Рабочая программа учебного курса Музыкальное творчество в 6 классе ФГОС

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


«Утверждено»

Директор школы С.А.Скиба
приказ № __ от ____________ 2016г.


«Согласовано»

зам. директора по УВР О.В.Попсуйко

«____» ____________ 2016 г.

Рассмотрено

на МО учителей предметов гуманитарного цикла

руководитель МО О.П. Слюсарева

«____» ______________ 2016 г.



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Зайцевская средняя общеобразовательная школа

Кантемировского муниципального района

Воронежской области


Рабочая программа учебного курса

«Музыкальное творчество» на 2016-2017 учебный год


6 класс


Программа разработана учителем музыки

высшей квалификационной категории

Невдашевой Е.А.


2016 год

1.Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Музыкальное творчество» для 6 класса разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897, зарегистрирован Министром России 1 февраля 2011 г., регистрированный №19644 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. №1644, зарегистрирован Минюстом России 6 февраля 2015 г., регистрационный № 35915 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897, зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный №19644 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»); - Примерной программы по учебным предметам. Музыка 5-7 классы; М: Просвещение, 2011г.; - Авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, М.: Просвещение, 2011.

Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

При отборе и выстраивании музыкального материала в программе учитывается его ориентация: на развитие личностного отношения учащихся к музыкальному искусству и их эмоциональной отзывчивости; последовательное расширение музыкально-слухового фонда знакомой музыки, включение в репертуар музыки различных направлений, стилей и школ.

В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д. Б. Кабалевского, в частности тот её важнейший и объединяющий момент, который связан с введением темы года.


2.Общая характеристика учебного предмета, курса

Рабочая программа по учебному курсу «Музыкальное творчество» для 6 класса предполагает определённую специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействие музыки с предметами: «Изобразительное искусство», «Литература», «Основы религиозной культуры и светской этики». Рабочая программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них примерное распределение учебных часов.

При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов. Это определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем.

Изучение предмета строится по принципу концентрических возвращений к основам музыкального искусства, изученным в начальной школе, их углублению и развитию.

Цели:

формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;

развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;

развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально – пластическое движение, импровизация и др.).

Задачи:

формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);

воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно – педагогической идеи блока уроков, четверти, года.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя; «тождество и контраст»; интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирования у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Поэтому в содержание рабочей программы для 6 класса введен региональный компонент в следующих темах: «Уноси мое сердце в звенящую даль...», Русская духовная музыка, Вечные темы искусства и жизни, Симфоническое развитие музыкальных образов, Мир музыкального театра, Джаз – искусство ХХ века.

Основными видами практической деятельности на уроке являются:

Слушание музыки. Эмоционально-образное восприятие музыкальных шедевров русской и зарубежной классики (фрагментарно и полностью). Слушание музыки предваряется вступительным комментарием учителя, в котором ставится главная проблема урока, освещаются ее основные аспекты. В качестве художественного материала могут привлекаться литературно-поэтические фрагменты, а также произведения изобразительного искусства. Их цель – придать большую многомерность в освещении изучаемой темы. Прослушивание музыкальных произведений органично переходит в беседу о музыке в опоре на методы размышления и обобщения.

Хоровое и сольное пение, вокально-инструментальная импровизация. Хоровое пение продолжает развитие общего содержания урока. Овладение школьниками необходимыми умениями и навыками, отраженными в требованиях программы, происходит в процессе работы над песенным репертуаром. Поиски исполнительских средств выразительности для воплощения музыкального образа в процессе исполнения произведения, вокальной импровизации. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для воплощения музыкально-исполнительского замысла и выражения своего отношения к музыкальному произведению.

Музыкально – пластическое движение. Выражение через пластику образного содержания музыкального произведения. Индивидуально-личностное выражение характера музыки и особенностей его развития пластическими средствами в коллективной форме деятельности при создании композиций и импровизации, в том числе танцевальных.

Драматизация музыкальных произведений. Участие в театрализованных формах игровой музыкально-творческой деятельности: инсценировка песен, танцев

Выполнение исследовательских проектов, связанных с историей музыки. Современным этапом ее развития, практическим музицированием (в том числе с использованием новых информационно-коммуникационных технологий).

Слушание музыки предваряется вступительным комментарием учителя, в котором ставится главная проблема урока, освещаются ее основные аспекты. В качестве художественного материала могут привлекаться литературно-поэтические фрагменты, а также произведения изобразительного искусства. Их цель – придать большую многомерность в освещении изучаемой темы. Прослушивание музыкальных произведений органично переходит в беседу о музыке в опоре на методы размышления и обобщения.

В классе ребятам предлагаются задания, не требующих продолжительных затрат во времени. В качестве домашней работы предлагаются задания по созданию рисунков к пройденным музыкальным произведениям, а также по подбору стихотворений о музыке. Хоровое пение продолжает развитие общего содержания урока. Овладение школьниками необходимыми умениями и навыками, отраженными в требованиях программы, происходит в процессе работы над песенным репертуаром. В целом музыкальный материал программы составляют произведения академических жанров: инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, кантат, симфоний, инструментальные сонаты и концерты.

3.Описание места учебного предмета, курса;

Согласно учебному плану МКОУ Зайцевской СОШ на изучение учебного курса «Музыкальное творчество» в 6 классе отводится 0,5 часа в неделю, 17 часов в год при 34 учебных неделях.

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

Личностные результаты:

  • ценностно – ориентационная сфера:

- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;

- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры личности;

  • трудовая сфера:

- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

  • познавательная сфера:

- формирование умения познавать мир через музыкальные формы и образы.


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • Осуществлять контроль своих действий на основе заданного алгоритма.

  • Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.

  • Осуществить действия по реализации плана.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

  • Работая по плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ).

  • Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.

  • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

  • В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.

  • Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Познавательные УУД:

  • Способность извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция).

  • Выполнять универсальные логические действия:

- выполнять анализ (выделение признаков),

- производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),

- выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов,

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,

- выстраивать логическую цепь рассуждений,

- относить объекты к известным понятиям.

  • Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

  • Использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.

  • Составлять простой и сложный план текста.

  • Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные УУД:

  • Способность свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение)

  • Учиться критично относиться к собственному мнению.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:

вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);

вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).

  • Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.

  • Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

  • Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.


Предметные результаты:

  • понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;

  • иметь представление о приемах взаимодействия и разви­тия образов музыкальных сочинений;

  • знать имена выдающихся русских и зарубежных компози­торов, приводить примеры их произведений;

  • уметь по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, рели­гиозная, современная;

  • владеть навыками музицирования: исполнение песен (на­родных, классического репертуара, современных авто­ров), напевание запомнившихся мелодий знакомых му­зыкальных сочинений;

  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпре­тацию замысла композитора;

  • раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

  • развивать навыки исследовательской художественно-эсте­тической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);

  • совершенствовать умения и навыки самообразования.






5.Содержание учебного предмета, курса;

Музыка как вид искусства

Музыка как часть духовного опыта человечества. Интонационно-образная, жанровая стилевая основы музыкального искусства. Особенности музыкального языка (средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, тембр, лад и др.). Музыкальная картина современного мира. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно инструментальная. Исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.

Взаимосвязь музыки с другими искусствами как различными способами художественного познания мира. Истоки и традиции взаимосвязи образных систем различных искусств. Связь музыки, изобразительного искусства и литературы. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыкальный фольклор

Музыкальный образ и музыкальная драматургия как основные закономерности музыкального искусства. Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как общей культуры народа и способа самовыражения человека. Единство содержания и формы в музыке.

Всеобщность музыкального языка. Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Разнообразие музыкальных форм. Лирические, драматические, романтические и героические образы. Взаимодействие музыкальных образов. Драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX - XX вв.; духовная музыка, западноевропейская и русская музыка XVII – XVIII вв.; зарубежная и русская музыкальная культура XIX века (основные стили, жанры, характерные черты и специфика национальных школ).

Музыка в современном мире: традиции и инновации

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия. Взаимосвязь классической и современной музыки. Современное музыкальное искусство: наиболее популярные жанры. Отечественная и зарубежная музыка композиторов ХХ века, ее стилевое разнообразие. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка, джаз, мюзикл и др. Информационно-коммуникационные технологии в музыке. Музыкальная культура Кузбасса. Взаимосвязь музыки с другими видами искусства как различными способами художественного познания мира. Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Музыкальные инструменты и виды оркестров.

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (8 часов)

Лирические, драматические, героические образы. Ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инстру­ментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочи­нения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркест­ра, синтезатора.

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской ду­ховной и светской музыки (знаменный распев, партесное пе­ние, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). По­лифония и гомофония.

Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.


«Мир образов камерной и симфонической музыки» (9 часов)

Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.

Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллю­страции и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Не программная музыка и ее жанры: инстру­ментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.

[pic] Авторская песня — прошлое и настоящее.

Джаз — ис­кусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обра­ботки).











6. Календарно-тематический план с определением основных видов учебной деятельности

Дата

п/п

Тема урока

Метапредметные навыки и умения

Основные понятия и термины

Предметные умения и навыки

Контроль

Мир образов вокальной и инструментальной музыки (8 ч.)


9.09

1.

Вокальная и симфоническая музыка. Два музыкаль­ных посвящения.

(Р) Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера.

(П) Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.

(К) При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

М. Глинка. Романс. Вальс-фантазия.

Уметь соотносить музыкальные сочинения с произ-ведениями других видов искусств, выявлять своеобразие почерка композитора М.И.Глинки.


Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.

Хоровое пение


23.09

2.

Взаимосвязь музыки с другими видами искусства. Портрет в музы­ке и живописи.

(Р) Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

(П) Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

(К) Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.

Форма. Приемы развития. Портрет в музыке.

Объяснять, как форма и приёмы развития музыки могут раскрывать образы сочинений.


Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль.

Хоровое пение


7.10

3.

Народное музыкальное творчество. Обряды и обы­чаи в фольклоре и в творчестве композиторов.

(Р) Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

(П) Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

(К) Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:

вести «диалог с автором»;

вычитывать все виды текстовой информации.

Русские обряды. Фольклор.

Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая или народная.

Интонационно-образный анализ прослушанной му­зыки.

Устный контроль

Хоровое пение


21.10

4.

Творчество выдающихся зарубежных композиторов. Мир старинной песни. Ф.Шуберт.

(Р) Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ).

(П) Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

(К)Умение работать в коллективном творчестве.

Ф. Шуберт. Баллада. Средства выразительности в музыке, живописи, литературе.

Знать основные моменты из жизни и творчества Ф.Шуберта;

-понятие баллада.


Устный контроль. Интонационно-образный анализ музыки.

Слушание музыки.

Хоровое пение


11.11

5.

Русская духовная музыка.


(Р) Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

(П) Выполнять универсальные логические действия. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Духовная, церковная музыка. Церковное пение. Хоровой концерт.

.

Знать основные этапы развития духовной музыки;

- понятия: знаменный распев, партесное пение и акапелла, унисон, духовный концерт, фреска.


Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Сопоставление му­зыкального и ху­дожественного ис­кусства

25.11

6.

Духовная музыка. В. Г. Кикта. «Фрески Софии Киевской».

(П) Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.

(К) При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами. Организовывать учебное взаимодействие в группе. Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

В. Кикта. Концертная симфония

Знать значение выявления глубоких связей с русским народным музыкальным творчеством. значение молитвы в музыке отечественных композиторов,

проявлять навыки вокально – хоровой работы.

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Выявление средств музыкальной вы­разительности

Хоровое пение


9.12

7.

Западноевропейская музыка XVII – XVIII вв. «Небесное и земное» в музыке И. С. Баха

(Р) Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

(П) Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

(К) Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

И.С. Бах. Полифония. Барокко. Токката, фуга, хорал.

Знать богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст).

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Выявление средств музыкальной выра­зительности, прин­ципа музыкального развития. Хоровое пение

23.12

8.

Лирические, драматические образы. Образы скорби и печали.

(Р)Осуществлять контроль своих действий на основе заданного алгоритма. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. (П) Способность извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция).

(К) Способность свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение).

Кантата. Реквием.

Знать понятия: кантата, реквием, полифония;

Основные факты из жизни и творчества В.Моцарта и Дж.Перголези. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.

Интонационно-образный анализ музыки,

Хоровое пение

Беседа


Мир образов камерной и симфонической музыки (9 ч.)

13.01

9.

Взаимосвязь классической и современной музыки. Вечные темы

искусства

и жизни


(Р) Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

(П) Выполнять универсальные логические действия. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

(К) Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Виды музыкальных произведений. Программная музыка.


Знать понятия: вокальная и инструментальная музыка; камерная и симфоническая музыка; программная и непрограммная музыка;

.

Беседа. Устный

контроль. Слуша-

ние музыки. Хоро­вое пение

27.01

10.

Лирические образы в творчестве Ф.Шопена.Ночной пейзаж

(Р) Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ).

(П) Выполнять универсальные логические действия. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

(К) Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Ноктюрн.

Знать понятие ноктюрн.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки;

-

Беседа. Устный контроль. Слуша­ние музыки. Инто­национно-образный анализ. Хоровое пение.

10.02

11.

Современная электронная музыка. Космический

Пейзаж


(Р) В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. (П) Выполнять универсальные логические действия.

(К) Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.


Ч. Айвз. Э.Н. Артемьев.

Знать понятие: синтезатор. Уметь определять форму музыкального произведения.

Защита проектов.

24.02

12.

Особенности музыкального языка. Образы

симфонической

музыки.

(Р) В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы..

(П) Выполнять универсальные логические действия.

(К) Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Формы. Приемы развития музыки. Тембры.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения;

- выявлять средства выразительности музыкальных инструментов;

Устный контроль. Слушание музыки.

Интонационно-образный анализ. Хоровое пение.


10.03

13.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Симфоническое развитие музыкальных образов.

(Р) Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера.

(П) Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.

(К) При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.

Синтезатор. Колорит. Гармония. Лад. Тембр. Динамика.


Уметь:

-проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;


Защита проекта.

7.04

14.

Русская национальная школа. Программная музыка и ее жанры

(Р) Определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления.

(П) Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами.

(К) Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи

Обработка. Интерпретация. Трактовка.

Знать понятия: обработка, интерпретация, трактовка.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки;

-выявлять средства художественной выразительности.

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Определение тем­бров музыкальных инструмен­тов, приемы раз­вития музыки

21.04

15.

Театральная музыка. Мир

музыкального театра


(Р) Определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления.

(П) Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами.

(К) Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

Интерпретация. Театр «СинТезис»

Знать:

-понятия: опера, балет, мюзикл, ария, хор, ансамбль, солисты;

- имена русских и современных композиторов: С.С.Прокофьев, П.И.Чайковский, А.Журбин и их произведения;

Защита презентации.

5.05

16.

Современное музыкальное искусство. Музыка в отечественном кино.

(Р) Определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления.

(П) Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами.

(К) Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

Современная трактовка классических сюжетов.

Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов.

Знать понятия: вокальная и инструменталь­ная музыка. Уметь:

-называть имена композиторов, сочинявших музыку к кинофильмам;

.

Защита презентации.

19.05

17.

Современная популярная музыка. Джаз – искусство ХХ века.


(Р) Осуществлять контроль своих действий на основе заданного алгоритма. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. (П) Способность извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция).

(К) Способность свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение).

Джаз. История джаза. Спиричуэл, блюз. Джазовые импровизации.


Знать истоки джаза, определения музыкальных жанров и терминов: джаз, спиричуэл, блюз. Знать имена выдающихся джазовых композиторов и исполнителей: Дж.Гершвин, Л.Армстронг, Д.Эллингтон.

Защита проекта.











7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методический комплект:

  • Музыка: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.– М.: Просвещение, 2012. – 160 с.

  • Музыка: 5 – 7 классы: программа / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2014. – 104 с.

Дополнительная литература:

  • Цифровые образовательные ресурсы на сайте [link]

  • Цифровые образовательные ресурсы на сайте http://www.proshkolu.ru/

СО на печатной основе (демонстрационные, раздаточные):

  • Комплект портретов композиторов (15 портретов).

Экранные и экранно-звуковые СО (диапозитивы, транспаранты, фильмы):

  • Коллекция цифровых образовательных ресурсов (фотографии, иллюстративный материал, аудио-видео материалы, фрагменты исторических источников).

  • Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности: редактор создания презентаций, презентации к урокам.

  • Комплект CD «Сокровищница мировой классики: В. Моцарт, Ф.Шопен. П.И. Чайковский, Л. Бетховен, И.С. Бах».

  • Комплект компакт-дисков, аудио - кассет, видео материалов по темам и разделам.

Технические средства обучения:

  • Теле/видео техника.

  • Ноутбук.

  • Мультимедийное оборудование.


Планируемые результаты изучения учебного предмета

Выпускник 6 класса научится:

  • раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;

  • понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

  • осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.


Выпускник получит возможность научиться:

  • заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;

  • воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.





15