Конспект поурочного плана по учебному предмету Музыкальная литература ДПОП Европейская музыка XIX века (3 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


План-конспект урока

по учебному предмету «Музыкальная литература»

3 класс (5-летний курс обучения) ДПОП

преподаватель Белобородова Виктория Викторовна

МУДО «Усть-Ордынская ДШИ»


Тема: Европейская музыка XIX века (обзор)

Цель: познакомить обучающихся с европейской музыкой XIX века

Задачи: 1. Образовательная:

Джузеппе Верди (1813 – 1901) – гениальный итальянский композитор, последний великий классик в истории итальянского оперного искусства. Биография и творческий путь композитора.

Рихард Вагнер (1813-1883) – крупнейший реформатор оперы в XIX веке. Выдающийся немецкий композитор, музыкант гениальной одаренности, творчество которого оставило глубочайший след в истории европейского музыкального искусства. Биография и творческий путь композитора.

Жорж Бизе (1838 – 1875) – крупнейший французский композитор, второй половины XIX века, создатель оперы «Кармен» и музыки к драме Альфонса Доде «Арлезианка». Бизе создал реалистическую музыкальную драму. Творчеству Бизе свойственны точность и ясность мысли, новизна, свежесть выразительных средств, законченность и изящность формы. Центральное место в творчестве Бизе принадлежит опере. Биография и творческий путь композитора.

Иоганнес Брамс (1833-1897) – немецкий композитор второй половины XIX века. Брамс создал симфонические, камерные, фортепианные и вокальные произведения, его произведения основаны на жизненных традициях народного творчества и национальной немецкой классики. Родился в Гамбурге в бюргерской семье. Отец был музыкантом играл на нескольких музыкальных инструментах. Учился игре на ф-но у педагога Эдуарда Марксена. Биография и творческий путь композитора.

Сезар Франк (1822 – 1890) – французский композитор, органист, педагог. По происхождению бельгиец. Учился в Льежской, затем в Парижской консерватории у П.Ж. Циммермана (ф-но), Ф. Бенуа (орган), Э. Леборна (композиция), занимался у А. Рейхи (композиция). С 13-го возраста выступал, как пианист. С 1843 г. жил в Париже, был церковным органистом, более 30 лет в церкви Сент-Клотильд, прославился как импровизатор Франк стремился к значимости и высокой обобщенности образного строя сложных инструментальных жанров. Для музыки характерны сочетание романтической образности с классической ясность стиля, единство цикла на основе лейттематизма, синтез влияний полифонии И.С. Баха, инструментализма Бетховена и средств выразительности позднего романтизма. Сложная аккордика произведений Франка подготовила гармонические новшества импрессионизма, в тоже время в творчестве наметился путь к неокласицизму.

2.Воспитетельная: воспитание у обучающихся эмоционального восприятия европейской музыки XX века.

3.Развивающая: слух, ритм, речь, память, мышление.

Методы: словесный, наглядный, ретроспективы, перспективы, объяснительно-иллюстративный, сравнения, музыкального обобщения.

Оборудование: мультимедиа, ноутбук, колонки.

Демонстрационный материал: слайды – фото композиторов Дж. Верди, Р. Вагнера, Ж. Бизе, С. Франка, Й. Брамс.

Музыкальный материал: слушание: Р. Вагнер Увертюра к опере «Тангейзер», Дж. Верди «Триумфальный марш» из оперы «Аида», песенка Герцога из оперы «Риголетто», С. Франк Соната для скрипки и фортепиано Ля мажор, 1 ч., Й. Брамс Венгерский танец № 5, Ж. Бизе - Р. Щедрин Танец Кармен из «Кармен-сюиты».

Раздаточный материал: ручки.

Использование ЭОР: Рихард Вагнер Увертюра к опере «Тангейзер» [link] Брамс создал симфонические, камерные, фортепианные и вокальные произведения, его произведения основаны на жизненных традициях народного творчества и национальной немецкой классики. Родился в Гамбурге в бюргерской семье. Отец был музыкантом, играл на нескольких музыкальных инструментах. Учился игре на ф-но у педагога Эдуарда Марксена. Брамс выступал, публично давая концерты, где исполнял свои произведения и произведения классиков (Баха, Моцарта Бетховена). Брамс был крупным пианистом, в его игре была внутренняя сосредоточенность, глубина мысли и чувства.

1849 год знакомство с венгерским скрипачом Эде Ременьи, это встреча имела большое значение для творчества Брамса. Брамс знакомится с венгерским музыкальным фольклором, что сподвигло композитора в дальнейшем написать «Венгерский танцы» (слушание Венгерского танца № 5).

1853 год знакомство с Ф. Листом в Веймаре. Пробыв несколько дней у Листа, Брамс понял, что их творческая направленность глубоко различна, что между ними нет, и не может быть точек соприкосновения. В дальнейшем Брамс неоднократно встречался с Листом, но друзьями они не стали. Знакомство с Шуманом дало другой результат. Шуман с восторгом и энтузиазмом встретил произведения Брамса. Шуман написал о Брамсе статью «Новые пути» в лейпцигскую газету. Статья Шумана сыграла важную роль в жизни Брамса: она сделала его имя известным не только в Германии, но и за ее пределами. Музыка Шумана явилась для Брамса подлинным откровением и оказала на его творчество немалое влияние. Романтические музыкальные образы в творчестве Брамса, восходящие к Шуберту и Шуману, сочетаются с опорой на крепкие традиции и принципы немецкой классики XVII века.

1858 – 1859 гг. Брамс руководил придворной хоровой капеллой в немецком городе Детмольде, находясь на службе у местного князя, изучив на практике принципы хорового письма, Брамс создал большое количество хоровых произведений. Среди них хоры a cappella и с сопровождением оркестра, хоры для мужских и женских голосов произведения для смешанного хора. Крупное и монументальное произведение Брамса для хора, оркестра и солистов «Немецкий реквием», законченный в 1866 году, написан на немецкий текст. Долгое время жил в Вене, где руководил концертами венской хоровой капеллы. Творчество Брамса впитало в себя многонациональный фольклор Вены.

Используя в своем творчестве элементы славянских музыкальных культур, Брамс с интересом относился и к творчеству чешского композитора Антонина Дворжака. Брамс был другом Дворжака, пропагандировал его творчество.

Брамс был избран членом Берлинской академии искусств, получил звание «почетного гражданина» города Гамбурга, степень доктора музыки Кембриджского и Бреславльского университета.

Умер Брамс в Вене 3 апреля 1897 года.


Сезар Франк (1822 - 1890) – французский композитор.


[pic] [pic]


Сезар Франк родился в Льеже 10 декабря 1822 года. Отец Франка принадлежал к старинному роду придворных фламандских живописцев. Художественные семейные традиции позволили ему рано заметить незаурядное музыкальное дарование сына, однако в его характере возобладала предприимчивость финансиста, побудившая ради материальной выгоды эксплуатировать одаренность маленького Сезара. Тринадцатилетний пианист получает признание в Париже — столице музыкального мира тех лет.

Первоначальное музыкальное образование он получил в родном городе. Его первым учителем был чешский композитор Антонин Рейха. С 1835 года Франк жил в столице Франции и учился в Парижской консерватории под руководством П.Ж. Циммермана (фортепиано), Ф. Бенуа (орган), Э. Леборна (композиция). В 1841 году Франк закончил консерваторию. Вернувшись затем на два года в Бельгию, он всю остальную жизнь с 1843 года работал органистом в парижских церквах. Для него все большее значение приобретают занятия сочинением, из-за чего происходит разрыв с отцом. В 1842 году Сезар познакомился с Листом, который оказал ему поддержку, способствовал изданию его произведений.

Рубежным в биографии композитора оказался важный для истории Франции 1848 год — отказ от концертной деятельности ради композиторского творчества, женитьба на Фелисите де Муссо, дочери актеров театра французской комедии. Интересно, что последнее событие совпало с революционными событиями 22 февраля — свадебный кортеж вынужден был перелезть через баррикады, в чем ему помогли повстанцы. Не до конца понимавший события Франк считал себя республиканцем и откликнулся на революцию сочинением песни и хора.

Необходимость обеспечивать семью заставляет композитора давать частные уроки. Поздно пришло к Франку признание его композиторского творчества — основного дела его жизни. Первый успех ему довелось испытать лишь в 68 лет, мировое же признание его музыка заслужила лишь после смерти творца.

Ответствен, точен, спокойно суров, благороден был Франк в своей работе. Подвижнически однообразен был образ жизни композитора — подъем в 4 часа 30 минут, 2 часа работы для себя, как он называл сочинение, в 7 утра он уже отправлялся на уроки. Возвращался домой Франк лишь к ужину, и, если к нему не приходили в этот день его ученики по классу органа и композиции, у него оставалась еще пара часов на доработку своих произведений. Эту самоотверженную работу не ради денег или успеха, но ради верности себе, делу своей жизни, своему призванию, высшему мастерству можно без преувеличения назвать подвигом.

Будучи непревзойденным импровизатором, он, подобно Брукнеру, вне церкви не концертировал. В 1872 году Франк получил класс органа в консерватории, который вел до конца своих дней. Ему не доверили класс теории композиции, тем не менее, его занятия, далеко выходившие за рамки органного исполнительства, посещали многие даже известные композиторы, в их числе Визе в зрелый период творчества. Франк принял деятельное участие в организации «Национального общества». В эти годы начинают исполняться его произведения; все же их успех на первых порах был невелик. Музыка Франка получает широкое признание только после его смерти — он умер 8 ноября 1890 года.

Свои лучшие сочинения он написал в 1870-1880-х годах, когда, окруженный молодежью и сам внутренне помолодевший, включился в музыкально-общественную жизнь Парижа. Именно в этот период обнаружилась глубина его творческих замыслов, которыми оказались, охвачены разнообразные жанры музыкального искусства: симфонические, камерно-инструментальные, органно-фортепианные, ораториальные, оперные. Симфония ре-минор (1886-1888) — не только крупнейшее достижение французского симфонизма после Берлиоза, но и одно из лучших произведений зарубежной симфонической литературы второй половины XIX века.

Одним из наиболее известных сочинений Франка является скрипичная соната. Сильно впечатляет ее начало, предвосхищающее излюбленные музыкальные образы Дебюсси: в звучании пасторальных зовов образуется нонаккорд. Эти «зовы», которыми пронизана вся первая часть, возникают и во второй части, и в третьей; их отголоски слышны в финале. Душевный покой, сердечное тепло излучает музыка финала, написанного в форме рондо. Мелодический рисунок главной темы прост — подобен народной песне, но сколько изобретательности вносит композитор в ее каноническое изложение: будто соревнуясь друг с другом, скрипка и фортепиано стремятся все более проникновенно пропеть эту прекрасную мелодию.

Франк стремился сблизить органную и фортепианную технику исполнения, что отразилось в двух циклах, ознаменовавших новый этап в развитии французской фортепианной литературы. Это «Прелюдия, хорал и фуга» (1884) и «Прелюдия, ария и финал» (1886-1887). В них сопоставляются различные жанры органно-фортепианной музыки; при сохранении четко разграниченных форм отдельных частей каждый из циклов объединяется «сквозным» тематизмом.

Большую ценность представляют также «Три пьесы для органа» (1878) и написанные им в год смерти «Три хорала для большого органа». Собственно говоря, это не хоралы, а широко развитые, отмеченные волнующим драматизмом и поэтичностью хоральные прелюдии, в которых ярко запечатлелась самобытная индивидуальность этого крупнейшего мастера вариационного искусства.

Огромно творческое воздействие Франка на развитие французской музыки конца XIX и начала XX века. Среди близких ему учеников встречаем имена таких крупных композиторов, как Венсан д’Энди, Анри Дюпарк, Эрнест Шоссон.

Франк возродил к новой жизни симфоническую и камерную музыку, пробудил интерес к оратории. Наконец, Франк расширил возможности музыкально-выразительных средств, особенно в области гармонии и полифонии, разработке которых французские композиторы, его предшественники, порой уделяли недостаточное внимание.

Всеобщим было посмертное признание композитора. Один из прозорливых его современников писал: «Г-н Сезар Франк... будет считаться в XX веке одним из самых великих музыкантов девятнадцатого».

Вдохновенная и строгая музыка Франка убеждает в ценности этических идеалов композитора, которые позволили ему стать примером высокого служения искусству, беззаветной преданности своему делу и человеческому долгу.



Д/з

Составить 15 вопросов по творчеству композиторов: Дж. Верди, Р. Вагнера, Ж. Бизе, С. Франка, И. Брамса.