Урок-исследование по музыке в 4 классе «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Урок-исследование по музыке в 4 классе

Тема: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»

Цель: Дать представление о колокольном звоне как явлении музыкального искусства.

Задачи:

  • Способствовать созданию условий для знакомства с колокольными звонами, как ярком явлении русской православной культуры, с произведениями живописи, архитектуры и музыки, отражающих значимость этого явления;

  • Путём исследования определить, какой след оставили колокольные звоны в русском искусстве;

  • Познакомить с термином «имитация» и возможностью имитировать звучание одних музыкальных инструментов другими.

  • Содействовать развитию эмоционального восприятия колокольных звонов.

  • Воспитывать бережное отношение к памятникам отечественной культуры, почитание традиций русского народа, эстетический вкус.

Оснащение урока

Материалы для занятия: баян, колокольчики, тексты песни «Солнечная капель», набор для рефлексии, сигнальные карты для работы над музыкальным произведением; СД-диск с аудиозаписями, СД-проигрыватель.

Ход урока

1.Организационный момент

1. Приветствие учителя.

2.Подготовка к изучению новой темы

  1. (звучит запись звучания курантов), вопросы учителя:

  • Знакомы ли вам эти звуки?

  • С чем они ассоциируются у вас?

  • Как называются главные российские колокола?

  1. Наш сегодняшний урок будет посвящён этому замечательному явлению – колокольному звону. А можно ли назвать колокол музыкальным инструментом? Почему?

Звонари+колокол-муз.инструмент

  • Колокольный звон – это новое явление или нет?

  • Наша задача сегодня исследовать, где звучал колокол, какое место он занимает в русской культуре. Для этого нужно собрать необходимые доказательства.

  • Как вы думаете, когда появились первые колокола на Руси?

  • Первое упоминание о колоколах встречается в Х веке. На протяжении многих веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан: возвещали время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время веселья и скорби. Колоколам приписывалась способность чувствовать и переживать. Они служили мерилом добра и праведности: «Голос чище звона», «Слава, что звон». Колокола даже имели имена, к примеру: Лебедь, Сысой, Реут.

  • А знаете ли вы имя самого большого колокола во всём мире?

Учитель рассказывает детям что такое -Царь-колокол.

  • Царь-колокол. Он находится в Москве, как памятник.

Преподаватель читает стих: стих

Колокола! Ваш звучный звон – Колокола – Руси венец,

Язык земли, меня вскормившей. Червоным золотом горящий,

Живёт в вас радость, клич и стон, Ваш звон – связующая нить

Как отголосок жизни бывшей. Меж будущим и настоящим.

Г.Голуб

3.Изучение новой темы.

  • А сейчас я предлагаю вам, ребята, музыкальные загадки. В записи прозвучат колокольные звоны. По характеру звучания они разные и вы должны определить какой вид звона звучит.

(запись перезвона)

  • Как часто идут звоны?

  • Если они звучат в храме, то что они могут в таком случае означать? (будни, размеренную жизнь, так как звоны идут не часто, на разные голоса)

Показываем изображение храма, людей

(запись благовеста)

  • Что в этом колокольном звоне? (неспешность, умиротворение)

  • Какова высота звона, с каким человеческим голосом можно сравнить? (с басом. Звоны низко, не быстро, гулко)

-(запись набата, фрагмента кантаты Прокофьева «Ал.Невский»)

  • Что характерно для этого звона? (отчаяние, страх, волнение, призывность)

  • Это фрагмент кантаты Прокофьева «Ал.Невский»

В.Серов «Александр Невский»

(звучит запись трезвона)

  • Какие по характеру эти звоны? (праздничные, торжественные, частые, взволнованные)

Изучаем иконы Воскресения, храмы:

И мощный звон промчался над землёю,

И воздух весь, гудя, затрепетал,

Певучие, серебряные громы

Сказали весть святого торжества. А.Хомяков

  • Не обделила вниманием колокола и русская классическая музыка. Один эпизод из кантаты Прокофьева вы уже слышали. Если мы заговорили о святом торжестве, то в честь этого светлого праздника ещё в начале ХХ века русский композитор Рахманинов Сергей Васильевич написал сюиту для двух фортепиано из 4 частей.

Рассматриваем портрет Рахманинова:

  • Навеяна она ему воспоминаниями детства и связана с четырьмя нотами, вызванивавшимися большими колоколами Новгороского Софийского собора.

Софийский собор

(звучит запись 4 ч. Сюиты Рахманинова)

Иконы Воскресения Христова

  • Какие инструменты звучали в этом эпизоде?(2 фортепиано)

  • Что вам напоминает звучание фортепиано? (раскаты колоколов, трезвоны)

  • Какому православному празднику посвятил произведение Рахманинов, назвав 4 часть «Светлый праздник»? (Пасхе, Воскресению Христову)

  • В данном произведении посредством фортепиано было передано звучание колоколов. Это явление в музыке называется ИМИТАЦИЯ.

4 Работа группами.

  • С помощью сигнальных карт проанализируем выбор композитором средств музыкальной выразительности.

Темп (быстрый медленный умеренный )

Динамика ( очень тихо очень громко то тихо, то громко громко)

Лад (печальный минор светлый и радостный мажор )

Ритм (стремительно и импульсивно живо, но стройно спокойно, размеренно)

Приёмы развития (повторение фраз контраст(противопоставление) смена окраски звучания(тембров)

- характер колокольных звонов (найти соответствия)

Набат праздничность

Благовест призывность

Трезвон умиротворение

  • Какие доказательства мы собрали, чтобы ответить на вопрос:

-вопрос Какое значение имели колокольные звоны в жизни русского народа?

(предполагаемые ответы всплывают)

  • Колокола были средством общения с народом, извещали о смене дня и ночи, празднике и скорби

  • Сигнализировали о пожаре, о начале войны, смене царя

  • Россия – страна колоколов. Музыка звонов нравилась людям.

Учитель задает вопрос: каким образом история колокольных звонов отразилась в русской культуре?

  • Зодчими строились храмы с колокольнями

  • Художники рисовали картины с образом колоколов или воздействия, оказывающего ими на людей

  • Поэты и писатели сочиняли стихи и рассказы

  • Композиторы писали произведения о колокольных звонах, отражая собственное восприятие музыки.

5 Рефлексия

  • (звучит запись песни «Колокольный звон») Учитель предлагает взять один из двух разноцветных колокольчиков и повесить его на колокольню (на доске)

  • Слова учителя: Говорят: икона – молитва в красках, храм – молитва в камне, колокол – молитва в звуке. Я желаю вам, чтобы в ваших душах звучали самые светлые колокольчики!

После занятия запланированный поход в храм.