеоряд

Презентация

Отличать интонационные линии персонажей.








Р: самостоятельно распознавать выразительные музыкальные особенности героев.

П: понимать содержание муз.произведения.

К: передавать интонационно-мелодические особенности муз.образа.

Выявлять связь музыки и живописи.










  1. 7


Обобщающий урок

Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений обучающихся за 1 четверть.

Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей соло, в ансамбле, хоре, оркестре.

Выявлять ассоциативно-образные связи музыкальных и живописных произведений.

Выполнять творческие задания из рабочей

тетради.

Устный опрос

Тест

Фоно

хрестоматия

Презентация

Выявлять связь музыкальных и живописных образов.

Р: Самостоятельно обнаруживать интонационную связь в музыке, живописи, поэзии.

Исполнять изученные произведения

II четверть

Раздел 3: «О России петь – что стремиться в храм» (3ч.)



Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!»

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

- «Ave,Maria» Ф.Шуберт

- «Богородице, Дево, радуйся» С.Рахманинов

Понимать образцы духовной музыки, религиозные традиции.

Демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке;

узнавать изученные музыкальные произведения, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в муз. произведениях.

Устный опрос


Фоно

хрестоматия

Презентация

Узнавать жанры церковной музыки.

Р: Самостоятельно различать мелодики русского и зарубежного религиозного искусства.

П: Определять образный строй музыки с помощью словаря эмоций.

К: Исполнение молитвы.

Знать религиозные праздники России.









Древнейшая песнь материнства «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!»

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

Тропарь иконе Владимирской Божией Матери

«Мама» В.Гаврилин.

«Мама» Ч.А Биксио,

(исп. Р.Лоретти).

Определять образный строй музыки с помощю «словаря эмоций».

Знакомиться с жанрами церковной музыки

Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей

тетради.

Устный опрос


Фоно

хрестоматия

Презентация

Познакомить с величайшей Святыней Руси – Иконами Божией Матери.









Р: Самостоятельно ориентироваться в Православных праздниках.

П: иметь представление о песнопении, религиозных праздниках, богослужении и молитвах воспевающих красоту материнства.

К: исполнять песни о матери.

Ценить и уважать свою мать.








Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.

Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.

- Величание князю Владимиру и княгине Ольге.

- «Богородице, Дево, радуйся» С.Рахманинов

Понимать смысл понятий: величание, молитва;

продемонстрировать знания о различных видах музыки;

определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.










Устный опрос


Фоно

хрестоматия

Презентация

Расширить представление о Православных Святых.

Р: Самостоятельно ориентироваться в терминах.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: исполнение стихиры.

Уважать историю Родины.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)


«Настрою гусли на старинный лад»(былины). Былина о Садко и Морском царе.

Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества.

- «Былина о Добрыне Никитиче» обр. Римского Корсакова

- Песни Садко из оперы

Н.Римского-Корсакова.

- «Заиграйте, мои гусельки»

- «Высота ли, высота»

Садко и Морской царь – русская былина

Выявлять особенности народного и профессионального музыкального творчества.

Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки.

Выполнять творческие задания из тетради.

Участвовать в сценическом воплощении фрагментов оперных спектаклей.

Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Устный опрос


Фоно

хрестоматия


Х/ф-сказка

«Садко»

(фрагменты)

Презентация

Выявить общность жизненных истоков народного и профессион. творчества.




Р: Самостоятельно рассуждать о значении повтора, контраста в развитии музыки.

П: выявлять общность интонаций в музыке и поэзии.

К: выявлять ассоциативно-образные связи муз. и литер.

произведений.


Хранить традиции народного фольклора.









Певцы русской старины (Баян. Садко).




Музыкальный и поэтический фольклор России.

Народная и профессиональная музыка.

- Песня Садко с хором Н.Римский Корсаков.

- Вторая песня Баяна М.Глинка.

Знать смысл понятий: певец – сказитель, меццо-сопрано.

определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах; воплощать в звучании голоса образы природы.

Устный опрос


Фоно

хрестоматия

Презентация

Знать древний Новгородский эпос.








Р: Самостоятельно определять, какую роль имеют распевы в былинах.

П: аккомпанировать на воображаемых гуслях.

К: Исполнить северный былинный напев.

Хранить традиции народного фольклора.








Певцы русской старины «Лель, мой Лель…»

Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка.

- «Туча со громом сговаривалась» - третья песня Леля из оперы «Снегурочка» - Н.Римский Корсаков.

Передавать музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, оценивать собственную исполнительскую деятельность; демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах.


Устный опрос




Фоно

хрестоматия Видео

фрагмент

м/ф «Снегурочка»

Презентация

Узнавать меццо-сопрано.







Р: самостоятельно различать приемы используемые композитором в опере: повтор-контраст.

П: называть и объяснять основные термины.

Знать творчество русских композиторов.






Обобщающий урок

Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений обучающихся

Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального муз. творчества.

Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития муз.

Выполнять творческие задания из тетради.

Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.


Тест

Фоно

хрестоматия

Презентация

Исполнение изученных произведений

Р: самостоятельно различать приемы используемые композиторами

П: называть и объяснять основные термины.

К: спеть мелодию «Песни Леля»


Знать творчество русских композиторов.


III четверть

Раздел 4: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1 ч.)


Звучащие картины. «Прощание с Масленицей».

Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды.

Народная и профессиональная музыка.

- Масленичные песни;

- «Проводы зимы» Н.Римский Корсаков из оперы «Снегурочка».

Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

Выполнять творческие задания из тетради.

Принимать участие в традиционных праздниках народов России.

Участвовать в сценическом воплощении фрагментов оперных спектаклей.

Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Устный опрос


Фоно

хрестоматия

Презентация

Различать мелодии в народном стиле.

Р: Самостоятельно сравнивать взаимосвязь музыки и художественного произведения.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: разучивание масленичных песен.

Хранить традиции русского народа.

Раздел 5: «В музыкальном театре» (5 ч.)


Опера «Руслан и Людмила»

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса.

- Опера «Руслан и Людмила» М.Глинка.

Знать и понимать: названия изучаемых жанров и форм музыки (рондо), названия изученных произведений; смысл понятий: контраст, ария, каватина, увертюра.

продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах (баритон, сопрано, бас); передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей.

Устный опрос.

Фоно

хрестоматия

Видео фрагменты из оперы

Презентация

Различать средства музыкальной выразительности в изображении героев оперы-сказки.


Р: Самостоятельно

определять муз. темы главных героев.

П: называть и объяснять основные термины оперы.

К: интонационно узнавать образы героев.


Развивать ассоциативную связь музыки и художественного произведения.


Опера «Орфей и Эвридика»

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности.

- Опера «Орфей и Эвридика» К.Глюк.

Знать названия изучаемых жанров, смысл понятий – хор, солист, опера, контраст; узнавать изученные музыкальные произведения, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей

Устный опрос.

Фоно

хрестоматия

Презентация

Различать контрастные средства выразительности образов.





Р: Самостоятельно определять музыкальные темы главных героев.

П: понимать значения терминов.

К: с помощью мимики и жестов передавать хар-р персонажей.

Развивать ассоциативную связь музыки и этноса.


Опера «Снегурочка». «Океан – море синее».

Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.

- Опера «Снегурочка» Н.А.Римский – Корсаков.

Вступление к опере «Садко» Н.Римский-Корсаков

Понимать названия изученных жанров и форм музыки; смысл понятий: ария, каватина, тенор, зерно-интонация, развитие, трехчастная форма.

узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей


Устный опрос

Видео

фильм-музыкаль

ная сказка

«Снегурочка»

(фрагменты)

Фоно

хрестоматия

Презентация

Рассуждать о смысле и значении оперного искусства.









Р: самостоятельно рассуждать о значении режиссера, дирижера и композитора в опере.

П: понимать смысл терминов.

К: передавать свои муз. впечатления в рисунке.


Рассуждать о смысле и значении опер-сказок.











Балет «Спящая красавица»

Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.

- Балет «Спящая красавица» П.И.Чайковский

Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных муз.образов; показать определ. уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, муз. памяти и слуха, певческого голоса.

Устный опрос


Фоно

хрестоматия

Презентация

Сравнительный анализ оперы и балета.







Р: Самостоятельно определять музыкальные темы главных героев.

П: понимать смысл терминов.

К: передавать свои муз. впечатления с помощью пластики, мимики и жестов.

Выявлять связь музыки и танца.


В современных ритмах (мюзиклы)

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл.

-Р.Роджерс «Звуки музыки»

- «Волк и семеро козлят на новый лад» А.Рыбников.

Понимать: смысл понятий: композитор – исполнитель– слушатель вариационное развитие.

Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.

Устный опрос

Фоно

хрестоматия

Презентация

Уметь выявлять современные музыкальные жанры: мюзикл.









Р: Уметь представление о синтезе музыки, танца, пения, сцен. действия.

П: понимать отличительные особенности зарубежных и отечественных мюзиклов.

К: исполнение сцен из мюзиклов.

Выявлять основные отличия оперы от мюзикла.

Раздел 6: «В концертном зале» (4 ч.)


Музыкальное состязание (концерт)

Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель.

- «Концерт№1» для фортепиано с оркестром П.Чайковский.

-«Веснянка» - укр. н.п.

Знать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах; понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.

Устный опрос

Фоно

хрестоматия

Презентация

Расширить понятие единства композитора, исполнителя, солиста, слушателя и симфонического оркестра.

Р: Самостоятельно ориентироваться в терминах.

П: различать главные и побочные темы «Концерта»

К: выполнить творческое задание.

Узнавать тембры музыкальных инструментов.


Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.

Музыкальные инструменты.

Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

- «Шутка» И.-С.Бах

Знать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах (флейта); продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.

Устный опрос

Фоно

Хрестоматия Презентация

Различать на слух старинную и современную музыку.







Р: Самостоятельно узнавать тембр флейты.

П: стилевые особенности старинной и современной музыки.

К: наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров.

Узнавать тембры музыкальных инструментов.


Музыкальные инструменты (скрипка)

Музыкальные инструменты.

Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

- «Мелодия» П.Чайковский;

- «Каприс №24» Н.Паганини.

- «Волшебный смычок» - норвежская народная песня

Понимать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; смысл понятий: скрипач, виртуоз. продемонстрировать знания о музыкальных инструментах (скрипка); эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.

Устный опрос

Фоно

хрестоматия

Презентация



Узнавать на слух звучание скрипки.

Р: Самостоятельно узнавать главные мелодические темы.

П: Расширить музыкальный кругозор.

К: выполнение творческого задания.

Уважительно относится к симфонической музыки.


Обобщающий урок

-Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений обучающихся.

- Музыкальные фрагменты из опер, балетов, мюзиклов;

- разученные песни.

Продемонстрировать увлеченность музыкальными занятиями и творческой деятельностью; узнавать изученные муз. сочинения, называть их авторов; выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах





Тест

Фоно

хрестоматия

Презентация

Узнавать на слух звучание музыкальных инструментов.

Р: Самостоятельно узнавать главные мелодические темы.

П: Расширить музыкальный кругозор.

К: выполнение творческого задания.

Уважительно относится к симфонической музыки.


IV четверть

Раздел 6: «В концертном зале» (2 ч.)



Сюита «Пер Гюнт»

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость.

Э.Григ «Утро», «В пещере горного короля»;

«Танец Анитры»;

«Смерть Озе»;

«Песня Сольвейг.

Понимать: смысл понятий: вариационное развитие, сюита, тема, контрастные образы. передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения.

Устный опрос

Фоно

хрестоматия

Презентация

Знать понятие сюита.











Р: Самостоятельно определять муз. темы.

П: самостоятельно называть части сюита.

К: выполнение творческого задания.




Уважать творчество зарубежных композиторов.










«Героическая» (симфония). Мир Бетховена

Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений.

- «Симфония №3» Л.Бетховен.

- «Соната №14»;,

- «К.Элизе»

Продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изо. и в музыке,

эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

Устный опрос

Фоно

хрестоматия

Презентация

Различать контрастные средства выразительности.




Р: самостоятельно определять муз. темы.

П: Ориентироваться в динамических оттенках.

К: Дирижирование главных тем.

Уметь анализировать сюжетную линию.







Раздел 7: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»(6ч.)



«Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель.

Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители.

Музыка – источник вдохновения и радости.

-«Я поймал ритм» Дж.Гершвин;

«Колыбельная Клары» Дж.Гершвин.

-«Мы дружим с музыкой» И.Гайдн

Понимать смысл понятий: ритм, импровизация, джаз-оркестр, песенность, танцевальность.

Уметь продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, составах оркестров; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

Устный опрос

Фоно

хрестоматия

Презентация

Различать и узнавать ритмы джазовой музыки.












Р: самостоятельно сравнивать джазовые композиции.

П: ориентироваться в особенностях музыкального языка джаза.

К:знать известных джазовых музыкантов-исполнителей.


Импровизировать джазовые мелодии.













«Люблю я грусть твоих просторов». Мир Прокофьева

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.

- Г.Свиридов «Весна», «Тройка», «Снег идет»;

-С.Прокофьев «Шествие солнца», «Утро»;

Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык творчества композиторов; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.

Показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса.

Устный опрос

Фоно

хрестоматия

Презентация

Различать особенности мелодики, тембра музыки Прокофьева







Р: Самостоятельно различать и узнавать музыкальные интонации.

П: различать , как с развитием музыки меняются краски звучания.

К: Выполнение творческого задания.

Определять жанры музыкальных произведений.









Певцы родной природы (Э.Григ, П.Чайковский)

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.

- Э.Григ «Утро»

- П.Чайковский «Осенняя песнь», «Симфония №4».

Устный опрос



Фоно

хрестоматия

Презентация

Различать музыкальную речь разных композиторов.







Р: Самостоятельно различать музыкальную речь разных композиторов.

П: определять особенности построения формы муз. сочинений.

К: исполнение песен.

Исполнять муз.сочинения разных жанров и стилей.


Прославим радость на земле

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.

- В.Моцарт «Симфония №40»

- Канон «Слава солнцу, слава миру» В.Моцарт.

Знать и понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее.

Устный опрос

Фоно

хрестоматия

Презентация

Знать мелодии прошлого, которые известны всему миру.






Р: Самостоятельно различать музыкальную речь

разных композиторов.

П: определять характерные черты языка современной музыки.

К: определять жанровую принадлежность муз.произведения.

Уважительно относится к музыке разных композиторов.











«Радость к солнцу нас зовет»

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.

Музыка – источник вдохновения и радости.

- Финал Девятой симфонии Л.Бетховена «Ода к радости»

- В.Моцарт «Слава солнцу»

- Хор «Славься!» из оперы М.Глинки

- «Патриотическая песня» М.Глинка.

- Кант «Радуйся, Росско земле

Устный опрос

Фоно

хрестоматия

Презентация

Уметь ориентироваться в музыкальных терминах и произведениях.

Р:самостоятельно рассуждать о жанровых особенностях музыки.

П: отвечать на вопросы учителя.

К:творческое задание.

Гордиться великой силой искусства.


Обобщающий урок. Заключительный урок-концерт.

Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений обучающихся.


Тест

Энциклопедия классической музыки

Фоно

хрестоматия

Презентация



Перечень литературы и средств обучения

Методическая литература для учителя

  1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.- М.: Гуманит.изд.центр «ВЛАДОС», 2000.- 336 с.

  2. Алиев Ю.Б.. «Пение на уроках музыки» - М.: Гуманит.изд.центр «ВЛАДОС», 2005.

  3. Белоусова С.С «Романтизм» -М.: «Росмэн», 2002.

  4. Большая энциклопедия музыки. – М.: АСТ «Астрель», 2006.

  5. Критская Е.Д. Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4 кл.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2002.- 207с.

  6. Лаптев И.Г. «Детский оркестр в начальной школе» - М.: «Владос», 2001.

  7. Левик Б. «История зарубежной музыки» - М.: «Музыка», 1980.

  8. Н.И.Енукидзе «Популярные музыкальные жанры» -М.: «Росмэн», 2004.

  9. Надолинская Т.В. «Игры – драматизации на уроках музыки в начальной школе» М.: «Владос» 2003.

  10. Павлюк Г.Ф. «Оперы классического наследия» - Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2002г.

  11. Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран.- М.: «Музыка», 1990.

  12. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.

  13. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 320с.

  14. Шорникова М.«Русская музыкальная литература» -Ростов-на-Дону : «Феникс» 2004.

  15. Энциклопедический словарь юного музыканта -М.: «Педагогика»,1985.

Литература для обучающихся

  1. Эмиль Финкельштейн «Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями» СПб.: «Композитор», 2008.

  2. Е.Е.Ткачева «По главной улице с оркестром» СПб.: «СпецЛит» 2000.

  3. Е.Е.Ткачева «Музыкальный вернисаж» СПб.: Издательский дом «Книжный мир» 2004 Электронные образовательные ресурсы

  1. Аудиоэнциклопедия «Как звучат музыкальные инструменты», CD, -М., Твик, 2006

  2. Интерактивная музыкальная игра «Щелкунчик», - М., МедиаХаус, 2003

  3. Интерактивный музей «По главной улице с оркестром» (путешествие в мир музыкальных инструментов).Сивоволова Т.В., Ткачева Е.Е. ГОУ СОШ №525 [link]

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:


Печатные пособия:

  1. Таблицы: музыкальные инструменты, средства музыкальной выразительности, нотные примеры,

  2. Схемы: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров,

  3. Транспарант: нотный и поэтический текст Гимна России

  4. Портреты композиторов.

  5. Демонстрационный материал

  6. Дидактический раздаточный материал: партии, тексты песен


Экранно-звуковые пособия:

  1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке

  2. Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса включают материал для слушания и исполнения.

  3. Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, певцов

  4. Видеофильмы с записью фрагментов из оперных, балетных спектаклей, мюзиклов

  5. Видеофильмы с записью известных оркестровых, хоровых коллективов


Учебно-практическое оборудование:

  1. Музыкальные инструменты: фортепиано

  2. Детские музыкальные инструменты: блок–флейта; глокеншпиль/колокольчик; бубен; треугольник; румба; маракасы; кастаньеты;

  3. Музыкальный центр

  4. Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики)

  5. Персональный компьютер;

  6. Медиапроектор