Конспект по музыке 5 класс Фольклор в музыке русских композиторов

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

лицей №21 г.Иваново

учитель музыки Тарасова Надежда Николаевна.

Урок музыки в 5 классе.

«Фольклор в музыке русских композиторов».

Повторение.

  • К какому музыкальному жанру относится романс? (Музыкальная миниатюра.)

  • Как можно охарактеризовать жанр стихотворения М.Ю.Лермонтова «Горные вершины»? (Пейзажная лирика.)

  • Поясните термин «пейзажная». (Картина природы…)

  • Поясните термин «лирика». (Состояние, настроение, переживания)

  • Каков характер музыки романсов на эти слова? (Спокойно, неторопливо…)

  • Кто исполняет вокальную партию? (Дуэт певцов.)

  • В чём сходство 3-й песни Леля и арии Садко? (Написаны одни композитором, в них присутствуют вокализы.)


Работа над новым материалом.

На прошлом уроке мы познакомились с народными песнями и их использованием в творчестве композиторов. Сегодня вы узнаете, как фольклорные мотивы и народная тематика отражались в инструментальной музыке.

Слайд №1. Запишите тему урока: «Фольклор в музыке русских композиторов».

На прошлом уроке мы вспомнили произведения – оперы Н.А.Римского – Корсакова.

Слайд №2. А сейчас вы познакомитесь с музыкой его ученика - композитора Анатолия Константиновича Лядова (1855 – 1914). И если у Римского – Корсакова излюбленным жанром была опера, то Лядов больше всего создал произведений, которые называются «симфоническая миниатюра». Но его творчество находилось под влиянием учителя, о чём свидетельствует любовь к сказочным сюжетам в таких пьесах, как «Волшебная лампа Алладина», «Баба – Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора».

Что объединяет эти названия? Конечно, сказочная тема!


Прочитайте в тетради запись определения «музыкальная миниатюра». (Читают)

  • А как можно охарактеризовать жанр произведения «симфоническая миниатюра»? (Непродолжительное по звучанию произведение, для симфонического оркестра.)

Запишите в тетрадь новое определение. Слайд №3.

Симфоническая миниатюра - небольшая пьеса для симфонического оркестра.


Слайд №4. С новой строки запишите название произведения, которое мы сейчас послушаем.

А.К.Лядов. Симфоническая миниатюра «Кикимора».


А теперь, откройте стр.19 учебника. Прочитайте текст.

Кикимора – злой дух, нечиста сила в женском обличье. Чаще всего в народных преданиях встречается Кикимора болотная - злое коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека.

Литературной основой стало одно народное сказание, записанное собирателем фольклора И. Сахаровым. Именно его текстом композитор открывает партитуру своего произведения.


«Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот- Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у ней малым- малешенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света пряёет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шелковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной».


  • Какой музыкой на ваш взгляд можно передать образ Кикиморы? (Злой, резкой, громкой, визгливой, противной…)


Но композитор создаёт словно два образа этого существа. Сначала маленькая кикимора подрастает, она живёт у кудесника в горах, и её качает в хрустальной колыбельке кот Баюн.

  • Какой музыкой воспользуется композитор, чтобы показать этот эпизод? (Напевной, колыбельной. Таинственной, волшебной, звонкой, передающей звон хрусталя.)


Но потом Кикимора вырастает и начинает наливаться злобой на весь род людской: стучит, гремит, свистит, шипит.

  • Изменится в этот момент характер музыки? (Да.)


Давайте послушаем пьесу, и постараемся услышать все изменения, которые происходят в пьесе.

Звучит: «Кикимора» Лядов.

  • Что вы можете сказать после прослушивания? (Ребята делятся впечатлениями.)

  • Как закончилась пьеса? (Как будто чей - то визг. Может это неожиданно исчезает из виду наш сказочный герой - Кикимора.)


В музыке воплощено всё то, о чём рассказывают сказки: и пение кота Баюна, и стук, и гром, и свист кикиморы. А хрустальную колыбельку передаёт звучание инструмента под названием «челеста».

Слайд №5. Впервые этот инструмент привёз в Россию великий русский композитор П.И.Чайковский, который услышал его в Италии и ввёл в балет «Щелкунчик».

Зрители балета тогда были поражены звуками челесты, действительно будто хрустальными, высокими, нежными, прозрачными, звенящими. Вот эти звуки челесты использовал и композитор А.К.Лядов.


А сейчас второе произведение – отрывок из симфонической сюиты Н.А.Римского – Корсакова «Шехеразада». Слайд №6.

Откройте стр. 20 учебника. Прочитайте (только стр.20). (Читают.)

Симфоническая сюита «Шехеразада» написана на сюжет восточных сказок «Тысяча и одна ночь».

В музыке, которая создаётся на основе литературного текста, есть тема, программа. И эта музыка носит название «программная».

Запишем определение в тетрадь: Слайд №7.

Программная музыка – произведение, созданное на основе программы (литературное произведение, сюжет, герои.


  • А что такое сюита? (Произведение, состоящее из нескольких пьес.)

Запишем в тетради: Слайд №8.

Сюита – музыкальное сочинение из нескольких частей, объединённых одним замыслом, темой.


  • А какой сюжет объединяет сюиту «Шехеразада»?

Слайд №9. По сюжету «Тысячи и одной ночи» прекрасная Шехеразада рассказывает султану Шахриару сказки почти в течение трёх лет. И за это время из гневного, злого, недоверчивого он превращается в другого человека. И это передаётся в музыке.

Послушаем, как композитор создаёт эти два образа: Шехеразады и Шахриара.

Звучит вступление 1 часть.

(Шахриар и Шехеразада, могучий и воинственный он, а она - женственная, ласковая)


Тема Шахриара звучит грозно и величественно. Музыкальное высказывание напоминает повелительную речь.

Образ Шехерезады отличается мягкостью, женственностью композитор достигает этого благодаря высокому регистру, тембру солирующей скрипки, преобладанию плавных интонаций, ритмической ровности, узорчатой мелодики.

  • Можно ли сказать по мотиву Шехеразады, что сказка происходит на Востоке? (Да.)


Кстати, ребята, композитор Н.А.Римский-Корсаков был морским офицером. Слайд №10. В династии Корсаковых все мужчины были моряками, это повелось ещё со времён царя Петра 1, когда он отправлял в Европу боярских сыновей учиться морскому делу. По повелению Петра в Москве была открыта Навигацкая школа, в которой учились гардемарины – будущие морские офицеры. Вспомните фильм про гардемаринов: какую фамилию носил герой, роль которого исполнял артист Д.Харатьян? Корсак. От него потом и пошла династия Корсаковых.

Римский-Корсаков ходил даже на корабле в кругосветное плавание, которое длилось три года. Зато потом никто лучше этого композитора не мог выразить в музыке образы моря – и тихого, ласкового, и грозного, штормового.


В сюите «Шехеразада» - 4 части. Сейчас мы послушаем последнюю, 4 часть, заключительную.

Запишем её название в тетрадь: Слайд №11.

Н.А.Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада» по мотивам восточных сказок «Тысяча и одна ночь». Часть 4 – Праздник в Багдаде. Буря на море. Корабль разбивается о скалу.


  • Как, по-вашему, композитор передаст праздник в восточном городе? (Громкой, ликующей, радостной музыкой.)

  • А как симфонический оркестр покажет бурю на море? (Мощными, грозными звуками.)


А сейчас послушаем этот отрывок.

Звучит: 4 часть Праздник в Багдаде.

(Усилением и ослаблением звука нарисованы морские волны.)

  • Как звучала тема Шахриара в конце? (Спокойно, умиротворённо, ласково, грозный характер сменился под воздействием сказок Шехеразады.)



Итог урока:

  • Как называется музыка, написанная по сюжетам литературных произведений? (Программная).

  • Что послужило композитору А.К.Лядову основой для его симфонической миниатюры «Кикимора»? (Сказки.)

  • Что послужило основой для написания сюиты «Шехеразада»? (Восточные сказки.)

  • В чём жанровое отличие произведений «Кикимора» и «Шехеразады»? («Кикимора» - короткая пьеса, миниатюра, она звучит всего 7 минут; «Шехеразада» - это сюита, т.е. несколько пьес, объединённых одним сюжетом, полностью она звучит минут 40).

  • Чем объединены все части сюиты «Шехеразады»? (Образами Шехеразады и Шахриара).



Контрольный момент: «Угадай-ка». Слайд №12.

(Школьники угадывают по начальным тактам следующие произведения и записывают в тетради их названия.)


Звучат фрагменты произведений:

  • Пьеса «Кикимора» А.К.Лядов

  • Тема Шахриара и Шехеразады Римского-Корсакова


Домашнее задание. Слайд №13.

Дома изобразить образ «кикиморы» на листе А4 с помощью карандашей и красок. На оценку.

По выполнению заданий, в классе организуется выставка лучших работ.



Вокальная работа: Разучивание песни «Маленький принц». Слайд №14 (плюс и минус).