Тема урока: «Колокольные голоса России»
Тип урока: вводный в тему
Форма урока: интегрированный урок
Ведущий метод: проблемно-поисковый
Цель: раскрыть значимость колокольных звонов в истории и культуре русского народа
Задачи:
Образовательные:
сформировать первоначальные знания о колоколах и истории их возникновения на Руси
познакомить с особенностями звукоизвлечения и разнообразием колокольных звонов
установить присутствие «колокольной тематики» в литературе, живописи и музыке, обратить внимание на элементы выразительности, присущие той или иной области искусства
сформировать собственный слушательский опыт и личное мнение об услышанных колокольных звонах в главной и сопровождающей роли
закрепить полученные знания и подготовить к подробному разговору о колокольных звонах в композиторской музыке
Воспитательные:
способствовать патриотическому воспитанию ребёнка
воспитывать бережное отношение к русским традициям и исторически сложившемуся уважению русского народа, почитающего колокол, как символ русской земли
формировать эмоционально-нравственное отношение к произведениям искусства
пробуждать интерес к историческому прошлому и культурному наследию своей Родины
Развивающие:
развитие психических процессов, творческого мышления, культуры общения, культуры слушания, чувства ритма, вокально-хоровых навыков.
Развитие вокально-хоровых, аналитических, импровизационных, слушательских навыков на основе музыкально-художественных образов.
Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, применять полученные ЗУН в ситуации интеграции изучаемой темы с созвучными в других предметных областях, переносить полученные выводы в повседневную жизнь.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация к уроку, буклеты.
Ход урока.
Слайд 1
Организационный момент
Учитель (на фоне музыки читает отрывок из стихотворения ):
Давно известно: на Руси
Звук колокола свят и светел.
Он всей земле благовестит,
Летя по небу, словно ветер.
Звени же, "Колокол", звени!
Ты вестник счастья наших судеб!
И зажигай в сердцах огни,
Неся тепло и радость людям!
I. Введение
Учитель:
Наши предки, как и мы с вами, слышали их голоса. Издревле о них слагались легенды и песни. Издавна считалось, что они «глохнут», т.е. не звучат, если отливали их люди злые и нечестные. А ещё известны случаи, когда они начинали звучать сами по себе, предупреждая людей об опасности. Наукой многократно доказано, что они способны лечить и возвращать душевный покой.
- Вы уже, конечно, догадались, что сегодня на уроке мы будем говорить о колоколах? (о колоколах)
Слушайте!
Слайд 2
Звучит Красный звон звонницы Спаса-Евфимиевского монастыря (г.Суздаль)
II. Новый материал
Тема сегодняшнего урока – «Колокола любви и веры». Честь и хвала древним летописцам и историкам, которые смогли сохранить для нас не только легенды, но и достоверные сведения о происхождении колоколов! С принятием христианства на Русь пришли колокола и сразу стали символом державы и мощи духа русского человека.
Колокол – это ударный музыкальный инструмент. А вы знаете, для чего нужны были колокола на Руси?
Слайд 3.1
Не сразу придумали колокол. Несколько веков люди ударяли вот в такое приспособление из железа или дерева – било (от слова «бить»). Звук этого сигнального инструмента первоначально служил для оповещения жителей о происходящем событии, например о нападении врагов или пожаре.
Первые колокола появились далеко от России: по одним сведениям это произошло в Китае в XII – III веках до н.э., по другим – в Италии, в провинции Кампаньи в IV веке н.э., когда епископу Ноланскому Павлину однажды приснился сон – ангел с чудесно звенящими полевыми колокольчиками. И ведь верно, форма колокола и форма цветка колокольчика очень похожи. Удивительно, но первые колокола изготавливались не из колокольной меди, а из дерева, камня и даже стекла. И назывались они иначе – кампаны (по названию местности Кампанья в Италии, где их изготавливали).
Так откуда же взялось слово «колокол»? Первые летописные упоминания о колоколах на Руси датированы 988 г. Это время зарождения христианства. Слово «колокол» образовалось от старинного русского слова «коло», что означает «круг», «чаша». И действительно, форма колокола не что иное, как опрокинутая чаша, из которой изливаются звуки. Только в одной стране мира - России - живёт колокольная музыка. Колокола были и есть в разных странах, но только на Руси колокольный звон стал национальным искусством, вошёл в музыку, отразился в литературе, в живописи.
Слайд 3.2
Сегодня колокололитейные заводы есть в нескольких крупных городах России. Но раньше таких возможностей не было, и мастера-литейщики справлялись с трудным делом так:
1. Вырывалась яма, в которой особым образом готовилось дно (площадка из глины или кирпича
должна была быть идеально ровной).
2. Из глины готовилась форма с пустотой внутри, а по краям ямы строились несколько печей для
плавки металла.
3. В форму по нескольким каналам заливали расплавленную колокольную медь (смесь бронзы и
олова). Для особой красоты звука к смеси могли добавлять и серебро.
4. Яму накрывали и ждали, когда металл постепенно остынет.
5. Затем форму освобождали от земли, разбивали глиняный кожух, а колокол извлекали и несли к
священнику для благословения.
Слайд 4,5,6
К колоколам на Руси всегда было особое отношение: литьё их считалось делом богоугодным и очень уважаемым. Но известны случаи, когда колокола серьёзно «наказывали»: отправляли в ссылку, избивали розгами или даже уничтожали. Например, Новгородский вечевой колокол был «арестован» за содействие бунтарям по приказу Ивана Грозного. Колокол сняли и повезли в Москву, чтобы тот «покорился» и звучал в лад с московскими колоколами. С этого момента начались две легенды. По одной из них колокол недалеко от Новгорода «перевернул» сани, на которых его везли, и упал в овраг, после чего его было приказано разбить на мелкие кусочки. Но люди, якобы, собрали осколки и отлили знаменитые валдайские колокольчики, которые звенят под дугой в упряжи лошади. В народе говорили, что в день, когда все колокольчики соберутся вместе, оживёт и вечевой колокол. По второй легенде Новгородский колокол благополучно довезли до Москвы, где его перелили в набатный колокол и целых двести лет он находился на главной звоннице, пока однажды не напугал своим басом царя Фёдора Алексеевича, за что был «сослан» в монастырь г.Архангельска.
Слайд 7
Как вы думаете, от чего зависит звучание колокола? (от сплава металлов, от размера и силы удара) Я бы ещё добавила к этому списку толщину стенок колокола. Вот как описывается звучание колоколов в «Притче о двух колоколах» Ольги Безымянной:
Слайд 8
На сторожевой башне было два колокола. Один огромный, тяжелый, массивный, с толстыми чугунными стенками и большим, почти круглым, чугунным языком. Другой был намного меньше. И медные стенки его были тоньше, и медный язычок изящнее. И звонили оба колокола по-разному: большой издавал сильный, глухой, тяжелый звук, который тревожным эхом отдавался далеко от башни; маленький звучал, словно заливался, то смехом, то плачем, и слышно его было не так далеко, но те, кому доводилось слышать этот звук, словно очищались: были то слезы или смех, но всегда что-то слетало с души, освобождая ее от невидимой тяжести…
Потому не удивительно, что в зависимости от звучания и особых примет, колоколам давали имена-прозвища, а в церквях им присваивали особые чины (чин – предназначение).
Слайд 9.1
В православном храме колокола делятся на три вида: самые большие – благовестники, средние, малые. Каждый из этих колоколов звонил в определённых случаях, в определённой последовательности, а люди, слыша эти звоны, понимали, о чём они вещают.
Слайд 9.2
Сначала о самых больших колоколах:
Благовестники – праздничные колокола, несущие благие вести. Среди остальных они самые
большие.
Воскресные колокола – чуть меньше и немного легче, чем благовестники. Звонили в них по
воскресеньям и великим праздникам.
Постные колокола – в них звонили во время православного поста.
Полиелейные – звучали в дни полиелейного Богослужения
Будничные колокола – звонили в простые, не праздничные дни
Часовые колокола – «отбивали» часы, отмеряя время.
Средние колокола использовались для украшения основного звона. Регистр их звучания выше,
чем у «басовых» колоколов-благовестников.
К малым колоколам относятся зазвонные и подзвонные. Без них высоких заливистых голосов
колокольная музыка была бы лишена особой красочности.
Слайд 9.3
Колокольные звоны во все времена были особым языком, способным передать на большие расстояния важную информацию.
Благовест – особенно торжественный праздничный колокольный звон, при котором ритмично
ударяют в один самый большой колокол.
Трезвон – один из праздничных звонов, при котором ударяют в разные колокола
одновременно в 3 приёма с паузами.
Перезвон – удары в разные колокола поочерёдно, обычно от большого колокола к малым. Этот
звон сопровождает церковную службу и может быть не только светлым, но и
скорбным.
Набат – сигнальный, тревожный звон в один колокол или било, отличающийся от обычных
колоколов более пронзительным звучанием. Слыша его, люди понимали, что нужно
отложить все дела и объединиться для принятия решения или срочной помощи, будь то
пожар или замеченные поблизости враги. Интересно, как передавался этот звон:
начинался набат в районе несчастья, его подхватывали соседние церкви, за теми –
соседние к ним.
Погребальный звон – скорбный звон от малых колоколов к большим в память об умершем
человеке.
Как вы думаете, что символизировал этот звон? (жизнь человека от детства до взросления).
В самом конце ударяли сразу во все колокола. Это момент прощения и прощания.
Слайд 10
Части тела колокола называли, так же как у человека: уши, язык, туло
Вы все хотя бы раз звонили в колокольчик, потому помните, что внутри его «чаши» находится так называемый «язык», который ударяет о его стенки.
- Вспомните движение вашей руки и назовите первый способ управления колоколами (раскачивать колокол).
Верно. Европейские колокола до сих пор управляются таким способом, т.е. их раскачивают. Но таким способом можно управлять лишь небольшими колоколами. Россия же славится умением изготавливать очень большие колокола, которые просто так не раскачаешь.
И тогда звонари стали раскачивать не сам колокол, а… (его язык).
Как вы думаете, почему? (язык значительно легче, чем сам колокол)
Слайд 11
Но на Руси научились отливать такие огромные колокола, язык которых один человек сдвинуть с места не в силах, потому на колокольнях и был придуман особый механизм – педали, наступая на которые при помощи веса своего тела звонари могли раскачать язык и такой громадины.
На уроках истории вы, наверняка, уже знакомились с Царь-колоколом, потому его история должна быть вам известна, но давайте послушаем её ещё раз:
Слайды 12,13,14
В 1654 г. Царь-колокол был отлит по приказу царя Алексея Михайловича. Весил он тогда 130 т и был действующим около пятидесяти лет, но в 1704 г. во время пожара был повреждён.
В 1733 г. было принято решение о том, чтобы перелить колокол. За дело берутся отец и сын Моторины - русские мастера-литейщики. По приказу императрицы Анны Иоановны в новый колокол будет добавлен материал, отчего его вес увеличится до 200 т. После того как колокол остыл, с него сняли кожух, и в литейную яму спустились чеканщики. Они прорабатывали рисунки на поверхности колокола, так как после литья изображения получаются недостаточно четкими. Эта работа заняла полтора года и не была закончена в связи с пожаром в мае 1737 г. Москвичи, тушившие пожар, поливали колокол водой, опасаясь, что он расплавится. Но от неравномерного охлаждения колокол треснул во многих местах, а одна трещина оказалась роковой: кусок его чаши попросту отломился. Повреждения колокола были настолько серьезны, что работы по отделке его украшений прекратили, и он около 100 лет пролежал в литейной яме. Только в 1836 г. его оттуда подняли и установили на постаменте у колокольни "Ивана Великого".
Слайд 15
Колокола в храме находятся на колокольне либо в специально построенной звоннице. Со времён Киевской Руси хранят древние храмы тайны, не подвластные времени. Колокольные звоны Киево-Печерской лавры – огромного музея историко-культурного заповедника под открытым небом. Это один из первых по времени основания монастырей Руси. Слушайте и вы голос времени…
Слайд 16
Звучит Колокольный звон Киево-Печерской лавры
Я не буду задавать вам вопросов. Скажите мне сейчас то, что вам хочется сказать…
(высказывания ребят)
Вот так, как вы сейчас, услышав колокольные звоны, вдруг начинали говорить в своих произведениях поэты, писатели, композиторы и художники. Давайте послушаем строки написанные нашим современником под впечатлением колокольного звона:
Слайд 17
Когда ты слышишь звон колоколов,
Душа вдруг замирает бесконечно
И в этот миг о тяжести оков
Не думаешь, а думаешь о Вечном.
По капельке вливается в тебя
Душевная живительная влага
И хочется обнять весь мир, любя,
И раствориться в нем, другим во благо.
А сердце, окрыленное мечтой,
Вновь видит твою главную дорогу.
Знакомые слова молитвы той,
Наполненной любовью к людям, богу…
Человек, колокола, душа, Вечность, храм, молитва… Разве может существовать одно без другого? А как вы понимаете слово «молитва»? (просьба, обращение к Богу)
Слайд 18
А может ли быть молитва в камне, в красках, в звуке? (беседа с последующим восстановлением цепочки при помощи триггеров)
В народе говорили, что если икона — это молитва в красках, храм — молитва в камне, то колокол — это молитва в звуке, икона звучащая.
Так говорили в народе. Колокольные звоны ещё называют «звучащей иконой». Очень меткое определение!
Через ощущения разных людей, описавших колокола в музыке, литературе и живописи, мы учимся слышать их по-своему. И эти произведения, так же, как и сами колокола, таят в себе удивительные, порой неожиданные открытия.
Люди во многих странах мира воспринимают колокола, как часть своей Родины, но отзываются звоны у нас в душе очень схоже. Вот вам пример:
Эдгар Аллан По – известный американский писатель XIX века. Его поэма «Колокола и колокольчики» уже давно переведена на русский язык. Читаешь, и хочется усомниться: а действительно ли автор – не русский человек? Послушайте, как он описывает разные колокольные звоны:
Слайд 18 (триггер «Литература»)
Звон свадебный -
"согласье золотых колоколов»…
Звон набатный -
"что разорванные звоны, неспособные звучать…
могут только биться, и кричать, кричать, кричать!»
Звон похоронный -
"рыдает медно-стонущий прибой!"
"точно стон, скорбный, гневный и плачевный…",
"гулкий колокол рыдает, стонет в воздухе немом…".
Так же, будто о человеке, рассказывает о колоколах русский поэт Дмитрий Кедрин:
В тот колокол, что звал народ на вече,
Вися на башне у кривых перил,
Попал снаряд, летевший издалече,
И колокол, сердясь, заговорил.
Услышав этот голос недовольный,
Бас, потрясавший гулкое нутро,
В могиле вздрогнул мастер колокольный,
Смешавший в тигле медь и серебро…
Слайд 19 (живопись и музыка)
И ещё два необычных воплощения. Посмотрите на картину И.Левитана. «Вечерний звон» - так назвал своё творение художник.
Озвучьте самый очевидный ответ на вопрос: «Почему картина носит «музыкальное» название?» (Мы видим на ней церкви, и время, судя по всему, вечерней службы; наверное, художник слышал колокола, когда рисовал свою картину).
Всё верно, но в этой картине есть секрет. О нём чуть позже. А теперь обратите внимание на музыкальное произведение – песню, написанную на народную музыку и стихи И.Козлова. Как она называется? (так же, как и картина, – «Вечерний звон»)
Эти произведения не появились на свет благодаря друг другу, но если провести эксперимент и совместить два «Вечерних звона», то можно найти много интересных совпадений. Попробуйте!
Художник красками, а хор голосами смогли прекрасно выразить одно и то же явление, каждый своими средствами. Прежде, чем мы послушаем этот хор, я хочу вам зачитать одни стоки, которые сказал один человек об этой песне:
"... Слушаешь и комок подступает к горлу. Грустно, но нет в душе безысходности. Не опускаются руки. Песня напоминает о том, что все мы смертны, и одновременно пробуждает в душе лучшие чувства. Любовь к краю родному, к отчему дому. Слова будят воспоминания о людях, которые были рядом с тобой, когда-то полные сил и энергии, веселые, молодые. Теперь не слышен им вечерний звон, но мы помним о них, вспоминаем только лучшее - так уж принято на Руси". (В.Осипов)
Давайте послушаем эту песню и окунемся в ее прекрасную атмосферу.
Слайд 19.2 – 19.3
Звучит фрагмент песни «Вечерний звон» сл. И.Козлова, муз. народная
(исполняет трио «Реликт»)
Есть ли что-то удивительное в исполнении песни?
(да, голоса изображают звучание колоколов)
В какой момент это происходило?
(в начале и в конце фрагмента)
Обратили ли вы внимание на моё «видеодополнение» к вступлению песни?
(да, на слайде появлялись колокола)
Одинаковые?
(разные по размеру)
Почему я не взяла одинаковые изображения? (у каждого свой голос, а певцы старались изобразить звучание разных колоколов – и больших, и маленьких)
Но только ли из изображения колокольного звона состояла песня? (нет, ещё пели слова, как в обычной песне)
Кто и какие голоса исполняли эту песню?
(Солист и хор, мужские голоса)
А участвовали ли в исполнении музыкальные инструменты?
(нет, только голоса)
Как называется пение без сопровождения инструментов?
(а капелла)
Что же выступало в роли сопровождения, аккомпанемента для мелодии?
(изображение колокольного звона)
Верно. А теперь рассмотрим картину. Можно ли её назвать музыкальной? Ответ на этот вопрос уже звучал, но только ли церковь на том берегу реки – источник колокольного звона?
Слайд 19.4 (линии - контуры)
Посмотрите, сколько разных линий. Я выделила лишь несколько самых явных: река и берега, отражения, контуры леса и храма на фоне неба... А какие это линии? (плавные, извилистые)
Как вы думаете, можно было бы спеть эти линии, если разместить их на нотном стане? (да, получится мелодия).
Как вы думаете, подходят ли слова, которые я вам зачитала до слушания, к этой песне? Если да - то почему? Если нет - то так же - почему? (подходят, потому, что песня грустная, широкая, распевная, заставляет задуматься, но не мрачная и траурная.)
Слайд 19.5 (удаляем лишнее)
Значит, музыка в этой картине есть! Линиями «испещрено» всё пространство вокруг маленькой церквушки. Как круги на воде после брошенного камешка. Жаль, что мы не можем заглянуть за границу нарисованного, но даже сейчас видно, какие просторы охвачены вечерним колокольным звоном!
А теперь даю задание вам: посмотрите на то, как распределены на картине цвета: у каждого оттенка своё место и достаточно яркая граница, отделяющая краски одна от другой. Не заметите ли вы здесь звучания колоколов? (беседа по слайду)
Слайд 19.6 (выделение пяти областей цвета)
И.Левитан назвал свою картину «Вечерний звон», конечно же, не случайно. Самое простое предположение о происхождении картины: «Жил-был художник, который приходил вот на это место и рисовал под звон колоколов свою картину…» А, может быть, всё было наоборот? Прислушался однажды художник к колоколам, и превратилась линия на холсте в реку-мелодию: слева торжественный благовестник, правее воскресные колокола, чуть дальше будничные, а маленькие подзвонные колокольчики – это небо и солнце... Чем не финальная часть нашего фрагмента песни «Вечерний звон»! Но главная общая черта этих двух произведений в их содержании. О чем говорили художник и музыкант? (о любви к Родине)
Молодцы!
III. Актуализация знаний
Для того, чтобы подвести итог первой части нашей беседы о колоколах и колокольных звонах, давайте проведём небольшую экспресс-викторину.
Слайды 20 – 27 (см. комментарии к слайдам)
Представить колокольные звоны без России невозможно. О ее красоте слагают стихи, сочиняют песни. Одну из них мы сегодня с вами начнем учить. Называется она «Малиновый звон». Слова этой песни написал Анастолий Поперечный, а музыку – Александр Морозов. Надеюсь, что она откроет вам целый мир новых ощущений. Запомните их!
Слушание песни «Малиновый звон»
Слайды 21
Разучивание песни.
Слайды 22
IV. Домашнее задание:
Следующая наша тема будет посвящена колокольным звонам в композиторской музыке, а это значит, что колоколам предстоит звучать в концертном зале вместе с другими музыкальными инструментами. К следующему уроку нужно найти ответ на единственный вопрос: как на маленькой сцене уместить целую колокольню?
V. Оценки за урок.
Использованные материалы:
[link]