Проект История клавишных инструментов

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


МБОУ Гимназия № 12 город Липецк











«Как работает пианино?»
Проектная работа





Выполнила: учащаяся 7Б класса

Куприянова Алина

Руководитель: Водопьянова Т.М.















2016















Содержание



Введение ……………………………………………...…………….......4





Глава I. История клавишных инструментов……………………………………..……………………… 4

Г. II. Принцип работы , механика клавишных…………………….…………………… …………………….6

Заключение...................................................................................................9

Список использованных источников………………………………………………………..


Приложение...................................................................................................10



















Цель работы:

Изучение истории и принципов действия клавишных инструментов

Создание обобщения в виде исследовательской работы и презентации

Задачи:

Узнать об истории клавишных инструментов;

Узнать подробнее, что такое фортепиано и почему оно так называется; 
Узнать, кто и как изобрел фортепиано;
Узнать, как работает фортепиано.

Актуальность исследования:

Современные электронные музыкальные инструменты вытесняют традиционные классические инструменты. Осталось очень мало мастеров, которые могут изготовить хороший инструмент - пианино, рояль. Исполнение на каждом из них невозможно без знания принципов образования и нюансировки звука.



Определение предмета исследования:

Изучение принципов образования звука в пианино

Формулировка проблемы:

При всем разнообразии клавишных инструментов, есть общие принципы образования звука

Выдвижение гипотезы:

Изучив строение клавишных, можно научиться лучше играть на них, используя знания о механике и принципах звучания

Ожидаемые результаты:

Эта проектная работа привлечет интерес наших ровесников к фортепианной музыке

Методы реализации:

Систематизация и анализ материалов и источников

Написание исследовательской работы

Создание демонстрационного материала в виде презентации

Подготовка к презентации исследовательского материала.



В работе были использованы текстовый редактор WORD, ресурсы сети Интернет Итоговый материал представлен в виде презентации, выполненной в редакторе POWER POINT. Иллюстрированный материал для презентации основан на ресурсах сети Интернет







Введение

С раннего детства я учусь в музыкальной школе по классу фортепиано. Дома и на занятиях с педагогом я играла гаммы, разучивала этюды, пьесы, ансамбли. Мне приходилось играть не только на пианино, но и на большом концертном рояле, который стоит на сцене в актовом зале ДШИ № 1. Но пока до конца мне не понятно, как от кончиков моих пальцев рождается звук. Звук, который сначала с помощью клавиши уходит к обитому фетром молоточку, он в свою очередь бьет по струнам, спрятанным внутри деревянного корпуса. И уже из глубины этого магического пространства возвращается ко мне. В фильмах мне приходилось видеть и другие похожие инструменты, но они звучали не так, как фортепиано. Захотелось узнать – почему?



[pic] Орган – первый клавишный духовой инструмент

История клавишных инструментов берет начало в Средневековье. Одним из первых клавишных инструментов является орган. В первых органах звук получали путем управления большими задвижками. Они оказались достаточно неудобными и довольно быстро задвижки заменили рычагами, тоже довольно внушительных размеров. В 11 веке на смену рычагам пришли широкие клавиши, которые нажать можно было усилием руки. Удобные узкие клавиши, характерные для современных органов, появились только в 16 веке. Так орган превратился в клавишный духовой музыкальный инструмент

Всем вам знаком этот инструмент. Он стоит в каждом кабинете музыкальной школы, многие из вас учатся на нём играть. Исторически сложилось две разновидности фортепиано: пианино и рояль

Всегда ли фортепиано было таким, каким мы его видим теперь? Конечно не всегда. У каждого из вас есть родители, бабушки, дедушки, прабабушки. И у фортепиано тоже есть инструменты-предшественники.

Ранним предшественником фортепиано был монохорд (приложение 3). В переводе с греческого языка «monos» – один, «chorde» – струна. Еще за 500 лет до нашей эры его применял древнегреческий учёный Пифагор для исследования музыкальных интервалов. С VIII по XII столетие его применяли и в качестве мелодического музыкального инструмента. На монохорде звуки извлекаются защипыванием струны пальцем или плектром – тонкой пластинкой с заострённым концом. Его единственная струна натянута над резонансной декой с подвижным штегом (порожком). Математически рассчитанные соотношения тонов возникают при перемещении штега по делениям шкалы, нанесенным на резонансную деку. Позже монохорд снабдили несколькими струнами, что дало диапазон примерно в две октавы.









Из этого многострунного инструмента возник позднее клавикорд ,«Clavis» в переводе с латинского языка означает «ключ.Этот инструмент появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно. Своим устройством клавикорд похож на современное фортепиано, только гораздо проще. При нажатии на клавишу маленький медный квадратик под названием тангент ударяет струну. В то же время поднятый демпфер позволяет струне вибрировать. У клавикорда по одной струне на каждую клавишу, а у современного фортепиано на каждую клавишу бывает до трёх струн. Будучи очень тихим инструментом, клавикорд всё же позволял делать крещендо и диминуэндо. Однако его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нём можно было играть перед большим количеством людей. Зато он был достаточно популярным инструментом домашнего музицирования. Клавикорд ставили на стол и играли стоя. На протяжении пяти веков мастера старались его улучшить. Со временем у клавикорда стали делать несколько клавиатур, которые размещались одна над одной, в виде лесенки. Каждой клавиатуре соответствовал определённый регистр инструмента. Но был у клавикорда и существенный недостаток: большей громкости так и не удалось добиться, несмотря на усовершенствования. Позволить себе иметь клавикорд могли только очень богатые люди. Он был предметом роскоши, украшением гостиных и салонов. Инструменты делали нарядными, покрывали позолотой, перламутром, драгоценными породами дерева. В конце XVII века во Франции нижние клавиши стали вытачивать из чёрного дерева, а верхние – обкладывать слоновой костью. Возможно, это делалось для того, чтобы на тёмном фоне лучше выделялись белые руки знатных дам-клавикордисток. Однако играть на нём было не очень удобно: оказывались незаметными границы между клавишами. И в конце XVIII века расположение цветов на клавиатуре изменилось. Клавиатура стала такой, какой мы видим её у клавишных инструментов. [pic]



[pic]

Другой клавишный инструмент – клавесин– скорее всего был изобретен в Италии в XV веке. В данном случае звук извлекается птичьими пёрышками или кусочками кожи (наподобие медиатора).Клавесин издаёт яркие звуки, которые, в отличие от клавикорда, имеют более отрывистый и не такой выразительный характер. Громкость звука совершенно не зависит от того, какая сила прикладывается к клавише во время её нажатия. В пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяжённо. К началу XVII века клавесин приобрёл своеобразную треугольную крыловидную форму, при этом он мог содержать в себе около трёх ручных клавиатур, которые были расположены одна над другой (приложение 6). Клавесин украшали красивыми изображениями, резьбой, или инкрустацией (приложение 8). Инструмент использовали для сольной игры и аккомпанемента. Клавесин имел множество модификаций и соответственно названий. В Италии он назывался клавичембало, в Германии – кильфлюгель, в Англии – арпсихорд. Четырехугольный портативный клавесин в Италии назывался спинетом.Клавесин и клавикорд появились примерно в одно и то же время, и, соперничая, оба пользовались одинаковым успехом, так как их музыкальные возможности дополняли друг друга.

[pic] Вёрджинел подобен спинету. Изготовлялись также так называемые «двойные» вёрджинелы, представлявшие собой комбинацию двух однотипных вёрджинелов или одного обычного и второго меньшего, настроенного октавой выше. На таком инструменте мог играть как один исполнитель, так и два (в 4 руки). Маленькие «октавные вёрджинелы» встречались и в качестве самостоятельного инструмента (клавиатура у них занимала всю переднюю сторону корпуса).В 16 —17 вв. вёрджинел был широко распространён в Нидерландах (известная фирма «Рюккерс») и в Англии среди любителей музыки и профессионалов как инструмент для домашнего музицирования. Он дал название одной их самых блистательных страниц в истории английской музыки, для него была создана богатая музыкальная литература.

Английскую вёрджинельную музыку елизаветинской эпохи называют первым золотым веком клавишной музыки. Кстати, и сама королева Елизавета I очень любила этот инструмент. До нас дошло множество свидетельств ее исключительной музыкальности. Чарлз Бёрни, крупнейший английский историк музыки, констатировал:  «Если она могла играть все пьесы из «Вёрджинальной книги Фицуильяма», она должна была быть очень хорошей исполнительницей, поскольку пьесы эти столь трудны, что едва ли найдется во всей Европе мастер, который отважится сыграть хоть одну из них, не поучив ее с месяц».

А вот суждение современника Елизаветы – сэра Джеймса Мелвилла, посланника королевы Шотландии Марии при английском дворе:  «После обеда лорд Хантсден увлек меня с собою на тихую галерею, где я мог слышать, как королева играет на вёрджинеле. Я застыл, восхищаясь ее игрой…».В 18 в. вёрджинел пользовался популярностью и в Германии, где получил наименование «Jungfern- und Frauenzimmer-Clavier» («Комнатный клавир девушек и женщин»).

Звук вёрджинела слабее клавесинного, но громче, чем у спинета. Существовало две разновидности вёрджинела: в наиболее распространенной клавиатура располагалась справа от центра обращенной к исполнителю стороны корпуса, струны защипывались ближе к середине, звук был глуховатым; в другой — клавиатура располагалась по левую сторону от центра, а струны защипывались ближе к краю, что делало звук более нежным и серебристым, а его тембр отличался мягкостью, нежностью и приглушенной окраской, что приближало его к арфе и лютне.

Таким образом, способ звукоизвлечения на вёрджинеле осуществлялся с помощью специального стержня из вороньего пера или кожаного плектра, который цеплял нужную струну при нажатии клавиши. Изготовлялись также так называемые «двойные» вёрджинелы (англ. double virginal, нем. Doppel-Virginal), представлявшие собой комбинацию двух однотипных вёрджинелов или одного обычного и второго меньшего, настроенного октавой выше. Маленькие «октавные вёрджинелы» встречались и в качестве самостоятельного инструмента (клавиатура у них занимала всю переднюю сторону корпуса).



Фортепиано

Пианино (итал. «pianino» – «маленькое фортепиано») – струнно-клавишно-ударный музыкальный инструмент, в котором струны, дека и механическая часть расположены вертикально, а не горизонтально, поэтому пианино занимает гораздо меньше места в комнате, чем рояль.
Рояль  «королевский», «царственный» – струнно-клавишно -ударный музыкальный инструмент, в котором струны, дека и механика расположены в горизонтальной плоскости. Характерная особенность рояля – крыловидная форма корпуса, обусловленная размерами прилегающих струн – более коротких для высоких и более длинных для низких звуков.Как вы думаете, какой из этих двух инструментов больше подойдёт для концертного зала, а какой более удобен для домашнего музицирования? Рояль стал концертным инструментом. Он используется там, где нужна полная, мощная звучность. Пианино же мы встречаем в тех местах, где нельзя поставить большой и громоздкий рояль, где можно обойтись меньшей силой звука – в кабинетах и дома

Устройство фортепиано Б. Кристофори было очень простым. Оно состояло из клавиши, войлочного молоточка и специального возвращателя. У такого фортепиано не было ни демпферов, ни педалей. Удар по клавише заставлял молоточек ударять по струне, вызывая ее вибрацию, совсем не похожую на вибрацию струн у клавесина или клавикорда. Возвращатель позволял молоточку идти назад, а не оставаться прижатым к струне, что заглушало бы вибрацию струны. Позднее был изобретена двойная репетиция, позволившая молоточку опускаться наполовину, что очень помогало в исполнении трелей и быстро повторяющихся нот. Фортепиано может резонировать и обладает динамическим диапазоном. Деревянный корпус и стальная рама (изобретенная позднее, в XIX веке) позволяют инструменту достигать почти колокольного звучания на форте. Другое отличие фортепиано от его предшественников – это способность звучать не только тихо и громко, но и делать крещендо и диминуэндо, менять динамику внезапно или постепенно.

Когда фортепиано впервые заявило о себе, в Европе царила эпоха рококо, переходный от барокко к классицизму. В период классицизма фортепиано стало популярным инструментом домашнего музицирования и концертного исполнения. Фортепиано как нельзя более подходило для исполнения появившегося в это время жанра сонаты. Появление фортепиано также вызвало изменение репертуара ансамблей и оркестров. Концерт для фортепиано с оркестром – новый жанр, ставший весьма популярным в период классицизма. Долгое время клавесин был аккомпанирующим инструментом, очень редко выступая в роли солирующего. Динамические возможности позволили фортепиано встать в ряд сольных инструментов и занять центральное место в концертных залах Европы.

Благодаря тому, что фортепиано теперь можно было услышать не только во дворцах знати, круг любителей фортепианной музыки начал расширяться. Все больше людей были готовы платить за то, чтобы услышать того или иного солиста. Это вызывало потребность в новых произведениях для фортепиано, росло количество композиторов, получавших признание благодаря музыке для фортепиано.

На смену классицизму приходит эпоха романтизма, когда в искусстве, и в музыке в том числе, на первый план выходит внутренний мир человека, его чувства, эмоции, настроения, переживания. Это выразилось, в частности, в фортепианном творчестве Людвига Ван Бетховена, Роберта Шумана, Ференца Листа, Фридерика Шопена. И здесь выразительные возможности фортепиано оказались очень кстати. В этот период стали очень популярными произведения для фортепиано в четыре руки, когда из фортепиано одновременно извлекали до двадцати звуков, порождая новые краски.

В период романтизма фортепиано было популярным инструментом домашнего музицирования. Рост признания фортепиано привёл к появлению пианистов-виртуозов. Несмотря на падение своей популярности, клавесин не исчез со сцены совсем. Его нежное звучание и сегодня можно услышать на концертах старинной музыки. Композиторы продолжают писать музыку для этого Очевидно, что появление фортепиано стало поворотным моментом в истории искусства. Это изобретение изменило характер всей европейской музыки, которая является важной частью мировой культуры. За прошедшие триста лет почти все великие композиторы писали для фортепиано, и многие из них знамениты именно своими фортепианными произведениями. Сегодня нельзя найти музыканта, у которого в доме не было бы фортепиано. Несмотря на свою молодость, фортепиано оказывает на общество в целом большее воздействие, чем какой-либо другой инструмент.

В наше время композиторы ищут новые выразительные возможности фортепиано. В последние десятилетия индустрия музыкальных инструментов активно использует компьютерные технологии и цифровые разработки для создания электронных клавиатур, способных производить широкий спектр искусственных звуков и звуков, симулирующих акустическое звучание фортепиано. Создание формата MIDI позволяет преобразовывать звук в двоичный код. Кроме того, в наше время технология MIDI может встраиваться в акустические фортепиано. Это позволяет записывать музыкальные произведения и воспроизводить их в реальном времени в отсутствие исполнителя. Но даже самая технически совершенная и наиболее чувствительная к прикосновению электронная клавиатура ещё не достигла той необыкновенной чувствительности, которую имеет рядовой механизм фортепиано, способность отображать весь спектр эмоций композитора и исполнителя.

К этому периоду клавишные инструменты практически не выдерживали конкуренции струнных, в частности скрипки, которая была намного виртуознее и выразительнее. Фортепиано стало тем инструментом, который мог предоставить внушительный динамический диапазон и завоевать сердца музыкантов эпохи.










источником звука.



Г. II. Принцип работы, механика клавишных

С детства мне всегда нравилось заглядывать в открытую крышку пианино и наблюдать процесс рождения музыкального звука. Молоточки, струны работали по своим таинственным законам. Мне удалось узнать, что еще итальянское фортепиано Бартоломео Кристофи было устроено следующим образом: удар клавиши приводит в действие войлочный молоточек, молоточек в свою очередь заставляет вибрировать струну, а специальный механизм уводит молоточек назад, не позволяя ему прижимать струну и заглушать звук. Ни педалей, ни демпферов у этого фортепиано не было. Позже добавилась возможность возвращать молоточек только на полпути, что оказалось весьма удобно для исполнения различного рода мелизмов, которым характерно быстрое повторение нот. Звук в фортепиано извлекается ударением молоточка о струны. Струны с помощью колков натянуты на резонансную деку (в пианино дека находится в вертикальном положении, в роялях - в горизонтальном). 
Для каждого звука существует
хор струн: три для среднего и высокого диапазонов, две или одна - для нижнего. Диапазон большинства фортепиано составляет 86 полутонов от ля субконтроктавы до до 5 октавы (более старые инструменты могут ограничиваться нотой ля 4 октавы сверху; можно встретить инструменты и с более широким диапазоном). 
В нейтральном положении струны, кроме последних полутора-двух октав, соприкасаются с демпферами. При нажатии клавиш в действие приводится устройство из рычагов, ремешков и молоточков, называемое фортепианной механикой. После нажатия от соответствующего хора струн отделяется демпфер, чтобы струна могла свободно звучать, и по нему ударяет молоточек, обитый фильцем (войлоком). 
Педали. В современных фортепиано присутствует две или три педали. В более ранних инструментах для тех же целей использовались выдвижные рычаги, которые пианист должен был нажимать коленями. 
Правая педаль (её называют иногда просто "педалью", т.к. используется она наиболее часто) поднимает сразу все демпферы, так что после отпускания клавиши соответствующие струны продолжают звучать. Кроме того, все остальные струны инструмента также начинают вибрировать, становясь вторичным источником звука.
Правая педаль используется в двух целях: сделать последовательность извлекаемых звуков неразрывной (игра legato) там, где это невозможно сделать пальцами в силу технических сложностей, и обогатить звук новыми обертонами. Существует два способа использования педали: прямая педаль - нажатие педали перед нажатием клавиш, которые нужно задержать, и запаздывающая, когда педаль нажимается сразу после нажатия клавиши и до того, как её отпустили. В нотах эта педаль обозначается буквой P (или сокращением Ped.), а её снятие - звёздочкой. В музыке композиторов эпох романтизма и импрессионизма часто встречаются эти обозначения.
Левая педаль используется для ослабления звучания. В роялях это достигается сдвигом молоточков влево, так что вместо трёх струн хора они ударяют только по двум (в прошлом иногда только по одной). В пианино молоточки приближаются к струнам. Эта педаль используется значительно реже. В нотах она обозначается пометкой una corda, её снятие - пометкой tre corde или tutte le corde. Звук в фортепиано извлекается ударением молоточка о струны. Струны с помощью колков натянуты на резонансную деку (в пианино дека находится в вертикальном положении, в роялях - в горизонтальном). Сегодня эта педаль отсутствует у большинства пианино и присутствует у большинства роялей. Встречаются пианино, в которых средняя педаль «задвигается» влево и таким образом фиксируется, при этом между молоточками и струнами помещается специальная ткань, из-за которой звук становится очень тихим, что позволяет музыканту играть, например, ночью.
Для каждого звука существует хор струн: три для среднего и высокого диапазонов, две или одна - для нижнего. Диапазон большинства фортепиано составляет 86 полутонов от ля субконтроктавы до 5 октавы. 
В нейтральном положении струны, кроме последних полутора-двух октав,

Средняя (или третья, т.к. исторически она была добавлена последней)



Заключение

Фортепиано может использоваться и как сольный инструмент, и вместе с оркестром (напр., в концертах для фортепиано с оркестром). Игра на фортепиано - занятие, требующее хорошей техники, внимания и отдачи.
Фортепиано требует бережного обращения и, время от времени, настройки, т.к. некоторые струны спускаются, и извлекаемый звук становится другим (электронные инструменты намного менее прихотливы в этом отношении и не нуждаются в настройке).










Литература

1. Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах / Л.В. Михеева. – М. : Советский композитор, 1984. – 168 с. : ил.

2. Михеева Л.В. Поговорим о музыке : занимательный словарь школьника / Л.В. Михеева, М.Г. Арановский, В.А. Фрумкин. – Л. : Музыка, 1965. – 236 с. : ил.

3. Музыкалка (Фортепианные педагогические страницы) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://musicalka.narod.ru/Pianohistory.htm. – Загл. с экрана.

4. Настройка, ремонт, перевозка пианино и роялей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://germanpiano.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=16:2011-02-10-12-05-20&catid=4:2011-02-10-11-42-35&Itemid=26 . – Загл. с экрана.

5. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/5987/%D0%9F%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%BE. – Загл. с экрана.

6. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/6606/%D0%A0%D0%BE%D1%8F%D0%BB%D1%8C#sel. – Загл. с экрана.

7. Хамфрис К. Фортепиано : справочник-самоучитель / К. Хамфрис. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 268 [1] с. : ил. – (музыкальная библиотека).


8. Blazon (Музыкальные инструменты) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.blazonguitars.ru/music_instruments/piano/klavesin.shtml. – Загл. с экрана