РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Музыка»
5-7 класс
Содержание
3-4 2
Содержание учебного предмета «Музыка»
5-9
3
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
10-16
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта, обучение на занятиях по музыке направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты изучения музыки в основной школе:
• в ценностно-ориентационной сфере:
— формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;
— принятие мультикультурной картины современного мира;
— становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
• в трудовой сфере:
— формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;
— готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
• в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере:
— умение познавать мир через музыкальные формы и образы.
Метапредметные результаты изучения музыки в основной школе:
• активное использование основных интеллектуальных операций в синтезе с формированием художественного восприятия музыки;
• умение организовывать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты;
• умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства;
• формирование ключевых компетенций: исследовательские умения, коммуникативные умения, информационные умения.
В области предметных результатов предоставляет ученику возможность научиться:
• в познавательной сфере:
— представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;
— наблюдать (воспринимать) объекты и явления культуры; воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа, музыкального произведения;
— различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа;
— различать основные жанры народной и профессиональной музыки;
— описывать явления музыкальной культуры, используя для этого специальную терминологию;
— классифицировать изученные объекты и явления музыкальной культуры;
— структурировать и систематизировать изученный материал и информацию, полученную из других источников на основе эстетического восприятия музыки;
• в ценностно-ориентационной сфере:
— представлять систему общечеловеческих ценностей;
— осознавать ценность музыкальной культуры разных народов мира и место в ней отечественного музыкального искусства;
— уважать культуру другого народа, осваивать духовно- нравственный потенциал, накопленный в музыкальных произведениях; проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в музыкальных произведениях;
• в коммуникативной сфере:
— использовать методы социально-эстетической коммуникации, осваивать диалоговые формы общения с произведениями музыкального искусства;
• в эстетической сфере:
— развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы;
— воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах музыкальных произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности;
— стремиться к самостоятельному общению с высоко-художественными музыкальными произведениями и музыкальному самообразованию;
— проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой музыкальной культуры, расширять свой эстетический кругозор;
— понимать условность языка различных видов музыкального искусства;
— определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;
— реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на музыкальном художественно-образном материале;
• в трудовой сфере:
— применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание образования представлено следующими содержательными линиями: «Музыка и другие виды искусства» (5 класс), «В чем сила музыки» (6 класс), «Содержание и форма в музыке» (7 класс). Содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе.
5 класс (35 часов, 1 час в неделю)
Тема года: «Музыка и другие виды искусства».
Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это, прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.
Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды. Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.
Соответственно определяются и задачи вокально-хоровой работы – достижение кантиленного звучания, собранный, округленный характер звука без форсировки, активизация дыхания при интонировании широких восходящих ходов мелодии. Пение: соло, ансамбль, хор.
Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений. Пение: Творческое самовыражение учащегося в сольном, ансамблевом и хоровом одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения.
6 класс (35 часов, 1 час в неделю)
Тема года: «В чем сила музыки».
Содержание 6 класса отражает проблему художественного воздействия музыки. Содержание, художественный материал, разбор музыкальных произведений нацелены на общую задачу: раскрыть значение музыки как феномена, обладающего огромной силой воздействия на человека, способного оказывать облагораживающее и возвышающее влияние на формирование человеческой личности.
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Пение: соло, ансамбль, хор.
Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта. Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов. Пение: творческое самовыражение учащегося в сольном, ансамблевом и хоровом одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения. Во время вокальной работы двухголосные музыкальные фразы могут разучиваться с привлечением нотной записи, что облегчит работу.
7 класс (35 часов, 1 час в неделю)
Тема года: «Содержание и форма в музыке».
В 7 классе актуализируется проблема, связанная с взаимодействием содержания и формы в музыке . Подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения.
Музыкальная драматургия оперы, балета. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Духовная музыка русских и зарубежных композиторов (литургия, месса, всенощная).
Пение: творческое самовыражение учащихся в сольном, ансамблевом и хоровом пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в том числе тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их исполнительской трактовки; в обогащении опыта вокальной импровизации.
Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного.
Музыка как вид искусства. Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно- симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов.
Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве.
Символика скульптуры, архитектуры, музыки. Народное музыкальное творчество. Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной музыки.
Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное). Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран. Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв. Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский- Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства.
Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы. Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.
Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен).
Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф Шуберт, Э. Григ). Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди).
Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет). Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг). Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторы- песенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках.
Авторская песня: прошлое и настоящее. Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки. Современная музыкальная жизнь Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки).
Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; . Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.) классической музыки.
Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Может ли современная музыка считаться классической? Классическая музыка в современных обработках. Значение музыки в жизни человека Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
5 КЛАСС (35 ч.)
Тема года: «Музыка и другие виды искусства»
раздела Характеристика видов
деятельности
1
Музыка рассказывает обо всём
(1 ч.)
1. Различать характерные признаки видов искусства.
2.Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими образами искусства.
3. Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно-образным содержанием.
2
Древний союз (3 ч.)
1. Воспринимать и выявлять внешние связи между звуками природы и звуками музыки.
2. Понимать единство истоков различных видов искусства.
3. Проявлять эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
4. Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно-образным содержанием.
5. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.
6. Приводить примеры преобразующего влияния музыки.
3
Музыка и литература (3 ч.)
1.Находить ассоциативные связи между образами музыки, литературы и изобразительного искусства.
2. Выявлять связи между музыкой, литературой и изобразительным искусством на уровне темы.
3. Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов.
4. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы.
5. Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно-образным содержанием.
4
Песня (3 ч.)
1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека (на примере песен Кузбасских композиторов).
2. Интерпретировать вокальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности.
3. Рассказывать о народной музыке
своего региона.
4. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.
5. Сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного обсуждения вопросов учебника (учитывать мнения товарищей), развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки.
5
Романс (2 ч.)
1. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.
2. Самостоятельно определять характерные свойства камерно-вокальной музыки
3. Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки.
4. Раскрывать особенности музыкального воплощения поэтических текстов.
6
Хоровая музыка (2 ч.)
1. Изучать специфические черты русской народной музыки.
2. Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов.
3. Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем.
4. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.
7
Опера (2 ч.)
1. Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов.
2. Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке.
3. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.
4. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.
5. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении.
6. Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений.
8
Балет (2 ч.)
1. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.
2. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях.
3. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.
4.Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов.
5. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.
6.Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально-ритмическом движении.
9
Музыка звучит в литературе
(2 ч.)
1. Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки.
2. Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов.
3. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы.
10
Музыка и изобразительное искусство.
Образы живописи в музыке
(2 ч.)
1. Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов.
2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.
3.Рассуждать об общности и различии «планов содержания и выражения» музыки и изобразительного искусства.
4. Понимать специфику деятельности композитора и художника на основе соотнесения средств художественной выразитель- ности музыки и живописи.
5. Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.
6. Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в исполнении.
11
Музыкальный портрет (1 ч.)
1. Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.
2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.
3. Различать характерные признаки видов искусства.
4. Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации в процессе слушания музыки.
12
Пейзаж в музыке (2 ч.)
1. Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.
2. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства.
3. Самостоятельно подбирать сходные поэтические и живописные произведения к изучаемой теме.
4. Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации заданного музыкального образа (вокально- танцевальная импровизация).
5. Использовать образовательные ресурсы Интернет для поиска художественных произведений к изучаемой теме, сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения.
13
«Музыкальная живопись» сказок и былин (3 ч.)
1. Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.
2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.
3. Воспринимать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и выражения.
4. Понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы.
14
Музыка в произведениях изобразительного искусства (5 ч.)
1.Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.
2. Анализировать и обобщать многообразие связей между музыкой и изобразительным искусством.
3.Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и искусства.
4. Самостоятельно подбирать сходные произведения изобразительного искусства к изучаемой теме.
5.Владеть специальными музыкальными терминами в пределах изучаемого курса.
6.Использовать образовательные ресурсы сети Интернет.
15
Урок-концерт (1 ч.)
1.Различать характерные признаки видов искусства.
2. Понимать специфику деятельности композитора, поэта и художника.
3.Приводить примеры преобразующего влияния музыки.
4. Владеть специальными музыкальными терминами в пределах изучаемого курса.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
6 КЛАСС (35 ч.)
Тема года: «В чем сила музыки»
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
7 КЛАСС (35 ч.)
Тема года: «Содержание и форма в музыке»
12