[pic]
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основании рекомендованной Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования программы средних общеобразовательных учреждений «Музыка» под редакцией научного коллектива во главе Д.Б.Кабалевского, реализуемой на основании учебно-методического комплекса В.В.Алеева, Т.И.Науменко (М.: Дрофа, 2010).
Данная программа ориентирована на учебные пособия:
- Учебник : Т. И. Науменко, В. В. Алеев. «Музыка» 5 класс М «Дрофа» 2004;
- Рабочая тетрадь: Т. И. Науменко, В. В. Алеев. «Музыка» 5 класс. «Дневник музыкальных наблюдений». М «Дрофа» 2004;
- О.П.Власенко. Музыка. 5 класс. Поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2012.
-Т. И. Науменко, В. В. Алеев. «Музыка». 5 класс. Нотная хрестоматия с методическими рекомендациями для учителя М.: «Дрофа», 200.
Программа включает в себя сведения об истории музыки, теоретические сведения, музыкальную грамоту, слушание музыки, анализ музыкальных произведений, исполнение вокальных произведений. Здесь нет и не может быть ни отдельных циклов, ни отдельных предметов. В этом – важнейшее, коренное отличие музыкальных занятий в общеобразовательной школе и в школе музыкальной. В системе массового музыкального обучения на первый план выходит не относительная самостоятельность различных граней музыки, а их внутренняя связь, то их единство, в котором они предстают перед нами в самом музыкальном искусстве и в котором они обязательно должны обнаруживать себя в сознании учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Главная цель музыкального воспитания:
Формирование музыкальной культуры как части гармонического развития личности ребёнка.
Основные задачи музыкального воспитания:
развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
На изучение музыки в 5 классе отводится 34 часа в год (1 раз в неделю)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные:
1) развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
2) формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, знать о роли музыки в жизни человека;
3) умение слушать и слышать мнения других людей;
4) способность излагать свои мысли о музыке.
метапредметные:
1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
предметные:
1) Различать характерные виды искусства.
2) Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими образами искусства.
3) Использовать песенные произведения в соответствии с их интонационно – образным содержанием.
Содержание учебного предмета
«МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА»
Рассказать о роли музыки в семье искусств, о ее влиянии на другие искусства. Сформировать представления о песне, как истоке и вершине музыки. Показать взаимосвязь музыки и литературы. Знакомство с жанром вокализ, кантата, опера, балет. Сформировать представление о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров.
1.Музыка рассказывает обо всем.
Древний союз
Откуда берётся музыка? Музыка связана с окружающей жизнью. Истоки всех искусств едины. Искусство открывает мир – не всегда видимый глазу, не всегда выражаемый в простых словах и понятиях. Искусства различны – тема едина. Слушание музыки К. Дебюсси «Снег танцует», П. Чайковский «Июнь. Баркарола», «Октябрь. Осенняя песнь», Р. Шуман «Первая утрата», М. Таривердиев «Маленький принц». Разучивание песен П. Аедоницкого «Красно солнышко», Г. Струве «Музыка». Иллюстрации на тему «Звучащая природа», составление варианта урока-концерта «Природа в искусстве»
Зрительный ряд: А. Осмеркин «Ветлы у пруда», А. Куинджи «Берёзовая роща», И. Шишкин «В лесу графини Мордвиновой», И. Айвазовский «Чёрное море», Леонардо да Винчи «Джоконда», Н. Ге «Портрет Л.Н. Толстого», И. Репин «Портрет А.Г. Рубинштейна», И. Левитан «Осенний день. Сокольники», И. Бродский «Опавшие листья».
2.Истоки.
3.Искусство открывает мир.
4.Искусства различны, тема едина.
Часть первая. МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА
Показать как музыка, выступая главным героем сказки, проявляет свою волшебную силу - помогает в трудную минуту. Проанализировать каким образом музыкальные звуки помогают дорисовывать поэтический текст. Помочь учащимся выбрать более вдумчивое отношение к жизни. Проследить каким образом музыка воздействует на человеческие чувства, мысли.
Слово и музыка
Слово и музыка – два великих начала искусства. Влияние слова на музыку: интонации, ритмы, рифмы. Музыкальные жанры, связанные с литературой: песня, романс, кантата, оратория, опера, балет, оперетта, жанры программной музыки. Слушание музыки: М. Глинка «Я помню чудное мгновенье», Ф. Шуберт «В путь», В. Моцарт симфония №40 I часть, П. Чайковский концерт №1 для ф-но с оркестром III часть, М. Мусоргский «Кот Матрос». Разучивание песен С. Старобинского «Песенка о словах», А. Куклина «Песенка о песенке». Сочинение песни на стихи Р. Бёрнса «За полем ржи», П. Элюара «Музыкант» (на выбор). Решение кроссворда.
Зрительный ряд: Ян Вермеер «Художник в мастерской», В. Серов «Портрет Ф.И. Шаляпина», В. Тропинин «Портрет А.С. Пушкина»
5.Два великих начала искусства.
6.«Стань музыкою, слово!»
7.Музыка «дружит» не только с поэзией.
8.Заключительный урок - концерт
Песня
Песня – верный спутник человека. Мир русской песни. Песни народов мира. Слушание музыки: В. Баснер «С чего начинается Родина?», русская народная песня «Среди долины ровныя», «Ах ты, степь широкая», «Вечерний звон», Польская н.п. «Висла»; Г. Малер «Похвала знатока»; Ф. Мендельсон «Песня без слов» №14 (фр-т). Разучивание песен Ю. Тугаринова «Если другом стала песня», А. Александрова «Уж ты зимушка-зима». Дневник музыкальных наблюдений стр. 8.
Зрительный ряд: И. Шишкин «Среди долины ровныя», В. Поленов «Монастырь над рекой», И. Левитан «Вечерний звон».
9.Песня — верный спутник человека.
10.Мир русской песни.
11.Песни народов мира.
Романс
Романса трепетные звуки. Влияние русской поэзии на развитие романса. Внимание и любовь к окружающему миру – главная идея в русском музыкальном искусстве. Мир человеческих чувств. Проявление в романсах русских композиторов внутреннего мира человека, его счастья, мечты, одиночества. Слушание музыки: М. Глинка «Жаворонок», С. Рахманинов «Ночь печальна», Р. Шуман «В сиянье тёплых майских дней». Разучивание: М. Глинка «Жаворонок».
Зрительный ряд: И. Левитан «Цветущие яблони», «Весна. Большая вода»; И. Грабарь «Февральская лазурь».
12.Романса трепетные звуки.
13.Мир человеческих чувств.
Хоровая музыка
Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. Мир музыкальных образов хоровой музыки. Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов. Что может изображать хоровая музыка. Звуковое пространство хорового звучания. Слушание музыки: Р.н.п. «Есть на Волге утёс»; П. Чайковский «Отче наш»; Н. Римский-Корсаков «Вхождение в невидимый град», Г. Свиридов «Поёт зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина». Разучивание песен: канон «С весёлой песней»; кант XVIII века «Музы согласно».
Зрительный ряд: К. Юон «Вид Троицкой лавры»; В. Суриков «Посещение царевной женского монастыря», И. Билибин «Преображённый Китеж».
14.Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме.
15.Что может изображать хоровая музыка.
16. Заключительный урок - концерт
Опера
Самый значительный жанр вокальной музыки. Опера – синтетический вид искусства. Из чего состоит опера (либретто, увертюра, ария, инструментальные эпизоды). Слушание музыки: М. Глинка Увертюра из оперы «Руслан и Людмила», Н. Римский-Корсаков Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка», «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Разучивание: М. Глинка хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя», С. Баневич «Пусть будет радость в каждом доме…» финал из оперы «История Кая и Герды». Иллюстрации декораций.
Зрительный ряд: А. Головин «Портрет Ф. Шаляпина в роли Б. Годунова», М. Шишков «Сады Черномора»; А. Васнецов «Берендеевка», «Снегурочка». Дневник музыкальных наблюдений стр. 11.
17.Самый значительный жанр вокальной музыки.
18-19Из чего состоит опера.
Балет
Единство музыки и танца. Балет – результат совместного труда композитора, балетмейстера, художников, создающих костюмы и декорации, музыкантов, артистов балета. «Русские сезоны» в Париже. Связь балета с литературой и изобразительным искусством. Слушание музыки: М. Глинка Мазурка из оперы «Жизнь за царя» II д.; Ф. Шопен Мазурка ля минор. И. Стравинский «Русская», «У Петрушки» из балета «Петрушка»; П. Чайковский Вариация II из балета «Щелкунчик». Разучивание песен: Е. Адлер «Песня менуэта». Костюмы балетных персонажей.
Зрительный ряд: С. Сорин «Тамара Карсавина в «Шопениане»», Б. Кустодиев «Масленица», «Ярмарка», А. Бенуа «Петербургские балаганы».
20-21Единство музыки и танца.
22.«Русские сезоны в Париже».
Музыка звучит в литературе
Музыкальность слова. Многообразие музыки в литературе (поэзия, проза). Музыкальные сюжеты в литературе. Могучее, преобразующее воздействие музыки. Античность. Миф об Орфее. Слушание музыки: К. Глюк «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика». Разучивание песен: М. Яковлев «Зимний вечер»; М. Преториус «Вечер».
23.Музыкальность слова.
24.Музыкальные сюжеты в литературе.
Часть вторая. МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие жизни., разные искусства по-своему и независимо друг от друга воплощают одно и тоже жизненное содержание. Проанализировать каким образом в музыкальном и изобразительном искусстве создают одни и тот же образ. Сопоставить произведения живописи и музыки. Ввести понятие «Музыкальный пейзаж».
Образы живописи в музыке
Живописность искусства. Музыка – сестра живописи. Изобразительное искусство и музыка. Влияние изобразительного искусства на музыку. Музыкальные жанры, связанные с изобразительным искусством: симфонические картины, этюды-картины, музыкальные портреты. Изображение пространства в музыке: динамика. Понятия, общие для музыки и живописи: контраст, краска, колорит, оттенок, холодные и тёплые тембры, светлые и сумрачные тона. Слушание музыки: С. Прокофьев «Вариации Феи зимы» из балета «Золушка», О. Лассо «Эхо», П. Чайковский Концерт №1 для ф-но с оркестром II ч. (фр-т), М. Мусоргский «Два еврея, богатый и бедный». Разучивание песен: Г. Струве «Весёлое эхо», Е. Поплянова «Как поёшь?»
Зрительный ряд: И. Ромадин «Иней», А. Саврасов «Вид в швейцарских Альпах», К. Моне «Стог сена в Живерни», Э. Дробицкий «Жизнь и смерть».
25.Живописность искусства.
26.«Музыка — сестра живописи».
Музыкальный портрет
Может ли музыка выразить характер человека? Сопоставление музыки и картин. Слушание музыки: М. Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»; «Гном» из ф-ного цикла «Картинки с выставки». Разучивание песен: Г. Гладков «Песня о картинах». Иллюстрации к прослушанным произведениям.
Зрительный ряд: Н. Репин «Протодьякон».
27.Может ли музыка выразить характер человека?
Пейзаж в музыке
Искусство и природа неотделимы друг от друга. Природа – прекрасный образец для творчества художников, композиторов, писателей. Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов. Красочность, зримость, живописность. Отражение в звуках разнообразных впечатлений, которые дарит нам окружающий мир. Слушание музыки: П. Чайковский «Апрель. Подснежник», И. Стравинский «Поцелуй земли» вступление к балету «Весна священная», М. Равель «Игра воды»; К. Дебюсси «Облака». Разучивание песен: В. Серебренников «Семь моих цветных карандашей». Иллюстрации к прослушанным произведениям.
Зрительный ряд: В. Борисов-Мусатов «Весна», Н. Рерих «Поцелуй земли», К. Моне «Река в Аржантае», «Впечатление»; П. Сезанн «Гора Святой Виктории».
28.Образы природы в творчестве музыкантов.
29.«Музыкальные краски» в произведениях композиторов - импрессионистов.
«Музыкальная живопись» сказок и былин
Волшебная красочность музыкальных сказок. Роль сказки в музыке. Сказочные герои в музыке. Тема богатырей в музыке. Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко», П. Чайковский Па-де-де из балета «Щелкунчик», И. Стравинский «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица», М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» из ф-ного цикла «Картинки с выставки», А. Бородин Симфония №2 «Богатырская» I ч. (фр-т), М. Мусоргский «Богатырские ворота». Разучивание песен: С. Никитин «Сказка по лесу идёт», Былина о Добрыне Никитиче. Иллюстрация персонажа любимой музыкальной сказки.
Зрительный ряд: Б. Анисфельд Три эскиза костюмов к опере «Садко». А. Головин «Кащеево царство»; Л. Бакст два эскиза костюмов Жар-птицы, В. Васнецов «Бо-гатыри»; И. Билибин «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Знакомство с понятием «Музыкальность» картин. Музыка может изображать потому что у не есть свои краски. Знакомство с творчеством художников – импрессионистов, Проследить взаимосвязь музыки и живописи, через песенность и пейзажность русской народной песни. Взаимосвязь иконописи и музыки. Воплощение образа матери в светском и духовном искусстве.
30.Волшебная красочность музыкальных сказок.
31.Сказочные герои в музыке.
32.Тема богатырей в музыке.
Музыка в произведениях изобразительного искусства
Что такое музыкальность в живописи. «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия». Изображения музыкальных инструментов, музицирующих людей, портреты композиторов. Внутреннее состояние духа, сила творческой энергии, неповторимый внутренний мир великих музыкантов. Воплощение высокого и творческого начал личности. Слушание музыки: П. Чайковский Концерт для ф-но с оркестром №1 I ч. (фр-т). Разучивание песен: В. Синенко «Птица-музыка».
Зрительный ряд: Караваджо «Люнист», А. Аппиани «Парнас», Т. Ромбо «Песня», Э. Дега «Оркестр оперы», М. Пепейн «Придворный бал», Э. Делакруа «Портрет Шопена», И. Репин «М.И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила», И. Айвазовский «Наполеон на острове Святой Елены».
33.Что такое музыкальность в живописи.
34.«Хорошая живопись — это музыка, это мелодия». Подводим итоги.
Тематическое планирование
учебного предмета «МУЗЫКА» в 5 классе
1
-
Балет
2
-
Музыка звучит в литературе
1
-
Музыка и изобразительное искусство
12
9
1
2
-
Образы живописи в музыке.
2
-
Музыкальный портрет.
1
-
Пейзаж в музыке.
1
-
«Музыкальная живопись» сказок и былин.
4
-
Музыка в произведениях изобразительного искусства.
2
-
Подводим итоги
1
-
Заключительный урок
1
-
Итого:
34
Календарно - тематическое планирование
5 класс (34ч)
Тема года «Музыка и другие виды искусства»
Раздел Тема урока
Количество часов
Дата
Дата
I четверть (9 час.)
1.
Музыка рассказывает обо всём
1
2.
Древний союз
Истоки
1
3.
Искусство открывает мир
1
4.
Искусства различны, тема едина
1
5.
Музыка и литература
Слово и музыка
Два великих начала искусства
1
6.
«Стань музыкою слово!»
1
7.
Музыка «дружит» не только с поэзией
1
8.
Песня
Песня – верный спутник человека
1
9.
Заключительный урок. Мир русской песни
1
Вторая четверть (7ч)
10.
Песня
Песни народов мира
1
11.
Романс
Романса трепетные звуки
1
12.
Мир человеческих чувств
1
13.
Народная хоровая музыка.
Хоровая музыка в храме
1
14.
Что может изображать хоровая музыка
1
15.
Опера
Самый значительный жанр вокальной музыки
1
16
Из чего состоит опера
1
Третья четверть(11ч)
17.
Балет
Единство музыки и танца
1
18.
«Русские сезоны в Париже»
1
19.
Музыка звучит в литературе
Музыкальность слова
1
20.
Музыкальные сюжеты в литературе
1
21.
Музыка и изобразительное искусство
Образы живописи в музыке
Живописность искусства
1
22.
«Музыка – сестра живописи»
1
23.
Музыкальный портрет
Может ли музыка выразить характер человека?
1
24.
Пейзаж в музыке
Образы природы в творчестве музыкантов
1
25.
«Музыкальные краски» в произведениях композиторов – импрессионистов
1
26.
«Музыкальные краски» в произведениях композиторов – импрессионистов
1
27.
Заключительный урок
1
Четвертая четверть (7 часов)
28
«Музыкальная живопись» сказок и былин Волшебная сказочность музыкальных сказок
1
29.
Сказочные герои в музыке
1
30.
Тема богатырей в музыке
1
31.
Музыка в произведениях изобразительного искусства
Что такое музыкальность в живописи
1
32.
«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия»
1
33.
Подводим итоги
1
34.
Заключительный урок
1