Краснодарский край Тихорецкий район п.Парковый
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №18
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
« Театр у микрофона»
Срок реализации программы: пять лет.
Возраст обучающихся: 12-16 лет
Михайленко Наталья Сергеевна,
учитель музыки
ПРОГРАММА
«Театр у микрофона».
Программа «Театр у микрофона» имеет художественно-эстетическую направленность. Музыкальное искусство является неотъемлемой частью нашей жизни. Разнообразие направлений, жанров, стилей говорит о его огромном влиянии на человека и о том, что каждый человек способен найти «свою» музыку. Данная программа направлена на развитие творческих способностей и эстетическое развитие детей, приобщению детей к певческому искусству, развитию своего голосового аппарата. Данная образовательная программа была написана на основании анализа государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ; «Певческая Школа» В. В. Емельянова; «Народное пение» И. А. Ильина; «Хоровое пение» Е.В. Жарова; «Сольное пение» Р.А. Жданова и другие. Все перечисленные программ имеют свою ценность: в одних предусматривается знакомство с каким-то одним видом работы, другие слишком углубленные и взаимодействуют с другими видами музыкального искусства. Содержание программ носит или краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное знакомство и овладением простейшими приёмами работы, или же более углубленное и расширенное изучение, применяемое только в детских музыкальных школа, школах искусств.
Цель:
Эстетическое воспитание обучающихся, приобщение ребёнка к искусству сольного пения и пения в вокальной группе, развитие мотивации к творчеству; формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства, создание атмосферы детского творчества, сотрудничества.
Задачи:
- развитие восприятия музыки;
- приобретение детьми определенного объема музыкальных знаний и умений;
- развитие музыкального слуха и певческих исполнительских навыков;
- выявление музыкальных способностей и творческих возможностей детей с целью дальнейшая профессиональная ориентация наиболее талантливых и одаренных из них в области музыкального искусства
Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении. Тематическое построение программы позволит объединить (сгруппировать) ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Творчески подходя к программе, нельзя разрушать ее тематическое построение, потому что последовательное развитие определенных тем – основа основ данной программы.
Для выполнения поставленных задач предусмотрены теоретические и практические занятия (беседы, групповые, индивидуальные, практические и выездные занятия, посещение концертов, выступления).
Программа рассчитана на школьный возраст 12-16 лет.
Срок реализации программы «Обучение вокалу» - 5 лет , общим объемом 170 часов.
Результативность обучения оценивается по качеству творческих отчетных концертов, выполненных обучающимися как в течение, так и в конце учебного года¸ а так же по характеру участия обучающихся в конкурсах.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее – программа) «Театр у микрофона» имеет художественную направленность, так как направлена на развитие творческих способностей и эстетическое развитие детей. Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Музыкальное искусство является неотъемлемой частью нашей жизни. Разнообразие направлений, жанров, стилей говорит о его огромном влиянии на человека и о том, что каждый человек способен найти «свою» музыку. В настоящее время многие дети и подростки с большим интересом следят за различными музыкальными проектами, программами. Наблюдая за деятельностью того или иного молодого исполнителя, они, сами того не замечая, становятся пассивными участниками этого процесса. А у некоторых из них появляется активное желание попробовать свои силы.
Данный курс способствует развитию творческих, коммуникативных способностей обучающихся.
Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.
Интерес учащихся к занятию вокалом способствует их музыкальному развитию и оказывает на них положительное воздействие. В целом занятия вокалом способствуют формированию музыкальных вкусов и развитию творческого воображения учащихся, превращению эстетических установок в регуляторы практической деятельности школьника.
В программе заложены возможности формирования у обучающихся общеучебных умений и вокальных навыков, универсальных способов музыкальной деятельности и ключевых компетенций.
Актуальность: Актуальность программы связана с ростом числа вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением. Увлеченность модными новинками, звуковыми эффектами и неумение видеть в музыке подлинно ценное духовно объединяет, а порой и опустошает еще не сформированную личность.
Заинтересованность учащихся занятием вокалом позволяет пополнить и углубить получаемые им знания о музыке в целом, совершенствовать исполнительские навыки и навыки восприятия искусства, приобщает к музыкальной культуре, а также формирует самостоятельность и творческую активность. Особенность программы в том, что она разработана для обучающихся общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. В данных условиях программа «Улыбка» - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов.
Педагогическая целесообразность данной программы в том, что она обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков:
• певческой установки
• звукообразования
• певческого дыхания
• артикуляции, ансамбля
• координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса
• навыки следования дирижерским указаниям
• слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания)
Обучение по программе осуществляется на основе единства вокального, общего музыкального и художественного развития учащихся, повышения их культурного уровня.
В результате этого процесса у учащихся воспитывается осознанное, творческое отношение к музыке и вокальному искусству, обеспечивается приобретение устойчивых вокальных навыков в сочетании с элементами исполнительского мастерства, происходит освоение разнообразного жанрового репертуара. В процессе обучения у учащихся вырабатывается умение выбирать и использовать средства музыкальной выразительности, понимать и доносить до слушателей содержание исполняемых произведений, прививается навык публичных выступлений.
В основе учебно – педагогической работы лежит система воспитания детского и подросткового певческого голоса и слуха в благоприятной среде, способствующей правильному функционированию, развитию и сохранению здорового голосового аппарата учащихся.
Общая цель программы «Театр у микрофона» — эстетическое воспитание обучающихся, приобщение ребёнка к искусству сольного пения и пения в вокальной группе, развитие мотивации к творчеству; формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства, создание атмосферы детского творчества, сотрудничества.
Основные задачи программы:
• Образовательные:
- прочное овладение вокально – певческими умениями и навыками: чистотой интонирования, певческой дикцией, артикуляцией и дыханием;
- знание основ певческой гигиены и самоконтроля голосового аппарата;
- расширение знаний обучающихся о музыкальной грамоте и искусстве вокала, различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка.
• Развивающие:
- развитие музыкальности, музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию;
- образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса;
- приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности; формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры.
• Воспитательные:
- воспитание коллектива единомышленников, использующих свои индивидуальные творческие возможности для достижения целостного, гармоничного звучания в процессе исполнительского сотрудничества;
- воспитание у обучающихся уважение и признание певческих традиций, духовного наследия, устойчивый интерес к вокальному искусству;
- воспитание эстетического и художественного вкуса, исполнительской и слушательской культуры учащихся, потребности в самообразовании и самовыражении.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:
• сольное и ансамблевое пение (главная задача),
• слушание различных интерпретаций исполнения,
• пластическое интонирование,
• добавление элементов импровизации,
• движения под музыку,
• элементы театрализации.
Основные содержательные линии программы:
- обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;
- усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;
- обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки обучающихся.
Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной программы от существующих программ заключается в многосторонней работе по обучению музыкальной грамоте, развитию вокальных данных, выработке навыков двухголосного пения, а также развитию творческой личности, способной адаптироваться в современных условиях.
Учебно–тематический план – единый, так как в основных разделах - основы музыкальной и нотной грамоты, развитие певческих навыков, творчество и концертная деятельность - используется музыкальный репертуар, соответствующий трем основным возрастным группам.
Тематика всей программы включает в себя необходимые вопросы формирования музыкальной деятельности, но в каждом конкретном случае важную роль играют индивидуально – психологические особенности педагога и ученика, педагога и группы, творческий подход к проведению занятий степень готовности всех детей или даже одного ребенка к занятиям.
Теоретическая и практическая части программы включают в себя два основных раздела: основы музыкальной и нотной грамоты и развитие певческих навыков (вокально-хоровая работа)
Вопросы теоретического и практического характера реализуются на разных этапах обучения. Особое место уделяется в программе концертной деятельности: обучающиеся исполняют произведения в рамках школьных, городских праздников, посвященных разным памятным датам. Это придает прикладной смысл занятиям вокальной студии. Обучение учеников вокалу подчинено личной и общезначимой цели. Для лучшего понимания и взаимодействия для исполнения предлагаются полюбившиеся произведения, хиты, “легкая” музыка. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.
Основное содержание программы позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности - это обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Теоретические знания ориентированы на каждого обучающегося. Это сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты, которые сопровождают все практические занятия, на которых основное внимание уделяется постановке голоса и сценическому искусству.
Организация учебного процесса в рамках каждой темы отличается содержанием, видами деятельности, аппаратом контроля, при постепенном усложнении процесса обучения. Педагог свободно управляет учебным процессом и может заменить одно произведение другим. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.
Принципиальной установкой программы является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.
Возраст детей, участвующих в реализации данной рабочей программы, 11-16 лет. Программа предусматривает дифференцированный подход к учебному материалу в зависимости от возраста и способностей учащихся.
В коллектив принимаются все желающие дети, как с вокальной подготовкой, так и без певческой практики, обладающие необходимыми вокальными и музыкальными данными, имеющие здоровый голосовой аппарат, достаточное физическое развитие и устойчивую психику, проявляющие интерес к избранному направлению.
Одним из необходимых условий функционирования вокального коллектива является предварительное прослушивание учащихся. При ознакомлении с данными поступающих в вокальное объединение необходимо установить наличие вокальных данных: певческого голоса, музыкально- вокального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, уровень общего развития.
Приём в объединение осуществляется после предварительного прослушивания по заявлениям родителей.
Численный состав объединения и продолжительность занятий в нем определяется Уставом учреждения, с учетом рекомендаций санитарных норм и правил: от 15 до 25 человек..
Разновозрастной состав воспитанников объединения позволяет реализовать три принципа обучения:
1. Принцип интеграции и дифференциации задач, содержания, средств обучения учащихся разного возраста.
Для реализации этого принципа необходимо определение общих для всех детей задач, которые объединения детей разного возраста, и одновременно конкретных задач для каждой возрастной группы. Таким образом, и формы занятий одновременно различны: одни понятны и интересны всем, независимо от возраста, другие требуют индивидуального, личностно-ориентированного подхода.
В зависимости от содержания учебного материала разновозрастные занятия могут быть однотемные и разнотемные.
2. Принцип педагогизации учебной деятельности детей.
На занятиях старшие воспитанники осваивают роль педагога, ответственного за результаты работы, выступают организаторами групповой деятельности, руководят подготовкой групп к занятию, объясняют то, что не усвоено младшими, осуществляют контроль за работой и оценку достижений группы и каждого обучающегося.
3. Принцип взаимообучения.
В процессе реализации этого принципа обучающиеся оказывают взаимное влияние друг на друга. В зависимости от ситуации каждый член группы может временно выполнять роль педагога, обучая своего товарища. При этом воспитанник-педагог не только передает информацию, но в процессе общения оттачивает уже имеющиеся знания, осмысливает их по – новому, воспринимает с другой точки зрения. В данном смысле взаимообучение можно рассматривать как обучение другого и самого себя.
Разновозрастное обучение отличается разным возрастом обучающихся, а значит иной формой социализации, деятельным общением с людьми разной компетенции и различными навыками. И уже отсюда следует отсутствие единой внешней задачи. Каждый решает ту задачу, которая посильна для него и решает её до полного выполнения. Решает сам или вместе с другими. И в этом заключается главное в обучении.
Образовательный процесс в разновозрастных учебных группах можно выстроить на идеях педагогикческого сотрудничества: учение без принуждения, трудной цели, свободного выбора, опережения, крупных блоков, самоанализа, создания благоприятного интеллектуального фона учебной группы, личностного подхода, взаимообучения, продвижения в индивидуальном темпе, самоконтроля и взаимоконтроля.
Программа рассчитана на один год. Учебные занятия проводятся 1 раз в неделю по 1час1. Всего - 34 часа в год.
Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме. Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и других учреждений культуры; совместную работу педагога, родителей и детей.
Формы проведения занятий различны:
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия,где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция- отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:
– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный;
– репродуктивный;
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.
Каждое занятие строится по схеме:
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;
– пение вокализов;
– работа над произведением;
– анализ занятия;
– задание на дом.
Концерты и выступления.
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников и их подготовленности. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действиями должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.
Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.
Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю, согласно репертуарного плана.
Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.
Выставка фотоматериала из выступлений студии.
Итоговое занятие.
Урок-концерт.
Беседа о вокальной студии.
Отчетный концерт.
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах.
Ведущей формой организации занятий является практическая деятельность.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Широко используются в работе творческие задания, развивающие у учащихся вокальный слух, смысловое интонирование, внимание и память, речь, фантазию, образный склад мышления, выносливость, трудолюбие. Большое внимание уделяется развитию навыков углубленной самостоятельной работы с нотным и литературным тестом, постоянному совершенствованию исполнительских навыков, подготовке к концертным выступлениям.
Порой следует отступать от традиционных и обязательных педагогических приемов, изменять привычную практику, идя навстречу индивидуальности учащегося.
Это обстоятельство ведет к поиску индивидуальных приемов и методов для воспитания внимания, памяти, музыкального и вокального слуха, ритмического чувства и большого количества различных ощущений: эмоциональных, интонационных. По пути воспитания этих качеств и навыков целесообразно идти не столько от жесткого тренинга, сколько от игры и формирования стойкого интереса к предмету и, что очень важно, к самому процессу занятия, как основе основ.
Организационные формы проведения вокальных занятий способствуют пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, формируются и совершенствуются исполнительские навыки, музыкальные, творческие способности учащихся, закрепляются теоретические знания и навыки восприятия искусства.
Накопление опыта музыкально – творческой деятельности воспитанников осуществляется в процессе:
- участия в школьных и внешкольных музыкальных праздниках, фестивалях и других событиях музыкальной жизни,
- выполнение творческих заданий по ознакомлению с музыкальными теле-радио передачами и высказывания своего отношения к ним,
- ознакомления с музыкальными аудио-, видеозаписями,
- приобретение первоначальных знаний и умений в области музыкального самообразования.
- ведение музыкальных дневников, что является также в период обучения одним из важных способов рефлексии.
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчетного концерта с
приглашением родителей детей, друзей, педагогов и учащихся местных учебных заведений.
В результате изучения программы (при условии регулярного посещения занятий) должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты освоения курса предполагают:
- высокая социальная адаптивность, коммуникабельность, толерантность, активная социальная и гражданская позиция.
- коммуникативной компетенции (владение способами адекватного взаимодействия со сверстниками и взрослыми);
- социокультурной компетенции (потребность в содержательном досуге, ответственность и активность, уважение к социальным нормам и правилам поведения);
- специально-предметной компетенции (знания, умения и навыки, предусмотренные программой).
Метапредметные результаты освоения программы обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой, изо, хореографией и отражают:
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;
- выработка умения продуктивно сотрудничать (общение, взаимодействие) со сверстниками и взрослыми при решении задач на занятиях;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.
Предметные результаты изучения программы отражают опыт учащихся в вокальной деятельности и в результате прохождения программы:
- знание и соблюдение законов и специфики жанра;
- свободное владение музыкальной терминологией и музыкальной грамотой в рамках программы;
- активное участие в творческой деятельности коллектива: концертной, студийной, литературной, музыкально-исполнительской;
- развитый музыкально-поэтический вкус;
- способность к оценочной деятельности при слушании и исполнении музыкальных произведений;
Ожидаемый общий результат:
1. Повышение мотивации обучающихся к саморазвитию, к уровню освоения практической грамотностью.
2. Сформированность у воспитанников четкого представления о специфике музыкального жанра эстрадная песня, приёмов стилизации.
3. Сформированность у обучающихся начальных навыков работы над песней.
4. Развитие вокально-хоровых навыков.
5. Приобретение обучающимися знаний и выработка навыков применения приёмов правильной самооценки.
Для отслеживания результативности обучения по данной программе предполагается использование следующих методов:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов;
- педагогический мониторинг;
- мониторинг результатов усвоения программы.
Программа предусматривает аттестацию обучающихся, которая направлена на выявление исходного, текущего, промежуточного и итогового уровня теоретических знаний, развития практических умений и навыков, сформированных компетенций и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
1. Входная аттестация проводится педагогом дополнительного образования в сентябре с целью выявления первоначального (стартового) уровня подготовленности детей.
2.Промежуточная — в декабре, мае - по итогам полугодия или учебного года.
3. Итоговая аттестация проходит в апреле-мае по окончании полного курса обучения.
К основным формам подведения итогов реализации данной программы относятся различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:
- наблюдение педагога в ходе занятий;
- анализ работы учащегося в конце каждого занятия
- контрольное занятие по теме, за полугодие, (в виде контрольных тестов, устных опросов, работы по карточкам – проверка теоретических знаний; в виде отчетных итоговых концертов – проверка практических навыков);
- участие обучающихся в различных городских, районных, краевых и иных
мероприятиях художественной направленности;
- анализ подготовки и участия воспитанников в мероприятиях различного уровня;
- анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах оценка зрителей, членов жюри;
- итоговое открытые занятия;
- мониторинг результативности освоения программы на разных этапах (блоках) её реализации;
- подготовка аналитических отчётов по итогам полугодия и года.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Индивидуальное прослушивание.
2
Понятие о сольном и ансамблевом пении.
Знакомство с сольным и ансамблевым пением
Пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие голоса
3
Строение голосового аппарата.
Углубление представлений о строение голосового аппарата
Пение учебно-тренировочного материала, направленного на определение диапазона голоса
4
Правила охраны детского голоса.
Углубление представление об охране голоса, о гигиене голоса
5
Вокально-певческая установка.
Знакомство с правильной певческой установкой. Формирование представлений о роли солиста.
Пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие гармонического слуха, пения без музыкального сопровождения.
6
Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
Знакомство с дыхательной методикой Стрельниковой. Разучивание дыхательных упражнений.
Работа над певческим дыханием, индивидуальная работа с обучающимися по формированию певческих навыков
7
Звукообразование.
Расширение представления о звуообразовании, о том, как формируется и образуется звук
Обучение умению соблюдать певческую установку; правильному звукообразованию в народной манере, спокойному вдоху, экономному выдоху
8
Певческое дыхание.
Знакомство с видами дыхания, с правилами дыхания
Формирование основных свойств певческого голоса: звонкости, полётности, вибрато, ровности, разборчивости.
9
Дикция и артикуляция.
Раскрытие роли дикции в пении. Знакомство с песнями, раскрытие содержания текста.
Пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие навыков ансамблевого эстрадного пения (унисон, двухголосие) и разучивание песенного репертуара.
10
Речевые игры и упражнения.
Знакомство с речевыми и вокальными упражнениями, направленными на развитие голоса
Пение учебно-тренировочного материала (чистота интонирования, унисон, мягкая атака звука, глубокое певческое дыхание…)
11
Вокальные упражнения.
Знакомство с понятием синкопа, синкопированный ритм, выполнение учебно-тренировочного материала направленного на развитие ритмического слуха.
Формирование основных свойств певческого голоса: звонкости, полётности, вибрато, ровности, разборчивости.
Выявление певческой наклонности обучающихся; индивидуальный подбор песенного материала,
- индивидуальная работа с обучающимися по составлению исполнительского плана песни; введение тренировочных занятий по формированию навыков сценического мастерства (манера исполнения, вокал, костюм, пластика, поведение на сцене, общение со зрителем); индивидуальная работа с обучающимися по созданию сценического образа исполняемых песен.
12
Народная песня.
Расширение представления об особенностях народной песни её жанрах (лирические, плясовые, скоморошины, хороводные), её видах (бытовые, игровые, трудовые, военные, календарно-тематические)
Пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков
13
Произведения русских композиторов- классиков.
Знакомство с композиторами классиками. Формирование представлений о роли солиста в музыкальных композициях.
Пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистота интонирования)
14
Произведения современных отечественных композиторов.
Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов . Знакомство с разными манерами исполнения
Пение учебно-тренировочного материала, направленное на работу с певческим дыханием, над дикцией, орфоэпией.
15
Сольное пение.
Знакомство с возможностями голоса, индивидуальная работа с обучающимися по формированию технических умений и навыков работы с микрофоном (положение в руке, направление, приближение и удаление), слушание записей примеров сольного исполнения
Подбор песенного репертуара с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, пение учебно-тренировочного материал. Пение учебно-тренировочного материала направленного на развитие навыков пения соло
16
Репетиции
Знакомство с понятием – вокальный эстрадный ансамбль; слушание записей примеров вокального ансамбля в рамках жанра эстрадного пения.
Пение учебно - тренировочного материала, направленного на развитие подвижности гортани и чёткости дикции, индивидуальная работа с обучающимися по формированию и развитию вокальных навыков.
17
Выступления
Выступление солистов и группы.
Слушание записей выступлений детских вокальных групп.
Пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие навыков ансамблевого эстрадного пения соло + бэк-вокал,; подготовка к творческому отчёту в рамках представленного мероприятия.
18
Концерты.
Творческий отчет
Теоретический блок
Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.
1.1. Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.
1.2. Диагностика. Прослушивание детских голосов Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников.. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.
1.3. Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.
1.4. Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.
1.5. Вокально-хоровая работа. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.
1.6. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
Тема II. Развитие детского голоса.
2.1. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.
2.2. Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.
2.3. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.
2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.
2.5. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука.
Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.
Упражнения первого уровня формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.
Тема III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.
3.1. Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.
3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д.
3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.
3.4. Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки.
Тема IV. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт).
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.
Практический блок
Учебно-тренировочные задания на:
- обучение умению соблюдать певческую установку; правильному звукообразованию, спокойному вдоху, экономному выдоху;
- формирование основных свойств певческого голоса: звонкости, полётности, вибрато, ровности, разборчивости;
- обучение правильному формированию гласных и согласных звуков;
- развитие певческого рабочего диапазона;
- формирование ансамблевого строя: унисона, ритмического, динамического, орфоэпического, темпового, тембрального.
- обучение дикционным правилам исполнения народных песен (нередуцированное произношение окончания…)
- обучение вокальной техники огласовки, сброса, гуканья,, характерных для народной манеры исполнения;
- развитие гармонического слуха, через изучение приёмов двухголосного пения: канон и подголосок;
- развитие умения пения на опоре;
- развитие умения соблюдать певческую установку;
- развитие умения активного вдоха и экономного выдоха;
- развитие основных свойств певческого голоса: звонкости, полётности, вибрато, ровности, разборчивости;
- изучение приёмов джазовой манеры исполнения «глиссандо», «бибоп»;
- формирование умения исполнять упражнения с элементами вокальной импровизации;
- развитие ритмического слуха исполнения синкопы;
- развитие чувства ритма, дикции и орфоэпии.
-развитие умения анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение в единстве его формы и содержания:
- обучение осмысленному и выразительному пению.
III. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В процессе обучения решаются следующие задачи:
- формирование представлений о стилевых особенностях вокального эстрадного жанра,
- знакомство с основами теории фольклорных жанров (лирическая песня, плясовая песня),
- развитие вокальных навыков (огласовка, распев, а капелла),
- знакомство с основами теории эстрадного жанра (сценический имидж, пластика),
- обучение приёмам работы с песней,
- формирование основных навыков работы с ТСО (кассета, СД-диск, микрофон),
- развитие вокальных навыков,
- формирование навыков ансамблевого пения,
- охрана детского голоса,
- воспитание интереса к песенному творчеству, эмоциональной отзывчивости на музыку и вкуса.
Решение этих задач осуществляются в процессе изучения следующих разделов:
- Пение как вид музыкальной деятельности.
- Формирование детского голоса.
- Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.
- Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.
- Концертно-исполнительская деятельность
Виды занятий:
занятие-беседа – проводится в начале или в конце изучения курса или раздела;
комбинированное занятие – проводится по плану, сочетания теории и практики (сообщение новых сведений, слушание записей – образцов, пение учебно-тренировочного материала),
практические занятия – индивидуальные или групповые формы работы над песенным репертуаром, публичные выступления-концерты.
Условия реализации программы
Данная программа реализовывается при взаимодействии следующих составляющих её обеспечение:
Общие требования к обстановке в кабинете:
чистота, освещённость, проветриваемость кабинета;
физкультпаузы и др.;
свободный доступ или возможность организации занятий на сцене актового зала.
Техническое и материальное обеспечение:
кабинет, содержащий ученические столы с оборудованными рабочими местами в количестве - 12 штук;
стол педагога - 1 штука;
музыкальный центр - 1 штука;
пианино или клавишный синтезатор - 1 штука;
ученическая доска - 1 штука;
микрофоны шнурованные и радиомикрофоны - 2+2=4 штуки;
стойки для микрофонов - 1 штука;
СD - диски – 30 штук;
кассеты – 50 штук.
Кадровое обеспечение:
Педагог руководитель объединения «Эстрадный вокал», реализующий данную программу владеет следующими профессиональными и личностными качествами:
обладает специальным музыкально-педагогическим образованием;
владеет навыками и приёмами организации музыкальных занятий;
знает физиологию и психологию детского возраста;
умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;
умеет создать комфортные условия для успешного развития личности воспитанников;
умеет видеть и раскрывать творческие способности воспитанников;
систематически повышает уровень своего педагогического мастерства и уровень квалификации по специальности.
Методическое обеспечение программы:
методические разработки и планы – конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям;
развивающие и дидактические процедуры: дидактические и психологические игры и упражнения;
дидактические материалы.
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Обязательная литература
1. Сафронова О.Л. Распевки. Хрестоматия для вокалистов.–СПб.: Планета музыки, 2014.- 69с.
2. Соловьева Л. Говори свободно–М.:Добрая книга, 2006. 479с.
3. Романова Л.В Школа эстрадного вокала - М.: 2007. – 41с.
4. Карягина А. Джазовый вокал – СПб.: Планета музыки, 2008. –49с.
Дополнительная литература.
1. Речитатив. Интернет. http://www.toke-cha.ru, www.hip-hop.ru.
2. Пьянков В. «Песни и хоры для детей». - М,: «Владос», 2003.
3. Рэп-школа. Интернет. http://www.rap.uz/rus/info/rap-school/history/
4. Юдина А.А. «Сценическая речь, движение, имидж». – СПб.: Ария,2010.
5. Учимся понимать музыку. Практический курс./Школа развития личности,- М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007- СД-диск (ИКТ).
6. Шедевры музыки. СД-диск. «Кирилл и Мефодий» 2001 (ИКТ).
7. Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия – 2004/Электронное пособие на 2-х СД-дисках (ИКТ)
Список полезных интернет – ресурсов для педагога и детей
1. http://classic-online.ru/ru/production/744
2. http://rusfolklor.ru
3. http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-
4. http://alekseev.numi.ru/
5. http://talismanst.narod.ru/
6. http://www.rodniki-studio.ru/
7. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
8. http://www.lastbell.ru/pesni.html
9. http://www.fonogramm.net/songs/14818
10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm
11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
12. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
13. http://www.notomania.ru/view.php?id=207
14. http://notes.tarakanov.net/
15. http://irina-music.ucoz.ru/load
16. http://45minut.info/publ/9-1-0-823
17. http://www.belcanto.ru/index.html Оперный портал Belcanto.Ru
18. http://www.classic-music.ru/index.htm