9
Музыкально – дидактическая игра в пении
«Музыка начинается с пения»
Курт Закс
Пение – удивительное искусство. Оно развивает музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость, способствует развитию внимания, памяти, мышления.
В младшем возрасте серьёзные музыкальные произведения для понимания ребёнка часто недоступны, а пение всегда вызывает у детей положительные эмоции: радость от исполнения, чувство единения с товарищами, наполнение особой энергией всего существа ребёнка.
«Запоют дети – запоёт народ», - писал К.Д. Ушинский.
Наша задача – научить малыша любить песню с самого раннего детства, способствовать тому, чтобы пение для каждого ребенка стало естественной потребностью, чтобы музыка и песня вошли в его жизнь, чтобы он испытал то чувство счастья, которое дает исполнение любимой песни.
Музыкальный образ песни, благодаря словесному тексту, становится близким и понятным детям. Это развивает у них эмоциональную отзывчивость на музыку – одну из главных составляющих музыкальности.
В литературе очень подробно освещён вопрос, касающийся возрастных особенностей певческого голоса детей. Поэтому подробно останавливаться на нём мы не будем.
Выяснив особенности певческого голоса, мы начинаем работать непосредственно над вокальными навыками, к которым относятся: певческое дыхание, звукообразование, артикуляция, слуховые представления и навыки эмоциональной выразительности исполнения.
Если музыка начинается с пения, то пение берёт своё начало в развивающих играх с голосом.
Игры с голосом (2 – 7 лет) – это подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу (крик, смех, плач), голосам животных (мяукать, хрюкать, куковать и рычать и т.д.), голосам неживой природы (тикать, капать и т.д.) Звукоподражания очень выразительны. Они помогают детям представить звучание окружающей жизни. Игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты, звуковысотной направленности, тембровой окраски, развивают умение различать регистры.
У детей формируется непринуждённость звукообразования, лёгкость и полётность речевого голоса. Систематическое использование развивающих игр с голосом даёт возможность: почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним; выплеснуть излишки своей энергии, снять усталость, расширить диапазоны речевого и певческого голоса; успешно развивать интонационный и фонематический слух; готовить ребёнка к управлению своим голосом, дыханием, артикуляцией, дикцией.
Основными видами деятельности на речевом этапе являются:
- артикуляционная гимнастика
- игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание
- развивающие игры с голосом
- речевые игры и упражнения
- ритмодекламация
Общая цель – легко и незаметно подготовить голоса детей к пению:
- «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата
- обострить интонационный слух
- подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков
Певческая установка
Под певческой установкой понимают положение, которое должен принять вокалист перед началом пения. Чтобы голос звучал свободно, нужно сесть или встать прямо, голову высоко не поднимать, ноги поставить ровно.
При ознакомлении с певческой постановкой корпуса можно прочитать стихотворение:
Сидит дед, ему сто лет,
А мы детки маленькие,
У нас спинки пряменькие.
Исполнить песню «Петь приятно и удобно» Л. Абелян (4 – 7 лет)
Если хочешь сидя петь,
Не садись ты, как медведь.
Спинку выпрями скорей,
Ноги в пол упри смелей.
Припев: Раз! Вдох! И запел!
Птицей звук полетел.
Руки, плечи – всё свободно,
Петь приятно и удобно.
Если хочешь стоя петь –
Головою не вертеть.
Встань красиво, подтянись
И спокойно улыбнись.
Прежде чем перейти к собственно играм с голосом, необходимо научить ребёнка управлять своим дыханием.
Дыхание
Дыхание – один из основных факторов голосообразования. Если в повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно, то певческое дыхание требует волевых усилий. Оно состоит из вдоха, задержки дыхания и выдоха.
Овладеть навыками певческого дыхания детям помогают упражнения, которые помимо привития навыков правильного певческого дыхания способствуют оздоровлению всей дыхательной системы, а также осуществляют массаж внутренних органов, насыщают ткани кислородом, укрепляют нервную систему.
Это очень интересно
Научиться песни петь.
Но не каждому известно,
Как дыханием владеть.
Мягким делать вдох старайся,
Вдыхай носом, а не ртом.
Да смотри, не отвлекайся,
Сделал вдох – замри потом.
Выдох делай тихим, плавным,
Как кружение листа –
Вот и выйдет песня славной,
И свободна и чиста.
В. Степанов
Игра «Дирижёр»: ребёнок должен встать прямо и, положив руку на живот, сделать вдох (через нос). В это же время как бы про себя отсчитывать: «раз» - короткий вдох, «два – а –а» - плавный выдох.
Игра «Ветерок» (3 – 7 лет) с атрибутами. Дети держат перед собой палочку с закреплёнными на ней разноцветными ленточками,
Делают вдох через нос, затем дуют на ленточки, Следят глазами, как шевелятся ленточки. Игра сопровождается стихотворением.
А теперь подышим,
Ветерок услышим.
Мы вдыхаем через нос,
Выдыхаем через рот. [pic]
Наши ленточки летят,
Нас порадовать хотят.
Игра «Пчёлки летают, пчёлки отдыхают» - проводится аналогично «Ветерку» (3 – 7 лет)
[pic]
Звуковедение
Звуковедение - способ исполнения звуков при пении с той или иной степенью связанности или расчлененности.
В основе звуковедения лежит связное пение (легато), при котором гласные связаня между собой, а согласные произносятся максимально быстро, не нарушая единого звукового потока.
При пении нон легато звуки разделяются кратковременной задержкой дыхания перед каждым звуком.
В стаккато легкие короткие звуки следуют один за другим. Воспроизведение их каждый раз связано с возобновлением атаки. Голос при этом должен звучать легко, упруго, но не громко.
Более плотное исполнение легато называется маркато и требует более четкого и решительного звука.
Главная задача – выработка кантиленного пения.
Большое значение имеет обучение с голоса. Правильный показ того, как нужно петь, развивает у детей чистоту интонирования, распределения дыхания, пение естественным голосом без надрыва.
Музыкальные руководители в ДОУ широко используют фонопедический метод развития голоса В. В. Емельянова, завкафедрой музыкального образования института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ.
«Страшная сказка»
Форма рта — прямоугольник, поставленный на меньшую сторону.
Проговариваем буквы в грудном регистре.
«У, УО, УОА,
УОАЭ, УОАЭЫ,
Ы, ЫЭ, ЫЭАО,
ЫЭАОУ»
«Бегемот»
На этом упражнении дети получают представление
о вибранте мягкого неба. Попытаться издавать его
на вдохе и на выдохе (храп). Произносить слова
грудным и фальцетным режимами.
«Сладко спит в своей постели бегемот - ХР, ХР.
Видит он во сне морковку и компот - ХР, ХР.
Спит он, широко разинув рот - ХР, ХР.
И во сне он громким голосом поёт - ХР, ХР.
«Ночная песенка филина»
Песенка исполняется низким и таинственным звуком. Все гласные произносятся очень большим ртом. У Филина интонации пугающие. А у зверей трусливые. Главное, чтобы на звуке «У» голос филина звучал низко. А на «ууух» - плавно поднимался снизу вверх, напоминая вой. Очень важно энергично произносить звук «X», так как именно на нем включается в работу диафрагма. Важную роль в этой игре занимают движения. Руки -это крылья филина. Он взмахивает ими от самого плеча, «пугает» зверей!
Ухал, охал, ахал филин: «У-ууух! У—ууух!»
Эхо слышалось в лесу: «У-ууух! У—ууух!»
Звери в страхе разбежались. «У-ууух! У-ууух!»
Песни Фили испугались. «У-ууух! У—ууух!»
Интонационно – фонетические упражнения
«Эхо»
Исходное положение такое же, как в упражнении I.после произнесения «А» шепотом и бесшумного вдоха на паузе, произнести гласную «А» звучно грудным регистром. Далее опять пауза без движения артикуляционной мускулатуры и бесшумный вдох.Правая рука работает на шепотном «А», а левая на грудном «А», руки находятся на уровне рта.
Интонация
Под интонацией в пении мы будем понимать степень акустической точности воспроизведения мелодии при исполнении.
Точно интонировать все дошкольники не могут. Крайне редко встречаются дети с хорошей интонацией, способные исполнить мелодию без искажения. Чаще преобладает средняя по качеству интонация. Наша задача – научить ребенка любить пение и не стесняться, если при этом что-то не получается.
Есть много приемов, помогающим добиться чистоты интонирования.
Пение а капелла.
Пропевание интонационно сложных элементов мелодии песни на звук «У».
«Рисовать» голосом, развивая звуковысотный слух (4 – 7 лет) [pic]
[pic] [pic]
[pic] [pic]
Игра «Капельки поют» (3 – 5 лет)
(можно отобразить сезонность при помощи съёмных атрибутов):
Задание: Спойте «песенку дождя» словами «кап – кап - кап». Прикасайтесь указкой к капелькам и пойте, где нужно повышая или понижая голос.
[pic]
Можно использовать следующие двустишия, в зависимости от времени года:
«Листопад, листопад!
Есть листочки у ребят!»
«Снегопад, снегопад!
Скоро праздник у ребят!»
«Цветики цветные,
Яркие такие!»
«Кап, кап, кап!
Кап, кап, кап!
Капли песню спеть хотят!»
Игра «Какой матрёшки нет» (4 – 7 лет)
Описание игры: Музыкальный руководитель ставит на стол семь матрешек и предлагает познакомиться с ними. Называет имена матрёшек: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Дети повторяют имена матрешек. После чего убирает одну из матрешек и спрашивает: «Какая матрешка ушла?» Дети отвечают. Музыкальный руководитель вызывает кого-нибудь из детей, ребенок прячет одну из матрешек. Воспитатель спрашивает: «Какой матрешки не стало? » Дети угадывают.
Можно сделать пособие в виде Лесенки и съёмных Матрёшек (автор Зайцева Ю.А.)
[pic]
Закреплять понятие звуковысотности помогает Музыкальная лесенка
Дети поют попевку, одновременно музыкальный руководитель показывает направление мелодии на Лесенке, на последующих этапах дети самостоятельно поют и отмечают направление мелодии указкой с прикреплённым на ней цветком, бабочкой, снежинкой, листочком.
Литература
1. Бугаева З.Н. Музыкальные занятия в детском саду [Текст]: учебное пособие/ З.Н. Бугаева. - М.: Аст – Сталкер, 2005. 24-56 с.
2. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению [Текст]: учебно – методическое пособие/ О.В. Кацер. – М.: Издательство «Музыкальная палитра», 2008. – 56с.
3. Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6 – 7 лет [Текст]: учебно - методическое пособие – Т.М Орлова., С.И. Бекина. - М.: Просвещение, 1988. – 143с.
Электронные ресурсы:
Официальный ресурс Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс].- ФГОС дошкольного образования.-М., 2014. – Режим доступа: минобрнауки.рф, свободный.