Проект «Как озвучить музыкой картины В. Васнецова»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


МБОУ Гимназия № 12 город Липецк









«Как озвучить музыкой картины В.Васнецова»
Проектная работа



Выполнила: учащаяся 5 Б класса

Кудинов Элина

Руководитель: Водопьянова Т.М.

























2016





















Содержание



Введение ……………………………………………...…………….....................3





Глава I. Взаимосвязь музыки и живописи………………………………………3

. II. В.Васнецов и его картины…………………….…………………………. 6

II.1.Биогафия В.Васнецова………………………………………………………6

II.2. Экскурсия в зале Васнецова………………………………………………..8

Глава III. Слушая музыку картин Васнецова…………………………………..10

Заключение.............................................................................................................12

Список использованных источников……………………………………………………………………….15

















Цель работы:

Изучение связи музыки и живописи на примере 10 картин В.Васнецова

Создание обобщения в виде исследовательской работы и видео фрагментов к ней


Актуальность исследования:

Каждый культурный человек стремится по- возможности научиться разбираться в музыке и изобразительном искусстве. Мой проект задуман , как электронное приложение с текстом экскурсии и музыкальным сопровождением к каждой картине, что может зрителю лучше понять характер и настроение изображения.


Определение предмета исследования:

Картины В.Васнецова Богатыри, Богатырский галоп, Гамаюн, Иван-царевич на Сером Волке, Бог Саваоф, Сирин и Алконост, Снегурочка, Алёнушка, Царевна-Лягушка, Гусляры.


Формулировка проблемы:

Музыка и изобразительное искусство рассказывают о событиях окружающего мира и чувствах людей. Но у каждого искусства свои приемы. Сложно соединить вместе, казалось бы, разные произведения


Выдвижение гипотезы:

При общих различиях музыки и изобразительного искусства можно найти примеры, когда каждое из них помогает пониманию другого

Ожидаемые результаты:

Эта проектная работа привлечет интерес наших ровесников к произведениям и творчеству В.Васнецова, будут посещать галереи и художественные выставки


Методы реализации:

Систематизация и анализ материалов и источников

Написание исследовательской работы

Подготовка к презентации исследовательского материала.



В работе были использованы текстовый редактор WORD, ресурсы сети Интернет Итоговый материал представлен в виде презентации, выполненной в редакторе POWER POINT. Иллюстрированный материал для презентации основан на ресурсах сети Интернет













Введение

В коридорах нашей школы можно увидеть множество картин. Одни из них яркие и непонятные. Другие тихие, загадочные, на них хочется смотреть снова и снова. Третьи радуют глаз настроением и красками. Я знаю, что это работы наших липецких художников. Есть даже картины выпускницы гимназии - Дианы Ауде. На стенде второго этажа я прочла, что эти выставки в гимназии называют Малой Третьяковкой. Мне захотелось узнать о настоящей Третьяковской галерее, которая находится в Москве. Если мне посчастливится в ближайшее время побывать там, то хочется быть подготовленной к восприятию самых знаменитых работ русского изобразительного искусства. Самые популярные из них, пожалуй, работы Виктора Васнецова. Они есть во многих учебниках, календарях и т.д. Для того, чтобы понять душу картины, я попытаюсь «озвучить» ее подходящей к ней музыкой. Искать ее я буду, используя метод анализ - сначала картины, затем музыкального произведения.

Глава I. Взаимосвязь музыки и живописи

Жизнь – единый источник всех художественных произведений. Можно ли услышать живопись, а, вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку? «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия», - говорил великий итальянский художник Микеланджело Буонарроти. «Музыка – сестра живописи», говорил Леонардо да Винчи. Голландский живописец Ван Гог продолжает: «…кисть ходит в моих пальцах, как смычок по скрипке, и доставляет мне только удовольствие» . Живописец Лев Бакст уподобил художника дирижёру, способному одним взмахом палочки вызвать к жизни тысячи звуков. В живописи человек сразу видит целое представление картины, а в музыке и литературе - содержание получает последовательно. Много общего между музыкой и живописью можно найти даже в терминах, которые употребляют музыканты и художники. И те и другие говорят о тональности, о колорите и красочности полотен и музыкальных сочинений. Цветовому настроению художника соответствует характер мелодии. Видение красок окружающего мира, впечатления от событий и явлений, сходны для различных видов искусства.

Красный цвет воспринимается как тревога, героика, подъем.

Оранжевый – радость.

Желтый – солнце, энергия.

Зеленый – цвет природы, жизни.

Голубой – цвет мечты, духовного начала.

Синий – глубина мысли, чувства, моря

Фиолетовый – сумерки, тайна, загадка.

Белый - начало начал, чистота, ангел, снег.

Черный - цвет беды, бездны, безысходности

Розовый –наивный, детский

Серый – тоска.

Коричневый – печаль.

Золотой и серебряный цвета Бога, космоса, Вечности.



Колоссальный взлёт музыки к концу XIX столетия заставил деятелей других искусств обратить на неё внимание – и удивиться. Музыка вышла на первый план. И широко распахнули перед ней двери все другие виды искусства. Если до середины XIX века художники занимались изображением играющих и поющих людей, то с этого рубежа музыканты начали пытаться передавать в звуках произведения изобразительного искусства. Параллель между красками в живописи и тембрами в музыке Римский-Корсаков считал «несомненной». Он, как и многие композиторы, обладал цветным слухом. Их симфонические и инструментальные произведения поражают богатством тембрового колорита. На сходство картины Брюллова «Последний день Помпеи» с итальянской оперой указал Гоголь. Он писал, что этот шедевр «по необыкновенной обширности и соединению в себе всего прекрасного можно сравнить разве с оперою, если только опера есть действительно соединение мира искусств: живописи, поэзии и музыки».

Любой рисунок, как в изобразительном искусстве, так и в музыке, рассказывает внимательному зрителю и слушателю о душевных переживаниях их создателей, несёт в себе характерную интонацию. Плавные линии графического, живописного рисунка, как и плавные мелодии, передают мягкость, нежность, покой. Ниспадающие, нисходящие линии несут успокоение или грусть, печаль. Восходящие, взлетающие - радость, свет, энергию, устремлённость. Соединение разных мелодий, интонаций, линий рисунка влечёт за собой драматизм образа. Важным выразительным средством в любом искусстве является ритм - чередование каких-либо элементов (звуковых, изобразительных) в определённой последовательности. С помощью ритмического повтора или контраста художник, композитор соединяют детали в единое целое в пространстве или во времени, создают художественную форму, композицию. Говоря о произведениях изобразительного искусства, часто употребляют выражение цветовая гамма, а рассуждая о произведениях музыкального искусства - звуковая палитра. Сила звука, тембр перекликаются с насыщенностью цвета, поэтому часто говорят "яркий звук" или "звучный цвет". В музыке, как и в живописи, есть своя палитра оттенков.



[pic] Глава. II. В.Васнецов и его картины

II.1.Биогафия В.Васнецова

Виктор Михайлович Васнецов (1848 — 1926) – русский художник, прославившийся изображениями исторических, фольклорных сцен.Родился Васнецов 15 мая (3 мая по старому стилю) 1848 года в небольшом селе Вятской губернии в семье священника. Образование в биографии Васнецова было получено в Вятской духовной семинарии. А вот художественный стиль Васнецова усовершенствовался во время обучения в школе художеств Петербурга. Завершающим моментом обучения было окончание Академии художеств в 1873 году. Картины Васнецова были впервые представлены на выставке в 1869, еще во время учения. Затем же Васнецов сотрудничал с товариществом передвижных выставок. Через некоторое время в своем творчестве художник перешел к направлению, более близкому к модерну. Основными сюжетами картин Васнецова были сказки, бытовые ситуации, а затем исторические, былинные, религиозные мотивы. « Аленушка » Васнецова, также как «Богатыри», «Иван Царевич на сером волке» являются ярчайшими примерами данного направления в творчестве художника. В 1893 году стал членом Академии художеств, а после 1905 — Союза русского народа. В России функционируют 4 музея, посвященных творчеству этого художника.. Музей Васнецова расположен в Москве, также в Санкт-Петербурге, Кирове, селе Рябово Кировской области. Виктор Васнецов умер 23 Июля 1926 года.



Глава III. Экскурсия в зале Васнецов, слушая музыку его картин



«Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно».

Николай Рыленков.





[pic] 1. Богатыри 

Картину «Богатыри» Васнецов написал в 1898 году. Над этим поистине исконно русским живописным шедевром он трудился около двадцати лет. Три богатыря гордо стоят на холмистой равнине под хмурым пасмурным небом отчизны, в любой момент наши богатыри готовы отразить врага и защищать свою любимую родину матушку Русь.

Если сегодня название этой картины («Три богатыря») состоит и двух слов, то у Васнецова название картины было довольно таки длинным, как и задумывал сам мастер: «Богатыри Алеша Попович Илья Муромец и Добрыня Никитич».Илья Муромец - это русский былинный герой, он самый сильный и мудрый. Слева от Ильи Муромца, на белом коне богатырь Добрыня Никитич, будучи готовым к бою, он грозно вынимает свой тяжелый богатырский меч. Справа от Ильи Муромца на красно золотистом коне восседает Алеша Попович, левой рукой он держит свой меткий лук, от стрелы которого ни один враг еще не увернулся. Характеры богатырей переданы Васнецовым воистину непререкаемо, в них отражено величавое спокойствие, в котором присутствует дух правого дела, пресечь который никому не позволено.

Подбирая музыку к этой картине, выделяю ключевые определения: величавое спокойствие, богатырская сила. Первоначально я выбрала для озвучивания этой картины такие свойства музыки:

Темп: быстрый

Мелодия: гордая

Лад: мажор

Ритм: ритм марша

Тембр: барабан, бас-гитара

Регистр: бас

Динамика: громкая

Интонация: отважная

Как мне первоначально показалось, для этой картины могла бы подойти музыка песни «Богатырская наша сила». Она звучит уверенно, громко. У нее, действительно богатырский характер. Но, слушая внимательно, я поняла, что здесь дело не в совпадении названия. Песня Пахмутовой слишком современная, приподнятая. Пропало величавое спокойствие. И тогда я вспомнила о Богатырской симфонии А.П.Бородина. Включила запись, и совпало! В могучих унисонах начальных тактов возникает образ богатырской  силы. Настойчивые повторы, характерные для эпического сказа, упор на тонику, энергичная «раскачка» сообщают музыке  уверенность и устойчивость. Минор и мажор звучат здесь по – очереди, тревожно.



[pic] 2.Богатырский галоп



 Сюжет картины – изображение былинного русского богатыря в полном боевом облачении, верхом на мощном боевом коне. На полотне запечатлен момент прыжка коня с всадником. Диагональное расположение фигуры крупного вороного коня в прыжке подчеркиваются линиями копья и направлением движения облаков. Чтобы фигура выглядела еще более внушительно, она изображена практически в контражуре, на фоне очень светлого неба. Вороной конь и всадник в богатых доспехах четко вырисовываются на светлом воздушном фоне. Их величину и силу подчеркивает низко расположенный горизонт и миниатюрные деревья вдали. Эта картина – яркое символическое изображение силы и непобедимости русского народа, которое было призвано поднять боевой дух в военное время. Подбирая музыку, я прошла через ошибки, поиск других вариантов:





1 вариант

2 вариант


Мелодия: спокойная, плавная


Не может быть ровной – конь движется скачками


Лад: мажор


Скорее минор, так как настроение тревожное, настороженное


Ритм: равномерный


Ритм синкопированный, нервный


Темп: медленный


Галоп - это очень быстрая скачка, значит, и темп быстрый


Тембр: гитара


Гитара хороша в лирической музыке. И, вообще – это не XX век…


Регистр: баритоновый


Ну, это – правильно!


Динамика: тихая


Не подходит. В моменты волнения , перед боем музыка звучит громко.


Интонация: умиротворенная


Ошибка: богатырь идет в бой.


Для этой картины подходит музыка «Выйду ночью в поле с конем».


Песня слишком известная, современная. Звучит медленно, задумчиво.



С помощью педагога находим подходящую музыку. Во 2 Симфонии Бородина есть энергичное скерцо, первая тема которого стремительно вырывается из глубины басов на фоне повторяемой валторнами октавы, а затем несется вниз, словно «не переводя дыхания». Она сохраняет мужественный характер 1 части, но в ее своеобразном синкопированном ритме слышатся звуки бешеной скачки степных коней по бескрайним просторам.



[pic] 3.Иван-царевич на Сером Волк

Иван царевич на сером волке Васнецов написал это сказочное произведение в 1889 году в Киеве, когда он работал во Владимирском соборе. Сюжетом картины является сказочная тема позаимствованная из народных русских сказок, Иван царевич и Прекрасная Елена спасаются от настигающей их погони на сером волке. Все действие в картине происходит среди сказочно таинственных деревьев великанов на фоне утренней зари. Серый волк большими прыжками несет на своей спине Ивана царевича и Елену Прекрасную по темному дремучему лесу. Наших сказочных персонажей окружает атмосфера печали и тревоги, если их нагонят, то разлука неминуема. Волка Васнецов изобразил в картине сказочно огромным и могучим, он резво перепрыгивает топкое болото с кувшинками. Справа на переднем плане картины на фоне дремучего леса зацвела яблонька, говорящая о начале новой жизни и любви. Сегодня картина Иван царевич на сером волке находится в Третьяковской галерее.

Главное в звучании , по – моему, долен быть темп. Ритм скачки, но не богатырский, а сказочный, другой, чем в предыдущей картине. Мне понравилось сочетание картины с пьесой П.И Чайковского « Февраль» из цикла « Времена года».





[pic] 4. Бог Саваоф

Картина изображает божество христианской веры, которое наделено специфическими силами. Саваоф – одно из имен бога, сокровенный сакральный смысл которого затерялся во времени. Считается, что оно означает «Господь воинств Ангельских», в этом значении это имя несколько раз используется в Библии. Фигура Саваофа окружена сонмами серафимов, херувимов и престолов. Особое строение композиции создает ощущение непрерывного движения по кругу. Размещенная в центре фигура бога поддерживается престолами с крыльями охристого цвета. Пространственную глубину полотну придает фон – это изображение неба в его космической интерпретации. На нем размещены звезды и светила, в том числе планеты – Юпитер и Сатурн. Главная часть полотна – это изображение бога, уставшего, опустившего руки, поддерживаемого с обеих сторон огненными серафимами .На груди у бога Святой дух в виде голубки.
Нимб за головой Саваофа украшен шестиконечной звездой Давида – символом мудрости. Это также можно считать отсылкой к Ветхому завету. Хоть картина на первый взгляд, кажется, простой и понятной, при внимательном рассмотрении можно обнаружить многослойный подтекст, который очень увлекательно расшифровывать. Для такой возвышенной картины и музыка должна быть строгой, сосредоточенной. Выбираю:

Темп: медленный

Мелодия: задумчивая

Лад: мажор

Ритм:  равномерный, спокойный

Тембр: фортепиано или орган

Регистр: от самого низкого до высокого- все во Вселенной подвластно Богу

Динамика: тихая

Интонация: поэтическая, возвышенная

Всему этому соответствует Хоральная прелюдия фа минор И.С.Баха, которую мы слушали на уроке.

[pic] 5.Сирин и Алконост

Сирин и Алконост – два неразлучных символа, пара противоположностей. Горе и радость, несчастье и счастье, черное и белое... На картине Васнецова эти мифические девы-птицы похожи, как двойники, и, одновременно с этим, совершенно разные. Сирин – черная вестница печали, тоски по утерянному раю. Алконост – светлый вестник радости и наслаждений. Согласно славянским поверьям, обе птицы прилетают в сад накануне яблочного Спаса. Сирин оплакивает уходящее лето, Алконост наделяет плоды магическими, лечебными свойствами. Васнецов создает удивительно яркие и красочные образы мифических райских птиц. Сирин завершает старое, Алконост – начинает новое. Ветки, на которых сидят девы-птицы, растут из одного дерева на одном уровне, однако по разные стороны от ствола. Слева, а эта сторона у славян всегда была «дурной», но связанной с сердцем, расположилось воплощение печали и увядания. Справа, с хорошей стороны, воплощение надежды, радости и наслаждения. Светлую птицу освещает солнце, темная, напротив, укрывается от наступающей зари. Сирин весь обращен в прошлое, Алконост весь в будущем. Обе девы-птицы едины и неделимы - вечные спутники жизни каждого человека, способные умерить слишком сильную радость, облегчить неподъемное горе. Великая гармония жизни.

В поиске музыки к этой картине определяющим свойством стало наличие контраста. Темп: от медленного - к быстрому. Мелодия: имеет два контрастных мотива. Лад: мажоро - минорный. Ритм: быстро – медленно. Тембр: арфа. Регистр: высокий. Динамика: громко – тихо. Интонация: весело – грустно. Очень трудно для меня было искать примеры мажоро – минора. С помощью педагога мы остановились на пьесе французского композитора К.Дебюсси «Лунный свет».

[pic] 6.Гамаюн

Сказочный персонаж – Гамаюн, птица вещая – пришел в творчество Васнецова из древних славянских легенд. Она считалась птицей Велеса, одного из богов пантеона славянских народов. Гамаюн все знает и может предсказывать будущее, но эта тайна откроется только посвященным. Композиция картины подчеркнуто декоративна и изысканна. На тонкой, изящно изогнутой ветви дерева сидит фантастическая птица с женским лицом редкой красоты. Она предвещает бурю, первые порывы которой уже развивают ее роскошное оперение. Утонченно прорисованный силуэт птицы перекликается с причудливыми извивами ветвей дерева. Все вместе это придает динамичности статичному изображению – зрителю кажется, что с картины веет ветром и явственно слышен шелест перьев легендарного существа.

Музыка должна, по – моему, быть такая: темп: быстрый. Мелодия: взволнованная . Лад: минор. Ритм: тревожный, неровный. Тембр: контральто. Регистр: фортепиано и скрипка. Динамика: громкая. Интонация: изысканная, волшебная.

В описании картины я нашла самое главное: музыка к ней должна быть очень красивой, женственной и изысканной. Среди тех произведений, которые я знаю, эти качества есть у музыки Царевны – Лебедь из оперы Н.Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» и во вступлении к арии Индийского гостя из его же оперы « Садко». Второй вариант мне нравится больше.

[pic] 7. Снегурочка

Изначально картина Васнецова Снегурочка даже не планировалась автором. Но в 1881, Савва Мамонтов решает поставить пьесу Островского «Снегурочка», и предлагает Васнецову заняться декорациями. В 1885 году творцу выпал шанс повторить опыт работы с образом ледяной красавицы, которым он и воспользовался, занявшись оформлением оперы Римского-Корсакова. Времени на работу ушло немало, а готовая картина увидела мир только в 1899 году. Образ Снегурочки, исполненный Васнецовым, публика приняла очень тепло. По словам современников, если кто-то и может создать Снегурочку, идеально подходящую нашему зрителю – это Васнецов. Деву называли идеалом красоты, образцом русской женщины, прекрасным сочетанием земного с небесным. Картина навевает какую-то тревогу, переживание за одинокую, беззащитную девушку. И надежду на то, что Снегурочка все-таки дойдет до своей цели. Вопреки всему. Сейчас картина Васнецова «Снегурочка» находится в Третьяковской галерее.

Музыку ищу такую: Темп: быстрый. Мелодия: лёгкая. Лад: мажорный. Ритм: возможно, танцевальный. Тембр: сопрано. Регистр: высокий. Динамика: умеренная. Интонация: спокойная, холодная. Лучше всего подходит Ария Снегурочки из оперы Н. Римского –Корсакова.

[pic] 8.Алёнушка

Картина Васнецова «Аленушка», навеяна лирически сказочным образом, по всем известной русской сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». В те времена много сказок было сочинено народом и написано различными русскими писателями Образ этой простой русской девушки с несколько печально тоскливым взглядом, побудило Васнецова к созданию картины. Сестрица Аленушка уставшая от поисков потерявшегося братца Иванушки, она в сиротливой позе сидит на большом камне, грустно облокотившись, наклонивши голову на колено у мрачного пруда, в дремучем хвойном лесу. В картине ни один фрагмент не отвлекает зрителя от главного, в то же время каждая деталь картины это материал для задумчивых размышлений. Сегодня это произведение можно увидеть в Третьяковке в Москве.

Слушая картину, слышу: Темп: медленный. Мелодия: задумчивая. Лад: минорный. Ритм: ровный. Тембр: флейта или пение. Регистр: высокий. Динамика: тихая. Интонация: печальная. В результате поиска останавливаюсь на Прелюдии си минор А. Лядова.

[pic] 9.Царевна-Лягушка

Картина является иллюстрацией к тому моменту сказки, когда переставшая быть лягушкой прекрасная царевна танцует на празднике. Изображен именно тот момент, когда во время танцев из остатков еды и костей птицы в своих рукавах Царевна-Лягушка создала чудесное озеро и белоснежных лебедей на нем.
Царевна одета в нарядное русское платье из богатого цветастого материала с очень длинными разрезными рукавами, под которым находится белоснежная рубашка с пышными рукавами. Ее волосы по-девичьи заплетены в две длинные толстые русые косы и украшены эффектным головным убором – низким кокошником с россыпью разноцветных драгоценных камней. События на картине происходят в богато украшенных царских палатах с нарядно расписанными стенами и роскошным цветным ковром на полу. Царевна танцует, словно доказывает всем, что она, действительно, лучшая. От картины веет праздничной, волшебной атмосферой, она поражает своей красочностью и нарядностью. Утонченность деталей и элегантная прорисовка образов подчеркивает красоты сказки и древних русских обычаев. У музыки к этой картине должны быть, как мне кажется:

Темп: «с выходом»- сначала медленный, затем ускоряется

Мелодия: задумчивая

Лад: минор

Ритм: плавный, танцевальный

Тембр: оркестр русских народных инструментов

Регистр: средний

Динамика: тихая

Интонация: изящная, утонченная.

Предлагаю русскую песню «Утушка луговая » в исполнении оркестра народных инструментов.

[pic] 10. Гусляры

В картинах Васнецова проникновенно и правдиво воплощена самобытность и неповторимость отечественной культуры, а также то, что называют «русским духом». Одной из таких картин считается «Гусляры», написаная в 1899 году.

Прежде чем рассматривать композиционное и образное построение холста, следует вспомнить о роли такого музыкального инструмента как гусли в русском фольклоре, мировосприятии и культуре. На гуслях играли многие герои эпоса Руси: Садко, Алеша Попович, Добрыня Никитич, а также предполагаемый автор «Слова о полку Игоревем» Баян. Гусли, которые изобразил Васнецов, состоят из трех рядов струн, что очень символично. Первый строй называют новгородским, а, как известно, это родина былин и исторических песен, которые не зря считают самыми героическими, величественными и активными среди всех произведений Древней Руси. Второй ряд – это мотивы псалмов из Иерусалима, что являются символом духовности, блага и внутреннего равновесия человека. Третий строй гуслей относят к скоморошьей культуре, родом из неведомого Лукоморья – места веселья, плясок и задорных частушек. Это простонародное течение, самое близкое по духу славянской нации, корни которого кроются в языческих обрядах и традициях.

Гусляры на Руси всегда были почетными гостями в каждом селе, богатом или бедном доме и о них сложено немало легенд. Интересно, что так же относились к игрокам на арфе из древней Ирландии, которым приписывались особые способности, напрямую зависящие от мастерства игрока. Существовала легенда, что струны гуслей (арфы или лиры), настроенные особым образом, могут управлять человеческими чувствами и даже гипнотизировать «непосвященных». Чаще всего они вызывали смех, слезы и сон. Богатырь Чурила из былин, к примеру, усыпил при помощи гуслей княжескую чету, а Добрыня Никитич, еще один богатырь, нагнал на супостата уныние.

Автор картины «Гусляры», которая изображает игроков на этом музыкальном инструменте, словно создает машину времени, перенося зрителей в Древнюю Русь. Вы словно оказываетесь внутри большой деревянной избы, подпертой толстыми бревнами-балками и полами из неотесанных досок. Грубо вырубленная оконная арка, через которую виднеется лилово-синее небо с белыми облаками, становится фоном для сидящих на широкой лавке певцов .Одеты они в традиционный русский кафтан, причем не цветной, а белый, с узорами на воротниках и рукавах. Одежду такого цвета в то время носили или князья, или странствующие монахи из мещанского сословия, что дает Васнецову возможность изобразить на полотне именно странников.

Еще одна исконно русская черта этой картины – обувь, красные сапоги из сафьяна. Этот цвет издавна почитался на Руси, считался поначалу уделом богатых бояр и князей, а вот позже стал символизировать удачу, красоту и преданность. То же самое вы можете увидеть у гусляров – надежду на то, что их примут в любом доме и преданность своему делу. Не обошел вниманием художник и такую деталь, как прическу «под горшок», которая была довольно проста в исполнении и не давала волосам мешать игре на гуслях, а еще – считалась истоком жизненной силы.

На полотне представлены трое игроков на струнном инструменте, грустно поющих песнь о истории русских земель, о жизненных перипетиях и природе окружающего мира. Эти гусляры словно отражают прошлое, настоящее и будущее, взаимосвязь трех поколений, ведь Васнецов изобразил совсем молодого певца с левой стороны, посередине – седого старца, а справа – мужчину средних лет. Русоволосый юноша, или «отрок» пышет молодостью. Его розовые щеки олицетворяют усердие и переживание, а рот открыт – юноша исполняет грустную песнь. Но этот человек слеп. Такой физический недостаток можно рассматривать в двух аспектах: как символ слепой молодости, когда внимание сосредоточенно только на собственных проблемах, и как вера древних славян в мистическую силу «юродивых».Длиннобородый и седовласый старец, сидящий посередине, так же является образом-символом. Именно в старости о человеке начинают заботиться и переживать о нем, именно этот возраст означает мудрость, к которой прислушиваются другие люди. Персонаж картины Васнецова напоминает могущественного волшебника из башни за окном, что истинная правда – его голос несет в себе магию. Слева находится зрелый гусляр, темноволосый и загорелый, с худощавым лицом, так много успевший в жизни увидеть. Он уже пережил юношеские заблуждения, но этому человеку еще далеко до седины. Этот образ выражает самые сильные переживания на картине, поскольку его лицо – просто кладезь эмоций и сильных чувств, а рука, оторванная от струн, раскинутая в широком жесте, словно выражает неспешность песни и ее величавость.

«Гусляры», может быть, самая музыкальная картина Васнецова. В ней он пытался преодолеть естественную ограниченность станковой живописи, саму суть живописи, которая не что иное, как «Остановись, мгновение!». Не нарисовав ни одного плясуна, Васнецов передал пляску, не имея возможности изобразить звук, он все-таки внушил нам его заразительную стремительность. Музыка этой картины будет, конечно звучать в сопровождении гуслей. И самая подходящая, по – моему, – это Песня Садко «Заиграйте, мои гусельки». Она звучит мажорно, плясовая, удалая по характеру.

Выводы

Рассмотрев несколько примеров картин одного и того же художника, я поняла , что нельзя было бы озвучить их одной и той же мелодией. У каждой из них разные свойства, характер, темп. Работая над проектом, я поняла, что и в музыке, и в живописи, нет случайных средств выразительности. Каждый прием в произведении связан с замыслом автора. В результате привожу итоговую таблицу, из которой видно, что в большинстве ---это произведения русских композиторов, современников В.Васнецова, что, наверное, тоже не случайно.

1.Богатыри


Суровая сила, тревога, ожидание

А.Бородин «Симфония № 2. Богатырская» 1 часть

 2.Богатырский галоп


Стремительная скачка, богатырская удаль

А.Бородин «Симфония № 2. Богатырская» 2 часть или М.Глинка .Увертюра к опере «Руслан и Людмила»

3. Гамаюн



Восточная, таинственная

Н. Римский – Корсаков «Садко». Ария индийского гостя или Ария Царевны – Лебедь.

4. Иван-царевич на Сером Волке


Ритм скачки, но не богатырский, а сказочный


П.Чайковский «Февраль»

5. Бог Саваоф


Возвышенная, космическая

И.Бах. Хоральная прелюдия фа минор

6.Сирин и Алконост


Старинная, волшебная

А. Лядов «Волшебное озеро» или А.Бородин. Пролог к опере «Князь Игорь»

7.Снегурочка


Легкая, холодная, нежная

Н. Римский – Корсаков «Снегурочка». Ария Снегурочки

8.Алёнушка


Печальная, очень медленная

Русская народная песня «У зари то, у зореньки» или А. Лядов. Прелюдия си минор

9.Царевна-Лягушка


Плясовая, но очень красивая

Русские народные песни «А.я по лугу» или «Круглолица, белолица»

10.Гусляры

Обязательно - гусли, неторопливо…

Наигрыш на гуслях или Песня Садко «Заигайте, мои гусельки»











Результат работы

Целю работы было изучение связи музыки и живописи на примере 10 картин В.Васнецова, создание обобщения в виде исследовательской работы и видео фрагментов к ней . Цель достигнута.





Литература

  • Бахревский В. А.  [link]