Рабочая программа по музыке 5 класс ФГОС

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Комитет администрации города Славгорода Алтайского края по образованию

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

поселка Бурсоль города Славгорода Алтайского края


РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДАЮ

на заседании ГМО учителей заместитель директора по УВР директор МКОУ «СОШ №9»

МХК, ИЗО, Музыки «______» августа 2016г. «___»_____________ 2016г.

«____» ___________2016г. _____________________ ______________________

Протокол № _________ В.А. Мелихова В.С.Глебова

_______О.Ю. Заугарова Приказ № _______



Рабочая программа по курсу Искусство (музыка)

для 5 класса


Составлена на основании примерной программы «Музыка. Искусство»

Автор программы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова

Издательство: Москва. Просвещение. 2014г.

Срок реализации: 2016 — 2017 учебный год



Учитель:

Новикова Наталья Геннадьевна



Бурсоль

2016

Пояснительная записка

Нормативно-правовая основа:

Федеральный уровень

  • Федеральный закон «Об образовании» в Российской Федерации;

  • «Федеральный государственный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821- 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010, рег. № 189, зарегистрированы в Минюсте РФ 3 марта 2011, рег. № 19993);

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ сост.Е.С. Савинов. – М. Просвещение, 2011;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 19.08.2011 № 032 – 17/2054 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».


Региональный уровень:

  • Закон Алтайского края от 03.12.2004 №54-ЗС «Об образовании в Алтайском крае» (в ред. От 03.09.2010) – принят Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 29.11.2004 №432.


Школьный уровень:

  • Устав МКОУ «СОШ № 9» и иные нормативные локальные акты.


Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Г.П. Сергеева, Е.Д. Крицкая, И.Э. Кашекова – Москва: “Просвещение”, 2014 год).

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта:

  • Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2014г.

  • Г.П. Сергеева, Е.Д. Крицкая «Музыка. 5 класс» фонохрестоматия. 1 СD, mp 3, М, Просвещение, 2013 г.

  • Учебник Г.П. Сергеева, Е.Д. Крицкая «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2015г.

  • Поурочные разработки 5-6 классы «Уроки музыки» Г.П. Сергеева, Е.Д. Крицкая - Москва: “Просвещение”, 2014 год

Рабочая  программа по предмету «Музыка» для VVII классов образовательных организаций составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерными программами по музыке для основного общего образования и важнейшими положениями художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского.

В большой степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.

Цель общего музыкального образования и воспитания — развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры — наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.


Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:

-приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

-воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

-развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

-освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

-овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, музыкально-пластическом движении, драматизации музыкальных произведений ).

Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознание ребенка.

Основными методическими принципами программы являются: принцип увлеченности; принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя; принцип «тождества и контраста», сходства и различия; принцип интонационности; принцип диалога культур. В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.


Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанных в базисном учебном плане образовательных организаций общего образования. Предмет «Музыка» изучается в 5-7 классах в объеме не менее 105 часов (по 35 часов в каждом классе)

Календарно-тематическое планирование составлено 1 час в неделю, всего 35 часов.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Искусство, как культура в целом, предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С. Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств ( в том числе и музыкального искусства) – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти – важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся.

Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.

Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка» в 5 классе:

-- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

-коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

-участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

-признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

-принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности учащихся- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

- сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

-развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а так же образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения;

-воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

-расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитанное музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

-овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью;

-приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

-сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.


Содержание курса

Основное содержание образования в предметной программе представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации».

Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально- инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке.

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.

Воздействие музыки на человека, и ее роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила в музыки виды искусства.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и различие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.

Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трехчастные, вариации, родно, сюиты, сонатно – симфонический цикл. Воплощение единства держания и формы.

Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековье до рубежа 19 – 20 веков: духовая музыка (знаменитый распев и григорианский хорал), западноевропейское и русская музыка 17- 18 веках, зарубежная и русская музыкальная культура 19 века (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).

Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно – песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.

Отечественная и зарубежная музыка композиторов 20 века, ее стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок – музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт- рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.

Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, а capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый.

Перечень музыкального материала (I полугодие)


Родина. Н. Хрисаниди, слова В. Катанова.

Красно солнышко. П. Аедоницкий, слова И. Шаферана.

Родная земля. Я. Дубравин, слова Е. Руженцева.

Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.

Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

Во поле береза стояла; Я на камушке сижу; Заплети-ся9 плетень; Уж ты, поле мое;

Не одна-то ли во поле дороженька; Ах ты, ноченька и др., русские народные песни.

Симфония № 4 (фрагмент финала). П. Чайковский.

Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.

Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева.

Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева.

Осенней песенки слова. В. Серебренников, слова В. Степанова.

Песенка о словах. С. Старобинский, слова В. Вайнина.

Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова.

Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова.

Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагменты). А. Лядов.

Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Вокализ. С. Рахманинов.

Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пуш кина «Метель» (фрагмент).

Г. Свиридов.

Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.

Песня венецианского гондольера (№ 6). Из

фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон.

Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

Баркарола. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод A.Плещеева.

Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого

хора, гобоя и ударных (фрагменты). B.Гаврилин.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П. Чайковский.

Веснянка, украинская народная песня.

Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.

Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина.

Снег. Из вокального цикла «Земля». М. Славкин, слова Э. Фарджен, перевод

М. Бородицкой и Г. Кружкова.

Зима. Ц. Кюи, слова Е. Баратынского.

Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта».

В.-А. Моцарт.

Маленькая ночная серенада (рондо). В.-А. Моцарт.

Dona nobis pacem. Канон. В.-А. Моцарт.

Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.

Dignare. Г. Гендель.

Садко. Опера-былина (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

«Сказка о царе Салтане...» Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.

Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский.

Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.

Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова

О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского

Дуэт лисы Алисы и кота Базилио. Из музыки к сказке «Буратино». Музыка и стихи

Б. Окуджавы.

Сэрj возьмите Алису с собой. Из музыки к сказке «Алиса в Стране чудес». Слова и музыка

В. Высоцкого.

Хлопай в такт! Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.

Песенка о песенке. Музыка и слова А. Куклина.

Птица-музыка. В. Синенко, слова М. Пляцковского.


Перечень литературных произведений


Из Гёте. М. Лермонтов.

Деревня. Стихотворение в прозе. И. Тургенев.

Кикимора. Народное сказание из «Сказаний русского народа», записанных И. Сахаровым.

Венецианская ночь. И. Козлов.

Осыпаются листья в садах... И. Бунин.

Скучная картина... А. Плещеев.

Осень и грусть на всей земле... М. Чюрленис.

Листопад. И. Бунин.

О музыкальном творчестве. Л. Кассиль.

Война колоколов. Дж. Родари.

Снег идет. Б. Пастернак.

Слово о Мастере (о Г. Свиридове). В. Астафьев.

Горсть земли. А. Граши.

Вальс. Л. Озеров.

Тайна запечного сверчка. Г. Цыферов.

Моцарт и Сальери. Из «Маленьких трагедий» (фрагменты). А. Пушкин.

Руслан и Людмила. Поэма в стихах (фрагменты). А. Пушкин.

Былина о Садко. Из русского народного фольклора.

Щелкунчик. Э.-Т.-А. Гофман.

Миф об Орфее. Из «Мифов и легенд Древней Греции».

Музыкант-чародей. Белорусская сказка.


Перечень произведений изобразительного искусства


Натюрморт с попугаем и нотным листом. Г. Теплов. Книги и часы. Неизвестный художник. На Валааме. П. Джогин. Осенняя песнь. В. Борисов-Мусатов.

Стога. Сумерки; Вечер. Золотой плес; Над вечным покоем. И. Левитан.

Золотая осень. И. Остроухов.

Осень. А. Головин.

Полдень. К. Петров-Водкин.

Итальянский пейзаж. А. Мордвинов.

Ожидание. К. Васильев.

Полдень. В окрестностях Москвы. И. Шишкин.

Осенний сельский праздник. Б. Кустодиев.

Дворик в Санкт-Петербурге. М. Добужинский.

Песня без слов. Дж. Г. Баррабл.

Вальсирующая пара. В. Гаузе.

Моцарт и Сальери. В. Фаворский.

Садко. И. Репин.

Садко. Палех. В. Смирнов.

Иллюстрация к былине «Садко». В. Кукулиев.

Садко и Морской царь. Книжная иллюстрация. В. Лукьянец.

Садко. Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане...» А. Пушкина. И. Билибин.

Волхова. М. Врубель.

Новгородский торг. А. Васнецов.

Песнь Волжского челна. В. Кандинский.

Иллюстрация к сказке «Снегурочка». В. Кукулиев.



Перечень музыкального материала (II полугодие)



Знаменный распев.

Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов.

Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». П. Чайковский.

Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.

Любовь святая. Из музыки к драме А. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Г. Свиридов.

Аве, Мария. Дж. Каччини.

Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева.

Аве, Мария. И.-С. Бах — Ш. Гуно.

Ледовое побоище (№ 5). Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев.

Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелли).

Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева.

Форель. Ф. Шуберт, слова Л. Шубарта, русский текст В. Костомарова.

Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов.

Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов.

Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов.

Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты).

В. Кикта.

Ария. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». И.-С. Бах.

Чакона. Для скрипки соло (ре минор). И.-С. Бах.

Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и

современные интерпретации).

Concerto grosso. Для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и

струнных (фрагмент). А. Шнитке.

Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С. Рахманинов.

Вариации на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский.

Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.

Маленькая прелюдия и фуга для органа. И.-С. Бах.

Прелюдии для фортепиано. М. Чюрленис.

Море. Симфоническая поэма (фрагменты). М. Чюрленис.

Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты». К. Дебюсси.

Звуки и запахи реют в вечернем воздухе. Девушка с волосами цвета льна. Прелюдии.

К Дебюсси.

Кукольный кекуок. Из фортепианной сюиты «Детский уголок». К. Дебюсси.

Мимолетности № 1, 7, 10 для фортепиано. С. Прокофьев.

Наши дети. Хор из «Реквиема». Д. Кабалевский, слова Р. Рождественского.

Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

Картинки с выставки. Сюита. М. Мусоргский (классические современные интерпритации).

Рисунок. А. Куклин, слова С. Михалкова.

Семь моих цветных карандашей. В. Серебренников, слова В. Степанова.

Маленький кузнечик. В. Щукин, слова С. Козлова.

Парус алый. А. Пахмутова, слова Н. Добронравова.

Тишина. Е. Адлер, слова Е. Руженцева.

Музыка. Г. Струве, слова И. Исаковой



Перечень произведений изобразительного искусства



Чувство звука. Я. Брейгель.

Сиверко. И. Остроухов.

Покров Пресвятой Богородицы. Икона.

Троица. А. Рублев.

Сикстинская мадонна. Рафаэль.

Богородица Донская. Ф. Грек.

Святой князь Александр Невский. Икона.

Александр Невский. М. Нестеров.

Александр Невский. Триптих: «Северная баллада», «Александр Невский»,

«Старинный сказ». П. Корин.

Весенний этюд; Весна; Цветущие вишни; Дама в кресле; Водоем. В. Борисов-Мусатов.

Пейзаж. Д. Бурлюк.

Бурный ветер. А. Рылов.

Формула весны. П. Филонов.

Весна. Большая вода. И. Левитан.

Фрески собора Святой Софии в Киеве.

Портрет Н. Паганини. Э. Делакруа.

Н. Паганини. С. Коненков.

Антракт. Р. Дюфи.

Ника Самофракийская.

Восставший раб. Микеланджело.

Свобода, ведущая народ. Э. Делакруа.

Скрипка. Р. Дюфи.

Скрипка. И. Пуни.

Скрипка. К. Петров-Водкин.

Скрипка. Е. Рояк.

Симфония (скрипка). М. Меньков.

Православные храмы и их внутреннее убранство.

Готические соборы и их внутреннее убранство.

Фуга. Триптих; Сотворение мира; Сказка. Путешествие королевны. Триптих;

Зима; Соната моря. Триптих. М. Чюрленис.

Впечатление. Восход солнца. К. Моне.

Руанский собор в полдень. К. Моне.

Морской пейзаж. Э. Мане.

Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин. В. Кандинский.

Композиция. Казаки. В. Кандинский.

Реквием. Цикл гравюр. С. Красаускас.

Вечно живые. Цикл гравюр С. Красаускас.



Перечень литературных произведений

Мадонна Рафаэля. А. К.Толстой.

Островок. К. Бальмонт.

Весенние воды. Ф. Тютчев.

Мне в душу повеяло жизнью и волей... А. Майков.

По дороге зимней, скучной... А. Пушкин.

Слезы. Ф. Тютчев.

И мощный звон промчался над землею... А. Хомяков.

Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова. Н. Бажанова.

Звуки пели, дрожали так звонко... А. К. Толстой.

Струна. К. Паустовский.

Не соловей то скрипка пела... А. Блок.

Березовая роща. В. Семернин.

Под орган душа тоскует... И. Бунин.

Я не знаю мудрости, годной для других... К. Бальмонт.

Реквием. Р. Рождественский.

Не привыкайте к чудесам... В. Шефнер.

Критерии оценивания достижений учащихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса предмета «Музыка» в целом. Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/ письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиям. При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:


Оценка письменных работ учащихся:

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляется

Отметка «5»-верное выполнение всех заданий трех уровней

(материал программного уровня, требующий от учеников творческого подхода к решению заданий))

Отметка «4»-верное решение всех заданий первого и второго уровней при невыполнении заданий третьего уровня или выполнение заданий третьего уровня с ошибкой (материал программного уровня образования (частично-поисковый подход к решению))

Отметка «3»-верное решение всех заданий только первого уровня (материал базового уровня образования (репродуктивный уровень))

Отметка «2»- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере ( незнание основного программного материала)

Отметка «1»- отказ от выполнения учебных обязанностей.


Оценка устных ответов учащихся:

Отметка «5»- полно раскрыто содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником

- Изложен материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику

- правильно выполнены рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу

- показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания

-продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков.

- Самостоятельный ответ ученика без наводящих вопросов учителя.

Отметка «4»- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математического содержания ответа

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя

- допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов либо в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя

Отметка «3»- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения,

достаточные для дальнейшего усвоения программного материала

- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, в чертежах,

выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя

- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного

уровня сложности по данной теме

- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков

Отметка «2» - не раскрыто основное содержание учебного материала

- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.







п/п

Перечень и название разделов, тема учебного предмета

Количество часов на изучение раздела и каждую тему

Виды и формы учебной деятельности

Обучающихся

Планируемые результаты

Дата проведения урока

Д/З

Предметные

Метапредметные

Личностные

По плану

Фактически


Тема I полугодия: «Музыка и литература» – 17ч.


1 четверть


1.1.

Что роднит музыку с литературой.

1ч.

Вид – входной

Форма - устный опрос

Выразительно прочитать стихотворения, положенные в основу известных музыкальных произведений; спеть их мелодии

П:

1. Понимать взаимодействие музыки с литературой на основе осознания специфики языка каждого из них.

2.Составить целостную картину всех видов искусств и определить место музыки и литературы в ней.


К:1. Инициировать сотрудничество обучающихся в поиске и сборе инфомации. 2.Развивать диалогическую речь в соответствии с нормами родного языка.

3.Выбор оснований и критериев для сравнения двух видов искусств - музыки и литературы (звук, интонация, жизнь, общность жанров) и специфики языка каждого из них.

формировать самоопределение гражданской идентичности личности россиянина.





-1.2

Вокальная музыка.

1. Россия, Россия, нет слова красивей…

2. Песня русская в березах, песня русская в хлебах…

3. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…

3 ч.

Вид – текущий

Форма – устный вопрос

1. Работа с отрывком из рассказа

В. Белова (с.10)

2. Работа со справочной литературой , интернет ресурсами.

3.Прочитать стихотворение М. Лермонтова «Из Гёте» и выполнить задания (с.16)


Формирование: умения эмоционально исполнять музыкальные произведения; музицировать; выполнять танцевальные движения; высказываться о музыке.

Воспринимать на слух музыкальное произведение.

Давать образную

характеристику прослушанного произведения.

Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач.


Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценке; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

2. Регулятивные УУД

Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.




1.3.

Фольклор в музыке русских композиторов.

1. «Стучит, гремит Кикимора…»

2. «Что за прелесть эти сказки…»

2ч.

Вид – текущий

Форма – устный вопрос

1. Послушать «Кикимору»

А. Лядова. Прочитать волшебную сказку, подобрать к ней музыкальный ряд.

2.Послушать темы Шахериазада и Шехеризада из сюиты Н. Римского-Корсакова. Сочинить мелодии для каждого персонажа своей сказки.

ученики знакомятся с понятием «программная музыка», с жанром симфонической миниатюры, ведут поиск общих и особенных черт на примере русского фольклорного персонажа и его изображения в музыке А.Лядова, они ориентируются на свою систему знаний, осознавая необходимость приобретения новых, учатся анализировать, сравнивать.

формировать умение аргументировать свое мнение, понимая взгляды других, наблюдая за музыкой.

проявление эмоциональной отзывчивости, умение слушать и анализировать, выражать свои мысли при восприятии нового музыкального материала и исполнении вокального произведения.




1.4.

Жанры инструментальной и вокальной музыки.

1ч.

Вид – текущий

Форма – устный вопрос

Послушать одну из «Песен венецианских гондольеров» Ф. Мендельсона и «Баркаролу» из «Времён года» П. Чайковского.

обобщить и систематизировать знания материала по жанрам вокализа, романса, песни;

определить музыкальные особенности жанра баркаролы.

активное использование основных интеллектуальных операций в синтезе с формированием художественного восприятия музыки;

умение организовывать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определить её цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты;

формирование ключевых компетенций: исследовательские умения, коммуникативные умения, информационные умения;

формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его видов и жанров;

становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

умение понять мир через музыкальные формы и образы;




1.5.

Вторая жизнь песни.

1. Живительный родник творчества.

2. Обобщение материала Iчетверти

2ч.

Вид – тематический

Форма – устный вопрос

Прослушивание музыкальных сочинений разных композиторов , в основу которых положены интонации народных песен и напевов.

Уметь различать основу каждой интерпретации.



Р: самостоятельно понимать, что любая интерпретация основана на народной музыке.

П: различать жанры народных песен в «цитатах» композитора.

К: на основе РНП придумать собственную интерпретацию.

Развивать навыки определения основной мелодии в современных интерпретациях




2 четверть


2.1.

Всю жизнь мою несу родину в душе…

1ч.

Вид – текущий

Форма – устный вопрос

Послушать фрагменты симфонии-действа «Перезвоны»: «Весело на душе», «Вечерняя музыка», «Молитва».

Уметь определять связь между художественным образом в музыке и народными традициями.



Р: Самостоятельно прослеживать музыкальную линию произведения.

П: знать , какой из видов перезвона использованы в музыкальном произведении.

К: самостоятельно сопоставлять части симф. действа.

Ценить народно-песенное искусство, его истоки и традиции.





2.2.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

1. «Гармонии задумчивый поэт»

2. «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!»

2ч.

Вид – текущий

Форма – устный вопрос

1. Прочитать отрывок из рассказа В.Астафьева «Слово о Мастере».

2. Прослушать «Маленькую ночную серенаду» В.-А.Моцарта.

Понимать, что произведения Свиридова наполнены ярким национальным колоритом.

Р: самостоятельно определять тембры звучания музыкальных инструментов.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: размышлять о смысле жизни, красоте, природы.

Расширять свой музыкальный кругозор.




2.3.

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

1ч.

Вид – тематический

Форма – устный вопрос

Выполни задания в творческой тетради по опере «Руслан и Людмила» М.Глинки.

Прослушать песни Садко и колыбельную Волховы из оперы «Садко»

Понимать основные особенности оперы.

Р: самостоятельно определять инструментальные темы из опер

П: знать муз. термины.

К: выполнение творческого задания.

Расширять свой музыкальный кругозор




2.4.

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

1ч.

Вид – тематический

Форма – устный вопрос

Выполни задания в творческой тетради на разворотах «В музыкальном театре. Балет» Спящая красавица»

Понимать основные особенности балета

Р: самостоятельно определять музыкальные темы героев из балета

П: знать музыкальные термины.

К: творческое задание.

Расширять музыкальный кругозор




2.5.

Музыка в театре, кино, на телевидении.

1ч.

Вид – текущий

Форма – устный вопрос

Вспомнить и спеть полюбившиеся песни из кинофильмов, телепередач. Запиши свои впечатления от просмотра новых спектаклей , фильмов, видеозаписей в творческую тетрадь.

Понимать значимость музыки в театре, кино и ТВ.


Р: самостоятельно определять формы музыки.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: знать функции музыкального искусства: иллюстрировать действие, раскрывать содержание, подчеркивать настроение и т.д.

Посещать театры и кино




2.6.

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

1ч.

Вид – тематический

Форма – устный вопрос

Прослушать фрагменты из мюзикла:»Песню Джелликл-кошек», «Песню Бастофера Джонса»-важного, солидного кота, «Песню Макэвити»-кота-разбойника и финальный хор «Как приручить кошек»

Определять разные характеры главных мелодик мюзикла.

Р: самостоятельно определять музыкальные линии гл. героев мюзикла.

П: знать главные отличия мюзикла от оперы.

К: творческое задание.

Расширять музыкальный кругозор




2.7.

Мир композитора.

1ч.

Вид – итоговый

Форма - тестирование Научиться понимать мировоззрение композитора.

Четко ориентироваться в музыкальных произведениях и терминах.


Р: самостоятельно

узнавать муз. шедевры.

П: Отвечать на вопросы учителя.

К: четко знать о связи музыки и ИЗО.

Гордиться талантливыми композиторами.






Тема II полугодия: «Музыка и изобразительное искусство» - 18 ч.


3 четверть


3.1.

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

1ч.

Вид – текущий

Форма – устный вопрос


Понимать, что музыка –это синтез искусств: литературы, ИЗО,

народного творчества, фольклора, эпоса и РНП


Р: самостоятельно уметь вслушиваться в музыку, представляя себе зрительные образы.

П: выявлять сходство и различия музыкальных образов и средств их выразительности.

К: оценивать разнообразные явления муз. культуры.

Расширять культурно-информационное представление о музыке




3.2.

Небесное и земное в звуках и красках.

1ч.

Вид – текущий

Форма – устный вопрос

Найдите в учебнике и творческой тетради другие картины, созвучные музыке С.Рахманинова, древним песнопениям

Сопоставление языка музыки и ИЗО, выделяя средства их выразительности.


Р: самостоятельно выявлять художественный смысл музыкального произведения и сопоставлять его с образами других видов искусства.

П: выявлять нравственно-эстетическое направление в музыкальном произведении.

К:иметь убеждение в том, что песенное начало объединяет все духовные песнопения.

Гордиться древнерусским и зарубежным искусством




3.3.

Звать через прошлое к настоящему.

1.«Александр Невский». «За отчий дом за русский край».

2.«Ледовое побоище». «После побоища».

2ч.

Вид – текущий

Форма – устный вопрос

1.Найдите в Интернете

Пословицы и поговорки о защитниках Отечества

2.Узнайте у своих родственников и близких песни о подвигах. Спойте их вместе.

Уметь различать муз. способы раскрытия темы защиты Родины

Р: самостоятельно определять , сколько частей имеет кантата.

П: сравнивать зримость муз. образов и муз. напевность живописных картин.

К: осмысливать связь исторических событий с муз. образами.

Эмоционально сопереживать подвигам защитников Родины.




3.4.

Музыкальная живопись и живописная музыка.

1.«Мои помыслы-краски , мои краски - напевы …»

2.«Фореллен – квинтет» Дыхание русской песенности.

2ч.

Вид – текущий

Форма – устный вопрос

1.Сравните язык произведений двух видов искусства: музыки и живописи. Какое состояние вызывают у тебя особенности композиции романса?картины?

2.Вспомните музыкальные произведения других композиторов, написанные в форме вариации. Спойте их главные темы. Сравните выразительные средства- мелодию, аккомпанемент, ладовую окраску , динамику, форму, которые усиливают контраст этих двух образов.

Различать изменение настроений муз. образов.


Р: самостоятельно

определять ритмический рисунок и мелодическую линию.

П: знать отличие выразительности и

изобразительности в музыке.

К: расширять эмоциональный словарь при определении настроения в музыке или стихотворениях

Развивать художественный вкус




3.5.

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

1ч.

Вид – текущий

Форма – устный вопрос

Выполните в творческой тетради задания на разворотах «Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова», «И несётся над землёю колокольный звон…».

Уметь определять воплощение в музыке главных праздников русской православной церкви.

Р: самостоятельно определять главные темы старинных песнопений.

П: знать муз. термины.

К:закрепить мысль о том, что произведения композиторов связаны с муз. впечатлениями детства.

Уважать традиции древней




3.6.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

1ч.

Вид – тематический

Форма – устный вопрос

Найдите в Интернете информацию о знаменитых итальянских скрипичных мастерах Амати, Страдивари, Гварнери и подготовить сообщение для одноклассников. Выполните задания в творческой тетради на развороте «Волшебный смычок».

Уметь сравнивать образный строй произведений искусства -концерта и живописного полотна.


Р: самостоятельно определять музыкальные линии произведений.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: выполнение творческого задания.

Расширять музыкальный кругозор.






3.7.

Волшебная палочка дирижера.

1ч.

Вид – текущий

Форма – устный вопрос

Послушайте по телевизору выступление симфонического оркестра. Во время концерта понаблюдай за жестами дирижёра. Как они меняются с развитием музыки?

понимать значение дирижера в оркестре.

Р: самостоятельно

продирижировать главную мелодическую линию симфонии.

П: знать музыкальные термина.

К:знать, что от мастерства дирижера зависит оригинальность интерпретаций музыки.

Обращать внимание на язык жестов дирижера.





3.8.

Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве.

1ч.

Вид – тематический

Форма – устный вопрос

Послушайте по телевизору выступление симфонического оркестра. Во время концерта понаблюдай за жестами дирижёра. Как они меняются с развитием музыки?

Отличать муз. интонации произведения и главные темы

Р: самостоятельно отличать звучание муз инструментов.

П: различат краски –тембры инструментов симф. оркестра, определяющие мотив судьбы.

К: выдуматься, что роднит муз. произведение Бетховена и скульптора и художника Микеланджело.

Размышлять о грандиозном внутреннем мире Бетховена.






4 четверть


4.1.

Застывшая музыка.

1ч.

Вид – текущий

Форма – устный вопрос

Объясните смысл выражений: «Архитектура – застывшая музыка» и «Храм, как корабль огромный, несётся в пучине веков…».


Четко знать о связи искусств.

Вершина творчества Баха -органная музыка.




Р: самостоятельно уметь прослеживать в полифонии тембральные составляющие линии.

П: знать музыкальные термины.

К:ценить муз. шедевры музыкального искусства.

Любить великое прошлое родной земли.





4.2.

Полифония в музыке и живописи.

1ч.

Вид – текущий

Форма – устный вопрос

Послушайте органную музыку И. –С. Баха. Какие чувства она вызывает?

Четко знать о связи искусств.

Вершина творчества Баха -органная музыка.




Р: самостоятельно уметь прослеживать в полифонии тембральные составляющие линии.

П: знать музыкальные термины.

К:ценить муз. шедевры музыкального искусства.

Любить великое прошлое родной земли.





4.3.

Музыка на мольберте.

1ч.

Вид – текущий

Форма – устный вопрос

Всмотритесь в картины М. Чюрлёниса. Что новое, необычное увидел ты в них?

Знать средства музыкальной выразительности.

Живописность симфонической поэмы и поэтичность живописной картины.


Р: самостоятельно уметь отличать перекличку и связь живописи, музыки и ИЗО

П: осознанно слушать фрагменты картин из симфонической поэмы «Море»

К: видеть зрительность муз. зарисовок и слышать музыку живописных картин.

Эмоционально воспринимать музыкальные произведения, произведения литературы и ИЗО






4.5.

Импрессионизм в музыке и живописи.

1ч.

Вид – текущий

Форма – устный вопрос

Выполни задания в творческой тетради на разворотах «Есть в красках отзвуки и звуки…» и «Художественное творчество. Рисуем музыку».

Знать, каким образом достигается колорит в музыке и живописи.

Р: самостоятельно выделять ярко выраженные мелодии музыки Дебюсси.

П: знать характеризующие термины импрессионизма.

К: выполнение творческого задания.

Знать истоки зарождения джаза




4.6.

О подвигах, о доблести и славе...

1ч.

Вид – текущий

Форма – устный вопрос

Спойте известные тебе современные песни, которые звучат в День Победы 9 мая? Перечитайте рассказ К.Паустовского «Струна» из творческой тетради. Какой силой обладает музыка? Какую роль она играла в годы войны?

Знать принцип контраста в развитии музыки.


Р: самостоятельно анализировать композиции гравюр.

П: вспомнить произведения, воспевающие защитников Отечества.

К: выполнение творческого задания.

Быть достойным памяти павших.






4.7.

В каждой мимолетности вижу я миры…

1ч.

Вид – тематический

Форма – устный вопрос

Выполните задания в творческой тетради на развороте «Программа урока – концерта».

Анализировать муз .произведение методом сравнения.


Р: самостоятельно выявлять абстрактные линии мелодии.

П: выявлять необычность колорита и композиции в музыке.

К: выполнение творческого задания.

Развивать образное мышление




4.8.

Мир композитора. С веком наравне.

1ч.

Вид – итоговый

Форма – тестирование

Научатся понимать мировоззрение композитора.

Научиться обобщать музыкальные представления обучающихся.

Четко ориентироваться в музыкальных произведениях и терминах.

Знать музыку великих композиторов и понимать её значимость

Р: самостоятельно

узнавать муз. шедевры.

П: Отвечать на вопросы учителя.

К: четко знать о связи музыки и ИЗО.

Р: самостоятельно узнавать муз. шедевры.

П: ориентироваться в музыкальных терминах.

К: стремиться понять образы различных искусств.

Гордиться талантливыми композиторами.


Ценить искусство прошлого и настоящего во всем её многообразии




4.9.

Заключительный урок – обобщение.

1ч.

Вид – итоговый


Выявление музыкально-творческих способностей.

Р: самостоятельно определять жанр музыки

П: ориентироваться в терминах.

К: повышать культурный уровень.

Расширять музыкальный кругозор.






35 ч.