Программа по предмету фортепианоФортепиано.Музицирование.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 10»

Принята на заседании

педагогического совета

от 28.04.2015г.

Протокол №7









ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

(Фортепиано. Музицирование)




3 года обучения


педагог дополнительного образования

Костина Светлана Валерьевна













Железногорск

2015г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Рабочая программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (Фортепиано.Музицирование)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, с учетом федеральных государственных требований к дополнительной общеобразовательной программе в области музыкального искусства, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на фортепиано.

Программа «Музыкальный инструмент (Фортепиано. Музицирование)» направлена на продолжение обучения игре на фортепианообучающимися, успешно освоившими общеразвивающую программу II ступени;создание условий для художественного образования,эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; приобретение детьми опыта творческой деятельности.

Учебный предмет «Музыкальный инструмент (Фортепиано. Музицирование) направлен на развитие у учащихся как пианистических навыков, так и навыков коллективного и сольного музицирования, концертной деятельности,артистичное исполнение на фортепиано музыкальных произведений, чтения нот с листа,игры в ансамбле,овладение основами аккомпанемента, а также навыками самостоятельной работы. Обучающиеся знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.

Данная программа, основанная на анализе интеллектуального и эмоционального развития современного ребенка, позволяет подходить к каждому ученику индивидуально, учитывая возрастные и личностные качества обучающихся, и предполагает достаточную свободу в выборе репертуара.

Имея возможность индивидуально планировать продвижение ученика, педагог может дополнительно включить в план работы пьесы для самостоятельного изучения,чтение нот с листа, пьесы для эскизного прохождения. Изучаемые произведения целесообразно выбирать вместе с учеником, учитывая его интересы.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями программа «Музыкальный инструмент (Фортепиано.Музицирование)» ориентирована на:

-воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, умению давать объективную оценку своему труду, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности;

-воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.

Трёхлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет в полном объеме завершить обучение и дает возможность для поступления в профессиональные учебные заведения, реализующие основные профессиональные программы в области музыкального искусства.


Срок реализации учебного предмета «Музыкальный инструмент (Фортепиано. Музицирование)»


При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (Фортепиано. Музицирование)» со сроком обучения 3 года, продолжительность учебных занятий с первого по третий год обучения составляет 34 недели в год.

Сведения о затратах учебного времени

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (Фортепиано. Музицирование)» при 3-летнем сроке обучения составляет 204 часа. Из них: 102 часа – аудиторные занятия, 102 часа – самостоятельная работа.

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

Аудиторные занятия:

  • по 1 часу в неделю.

Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):

  • по 1 часу в неделю.


Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета


Форма проведения учебных занятий:

индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут. Индивидуальная форма занятий позволяет учителю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика. Возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.


Цели и задачи учебного предмета «Музыкальный инструмент (Фортепиано.Музицирование)»

Цель:

Целью учебного предмета является обеспечение развития музыкально-творческих способностей и индивидуальности учащегося на основе приобретённых им знаний умений и навыков фортепианного исполнительства, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи:

  • стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения, и творческой активности обучающихся;

  • развитие артистизма и музыкальности, чувства партнёрства при игре в ансамбле;

  • развитие навыков самостоятельной работы над произведением, а также навыка чтения с листа в ансамбле;

  • формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;

  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

  • расширение музыкального кругозора обучающихся путём ознакомления с новым репертуаром;

  • развитие мотивации личности обучающихся к познанию и творчеству;

  • воспитание и формирование художественного вкуса обучающихся.



Обоснование структуры учебного предмета «Музыкальный инструмент (Фортепиано. Музицирование)»

Обоснованием структуры программы являются ФГОСы, отражающие все аспекты работы учителя с учеником.

Рабочая программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел рабочей программы «Музыкальный инструмент (Фортепиано. Музицирование)»

Методы обучения

В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);

  • наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);

  • практический (работа на инструменте, упражнения);

  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Музыкальный инструмент (Фортепиано. Музицирование)»

Реализация программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (Фортепиано. Музицирование)» обеспечивается:

  • доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей;

  • учебными аудиториями для индивидуальных занятий площадью не менее 6 кв.м., оснащенными роялями или пианино и имеющими звукоизоляцию.

В образовательной организации должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.

Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (ФОРТЕПИАНО. МУЗИЦИРОВАНИЕ)»

Требования по годам обучения

Рабочая программа по предмету «Музыкальный инструмент (Фортепиано. Музицирование)» рассчитана на 3 года. В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет обучающимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Совершенствование обучающимися приобретённых ранее умений и навыков происходит постепенно.

Содержание учебного предмета «Музыкальный инструмент (Фортепиано. Музицирование)» соответствует направленности общеразвивающей программы.

Годовые требования содержат два варианта примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов обучающихся.

Важна игра в ансамбле педагога с учеником или 2-х обучающихся: исполняются ансамбли в 4 руки, для 2-х фортепиано, аккомпанементы голосу, струнному или духовому инструменту.

Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. В одном и том же классе программа исполняемая обучающимися, может значительно отличаться по уровню трудности. Количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях.

В работе над репертуаром нужно учитывать, что большинство произведений предназначаются для публичного или экзаменационного исполнения, а остальные - для работы в классе или просто ознакомления. Следовательно, педагог может устанавливать степень завершенности работы над произведением. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.

1 – 3 год обучения

Фортепиано - 1 час в неделю

За каждый учебный год учащийся должен сыграть два зачёта. На зачёт выносится две пьесы или пьеса и ансамбль.

Годовые требования:

В течение учебного года учащийся должен ознакомиться с 6-8 различными произведениями в качестве чтения с листа, в ансамбле с преподавателем и 1-2 произведения исполнять наизусть. Зачётом может считаться выступление на классном вечере или концерте.

Кроме того, 1 - 2 пьесы должны быть приготовлены самостоятельно (по трудности на два класса ниже).

Чтение с листа произведений различных жанров (уровень на два класса ниже); дальнейшее освоение игры в ансамблях (в некоторых случаях предусматривается аккомпанирование другим инструментам). Подбор по слуху знакомых произведений с гармоническим и фактурным изложением, близким к оригиналу.


Примерный репертуарный список


1. Пьесы

А.Аренский. Романс. Соч.53.

А. Бородин. Грёзы. Из «Маленькой сюиты»

И. Брамс. Вальс ля-бемоль мажор, Соч.39,№15

Л. Боккерини. Менуэт

Л. Бетховен. К Элизе

А. Грибоедов. Два вальса

А. Гурилёв. Полька-мазурка

А. Гречанинов. Экспромт. Соч.37

В. Гаврилин. Три танца

М. Глинка. Тарантелла

М. Глинка. Мазурка до минор

М. Глинка. Марш Черномора. Из оп «Руслан и Людмила»

Э. Григ. Песня Сольвейг. Из сюиты «Пер Гюнт». Соч.55,№4

А. Даргомыжский. Меланхолический вальс

К. Дебюсси. Кукольный кэкуок, из цикла «Детский уголок» М. Дворжак. Юмореска. Соч. 101,№7. Розовое облачко.

П. Дезмонд. Попробуем на пять

А. Жобим. Дезафинадо

Н. Замороко. Печальный клоун

Ж. Косма. Опавшие листья. Романтическое интермеццо

Ф. Лист. Утешение №3

А. Лядов. Музыкальная табакерка. Вальс-шутка. Соч.38

А. Лядов. Вальс. Соч 9

Э. Мак-Доуэлл. Одинокая хижина. Соч.51№8

М. Мусоргский. Слеза

В.А.Моцарт. Турецкое рондо из сонаты ля мажор

Н. Мясковский. Причуда№1. Соч.25

Г. Манчини. Лунная река

Ф. Мендельсон. Песня венецианского гондольера

М.К.Огиньский. Полонез

С. Прокофьев. Гавот. Из «Классической симфонии»

П. Парадизи. Токката. Из Сонаты ля мажор

Палавичини. Индейское лето (из реп-ра Джо Дасена)

О. Питерсон. Волна за волной.

А. Петров пьесы из сборника «То, что хочется играть»

В. Ребиков. Вальс. Из сказки «Ёлка». Соч.21.

С.Рахманинов. Итальянская полька (переложение А. Зилоти)

Г.Свиридов. Вальс из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (переложение К. Титаренко)

К. Сен-Санс. Лебедь из сюиты «Карнавал Животных»

Б. Сметана. Поэтическая полька. Соч.8

Б. Тамас. Только розы

А. Хачатурян. Вальс из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад» (переложение А. Эшпая)

Т. Хренников. Колыбельная Светланы из музыки к спектаклю «Давным-давно». Слова А. Гладкова (переложение С. Стемпневского)

П. Чайковский. Ната-вальс. Соч.51.№9

П. Чайковский. Сентиментальный вальс. Соч.51,№6.

Пьесы из цикла «Времена года» (на выбор)

Д. Шостакович. Романс из кинофильма «Овод» (переложение З. Виткинд)

Ф. Шопен. Вальс си минор. Соч.69,№2.

Две прелюдии. Соч.28 (Ля мажор№7, до минор№20)

Ф. Шуберт. Музыкальный момент фа минор. Соч.94,№3. Серенада (обработка А. Дюбюка)

М. Шмитц. Маленькая колыбельная

М. Шмитц. Поющие септаккорды


2.Ансамбли

Э. Григ. Норвежский танец. Ор.35,(ля мажор)

Дж. Гершвин. Колыбельная Клары из оп. «Порги и Бесс»

Э. Вилла Лобос. Разбитая гитара. Бразильская песня

Л. Бетховен. Багатели (на выбор)

И. С. Бах. Шутка из оркестровой сюиты си минор (переложение Э. Денисова)

В. Джиллок. Танго-Шампанское

С. Джоплин. Артист эстрады

К. Дворжак. Славянские танцы (по выбору)

Ж. Металлиди. Романтический вальс, Скерцо, Танец охотников

Д. Мийо. Скарамуш (для фортепиано в 4 руки)

К. Хачатурян. Три пьесы из балета «Чипполино». Галоп. Вальс цветов. Погоня.

И. Штраус. Анна-Полька

И.Стравинский. Танец Балерины из балета «Петрушка» (переложение Э. Денисова)

М. Шмитц. Заводные буги. Медленный фокстрот. Лабиринт. Ночная фиалка.

Ю. Лазарева. Фортепианные ансамбли «Лесные сказки» (первая тетрадь). Золотая рыбка.

А. Луппов. Гротеск

Ф. Лист. Торжественный полонез


3.Песни

Колыбельная. Муз. С. Симонова, сл. С. Чёрного

Джеймс. Муз. С.Никитина

На далёкой Амазонке. Муз. С. Никитина, сл. В. Берковского

Замыкая круг. Муз. К. Кельми, сл. М. Пушкиной

Цветные сны. Муз. М. Дунаевского, сл. Н. Олева

Пришла ко мне любовь. Острый ритм. Муз. Дж. Гершвина, сл. А. Гершвина


Примерные программы академического концерта (зачета)

  1. О. Питерсон. Волна за волной

К. Сен-Санс. Лебедь из сюиты «Карнавал Животных»

2. Г. Манчини. Лунная река

И. С. Бах Шутка из оркестровой сюиты си минор (переложение Э. Денисова)




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (Фортепиано. Музицирование)», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

  • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющих использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм; знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры); знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;

  • знание профессиональной терминологии;

  • наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений в 4 руки;

  • навыки по воспитанию слухового контроля и совместного для партнёров чувства ритма при ансамблевом музицировании, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

  • навыки по использовании педали в 4-ручном сочинении;

  • навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа

исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

  • наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных

произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

  • наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

  • наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста и ансамблиста.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

Оценка качества реализации программы «Музыкальный инструмент (Фортепиано. Музицирование)» включает в себя:

  • текущий контроль успеваемости (контрольные уроки, прослушивания к концертным мероприятиям)

  • промежуточную аттестацию (зачеты)

  • итоговую аттестацию обучающихся.

Успеваемость учащихся учитывается на различных выступлениях: академических концертах (зачетах), контрольных уроках, классных вечерах, конкурсах, прослушиваниях к ним и т.д.


Текущий контроль.

Участие в отборочных прослушиваниях, конкурсах, концертах и т.д. приравнивается к выступлению на академическом концерте (зачете). Проверка технической подготовки учащихся, а так же умение читать ноты, музыкально грамотно рассказать об исполняемом произведении, выполнять задания по подбору по слуху, на доступном для ученика уровне, осуществляется педагогом во время классных занятий и на контрольных уроках в течение учебного года.

Контрольные уроки направлены на поддержание учебной дисциплины, повышение уровня освоения текущего учебного материала, а также на выявление отношения учащегося к изучаемому предмету. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, степени овладения навыками ансамблевого музицирования.

Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация.

Академические концерты (зачёты) проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение двух музыкальных произведений в присутствии комиссии. Форма зачёта определяет успешность развития учащегося и усвоения им программы на определённом этапе обучения. Зачёты дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер.

В конце первого полугодия проводится академический концерт (зачёт), на котором учащиеся исполняют две пьесы (или пьесу и ансамбль). В конце учебного года проходит академический концерт (зачёт), на котором ученики исполняют два музыкальных произведения.

Учащиеся должны продемонстрировать достаточный технический уровень владения фортепиано для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных жанров и форм зарубежных и отечественных композиторов.

Годовая оценка ученика выводится на основании четвертных оценок, результатов контрольных уроков и других выступлений ученика в течение года, а так же оценки за выступление на академическом концерте (зачёте).


Итоговая аттестация.

Концертное выступление, на котором исполняется одно (два) произведения сольно или в ансамбле.

Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на зачете, выставляется оценка по пятибалльной шкале.


Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий

«зачет» (без оценки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения


Согласно ФГОС данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

  • оценка годовой работы учащегося, выведенная на основе его продвижения;

  • оценка за выступление на академическом концерте или экзамене;

  • другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕЧПЕЧЕНИЯ

Методические рекомендации педагогическим работникам

Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе по специальности, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и ученика над музыкальным произведением, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая определяется не только конкретными задачами, стоящими перед учеником, но также во многом обусловлена его индивидуальностью и характером, а также сложившимися в процессе занятий отношениями ученика и педагога. Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с показом на инструменте необходимых фрагментов музыкального текста.

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика - интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.


Следуя лучшим традициям и достижениям русской пианистической школы, преподаватель в занятиях с учеником должен стремиться к раскрытию содержания музыкального произведения, добиваясь ясного ощущения мелодии, гармонии, выразительности музыкальных интонаций, а также понимания элементов формы.

Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого сочинения, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над совершенствованием его исполнительской техники.

Систематическое развитие навыков чтения с листа является составной частью предмета, важнейшим направлением в работе и, таким образом, входит в обязанности преподавателя. Перед прочтением нового материала необходимо предварительно просмотреть и, по возможности, проанализировать музыкальный текст с целью осознания ладотональности, метроритма, выявления мелодии и аккомпанемента.

В работе над музыкальным произведением необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие

музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального учебного плана следует учитывать индивидуальноличностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы обучающихся должны быть составлены к концу сентября.

Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.

Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том, чтобы научить ребенка работать самостоятельно. Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личные качества, как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы для организации грамотной самостоятельной работы, которая позволяет значительно активизировать учебный процесс.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

  • самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;

  • периодичность занятий - каждый день;

  • количество занятий в неделю 2-6 часов

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.

Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает учитель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.




Список рекомендуемых нотных сборников


Ансамбли. Старшие классы. Вып.6/изд. Советский композитор, М.,1982

Музицирование для детей и взрослых/Изд-во «Окарина». Новосибирск,2014

«Музицируем вдвоём». Альбом переложений для фортепиано в 4 руки/Издательско-творческая лаборатория,1994

С. Барсукова. «Моё фортепиано». Ростов-на-Дону «Феникс», 2011

С. Барсукова. «Любимое фортепиано». Ростов-на-Дону» Феникс», 2011

С. Барсукова. «Лучшее фортепиано». Ростов-на-Дону «Феникс»,2012

С. Барсукова. «Хочу играть». Ростов-на-Дону «Феникс», 2013

С. Барсукова. «Джаз для детей» ,средние и старшие классы ДМШ, вып. 6: Учебно-метод. Пособие. Ростов-на-Дону» Феникс»,2003

Л. Бетховен. Альбом фортепианных пьес для детей/ М., Музыка, 2012

Л. Бетховен. Контрдансы для фортепиано/ М., Музыка, 1998

Библиотека юного пианиста. Сонаты. Средние и старшие классы ДМШ. Вып.1. Сост. Ю. Курганов. М.,1991

А. Бородин. Сочинения для фортепиано / М., Музыка, 2010

Р. Глиэр. Пьесы для фортепиано/ М., Музыка, 2010

Э. Григ. Избранные лирические пьесы для ф-но. Вып.1,2/М., Музыка, 2011

К. Дебюсси. Детский уголок /СПб, Композитор, 2004

А. Лядов. Избранные сочинения /М., Музыка, 1999

Ф. Мендельсон. Песни без слов / М., Музыка, 2011

В. Моцарт. Сонаты для фортепиано / М., Музыка, 1975

А. Наседкин. Шесть прелюдий для фортепиано / М., Музыка, 2008

С. Прокофьев. Мимолетности / М., Музыка, 2003

А. Петров. Песни и романсы из к/ф в 4 руки. «То, что хочется играть в четыре руки». -СПб.: Союз Художников,2001

А. Петров. Увертюра из к/ф «Укрощение огня». Транскрипции для 2 фортепиано. –СПб.: Композитор, 2004

Популярная зарубежная музыка для фортепиано в 4 руки. Сост. Запутряева Т., Лаврова И.. Лантратова Е. –М.: Композитор,2006

Пьесы композиторов 20 века для ф-но. Зарубежная музыка/ Ред. Ю. Холопова. М.,1996

С. Рахманинов. Пьесы-фантазии. Соч.3 /М., Музыка, 2009

Г. Свиридов. Альбом пьес для детей. Советский композитор, 1973

М. Таривердиев. «Настроения». 24 простые пьесы для фортепиано. Изд. «Классика XXI век». М.,

2002

Концертные обработки для ф-но в 4 руки/М.,Музыка,2010

Хрестоматия для ф-но, 4 класс. Сост. А. Четверухина, Т. Верижникова / М., Музыка, 2010

Хрестоматия для ф-но. Младшие, средние и старшие классы ДМШ. Сост. Е. Гудова, В. Смирнов, С. Чернышков / М., Музыка, 2011

Хрестоматия для ф-но ДМШ 5 класс. Пьесы. Вып 1: Учебник/ Сост. М.Копчевский. М.: Музы

ка, 1978

О. Хромушин. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ. Изд. «Северный олень», СПб, 1994

П. Чайковский. Детский альбом. Соч.39 / М., Музыка, 2006

П. Чайковский. Времена года. Соч.37-bis / М., Музыка, 2005

Ф. Шопен. Ноктюрны для фортепиано. Ред. Л. Оборина, Я. Мильштейна М., Музыка, 2011.

Ф. Шопен. Вальсы. Вып.1 и 2 / М., Музыка, 2010

Ф. Шуберт. Четыре экспромта. Соч. 90 / М., Музыка, 2007

Ф. Шуберт. Шесть музыкальных моментов. Соч. 94/ М., Музыка, 2007

Р. Шуман. Альбом для юношества / М., Музыка, 2011

Р. Щедрин. Юмореска. В подражание Альбенису / М., Музыка, 2007

Юному музыканту-пианисту, 5 кл.: Хрестоматия для уч-ся ДМШ: Учебно-метод. пособие/сост. Г. Цыганова, И. Королькова. Изд. 3-е. Ростов- н/Д: Феникс, 2008


Список рекомендуемой методической литературы


Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано /М.,1978

Браудо И. Артикуляция. Л.,1961

Браудо И. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном Искусстве. .,1966

Голубовская Н. Искусство педализации. Музыка, Л.,1974

Готлиб А. Основы ансамблевой техники, м.: Музыка,1971

Гофман И. Фортепианная игра.

Гофман И. Ответы на вопросы о фортепианной игре /М.,1961

Дроздова М. Уроки Юдиной. М., Композитор, 1997

Зимин П. История фортепиано и его предшественников. М., 1968

Коган Г. Работа пианиста. 3 изд., М.,1979

Коган Г. Вопросы пианизма. М.,1979

Корто А. О фортепианном искусстве. М.,1965

Корто А. Рациональные принципы фортепианной техники. М.,1966

Ландовска В. О музыке. Классика - XXI век, 2001

Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским Текстом. М.,1988

Лонг М. За роялем с Дебюсси. М., Сов.композитор, 1985

Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1982

Маккинон Л. Игра наизусть. Л.,1967

Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника. М.,1966

Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора. М.,1963

Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. Изд. Кифара, 2002

Мильштейн Я. Хорошо темперированный клавир И.С.Баха. М.,1967

Мильштейн Я. Вопросы теории и истории исполнительства. М.,1983

Мндоянц А. Очерки о фортепианном исполнительстве и педагогике. М., 2005

Наумов Л. Под знаком Нейгауза. РИФ Антиква, М., 2002

Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. М., 1982

Носина В. Символика музыки И.С.Баха. Классика - XXI, 2006

Петрушин В. Музыкальная психология. М.,1997

Савшинский С. Пианист и его работа. Классика - XXI, М., 2002

Смирнова Т. Беседы о музыкальной педагогике и многом другом. М., 1997

Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М.: Музыка, 1988

Тимакин Е. Воспитание пианиста. Методическое пособие. М., Советский композитор,1986

Тарановская.Н.В., Значение ансамблевой игры, приёмы и методы работы в классе ансамбля. Ростов-на-Дону,2000

Фейнберг С. Пианизм как искусство. М.,1969

Цагарелли Ю. Психология музыкально-исполнительской деятельности. СПб, Композитор, 2008

Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М.,1974

Цыпин Г. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. М., 1988

Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. Классика - XXI. М., 2011

Шатковский Г. Развитие музыкального слуха. М.,1996

Шмидт- Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л.,1985

Шнабель А. «Ты никогда не будешь пианистом»/ Классика - XXI, М.,1999

Штейнгаузен Ф. Техника игры на фортепиано. М.,1926

Шуман Р. О музыке и музыкантах. Сборник статей. М., Музыка, 1975

Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. М.,1959