МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
413111, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Минская, дом 29, тел. (8453) 95-06-50,engschool32@mail.ru
Рассмотрена на методическом объединении Протокол от _____________ №________
Согласована
Заместитель директора по УВР___________ /_______________/
Принята на педагогическом совете
Протокол от _____________ №________
Утверждена
Директор школы ________________ /С.А. Рогачева/ Приказ от ___________ №________
Рабочая программа по учебному предмету (курсу) «Музыка» 5 класс (ФГОС ООО)
(уровень базовый)
Автор-составитель рабочей программы:
Минаева Анастасия Николаевна
учитель музыки
г. Энгельс,
2015 год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у школьника умения учиться.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования, примерной программы по музыке и на основе авторской программы В.В. Алеева, Т.Н. Науменко, Т.Н. Кичак «Музыка. 5 класс».
Данная программа учитывает позитивные традиции в области музыкально- эстетического образования школьников.
ЦЕЛЬ предмета «Музыка» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
ЗАДАЧИ музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
— научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека («Без музыки земля — пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет»);
— содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
— воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
—развивать интеллектуальный потенциал;
— всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке, выполнении «музыкальных рисунков», художественно-творческой практике применения информационно-коммуникационных технологий;
— способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
— научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;
— сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (обобщенное понимание характерных признаков музыкально-исторических стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры.
Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов, предложенных авторами программы:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод создания «композиций»;
метод игры;
метод художественного контекста.
Формы уроков: урок-концерт, урок-лекция, урок-презентация, защита проектов, урок-экскурсия, урок – театрализация.
Общая характеристика учебного предмета
Музыка играет важную роль в развитии школьников, так как (наряду с другими видами искусства) организует познание ими окружающего мира путем проживания художественных образов, способствует формированию их собственного отношения к жизни.
Школьный предмет «Музыка» обладает широкими возможностями в индивидуально-личностном развитии ребенка как субъекта культуры. Это обусловлено полифункциональностью музыкального искусства, которое одновременно, как и любой другой вид искусства, выполняет познавательную, преобразовательную, коммуникативную, оценочную и эстетическую функции в жизни людей.«Общение» с музыкальными произведениями является специфическим путем освоения ребенком социально-культурного опыта, оказывает влияние на формирование как эмоционально-чувственной, так и абстрактно-логической сферы личности школьника. Это, в свою очередь, способствует его адаптации в окружающем мире, пониманию и сопереживанию природе и людям, осознанию себя в современном культурном пространстве.
Место учебного предмета в учебном плане
Настоящая программа «Искусство. Музыка. 5 класс» составлена в полном соответствии с Базисным учебным планом образовательных учреждений общего образования. Она предусматривает следующее количество, отведенное на изучение предмета: «Музыка» в 5 классах по 35 часов в каждом классе, при выпадении уроков по расписанию на праздничные дни на изучение предмета может отводиться 34 часа в год.
При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности — литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением. В связи с этим авторы в различной мере ориентировались на учебные программы по указанным предметам для 5—8 классов.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета:
• патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
• социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
• семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония,самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
• труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;
• наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
• традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
• искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
• природа — родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
• человечество — мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В области личностных результатов:
(Здесь и далее ряд показателей, касающихся личностных, метапредметных и предметных результатов, приводится в опоре на следующий документ: Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусстве), 5—7 классы. Музыка, 5—7 классы. Искусство. 8—9 классы: проект. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения).
—развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
—совершенствование художественного вкуса;
—овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
—наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
—формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
—сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.
В области метапредметных результатов:
—анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
—проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
—размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
—использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
—применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
—наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
—общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
В области предметных результатов:
—умение находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
—умение определять главные отличительные особенности музыкальных жанров — песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;
—знание имен композиторов — К. Дебюсси и М. Равеля, а также некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма;
—проявление навыков вокально-хоровой деятельности: исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную парию аккомпанементом, пение a capella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания.
Учебно -тематический план
Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Введение в тему года «Музыка и другие виды искусства» и особенности её постижения. Как можно изучать музыку (разные пути приобщения к музыкальному искусству). Что есть главное и что второстепенное в музыке (на примере песни «Гвоздь и подкова»). Музыка в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим. Методы наблюдения, сравнения сопоставления как важнейшие инструменты анализа и оценки произведений искусства.
2
Древний союз
2
Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая.
Откуда берётся музыка? Передача звуков природы в музыкальных звучаниях. В чём состоит единство истоков видов искусства. Какие миры открывает искусство. Соотнесение понятий реальность жизни и реальность духа. Роль музыки в семье искусств, её влияние на другие виды искусства. Искусства различны – тема едина. Какие качества необходимы человеку, чтобы понять смысл искусства. Тема как фактор объединения произведений разных видов искусства. Сравнение художественных произведений, с точки зрения сходства их образов и настроений.
Творческое задание: иллюстрации на тему «Звучащая природа», составление варианта урока-концерта «Природа в искусстве».
3
Слово и музыка
3
Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Слово и музыка – два великих начала искусства. Особенности взаимодействия стихотворных текстов и музыки в вокальных произведениях. Черты сходства между литературой и музыкальной речью. Влияние музыкально-поэтических интонаций на инструментальную музыку. Воспроизведение человеческой речи в вокальном произведении, написанном на нестихотворный текст. Музыкальные жанры, возникшие под влиянием литературы: песня, романс, кантата, оратория, опера, балет, оперетта, жанры программной музыки.
4
Урок-обобщение по темам: «Древний союз», «Слово и музыка»
1
Музыкальная викторина по пройденным произведениям за четверть. Пение произведений на выбор учащихся. Тест по пройденным темам.
5
Песня
3
Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Песня – верный спутник человека. Роль песни в жизни человека. Песни детства, их особое значение для каждого человека. Мир русской песни. О чём поётся в русских народных песнях. Русские народные песни, основанные на авторских стихотворениях. Песни народов мира. Для чего мы изучаем народную музыкальную культуру других стран. Почему народная поэзия, народные песни привлекали композиторов как источник вдохновения. В чем состоит своеобразие жанра песни без слов (на примере Песни без слов № 14 Ф. Мендельсона).
6
Романс
2
Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Творчество выдающихся отечественных композиторов. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Романса трепетные звуки. Влияние русской поэзии на развитие романса. Мир образов, запечатлённый в звуках романса. Черты общности и отличия между романсом и песней. Внимание и любовь к окружающему миру как одна из излюбленных тем в русском романсе. Мир человеческих чувств. Выражение темы единства природы и души человека в русском романсе. Роль фортепианного сопровождения в романсе.
7
Хоровая музыка
2
Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Творчество выдающихся отечественных композиторов. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Народная хоровая музыка. Главные особенности народной хоровой песни. Мир музыкальных образов хоровой музыки. Хоровая музыка в храме. «Господняя» молитва «Отче наш». Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов. Что может изображать хоровая музыка. Художественные возможности хоровой музыки (изобразительность, создание эффекта пространства). Роль оркестра в хоровых партитурах.
8
Урок-обобщение по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка»
1
Итоговое тестирование
9
Опера
2
Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Самый значительный жанр вокальной музыки. Опера – синтетический вид искусства. Великие русские композиторы, художники, артисты – создатели оперных произведений. Что такое оперное либретто. В чём состоит отличие оперного либретто от литературного первоисточника. Из чего состоит. Роль арии и инструментальных эпизодов в оперных произведениях.
10
Балет
2
Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Творчество выдающихся отечественных композиторов. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Единство музыки и танца. Что отличает жанр балета; кто участвует в его создании. Балет – результат совместного труда композитора, балетмейстера, художников, создающих костюмы и декорации, музыкантов, артистов балета. Взаимодействие оперы и балета. Как по-разному может проявлять себя один и тот же танцевальный жанр. «Русские сезоны» в Париже – звёздный час русского балета. Великие создатели «Русских сезонов». Связь балета с литературой и изобразительным искусством. Многоплановость в балете «Петрушка» И. Стравинского. Изобразительность балетной музыки.
11
Музыка звучит в литературе
2
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Музыкальность слова. Музыка как одна из важнейших тем литературы. В чём проявляется музыкальность стихотворения А. Пушкина «Зимний вечер». Музыка природы в «Сорочинской ярмарке» Н. Гоголя. Музыкальные сюжеты в литературе. Могучее, преобразующее воздействие музыки. Музыка – главный действующий герой рассказа И. Тургенева «Певцы». Бессмертный памятник литературы – «Миф об Орфее».
12
Искусство исполнительской интерпретации в музыке
2
Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).
Знакомство с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей: Ф. Шаляпина, Э. Карузо, М. Калласс, С. Рихтера, Д. Ойстраха, Э. Горовица, И. Менухина. Элементарные приёмы создания и аранжировки музыки для электронных инструментов и создание своих первых творческих работ с применением ИК технологий.
13
Образы живописи в музыке
2
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Живописность искусства. Как изобразительное искусство способно рождать музыкальные звучания (образные, жанровые параллели). Поэтический пейзаж и пейзаж музыкальный. Претворение идеи пространства в музыке: динамика. Музыкальные жанры, связанные с изобразительным искусством: симфонические картины, этюды-картины, музыкальные портреты. Музыка – сестра живописи. «Рельеф» и «фон» как важнейшие пространственные характеристики произведений живописи и музыки. Контраст в живописи и музыке. Знакомство с понятиями, перешедшими из области изобразительного искусства в область музыки: контраст, краска, колорит, оттенок, холодные и тёплые тембры, светлые и сумрачные тона.
14
Музыкальный портрет
1
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Может ли музыка выразить характер человека? Передача характера человека в изображении и в музыке. Музыкальное изображение внешнего и внутреннего облика персонажа.
15
Пейзаж в музыке
2
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Образы природы в творчестве музыкантов. Искусство и природа неотделимы друг от друга. Одухотворённость природы в произведениях искусства. Черты общности и отличия в воплощении пейзажа в изобразительном искусстве и музыке. Импрессионизм в искусстве (выдающиеся представители в области живописи и музыки; эстетика импрессионизма; характерные стилевые особенности). «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов. Красочность, зримость, живописность. Отражение в звуках разнообразных впечатлений, которые дарит нам окружающий мир.
16
Музыкальная живопись сказок и былин
3
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Волшебная красочность музыкальных сказок. Сказочные темы и сюжеты в музыке. Роль изобразительности в музыкальных сказках. Сказочные герои в музыке. Звукоизобразительные эффекты в создании сказочных образов. Тема богатырей в музыке. Причины традиционности богатырской темы в русском искусстве. Отражение силы и мощи русского народа в музыкальных произведениях.
17
Музыка в произведениях изобразительного искусства
2
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Что такое музыкальность в живописи. Темы и сюжеты живописи, связанные с воплощением музыкальных идей. Их содержание и смысл. «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия». Проявление музыкальности в портретных изображениях. Внутреннее состояние духа, сила творческой энергии, неповторимый внутренний мир великих музыкантов. Воплощение высокого и творческого начал личности. Музыкальная выразительность картин, не связанных с музыкальными темами.
18
Обобщающий урок по теме года
«Музыка и другие виды искусства»
1
Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Музыка, литература и живопись обогащают и преобразуют друг друга. Облагораживающее воздействие искусства на душу человека. Нравственные цели искусства.
Итого:
34
Календарно – тематический план
04.09 07.09
08.09
Музыка рассказывает обо всем
«Сонет» Е. Дога
Муз. А. Хайт сл. Е. Жигалкина «Большой хоровод»
Слушание музыки, исполнение песен, участие в обсуждении, работа в парах.
2
11.09
14.09
15.09
Музыка и природа
Муз. Е. Крылатова сл. Ю. Энтина песня «Где музыка берет начало?», «Звуки природы»
Муз. А. Хайт сл. Е. Жигалкина «Большой хоровод»
Слушание музыки, исполнение песен, участие в обсуждении, словесное рисование, ответы на вопросы.
3
18.09
21.09
22.09
Искусство открывает мир
Муз. Н. Таривердиева сл. Н. Добронравова «Маленький принц»
Муз. А. Хайт сл. Е. Жигалкина «Большой хоровод»
Муз. М. Еремеевой сл. С. Еремеева
«Осень»
Слушание музыки, исполнение песен, участие в обсуждении, исполнение простейших танцевальных движений.
4
25.09
28.09
29.09
Искусства различны, тема едина
П. И. Чайковский Октябрь. «Осенняя песнь» из цикла «Времена года»; Р. Шуман «Первая утрата»
Муз. М. Еремеевой сл. С. Еремеева
«Осень»
Слушание музыки, исполнение песен, участие в обсуждении, словесное рисование, работа в тетради.
5
02.10
05.10
06.10
Два великих начала искусства
Финал Концерта №1 для ф-но с орк. П.И. Чайковский (фрагмент); романс «Я помню чудное мгновенье!» М. Глинка; симф. №40 1ч. В.А. Моцарт (фрагмет)
Муз. М. Еремеевой сл. С. Еремеева
«Осень»;
Сл. и муз. Е. Плотниковой «Перемена»
Слушание музыки, исполнение песен, участие в обсуждении, словесное рисование, работа в тетради.
6
09.10
12.10
13.10
«Стань музыкою слово!»
«Кот-матрос» из вок. цикла «Детская» М.П. Мусоргского; «Ave,Maria!» Ф. Шуберта
Сл. и муз. Е. Плотниковой «Перемена»
Слушание музыки, исполнение песен, участие в обсуждении, словесное рисование, работа в тетради.
7
16.10
19.10
20.10
Музыка «дружит» не только с поэзией
Г. Свиридова «Время, вперед!»
Сл. и муз. Е. Плотниковой «Перемена»
Муз. Г. Струве сл. Н. Соловьевой «Спасем наш мир!»
Слушание музыки, исполнение песен, участие в обсуждении, работа в парах, ответ на вопросы.
8
23.10
26.10
27.10
Песня верный спутник человека
Муз. В. Баснера сл. М. Матусовского «С чего начинается родина?»
Муз. Г. Струве сл. Н. Соловьевой «Спасем наш мир!»
Слушание музыки, исполнение песен, участие в обсуждении, словесное рисование, работа в тетради.
9
30.10
09.11
10.11
Заключительный урок
Викторина:
«Сонет» Е. Дога; П. И. Чайковский Октябрь. «Осенняя песнь» из цикла «Времена года»; романс «Я помню чудное мгновенье!» М. Глинка; «Ave,Maria!» Ф. Шуберта; Г. Свиридова «Время, вперед!»
Муз. М. Еремеевой сл. С. Еремеева
«Осень»; Сл. и муз. Е. Плотниковой «Перемена»;
Муз. Г. Струве сл. Н. Соловьевой «Спасем наш мир!»
Слушание музыки, исполнение песен, участие в викторине.
II четверть
10
13.11
16.11
17.11
Мир русской песни
«Сватушка» из оп. «Русалка» А.С. Даргомыжского; р.н.п. «Ах ты, степь широкая»
Муз. В.А. Моцарт сл. С. Свириденко «Колыбельная»
Слушание музыки, исполнение песен, участие в обсуждении.
11
20.11
23.11
24.11
Песни народов мира
Австр.нар.п. «Ах мой милый Августин»
Польс.нар.п. «Висла»; «Похвала знатока» сл. и муз. Г. Малера
Муз. В.А. Моцарт сл. С. Свириденко «Колыбельная»
Слушание музыки, исполнение песен, участие в обсуждении, словесное рисование, работа в тетради.
12
27.11
30.11
01.12
Романса трепетные звуки
«Жаворонок» М.И. Глинка сл. Н. Кукольника
Муз. Е. Крылатов сл. Н. Пляцковской «Школьный романс»
Слушание музыки, исполнение песен, работа в группе, участие в осуждении.
13
04.12
07.12
08.12
Мир человеческих чувств
Романс «Ночь печальна» С. Рахманинов; «В сиянье теплых майских дней» Р. Шумана сл. Г. Гейне из цикла «Любовь поэта»
Муз. Е. Крылатов сл. Н. Пляцковской «Школьный романс»
Слушание музыки, исполнение песен, участие в обсуждении, словесное рисование, работа в тетради.
14
11.12
14.12
15.12
Народная хоровая музыка
«Херувимская песнь» Д. Бортнянского; р.н.п. «Есть на Волге утес»
Муз. А. Зацепина сл. Л. Дербенева «Где то на белом свете»
Слушание музыки, исполнение песен, участие в обсуждении.
15
18.12
21.12
22.12
Что может изобразить хоровая музыка
Г. Свиридов, «Поёт зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина»; Канон «С весёлой песней»
Муз. А. Зацепина сл. Л. Дербенева «Где то на белом свете»
Слушание музыки, исполнение песен, участие в обсуждении, изучение иллюстративного материала.
16
25.12
28.12
29.12
Заключительный урок
«Сватушка» из оп. «Русалка» А.С. Даргомыжского; р.н.п. «Ах ты, степь широкая»; «Жаворонок» М.И. Глинка сл. Н. Кукольника; Г. Свиридов, «Поёт зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина»; Канон «С весёлой песней»(викторина)
Муз. Е. Крылатов сл. Н. Пляцковской «Школьный романс»; Муз. А. Зацепина сл. Л. Дербенева «Где то на белом свете»
Слушание музыки, исполнение песен, участие в обсуждении, работа в группе.
III четверть
17
11.01
12.01
15.01
Самый значительный жанр вокальной музыки
вступление «Рассвет на Москве-реке» из оперы М. Мусоргского «Хованщина» -фрагмент; М. Глинка, финальный хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя».
«Песня о России» В. Локтева на слова О. Высоцкой
Слушание музыки, исполнение песен, участие в обсуждении, изучение портретов композиторов, участие в обсуждении, ответ на вопросы.
18
19
18.01
19.01
22.01
Из чего состоит опера
М. Глинка, Увертюра из оперы «Руслан и Людмила»; Н. Римский-Корсаков, Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка»
«Песня о России» В. Локтева на слова О. Высоцкой
Слушание музыки, исполнение песен, участие в обсуждении, изучение иллюстративного материала.
20
21
25.01
26.01
29.01
Единство музыки и танца
М. Глинка, Мазурка из оперы «Жизнь за царя»; П. Чайковский, Вариация II из балета «Щелкунчик».
Е. Адлер, стихи Л. Дымовой, «Песня менуэта»
Слушание музыки, исполнение песен, участие в обсуждении, изучение иллюстративного материала.
22
01.02
02.02
05.02
Русские сезоны в Париже
С. Прокофьев. Вариации Феи Зимы из балета «Золушка»; И. Стравинский. Фрагменты «Русская» и «Петрушка» из балета «Петрушка».
Е. Адлер, стихи Л. Дымовой, «Песня менуэта»
Слушание музыки, исполнение песен, участие в обсуждении, словесное рисование, работа в тетради.
23
08.02
09.02
12.02
Музыкальность слова
К. Глюк «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика»
Муз. и сл. М. Преториус «Вечер»
Слушание музыки, исполнение песен, участие в обсуждении, изучение портретов композиторов, участие в обсуждении, ответ на вопросы.
24
15.02
16.02
19.02
Музыкальные сюжеты в литературе
М. Яковлев, стихи А. Пушкина, «Зимний вечер»
Муз. и сл. М. Преториус «Вечер»
Слушание музыки, исполнение песен, участие в обсуждении, изучение иллюстративного материала.
25
22.02
26.02
01.03
Заключительный урок
Слушание музыки, исполнение песен, участие в обсуждении, участие в музыкальной викторине.
IV четверть
26
29.02
04.03
15.03
Живописность искусства. Музыкальный портрет.
М. Мусоргский, «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»; «Гном» из ф-ного цикла «Картинки с выставки»
Г. Гладков, стихи Ю. Энтина, «Песня о картинах»
Слушание музыки, исполнение песен, участие в обсуждении, изучение иллюстративного материала.
27
07.03
11.03
15.03
Пейзаж в музыке
П. Чайковский, «Апрель. Подснежник»; И. Стравинский, «Поцелуй земли», вступление к балету «Весна священная»
Г. Гладков, стихи Ю. Энтина, «Песня о картинах»
Слушание музыки, исполнение песен, участие в обсуждении, изучение иллюстративного материала.
28
14.03
18.03
22.03
«Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов.
М. Равель, «Игра воды»; К. Дебюсси, «Облака»
В. Серебренников, стихи В. Степанова, «Семь моих цветных карандашей»
Слушание музыки, исполнение песен, участие в обсуждении, изучение иллюстративного материала.
29
21.03
25.03
05.04
Волшебная красочность музыкальных сказок
Н. Римский-Корсаков, «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко»
С. Никитин, стихи Ю. Мориц, «Сказка по лесу идёт»
Слушание музыки, исполнение песен, изучение иллюстративного материала, участие в обсуждении.
30
04.04
08.04
12.04
Сказочные герои в музыке
И. Стравинский, «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица»; М. Мусоргский, «Избушка на курьих ножках»
С. Никитин, стихи Ю. Мориц, «Сказка по лесу идёт»
Слушание музыки, исполнение песен, изучение иллюстративного материала, участие в обсуждении.
31
11.04
15.04
19.04
Тема богатырей в музыке
М. Мусоргский «Богатырские ворота»из ф-ного цикла «Картинки с выставки»; А. Бородин, Симфония №2 «Богатырская» I ч. (фр-т)
С. Никитин, стихи Ю. Мориц, «Сказка по лесу идёт»
Слушание музыки, исполнение песен, изучение иллюстративного материала, участие в обсуждении.
32
18.04
22.04
26.04
Что такое музыкальность в живописи
Ф. Торрес, «Danza Alta»
В. Высоцкий, «Песня о друге»
Слушание музыки, исполнение песен, участие в обсуждении, изучение иллюстративного материала.
33
25.04
29.04
03.05
Хорошая живопись – это музыка, это мелодия
П. Чайковский, Концерт для ф-но с оркестром №1, I ч., фр-т
В. Высоцкий, «Песня о друге»
Слушание музыки, исполнение песен, участие в обсуждении, изучение иллюстративного материала.
34
02.05
06.05
10.05
Итоговый урок
В. Серебренников, стихи В. Степанова, «Семь моих цветных карандашей»; С. Никитин, стихи Ю. Мориц, «Сказка по лесу идёт»; В. Высоцкий, «Песня о друге».
Тестирование, участие в музыкальной викторине, исполнение песен, подведение итогов.
Материально – техническое обеспечение
Учебно – методический комплект:
1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования / Э.Б. Абдкллин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Алеев, В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
3. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
4. Алиев, Ю.Б. Пение на уроках музыки / Ю.Б. Алиев. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
5. Музыка. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
6. Музыка. 5 класс: система уроков по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева / сост. О.П. Власенко. – Волгоград: Учитель, 2012.
7. Рабочие программы для общеобразовательных учреждений. Искусство. Музыка. 5-9 классы. / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. - М.: Дрофа, 2012.
Список литературы:
- Горюнова Л. Музыка - дети- учитель // Музыка в школе. - 1987. - № 2.
- Давыдов В.В. Новое педагогическое мышление. - М., 1989.
- Камаева Е. В. Оценочная деятельность на уроке // Школьные технологии. - 2004. - № 4.
- Мелик-Пашаев А., Новлянская З. Как оценивать художественное развитие ребёнка? // Искусство в школе. - 2002. - № 6.
- Гульянц, Е.И. Детям о музыке / Е.И. Гульянц. - М.: «Аквариум», 1996.
- Музыка. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
Электронные образовательные ресурсы:
[link]
25