Рабочая программа по музыке 7 класс Критская

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 4 городского округа Лосино-Петровский





Утверждено приказом

директора МБОУ СОШ № 4

от__________№________








Рабочая программа

по музыке базового уровня обучения

учащихся 7-х (а,б) классов










Составитель рабочей программы

Белоусова Анна Юрьевна









2016 – 2017 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Музыка» 7 (а,б) класс (базовый уровень) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС), примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, основной общеобразовательной программы школы, учебного плана.



1.Содержание курса «Музыка» для учащихся 7-х (а,б) классов


Учебный план МБОУ СОШ № 4 отводит на изучение курса «Музыка» в 7 классе 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю (34 учебные недели). Уровень обучения – базовый. Программа предназначена для учащихся 7-х «а», «б» классов.


Урок  1.  Классика и современность.  Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это  тот опыт, который  донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают  отношение автора к жизни.

   

Урок  2-3. В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин- Расширение и углубление знаний учащихся  об оперном спектакле, понимание  его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.


Урок  4-5. «Опера «Князь  Игорь».

  Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории.


Урок  6-7. «В музыкальном театре. Балет. 

 Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Значение синтеза различных искусств в балете. 

         

Урок  8 . Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.

Героические образы народов, населяющих регион 

 Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера. Развивать ассоциативно-образное мышление учащихся, актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение интонационного тезауруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства. 


Урок 9- 10.  В музыкальном театре. Мой народ - американцы. «Порги и Бесс».

Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).


Урок  11-12. Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире.          

 Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.


Урок  13.«Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. Всенощное бдение.       

  Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального обра

за.


Урок14. «Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. Главные связи.

Знакомство с фрагментами рок-оперы Э.-Л.Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы; драматургия развития и музыкальный язык основных образов рок-оперы. Приёмы драматургического развития в опере (повтор, контраст, вариационность).Средства драматургического развития музыкальных образов.


Урок 15-16. «Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» .«Гоголь-сюита».

 Изучение  особенностей  музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли в сценическом действии; выявление контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление знаний о взаимодействии

музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных  героев спектакля или его сюжетных линий.

.

Урок 17-18. «Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.

     Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.

  Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки.


Урок 19-20.«Камерная инструментальная музыка. Этюд ,транскрипция».

  Особенности развития  музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма); знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф.Листа и  Ф. Бузони;

Понятие «транскрипция»,  «интерпретация» .выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции; осмысление черт музыки эпохи романтизма.


Урок 21-22.Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном духе А. Шнитке».

           Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты стиля композиторов; «полистилистика».


Урок 23-24.«Соната. Соната№8 (патетическая) Л.Бетховена. Соната №2 С.С.Прокофьева. Соната № 11 В. А. Моцарта

     Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»;особенности сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: Л.ван Бетховена, В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева.


Урок  25 - 29 . Симфоническая музыка.

 Знакомство  с шедеврами русской музыки, понимание формы «сонатное аллегро»

на  основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках; расширение представлений учащихся об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.               

 

Урок 30-32.Симфоническая картина . «Празднества» К.Дебюсси». Инструментальный концерт

Закрепление представлений учащихся о стиле «импрессионизма»; актуализировать музыкально-слуховые представления о музыке К.Дебюсси; анализ приёмов драматургического развития в симфонической картине «Празднества», сравнить музыкальный язык «Празднеств» с другими сочинениями на тему праздника.


Урок 33-34.Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит!

           Систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить представления учащихся о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре; познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции. Презентации исследовательских проектов учащихся.  Обобщение  фактических знаний учащихся, применение и приобретение новых знаний путём самообразования.


2. Результаты освоения учебного предмета

К концу 7 - го класса обучающиеся должны:


  • наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;

  • понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;

  • выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;

  • понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;

  • осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.

  • разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

  • определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;

  • применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.







УЧЕБНО-тематический план

урока

Тема

Кол-во часов


1

Классика и современность

1

2-3

В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин»

2

4-5

Опера «Князь Игорь».

2

6-7

В музыкальном театре. Балет.

2

8

Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.

1

9-10

В музыкальном театре. Мой народ – американцы. «Порги и Бесс»..

2

11-12

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире..

2

13

Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. Всенощное бдение.

1

14

Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы. Главные связи.

1

15-16

Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита».

2

17-18

Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.

2

19-20

Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция.

2

21-22

Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном духе А. Шнитке.

2

23-24

Соната. Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната № 2 С.С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта.

2

25-29

Симфоническая музыка.

5

30-32

Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси. Инструментальный концерт.

3

33-34

Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит.

2

Итого


34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока


Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности
ученика

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки прохождения темы





1

Классика и современность

Определять роль музыки в жизни человека.

Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель).

Эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки. Обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора.

Выявлять особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей.

Выявлять (распознавать) особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной выразительности.

Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации.

Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации.

Использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования.

Решать творческие задачи.

Участвовать в исследовательских проектах.

Выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства.

Анализировать художественно- образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.

Осуществлять поиск музыкально- образовательной информации в справочной литературе и Интернете в рамках изучаемой темы.

Самостоятельно исследовать творческие биографии композиторов, исполнителей, исполнительских коллективов.

Собирать коллекции классических произведений.

Проявлять творческую инициативу в подготовке и проведении музыкальных конкурсов, фестивалей в классе, школе и т.п.

Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования.

Заниматься музыкально-просветительской деятельностью с младшими школьниками, сверстниками, родителями, жителями микрорайона.

Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в процессе освоения содержания музыкальных произведений.




2-3

В музыкальном театре. Опера.

Опера «Иван Сусанин»




4-5

Опера «Князь Игорь».




6-7

В музыкальном театре. Балет.




8

Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.




9-10

В музыкальном театре. Мой народ – американцы. «Порги и Бесс».




11-12

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире.




13

Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса.Всенощное бдение.




14

Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы. Главные связи.




15-16

Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита».




17-18

Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи.

Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.).

Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.

Называть крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи).

Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров.

Анализировать и обобщать жанро- во-стилистические особенности музыкальных произведений.

Размышлять о модификации жанров в современной музыке.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Самостоятельно исследовать творческую биографию одного из популярных исполнителей, музыкальных коллективов и т.п.

Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.

Импровизировать в одном из современных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение.

Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов.

Самостоятельно исследовать жанровое разнообразие популярной музыки.

Определять специфику современной популярной отечественной и зарубежной музыки, высказывать собственное мнение о ее художественной ценности.

Осуществлять проектную деятельность.

Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др.

Использовать различные формы музицирования и творческих заданий для освоения содержания музыкальных произведений.

Защищать творческие исследовательские проекты





19-20

Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция.




21-22

Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном духе А. Шнитке.




23-24

Соната. Соната № 8 («Патетическая») Л.Бетховена.

Соната№2 С.Прокофьева.

Соната № 11 В. Моцарта.




25-29

Симфоническая музыка.




30-32

Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси. Инструментальный концерт.




33-34

Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит.







Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


1.Учебник «Музыка» 5 класс Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Просвещение 2012

2.Учебник «Музыка» 6 класс Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Просвещение 2012

3..Учебник «Музыка» 7 класс Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Просвещение 2013

4. «Музыка» 5 класс Хрестоматия музыкального материала Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Просвещение 2013


5. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 класс». Диск MP3. / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

6. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс». Диск MP3. / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

7. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 7 класс». Диск MP3. / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

8.. Поурочные разработки «Уроки музыки» 5-6 кл. по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. Москва «Просвещение» 2012

Экранно-звуковые пособия

1 Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке

2Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов

3 Видеофильмы с записью фрагментов из опер и балетов, мюзиклов

4 Видеофильмы с записью фрагментов хоровых и оркестровых коллективов

Учебно-практическое оборудование

Фортепиано




Согласовано:

Протокол заседания ШМО

учителей художественно-эстетического

цикла от 27 августа 2015 г. № 1

Руководитель ШМО

______________________Г.Д. Катышева

«____» _______________ 2016 г.



Согласовано:

Заместитель директора школы

по учебно-воспитательной работе

_____________ Е.И.Обертынская

«____» _______________ 2016 г.