4 урок музыки в 5 классе «Мелодией одной звучат печаль и радость…» «Песнь моя летит мольбою»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Тема урока: «Мелодией одной звучат печаль и радость…»
«Песнь моя летит мольбою»


Содержание: Жанры вокальной и инструментальной музыки.

Цель: углубить представления учащихся о существовании вокальной и инструментальной музыки.

Задачи:
- показать взаимодействие музыки и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
- познакомить с понятием «баркарола», как жанром вокальной и фортепианной музыки;
- развивать навык участия в коллективной исполнительской деятельности.

Музыкальный материал: «Вокализ» С. Рахманинова, «Романс» к повести А. Пушкина «Метель» Г. Свиридова, «Вечерняя музыка» В. Гаврилина, «Песня венецианского гондольера» Мендельсона, «Венецианская ночь» М. Глинки, «Баркарола» Ф. Шуберта.


ХОД УРОКА


I этап. Организационный момент.


Здравствуйте, ребята! Сегодня тема нашего урока звучит так: «Мелодией одной звучат печаль и радость…». И сегодня мы продолжим разговор о жанрах вокальной и инструментальной музыки.


II этап урока. Введение в тему урок, закрепление пройденного материала.


Давайте вспомним понятие: ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА.
ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА — это музыка, в которой голос главенствует или равноправен с инструментами, с сопровождением или a cappella.

По-другому, можно сказать, что ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА – это музыка для пения.

- Какие жанры вокальной музыки вы знаете? (песня, романс, кантата, оратория, опера)

- С произведением, которое я предложу вам прослушать, вы знакомились в начальной школе. Узнаёте его?


  1. «Романс» к повести А. Пушкина «Метель» Г. Свиридова


- Что это было за произведение? Кто автор?
Правильно, это произведение Свиридов написал в форме романса. Давайте вспомним понятие РОМАНСА.

РОМАНС - это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания.

- Замечаете несоответствие? (произведение Свиридова не имеет литературной основы, т.е. относится к жанру инструментальной музыки)

Действительно: форма романса перешла и в инструментальную музыку под названием «romance sans paroles» («песня без слов»)

III этап урока. Изучение нового материала.


Сегодня мы познакомимся ещё с одним жанром музыки без слов. Это жанр вокальной музыки – ВОКАЛИЗ.

Вокали́з (от лат. vocalis — звучащий, поющий) — музыкальное произведение для голоса без слов.

  1. «Вокализ» С. Рахманинова


- Какое настроение создаёт это произведение у слушателей?
Давайте сравним «Романс» Г. Свиридова и «Вокализ» С. Рахманинова.

- Что общего у этих произведений?

Эти произведения звучат как выразительная речь человека, как исповедь его души. «Вокализ» пронизывают чувства задушевности, широта и неторопливость мелодического развития сближают его с лирической народной песней.
Более открытое проявление чувства в «Романсе» Свиридова приближает его звучание к городскому романсу.


ВЫВОД: выразительные возможности музыкального языка чрезвычайно широки, многообразны и охватывают сферу чувств человека.

Произведение, с которым мы познакомимся сейчас, относится к жанру и вокальной и инструментальной музыки. Это БАРКАРОЛА.

В мире музыки существуют ВОКАЛЬНЫЕ и ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ баркаролы.


3. «Песня венецианского гондольера» Ф. Мендельсона


- К какому жанру относится эта баркарола? (инструментальная)
- Похожа она на песню? Можем ли мы сказать, что это песня без слов?

Именно Ф. Мендельсон впервые применил название «песня без слов», написав цикл фортепианных пьес, предназначенных для домашнего музицирования.

  1. Какие музыкальные произведения можно отнести к Песням без слов: мелодия, опера, ария, романс, симфония, серенада.

Какие музыкальные произведения можно отнести к Песням без слов: мелодия, опера, ария, романс, симфония, серенада.

В каком веке были наиболее популярны романсы? (IX? X? VI? XIX?)

Слушаем ещё одно произведение.


«Венецианская ночь» М. Глинки (вокал)


- К какому жанру относится эта баркарола? (вокальная)

- Разобрать музыкальное произведение М.И. Глинки, познакомиться с текстом «Венецианская ночь» И.Козлова.

Ночь весенняя дышала

Светло-южною красой;

Тихо Бренда протекала,

Серебримая луной;

Отражен волной огнистой

Блеск прозрачных облаков,

И восходит пар душистый

От зеленых берегов.


Свод лазурный, томный ропот

Чуть дробимыя волны,

Померанцев, миртов шепот

И любовный свет луны,

Упоенья аромата

И цветов и свежих трав,

И вдали напев Торквата

Гармонических октав -


Все вливает тайно радость,

Чувствам снится дивный мир,

Сердце бьется, мчится младость

На любви весенний пир;

По водам скользят гондолы,

Искры брызжут под веслом,

Звуки нежной баркаролы

Веют легким ветерком.

<1825>

Сейчас я предлагаю ещё раз прослушать баркаролу Михаила Глинки, но в инструментальном исполнении. Текст будем читать сами.


5. «Венецианская ночь» М. Глинки (оркестр)


Ученик читает текст Н. Кукольника под музыку М. Глинки

- Вы прослушали баркаролы Ф. Мендельсона и М. Глинки. Что общего заметили? (есть мерность ритма, мягкое качающееся движение меланхоличных мелодий)

- Что напоминают мелодии этих произведений? (они напоминают монотонный ритм гребли и монотонность покачивания лодки)
БАРКАРОЛА – этим поэтичным, красивым словом называют музыкальный жанр, происхождение которого связано с песнями на воде (от итал. barkarola).

Вам хорошо известны слова «БАРКАС», «БАРЖА», происшедшие от итальянского barka , что означает лодка. А итальянский глагол rollare означает испытывать бортовую качку. Таким образом, БАРКАРОЛА – качающаяся лодка.

Запишите понятие в тетрадь:


БАРКАРОЛА - род музыкального или вокального произведения мелодического характера в медленном темпе, связанное с изображением катания на лодке.

-Баркарола родилась в чудесном итальянском городе Венеции. Построенная на многочисленных островах, Венеция почти совсем не имеет улиц. Вместо них город прорезают каналы. Прямо в каналы отворяются двери домов, к ступенькам привязаны длинные черные лодки - гондолы. В таких лодках, бесшумно скользящих по бесконечным лентам каналов, и рождались баркаролы -песни лодочников-гондольеров. Эти песни плавны и певучи, в аккомпанементе -мерное покачивание в своеобразном ритме, словно от набегающих одна за другой волн.

-Баркаролы сочиняли многие композиторы, в том числе и П.И.Чайковский.

Эпиграфом он взял стихотворение А.Н.Плещеева.


Выйдем на берег, там волны

Ноги нам будут лобзать,

Звёзды с таинственной грустью

Будут над нами сиять.


-Послушайте баркаролу Чайковского .Какие чувства передаёт композитор?


6. БАРКАРОЛА ЧАЙКОВСКОГО,


7. Баркарола Ф. Шуберта


V этап урока. Подведение итогов.


- С какими жанрами музыки мы познакомились?
(вокальными и инструментальными)

- Под каким названием перешла форма романса в инструментальную музыку? («песня без слов»)

- Кто был автором этого названия? (Ф. Мендельсон)

- С каким произведением Ф. Мендельсона мы познакомились на уроке? («Песня венецианского гондольера»)

- К какому жанру это произведение относится? (инструментальная баркарола)

- С какой вокальной баркаролой мы познакомились? («Венецианская ночь» М. Глинки)

Спасибо за урок.




4