Планирование музыки по программе Усачевой В.О, Школяр Л.В Рабочая программа по музыке в 5,6 классах ФГОС

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


1.Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для 5,6 классов (базовый уровень) составлена в соответствии

-с ФГОС ООО,

-федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2016-2017 учебный год,

-базисного учебного плана для общеобразовательных организаций Брянской области на 2016-2017 учебный год,

- учебным планом МБОУ СОШ №2 п.Клетня на 2016-2017 учебный год (приказ №1/25-О от 01.09.2016 года)

- в соответствии с требованиями к результатам основного образования, с учетом преемственности с программами начального общего образования,

Данная рабочая программа составлена на основе рабочей программы для общеобразовательных организаций «Музыка» 5-7 классы. Авторы: Усачева В.О, Школяр Л.В, Школяр В.А. Москва Издательский центр «Вентана-Граф», 2013 г.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.


Учебник «Музыка» 5 класс, авторы: Усачева В.О, Школяр Л.В, Школяр В.А.

Москва. Просвещение Издательский центр «Вентана-Граф», 2016 г.


Учебник «Музыка» 6 класс, авторы: Усачева В.О, Школяр Л.В, Школяр В.А.

Москва. Просвещение Издательский центр «Вентана-Граф», 2016 г.


Диски, применяемые на уроке музыки


CD Электронная книга «Музыканты, композиторы, вокалисты

CD Энциклопедия «Про музыку»

CD Аудиоэнциклопедия «Симфонический оркестр»

CD Энциклопедия для детей «Аванта»

CD Мудьтимедийное приложение к урокам музыки 1-8 классы

CD «Учимся понимать музыку»

CD «Музыка для импровизации, движения и слушания»

CD «Детский альбом» Чайковского П.И.

CD «Музыкальная шкатулка»

CD Фонохрестоматия по программе музыка

DVD Опера «Кармен», «Война и мир»

DVD Балет «Анна Каренина», «Мастера русского балета»

DVD Рок-оперы «Орфей и Эвридика», «Юнона и Авось»

DVD Караоке «Детские песенки», «Песни из кино», «5000 лучших»

Цель : развитие творческих сил подростка, которые сделали бы успешным и плодотворным процесс формирования его музыкальной культуры как части всей его духовной культуры.

Задачи:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к вершинам музыкального искусства;

- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;

- воспитывать культуру мышления и речи.





Общая характеристика учебного предмета

Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование  в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.

Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, изложенных в ФГОС. Содержание соответствует целям основного общего образования и предметной области «Искусство», куда входит музыка, и базируется на положениях «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России».

Особенностью программы является то, что она не просто создана с опорой на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, основные принципы и методы которой являются до настоящего времени прогрессивными и новаторскими, а строго следует логике тематического развития программы и поурочного планирования в целом. Для современного состояния музыкальной педагогики это имеет большое значение, поскольку идеи концепции, содержание и сама структура программы Д.Б. Кабалевского не только заложили основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования, но, по сути дела, представляют собой научно обоснованныйкурс музыкальной эстетики, соответствующий школьному возрасту детей, в котором процесс познания музыкального искусства совершается с целью воспитания музыкальной культуры учащихся как части всей их духовной культуры.

Содержание программы также наглядно доказывает, насколько многообразно и эффективно музыка участвует в реализации фундаментальных функций искусствакоммуникативной, эмоционально-оценочной, преобразовательной и познавательной, соответствующих основным направлениям системы человеческой деятельности.

Содержание курса 5-го класса (тема года – «Музыка и другие виды искусства») раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка и литература», «Музыка и живопись». Тематическое построение этого учебного года, соответственно, предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи. Это такие музыкальные жанры, как песня, романс, хоровая музыка, опера, балет (раздел «музыка и литература»), а также специфические жанровые разновидности – музыкальный портрет, пейзаж в музыке и другие (раздел «Музыка и изобразительное искусство»).

Данная тема предусматривает изучение музыки «в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами,  сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим». Кроме того, она призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы  одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь.

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод художественного контекста;

- метод создания «композиций»;

- метод междисциплинарных взаимодействий;

- метод проблемного обучения.

Рабочая программа по музыке для 5-го класса предполагает определенную специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействия  музыки:

- с литературой («общепрограммные литературные произведения и жанры – например, сказки Г.Х. Андерсена, поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворение  А.С. Пушкина «Зимний вечер», «Вот север тучи нагоняя…»; жанр «музыкальная басня» - И. Крылов.«Квартет»; общие для литературы и музыки понятия – интонация, предложение, фраза);

изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие для музыки и живописи понятия – пространство, нюанс, контраст, музыкальная краска и т.д.);

мировой художественной культурой (изучение особенностей художественных направлений, в частности импрессионизма);

- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста, формирование культуры анализа текста на примере приема «описание» - описание романса К. Дебюсси «Оград бесконечный ряд»);

историей (изучение древнегреческой мифологии – пьеса К.-В. Глюка «Орфей»);

- природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).

Междисциплинарные взаимодействия осуществляются либо при параллельном освоении материала в рамках указанных предметов, либо « методом подхвата» (сначала в одном предмете, затем в другом), что способствует более объемному его восприятию и усвоению.

Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 5 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор пятиклассников должны расширяться. Разные искусства должны восприниматься пятиклассниками как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры, изучение которой предстоит учащимся в старших классах.



Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному учебному плану для образовательных организаций Брянской области на2016-2017г и учебному плану МБОУ СОШ №2 п.Клтня на 2016-2017г на изучение музыки в 5 классе(базовый уровень) отводится 1 час в неделю (всего 35 часов в год), в 6 классе(базовый уровень) отводится 1 час в неделю (всего 35 часов в год).



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


В основной школе личностными результатами обучения музыке являются формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Этому способствует определенный метод подачи материала, который стимулирует интерес учащихся к самостоятельной интеллектуальной деятельности, основанной на поиске тех или иных решений, связанных с индивидуальными особенностями каждого, жизненными реалиями и констатирующих в итоге необходимость музыкально-художественной деятельности и ее значение для личности учащегося.

Личностные результаты изучения музыки:

  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части всей духовной культуры личности; наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни; формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его стилей, форм и жанров; потребность общения с музыкальным искусством своего народа и других народов мира;

  • навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач; овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.


В процессе обучения музыке в основной школе метапредметные результаты формируются через освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющих основу умения учиться: познавательных (знакомство с музыкальным своеобразием культур разных стран, освоение произведений «золотого фонда» музыкальной культуры мира, углубленное знакомство с музыкальной жизнью России, с различными периодами развития национальной культуры); регулятивных (участие в совместном открытии знаний, в диалогах с учителем, в дискуссиях с классом с привлечением исключительно средства музыкальной выразительности – музыкальное цитирование, музыкальная импровизация и т.д.); коммуникативных (они заложены в самом существе музыкального искусства как универсального коммуникативного средства и реализуются в совместном музицировании – вокальном и инструментальном ансамблевом исполнительстве, хоровом пении, совместной музыкально-ритмической деятельности).

Метапредметные результаты изучения музыки:

  • анализ собственных умений и навыков освоения музыкального искусства; проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов;

  • наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран мира; убежденность в преобразующем воздействии музыки и других искусств на человека и на жизнь в целом;

  • умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.

Приобретаемый учащимися опыт в специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира, включены в конкретные предметные требования.

Предметные результаты изучения предметной области «Искусство» по музыке:

  • сформированность основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

  • развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

  • сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);

  • появление эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации; творческие способности в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

  • расширение музыкального и общего культурного кругозора; музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

  • овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.








2. Содержание тем учебного курса 5 класс



Главная тема 5-го класса – «На перекрёстке искусств — художественное познание мира».

1.Искусство слышать, искусство видеть - 6ч..

Универсальная способность человека познавать окружающий мир во всём богатстве его звучания, многоцветия и выражать своё отношение через художественный образ. Предназначение искусства — воспитывать духовность, развивать эмоционально- чувственную сферу. Музыка, литература, изобразительное искусство — ветви единой мировой художественной культуры. Интонационная общность видов искусства, их стремление к взаимодействию и взаимопроникновению.


2.Истоки творчества - 8 ч.

Состояние творчества — потребность человека-творца выразить ценностное отношение к объективному миру. Интонация — единая мера выражения этого ценностного отношения. Соотношение общего и индивидуального в искусстве — символ и знак.


3. Образный язык искусства-9 ч.

Слово, линия, колорит, строй, композиция, форма и прочее — способы художественного выражения ценностного отношения к миру. Образность как универсальный способ познания мира. Разнообразие художественных стилей (течений, направлений, школ), жанров и форм. Роль музыки в человеческом обществе. Музыка как знаковая система особого рода, её процессуальная, интонационно-образная природа. Строительство музыки через тождество и контраст (сходство и различие). Народное искусство. Интонационное разнообразие фольклорных традиций; традиции и специфика музыкального языка народов и различных регионов России.


4.Путь к слушателю, читателю, зрителю -12 ч.

Направленность выразительных средств разных видов искусства на восприятие читателя, зрителя, слушателя. Механизм воспроизведения в музыке развития человеческого чувства как диалектического процесса.


5. Итого: 35 часов


Формой проведения занятий по программе является урок. Формы урока:

  • Урок индивидуального творчества;

•Урок коллективной творческой работы;

•Урок изучения нового материала;

•Урок закрепления знаний, умений и навыков;

•Комбинированный;

•Обобщающий.

В конце учебного года предусмотрена промежуточная аттестация в форме творческой работы.


Тематическое планирование


п/п

Тема

Количество

часов

Количество контрольных работ ( творческих)


Тема 1: Искусство слышать, искусство видеть

6


1

Способность человека воспринимать окружающий мир во всём многоцветье и богатстве звучания.

1


2

Художественный образ как выражение отношения к миру человека-творца

1


3

Проникновение в замысел художника, композитора, писателя.

1


4

Исследование собственных творческих побуждений (проявлений) в разных видах художественной деятельности.

1


5

Способы раскрытия и переноса поэзии повседневной жизни в содержание произведения искусства.

1


6

Роль музыки в человеческом обществе, её воспитательный потенциал. Знакомство с выдающимися деятелями в разных областях искусства.

1



Тема 2: Истоки творчества

8


7

Поэтическое и обыденное -эстетическое и философское осмысление действительности

1


8

Поэтическое и обыденное - реальность и художественное уподобление

1


9

Звучание - способ художественного выражения ценностного отношения человека к явлениям, событиям, фактам окружающей действительности

1


10

Изображение - способ художественного выражения ценностного отношения человека к явлениям, событиям, фактам окружающей действительности

1


11

Слово- способ художественного выражения ценностного отношения человека к явлениям, событиям, фактам окружающей действительности.

1


12

Состояние творчества: художественный замысел и его проживание, вынашивание идеи и импровизация.

1


13

Состояние творчества: вдохновение и работа.

1


14

Развёртывание художественного замысла в движении от художественной идеи к средствам её воплощения

1

1


Тема 3: Образный язык искусства

9


15

Музыкальные основы: процессуальная интонационно-образная природа музыкального искусства; единые интонационно-эмоциональные истоки человеческой и музыкальной речи.

1


16

Интонационная общность видов искусства.

1


17

Образность как универсальный способ художественного познания мира

1


18

«Единство в многообразии» - уникальная способность искусства выражать человеческое всеобщее через особенное, специфическое, характерное, индивидуальное.

1


19

Музыка вокальная, симфоническая, инструментальная.

1


20

Разнообразие художественных стилей, форм, жанров (течений, направлений, школ и пр.).

1


21

Народное искусство — интонационное многообразие фольклорных традиций

1


22

Народное искусство - интонационное многообразие фольклорных традиций: характерные черты и специфика музыкального языка народов

1


23

Народное искусство -интонационное многообразие фольклорных традиций: характерные черты и специфика музыкального языка народов

1

1


Тема 4: Путь к слушателю, читателю, зрителю

12


24

Возникновение художественной деятельности как условия существования человека.

1


25

Искусство — способ философского осмысления жизни в её нравственно-эстетическом измерении.

1


26

Природа и предназначение художественной деятельности

1


27

Природа и воздействие искусства на человека.

1


28

Театр как интегративная художественная целостность

1


29

Театр как интегративная художественная целостность живописи и других видов искусства.

1


30

Театр как интегративная художественная целостность музыки и других видов искусства

1


31

Театр как интегративная художественная целостность (взаимодействие и взаимопроникновение живописи, музыки, литературы и других видов искусства)

1


32

Обусловленность организации выразительных средств искусства направленностью на восприятие читателя

1


33

Творческая работа

1

1

34

Научное и художественное познание мира - общее и специфическое

1


35

Механизмы «заражения» и «внушения» в музыке, интонационные «узелки на память»- условия понимания драматургической сущности развития музыки.

1



1-я ч.

(кол-во часов.)

2-я ч.

(кол-во часов.)

І полуг.

(кол-во часов.)

3-я ч.

(кол-во часов.)

4-я ч.

(кол-во часов.)

ІІ полуг.

(кол-во часов.)

ИТОГО

Творческая работа



1

1

1

1

3

3


Календарно-тематическое планирование

урока



Дата проведения

Тема урока, тип урока

Характеристика основных видов учебной деятельности.

План

Факт

Раздел 1: Искусство слышать, искусство видеть -6ч.

1.



Способность человека воспринимать окружающий мир во всём многоцветье и богатстве звучания.

Воспринимать окружающий мир во всём богатстве его звучания и красок, различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;

2.



Художественный образ как выражение отношения к миру человека-творца

Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю

3.



Проникновение в замысел художника, композитора, писателя.

Эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки

4.



Исследование собственных творческих побуждений (проявлений) в разных видах художественной деятельности.

Исследовать собственные творческие проявления (побуждения) на основе проникновения в замысел художника, композитора, писателя..

5.



Способы раскрытия и переноса поэзии повседневной жизни в содержание произведения искусства.

Различать характерные признаки музыкальной речи

6.



Роль музыки в человеческом обществе, её воспитательный потенциал. Знакомство с выдающимися деятелями в разных областях искусства.

Работа с учебником

Сочинение стихотворения

Раздел 2: Истоки творчества - 8 ч.


7.



Поэтическое и обыденное -эстетическое и философское осмысление действительности

Понимать истоки творчества как эстетическое и философское осмысление композитором реальных явлений жизни

8.



Поэтическое и обыденное - реальность и художественное уподобление

Понимать истоки творчества как эстетическое и философское осмысление композитором реальных явлений жизни

9.



Звучание - способ художественного выражения ценностного отношения человека к явлениям, событиям, фактам окружающей действительности

Исследовать общие и специфические черты творческой деятельности в разных областях искусства.

10.



Изображение - способ художественного выражения ценностного отношения человека к явлениям, событиям, фактам окружающей действительности

Исследовать общие и специфические черты творческой деятельности в разных областях искусства.

-работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному общению с искусством

11.



Слово- способ художественного выражения ценностного отношения человека к явлениям, событиям, фактам окружающей действительности.

Исследовать общие и специфические черты творческой деятельности в разных областях искусства.

-работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному общению с искусством

12



Состояние творчества: художественный замысел и его проживание, вынашивание идеи и импровизация.

Осознавать собственные творческие возможности в разных видах художественной деятельности (пении, импровизации, подборе аккомпанемента, выразительном движении, написании литературного эссе и др.) Творческая деятельность

13.



Состояние творчества: вдохновение и работа.

Осознавать собственные творческие возможности в разных видах художественной деятельности (пении, импровизации, подборе аккомпанемента, выразительном движении, написании литературного эссе и др.) -Творческая деятельность

14.



Развёртывание художественного замысла в движении от художественной идеи к средствам её воплощения

Выявлять внутренние связи между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством Творческая деятельность.

Раздел 3: Образный язык искусства-9 ч.


15.



Музыкальные основы: процессуальная интонационно-образная природа музыкального искусства; единые интонационно-эмоциональные истоки человеческой и музыкальной речи.

Понимать «зёрна-интонации» (темы) в развитии музыкального смысла

16.



Интонационная общность видов искусства.

Исследовать истоки единства человеческой и музыкальной речи

17.



Образность как универсальный способ художественного познания мира

Узнавать музыкальные фрагменты произведений разных жанров по характерным интонациям.

18.



«Единство в многообразии» - уникальная способность искусства выражать человеческое всеобщее через особенное, специфическое, характерное, индивидуальное.


Уметь проводить сравнение и анализ вокальной, симфонической, инструментальной музыки разных стилей, жанров и форм

-Слушание музыки, составление кроссворда

19.



Музыка вокальная, симфоническая, инструментальная.

Определять автора конкретного музыкального произведения по интонационным проявлениям его принадлежности к определённому течению, художественному направлению, композиторской школе. Слушание музыки

20.



Разнообразие художественных стилей, форм, жанров (течений, направлений, школ и пр.).

Определять автора конкретного музыкального произведения по интонационным проявлениям его принадлежности к определённому течению, художественному направлению, композиторской школе

21.



Народное искусство — интонационное многообразие фольклорных традиций

Выявлять характерные черты и специфику музыкального языка народов России (сообщение).

22.



Народное искусство - интонационное многообразие фольклорных традиций: характерные черты и специфика музыкального языка народов

Выявлять характерные черты и специфику музыкального языка

23.



Народное искусство -интонационное многообразие фольклорных традиций: характерные черты и специфика музыкального языка народов

выявлять особенности взаимодействия музыки с литературным искусством и раскрывать образный строй художественных произведений

Раздел 4: Путь к слушателю, читателю, зрителю -12 ч.


24/1



Возникновение художественной деятельности как условия существования человека.

Понимать художественную деятельность как высшую форму ценностного отношения человека к жизни Работа в группах (исследование творчества М.И.Цветаевой)

25/2



Искусство — способ философского осмысления жизни в её нравственно-эстетическом измерении.

Понимать историческую обусловленность возникновения искусства как условия самовоспитания человека. Работа в группах

26/3



Природа и предназначение художественной деятельности

Уметь объяснять многообразие видов, форм и жанров искусства необходимостью полихудожественного воздействия на человека.

27/4



Природа и воздействие искусства на человека.

Уметь объяснять многообразие видов, форм и жанров искусства необходимостью полихудожественного воздействия на человека.

28/5



Театр как интегративная художественная целостность

Эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения А.П.Бородина

29/6



Театр как интегративная художественная целостность живописи и других видов искусства.

Понимать театр как синтетический вид искусства, помогающий рассмотреть жизнь во всех её противоречиях, вводящий зрителя в систему общечеловеческих идеалов и ценностей.

30/7



Театр как интегративная художественная целостность музыки и других видов искусства

Эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров

31/8



Театр как интегративная художественная целостность (взаимодействие и взаимопроникновение живописи, музыки, литературы и других видов искусства)

Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозной традиции, современная

32/9



Обусловленность организации выразительных средств искусства направленностью на восприятие читателя

Выявлять в художественном комплексе (фрагменте), в том числе музыкальном, специфическую направленность выразительных средств на восприятие слушателя.

33/10



Творческая работа

Выявлять в художественном комплексе (фрагменте), в том числе музыкальном, специфическую направленность выразительных средств на восприятие слушателя.

34/11



Научное и художественное познание мира - общее и специфическое

Уметь объяснять логику раскрытия любого чувства в музыке художественным воссозданием его процессуальности в реальной жизни.

35/12



Механизмы «заражения» и «внушения» в музыке, интонационные «узелки на память» — условия понимания драматургической сущности развития музыки

Знать великих отечественных исполнителей прошлого и настоящего: С.В. Рахманинова, Ф.И. Шаляпина, Е.А. Мравинского, Н.А. Обухову, А.В. Нежданову, С.Я. Лемешева и др












2. Содержание тем учебного курса 6 класс


1

Музыка в жизни, жизнь в музыке (6 ч)

Содержание музыкального искусства — система общечеловеческих ценностей, раскрывающих «психику общественного человека» (Л.С. Выготский), его духовный мир.

Музыкальное искусство — знаковая система особого рода, имеющая специфический эмоционально-интонационный язык, процессуальность, образные и временные характеристики.

Предназначение музыки — выражать ценностное отношение человека к миру и к самому себе с эстетических позиций.

Преобразующее воздействие музыкального искусства на чувства и мысли человека, на жизнь в целом

2

Восприятие музыки как умение слышать музыку и размышлять о ней (14 ч)

Восприятие музыки — диалектическое единство умения слышать музыку и размышлять о ней.

Зависимость личностного восприятия музыки (понимания музыкальных сочинений) от степени проникновения в суть деятельности композитора, исполнителя, слушателя.

Комплекс эмоций, возникающих в процессе восприятия музыки: 1) отражающие композиторскую оценку явлений жизни; 2) вызываемые у слушателя, реагирующего на звучание и исполнительскую трактовку музыкального произведения; «рефлексивные»; 3) возникающие во время аналитической деятельности слушателя.

Яркие и ёмкие музыкальные образы, определяющие эмоционально-чувственную составляющую восприятия: усвоено может быть лишь то, что пережито.

Ассоциативно-смысловое восприятие содержания музыкальной интервалики (консонансы, диссонансы, мелодическое и гармоническое их расположение, различные сочетания звукокомплексов и т. д.)

3

Законы художественного творчества (15 ч)

Понимание сущности взаимоотношений музыкальной и духовной культуры. Роль преобразующего воздействия музыки на человека.

Художественно-творческий процесс как непрерывное движение в сфере нравственных понятий, идеалов,

образов в их взаимодействии и взаимопроникновении.

Философское осмысление значения тире между датами: обозначение начала и окончания эпох, исторических периодов и событий, пути великих людей от рождения до смерти.Произведение искусства — документ эпохи. Возможность определить характерные черты эпохи, изучив личность композитора и его творчество. Роль музыкальных произведений и творческих биографий композиторов в приобщении к мировой культуре. Категории «возвышенное» и «низменное», их нравственно-эстетические смыслы и диалектика взаимодействия.

Выявление логики развития художественной идеи с опорой на законы художественного творчества.

Моделирование художественно-творческого процесса как принцип раскрытия природы искусства и природы художественного творчества в целом.

Опережающее отражение — механизм предвидения развития художественной идеи и средств её выражения

4

Итого: 35 часов В конце учебного года предусмотрена промежуточная аттестация в форме творческой работы

Тематическое планирование

п/п

Тема

Количество

часов

Количество контрольных работ ( творческих)


Тема 1: Музыка в жизни, жизнь в музыке

6


1

Содержание музыкального искусства

1


2

Лента памяти. Эдвард Григ

1


3

Мысли и чувства человека становятся музыкой

1


4

Как можно услышать музыку

1


5

От примы до октавы

1


6

Лента памяти. П. Чайковский

1



Тема 2: Восприятие музыки как умение слышать музыку и размышлять о ней

14


7

П. Чайковский. Опера Евгений Онегин. Вступление.

1


8

Штрихи к портрету. Письмо Татьяны

1


9

Штрихи к портрету. Онегин и Ленский.

1

1

10

Лента памяти. Л. Бетховен

1


11

Сонатная форма

1


12

Лента памяти. Моцарт

1


13

В.Моцарт «Дон Жуан»

1


14

В.Моцарт. «Реквием».

1


15

Лента Памяти. К. М. фон Вебер

1


16

К. М. фон Вебер. Оберон

1


17

Лента памяти Ф.Шуберт

1


18

Ф.Шуберт. Баллады

1


19

Ф.Шуберт. Песни из цикла «Зимний путь»

1


20

«Горные вершины спят во тьме ночной…»

1

1


Тема 3: Законы художественного творчества

15 ч


21

«Волшебный рог мальчика» Г. Малера

1


22

Жизнь и творчество.

1


23

«Опять Шопен не ищет выгод»

1


24

Этюд

1


25

Прелюдия

1


26

Вальс

1


27

Лента памяти. Дм. Шостакович

1


28

История ХХ века в симфониях

1


29

История ХХ века в киномузыке

1


30

Композиторы отечественного кинематографа. И.Дунаевский

1


31

Композиторы отечественного кинематографа. В.Соловьев-Седой

1


32

Композиторы отечественного кинематографа. Е.Крылатов

1


33

Композиторы отечественного кинематографа. А.Рыбников

1


34

Творческая работа

1


35

Законы художественного творчества

1

1


1-я ч.

(кол-во часов.)

2-я ч.

(кол-во часов.)

І полуг.

(кол-во часов.)

3-я ч.

(кол-во часов.)

4-я ч.

(кол-во часов.)

ІІ полуг.

(кол-во часов.)

ИТОГО

Творческая работа

1



1

1

1

3

3























Календарно-тематическое планирование

урока



Дата проведения

Тема урока, тип урока

Характеристика основных видов учебной деятельности.

План

Факт

Тема 1: Музыка в жизни, жизнь в музыке -6 ч

1/1



Содержание музыкального искусства

Воспринимать содержание музыкального искусства как «хранилище» духовного опыта целых поколений.

2/2



Лента памяти. Эдвард Григ

Понимать характерные особенности музыкального языка, его интонационно-образную природу.

3/3



Мысли и чувства человека становятся музыкой

Выявлять специфические черты развития музыки в единстве содержания и формы музыкального «высказывания».

4/4



Как можно услышать музыку

Находить в произведении и объяснять моменты изменения смысла интонации при неизменности её звуковысотности

5/5



От примы до октавы

Размышлять о роли музыки в жизни человека и общества.

6/6



Лента памяти. П. Чайковский

Приводить примеры преобразующего воздействия музыкального искусства на отдельного человека и целые поколения людей.

Тема 2: Восприятие музыки как умение слышать музыку и размышлять о ней – 14ч

7/1



П. Чайковский. Опера Евгений Онегин. Вступление.

Воспринимать музыкальные произведения в единстве умения слышать музыку и размышлять о ней.

8/2



Штрихи к портрету. Письмо Татьяны

Понимать зависимость собственного восприятия музыки от степени проникновения в композиторский замысел, исполнительскую трактовку.

9/3



Штрихи к портрету. Онегин и Ленский.

Оценивать собственный эмоциональный отклик и переживание музыки.

10/4



Лента памяти. Л. Бетховен

Размышлять о знакомом музыкальном произведении

11/5



Сонатная форма

Анализировать музыкальные сочинения с точки зрения ассоциативно-смыслового содержания

12/6



Лента памяти. Моцарт

Исполнять музыку, передавая её художественный смысл

13/7



В.Моцарт «Дон Жуан»

Анализировать музыкальные сочинения с точки зрения ассоциативно-смыслового содержания

14/8



В.Моцарт. «Реквием».

Анализировать музыкальные сочинения с точки зрения ассоциативно-смыслового содержания

15/9



Лента Памяти. К. М. фон Вебер

Воспринимать музыкальные произведения в единстве умения слышать музыку и размышлять о ней.

Исполнять музыку, передавая её художественный смысл, воплощать свою собственную трактовку

16/10



К. М. фон Вебер. Оберон

Понимать механизм воздействия искусства на человека.

Сочинять музыкальные темы, используя музыкальную интервалику, различные звукокомплексы.

17/11



Лента памяти Ф.Шубер

Понимать механизм воздействия искусства на человека.

Исполнять музыку, передавая её художественный смысл, воплощать свою собственную трактовку.

18/12



Ф.Шуберт. Баллады

Понимать механизм воздействия искусства на человека.


19/13



Ф.Шуберт. Песни из цикла «Зимний путь»

Понимать механизм воздействия искусства на человека.

Принимать участие в коллективной инструментальной и хоровой деятельности

20/14



«Горные вершины спят во тьме ночной…»

Понимать механизм воздействия искусства на человека.

Сочинять музыкальные темы, используя музыкальную интервалику различные звукокомплексы

Тема 3: Законы художественного творчества -15 ч

21/1



«Волшебный рог мальчика» Г. Малера


Понимать сущность взаимосвязи музыкальной и духовной культуры

22/2



Жизнь и творчество.


Размышлять о содержании музыки в движении от художественной идеи к средствам её раскрытия

23/3



«Опять Шопен не ищет выгод»


Выявлять логику развития художественной идеи с опорой на законы художественного творчества.

24/4



Этюд


Выявлять логику развития художественной идеи с опорой на законы художественного творчества.

25/5



Прелюдия


Приводить примеры из творческих биографий композиторов, в произведениях которых запечатлены черты эпохи.

26/6



Вальс


Размышлять о содержании музыки в движении от художественной идеи к средствам её раскрытия.

Исполнять основной тематический материал фрагментов крупных музыкальных форм

27/7



Лента памяти. Дм. Шостакович


Размышлять о содержании музыки в движении от художественной идеи к средствам её раскрытия.

28/8



История ХХ века в симфониях


Размышлять о содержании музыки в движении от художественной идеи к средствам её раскрытия.

29/9



История ХХ века в киномузыке


Размышлять о содержании музыки в движении от художественной идеи к средствам её раскрытия.

30/10



Композиторы отечественного кинематографа. И.Дунаевский

Выявлять логику развития художественной идеи с опорой на законы художественного творчества.

31/11



Композиторы отечественного кинематографа. В.Соловьев-Седой

Понимать сущность взаимосвязи музыкальной и духовной культуры

32/12



Композиторы отечественного кинематографа. Е.Крылатов

Выявлять логику развития художественной идеи с опорой на законы художественного творчества.

33/13



Композиторы отечественного кинематографа. А.Рыбников

Сочинять отдельные интонации, выражающие эмоциональные оценки конкретных фактов окружающего мира.

34/14



Творческая работа


Выявлять логику развития художественной идеи с опорой на законы художественного творчества.

35/15



Законы художественного творчества

Выявлять логику развития художественной идеи с опорой на законы художественного творчества.