МБОУ Гимназия № 12 город Липецк
«За что я люблю авторскую песню»
Проектная работа
Выполнила: учащаяся 7 Б класса
Сычикова Василиса
Руководитель: Водопьянова Т.М.
2016
Содержание
Введение
Глава I. История авторской песни
1.Истоки жанра
2. Авторская песня в наши дни
3.Бардовское движение в Гимназии № 12
Глава II. Знаменитые барды России
Выводы
Практическая часть
Макет моего Песенника авторской песни
Цель работы:
Выявление особенностей музыкального и поэтического языка авторской песни:
Определение списка наиболее популярных авторов и их песен:
Создание собственного Песенника для любителей авторской песни
Задачи:
1.Определить специфику музыкальных и поэтических особенностей авторской песни:
2.собрать материал о самых известных авторах исполнителей бардовской песни:
3.проанализировать и выбрать самые популярные песни для моего Песенника на примерах творчества Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Владимира Высоцкого, Олега Митяева, Сергея Никитина и других поэтов- бардов;
Гипотеза:
Мы предполагаем, что популярности авторской песни у моих одноклассников мешает отсутствие текстов песен
Объект исследования:
Авторская песня от истоков до сегодняшнего дня
Предмет исследования:
Самые популярные авторские песни
Актуальность исследования:
Моим одноклассникам больше всего нравится поп- музыка, рэп, рок. Эти жанры не всегда способны воспитать настоящие глубокие чувства, мысли. Авторская песния осталась, как музыка тех, кому за 30.
Формулировка проблемы:
Из поля зрения подростков выпадает сегодня жанр авторской песни, который мог бы много дать им для развития вкуса к хорошей музыке и поэзии
Выдвижение гипотезы:
Мы считаем, что в разные времена появлялись великие музыкальные произведения
Ожидаемые результаты:
Эта проектная работа привлечет интерес наших ровесников к музыке авторской песни.
Методы реализации:
Систематизация и анализ материалов и источников
Написание исследовательской работы
Создание своего Песенника и демонстрационного видео ролика
Подготовка к презентации исследовательского материала.
В работе были использованы текстовый редактор WORD, ресурсы сети Интернет Итоговый материал представлен в виде презентации, выполненной в редакторе POWER POINT. Иллюстрированный материал для презентации основан на ресурсах сети Интернет
Введение
«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». (Олег Митяев)
Авторская песня, или бардовская музыка — песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями являются совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой. В наше время все реже вспоминают об этих песнях и их особенностях.
Прежде всего, вспомним кто же такие барды?
Барды – поясняет энциклопедия – народные певцы древних кельтских времён (кельты – древние племена, жившие на территории теперешней Франции, Швейцарии, Бельгии), которые впоследствии стали профессиональными средневековыми поэтами. Они были хранителями народных преданий старины и легенд.
Бардовская песня сейчас – это возвращение к самой природе поэзии, её истокам, ведь стихи сначала не читались, а пелись. Недаром классики прошлого века, иначе, чем со струнными инструментами, себя не представляли. Вспомним известный портрет А.С.Пушкина кисти художника О.Кипренского.
У наших современных поэтов-бардов в руках оказалась гитара.
Барды древности громко воспевали мужество, подвиги и мечты своего народа. О чём же поют сегодняшние барды? Конечно, о вечном – о любви, дружбе, верности, честности и благородстве, а ещё о наболевшем – лжи, предательстве…
Возродилась бардовская песня в послевоенное время. Ещё пелись фронтовые песни, появились массовые грандиозные песни, которые звучали на демонстрациях и в больших концертных залах. А так хотелось «тихой» задушевной песни, которую можно спеть в кругу своих друзей.
Глава I. История авторской песни
1.Истоки жанра
Первыми запели свои стихи Булат Окуджава, Александр Галич, Владимир Высоцкий. В истории бардовской песни творчество этих бардов – классический образец этого жанра. Бардовская песня – это триединство стиха, музыки и своего исполнительства (авторская песня). Атмосфера взаимного доверия и взаимопонимания, возникающая в ходе такого «разговора», переживаемое всеми присутствующими чувство общности, сопричастности («Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» — О. Митяев) является сущностным признаком авторской песни, позволяющим видеть в ней особую «форму духовного общения единомышленников» (Б. Окуджава). Родившись в тесных дружеских компаниях, она является, по сути, не концертным, а бытовым жанром и изначально рассчитана на теплоту неформального общения в кругу «своих». Такой круг может быть достаточно обширным (о чем свидетельствуют многотысячные аудитории фестивалей авторской песни), но при этом сохранять неформальный характер. В оптимальном варианте аудитория, превышающая «критическую массу», должна состоять как бы из множества дружеских компаний, сознающих свою духовную общность, свою принадлежность к особому социальному слою, к «своим».
В музыкальном отношении авторская песня опиралась на тот слой расхожих, легко узнаваемых и любимых интонаций, который бытовал в среде ее обитания и складывался из самых разнообразных источников. Среди них бытовой романс, студенческий и дворовый фольклор (в том числе и блатная песня), народная песня, популярная танцевальная музыка, песни советских композиторов и т. п.
Любителям бардовской песни знаком негромкий, хрипловатый голос Булата Окуджавы.
Сам Булат Шалвович говорил про свои песни – «поэзия под гитару». Слушая его песни, кажется, что он обращается к каждому из нас в отдельности – доверительно и сердечно.
Ключевыми словами творчества Булата Окуджавы стали слова: вера, надежда, любовь.
За песнями Окуджавы стоят глубокие раздумья о предназначении человека, о его месте в жизни. Мало, кто знает, что его песни звучат в кинофильмах: «Белое солнце пустыни», «Белорусский вокзал», «Соломенная шляпка» – более тридцати кинофильмов.
Владимир Высоцкий.Интерес к его творчеству необыкновенный. Актёр, поэт, музыкант! – что ярче? Очень сильна у Высоцкого нота памяти о минувшей войне. Короткое, жесткое, слово – война. Когда бы она не была, война всегда бесчеловечна и жестока. Осмыслить годы войны – это долг перед собой и другими людьми, так считал Владимир Высоцкий.
Владимир Высоцкий рано ушёл из жизни. После его смерти поэт-бард Вадим Егоров пишет песню «Друзья уходят». Эту песню можно посвятить ушедшим из жизни Юрию Визбору и Александру Галичу. (В тоталитарное время А.Галич стал неугоден из-за своих остросатирических стихов и песен и был вынужден уехать в эмиграцию в Париж.)
Сердце моё заштопано
В серой пыли виски,
Но я выбираю Свободу
И свистните во все свистки!
Я выбираю свободу –
Но не из боя в бой,
Я выбираю свободу
Один из зачинателей жанра туристской песни – Юрий Визбор – журналист, киноактёр и сценарист, исполнитель авторской песни. Написал свыше трёхсот песен. Самые любимые и необычайно популярные – песни «Лесное солнышко», «Ты у меня одна». Быть просто самим собой. 1971г. На творчестве Окуджавы, Визбора, Высоцкого воспитывалось новое поколение поэтов-бардов. Когда Юрий Визбор был на вершине известности и популярности Сергей Никитин был ещё студентом и записывал в школьную тетрадку полюбившиеся строчки песен. Сейчас Сергей Никитин любим и узнаваем многими.
2. Авторская песня в наши дни
Сегодня авторская песня рождается там, где трудно, где приходится что- то преодолевать, например, в армии. Много песен создали солдаты, прошедшие Афганистан и Чечню.
Очень часто бардовские песни называют ещё и туристскими. И, действительно, многие из них рождены именно в походах у костров, у подножия ещё непокорённых вершин. Эти песни туристского братства и любви. Многие полагают, что это явление так и осталось в той жизни – вместе с талонами на сахар и походами на овощебазу. Есть несколько корифеев, более или менее успешно эксплуатирующих свои старые песни; новых же имен не появляется, а движение авторской песни и вовсю сошло на нет.
Между тем явление это не только не вымерло, но и заметно разнообразило формы своего существования. Фестивалей сейчас чуть ли не больше, чем во времена максимального расцвета бардовской песни. В радио- и телеэфире звучит огромное количество бардовских песен, выходит несколько специальных передач по авторской песне.
Меняется не только содержание , но и музыкальный стиль песен. Часто это не привычные «три аккорда», а более сложный современный аккомпанемент. Рэп рассматривают , как разновидность самодеятельной авторской песни, разница заключается в использовании шаблонных минусовок.
3.Бардовское движение в Гимназии № 12
Традиции бардовского движения в нашей Гимназии уже несколько десятков лет. В 1990-х любители авторской песни собрались в клуб КСМ. Руководила им студентка ХГФ ЛГПИ Лучия Сорокина, входили в клуб Алеше Орлов, Максим Берило, Сергей Ревин. Сейчас их дети учатся в нашей школе. Победителем многих городских фестивалей авторской песни был дуэт Кристины Колесниковой и ее отца, Сергея Николаевича. Лауреатами Межрегиональных фестиваля Бард- марафон многие годы были Никита Пушилин, Юля Болховитинова.А Артем Шестопалов, Настя Лизнева,Сергей Дергунов становились призерами в номинации своя песня. Сейчас не расстаются с гитарой многие ученики нашей гимназии. Замечательно исполняют авторские песни Кирилл Пундиков, Даша Шульгина, Александр Егоров, Руслан Ванэ и многие другие.
В этом проекте мы познакомились глубже с бардовской песней, с известными поэтами-бардами, воспевающими вечные темы человечества: любовь, дружбу, верность. Мы можем отметить многогранность авторской песни: от шутки до песен-раздумий. осмысление многогранности творчества бардов, триединство стиха, музыки и своего исполнительства, значения их творчества в жизни человека.
Заключение
Бардовская, или авторская, песня переживала немало взлетов и падений, она то была одним из наиболее признаваемых и любимых жанров, то о ней забывали широкие массы. В действительности авторская песня – не для каждого: она заставляет задуматься, открывает глубинные тайны и чувства, она помогает с иронией, грустью, тоской выразить те мысли, которые трудно передать словами.
Бард – это поэт, который поет свои стихи народу. Он не ждет за это вознаграждения, как не ждут вознаграждения собеседники за приятный разговор между собой. Авторская песня – это всего лишь форма передачи чувств и мыслей поэта. Барды были, есть и будут всегда.
Таким образом, авторская песня и движение бардовской песни, начавшееся еще в пятидесятых годах прошлого столетия, сумели в новых условиях не только выжить, но и создать или сохранить собственные, независимые от тенденций эстрады пути выхода к слушателям. В чем же особенность такой «устойчивости»? Интерес к человеку, его духовным ценностям, способность собирать вокруг себя обширный круг неравнодушных к жизни, «думающих» людей – все это сделало авторскую песню не столько художественным, эстетическим, сколько социо-культурным явлением и предопределило ту особую роль, которую она сыграла в глобальном процессе смены ценностных ориентаций.
Библиографический список
Бирюкова С.С. Спасите наши души... (Окуджава — Высоцкий — бард-рок). Тамбов, 1990
Добровольский Б.М. Современные бытовые песни городской молодежи. Фольклор и художественная самодеятельность. М., 1968
Каманкина М.В. Самодеятельная авторская песня 1950-1970-х гг.: Автореф.
Окуджава Б.Ш. «С души своей наброски» // Эстрада: что? где? зачем? М., 1988
Попова Т.В. О песнях наших дней. М., 1969
Ресурсы сети Интернет
[link]
Песенник для любителя авторской песни
Александр Галич
Алекса́ндр Арка́дьевич Га́лич (настоящая фамилия Ги́нзбург; 19 октября 1918, Екатеринослав — 15 декабря 1977, Париж) — советский поэт, сценарист, драматург, прозаик, автор и исполнитель собственных песен. Член Народно-Трудового Союза российских солидаристов (НТС). «Галич» — литературный псевдоним, составленный из букв собственных фамилии («Г»), имени («Ал») и отчества («ич»).
[pic]
Ах, как мне хотелось, мальчишке,
Проехаться на велосипеде.
Не детском, не трехколесном, -
Взрослом велосипеде!
И мчаться навстречу соснам -
Туда, где сосны и ели, -
И чтоб из окна глядели,
Завидуя мне, соседи -
Смотрите, смотрите, смотрите,
Смотрите, мальчишка едет
На взрослом велосипеде!..
...Ехал мальчишка по улице
На взрослом велосипеде.
- Наркомовский Петька, умница, -
Шептались кругом соседи.
Я крикнул - дай прокатиться! -
А он ничего не ответил,
Он ехал медленно, медленно,
А я бы летел, как ветер,
А я бы звоночком цокал,
А я бы крутил педали,
Промчался бы мимо окон -
И только б меня видали!..
...Теперь у меня в передней
Пылится велосипед,
Пылится уже, наверное,
С добрый десяток лет.
Но только того мальчишки
Больше на свете нет,
А взрослому, мне не нужен
Взрослый велосипед!
Ох, как хочется мне, взрослому,
Потрогать пальцами книжку,
И прочесть на обложке фамилию,
Не чью-нибудь, а мою!..
Нельзя воскресить мальчишку,
Считайте - погиб в бою...
Но если нельзя - мальчишку,
И в прошлое ни на шаг,
То книжку-то можно?! Книжку!
Ее - почему никак?!
Величественный, как росчерк,
Он книжки держал под мышкой.
- Привет тебе, друг-доносчик,
Привет тебе, с новой книжкой!
Партийная Илиада!
Подарочный холуяж!
Не надо мне так, не надо -
Пусть тысяча - весь тираж!
Дорого с суперобложкой?
К черту суперобложку!
Но нету суперобложки,
И переплета нет.
...Немножко пройдет, немножко,
Каких-нибудь тридцать лет.
И вот она, эта книжка,
Не в будущем, в этом веке!
Снимает ее мальчишка
С полки в библиотеке!
А вы говорили - бредни!
А вот через тридцать лет...
Пылится в моей передней
взрослый велосипед.
Александр Городницкий
Алекса́ндр Моисе́евич Городни́цкий (род. 20 марта 1933, Ленинград) — советский и российский учёный-геофизик, океанолог, доктор геолого-минералогических наук, профессор, член общественной организации «Российская академия естественных наук». Широко известен также как поэт, бард, считается одним из основоположников авторской песни. Член Союза писателей РФ. Лауреат Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы. Заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН.
[pic]
Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерки приди,
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо
На каменных руках.
Держать его махину
Не мёд со стороны.
Напряжены их спины,
Колени сведены.
Их тяжкая работа
Важней иных работ:
Из них ослабни кто-то --
И небо упадёт.
Во тьме заплачут вдовы,
Повыгорят поля.
И встанет гриб лиловый
И кончится Земля.
А небо год от года
Всё давит тяжелей,
Дрожит оно от гуда ракетных кораблей.
Стоят они -- ребята,
Точёные тела,
Поставлены когда-то,
А смена не пришла.
Их свет дневной не радует,
Им ночью не до сна.
Их красоту снарядами уродует война.
Стоят они навеки,
Уперши лбы в беду,
Не боги -- человеки,
Привыкшие к труду.
И жить ещё надежде
До той поры пока
Атланты небо держат
На каменных руках.
Булат Окуджава
Була́т Ша́лвович Окуджа́ва (при рождении назван родителями Дориа́ном, в честь Дориана Грея; 9 мая 1924, Москва, СССР — 12 июня 1997, Кламар, Франция) — советский и российский поэт, бард, прозаик и сценарист, композитор. Автор около двухсот авторских и эстрадных песен, написанных на собственные стихи, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни в 1950-е—1980-е годы.
[pic]
Здесь птицы не поют,
Деревья не растут.
И только мы к плечу плечо
Врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,
ад нашей Родиною дым.
И, значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех. Мы за ценой не постоим!
Одна на всех. Мы за ценой не постоим!
Припев: ас ждет огонь смертельный,
И все ж бессилен он.
Сомненья прочь:
Уходит в ночь
Отдельный
Десятый наш
Десантный батальон.
Лишь только бой угас,
Звучит другой приказ.
И почтальон сойдет с ума,
Разыскивая нас.
Взлетает красная ракета,
Бьет пулемет, неутомим .
И, значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех. Мы за ценой не постоим!
От Курска и Орла
Война нас довела
До самых вражеских ворот.
Такие брат дела...
Когда-нибудь мы вспомним это
И не поверится самим,
А нынче нам нужна одна победа,
Одна на всех. Мы за ценой не постоим!
Юлий Ким
Ю́лий Черса́нович Ким (род. 23 декабря 1936, Москва) — советский и российский поэт, композитор, драматург, сценарист, бард, участник диссидентского движения в СССР, лауреат литературных и музыкальных премий.
[pic]
Эй, прохожий, погоди! Постой, проезжий!
Ну-ка денежку гони, не будь невежей.
Ради нас не пожалей ни сапог, ни платья,
Ничего нет тяжелей нашего занятья!
То не конь вороной проскакал стороной,
То не лебедь по небу плывет.
То разбойник лесной точит ножик стальной
И народную песню поет.
Целый день сиди в кусту при большой дороге,
Дрожь в коленках, сушь во рту, тюрьма в итоге.
Рви подметки, падай с ног, ползай по болотам.
Так что я, блин, твой кошелек честно заработал!
То не конь вороной проскакал стороной,
То не коршун по небу плывет.
То разбойник лихой точит ножик стальной
И про родину чтой-то поет:
Едут по полю варяги, едут по полю норманны...
Вадим Егоров
Владимир Высоцкий
Влади́мир Семёнович Высо́цкий (25 января 1938, Москва — 25 июля 1980, Москва) — советский актёр, поэт и автор-исполнитель песен, автор прозаических произведений. Лауреат Государственной премии СССР (1987, посмертно).
Владимир Высоцкий сыграл десятки ролей в театре, в том числе Гамлета («Гамлет» у. Шекспира), Галилея («Жизнь Галилея» Б. Брехта), Лопахина («Вишнёвый сад» А. Чехова). Наиболее примечательными работами в кинематографе являются его роли в фильмах «Место встречи изменить нельзя» (включая в качестве помощника режиссёра), «Маленькие трагедии», «Интервенция», «Хозяин тайги», «Вертикаль», «Служили два товарища», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Короткие встречи», «Плохой хороший человек». Актёр Театра драмы и комедии на Таганке в Москве.
[pic]
Ha судне бунт. Haд нaми чaйки pеют. вчеpa из-зa дублонов золотых
Двух негодяев вздёpнули нa pею, но мaло, нужно было четвеpых.
Kaтился ком по коpaблю от бaкa. Зaбыто все - и честь, и кутежи.
И подвывaя, может быть от стpaхa, они достaли длинные ножи.
Ловите ветеp, всеми пapусaми! K чему гaдaть! любой коpaбль - вpaг.
Удaчa - миф, но эту веpу сaми мы создaли, поднявши чёpный флaг.
Вот двое в кaпитaнa пaльцем тычут. Достaть его - и им не стpaшен чёpт.
Hо кaпитaн вчеpaшнюю добычу пpи всей комaнде выбpосил зa боpт.
И вот волнa, подобнaя нaдгpобью, все скpылa - с гоpлa сбpошенa pукa.
Бpосaйте! Зa боpт! все, что пaхнет кpовью,- повеpьте, что ценa невысокa!
Ловите ветеp, всеми пapусaми! K чему гaдaть! любой коpaбль - вpaг.
Удaчa - здесь! И эту веpу сaми мы создaли, поднявши чеpный флaг.
Юрий Визбор
[pic]
Ю́рий Ио́сифович (Юзефович) Ви́збор (20 июня 1934 — 17 сентября 1984) — советский автор-исполнитель песен, киноактёр, журналист, прозаик, киносценарист, документалист, драматург, поэт, художник. Один из основоположников жанра авторской, студенческой, туристской песни. Создатель жанра «песни-репортажа», автор более 300 песен. Член Союза журналистов и Союза композиторов СССР.
Здравствуй, здравствуй, я вернулся,
Я к разлуке прикоснулся,
Я покинул край, в котором
Лишь одни большие горы,
Меж горами перевалы,-
В том краю ты не бывала,
Там звезда есть голубая,
В ней угадывал тебя я.
Здравствуй, здравствуй, друг мой вечный,
Вот и кофе, вот и свечи,
Вот созвездье голубое,
Вот и мы вдвоем с тобою,
Наши дни идут к закату,
Мы, как малые ребята,
Взявшись за руки клянемся,-
То ли плачем, то ль смеемся.
Здравствуй, здравствуй, милый случай,
Здравствуй, храбрый мой попутчик,
Разреши идти с тобою
За звездою голубою,
И на рынок за хлебами,
И с корзинкой за грибами,
И нести вдвоем в корзинке
Наших жизней половинки.
Здравствуй, здравствуй, я вернулся ...
Михаил Анчаров
Михаи́л Леони́дович Анча́ров (1923—1990) — советский писатель, поэт, бард, драматург, сценарист и художник. Является одним из первых исполнителей в жанре авторской песни.
[pic]
Баллада о танке т-34
Впереди колонн
Я летел в боях,
Я сам нащупывал цель.
Я железный слон,
И ярость моя
Глядит в смотровую щель.
Я шел, как гром,
Как перст судьбы,
Я шел, поднимая прах;
И автострады
Кровавый бинт
Наматывался на трак.
Я пробил тюрьму
И вышел в штаб,
Безлюдный, как новый гроб.
Я шел по минам,
Как по вшам.
Мне дзоты ударили в лоб.
Я давил эти панцири
Черепах,
Пробиваясь в глубь норы;
И дзоты трещали,
Как черепа,
И лопались, как нарыв.
Обезумевший слон,
Я давил хрусталь,
Я сейфы сбивал с копыт.
Я слышал, как
Телефоны хрустят,
Размалываясь в пыль.
И вот среди раздолбанных кирпичей,
среди разгромленного барахла
я увидел куклу.
Она лежала, раскинув ручки,
в розовом платье, в розовых лентах, -
символ чужой любви, чужой семьи...
Она была совсем рядом.
Зарево вспухло,
Колпак летит,
Масло, как мозг, кипит,
Но я на куклу
Не смог наступить
И потому убит...
И занял я тихий
Свой престол
В весеннем шелесте трав.
Я застыл над городом,
Как Христос,
Смертию смерть поправ.
И я застыл,
Как застывший бой.
Кровенеют мои бока...
Теперь ты узнал меня? -
Я ж любовь,
Застывшая на века.
Михаил Щербаков
[pic]
Родился 27 марта 1963 года в Обнинске. Учился в обнинской школе № 4, которую окончил в 1980 году. Ту же школу одновременно с Михаилом Щербаковым окончил писатель-фантаст Роман Злотников.
Пишет песни с 1978 года. Живёт в Москве с 1983 года. Окончил филологический факультет Московского университета в 1988 году. С этого времени — профессиональный автор-исполнитель.
Выступает на концертах сольно (с акустической гитарой), либо при участии Михаила Стародубцева (акустическая гитара, рояль, бэк-вокал), с которым сотрудничает с 1981 г. Все записи делаются также при участии Стародубцева, преимущественно под синтезатор (с середины 1990-х). Продюсер и звукооператор — Игорь Грызлов. Щербаков иногда принимает участие в записях и концертах Юлия Кима
. Мчись над волной Смелый
Мчись над волной смелый,
Парусник мой белый,
Над головой шалой
Светится Марс алый,
Лево руля, Ларсен,
Может быть, с Марса,
Может быть, я пришлый
И на Земле лишний,
Может быть, я вечный,
Может, мой путь Млечный,
Мне на пути этом
Края конца нету,
Остров ли там мысли,
Племя ль чужой крови,
Иль это тень мысли
О дорогом крове,
Иль это мой облик,
Иль это мой отблеск
В шуме ветвей древа,
В песне твоей, дева,
Иль от тебя это
Ночь меня прочь гонит,
Иль в глубине где-то
Черт водяной стонет,
Он днища судам моет,
Всех на себе носит,
А по ночам воет -
Душу мою просит,
Я людям отдам сушу,
Я небо отдам Богу,
Я черту отдам Душу -
Их у меня много,
И, словно дурной признак,
Явится призрак
В шуме ветвей древа,
В песне твоей дева,
Зря ты глаза прячешь,
Зря мне покой прочешь,
Знаю о чем плачешь -
Сердце забрать хочешь,
Ну, что ж, запирай дверцы,
Но помни: ведь я с Марса,
Что ж, забирай сердце,
Но их у меня масса,
И каждое мне мило,
И в каждом из них сила,
И знамя моей воли,
И пламя моей боли,
Но это не мой облик,
Это лишь мой отблеск,
В шуме ветвей древа,
В песне твоей дева.
Сергей Никитин
[pic]
Серге́й Я́ковлевич Ники́тин (род. 8 марта 1944) — российский композитор, автор-исполнитель. Заслуженный деятель искусств РФ (1995).
Брич-Мулла
Сладострастная отрава - золотая Брич-Мулла,
Где чинара притулилась под скалою,- под скалою...
Про тебя жужжит над ухом вечная пчела:
Брич-Мулла, Брич-Муллы, Брич-Мулле,
Брич-Муллу, Брич-Муллою.
Был и я мальчуган, и в те годы не раз
Про зеленый Чимган слушал мамин рассказ,
Как возил в Брич-Муллу детвору тарантас -
Тарантас назывался арбою.
И душа рисовала картины в тоске,
Будто еду в арбе на своем ишаке
А Чимганские горы царят вдалеке
И безумно прекрасны собою.
Но прошло мое детство, и юность прошла,
И я понял, не помню какого числа,
Что сгорят мои годы и вовсе дотла
Под пустые, как дым разговоры.
И тогда я решил распроститься с Москвой,
И вдвоем со своею еще не вдовой
В том краю провести свой досуг трудовой,
Где сверкают Чимганские горы.
Мы залезли в долги и купили арбу,
Запрягли ишака со звездою во лбу,
И вручили свою отпускную судьбу ишаку -
Знатоку Туркестана.
А на Крымском мосту вдруг заныло в груди,
Я с арбы разглядел сквозь туман и дожди,
Как Чимганские горы царят впереди,
И зовут, и сверкают чеканно.
С той поры я арбу обживаю свою,
И удвоил в пути небольшую семью,
Будапешт и Калуга, Париж и Гельгью
Любовались моею арбою.
На Камчатке ишак угодил в полынью,
Мои дети орут, а я песни пою,
И Чимган освещает дорогу мою,
И безумно прекрасен собою.
Его́ров Вади́м Влади́мирович
[pic]
Его́ров Вади́м (род. 7 мая 1947, Эберсвальде, живёт в Москве) — российский поэт, бард, автор и исполнитель более 200 песен и около 400 поэтических произведений. Обладатель национальной общественной премии в области авторской песни «Благодарность», присуждаемой за «выдающийся вклад в золотой фонд авторской песни» и золотой медали «Бард России», учрежденной сибирским фондом по увековечиванию памяти Владимира Высоцкого.
Окончил Московский государственный педагогический институт имени В. И. Ленина по специальности «преподаватель русского языка и литературы» (1969). Дефектолог, кандидат психологических наук (1976), автор научных работ. Стихи пишет с 1961 года, песни — с 1963 года на свои стихи.Играет на шестиструнной гитаре и фортепиано.
Нам с сестренкой каюк, наша мама на юг
Улетела недавно.
Жизнь без мамы не мед, это каждый поймет,
А с отцом и подавно.
В доме трам-тарарам, папа нас по-утрам
Кормит жженною кашей.
Он в делах как в дыму и ему потому
Не до шалостей наших.
А пошалить хочется очень, мы ведь не так многого хочем.
Каждый отец и даже очень это поймет.
Вот вчера,например, я такое имел -
Полетать захотелось.
И была-небыла, два бумажных крыла мы приделали к телу,
И пошли на балкон, пусть на нас из окон
Поглядят домочадцы,
Как с балкона мы, ах, сиганем на крылах,
Чтоб по воздуху мчаться.
Плыли б внизу реки, поля бы.
У всех бы пап падали б шляпы,
Вот красота, только бы папа не увидал.
Я уже улетал, но отец увидал,
Представляете, жалость.
Он расширил глаза и схватил меня за
То что ближе лежало.
Папы страшен оскал, я от папы скакал
Как лошадка в галопе.
И как-будто коня папа шлепал меняпо гарцующей попе.
У всех отцов богатый опыт по мастерству шлепанья попы.
Вот, подрасту и буду шлепать папу я сам.
Мы отца не виним, мы помиримся с ним
И забудем про ссоры.
Есть такой порошок, с ним взлетать хорошо,
Называется порох.
Мне б достать порошка, пол посыпать слегка,
Кинуть спичечку на пол...
Как взлететь я хотел, что ж, коль сам не взлетел,
Так взлетим вместе с папой.