- Добрый день, ребята. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним и поприветствуйте.
- Садитесь. Начнем наш урок.
- Сейчас прозвучит знакомое произведение. Вспомните название и автора.
А.Пахмутова «Звездопад»
- Вы обратили внимание, что песня звучала без текста?
- Какой инструмент ярко слышно в аккомпанемент?
Самый низкий струнный - виолончель
- Как вы думаете, почему композитор поручил сопровождение самому низкому струнному инструменту?
- Какой образ помогает создать тембр этого инструмента?
Романтики, сумрака, ночи, покоя
- Ребята, а вы помните, где родилась эта песня?
Пионерский лагерь «Орленок»
- Когда исполняли эту песню?
Перед сном, вечером, после заката солнца
Представьте такую картину: с одной стороны почти недвижимое море, с другой- вдалеке смутные очертания засыпающих гор; по берегу – подсвеченные лунным светом очертания легких корпусов. Полный покой. Лишь под тихие звуки баяна разносятся голоса ребят…
«Орлята» поют «Звездопад» перед сном, когда уже стемнеет. Они становятся вкруг, кладут руки на плечи друг другу и чуть покачиваются, как тихие, почти неслышные волны вечернего морского прибоя.
Мы узнали, что этой песней завершается каждый день в лагере «Орленок». Из вас никому не довелось побывать в этом лагере, но многие были в других лагерях. И, наверное, в каждом лагере есть своя вечерняя песня.
И вот исполнением какой-либо вечерней песни, быть может, и закончился в лагере тот мирный спокойный вечер – 21 июня 1941 года.
В ту теплую ночь окна спален лагеря были раскрыты. Было видно, как спали дети. Ровное дыхание детей чуть слышно (будто шелест моря). В ту ночь был полный штиль. Дети посапывали чуть-чуть, и дежурный, проходя мимо спален, слышал их, потому что вокруг было такое безмолвие и спокойствие, какое возможно только в предутреннее мгновение.
Оглядев спальни, дежурный сказал: «Спят!». «Спят!»,- повторил он и добавил: «Все хорошо. Пойду к морю. Сегодня новая смена пойдет купаться».
Но новая смена купаться не пошла. В море уже была кровь защитников Севастополя, который фашисты бомбили с первых минут войны
Тема 7 симфонии (середина 1 минута)
Опера, балет, симфония, концерт?
- Почему это не может быть опера?
- Почему не концерт?
Вы правильно поняли содержание этой музыки.
Это образ зла, вражеского нашествия. Это движется война. Нечеловеческая тупая сила разрушения, ворвавшаяся в мир покоя.
- Ребята, а слышали ли вы эту музыку раньше?
Это Симфония № 7 «ЛЕНИНГРАДСКАЯ»
А написал ее Дмитрий Дмитриевич Шостакович.
22 июня 1941 года Шостакович принимал государственные экзамены в консерватории и по радио услышал сообщение о начале войны. С первых дней войны все помыслы Шостаковича были направлены к одной цели: сделать все, что в его силах для победы над врагом. И вот, в блокадном Ленинграде, обогревая дыханием озябшие руки он пишет «Седьмую симфонию»
В те дни композитор жил в здании консерватории на казарменном положении. Вместе со всеми он копал противотанковые рвы, а по ночам дежурил на крышах домов. Свою симфонию Шостакович писал урывками, в страшном напряжении, но работа двигалась быстро.
17 сентября 1941 года Шостакович выступил по радио. Он говорил слегка торопясь, напряженно и взволнованно:
«Я говорю с вами из Ленинграда в то время, как у самых ворот его идут жестокие бои. Сегодня я закончил две первые части своей симфонии. Если это сочинение мне удастся написать хорошо, удастся закончить 3 и 4 части, то тогда можно будет назвать его Седьмой симфонией»
Симфония была закончена в начале зимы 1941 года. На титульном листе партитуры Шостакович сделал надпись:
«ПОСВЯЩАЕТСЯ ГОРОДУ ЛЕНИНГРАДУ»
Премьера симфонии состоялась в городе Куйбышев (ныне Самара), куда был эвакуирован Шостакович с семьей. Здесь же он дописал и финал симфонии. Премьера состоялась 5 марта 1942 года в исполнении Большого симфонического оркестра.
Дирижировал Самуил Абрамович Самосуд.
29 марта 1942 года Самуил Абрамович Самосуд дирижировал Седьмой симфонией в Москве, в Колонном зале Дома Союзов;
Играли объединенные оркестры Большого театра и Всесоюзного радиокомитета.
Во время концерта в Москве была объявлена воздушная тревога. На пюпитр Самосуда была положена записка о тревоге, но он продолжал дирижировать.
Летом 1942 года партитура симфонии в виде катушек фотопленки была отправлена за рубеж очень сложным путем:
На самолете в Иран,
Оттуда в Ирак, Египет,
Через всю Африку,
Потом на пароходе в Нью-Йорк,
На самолете в Лондон.
И вот 22 июня 1941 года симфония звучит в Лондоне. Дирижировал Генри Вуд.
Премьера состоялась в огромной студии «Радио-сити» в Нью-Йорке и транслировалась на весь американский континент.
Услышав эту симфонию один музыкальный критик написал:
«КАКОЙ ДЬЯВОЛ МОЖЕТ ПОБЕДИТЬ НАРОД, СПОСОБНЫЙ СОЗДАВАТЬ МУЗЫКУ, ПОДОБНУЮ ЭТОЙ»
А 19 июля 1942 года состоялась премьера в США. Дирижировал один из лучших дирижеров мира- Артуро Тосканини. Между американскими дирижерами разгорелось соревнование за право первого исполнения. Каждый приводил убедительные аргументы в свою пользу. Шостаковичу писали письма, телеграммы с просьбой о первом исполнении. Шостакович прислал ответную телеграмму. Она и решила спор: первым партитуру получил Тосканини.
И только 9 августа 1942 года симфония вернулась в свой родной город. Это самая поразительная дата. Премьера была назначена на день, когда гитлеровцы предполагали захватить город; у них даже были заготовлены пригласительные билеты на банкет по этому случаю.
А Ленинградцы приготовили пригласительные билеты на концерт. Правда, без указания даты. Из требований безопасности.
Но кто же мог исполнить симфонию?
К декабрю 1941 года в оркестре осталось всего 15 человек. Но для исполнения симфонии нужно было не менее 100 человек.
Где же найти столько музыкантов? Дирижер Карл Ильич Элиасберг обратился за помощью к тем, кто возглавлял оборону города. Музыкантов нашли среди бойцов, матросов, солдат.
Репетировали с величайшей тщательностью. Дирижер являлся на репетиции выбритым, в белоснежной рубашке, и оркестранты, по его примеру, сняли грязные ватники, облачившись в «мирную» одежду.
Вот сводка из газеты «Известия» тех дней:
«Только за один день на Пискаревское кладбище было привезено 1043 трупа. Их подбирали на улицах, в цехах, в подъездах, квартирах».
А вот еще одна сводка о состоянии Ленинградского оркестра. Об этом пишет поэтесса Ольга Берггольц:
«Никогда не забыть мне, как тогдашний художественный руководитель радиокомитета Яков Баушкин диктовал:
Первая скрипка – умирает,
Барабан умер по дороге на работу,
Валторна при смерти»
И вот – концерт! Выходят музыканты, прижимая к себе инструменты и ноты. Последним выходит дирижер. Он очень бледен и изможден, но одет подчеркнуто тщательно: черный фрак, белоснежная рубашка.
Дирижер взмахнул палочкой и полилась широкая, песенная тема – рассказ о мирной жизни, какой до войны жила вся наша страна…
Но что это? Как будто бесшумно заскользили тени, послышалось тихое постукивание барабана, четкое и ритмичное
Слушание фр-та Эпизода нашествия
Охраняла симфонию более 2-х часов артиллерия под командованием генерала Л.А.Говорова.
Люди в зале как завороженные слушали и слушали эту музыку. Музыку, которая вызывала не слезы, а гнев, огромную ненависть к врагу, желание отомстить тем, кто убивает детей или оставляет их сиротами, тем, кто превращает колыбельные песни в похоронные марши.
И все же, многие плакали… люди, разучившиеся плакать от горя, плакали от радости.
Девятое августа…Сорок второго…
Площадь искусств…Филармонии зал…
Люди города-фронта симфонии строгой
Сердцем слушают звуки, прикрыв глаза…
Показалось на миг им безоблачным небо…
Вдруг в симфонию звуки грозы ворвались,
И сразу лица, полные гнева,
И пальцы до боли в кресла впились.
И в зале колонны, как жерла пушек,
Нацелились в черную глубину-
Симфонию мужества город слушал,
Забыв о войне и вспомнив войну.
И не знали они, что когда в знак начала
Дирижерская палочка поднялась –
Над краем передним, как гром величаво
Другая симфония раздалась –
Симфония наших гвардейских пушек,
Чтоб враг по городу бить не стал,
Чтоб город Седьмую симфонию слушал…
И в зале – шквал. И по фронту – шквал.
…А когда разошлись по квартирам люди,
Полны высоких и гордых чувств,
Бойцы опустили стволы орудий,
Защитив от обстрела площадь Искусств.
Это стихотворение написал солдат-артиллерист Николай Совков в тот же векчер после того, как услышал Седьмую Симфонию.
Девочка Люба Шнитникова поднесла дирижеру букетик цветов, к которому была приколота записка:
«Карлу Ильичу Элиасбергу – с благодарностью за сохранение и исполнение симфонической музыки в Ленинграде»
И, завершая разговор о «Ленинградской» симфонии, хочу обратить внимание на одну дату: 12 декабря 1942 года состоялась одна из первых премьер в городе Белебее. В исполнении духового оркестра. Дирижировал Иван Васильевич Петров. На премьеру приехал Шостакович с женой. После концерта Шостакович поблагодарил всех за приглашение и сказал: «Я даже не думал, что духовой оркестр с таким мастерством может исполнить Седьмую симфонию. Я просто потрясен!»
После войны город Ленинград был отстроен. В ….. году он стал называться Санкт-Петербург.
Сейчас это один из самых красивых городов Мира.
На прошлом уроке мы начали разучивать песню о красоте.
Сели прямо. Вспоминаем 1 куплет.
ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА
6